Меню

Вид московского кремля при луне саврасов

Самые известные картины Саврасова

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897), русский художник, член Товарищества передвижников долгое время был незаслуженно «забыт». Даже Александр Бенуа отзывался о нём, как о художнике, случайно написавшим одну восхитительную картину «Грачи прилетели». И что ни до, ни после неё Саврасов больше ничего примечательного не создал. Конечно, это не так. Картины Саврасова представляют огромную художественную ценность не только для нашей страны.

Был и успех, и признание, но потерпев ряд неудач в личной жизни, пережив смерть троих детей, он стал пить. Его уволили из училища, где он преподавал живопись. К концу жизни Саврасов прозябал в нищете, болел и нещадно пил. Его работы потеряли воздушность и стали мрачными. Но всё же, Саврасов А.К. считается признанным выдающимся пейзажистом с огромной русской душой, певцом русской природы.

Самые знаменитые работы Саврасова:

Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (1851)

Молодой художник ещё находится под влиянием итальянской школы. Пейзаж просто сказочный: Белокаменный Кремль сияет в самом центре картины, утопая в клубящихся синих облаках. Кипящее и клокочущее небо занимает большую часть картины. Его красота и сила подчёркивается необычным световым решением. Сильный ветер треплет ветви старого дуба. Вот-вот начнётся гроза. На переднем плане покосившийся шалаш. Женщина спешит укрыться от непогоды. Эта картина уже заявляет о таланте молодого живописца.

Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)

Этот великолепный и мастерски исполненный пейзаж раскрывает фантастическую природу окрестностей Северной столицы. Огромные валуны, принесённые на равнину древним ледником, красуются на переднем плане. Они покрыты мхом и прекрасно вписываются в пейзаж опушки леса. Старый дуб раскинул над валунами свою крону. Его листья купаются в солнечных лучах, и на фоне тёмного соснового леса смотрятся изысканным кружевом.

Ранняя весна. Половодье (1868)

«Весеннее половодье» Саврасова А. К. — лёгкая, свежая картина. Огромное небо насыщено легчайшими оттенками сиреневого, жёлтого, белёсо-голубого оттенков. Оно встречается на горизонте с бескрайней водой, затопившей всё вокруг. Небольшие островки земли, на которых ютятся берёзы, разделяют полотно на две неравные части. Нижняя треть полотна тёмная, холодная. В гладкой весенней воде отражаются голые деревья. Красота этого весеннего явления передана Саврасовым очень тонко.

Лосиный остров в Сокольниках (1869)

Это первая картина, которая принесла настоящий успех Саврасову. Сейчас Сокольники и Лосиный остров не узнать. Они находятся в центре огромного мегаполиса, а раньше это были задворки старой Москвы. И художник предоставил нам возможность ощутить ту необычайную красоту, которая царила раньше на этом месте.

Эта картина завоевала первую премию на выставке 1871 года и имела название «Сокольники». Её сразу приобрёл Третьяков, а уже только это давало высокую оценку картине. Спустя некоторое время, на выставках передвижников она представлялась уже как «Лосиный остров в Сокольниках». Эта картина была написана Саврасовым в период творческого подъёма.

Его увлечение реализмом смогло передать и огромные масштабы русского пейзажа, и его монументальную красоту. Всё внимание отдано огромным вековым соснам. Дивный лес уходит за горизонт. Перед лесом — открытый луг, на котором пасутся коровы. Рваные берега болота на переднем плане сочетаются с пасмурным небом и придают картине тревожности. Одинокое деревце на месте старой вырубки намекает на перемены, которым подвержен старый лес. По мнению редакции most-beauty.ru, это самая красивая картина Саврасова.

Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода (1871)

Великая река Волга привлекла Саврасова своим величием и красотой. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» — самая большая из работ «волжской серии» художника.

Перед зрителем предстают бескрайние просторы реки Волги. На песчаном берегу раскинулся провинциальный городок, на окраине которого виднеются белые строения монастыря. На переднем плане в правом углу картины по крутому склону поднимается берёзовая роща. Небо занимает третью часть полотна, так как художник хотел показать красоту и величие реки, её огромные просторы.

Эта картина возымела успех и получила заслуженную награду — первую премию на живописном конкурсе. Она также была приобретена Третьяковым. Сейчас она находится в музее Нижнего Новгорода.

Кстати, о самых красивых пейзажах читайте статью на нашем сайте.

Грачи прилетели (1871)

«Грачи прилетели» — самое знаменитое полотно Саврасова. После выставки её сразу же приобрёл для своей галереи П. Третьяков.

