Можно ли прицепить трос к Луне так, чтобы его конец летал в двух метрах над Землей?
Ответ нет. Это невозможно даже в идеальном случае круговой орбиты Луны, когда нет земной атмосферы и все технические проблемы с массой, прочностью и способа подвешивания троса к Луне решены. Почему невозможно? Попробую ответить качественно для одного выделенного элемента троса.
На линии, соединяющей центр Земли с центром Луны, находиться точка Лагранжа (L₁) гравитационно связанной системы Земля-Луна. На элементы троса в области L₁ действуют противоположно направленные силы натяжения троса со стороны Луны и со стороны Земли. Других сил там нет. Если эти силы лежат на прямой Земля-Луна все время, то эти элементы троса не будут иметь компоненту скорости параллельной орбитальной скорости Луны. Это противоречит условию задачи — все элементы троса должны иметь угловую скорость Луны. .Чтобы элементы троса в точке L₁ приобрели угловую скорость Луны, необходимо чтобы они соответственно отставали бы от линии Земля-Луна. Только в этом случае векторная сумма натяжений троса от L₁ в сторону Земли и от L₁ в сторону Луны могла бы создать тангенциальное ускорение элемента троса в L₁ в направлении параллельном движению Луны, обеспечивая соответствующую угловую скорость. Эту логику можно продолжить и для других элементов троса и получится, что трос никогда к Земле не подойдет и вытянется под некоторым углом к линии Земля-Луна, зависящим от массы троса. Чем легче будет трос, тем дальше он уйдёт от Земли. Более того, обязательно возникнут и собственные колебания троса вокруг некоего среднего положения. Задача усложняется, если длину троса неограниченно увеличивать. Вот тогда может и возникнуть шанс тросу добраться Земли или намотаться на Землю, а может и нет, ибо шансы образовать что-то подобное аккреционному тросовому кольцу вокруг Земли то же существуют.
Думаю это вполне хорошая олимпиадная задача и предлагаю молодым и будущим Эйнштейнам попытаться решить её количественно, найдя форму и эволюцию троса в зависимости от массы и длины троса.
Источник
Можно ли построить лифт до Луны?
На днях руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что его ведомство планирует создать космический лифт, который свяжет Землю и… Луну! Давайте разберёмся, насколько реалистичны эти планы. Можно ли в реальности создать уникальный лифт, или это лишь смелые фантазии главы российской госкорпорации.
Идея космического лифта не нова. Впервые её предложил в конце XIX века знаменитый теоретик космонавтики Константин Циолковский. Однако в эпоху паровозов и конных экипажей эта идея не могла быть притворена в жизнь. А что сейчас, в век высоких технологий, реализуем ли на практике космический лифт?
Теоретически, да. Для этого понадобится основание. Им может послужить огромная плавучая база в океане. Сверхпрочный трос длиной примерно 400 000 км. И противовес. Противовесом послужит Луна.
Но на практике конструкторам придётся столкнуться с рядом значительных затруднений…
Несовершенство технологий
Среднее расстояние между Землёй и Луной 384 403 км. Вот на такое расстояние и придётся протянуть трос!
Причём обычный стальной трос не годится. Он должен быть изготовлен из материала, заключающего в себе одновременно и необычайную прочность, и лёгкость. Сталь для этого не годится. Она слишком тяжёлая. К тому же прочность самых крепких марок стали не превышает 5 гигапаскалей.
Единственным материалом, годящимся на изготовление космического троса, являются однослойные углеродные нанотрубки. Учёные уже получили образцы нанотрубок с прочностью 195 гигапаскаль.
Для космического же троса требуются нанотрубки с прочностью, как минимум, 120 гигапаскаль. Т.е. фактически материал для троса уже изобретён. Но проблема в том, что углеродные трубки пока не покинули исследовательские центры. Это пока инновационный материал. Пройдёт не один год прежде чем люди научатся применять на практике нанотрубки и изготавливать изделия из них в промышленных масштабах.
Слишком сложная инфраструктура
Космический лифт не получится создать на Земле. Его строительство должно начаться на противовесе. В нашем случае это Луна. Для этого придётся развернуть масштабное производство на нашем спутнике.
Но для этого нет ни ресурсов, ни технологий. В настоящее время Селену лишь изредка могут посещать автоматические станции.
