Солнышко потеряло лучики. Занятие по развитию речи с элементами математики
Лилия Трегулова
Солнышко потеряло лучики. Занятие по развитию речи с элементами математики
Занятие по развитию речи с элементами математики
в старшей логопедической группе.
Программное содержание: Закреплять знания детей об изменениях в природе весной. Учить детей рассуждать, делать простые выводы. Закрепить знания о животных, насекомых, птицах, об их внешнем облике, образе жизни, упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Уточнить знания о геометрических фигурах. Упражнять в умении находить заданный контур среди фигур, наложенных друг на друга, а также в согласовании числительных с существительными. Развивать речь, память, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к природе.
Ход занятия:
Коммуникативная игра: «Здравствуйте»
— Здравствуйте ладошки – вытянув руки, поворачивать ладоши вверх-вниз.
Хлоп-хлоп-хлоп! – 3 хлопка в ладоши.
— Здравствуйте ножки – пружинка.
Топ-топ-топ! – потопать ногами.
— Здравствуйте щечки – гладить ладонями щеки.
Плюх-плюх-плюх! – 3 раза слегка похлопать по щекам.
-Пухленькие щечки – круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка ударить кулачками по щекам.
— Здравствуйте губки – покачать головой вправо – влево.
Чмок-чмок-чмок! – 3 раза почмокать губами.
— Здравствуйте зубки – покачать головой вправо – влево.
Щелк-щелк-щелк! – 3 раза пощелкать зубами.
— Здравствуй, мой носик – погладить нос ладонью.
Бип-бип-бип! – 3 раза нажать на нос указательным пальцем.
— Здравствуйте гости! – протянуть руки вперед, ладонями вверх.
Привет! – приветственно помахать рукой над головой.
— Ну вот мы и поздоровались с гостями, а сейчас сядем на стульчики и будет заниматься.
Набухают быстро почки
Всюду гомон, птичья трель,
Это к нам пришел апрель!
— Ребята, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.
— Какие изменения произошли вокруг нас с приходом весны? (Растаял снег, стало теплее, прилетели птицы, они вьют гнезда, появились первые цветы, просыпаются насекомые, природа ожила, светит солнышко, оно стало греть сильнее).
— Да, правильно, пришла весна. Природа проснулась от зимней спячки, освободилась от тяжелой зимней одежды. Всех радуют такие изменения, правда же?
— Но посмотрите, что-то наше солнышко не веселое, что-то оно загрустило. А я знаю, оно потеряло лучики и не может дарить нам свое тепло. Давайте поможем солнышку вернуть свои лучики. Подумайте, как нам это сделать? Как вернуть солнышку улыбку?
Выходит 1 ребенок.
— Я предлагаю показать и рассказать солнышку о том, что мы знаем, чему мы научились, что мы умеем, порадуем солнышко своими знаниями.
— Ну как, ребята, согласны помочь солнышку? (обращаюсь к ребенку) – Что ты хочешь нам предложить сделать?
Реб: — Посмотрите на эти картинки. На одной картинке светит солнце, а на другой – нет. Найдите и докажите, где солнце? (капель, ручьи, одежда детей, небо голубое, проталины, дорога без снега, тени на земле).
— Молодцы! А вот и первый лучик нашего солнышка. Но я думаю, что одного лучика не достаточно.
Выходит 2 ребенок.
— Чтобы появился второй лучик, я предлагаю украсить бабочке крылышки геометрическими фигурами,соблюдая правило: крылышки у нее одинаковые верхние и одинаковые нижние.
Воспитатель: Весной все просыпается, появляются различные насекомые, летают яркие бабочки. А наши бабочки, посмотрите, совсем не яркие. Давайте их украсим.
Дети выполняют это задание на ковре.Затем задать вопросы:
— Какие геометрические фигуры использовали, на каком крылышке? Какого цвета? Расскажи про свою бабочку. (спросить 2-3 детей).
— Молодцы, ребята! Вот второй лучик для нашего солнышка, хорошо вы справились с заданием. Но ведь и двух лучиков для солнышка маловато.
Выходит 3 ребенок.
— На этих картинках художник нарисовал птиц и все перепутал. Давайте исправим ошибку художника.
— Хорошо вы справились с заданием и птицы принесли еще один лучик нашего солнышка.
Выходит 4 ребенок.
— Давайте споем песню для нашего солнышка, я думаю, это тоже порадует его.
Хоровод «Солнышко». Дать еще 2 лучика.
Выходит 5 ребенок.
— Я тоже хочу, чтобы у солнышка прибавился еще один лучик.
Показывает таблицу и читает стихотворение:
Даже волки и лисицы
Прибежали на страницы.
Осы, бабочки, стрекозы
Все проснулись без мороза.
Воп-ль: — Давайте рассмотрим эту таблицу. Вы должны внимательно ее рассмотреть и быстро отвечать на мои вопросы. Отвечать надо полным ответом.