За основу картины был взят живописный вид села Молвитино. В канун весны, когда ещё сильно дыхание зимы, в воздухе появляется неуловимый запах пробуждения природы. В это время прилетают грачи. Это первые предвестники уходящих холодов и наступления тепла. В это время тает снег, начинают наливаться соком деревья, набухают почки.

Всё это буйство и великолепие искусно передал Саврасов. Эта картина — настоящий гимн красоте русского пейзажа. Здесь архитектура и природа создают великолепный оркестр, в котором каждая деталь играет свою роль. Радость прихода весны, возрождения проникает в самое сердце.

Читайте также:  Луна проходит один знак за

Просёлок (1873)

Небольшая (57×70 см) картина «Просёлок» — восхитительна. Этот шедевр — песня, посвящённая незатейливому русскому пейзажу. Она является частью собрания Третьяковской галереи.

Вначале Саврасов постеснялся выставлять её на всеобщее обозрение. Он считал её простой и недостойной широкой публики. Долгое время, практически 20 лет, она находилась у друга художника. Но когда её всё-таки выставили, она произвела необычайное впечатление. Критика этой картины была похвальной.

Распутица русских дорог оказалась необычайно живописной. Прошёл сильный летний дождь. Дороги развезло. Грозное небо сменяется тёплыми оттенками. На горизонте показались лёгкие жемчужные облака, и лучи солнца пытаются пробиться из-за туч. Они отражаются в лужах и ручейках просёлочной дороги. Цвет воды, грязь переданы так реалистично и колоритно, что приходится удивляться мастерству художника.

Бесконечные просторы пейзажа подчёркивают шесть раскидистых неказистых деревьев, растущих вдоль дороги. Они добавляют в пейзаж динамичность перспективы.
Художник мастерски передал свежесть после вечернего летнего дождя, чем доказал, что любая погода только подчёркивает красоту пейзажа и создаёт его настроение.

Зима (Конец 1870-х — начало 1880-х годов)

Этот период творчества был у Саврасова сложным. Его жизнь шла под откос, он запил. Редко из-под кисти художника появлялась удачная картина.

Тёмное, тяжёлое насыщенное небо давит на низкий горизонт. Бескрайняя дорога делит пейзаж на две части. Слева вдалеке виднеется лес, справа — бескрайняя равнина. На переднем плане одиноко стоящие берёзы и редкие кусты. Белая полоса на горизонте подчёркивает нависшее свинцовое небо. Снег равнины грязный, жёлто-коричневый, как после оттепели. Вот-вот пойдёт то ли дождь, то ли мокрый снег.

Картина драматичная и нерадостная. Эта колоритная, зрелая и уникальная работа очень тонко передаёт и настроение художника, и состояние природы.

Художник в этой картине нашёл отражение своей жизни. Безудержная тоска, смерть детей, разрыв с женой, одиночество. Саврасов — это одинокая сосна за обочиной дороги, с обломанными ветвями.

Распутица (1894)

Саврасов часто изображал раннюю весну, когда сходит снег и на дорогах царствует распутица. Художник изобразил пейзаж села Покровское. Композиция картины необычна. Широкая разбитая весенняя дорога уходит вдаль от левого края картины. Вдали виднеются аккуратные домики. Их крыши ещё покрыты снегом. По обе стороны дороги белесая берёзовая роща укрыта лёгким инеем.

Саврасов точно уловил незаметный переход от зимнего состояния природы к весне. Картина пронизана свежим воздухом, а яркий кусочек неба предрекает скорое тепло.

Послесловие

Даже если бы Саврасов написал только одну картину «Грачи прилетели», и у него не было бы других замечательных работ, всё равно, это сделало бы его великим русским пейзажистом. Этот шедевр до сих пор остаётся памятником величия и красоты русской природы. Он золотыми буквами вписал имя Саврасова в ряд лучших русских живописцев.

