Меню

Весной солнце ласково пригревало северную землю счастливые люди

Весной солнце ласково пригревало северную землю счастливые люди

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Далеко(далеко) на севере, среди студёного моря, на одиноком острове ра(з/с)кинулась земля погружё(н,нн)ая круглый год в холодные сумерки и туман. Зима была здесь дли(н,нн)ая а лето короткое. Дикие скалы сброс..в белое одеяние лишь (не)надолго покрывались с..дыми мхами. Скоро (2) горы снов.. дремали занесё(н,нн)ые снегом.

(Не)много тут было зелени и цветов. Но люди выбр..вшие (3) эту землю любили свою родину своё суровое море. Они любили и ценили всякую жизнь всякую былинку. Бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют р..скошные цветники избалов..(н,нн)ых жителей юга.

Весной солнце ласково пригревало северную землю. (4) Счастливые люди устраивали пышный народный праздник. Все готовились к празднику ещё с осени с (не)терпением дожидаясь его в..южной зимой.

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Далеко-далеко на севере, среди студёного моря, на одиноком острове раскинулась земля, погружённая круглый год в холодные сумерки и туман. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы, сбросив белое одеяние, лишь ненадолго покрывались седыми мхами. Скоро (2) горы снова дремали, занесённые снегом.

Немного тут было зелени и цветов. Но люди, выбравшие (3) эту землю, любили свою родину, своё суровое море. Они любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку. Бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга.

Весной солнце ласково пригревало северную землю. (4) Счастливые люди устраивали пышный народный праздник. Все готовились к празднику ещё с осени, с нетерпением дожидаясь его вьюжной зимой.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

скор о ← скор ый(суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

1. Люди (какие?) выбравшие — причастие, н. ф. — выбравший; от глаг. выбрать.

2. Пост. — действит., пр.вр., сов. в., (невозвр.); непост. — в полной форме, им.п., мн.ч.

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

нар. Весной сущ. солнце нар. ласково глаг. пригревало прил. северную сущ. землю . (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее, выражено именем существительным) пригревало (сказуемое, выражено глаголом).

Второстепенные члены предложения: (пригревало) землю — дополнение, выражено именем существительным; (пригревало) ласково — обстоятельство, выражено наречием; (пригревало) весной — обстоятельство, выражено наречием; (землю) северную — определение, выражено именем прилагательным.

Источник

Весной солнце ласково пригревало северную землю счастливые люди

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Далеко(далеко) на севере, среди студёного моря, на одиноком острове ра(з/с)кинулась земля погружё(н,нн)ая круглый год в холодные сумерки и туман. Зима была здесь дли(н,нн)ая а лето короткое. Дикие скалы сброс..в белое одеяние лишь (не)надолго покрывались с..дыми мхами. Скоро (2) горы снов.. дремали занесё(н,нн)ые снегом.

(Не)много тут было зелени и цветов. Но люди выбр..вшие (3) эту землю любили свою родину своё суровое море. Они любили и ценили всякую жизнь всякую былинку. Бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют р..скошные цветники избалов..(н,нн)ых жителей юга.

Весной солнце ласково пригревало северную землю. (4) Счастливые люди устраивали пышный народный праздник. Все готовились к празднику ещё с осени с (не)терпением дожидаясь его в..южной зимой.

Далеко-далеко на севере, среди студёного моря, на одиноком острове раскинулась земля, погружённая круглый год в холодные сумерки и туман. Зима была здесь длинная, а лето короткое. Дикие скалы, сбросив белое одеяние, лишь ненадолго покрывались седыми мхами. Скоро (2) горы снова дремали, занесённые снегом.

Немного тут было зелени и цветов. Но люди, выбравшие (3) эту землю, любили свою родину, своё суровое море. Они любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку. Бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга.

Весной солнце ласково пригревало северную землю. (4) Счастливые люди устраивали пышный народный праздник. Все готовились к празднику ещё с осени, с нетерпением дожидаясь его вьюжной зимой.

Указания по оцениванию

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Максимальный балл

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

Далеко(далеко) на севере, среди студёного моря, на одиноком острове ра(з/с)кинулась земля погружё(н,нн)ая круглый год в холодные сумерки и туман. Зима была здесь дли(н,нн)ая а лето короткое. Дикие скалы сброс..в белое одеяние лишь (не)надолго покрывались с..дыми мхами. Скоро (2) горы снов.. дремали занесё(н,нн)ые снегом.

Читайте также:  Существует ли другое солнце

(Не)много тут было зелени и цветов. Но люди выбр..вшие (3) эту землю любили свою родину своё суровое море. Они любили и ценили всякую жизнь всякую былинку. Бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют р..скошные цветники избалов..(н,нн)ых жителей юга.