Предполагается, что на Луне созданием материала займутся нанороботы. Но сейчас «нанороботы» обитают в основном в фантастических книгах, а не в научных лабораториях и тем более не на промышленных предприятиях.
Дороговизна
Ну и как не упомянуть про финансовую составляющую проекта. На этот масштабный проект придётся потратить просто колоссальную астрономическую сумму. Главные траты будут связаны с доставкой и развёртывание необходимой инфраструктуры на Луне. Даже самой богатой стране будет проблематично справится с таким проектом в одиночку.
При этом экономическая целесообразность амбициозного проекта вызывает сомнение. Главная ценность Луны заключается в полезных ископаемых. Например, гелий-3, которым изобилует Луна, очень ценный энергоресурс. А ещё наш спутник это идеальная стартовая площадка. На Селене мог бы быть построен космодром и база для исследования и освоения космоса.
Всё это красиво. Но на данном историческом отрезке развития человеческой цивилизации Луна нам, в общем и в целом, не нужна. Земные недра пока содержат достаточное количество полезных ископаемых. А космические устремления человечества почти не выходят за пределы орбиты Земли.
И это только вершина айсберга проблем, которые возникнут в случае строительства лифта до Луны. Так что Дмитрию Анатольевичу и его ведомству лучше озаботиться куда более актуальными задачами. Например, достроить уже наконец многострадальный корабль «Федерация», или довести до ума перспективную ядерную энергодвигательную установку мегаваттного класса.
Источник
Как будет работать космический лифт от Луны до Земли
Вместо того, чтобы тянуть космический лифт с Земли на орбиту, американские астрофизики предлагают бросить кабель с Луны. MIT Technology Review разобрался, как реализовать затею из доступных сейчас материалов.
Одно из самых серьезных препятствий на пути к звездной экспансии человечества — ресурсы, необходимые на преодоление земного притяжения. Ракете требуются огромные объемы топлива на то, чтобы вырваться из гравитационного поля Земли. В итоге каждый лишний килограмм груза стоит десятки тысяч долларов. А полеты на Луну или еще дальше — еще дороже. Поэтому ученые по всему миру ищут более дешевые способы доставить грузы в космос. Космический лифт — одна из самых долгоживущих идей, которая сейчас приобретает все больше сторонников благодаря появлению новых технологий и сверхпрочных материалов.
Один из самых амбициозных проектов предложили Зефир Пеньор и Эмили Сэндфорд: их лифт должен соединить орбиту Земли и Луну . MIT Technology Review в деталях разобрал преимущества предложенной ими схемы, а Хайтек+ перевел самое важное.
Бессердечная гравитация
Обычно космический лифт представляют как кабель, тянущийся от Земли до орбиты, по которому грузы поднимались бы наверх. Длина такого кабеля — примерно 42 000 км. Такой провод должен быть невероятно прочным и легким, чтобы выдерживать хотя бы собственный вес.
Многотонную массу чаще всего предлагают уравновесить противовесом на другом конце, за пределами орбиты, и тогда конструкцию будет поддерживать поддерживается центробежная сила.
Многие годы физики, писатели-фантасты и визионеры вычисляли эту силу. Увы, только для того, чтобы с разочарованием заявить: ни один из известных материалов не может выдержать такую нагрузку — ни паучий шелк, ни кевлар, ни самое прочное углеволокно. Единственный вариант — углеродные нанотрубки, но их максимальная длина пока исчисляется десятком сантиметров , а не тысячами километров.
На орбиту
Зефир Пеньор из Кембриджского университета и Эмили Сэндфорд из Колумбийского предложили необычный подход к проблеме. Вместо того чтобы крепить кабель на Земле, они предложили привязать его к Луне и бросить конец в сторону Земли.
Разница в том, что такой лифт будет совершать полный оборот не раз в день, а раз в месяц. Так что центробежная сила будет меньше и иначе распределена, так как пройдет через точку Лагранжа , где земные и лунные гравитационные силы нейтрализуют друг друга.
Кроме того, ученые предлагают не тянуть кабель с Луны до поверхности Земли — достаточно будет довести его до геосинхронной орбиты.
По их расчетам, такой кабель толщиной примерно с карандаш можно изготовить из современных углеродных полимеров.