Мы не могли выделить из огромного числа прекрасных картин Саврасова всего лишь несколько лучших, поэтому решили добавить ещё с десяток прекрасных пейзажей.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (805)
  • 19 век (98)
  • Бунин (55)
  • Чехов (29)
  • Достоевский (27)
  • Лев Толстой (22)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (13)
  • Лесков (11)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (609)
  • Поэты XIX века (140)
  • Лермонтов (31)
  • Рубцов (24)
  • Заболоцкий (23)
  • Анненский (18)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (592)
  • Цветаева (131)
  • Блок (75)
  • Ахматова (54)
  • Гумилёв (47)
  • Мандельштам (36)
  • Бальмонт (22)
  • Есенин (19)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (2)
  • композиторы и дирижёры (444)
  • Бетховен (48)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (22)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Бах (10)
  • Дебюсси (9)
  • Сибелиус (6)
  • Лист (2)
  • живопись (435)
  • Голландия (37)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (386)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (17)
  • Коровин (14)
  • Левитан (12)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Иван Шишкин (7)
  • Васнецовы (6)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (367)
  • Ростропович (12)
  • Художники и картины (338)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (299)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (278)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (18)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (255)
  • Тарковские (58)
  • Артисты (239)
  • Русские композиторы (224)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (17)
  • Мусоргский (15)
  • Свиридов (15)
  • Глинка (11)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (221)
  • Есть женщины . (212)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (208)
  • Иван Толстой (29)
  • опера (193)
  • История России (191)
  • Цветы и поздравления (188)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (184)
  • На здоровье (180)
  • Наши . (175)
  • Шукшин (22)
  • Платонов (16)
  • Шаламов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (12)
  • Научно-популярное (172)
  • Наша Земля (171)
  • танцовщики (150)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (141)
  • Замечательные люди (130)
  • 1812, 1945 (129)
  • Герои 1812 (16)
  • Города и памятники (127)
  • Пушкин (126)
  • Cкульптура (126)
  • Микеланджело (21)
  • Великие балерины (125)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (121)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Авангард (98)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Природа. Животные (98)
  • Русские не в России (96)
  • Борис Зайцев (8)
  • Еда (92)
  • Фотографии (90)
  • Аудиокниги (83)
  • Кто мы (81)
  • Наша родина (79)
  • Наука (76)
  • Славянская культура (75)
  • Пастернак (69)
  • О Японии (68)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (59)
  • Балетмейстеры (52)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (4)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (42)
  • Архитектура (41)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (34)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (30)
  • Шестидесятники (14)
  • Аксёнов (7)
  • справочники (13)
  • Мудрые . (12)
  • Рюриковичи (8)
  • Возрождение (6)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)
Читайте также:  Девушка ангел при луне

Цитатник

Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.

Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.

✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.

. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .

✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Ко дню рождения Саврасова Алексея Кондратьевича

Воскресенье, 24 Мая 2015 г. 14:44 + в цитатник

Василий Перов. Портрет художника Алексея Саврасова, 1878

Алексей Кондратьевич Саврасов — художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Конечно, и до Саврасова в России были пейзажисты. Но их произведения более походили на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего общего с родиной, русским духом. Именно Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля. В 1871 он выставил на Передвижной выставке небольшую картину «Грачи прилетели». Теперь эта картина вошла в нашу жизнь наравне со стихами Пушкина.

Иван Крамской писал тогда:

«Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Становление художника происходило очень быстро. Уже в 1848 он не только «копировал с Айвазовского, написал два небольшие вида с Воробьевых гор», но и был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, «представивший лучшие эскизы». В следующем, 1849 он по совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева совершил поездку на Украину, результатом которой стал ряд работ, заставивших критиков говорить о молодом живописце как о надежде русского искусства.

Через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850). В этих работах уже в полную меру стала ощутима присущая душе этого высокого, физически сильного, но скромного и стеснительного купеческого сына чуткость к красоте, способность возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы.

«Камень в лесу у разлива». 1850

«Камень в лесу у Разлива», быть может, несколько неуклюжа по композиции, но очень привлекательна ощутимым в ней непосредственным, каким-то аксаковским интересом к жизни таинственного тенистого лесного уголка, пафосом первооткрытия подробностей жизни природы.

Чрезвычайно интересны «виды из окрестностей московских», исполненные Саврасовым летом 1850 в имении его покровителя Лужина Кузьминки близ станции Влахернская (ныне — Икша). Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего осветления, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения «тихие и беспорывные, как русская природа» (Гоголь о «деревенских» стихотворениях Пушкина). Но если у Венецианова поэтика носила более идиллический, условный характер, то Саврасов, сохраняя поэтичность мировосприятия, переводит изображение из «бытийственного» плана в реально-бытовой.

«Печерский монастырь под Нижним Новгородом». 1871

«К концу лета на Волге». 1873

Русской ржи от меня поклон,
Полю, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце.

Ты в погудке дождей и бед —
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь мои — обе заняты.

