Меню

Веркин осеннее солнце краткое содержание

Нижегородская государственная областная детская библиотека имени Т.А. Мавриной (ГБУК НО НГОДБ)

Эдуард Веркин: «ОСЕННЕЕ СОЛНЦЕ»

Отзыв на одно из 15 произведений шорт-листа литературного конкурса «КНИГУРУ-2019».

«Осеннее солнце»… И предвкушаешь нечто ароматно-багряное, дождливо-ветренное, а местами уныло-ленивое. На деле всё совсем не так. Осень в повести – символ. Рубеж, который разделит на «до» и «после». Что «после», читатель так и не узнает. А вот «до» – с избытком, с подробностями, в описании трех летних месяцев, которые западают в памяти и на которые приходится приятный период юности 14-летнего Ивана.

Что цепляет – так это главный герой. Он коренной деревенский житель, с рождения и до самого «осеннего солнца». Согласитесь, явление редчайшее в подростковой прозе. Вся его жизнь, мечты, деятельность крутятся вокруг Туманного Лога – покинутой деревни на берегу Сунжи (кстати, реальная река в Ивановской области). Место, оторванное от цивилизации, где нет связи, нормальных мостов и дорог, перебои с электричеством, три жилых дома и т.д.

Казалось бы, на это можно только сокрушаться и строить планы съехать отсюда при первой возможности. Но Иван другой. Он исключительно созидательный персонаж. Активный и деятельный, юноша помогает матери и односельчанам: латает крышу, ломает свежие веники для бани, сопровождает в больницу. Он чувствует это место не иначе как «мой дом». И дом этот шире приусадебного участка. Это и улица, и овраги, река, леса, поляны… Иван знает, где, когда, что собирать, ловить, искать, запасать в этих местах. Знает деревенские байки и историю своей семьи, видит красоту природы, замечает местные диковинки. И вся эта деревенско-лесная самобытность открывается читателю в предельно живописных описаниях. И вот будто бы сам возвращаешься в детство (при условии, что оно тоже деревенское). И в этом ностальгически приятный момент повести.

Иван не только знает свой «дом» – он его облагораживает. В делах может не столь значительно (обновил указатель, как смог, ухаживает за дубом). Но в мыслях… Всё для Ивана здесь реликтовое, редкое, особенное (пиявки, пляж, фиолетовые лягушки, сосны). И мечтает он – ни много ни мало – возродить деревню, сделать привлекательной для туристов! Стремление замечательное, чистосердечное, похвальное для его возраста. Но… несбыточное. Вроде бы и идеи интересные, хотя и наивные (с дубом, с заготовками березового сока, можжевельника, золотого корня, с «туманными вениками» и трюфель-сафари). Однако одного энтузиазма не хватает. Нет у юноши ни товарищей-единомышленников, ни взрослой подсказки, стороннего участия…

Зато хватает склочных одноклассниц, которые, в противовес главному герою, мечтают покинуть «дыру чертову». Шнырова и Дрондина – две соседки-односельчанки, два в целом пассивных, дисгармоничных персонажа. Хотя и они по-своему оживляют вялотекущее существование Туманного Лога. И выступают эдакими достопримечательностями повести. Такой вражды, ехидных подколок, чудаковатых выходок хватило бы на несколько героев.

Поначалу их склоки забавляют. Но к середине повести ловишь себя на мысли: «Ну, неужели не угомоняться. Вот-вот, наверное, что-то случиться трагичное, переломное и героини сплотятся, подружатся». Но нет, никаких шагов навстречу. И ты до конца повести наслаждаешься злобно-ехидным юмором обеих.

А сам конец повести предсказуем. Когда «топят» заброшенный край сами жители, местная власть, может ли один подросток им противостоять? В фантастическо-героических книгах – да. В реалистичной прозе Э. Веркина, едва ли. Так и случается…

В целом повесть неспешна и самобытна, красочно описательна. Без лихо закрученного сюжета. Она навевает ностальгию по деревенскому детству, у кого оно было. Обращает внимание на самобытность российской глубинки, ее проблемы и мироустройство. Но не до щемящих чувств. А хотелось бы. Чтобы пробрало. Потому что это драма, как по мне. Ведь весь уклад жизни одного человека рушится в несколько часов. Да, предпосылки были. Но легче ли от этого прощаться со всем знакомым – начиная от старого мопеда, друзей, школы до привычек, мечты, дома и детства?

