Меню

Виктор пелевин непобедимое солнце 2020

Непобедимое солнце. Книга 1

Скачать книгу

О книге «Непобедимое солнце. Книга 1»

Казалось бы, какое отношение имеет древний культ поклонения Солнцу к нашим дням? Оказывается, что самое прямое, ведь и в XXI в. есть люди, которым далеко не безразличны такие солнцепоклонники как Аврелиан или же Митра. С их именами связаны многие события, происходящие в наши дни. «Непобедимое солнце. Книга 1» Виктора Пелевина – это первая часть романа, посвященного поиску ответа на вопрос о связи культа Солнца и нашего времени. Это книга, которая вызывает вопросы, дает ответы, но их нужно уметь обнаружить и осмыслить.

Главная героиня – Саша. Ей тридцать лет, живет в Москве, и она хипстерша. Однажды отец дарит ей крупную сумму денег. Получив их, девушка решает отправиться в путешествие по святым местам. Его ей на горе Аруначале обещал лично Шива. Полученный от него знак ведет Сашу в Стамбул, в храм Святой Софии. Здесь Саша получит новые указания, направленные на то, чтобы стать тем человеком, от которого будет зависеть судьба Вселенной.

Во время своего путешествия молодая женщина встречает римских императоров, проституток, историков-некроэмпатов и других не менее интересных людей. Кроме того, перед ней раскроются многие тайны. Она, например, узнает о том, что Илон Маск считает цифровой симуляцией и является ли она тем самым Мiром Божьим, который признает Святая церковь. Как изменится Саша к концу своего путешествия, можно узнать, до конца прочитав эту загадочную книгу.

Произведение относится к жанру Современная русская литература. Оно было опубликовано в 2020 году издательством Эксмо. На нашем сайте можно скачать книгу «Непобедимое солнце. Книга 1» в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.17 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Источник

«Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги». Вышел новый роман Виктора Пелевина — о молодой женщине в поисках вечности

Не знаю, какие вибрации улавливает Виктор Пелевин, но в чутье ему не откажешь. От него каждый год ждут литературного переосмысления новостной повестки, некой квинтэссенции сегодняшнего дня,+ завернутой в вечность. В год пандемии, которую невозможно было предсказать, Виктор Олегович сделал ход конем — написал роман о вечности и заранее продумал кульминацию, в которую, как в универсальный разъем, встраивается любой новостной сюжет. Вселенная изобретательность своего Золотого уха оценила — и, как хороший соавтор, позаботилась о развязке подходящего масштаба. (Если коронавирус — всего лишь круги на воде, представьте, каков был камень.)

«Непобедимое солнце» — роман в романе. Часть внешняя, современная, строится как спонтанное путешествие москвички Саши Орловой, подаренное ей богатым папой на тридцатилетие. Часть внутренняя — древнеримская — отправляет нас в начало третьего века нашей эры, во времена правления императора Каракаллы и взросления жреца Солнца, юноши Вария Авита, ставшего позже императором Элагабалом.

Когда-то на горе Аруначала Саша пережила счастье встречи с танцующим Шивой. Верить в него она толком не верила, но следующие пять лет, медитируя, помнила, что ей сулили «особенный путь под личным руководством бога». Так что юбилейное «путешествие, которое опирается само на себя и не нуждается ни в чем другом» довольно быстро обретает для Саши смысл и конкретную цель. В Стамбуле на экскурсии по храму Святой Софии незадолго до превращения православного собора в мечеть (это прозорливый Пелевин тоже успеет зарифмовать с сюжетом романа) Саша знакомится с умной очаровательной дамой по имени Со и попадает на яхту AUrora, где Со и ее богатый муж Тим собирают небольшие разношерстные компании довольно любопытных молодых людей.

В начале романа мир еще живет по понятным законам, так что молодые люди разрабатывают анархистские эмодзи для айфона и носят футболки с логотипом «Goolag»

Собственно, разговоры на яхте под косячок — это и есть та злободневно-развлекательная часть романа, которую так ждут любители пелевинской сатиры. Корпоративные анархисты из Штатов продвигают «дезолоджи» — идеологию вместе с дизайном — продуманный идеологический дизайн, который «будет раскрывать себе навстречу человеческое сердце, а потом закачивать в это сердце культурный код, полезный для больших корпораций». В начале романа мир еще живет по понятным законам, так что молодые люди разрабатывают анархистские эмодзи для айфона и носят футболки с логотипом «Goolag», передавая привет курившим пятилетний план героям постсоветской «Жизни насекомых». Русский историк, затевая спор, от рассуждений об общем происхождении слов slave (раб) и славянин довольно резво доходит до мысли о том, что корпоративные медиа и Голливуд — главный и единственный легитимный источник зла на планете, и бодро критикует российские СМИ. Пожилая трансгендерная архатка (не спрашивайте) рассуждает о благородных истинах буддизма, ну и так далее.

