Меню

Вечернее солнце закатные лучи которого терялись

Вечернее солнце закатные лучи которого терялись

Вопрос по русскому языку:

Расставьте знаки препинания. Объясните! Пожалуйста.
Вечернее солнце (1) закатные лучи (2) которого (3) терялись в густой зелени соснового бора (4) постепенно меркло. .

Ответы и объяснения 2

1, 4 — правильные ответы. Идет разрыв первого предложения «Вечернее солнце постепенно меркло»

1,4-запятые
сложное предложение,2 основы
1)солнце меркло
2)лучи терялись

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Вечернее солнце закатные лучи которого терялись

Вопрос по русскому языку:

Расставьте знаки препинания. Объясните! Пожалуйста.
Вечернее солнце (1) закатные лучи (2) которого (3) терялись в густой зелени соснового бора (4) постепенно меркло. .

Ответы и объяснения 2

Вечернее солнце, закатные лучи которого терялись в густой зелени соснового бора, постепенно меркло. ( Главное предложение — «Вечернее солнце постепенно меркло» включает в себя придаточное, которое выделяется запятыми. )

Запятые — 1, 4. Поскольку здесь придаточное предложение.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Косые лучи заходящего солнца

Вновь содрогается заря багряной птицей
В петлю попав просвета сизых облаков,
Ей не под силу взвиться огненной зарницей,
Крыла увязли в мгле силков.
Перевернись ища в тисках лазейки,
Стальных объятий прост просчёт.
В час предзакатный новый день златою змейкой,
Свинец косым лучём прозжёт.