«Весна. Огороды». 1893

«Ранняя весна. Берёзы у реки». 1893

Николай Третьяков о Саврасове: «Вся природа представляется… одухотворенной стихией света»

Из неизданных лекций профессора МГАХИ и ВГИКа Н. Н. Третьякова (1922-2003):

«Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) – передвижник. Вместе с тем его творчество не укладывается в те представления об искусстве передвижников, которые прочно укоренились в нашем сознании. Сегодня часто говорят о том, что в живописи этого творческого объединения художников нет новых открытий, что в ней все объясняется только сюжетом, все только ему подчиняется, но это досадное заблуждение, которое искажает понимание целой эпохи русской живописи. Среди передвижников были, конечно, и рядовые, средние мастера, художники только своего дня, но были и великие. К числу последних следует отнести Саврасова, талантливого живописца, умного и образованного человека […].

В Московском училище живописи ваяния и зодчества Саврасов учился у К.И. Рабуса – замечательного, ныне забытого художника, хорошего рисовальщика, мастера перспективного панорамного пейзажа. Потом он продолжил образование в Академии художеств, где достигалась самая высокая ступень художественного мастерства […]. Среди ранних работ Саврасова можно выделить те, которые он выполнял, являясь учеником Академии художеств, в технике, близкой гризайли, с тонкой разработкой световых, живописных отношений. Самое интересное в них – сверкающее светом пространство […].

По окончании Академии художеств Саврасов получил заграничную пенсионерскую поездку. Он побывал в Германии, в Швейцарии […].

Алексей Саврасов, как самобытный художник, который встал на высокую ступень мастерства, по-настоящему начинается с картины «Вид на Кремль во время грозы в ненастную погоду» (хранится в Третьяковской галерее). На ней представлен образ явления Московского Кремля в озарении света. Это не просто романтизация природы, исключительного состояния, а выражение мысли. Явление колокольни, подобной свече Ивана Великого, – символ. Лессировками передается блеск света. Невольно вспоминаются работы и Эль Греко, испанцев, и, с другой стороны, У. Тернера. Вместе с тем выступает и своеобразие Саврасова – с этого момента изображение света становится одной из главных тем его творчества. Он постоянно возвращается к ней, пишет восходы луны, закаты солнца. Но свет в картинах Саврасова – это не только свет небесных светил. Вся природа представляется художнику одухотворенной стихией света. Светиться начинают сами краски.

В нескольких картинах изображается избушка с горящими в ночной тьме огоньками окон. Это очень сложный образ – не случайно художник возвращается к нему в течение всей жизни. В нем заключена целая поэма, в которой слышатся отголоски современных стихов Федора Тютчева и Алексея Кольцова, но содержится рассказ и об одиночестве: поэтический образ света на фоне черного леса, ночной темноты, тревожного мира. Есть в этой саврасовской избушке что-то и от театрального искусства. Мы привыкли считать театральными совсем других художников, забывая о том, что Саврасов прекрасно чувствовал природу драматургии и был связан с театром. Одна из его дочерей была замужем за М.И. Бочаровым – талантливейшим художником императорских театров, который, может быть, что-то брал от Саврасова, а Саврасов – от него.

Умиротворенным осенним светом пронизана картина «Вечер. Перелет птиц». Когда рассматриваешь ее второй план, то видишь, как загораются светом деревья в долине реки, как в этом свете написан дым, и, наконец, летящие птицы. Все в теплых, золотистых тонах сквозящей имприматуры – прием, который Саврасов увидел у старых мастеров и проверил на натуре. Другие художники-передвижники так не писали, у них была другая техника. Даже И.И. Левитан «Золотую осень» писал иначе – другими красками, с другой яркостью цвета. А в работе Саврасова – именно свечение.

Один из замечательнейших этюдов Саврасова называется «После грозы», где показан момент сияния света после того, как все было закрыто пеленой ливня. И вот начинают светиться и дерево, и его кора, и доски мостика, и сама земля. Эта свежесть омытой дождем природы удивительно передана. Вместе с тем это опять рассказ: образ надломленного, покачнувшегося дерева, который таит в себе и слезы, и радость. Константин Коровин и Исаак Левитан тоже будут повторять подобные мотивы, но Саврасов их открывал.

А.К. Саврасов. Осень. Сокольники. 1880-1890-е

Основатель галереи П.М. Третьяков в одном из писем, обращаясь к современным художникам, говорил, чтобы они писали проселочную дорогу с лужами талой воды – и ничего больше; раскрыть в этом сюжете красоту – уже это будет современным искусством. И как бы отвечая на это требование, Саврасов писал проселки…»


А.К. Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869


А.К. Саврасов. Вечер. 1880


А.К. Саврасов. Новодевичий монастрыь. 1890

Источник

Adblock
detector