1. Как назвать всех, кто нарисован в первом ряду?
2. Сколько всего птиц в таблице?
4. Кого больше зверей или насекомых?
5. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован?
6. Посмотрите на картинки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?
7. Сравните первый и второй столбики. Что заметили общего?
— Молодцы, я думаю, вы заслужили еще один лучик для нашего солнышка.
Выходит 6 ребенок.
— Я хочу подарить солнышку букет первых весенних цветов. Как они называются?
Здравствуй, милый мой цветок
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел
Всем на удивленье!
— Давайте найдем на этих рисунках подснежники и обведем их.
Дети садятся за столы и выполняют. Включить музыку. Во время выполнения детьми задания, поменять ротик солнышку. После выполнения появляется еще один лучик.
— А теперь я хочу предложить вам последнюю игру на нашем занятии. У меня есть картинки, на которых изображены птицы, животные и насекомые. Я даю вам по одной картинке, а вы найдите соответствующую карточку с таким же количеством кружков.
Дети находят.Спросить детей:
— Почему ты взял именно эту карточку? Молодцы! Вот вам последний лучик.
Так же рады мы весне
Как лету, осени, зиме.
Рады чудным их подаркам
Разноцветным, добрым, ярким.
Рады яблокам и хлебу.
Рады дождику и снегу.
Рады бабочкам, цветам
Рады солнечным лучам.
— Посмотрите, ребята, как светло и радостно улыбается нам наше солнышко. Оно тоже благодарит вас за то, что вы вернули лучики, а вам солнышко дарит вот таких солнечных зайчиков. Подойдите, я прикреплю их вам.
Хозяйка и Коза Непосредственная образовательная деятельность по развития речи и математики, с использованием фольклора. (младшая группа с мамой).
К познавательно-речевому занятию: «Профессия — экскурсовод» в группе «Солнышко» На днях мы проводили занятие по познавательному развитию и речи: «Профессия — экскурсовод». Ведущими целями этого занятия служили не только.
Источник
Дидактические игры на тему «Солнышко»
Дидактические игры на тему «Солнышко»
Игра «Веселое солнышко»
Основная цель дидактических игр с канцелярскими скрепками:
— развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
— формирование сличать и объединять предметы по признаку цвета.
— развитие быстроты мышления.
Воспитатель: Наше солнышко потеряло свои лучики. Какого цвета лучи у солнышка?
Давайте поможем солнышку снова ярко засветить.
Игра-эксперимент «Росток тянется к солнцу»
Цель: развивать наблюдательность, дать представления о жизненной необходимости солнечного света для растений.
Ярко солнце светит
В воздух тепло
И, куда не глянешь
Все кругом светло.
И. Суриков.
Обращаем внимание детей на огород на окне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наши росточки уже подросли, окрепли. Обратите внимание, как они растут.
Дети: Наклонились к окну.
Воспитатель: А почему же они не хотят расти прямо?
Дети: Тянутся к солнцу.
Воспитатель: Вот интересно, что будет , если отвернуть наши ростки от солнца.
Разворачиваем горшок с растениями на 180 0 и время от времени наблюдаем как растения разворачиваются к солнцу.
Воспитатель: Мы убедились, что растения тянутся к солнцу. А вы знаете почему
Дело в том, что растения без солнца и воды жить не могут вообще.
«Дарит солнышко лучи» (младший и средний возраст)
Цель: способствовать физическому развитию, развитию ловкости, ориентировки в пространстве, дружелюбному отношению друг к другу.
Заранее изготовленное из ткани или картона солнце с лучами (размер d= 1,5 м вместе с лучами) кладется на пол.
Воспитатель собирает детей закличкой:
— Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши.
Дети встают вокруг солнышка и ведут хоровод:
Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем у солнышка рядом вставать,
Будет оно нас теплом согревать.
Играющие встают на лучи.
Дидактическая игра «Собери солнышко» (средний и старший возраст)
Цель: закрепить обозначения цифр, прямого и обратного счета в пределах 10.
Для игры вам потребуется круг желтого цвета – это солнце. И лучи с цифрами 1-10. В качестве крепежного материала можно использовать липкую ленту (или липучки), которую используют для обуви.
«Каждый лучик солнышка»
Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.
Лучики солнце на небо пускает
Каждого словом приветным встречает:
Этот лучик – озорной,
Этот лучик – золотой,
Этот лучик – добренький,
Этот лучик тоненький,
Этот улыбается,
Мизинцем называется.
Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.
Игра с прищепками «Солнышко лучистое» (младший возраст)
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета
Воспитатель: Ребята, скажите, а солнце какое. Дети: Желтое, круглое, теплое. Воспитатель: Правильно! У нас с вами на столе лежат разные фигуры (на столе лежат разные по цвету геометрические фигуры –квадраты, треугольники, круги). Чтобы сделать солнышко, какая фигура нам понадобится.