И еще. Финал. Скоротечно, да. Ну ладно, простился впопыхах, узы распались. Но неужели навсегда? Неужели он не спишется со Шныровой и Дрондиной? Дружил же. Вот так оставит затею с колоколом, не вырастит свой дуб? Неужели спустя 20-30 лет не приедет навестить дом? Или такой дом можно забыть, как и детство? В общем, не хватило мне эпилога. Просвета какого-то.

Читайте также:  Туда где солнце вдвоем

Остается только ждать, что если повесть выйдет в печатном варианте (кстати, он ей будет к лицу, ваоспримется глубже и яснее), то туман будущего рассеется и подарит пусть и крошечную, но надежду.

М.А. Огурцова,
главный библиограф отдела каталогизации
и справочно-библиографической работы НГОДБ

Источник

Эдуард Веркин «Осеннее солнце»

Осеннее солнце

Повесть, 2021 год

Язык написания: русский

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Ироническое | Семейно-бытовое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: 21 век
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спорт, культура и досуг
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Сегодня день Наташи Дрондиной, завтра день Саши Шныровой — так проводит лето восьмиклассник Васькин по прозвищу Граф из деревни Туманный Лог. Отсюда разъехались почти все жители, осталось лишь три семьи, так что приходится дружить с враждующими девчонками по очереди. С одинаковым рвением подростки ссорятся и мирятся, исследуют окрестности и выдумывают легенды, трудятся и валяют дурака. Повествование о деревенских каникулах приправлено узнаваемым авторским юмором. Но с каждой страницей возрастает безотчетная тревога, как будто не лето подходит к концу, а мир — такой, каким мы его знаем. Как будто это лето — последнее.

Награды и премии:

лауреат Книгуру, 10 сезон (2019 г.) // . 1-е место

poxabich, 19 марта 2021 г.

Я немного внесу мрачности в светлое восприятие повести. Кто-то из критиков определил ее, как описание «изгнания из Рая». На мой взгляд, это скорее напоминает иное. То, о чем иронизировал Пелевин в «Вести из Непала» или был серьезен Логинов в «Свет в оконце». Произведение, в котором не просто описывается «Крах семьи, частной собственности и государства», как писал критик в «Коммерсанте», а посмертное восприятие конкретного человека.

Умирает деревня, постепенно растворяясь в тумане. Растворяется мир в глазах рассказчика. Все потихоньку уходит во мглу, исчезает.

При этом печали нет. За порогом, возможно ждут другие истории.

Может быть я ошибаюсь, но история вполне в традиции Веркина. И она ненамного веселее «Остров Сахалин».

sergej210477, 5 марта 2021 г.

Типичная для данного автора повесть про подростков и для подростков.

Просто, маленький кусочек жизни. Летние каникулы в деревне.

Не соглашусь с предыдущими отзывами, что повесть «унылая». Нет, в этот раз, Э. Веркин полон оптимизма.

Рассказ о том, как существуют люди в глухой провинции. Тема, характерная для данного писателя. Опять все тоже, что и в «Мертвеце», «Друге-апереле», «Герде». Герой живет в настоящей «заднице мира», деревне, в которой остались три семьи. Работы нет, дороги смыло дождями, электричество кончилось. Полный пиз. ц, если сказать по-русски. Но, на мое удивление, произведение получилось бодренькое! Светлое. Не почувствовал я уныния. Главный герой, Ваня Васькин, ничуть не огорчён таким существованием. Он любит свой посёлок Туманный Лог, ему там не скучно. И, парень полон надежд оживить эту давно уже мертвую деревню.

Ну и приключения героя, его дружба с двумя девочками-соседками — описано все с присущим автору искрометным юмором, не злой иронией, приятной сатирой. Поэтому — читается легко и интересно.

Допустим, прочитал «Друг-апрель», остаётся щемящее чувство уныния, печали, безысходности. Здесь, после финала — оттенок легкой грусти. Да, как «Осеннее солнце», каникулы заканчиваются, скоро в школу. Чуть-чуть печально, но, впереди много всего нового и интересного. Ну, кончилось детство, «кончилась» и деревня. Жизнь продолжается, и в городе живут люди, а о тех каникулах будет приятно вспомнить, с чувством ностальгии.

Произведение без всякой мистики, хотя, при чтении есть некое ощущение, что, вот-вот, что-то произойдёт, странное и таинственное. Но, не происходит. Может быть, это и к лучшему, сказки не получилось.

Отличная подростковая повесть. Впрочем, и взрослым приятно вспомнить своё детство. Наверное, почти у каждого, когда-то, было «такое лето», проведённое в деревне, «у бабушки». Да, старики умерли, деревни заброшены, но, вспомнить — приятно. Вот, Э. Веркин легко и непринужденно заставляет это сделать.

genametr, 1 марта 2021 г.