Читайте также:  Как кроить полтора солнца

Новые гендерные отношения и новая же лингвоэтика (фразу героини my pronouns are fuck/you точно стоит взять на вооружение), жаркое обсуждение умирающего патриархата и торжество умного феминизма, сатирическая история о судьбах России, составленная из «кликбейтных заголовков» узнаваемого крупного СМИ, шуточки над Гретой Тунберг и насмешливый разбор всех воспетых просветлений и медитаций разом (ведь они действуют по одной и той же схеме — «предлагают много разных табличек с надписью «Окончательная Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги»», а возле таблички «стоит лопата — и инструкция «копать сто лет»») — все это в романе есть. Но роль играет по большому счету декоративную и развлекательную — остроумные и актуальные высказывания и рассуждения о насущном для писателя не самоцель.

«Непобедимое солнце» — размышление о том, как создан мир, как дух и материя соединены друг с другом, как воспринимают нашу жизнь боги и что способны постичь люди

«Непобедимое солнце» не просто роман идей, как это обычно бывает у Пелевина, а скорее историко-философский роман одной Идеи об устройстве этого мира. Как только Саша Орлова встретит среди собранной на яхте молодежи парня, глубоко погруженного в римскую историю и в руках у героини окажутся две древние маски — Луны и Солнца — произойдет самое интересное. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой (зачеркнуто), шагом воина и избранника богов войдет в роман будущий император Каракалла и начнется блестящая книга, которую Пелевин, судя по всему писал не год и не два. (Перекличка с Булгаковым только подчеркивает идею эха, которую Пелевин последовательно развивает в романе).

«Непобедимое солнце» — размышление о том, как создан мир, как дух и материя соединены друг с другом, как воспринимают нашу жизнь боги и что способны постичь люди. Идеи, которые Пелевин так или иначе обкатывал во всех предыдущих книгах, приобрели новую законченную форму и пришли к изящному общему знаменателю.

Историческое погружение в эпоху, а точнее, то, что сам Пелевин называет в романе некроэмпатией — когда «пытаешься понять какого-нибудь очень давно умершего человека, принимая его форму», ему тоже удалось. Римские сцены видишь так, будто героиня, надевая одной рукой древнюю маску, другой предлагает читателю VR-очки. Словом, философские и исторические части «Непобедимого солнца» подогнаны друг к другу плотно, как пролеты мраморной лестницы, по которой танцующий для богов мальчик сходит в Аид в одной из самых ярких сцен. И вообще роман так ладно устроен, так не по-пелевински сюжетен и динамичен, что уже упомянутую авторскую цитату «Окончательная Эксклюзивная Разгадка Всего За Смешные Деньги» можно смело выносить на обложку, причем без всякой иронии.

Возникает закономерный вопрос: что же, Пелевину удалось написать свой новый лучший роман? Почти.

Грабли, на которые он наступает практически каждый год, все-таки привязаны к его писательским ногам теми же прочными нитями, что и великие идеи. Пелевина опять подводит главный герой. Хотя в «Непобедимом солнце» впервые появляется главная героиня, причем не карикатурная, а весьма обаятельная, искренняя, вскормленная, видимо, тем сочувствием к феминизму, которое проскакивало в «iPhuck10», — одного сочувствия недостаточно, чтобы превратить персонажа в героя. Возникшая из ниоткуда Саша Орлова, о бойфрендах которой мы знаем больше, чем о ней самой, частенько бывает схематична и неправдоподобна. Давно ли вы встречали обеспеченную тридцатилетнюю москвичку без особых занятий, которая направо и налево цитирует Гребенщикова, «Сплин» и Земфиру, к месту и не к месту поминает Сталина, ностальгирует по запахам пионерлагерной столовки, а чтобы организовать поездку в Стамбул, звонит в «знакомую турфирму».

Жаль, что Виктор Олегович, добровольно-принудительно отрезанный от своей аудитории, не может спросить на страничке в фейсбуке, станет ли героиня, попивая зеленый чай, думать о своем месте в мире словами Саши Васильева: «Какой-то старик спит и видит таблицу, и в этой таблице я между бором и литием». Ему бы тут же накидали в комментариях песен, фильмов и книг, из которых на самом деле складывается культурный код поколения девяностых, и Саша Орлова стала бы ближе к реальности. А так роман, будто бы написанный тридцатилетней обеспеченной блондинкой, думающей, что она Пелевин-буддист-философ, все равно оборачивается текстом 58-летнего Пелевина, решившего, что он разбирается в молодых женщинах.