Цена такого проекта все равно исчисляется в миллиардах долларов. Однако он позволит на две трети сократить расходы топлива на запуск ракет, а также откроют совершенно новый регион для исследований — точку Лагранжа, которая благодаря своей стабильности лучше подходит для размещения станций, чем орбиты Земли.
«Если вы на МКС выроните какой-нибудь инструмент, он будет быстро отдаляться от вас, — объяснили авторы идеи. — Точка Лагранжа обладает незначительным градиентом силы тяжести; оброненный инструмент останется рядом с рукой более продолжительное время».
Пеньор считает, что такой лифт — самый реальный способ развернуть крупную лунную колонию: «Линия становится частью инфраструктуры, напоминающей раннюю железную дорогу. Транспортировка людей и грузов по ней намного проще, чем путешествие в глубоком космосе».
Источник
Что если построить пожарный шест от земли до луны?
Давайте сперва разберемся с несколькими вещами:
В реальной жизни мы не можем просто поставить шест между Землей и Луной. Один конец шеста будет притягиваться к Луне под действием ее гравитации, а второй — к Земле. Шест просто разорвет напополам.
Другая проблема, связанная с этим планом: земная поверхность вращается быстрее, чем обращается Луна, так что конец, свисающий к Земле, оторвется, если вы попытаетесь закрепить его на поверхности.
Еще одна загвоздка: расстояние от Луны до Земли непостоянно. Двигаясь по своей орбите, Луна то приближается, то отдаляется. Разница невелика, но ее достаточно, чтобы раз в месяц нижние 50 000 км вашего пожарного шеста вдавливались в Землю.
Предлагаю игнорировать эти проблемы и представить магический шест от Луны до Земли. Он может удлиняться и укорачиваться, никогда не касаясь самой поверхности. Сколько времени ушло бы на спуск с Луны?
Когда вы встанете у шеста на Луне, то сразу увидите, в чем сложность: нужно скользить вверх. Вот только скольжение так не работает.
Придется не скользить, а взбираться.
Люди могут карабкаться по шестам довольно быстро. Мировые рекордсмены в этом виде спорта одолевали по метру в секунду на соревнованиях. Лунная гравитация намного слабее — задача, пожалуй, упрощается. С другой стороны, нужен скафандр, а он должен вас слегка замедлить.
Когда вы заберетесь достаточно далеко, земная гравитация возьмет верх и начнет тянуть к себе. На шесте вы испытываете действие трех сил: Земля притягивает к себе, а гравитация Луны и центробежная сила (шест ведь вращается) тянут от нее. Поначалу совместные усилия лунного притяжения и центробежной силы будут доминировать, но по мере приближения к планете ее гравитация будет расти. Земля достаточно большая, так что вы достигнете этой точки — известной как точка Лагранжа L1, — еще будучи довольно близко к Луне.
Но у меня для вас плохая новость: космос большой, так что «довольно близко» — это все равно очень далеко. Даже если вы побьете мировой рекорд, до точки L1 придется карабкаться несколько лет.
По мере приближения к точке L1 можно перестать взбираться и начать скользить — отталкиваешься один раз и пролетаешь приличное расстояние по шесту. Не нужно ждать полной остановки — можно еще раз схватить шест и подтолкнуть себя, чтобы ускориться: как скейтбордист отталкивается несколько раз, набирая скорость.
Поблизости от точки L1 бороться с гравитацией уже не нужно. Ограничением будет лишь скорость, с которой вы сможете схватиться за шест и «бросить» его под себя. Руки лучших бейсбольных питчеров во время броска могут двигаться со скоростью около 160 км/ч, так что вряд ли вы сможете разогнаться сильнее.
Примечание. Отталкиваясь от шеста, постарайтесь не оторваться от него совсем. Надеюсь, вы позаботитесь о какой-нибудь страховке на всякий случай.
Прошло еще несколько недель скольжения по шесту. Вы начинаете чувствовать гравитацию, которая разгоняет вас сильнее, чем когда вы просто отталкивались. Теперь осторожно — скоро проблемой станет движение со слишком большой скоростью.