Тут приходит на память анекдот про доктора который осматривает больного и все время приговаривает: «хорошо, хорошо. »

— Доктор, да чего ж хорошего?! — спрашивает пациент.

— Хорошо что у меня этого нет.

Так и с «певцом уныния» — надо мыслить позитивно )) Из школьных преподавателей вообще редко получаются жизнерадостные авторы, вот хоть того же Кинга вспомнить. Что до Веркина так поглядим. Раньше его книги не вызывали желания повеситься несмотря на тоскливый быт заедающий героев. В этот раз я думаю тоже не все так страшно.

Читайте также:  Какова числа день солнца

upd Пожалуй соглашусь с предыдущим оратором. В повести и правда ничего не происходит. Раньше у Веркина был налет мистики который придавал готичность всей этой серости и безнадеге. Но не в этот раз. Теперь Веркин «твердо встал на путь исправления» и заделался в прозаики. Как те два персонажа из ХСМ которых он когда-то высмеивал. Впрочем, кому мистика только мешала, такой Веркин может понравится даже больше. А мне вот жаль что писатель покинул Страну Мечты.

skein, 12 февраля 2021 г.

Веркин вообще певец уныния, но здесь он переплюнул себя самого. И хотя в повести ничего реально страшного не происходит (строго говоря, в ней вообще ничего не происходит), картинка получается, как сказал другой писатель, такая, что остаётся лишь пририсовать сбоку осину и на ней повеситься. Невероятно красивый и щемяще печальный пейзаж последней осени перед зимой, которая никогда не кончится. А Веркина я больше не читаю, несмотря на весь его талант. Жизнь и без того грустная штука.

Источник

Крах семьи, частной собственности и государства в повести Эдуарда Веркина «Осеннее солнце»

Повесть «Осеннее солнце», принесшая Эдуарду Веркину в конце позапрошлого года первое место на всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», вышла наконец из печати. Восемь лет назад Веркин побеждал там же с военной повестью «Облачный полк», в 2018-м поклонники и противники антиутопий спорили о его «Острове Сахалин», совсем уже недетском. В том, по какому ведомству проходит новая повесть и куда она ведет читателя, разбирался Михаил Пророков.

В «Осеннем солнце» Эдуарда Веркина осени нет совсем. Есть лето: грибы, ягоды, рыбалка, варка ухи. Много счастья. Много одиночества — хотя герою иногда хочется больше.

Из зажиточного села Туманный Лог уже несколько лет как превратился в хутор, сейчас там живут всего три семьи, да и как семьи — отцы все на заработках, кто на северах, кто в Москве. Матери работают в городке неподалеку, для подработки шьют белье на швейных машинках да за огородом ухаживают. Дети — две девочки тринадцати лет, Шнырова с Дрондиной, и один мальчик четырнадцати, Васькин, главный герой и рассказчик,— учатся в том же городе в школе, а летом помогают с огородом, в остальном предоставлены сами себе. Связи с городом, кроме автобусной, практически никакой: телефон не ловит — есть один тополь, с которого можно выйти в интернет или позвонить, но как забраться туда, кроме рассказчика, никто не знает. Скорую не вызовешь — мост через реку сломался давно, вместо него два рельса перекинуты; у рассказчика есть дохлый мопед, который он время от времени реанимирует, так что и тут у него монополия и особая ценность.

Ситуацию можно было развить в мажорной тональности, как Веркин уже делал в «Кусателе ворон», забрасывая героев в подобного рода глушь — ненадолго, но с потрясающими педагогическими результатами. «Осеннему солнцу» не осталось ни мажора, ни педагогики.

Истории о предоставленных самим себе подростках нередко начинаются с небольшой катастрофы, конфликта, экстрима — чего-то, что может пробудить как лучшие, так и темные стороны незрелой еще души. В «Осеннем солнце» никакой катастрофы еще не было. Это не делает героев добрее: «Мой папа забор поставил, чтобы зайцы на огород не прыгали. А ее папаша напился и сломал!» В ответ доносится совсем уж невообразимое: «Тут в девятнадцатом веке разбилась летающая тарелка. Пришелец дополз до этого колодца, и тут на него напала старуха Дрондина. А нечего прилетать, тут ему не Венера!» Трое подростков заперты летом на хуторе, при этом двое — две — из них только и делают, что припоминают старые, этого и прошлого века обиды, наносят новые, сводят счеты и отравляют жизнь друг другу и соседу, вынужденному — куда деваться — дружить с обеими. Правда, по очереди: общаться втроем дольше пяти минут они просто не могут.

