Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом синтаксический разбор
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ — Урок 4 — СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
I. Орфографическая работа.
Как будто бы не отличался; обличительный смысл стихотворения; не могло быть напечатано при жизни; не было конца сожалениям; благословить на ратный подвиг; очарованный красотой гор.
II. Проверка домашнего задания.
III. Закрепление темы.
1) Смотри: там в царственном покое,
Восстав далёко от земли,
Сияет небо голубое
В недосягаемой дали.
Смотри: как быстро друг за другом
Летят и мчатся облака;
Там под небесным полукругом
Их жизнь привольна и легка.
2) Вечером, перед закатом солнца, сидел он над прудом; широкое пространство вод отражало в себе чистое небо, и наш ребенок задумался. Теперь он совершенно уверился, что любимое его облачко имело женский образ; другое облако также он разглядел лучше: оно имело вид грозного старика с длинною бородою, с нахмуренными бровями; и то и другое облако, достигнув края небес, скрылись одно за другим.
— Перед вами два текста одного и того же автора. Что их объединяет?
— Какие средства выразительности (лексические, грамматические) использует автор?
IV. Диктант «Проверь себя».
Оглянувшись, Зоська увидела на забелевшей кочковатой траве заметные издали следы своих ног, обутых в уже отсыревшие и латаные-перелатаные сапожки. Правда, снег засыпал следы, и, если снегопад не прекратится к ночи, следов можно будет не опасаться. Хуже, что она заблудилась. Теперь ей самой не понять, как она сбилась с тропы, проглядев в кустарнике очередной поворот, или, возможно, та просто исчезла под снегом. А впрочем, возможно, она и ошиблась — спросить тут было не у кого. Она знала, что ближайшая деревня километрах в восьми и до деревни надо было добираться и добираться.
(По усмотрению учителя проводятся разные виды разбора.)
Домашнее задание: упр. 252, 255.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений? Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
Показать все 9
Глагол в личной форме 1
Существительное 3
Предлог 1
Наречие 1
Союз 1
Инфинитив 1
Прилагательное 1
Вариант 1:
Часть речи: Глагол в личной форме
Начальная форма: ВСТАВИТЬ
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: ТЕКСТ
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: ПОЛ
Все характеристики
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Вариант 1:
Часть речи: Наречие
Начальная форма: ВЫШЕ
Вариант 2:
Часть речи: Предлог
Начальная форма: ВЫШЕ
Вариант 3:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: ВЫША
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Инфинитив
Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Прилагательное
Начальная форма: синтаксический
Все характеристики
Вариант 1:
Часть речи: Существительное
Начальная форма: РАЗБОР
Все характеристики
Характеристика предложения
По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
—
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
Выявить главные и второстепенные члены предложения.
Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
Нажимаете кнопку «Разобрать».
Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
Какая это часть речи.
Начальная форма.
Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник
«Сложное предложение»
Название
«Сложное предложение»
страница
20/24
Дата публикации
07.10.2014
Размер
2.63 Mb.
Тип
Сочинение
literature-edu.ru > Литература > Сочинение
3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребёнок задумался.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
Ответ: г. V. Домашнее задание: § 38, упр. 217.
Урок 55. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§ 39)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; 2) научить производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) указанного типа предложения. I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик делает сообщение о знаках препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Класс рецензирует его сообщение.
Второй ученик выписывает из упр. 217 многочленные сложные предложения, расставляет знаки препинания, объясняет постановку запятых.
Третий ученик анализирует текст в упр. 217 по плану.
2) Основная мысль текста.
3) Структура (композиция текста, основные его части).
6) Языковые особенности текста.
Учащиеся слушают, делают замечания. II. Повторение материала. На доске записаны слова с пропущенными буквами.
1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму, расскажите, в каких случаях пишется разделительный ь, в каком — ъ.
2. Составьте шесть многочленных сложных предложений с различными видами связи, используйте слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь». II. Знакомство с планом синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.
Учащиеся читают план синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи на с. 148—149, анализируют образцы синтаксического и пунктуационного разбора (устного и письменного), запоминают порядок разбора. III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 218 учащиеся производят устный синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений, письменный — третьего и четвёртого предложений.
2. На доску проецируются многочленные сложные предложения из произведений Ф. И. Тютчева с пропущенными знаками препинания.
1) Украдкою в моё окно
Глядело бледное светило
И мне казалось что оно
Мою дремоту сторожило. 2) Как весел грохот летних бурь
Когда взметая прах летучий
Гроза нахлынувшая тучей
Смутит небесную лазурь
Вдруг на дубраву набежит
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно.
Задание: спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.
3. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием. Эти берёзы и сосны становятся всё неприветливей; они хмурятся, собираясь толпами всё плотнее и плотнее. Идёт молодой лёгкий снежок, но от сплошных чащей в вагонах темнеет, и кажется, что хмурится и погода. Омрачается и радость возвращения к тихому лесному дню. Новая дорога всё дальше уводит в новый, ещё неизвестный мне край России, и от этого я ещё живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа так нераздельно связанного с русской жизнью. Новую дорогу мрачно обступили леса и как бы говорят ей:
— Иди, иди, мы расступаемся перед тобою. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы? (111 слов)
(И. А. Бунин) Грамматическое задание: сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).
На доску проецируются схемы.
Задание: составьте многочленные сложные предложения по предложенным схемам, расскажите о видах связи между предикативными частями.
5. Сочинение-миниатюра на тему «Дружба в жизни человека« с использованием многочленных сложных предложений. V. Домашнее задание:
б) выписать из упр. 219 многочленные сложные предложения, составить схемы этих предложений.
Урок 56. Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (упр. 219) (Р) I. Работа над содержанием текста.
1. Определите стиль и тип.
2. Какова его основная мысль и как она выражена?
3. Сделайте анализ структуры (композиция текста, основные части).
4. Рассмотрите языковые особенности текста. II. Пунктуационный анализ текста (учащиеся читают многочленные сложные предложения, объясняют знаки препинания в них). III. Чтение памятки «Как совершенствовать написанное« на с. 187—188 учебника. IV. Учащиеся пишут подробное изложение фрагмента легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Урок 57. Публичная речь (§ 40) (Р)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями публичной речи, научить различать термины публичный и публицистический; 2) научить анализировать публичную речь, выявлять в ней недочёты, формулировать коммуникативную задачу такого рода высказывания, его основную мысль. I. Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении. II. Объяснение нового материала.
1. На доску проецируется высказывание К. Г. Паустовского.
Каждое выступление, независимо от темы, должно быть живым, живописным, а не набором шаблонных фраз и цифр.
2. Учащиеся выразительно читают высказывание, уточняют, какие требования нужно учитывать, чтобы умело выступать публично.
3. Девятиклассники читают и анализируют теоретический материал § 40.
Рекомендации учителю: научите различать термины публичный и публицистический. В § 40 учебника рассматриваются публичные высказывания на публицистическую тему (научный доклад тоже публичный акт, так как представляет собой выступление перед публикой, но для него характерны признаки научного стиля). Публицистическое высказывание затрагивает вопросы общественного, гражданского звучания и обладает такими признаками аналогичного стиля, как употребление общественно-политической лексики (выборы, парламент, нравственный долг, обязанности гражданина и т. п.), эмоционально окрашенных (торжественных и иронических) слов и оборотов речи, крылатых выражений, пословиц, обращений, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов и т. п.
Язык публицистического выступления должен быть прост и выразителен, чтобы воздействовать на ум, чувства и поступки слушателей, поэтому хорошие ораторы стараются избегать всякого рода шаблонов. Нужно, чтобы учащиеся осознали это и получили представление о ярком, богатом языке публицистических высказываний. III. Тренировочные упражнения.
В упр. 220 учащиеся читают высказывание судебного оратора А. Ф. Кони, отвечают на вопросы и выполняют задания:
— Какие три требования, по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично?
— Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи?
— Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «А. Ф. Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана.
Рекомендации учителю: обратите внимание на то, что составление плана — это важный момент в подготовке публичного выступления, в цитатах содержится основная информация о том, как следует готовить и произносить публичную речь. Опыт показывает, что подготовленную речь надо прорепетировать дома, чтобы она прозвучала заинтересованно, как приглашение задуматься над поставлен ной проблемой, включиться в поиск решения, как призыв к определённым действиям. Выступающий должен чётко сформулировать коммуникативную задачу своего публичного высказывания, его основную мысль.
2. В упр. 221 учащиеся анализируют публичную речь прокурора (отрывок из романа Л. Н. Толстого «Воскресение») и выполняют задания:
— Найдите в речи прокурора несоответствия требованиям к устной публичной речи.
— Найдите в речи отступления от темы.
— Найдите в тексте подтверждение тому, что выступающий опирается в своих выводах на факты.
В помощь учителю: анализ текста упр. 221 позволяет выявить недочёты публичной речи прокурора: «. говорил очень долго, стараясь вспомнить все те умные вещи, которые он придумал. и чтобы его речь лилась. в продолжение часа с четвертью». Бездоказательно говорит о подсудимой и её жизни, отклоняется от темы, сообщая о научных исследованиях школы Шарко и приписывая ей свойство внушения. Естественно, что присяжные и председатель замечают эти недостатки речи прокурора и один из них характеризует прокурора самым нелестным образом: «Ужасный болван».