Дети: Желтый круг! Воспитатель: Верно! Возьмите себе каждый по желтому кругу. Но вот чего-то нашим солнышкам не хватает?! Дети: Лучиков. Воспитатель: Сделаем лучики из прищепок. Если солнышко у нас желтое, то и лучики тоже желтые (выбирают только желтые прищепки).
Дидактическая игра «Круги и квадраты»
Воспитатель показывает ребятам перемешанные круги и квадраты. Воспитатель: Ребята, посмотрите, наше солнышко спряталось от нас. Солнышко круглое, желтое. Давайте мы сейчас отыщем много солнышек. Дети получают набор из 6 кругов и квадратов и раскладывают их на две кучки (родители помогают)
«Солнышко и дождик»
Воспитатель: Посмотрите, какой у меня зонтик. Сейчас мы с вами сыграем в игру. Когда я скажу: «Дождик!» бегите ко мне прятаться под зонтик. Когда скажу: «Солнышко!» отправляйтесь гулять. Когда дети сидят под зонтиком можно вместе с детьми проговаривать потешку: Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!
Игры с движениями «Солнышко»
Погуляй у речки (шевелят пальцами обеих рук)
Разбросай колечки (быстро сжимают и разжимают кулачки)
Мы колечки соберём
Золочёные возьмём (делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернём (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, (поочерёдно выбрасываем руки вверх)
Золотое донышко! -покачиваем туловище со сцепленными над головой руками
Чтобы не погасло- прыжки на двух ногах
Побежал в саду ручей — бег на месте
Прилетело сто грачей — взмахи руками, как крыльями
И сугробы тают, тают- медленно приседаем
И цветочки вырастают- ладошки разводим в стороны в форме цветка
Игры с тренажёрами «Солнышко»
Задачи: закреплять представления о природном объекте – солнце; закреплять представления о цвете и форме предмета; формировать умение выполнять действия с предметами — откручивать и закручивать пробки- развивать речь; развивать мелкую моторику.
«Солнечный зайчик»
Задачи: закреплять знания о форме и цвете предметов; закреплять умение выполнять действия с предметами- пристёгивать и отстёгивать кнопки и липучки, развивать активную речь; развивать мелкую моторику.
«Вышла девочка гулять»
Задачи: формировать умение дифференцировать цвет, форму, размер предметов; формировать умение различать пространственное расположение предметов; развивать общую и мелкую моторику рук; развивать зрительное восприятие.
Светит солнышко вверху,
А цветы растут внизу.
На земле растёт трава,
Рада солнцу детвора.
Вышла девочка гулять,
На полянке поиграть –
К солнцу ручки подняла
И всё небо обняла!
«Чья ракета быстрее долетит до солнца»
Образовательные: формирование у детей представлений о космическом пространстве (космос, звезды, планеты, ракеты, кометы); закрепление счета в прямом и обратном порядке в пределах 10; закрепление умения ориентироваться на игровом поле (красная ракета в нижнем правом углу, оранжевая ракета в нижнем левом углу, зеленая ракета в верхнем правом углу, розовая ракета в верхнем левом углу; ракета поднимается на 2 звездочки вверх или опускается на 3 звездочки вниз).
Развивающая: развивать у детей память, внимание, мышление.
Воспитательная: воспитывать умение выполнять правила игры.
Оборудование: игровое поле с изображением звездного неба, ракеты-оригами, кубик.
Ход игры:
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Перед началом игры распределить между игроками ракеты. Первым ходит игрок, выбросивший на кубике наибольшее количество очков. Поставить ракеты на старт (по углам игрового поля). По очереди бросать кубик и передвигать ракеты по звездным дорожкам по направлению к солнцу по показаниям кубика. Просчитывать ходы вслух. Если ракета останавливается напротив кометы – происходит столкновение с кометой и ракета возвращается на старт. Отсчитывать возвращение ракеты в обратном порядке. Побеждает игрок, чья ракета первая приблизится к солнцу.
Игра «Собери солнышко»
(Дети делятся на две команды, на против каждой команды кладут обруч, у каждого ребенка палочка желтого цвета. Каждый ребенок по очереди подбегает и кладет свою палочку вокруг обруча)
«Лужица и солнышко»
Цель: показать переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Ход: дети изображают равнодушных человечков. Солнышко ярко светит и нагревает их, они начинают двигаться и выталкивать друг друга из лужицы. Один за другим они выпрыгивают, превращаясь в равнодушных и поднимаются вверх.
«Солнышко и льдинка»
. Цель: показать переход воды из твердого состояния в жидкое.
Ход: дети изображают ледяных человечков, крепко взявшись за руки. Солнышко нагревает льдинку, появляются красные бегущие человечки, подбегают ближе и растапливают ее. Дружные человечки опускают руки и превращаются в равнодушных.
Источник