Давно ли вы встречали обеспеченную тридцатилетнюю москвичку без особых занятий, которая направо и налево цитирует Гребенщикова, «Сплин» и Земфиру?

И все-таки, по сравнению с картонными хипстерами из «Любви к трем цукербринам» и схематичными представителями офисного планктона из прошлогоднего «Искусства легких касаний», которых четверокурсники журфака на семинарах заклеймили дружным «не верю», девушка Саша вполне себе живая и чувственная. Пелевин даже проявляет по отношению к ней несвойственную для себя чуткость и прячет романтику и нежность между фигурами умолчания и вербальными описаниями эмодзи. Эта едва уловимая деликатность, разлитая, благодаря Саше, по всему тексту, смягчает и очеловечивает весь роман.

Читайте также:  Пришвин кладовая солнца художественные средства

Ну и главное про тридцатилетних Пелевин, пожалуй, понял: повзрослело поколение, которое не боится спрашивать. Саша не стесняется не знать. Столкнувшись с чем-то впервые, она пожмет плечами и спросит у того, кто, по ее мнению, может разбираться, — от «гугла» до бога. Это естественное право задавать вопросы и получать ответы, доступное прежде только жрецам и цезарям, дает колоссальную свободу. И позволяет менять этот мир, разрушая старый порядок и создавая мир заново.

Источник

Солнце мое, взгляни на меня: стоит ли читать «Непобедимое Солнце» Виктора Пелевина

С сегодняшнего дня в магазинах новая книга Виктора Пелевина «Непобедимое Солнце», герои которой находят связь между устройством современного мира и древним культом Солнца. Егор Михайлов пытается понять, что представляет из себя Пелевин в 2020 году — и почему мы продолжаем его читать, несмотря ни на что.

Тридцатилетняя Саша, то ли чтобы обуздать надвигающийся кризис среднего возраста, то ли просто помирая от скуки, отправляется в духовное путешествие. Как ни странно, не в Индию (в Индии она уже бывала), а в Турцию. Там Саша после краткой и с большой любовью описанной прогулки по Стамбулу обоснуется на огромной яхте под названием AUrora. На яхте тусуется толпа персонажей — хотя большинство из них, конечно, наскоро нарисованы на картоне, переработанном из старых пелевинских романов: анархо-капиталисты, трансгендерная архатка, невнятный правый активист, напоминающий нейросеть, обученную на твиттере Михаила Светова, и прочие.

Дальше — обычный Пелевин: десятки страниц более или менее остроумных диалогов, брошюры об истинном назначении эмодзи, редкие, но бодрые вылазки за пределы яхты, еще больше диалогов. И, наконец, стремительное путешествие сначала на Кубу, а оттуда — на Канары навстречу к гран-финалу с обязательным рассуждением о бабочке и Чжуан-Цзы. Как всегда, Пелевин много каламбурит, но из книги в книгу каламбуры все более ленивые. На первой же странице рассказчица шутит про симпатическую и симпатичную магию, дальше планка юмора повышается, но ненамного: «Google — Goolag», очень свежо. Как всегда, высказывается по поводу всех приходящих ему на ум важных тенденций — и эта отработка повестки в «Непобедимом Солнце» выглядит как никогда натужно.

Во-первых, невозможно понять, что же думает обо всем этом сам Пелевин: он раздает провокационные монологи о Black Lives Matter, ЛГБТ-активизме и феминитивах персонажам, которые оказываются то ли носителями мыслей автора, то ли злой пародией — сквозь мутное стекло иронии ничего не разглядеть, и провокации эти особенно даже не могут никого обидеть, тем более восхитить.

Во-вторых, Пелевин с реальностью, похоже, существуют уже совершенно параллельно. Один из его персонажей, кажется, отчасти срисованный с Феликса Бондарева, пишет роман по кликбейтным заголовкам (этот фрагмент романа похож на скриншот с Breaking Mad).

Это его личная платоновская пещера: наблюдая тени на стене, сложно адекватно описать тех, кто эти тени отбрасывает. Хотя на это Пелевин, вероятно, ответит, что иллюзии второго порядка не сильно отличаются от иллюзий первого порядка.