Девятиклассники, анализируя речь прокурора, делают важный вывод: выступающий с публичной речью должен уважительно относиться не только к подсудимой, но и ко всем присутствующим. Его речь должна быть предельно краткой и содержать проверенную и правовую информацию. IV. Домашнее задание: § 40, упр. 222.
Урок 58. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал: повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи, обосновать выбор места для знака препинания. I. Проверка домашнего задания.
1. Публичные выступления учащихся на тему «Взрослые и мы».
2. Класс оценивает выступления, учитель напоминает, что нужно учитывать для умелого публичного выступления. В случае затруднения учащиеся читают требования А. Ф. Кони к публичному выступлению. II. Повторение материала.
На доску проецируется текст с пропущенными буквами и знаками препинания. Бывало встан..шь рано утром. Бежишь к реке на ходу быстро раздева..шься и (с)размаху буха..шься в студё(н, нн)ую розовую от з..ри ещё по(д, дд)ёрнутую лёгким паром гладкую как зеркало водя(н, нн)ую поверхность к великому ужасу целого ути(н, нн)ого семейства которое с тр..вожным кряканьем и писком поспешно расплывает(?)ся в разные стороны из пр..брежного трос..ника. Выкупаешься и дро(ж, жж)а от холода с чувством здоровья и свежести во всём теле сп..шишь к чаю накрыт..му в(густо) заросш..м п..лисаднике в тени с..реневых кустов обр..зующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара ра(с, сс)тавле(н, нн)ы молочник с густыми ж..лтыми сливками большой л..моть свежего деревенского хлеба кусок тёплого только что выреза(н, нн)ого сотового мёда на листе лопуха тарелка круп ной малины.
1. Прочитайте текст и озаглавьте его.
2. Назовите основную мысль.
3. Определите тип и стиль.
4. Укажите языковые особенности.
5. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, обозначьте графически орфограммы. II. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи».
1. Фронтальный опрос учащихся по контрольным вопросам и заданиям на с. 154.
2. В упр. 223 ученики анализируют отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», уточняют микротемы в отрывке, списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняют знаки препинания в многочленном сложном предложении.
3. Самостоятельная работа. В упр. 224 девятиклассники определяют тему текста, выписывают сложные предложения с различными видами связи, составляют схемы этих предложений.
4. Развитие речи. Учащиеся записывают ответ на вопрос: «Какие черты личности юного композитора — новатора Сергея Сергеевича Прокофьева, по вашему мнению, отразились в его воспоминаниях?» (упр. 225). В ответе используют сложные предложения с различными видами связи.
5. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием. ТЁМНЫЙ ЛЕС
Тёмный лес хорош в яркий солнечный день — тут и прохлада и чудеса световые; райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом, как в сказках Шехерезады.
Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснёт вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьёт воду. После на песке можно любоваться отпечатками её лапок и рядом — всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла.
(М. М. Пришвин) Грамматическое задание: сделайте синтаксический разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).
6. Схематический диктант.
На доску проецируются многочленные сложные предложения. 1) Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран; каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены, — что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Ф. И. Тютчев)
2) Мальчик прислушался, и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось, что он слышит, как растёт и чуть шевелится горячая от солнца трава. (В. И. Белов)
3) Два скворца, которые поселились в скворечне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы. (В. И. Белов)
4) Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. (Л. Н. Андреев)
5) Вокруг переливались от ветра хлеба: поле ржи сквозило тем сизым отливом, который приходит вместе с выходом озими в трубку. (В. И. Белов)
6) Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями за плакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (Л. Н. Андреев) Задание: начертите схемы многочленных сложных предложений, предложения не записывайте. IV. Домашнее задание:
а) повторить материал § 37—39;
б) выполнить упр. 226;
в) выписать из произведений художественной литера туры шесть многочленных сложных предложений, сделать синтаксический разбор одного из них.
Урок 59. Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями Вариант I Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнившееся солнцем.
Алёнка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.
Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. (166 слов)
(П. Л. Проскурин) Грамматические задания:
1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.
2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения. Вариант II Направо от пути расстилалась кочковатая равнина, тёмно-зелёная от постоянной сырости, и на краю её были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные; на высокой зелёной горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешено влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданно отшатнулся от окна, однако тотчас же вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность путешествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали, как будто поэтому лицу кто-то провёл горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо блестящим и белым.
В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его, хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!» И затем он снова отправлялся к лесу и тихой речонке и будто выпытывал у них что-то. (169 слов)
(Л. Н. Андреев) Грамматические задания:
1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.
2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.