Весной солнце ласково пригревало северную землю. (4) Счастливые люди устраивали пышный народный праздник. Все готовились к празднику ещё с осени с (не)терпением дожидаясь его в..южной зимой.

Морфемный и словообразовательный разборы слова

скор о ← скор ый(суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова

1. Люди (какие?) выбравшие — причастие, н. ф. — выбравший; от глаг. выбрать.

2. Пост. — действит., пр.вр., сов. в., (невозвр.); непост. — в полной форме, им.п., мн.ч.

3. В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

нар. Весной сущ. солнце нар. ласково глаг. пригревало прил. северную сущ. землю . (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее, выражено именем существительным) пригревало (сказуемое, выражено глаголом).

Второстепенные члены предложения: (пригревало) землю — дополнение, выражено именем существительным; (пригревало) ласково — обстоятельство, выражено наречием; (пригревало) весной — обстоятельство, выражено наречием; (землю) северную — определение, выражено именем прилагательным.

Указания по оцениванию

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение словообразовательного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущено две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (В)продолжени.. рассказа главные герои раскрылись по-новому.

2) Мой взгляд упал (на)подоби.. абажура, склеенного из обычной бумаги.

3) (В)заключени.. выступления прозвучали поздравительные слова.

4) (В)течени.. всего разговора мама внимательно смотрела сыну в глаза.

1. Распознавание предложений с предлогом: В заключение выступления прозвучали поздравительные слова. В течение всего разговора мама внимательно смотрела сыну в глаза.

2. Правильное написание предлогов: в заключение, в течение.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Распознавание предложений
Правильно определены и выписаны только два предложения 1
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ Оба предложения не выписаны

0
Правильное написание предлогов
В написании предлогов орфографических ошибок нет 1
В написании предлогов допущена одна ошибка или более 0
Максимальный балл 2

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Мальчик был невысокий, за(то) очень ловкий.

2) Что(бы) нам подарить ему на юбилей?

3) Соседи то(же) начали убираться в осеннем саду.

4) Дождь лил так(же), как вчера.

1. Мальчик был невысокий, зато очень ловкий. Соседи тоже начали убираться в осеннем саду.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Распознавание предложений
Правильно определены и выписаны только два предложения 1
Правильно определено и выписано только одно из двух предложений.

ИЛИ Наряду с правильными выписаны другие предложения.

ИЛИ Оба предложения не выписаны

0
Правильное написание союзов
В написании союзов орфографических ошибок нет 1
В написании союзов допущена одна ошибка или более 0
Максимальный балл 2

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Балуясь, сослепа, переведена, свекла.

Балу́ясь, со́слепа, переведена́, свёкла.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

0
Верно поставлено ударение только в трёх словах 1
Верно поставлено ударение во всех словах 2
Максимальный балл 2

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Вспоминая счастливые моменты своей жизни, у человека поднимается настроение.

2) По приезду в город мы поспешили в музей.

3) Мы заметили молодую женщину, стремительно сбежавшую со ступенек террасы.

4) Войдя в дом, старик снял шляпу и провёл ладонью по седым волосам.

Когда человек вспоминает счастливые моменты своей жизни, у него поднимается настроение. По приезде в город мы поспешили в музей.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений 0
Верно выписаны два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно выписано и исправлено одно предложение 1
Верно выписаны и исправлены два предложения 2
Максимальный балл 2

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дневной свет заливающий комнату придаёт изображению серебристый оттенок.

2) Ряска покрыла воду и рассекая её плыли друг за дружкой утки.

3) Анна не думая о последствиях пыталась доказать свою правоту.

4) Со страшным грохотом дерево рухнуло на землю увлекая за собой старую сосну.

1. Со страшным грохотом дерево рухнуло на землю, дееприч. оборот увлекая за собой старую сосну .

2. Деепричастный оборот находится в конце предложения. ИЛИ [ ˟ сущ. , |д.о.|].

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Распознавание предложения и места постановки запятой
Правильно определено предложение и место постановки запятой 1
Правильно определено предложение, но место постановки запятой определено неверно.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Обоснование выбора предложения
Верно обоснован выбор предложения 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Света медленно ходила по залам музея внимательно рассматривая пейзажи и портреты.

2) В уютной галерее висели уникальные полотна принадлежавшие старой хозяйке замка.

3) Бегая по лугу дети с удовольствием собирали ароматную землянику и лакомились ею.

4) Уважаемые посетители зоопарка не кормите зверей находящихся в вольерах.

1. Уважаемые посетители зоопарка, не кормите зверей, находящихся в вольерах.