Чем ближе Земля и сильнее ее притяжение, тем выше ваша скорость. Если вы не будете тормозить, то достигнете атмосферы примерно на второй космической скорости (11 км/с). Трение о воздух создаст такое количество тепла, что вы можете сгореть. Космические аппараты защищаются с помощью тепловых щитов, которые способны поглощать и рассеивать тепло, чтобы сам аппарат не сгорел. Но у вас есть отличный металлический шест, с которым так удобно контролировать скорость спуска и, следовательно, степень трения — достаточно за него схватиться.
Не ждите с торможением до самого конца. Лучше сбрасывать скорость по мере всего спуска и, если нужно, останавливаться и давать остыть рукам или тормозным колодкам. Если вы разгонитесь до второй космической, а в последнюю минуту спохватитесь и попытаетесь замедлиться, то попытка схватиться за шест закончится неприятным сюрпризом. В лучшем случае вас отбросит прочь и вы разобьетесь насмерть. В худшем — ваши руки и поверхность шеста превратятся в занимательные новые формы материи, и потом вас отбросит прочь и вы разобьетесь насмерть.
Допустим, вы спускаетесь медленно и контролируете свое вхождение в атмосферу. Но тут же возникает новая проблема: скорость шеста не соответствует скорости Земли. Совсем. Поверхность и атмосфера внизу куда быстрее вас. Приготовьтесь к шквальным ветрам.
Луна вращается вокруг Земли со скоростью порядка километра в секунду, делая полный круг примерно за 29 дней. Именно с такой скоростью будет лететь верхняя часть нашего гипотетического пожарного шеста. Нижняя же его часть делает куда меньший круг за такое же время, двигаясь со скоростю около 56 км/ч относительно центра лунной орбиты.
56 км/ч вроде и не страшно. Только вот беда — Земля тоже вращается,и ее поверхность мчится гораздобыстрее 56 км/ч. Скорость на экваторе может превышать 1600 км/ч
Хотя конец шеста движется довольно медленно относительно планеты, относительно ее поверхности это очень быстро.
Вопрос скорости шеста относительно поверхности аналогичен вопросу о путевой скорости Луны. Ее довольно сложно вычислить, потому что она меняется со временем, да еще и по сложному алгоритму. К нашей радости, она меняется не оченьсильно — примерно в диапазоне от 390 до 450 м/с или около 1 Маха, — так что мы не гонимся за точным значением.
Все же попытаемся ее рассчитать, чтобы выгадать немного времени.
Путевая скорость Луны варьируется довольно размеренно, формируя такую себе синусоиду. Ее пики происходят дважды в месяц на быстром экваторе, а минимумы — на медленных тропиках. Орбитальная скорость также зависит от точки орбиты — ближней или дальней. Все это приводит к синусоидному рисунку путевой скорости:
Ну что, готовы к прыжку?
Ну ладно. Есть один цикл, который можно учесть, чтобы действительноопределиться с путевой скоростью Луны. Ее орбита наклонена примерно на 5° относительно плоскости Земля — Солнце, а земная ось наклонена на 23,5°. Получается, что широта Луны изменяется по тому же принципу, что и Солнца, — дважды в год, сменяя северные и южные тропики.
Но наклон лунной орбиты вращается с циклом в 18.9 года. Когда его направление совпадает с земным, он на 5° ближе к экватору, чем Солнце. В противном случае спутник расположен в широтах подальше. В дальней от экватора точке Луна движется с меньшей путевой скоростью, которой отвечает нижняя часть синусоиды. Вот будущий график путевой скорости Луны на несколько десятков лет:
Максимальная скорость Луны довольно постоянна, но минимальная возрастает и падает с 18,9-летним циклом. Самая низкая скорость в следующем цикле будет 1 мая 2025 года. Так что если хотите подождать до 2025 года, чтобы спуститься вниз, то можно попасть в атмосферу, когда шест движется относительно поверхности Земли со скоростью всего 390 м/с.
Наконец войдя в атмосферу, вы будете спускаться примерно на краю тропиков. Сторонитесь резких тропических потоков в верхних слоях атмосферы, направление которых совпадает с вращением Земли. Они запросто прибавят 50–100 м/с к скорости ветра, попади вы в них.
Вне зависимости от того, куда вы будете спускаться, вас поджидают сверхзвуковые ветра, так что позаботьтесь об основательной защите. Нужно крепко зацепить себя за шест — порывы ветра и ударные волны будут трепать вас, как Тузик грелку. Мы все знаем: «Убивает не падение, а приземление». Только в нашем случае смертельны оба занятия.