В-третьих, искусственность построения становится еще очевиднее, когда в нарочито современном тексте тридцатилетняя рассказчица цитирует Упячку и шутит про сериал «Богатые тоже плачут». Несмотря на отсылки к последнему эпизоду «Звездных войн» и прочие кивки читателям, современность Пелевина, видимо, во многом законсервировалась примерно в тех же десятилетиях, когда выходили последние его книги, которых читатели и критики ждали не по привычке, а по любви. «Ты читала «Лайлу» Пирсига? Хотя да, совсем другое поколение…»— вздыхает одна из героинь «Солнца», а мы слышим вздох самого Пелевина о том, что выросла молодая шпана, которая Роберта Пирсига помнит в лучшем случае по треку 2hCompany.

Читайте также:  Кроссворды по произведению кладовая солнца

Ну и в-главных, Ахилл наконец обогнал черепаху: Пелевин окончательно перестал успевать за реальностью, модераторы которой в 2020 году решили сразу жать на все клавиши. Он еще шутит про белорусский пармезан — а читатель уже в курсе, что в Беларуси происходит что‑то гораздо более интересное. Он острит про Эрдогана — а подробности русско-турецких отношений кажутся предметом почти античного прошлого. Не говоря уже о лунной и солнечной масках, которые играют в романе ключевую роль: летом 2020 года у всех на устах (в прямом смысле) совсем другие маски. Нет, почти полный отказ от разговора о коронавирусе и карантине — осознанный выбор автора, но в целом не оставляет ощущение, что Пелевин перестал успевать за миром, но по инерции продолжает бежать.

Зачем же все это читать? Генеральный сюжет, обсасывающему горячие — хотя скорее остывшие — новости, Пелевин по традиции перемежает второстепенным. В данном случае сюжет про римских императоров и их отношения с солнечным божеством замешивается на суфийских практиках. Стоит Саше нацепить ритуальную маску, слово передается сперва Каракалле, после — его бастарду Гелиогабалу, а сам Пелевин, сбросив с ног оковы актуальности и сиюминутности, пускается в такое вдохновенное кружение, что дервиши и Шива уважительно кивнут. Этот роман в романе — действительно, пользуясь выражением самого автора, «нормальное маленькое чудо», почти оправдывающее раздутое и сонное полотно, которое он пронизывает золотой нитью.

Один из лучших эпизодов романа — финал первой части, когда беглый египтянин Ганнис учит юношу искусству танца.

— Не старайся это понять. Просто танцуй.

— Но я хочу понять, — сказал я.

— Тогда станцуй и это тоже.

Чуть позже Ганнис говорит мальчику: «Чем меньше слов, тем вернее преодолеют они океан времени». В «Непобедимом Солнце», как всегда у Пелевина, есть моменты прекрасной легкости, но в целом этот семисотстраничный том тяжеловат не только на вес. Кажется, в океане времени он пойдет ко дну до обидного скоро.

Дочитав до этого места, вы вольны справедливо воскликнуть — а за каким же тогда чертом мы вообще каждый год обсуждаем нового Пелевина, неизбежно выходящего с пунктуальностью солнечных часов? Никто давно уже не ждет от Виктора Олеговича возвращения к форме, а воспоминания о былом вызывают только печаль. Читаешь о том, что «Каракалла умер на пути к Луне, прямо как советский космонавт», и хочешь немедленно бросить новый роман, чтобы перечитать скорее «Омон Ра». Почти все сходятся на том, что из предыдущих трех книг Пелевина можно было бы соорудить в лучшем случае одну хорошую (хотя у всех разное мнение о том, сколько в этом франкенштейновом монстре должно быть процентов «iPhuck», а сколько — «Фудзи»). И, тем не менее, дописывая эти строки, я знаю, что 27 августа у каждого из моих коллег найдется несколько снисходительных или саркастичных слов по поводу нового романа.

Помимо прочего, название «Непобедимого Солнца» напоминает о «Победе над Солнцем» — опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых, впервые поставленной в 1913 году. За год до этого Крученых, Маяковский и другие футуристы предложили сбросить — точнее, бросить — «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Виктора Пелевина, некогда безусловно главного русскоязычного автора, уже много лет подряд критики сбрасывают с парохода современности. Но пароход оказывается многопалубным — и писатель каждый раз под все более усталое улюлюкание отправляется не за борт, а на другую палубу, а через год все повторяется. И пока гребное колесо сансары движется, палубам не видно конца. Вот так и выглядит наш с вами мейнстримовый литературный процесс: Пелевина все сбрасывают и сбрасывают, а он все летит и летит.

Источник

Adblock
detector