25 средств художественной выразительности
Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.
Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.
Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:
Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.
Виды средств выразительности
Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.
А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.
Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.
Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Тропы
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).
Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.
Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.
Фигуры речи
В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето! Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
Источник
Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Исследование «О роли художественных средств выразительности в рассказах » (по 8 главе сказки-были «Кладовая солнца»)
Выполнила команда «Совята»
“… Всё счастье, вся красота и добро на земле зависят от нашего любовного внимания к каждому” ().
Гипотеза: Если мы изучим язык произведений , то сможем понять, что секрет необычности, красоты, выразительности языка писателя заключается в том, что «слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звезд над лесным краем», как считал .
Цель: исследовать стиль , выделить различные средства выразительности, которые помогают автору показать красоту и необычность явлений природы.
• провести исследование языка 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• изучить особенности использования в главе различных средств выразительности;
• составить словарь волшебных слов писателя
• Изучение теоретической литературы, касающейся особенностей языка произведений и особенностей средств выразительности;
• Наблюдение над языком 8 главы сказки-были «Кладовая солнца»;
• Анализ лексики 8 главы произведения;
• Систематизация изученного материала при составлении словаря волшебных слов писателя.
Троп — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. Рассмотрим такие тропы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Художественное слово — многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание. При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.
Рассмотрим названные виды тропов:
ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) — это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
• существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом;
Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение.
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
• образно охарактеризовать предмет;
• создать атмосферу, настроение;
• передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету;
• совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
СРАВНЕНИЕ — это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
Сравнение играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям.
МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что «слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — художественный прием, при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства. Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение
Задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.
В тексте главы 8 было найдено 15 эпитетов, которые выполняют разные функции. Приведем примеры использования данного тропа главе (полный список эпитетов приводится в Приложении 1)
· образно характеризуют предмет: «вертлявые кочки», «подвижной земле»;
· создают атмосферу, настроение: «с тревожным стрекотанием», «задорно и уверенно посвистывая»
· передают отношение автора к характеризуемому предмету: «место погибельное», «поганое дело»;
· совмещают различные функции: «непонятные и неуловимые оттенки»
В сочетании «Слепая елань» автором тоже используется эпитет, который позволяет образно охарактеризовать предмет. Следует отметить, что своеобразием эпитетов в произведениях является их яркая эмоциональная окраска и часто метафорический характер, что ярко отражено в примере, приведенном выше.
Писатель часто использует в 8 главе сравнения. Нами было выделено 9 примеров этих тропов (см. Приложение 2). Образы, созданные автором при помощи сравнений, настолько яркие, что они по своей художественной наполненности и эмоциональному воздействию граничат с метафорой. Ведь сближение предметов происходит по какому-то признаку, иногда этот признак бывает неожиданным, и в результате рождается свежий образ, отличающийся от метафоры только наличием слов: «как», «будто», «как будто». В качестве примеров можно привести сравнения: «земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тенистой бездной », «чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее»
Одним часто встречающихся в текстах тропов является олицетворение. Нами было выделено 7 примеров (см. Приложение 3). Олицетворения помогают показать необычность, сказочность окружающей природы. Все они очень яркие: «солнце было матерью каждой травинки»; «волновались старушки елки».
Использует автор и метафоры, которые помогают показать динамический характер смены состояния природы, отличаются богатым колоритом и живописностью: «солнце отдавало свое тепло», «змеилась высокая трава белоус» использует и развернутые метафоры, включающие и другие тропы: «не дает родителям-растениям передать все свое добро детям» (развернутая метафора, включающая олицетворение и эпитет). Нами было отмечено 5 метафор (см. Приложение 4).
· Писатель широко использует в тексте такие тропы, как метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают язык 8 главы сказки-были «Кладовая солнца» ярким, точным и живописным.
· Ведущую роль в тексте главы играют эпитеты, это говорит о своеобразии индивидуального стиля писателя.
· Использование ярких и необычных метафор, сравнений, олицетворений усиливает поэтическое звучание текстов и их эмоциональное воздействие на читателя.
Использования в главе 8 сказки-были «Кладовая солнца» различных тропов
Словарь волшебных слов (по тексту главы 8 «Кладовой солнца»)
Источник