В какой-то момент придется отпустить шест, чтобы приземлиться. Понятное дело, никому не захочется прыгать на землю, двигаясь на скорости 1 Мах. Стоит подождать, пока вы не окажетесь на крейсерской высоте — воздух там еще разреженный и не будет так сильно вас тянуть. Отпускайте шест, отлетите от него вниз к земле и затем уже открывайте парашют.
Тогда, в конце концов, вы сможете спокойно спланировать на землю, и на этом ваше путешествие от Луны до Земли на собственной мускульной тяге завершится.
(Когда покончите со всем этим, не забудьте убрать за собой шест. Эта штука определенно небезопасна.)
Найдены дубликаты
Баяны
170K постов 11.9K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
ну он же пытался, ну
хотя в первоначальном сноски информативнее этого поста, люблю такую бесполезную информацию
Иногда наркомания бывает небезынтересна:)
Как из батона и вешалки сделать троллейбус. jpg
Вовремя. Я как раз спать лег и мозг не знал чем бы меня озадачить чтобы я не уснул.
Сэр, как давно вы спали? Или такое состояние обыденность?
Как Луна удалялась от Земли
На Луне уже несколько десятилетий стоят приборы, каждую ночь измеряющие расстояние до Земли. Согласно показателям приборов, в среднем за год Луна удаляется от нас примерно на 4 см. Кажется, что это совсем немного, но умножьте это на пару миллиардов лет, и поймете, что раньше Луна была гораздо ближе.
Когда Луна была ближе к Земле, то приливы были не такие, как сегодня, 0.5-1 метр. Из-за близости Луны приливы представляли собой километровые волны. Дважды в сутки на сушу надвигалась километровая приливная волна, которая выносила далеко на сушу морских жителей, которые продолжали свою эволюцию уже там.
UPD. к посту есть вопросы #comment_197039001
Обширные фрагменты другой планеты могут быть похоронены глубоко внутри Земли
Неприятный запах
Опубликован раритетный снимок восхода Земли с лунной орбиты
Сотрудники космического агентства NASA покопались в архивах и нашли фотографию, которую раьше нигде не показывали.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства опубликовало фотографию, которую сделал экипаж борта «Аполлон 8» в декабре 1968 года в составе Джеймса Ловелла, Уильяма Андерса и Фрэнка Бормана.
В результате этой знаковой миссии люди впервые покинули околоземное пространство и увидели свою планету целиком издалека, а также впервые собственными глазами увидели обратную сторону Луны и восход Земли над лунным горизонтом.
Фактическим автором фото стал Уильям Андерс, у которого была цветная камера с длинным объективом. Борман и Ловелл сделали черно-белые снимки с других камер.
Снимок Земли с лунной орбиты. 1968 год
William Anders / NASA
Андерс описал этот момент в своем интервью. «Аполлон 8» уже совершил несколько витков вокруг Луны, и астронавт увидел Землю во время первых поворотов обратно. Но затем удалось повернуть «Аполлон-8», и их обзор на Землю улучшился — на тот момент никто в истории человечества не видел нашу планету с такого расстояния.
«Я сказал: «Боже мой, посмотрите на это! Земля взошла». Мы не обсуждали это, но в инструктаже и плане полета не было никакого задания снять Землю. Я в шутку сказал: «Ну, это не входит в план полета», а двое других парней начали кричать, чтобы я дал им камеры», — вспоминает Андерс, которому в октябре 2020 года исполнилось 87 лет.
Экспедиция продолжалась 6 суток 3 часа 00 минут и 42 секунды. В ходе нее установлены рекорды скорости космического корабля, 11 040 м/с, и максимального удаления от Земли — 377 349 км. По оценке специалистов, за время полета «Аполлон-8» пролетел 933 419 км.
NASA объявило об исключительном успехе миссии. Основным достижением считается проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну.
На Луне астронавты не только делали снимки и собирали камни, они захватили с собой в космос множество предметов с Земли. Почитайте, каких именно.
Шах и мат шароебы
Закат луны с орбиты
Думай быстрее
Земля
Луна ржавеет, и причиной этого может оказаться Земля
Луна постепенно краснеет, и, вероятно, по вине Земли. Новые исследования показывают, что атмосфера нашей планеты может быть причиной появления ржавчины на Луне.