2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Распознавание предложения и мест расстановки запятых
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания 2
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка 1
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков
Верно обоснован выбор предложения: названы два пунктуационных отрезка 1
Верно назван только один из пунктуационных отрезков.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Целыми днями Родион Иванович сидел на базаре в лавке, торговавшей скобяным товаром, и грыз жареные семечки. (2)В магазинчике командовала его жена. (3)Родион Иванович, повинуясь её приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки, всё, что покупают люди. (4)Сосед его часто говорил: «Добра-то у вас как много. (5)И откуда только берётся?» (6)Родион Иванович в таких случаях отвечал: «Добра-то много. (7)Да добра нет». (8)Выражение лица его всегда при этом было печально-ласковое.

(9)Вскоре Родион Иванович нашёл себе занятие, прославившее его на весь городок. (10)Из обрезков бумаги он клеил коробки чуть больше спичечных и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за спасибо.

(11)Однажды он постучал и в нашу дверь. (12)Я открыл. (13)На пороге переминался с ноги на ногу какой-то тип с печально-ласковым выражением лица, в старом брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной узкой голове.

— (14)Не желаете ли добра? — просипел он, заискивающе заглядывая мне в глаза.

— (15)Вот. — (16)Он протянул коробочку с подтёками клея на углах. — (17)Не обижайтесь.

(18)Выручил отец. (19)Он сердито сунул Родиону Ивановичу какую-то медную мелочь и захлопнул дверь. (20)Коробочку отдал мне.

(21)В своей комнате я осторожно открыл коробку. (22)Одна сторона её была не заклеена и служила крышкой, внутри оказалась коробка поменьше, с такой же незаклеенной крышечкой. (23)На дне этой второй коробки аккуратным почерком малограмотного человека было начертано одно-единственное слово — «добро».

(24)Я до сих пор храню эту коробочку, чудом уцелевшую после всех переездов и передряг. (25)Чернила на донышке выцвели, приобрели желтоватый оттенок, но слово по-прежнему хорошо различимо. (26)Кажется, с годами я начал понимать, что слово «добро» обладает всего одним — одним-единственным — смыслом, и именно тем, который вложил в него несчастный Родион Иванович из затерянного на краю света городка.

Добро — это хорошее отношение к людям, уважение к ним, желание сделать приятное. Это не материальное благосостояние, которое раньше тоже называли эти словом.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

1
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении 2
Максимальный балл 2

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 19−21 текста. Запишите ответ.

(1)Целыми днями Родион Иванович сидел на базаре в лавке, торговавшей скобяным товаром, и грыз жареные семечки. (2)В магазинчике командовала его жена. (3)Родион Иванович, повинуясь её приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки, всё, что покупают люди. (4)Сосед его часто говорил: «Добра-то у вас как много. (5)И откуда только берётся?» (6)Родион Иванович в таких случаях отвечал: «Добра-то много. (7)Да добра нет». (8)Выражение лица его всегда при этом было печально-ласковое.

(9)Вскоре Родион Иванович нашёл себе занятие, прославившее его на весь городок. (10)Из обрезков бумаги он клеил коробки чуть больше спичечных и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за спасибо.

(11)Однажды он постучал и в нашу дверь. (12)Я открыл. (13)На пороге переминался с ноги на ногу какой-то тип с печально-ласковым выражением лица, в старом брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной узкой голове.

— (14)Не желаете ли добра? — просипел он, заискивающе заглядывая мне в глаза.

— (15)Вот. — (16)Он протянул коробочку с подтёками клея на углах. — (17)Не обижайтесь.

(18)Выручил отец. (19)Он сердито сунул Родиону Ивановичу какую-то медную мелочь и захлопнул дверь. (20)Коробочку отдал мне.

(21)В своей комнате я осторожно открыл коробку. (22)Одна сторона её была не заклеена и служила крышкой, внутри оказалась коробка поменьше, с такой же незаклеенной крышечкой. (23)На дне этой второй коробки аккуратным почерком малограмотного человека было начертано одно-единственное слово — «добро».

(24)Я до сих пор храню эту коробочку, чудом уцелевшую после всех переездов и передряг. (25)Чернила на донышке выцвели, приобрели желтоватый оттенок, но слово по-прежнему хорошо различимо. (26)Кажется, с годами я начал понимать, что слово «добро» обладает всего одним — одним-единственным — смыслом, и именно тем, который вложил в него несчастный Родион Иванович из затерянного на краю света городка.

В предложениях представлено повествование. Повествование — это тип текста, в котором события представлены в последовательности за определённый временной промежуток.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Дан неверный ответ 0
Дан верный ответ 1
Максимальный балл 1

Почему автор дважды подчёркивает, что глаза Родиона Ивановича были печально-ласковые? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

(1)Целыми днями Родион Иванович сидел на базаре в лавке, торговавшей скобяным товаром, и грыз жареные семечки. (2)В магазинчике командовала его жена. (3)Родион Иванович, повинуясь её приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки, всё, что покупают люди. (4)Сосед его часто говорил: «Добра-то у вас как много. (5)И откуда только берётся?» (6)Родион Иванович в таких случаях отвечал: «Добра-то много. (7)Да добра нет». (8)Выражение лица его всегда при этом было печально-ласковое.