У соседа, рассудительного и невозмутимого Васькина, свои заботы: он придумывает, чем бы мог оказаться славен Туманный Лог, какая археологическая находка или природный феномен могли бы привлечь внимание СМИ и туристов. Фантазия у парня что надо, чудеса и диковины следуют одна за другой: то в колодце начинают обитать гигантские пиявки, то по лесу шнырять суперзайцы, то за рекой расти необычайной мягкости лен (из него, правда, разве что трусы шить, но и то уникальные получатся, самые для космонавтов трусы). Еще тут, конечно, побывал Пушкин — как не побывать, он и дуб тут посадил, и колокол, спрятанный в лесу, нашел, туда и туда можно туристов водить, у колокола желания загадывать, от дуба желуди сбывать на сувениры.

Читайте также:  Солнце светило не по зимнему ярко мы забрались

Дуб и колокол, кстати, на самом деле есть. И желудей много, и окуней в реке хватает, и рыжики уродились на славу, и трюфели есть (не затеять ли трюфель-сафари, прикидывает Васькин), и вообще «лето чумное», «год совсем дуровой, все растет». И сквозь все это бурление и трепыхание чем дальше, тем отчетливее угадывается мелодия прощания — и героям приходится делать над собой усилия, чтобы ее не слышать.

«Осеннее солнце» было отмечено как лучшее произведение для детей и юношества, но первое, что вспоминается при его прочтении,— распутинское «Прощание с Матерой», повесть, на протяжении которой герои тоже готовятся к неизбежному. Только вместе с островом для них кончается и жизнь, полная трудов и утрат, а у обитателей Лога, по оторванности от мира также напоминающего остров, жизни впереди — море, а опыта преодоления и прощания нет никакого. Все, что они могут перед лицом неотвратимого конца их мира,— фантазировать, злиться, вредничать по-мелкому, забываться в привычных занятиях и любимых делах. При этом девчонки все же потрезвее относятся и к предстоящему, и к васькинским фантазиям: «Ну и что ты хочешь загадать. Чтобы в нашу деревню народ вернулся? Ну вернутся они, а что делать будут?» Васькин не отвечает.

Да и что он может ответить, если сам видит, что жизнь деревенская стала бедна имеющими практический смысл занятиями: дед пахал, отец вкалывал с утра до вечера в огороде, а он двадцать минут пополивает яблони да ягодные кусты — и свободен. «Воду таскать, и то насос есть». Да, мать работает не покладая рук, тоже и отец, когда приезжает с вахты, но труды эти приносят мало дохода, а то, что в иные лета можно прожить одними грибами да рыбой, взрослым кажется недостаточным утешением. Вот и получается, что в отличие от Матеры, становящейся по ходу повести островом стариков, Туманный Лог — остров подростков. Мир, из которого ушли взрослые,— без катастроф, без эпидемий, без праздника непослушания. Просто ушли, а дети остались и забрали его себе.

А теперь его у них отбирают. И его юные обитатели проходят все предписанные наукой стадии принятия неизбежного: девочки берут на себя депрессию с гневом, на долю рассказчика остаются отрицание и торг — в форме фантазий. Он не привык прощаться, не умеет это делать, не понимает, почему он должен это делать — ему в каком-то смысле гораздо тяжелее, чем распутинским старикам.

Ну а Лог сам прощается с ним. Напоследок одаряя яблоками, ягодами, рыбой — всем, чем богат. И чем хуже все складывается, чем меньше остается надежды, тем величественнее, безогляднее и щедрее делаются эти дары. Зная любовь автора к фантастике, в какой-то момент начинаешь ждать чуда, волшебного избавления, помощи от древних таинственных сил.

Но вместо лесного духа приходит полицейский. А чудо если и происходит, то не так и не тогда, как и когда его просят. Если оно и было, то в глубоком детстве. Если оно и есть, то там, где рассвет над рекой, золотые лучи над покрытым невиданными цветами болотом да яблоки, грохочущие по крыше.

Вот в этом умении пройти по грани чуда и его невозможности, показать распад семьи, частной собственности и государства не сквозь призму ужаса и гражданского негодования, а сквозь то прекрасное, что существует вопреки и помимо, наверное, заключается то главное и то новое, что есть в «Осеннем солнце».

Эдуард Веркин. Осеннее солнце. М.: Волчок, 2020

Источник

Adblock
detector