Ржавчина, она же оксид железа, представляет собой красноватое соединение, которое образуется, когда железо взаимодействует с водой и кислородом. Ржавчина – обычная химическая реакция для любых железяк, начиная с гвоздей и заканчивая красными скалами Гранд-Каньона и даже Марсом.
Согласно отчету Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в Пасадене, Калифорния, Красная планета получила прозвище из-за красноватого оттенка, вызванного ржавчиной, которая возникла давным-давно, когда железо на ее поверхности соединилось с кислородом и водой.
Но не все небесные тела подвержены этому процессу, особенно наша сухая, лишенная атмосферы Луна.
«Это очень странно», — говорится в отчете ведущего автора исследования Шуай Ли, младшего научного сотрудника Гавайского университета при Гавайском институте геофизики и планетологии. «Луна – крайне неподходящая среда для образования [ржавчины]».
Ли изучал результаты, полученные при помощи орбитального аппарата Chandrayaan-1 Индийской организации космических исследований, исследовавшего Луну в 2008 году. Результаты работы привели Ли к мысли, что состав полюсов Луны сильно отличается от остальной поверхности спутника земли.
Во время своей миссии Moon Mineralogy Mapper проводил спектральный анализ отраженного света от различных поверхностей Луны.
Когда Ли обратил пристальное внимание на полюса, он обнаружил, что в полярных областях Луны есть богатые железом камни, спектральные характеристики которых соответствуют гематиту. Минерал гематит (он же красный железняк), встречающийся на поверхности Земли, представляет собой особый тип оксида железа, или ржавчины, с формулой Fe2O3.
«Я не мог этому поверить. Он не должен существовать в условиях, характерных для Луны», — говорится в заявлении соавтора Эбигейл Фрейман, планетарного геолога из JPL.
«Однако после обнаружения воды на Луне появились предположения, что разнообразие минералов там больше, чем мы думаем».
Причем тут Земля?
Чтобы железо стало ржаво-красным, ему нужен окислитель — молекула, например, кислород, которая забирает электроны из такого материала, как железо. Но солнечный ветер, поток заряженных частиц, который постоянно бомбардирует Луну водородом, имеет противоположный эффект. Водород — это восстановитель или молекула, которая отдает электроны другим молекулам. Без защиты от этого солнечного ветра, а такой защитой является, например, магнитное поле, ржавчина не должна образовываться на Луне.
Но это так, и причиной может быть наша собственная планета.
У Луны нет собственной атмосферы, которая обеспечивала бы достаточное количество кислорода, но она имеет его следы, которые появились из атмосферы Земли. Этот земной кислород достигает Луны при помощи удлиненного магнитного поля планеты, называемого «хвостом магнитосферы».
Считается, что хвост магнитосферы Земли может достигать ближайшей стороны Луны, где и было обнаружено больше гематита. Более того, в каждое полнолуние магнитосферный хвост блокирует 99% солнечного ветра, создавая временную завесу над лунной поверхностью, и давая время для образования ржавчины. Это все хорошо, но нужен еще один дополнительный ингредиент, необходимый для образования ржавчины: вода.
На Луне практически нет воды, за исключением льда, обнаруженного в лунных кратерах на обратной ее стороне — вдали от того места, где была обнаружена большая часть гематита. Исследователи предполагают, что быстро движущиеся частицы пыли, бомбардирующие Луну, могут освободить молекулы воды, заблокированные в поверхностном слое, что позволяет воде смешиваться с железом. По словам исследователей, эти частицы пыли могут даже сами нести молекулы воды, и их удар может генерировать тепло, которое увеличивает скорость окисления.
«Это открытие изменит наши знания о полярных регионах Луны», — сказал Ли в отдельном заявлении Гавайского университета. «Земля могла сыграть важную роль в эволюции поверхности Луны».
Однако это все еще гипотезы, и необходимы дополнительные данные, чтобы точно понять, почему Луна ржавеет. Еще более удивительно то, что небольшое количество гематита было обнаружено на обратной стороне Луны, на которую не должно распространяться воздействие от хвоста магнитосферы Земли.
Результаты были опубликованы 2 сентября в журнале Science Advances.
Источник