(9)Вскоре Родион Иванович нашёл себе занятие, прославившее его на весь городок. (10)Из обрезков бумаги он клеил коробки чуть больше спичечных и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за спасибо.

(11)Однажды он постучал и в нашу дверь. (12)Я открыл. (13)На пороге переминался с ноги на ногу какой-то тип с печально-ласковым выражением лица, в старом брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной узкой голове.

— (14)Не желаете ли добра? — просипел он, заискивающе заглядывая мне в глаза.

— (15)Вот. — (16)Он протянул коробочку с подтёками клея на углах. — (17)Не обижайтесь.

(18)Выручил отец. (19)Он сердито сунул Родиону Ивановичу какую-то медную мелочь и захлопнул дверь. (20)Коробочку отдал мне.

(21)В своей комнате я осторожно открыл коробку. (22)Одна сторона её была не заклеена и служила крышкой, внутри оказалась коробка поменьше, с такой же незаклеенной крышечкой. (23)На дне этой второй коробки аккуратным почерком малограмотного человека было начертано одно-единственное слово — «добро».

(24)Я до сих пор храню эту коробочку, чудом уцелевшую после всех переездов и передряг. (25)Чернила на донышке выцвели, приобрели желтоватый оттенок, но слово по-прежнему хорошо различимо. (26)Кажется, с годами я начал понимать, что слово «добро» обладает всего одним — одним-единственным — смыслом, и именно тем, который вложил в него несчастный Родион Иванович из затерянного на краю света городка.

1. Родион Иванович был добрым и ласковым, но его печалило, что люди не понимают истинного значения слова «добро».

2. Да добра нет, несчастный Родион Иванович, заглядывая мне в глаза.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Ответ на вопрос
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка 2
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт)

1
Неверно объяснено значение фразеологизма.

ИЛИ Объяснение значения фразеологизма не дано

0
Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ
Фразеологизм правильно истолкован в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения 3
Правильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания (не менее двух) 2
Правильно определено и выписано ключевое слово или словосочетание 1
Неправильно определены и выписаны ключевые слова и словосочетания.

ИЛИ Не выписаны ключевые слова и словосочетания

0
Максимальный балл 5

Определите и запишите лексическое значение слова «сунул» из предложения 19.

(1)Целыми днями Родион Иванович сидел на базаре в лавке, торговавшей скобяным товаром, и грыз жареные семечки. (2)В магазинчике командовала его жена. (3)Родион Иванович, повинуясь её приказам, таскал из подсобки ящики с гвоздями, мотки проволоки, всё, что покупают люди. (4)Сосед его часто говорил: «Добра-то у вас как много. (5)И откуда только берётся?» (6)Родион Иванович в таких случаях отвечал: «Добра-то много. (7)Да добра нет». (8)Выражение лица его всегда при этом было печально-ласковое.

(9)Вскоре Родион Иванович нашёл себе занятие, прославившее его на весь городок. (10)Из обрезков бумаги он клеил коробки чуть больше спичечных и разносил по домам, предлагая купить за деньги или за спасибо.

(11)Однажды он постучал и в нашу дверь. (12)Я открыл. (13)На пороге переминался с ноги на ногу какой-то тип с печально-ласковым выражением лица, в старом брезентовом плаще и выгоревшем до рыжины берете на стриженной узкой голове.

— (14)Не желаете ли добра? — просипел он, заискивающе заглядывая мне в глаза.

— (15)Вот. — (16)Он протянул коробочку с подтёками клея на углах. — (17)Не обижайтесь.

(18)Выручил отец. (19)Он сердито сунул Родиону Ивановичу какую-то медную мелочь и захлопнул дверь. (20)Коробочку отдал мне.

(21)В своей комнате я осторожно открыл коробку. (22)Одна сторона её была не заклеена и служила крышкой, внутри оказалась коробка поменьше, с такой же незаклеенной крышечкой. (23)На дне этой второй коробки аккуратным почерком малограмотного человека было начертано одно-единственное слово — «добро».

(24)Я до сих пор храню эту коробочку, чудом уцелевшую после всех переездов и передряг. (25)Чернила на донышке выцвели, приобрели желтоватый оттенок, но слово по-прежнему хорошо различимо. (26)Кажется, с годами я начал понимать, что слово «добро» обладает всего одним — одним-единственным — смыслом, и именно тем, который вложил в него несчастный Родион Иванович из затерянного на краю света городка.

Источник

Adblock
detector