А.Ф. Лосев о символике косых лучей заходящего солнца в произведениях Ф.М. Достоевского:
«Творчество Ф. Достоевского все пронизано глубокими символическими образами, которые у нас еще далеко не сведены воедино. Достаточно указать хотя бы на сны Свидригайлова, припадок князя Мышкина или кошмары Ивана Карамазова. Однако по крайней мере об одном символе Достоевского можно говорить вполне определенно ввиду уже произведенного исследования на эту тему, которым и можно воспользоваться.
Это — символ косых лучей заходящего солнца, которые, как показывает исследование, появляются в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Достоевский прежде всего противопоставляет эти косые лучи заходящего солнца мрачному и злому виду старого Петербурга, который всегда переживался Достоевским как некий призрак и мутное наваждение.
На фоне этого сумрачного призрака города постоянно и появляется у Достоевского символ косых лучей заходящего солнца. Можно сказать, у Достоевского нет ни одного романа или повести, где бы эти лучи не появлялись. Символическая нагрузка этого образа трудноописуема. С одной стороны, это символ щемящей тоски, наступающего конца и кончины, невозвратимой силы и молодости, погибших надежд и бесплодных упреков, всегда таящий, однако, в себе нечто сладостное, красиво-грустное и задумчиво-скорбное. С другой стороны, однако, этот символ Достоевского указывает на светлое и возвышенное среди этих болот, грязи, вечно моросящего неба, злого и упрямого, сердитого города.
Страшные блуждания Раскольникова и Мышкина по этому холодному и злому городу сопровождаются этими же косыми лучами заходящего солнца. «Даже самое солнце, отлучившееся на ночное время вследствие каких-то самых необходимых причин к антиподам, и спешившее было с такою приветливою улыбкою, с такою роскошной любовью расцеловаться с своим больным балованным детищем, остановилось на полдороге; с недоумением и с сожалением взглянуло на недовольного ворчуна, брюзгливого, чахлого ребенка и грустно закатилось за свинцовые тучи». Об этой страшной антитезе двух символов, уходящего чистого солнца и грязного, мрачного города-призрака, Достоевский красноречиво говорит не раз. «Только один луч, светлый и радостный, как будто выпросясь к людям, резво вылетел на миг из глубокой фиолетовой мглы, резво заиграл по крышам домов, мелькнул по мрачным отсырелым стенам, раздробился на тысячу искр в каждой капле дождя и исчез, словно обидясь своим одиночеством,- исчез, как внезапный восторг, ненароком залетевший в скептическую Славянскую душу, которого тотчас же и устыдится, и не признает она. Тотчас же распространились в Петербурге самые скучные сумерки. Был час пополудни, и городские куранты, казалось, сами не могли взять в толк, по какому праву принуждают их бить такой час в такой темноте».
Под влиянием этого закатного солнца, пробивающегося в окна церковного купола, Ордынов («Хозяйка») «в припадке глубоко волнующей тоски и какого-то подавленного чувства». «прислонился к стене, в самом темном углу церкви, и забылся на мгновение». В повести «Слабое сердце»- «морозно-мутная даль, вдруг заалевшая последним пурпуром кровавой зари, догоравшей на мгляном небосклоне».
В «Белых ночах» герой повести кричит: «Есть, друг мой Настенька, в моем дне один час, который я чрезвычайно люблю. Это тот самый час, когда кончаются почти всякие дела, должности и обязательства, и все спешат по домам»; и далее, тот же герой говорит о себе в третьем лице: «Неравнодушно смотрит он на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном петербургском небе. Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений».
В прологе романа «Униженные и оскорбленные» читаем: «К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется, в ясный морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость, как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь, или кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» В этом же романе молодая, измученная, нежная и прекрасная Нелли умирает в лучах заходящего солнца: «В прелестный летний вечер она попросила, чтоб подняли штору и отворили окно в ее спальне. Окно выходило в садик; она долго смотрела на густую зелень, на заходящее солнце и вдруг попросила, чтобы нас оставили одних». То же самое можно сказать о смерти Мари в «Идиоте», Лизы в «Вечном муже», брата Зосимы в «Братьях Карамазовых». В «Идиоте» офицер ругает старуху хозяйку за присвоение ею чужой миски, а она в это время умирает — на закате солнца. Вельчанинов в «Вечном муже» целует могилу своей дочери Лизы на закате солнца, отчего ему становится легче и бодрее. «Это Лиза послала мне, это она говорит со мной», подумалось ему». В «Преступлении и наказании» Раскольников после убийства старухи тоже идет по городу на закате солнца; а после его признания Соне в этом убийстве он тоже бродит по городу, причем Достоевский пишет: «. внутренняя, беспрерывная тревога еще поддерживала его на ногах и в сознании, но как-то искусственно, до времени.
Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». В вечерний час это ощущение обыкновенно еще сильней начинало его мутить.
— Вот с этакими-то глупейшими, чисто физическими немощами, зависящими от какого-нибудь заката солнца, и удержись сделать глупость. Не то что к Соне, а к Дуне пойдешь,- пробормотал он ненавистно. Собираясь повиниться в убийстве перед Соней, он встречается с ней на закате солнца, и на закате же солнца он целует землю на площади «с наслаждением и счастьем».
Мы не будем здесь перечислять всех многочисленных и очень ответственных мест из сочинений Достоевского, где закатные лучи солнца играют глубочайшую роль не только в поведении героев, но даже и с точки зрения композиции его романов. Тоска Ставрогина и рассказ Хромоножки Шатову об ее переживаниях на закате солнца в «Бесах»; закатная тоска Подростка в пансионе и видение им матери тоже в закатных лучах; «золотой век» Ставрогина в прошлом и «золотой век» будущего у Версилова, тоже озаренные закатными лучами; видение Алешей своей матери в косых лучах заходящего солнца (причем Достоевский здесь подчеркивает: «косые-то лучи и запомнил всего более»); прощание молодого Зосимы с умирающим братом, умиленное и любовное, опять-таки в косых лучах заходящего солнца,- все это свидетельствует о данном символе именно в нашем смысле слова и едва ли требует комментария. О том, что закатное солнце у Достоевского не только не исключает восходящего солнца, но и предполагает его, об этом мы читаем слова того же Зосимы в эпилоге «Братьев Карамазовых»: «Старое горе великою тайной жизни человеческой переходит постепенно в тихую умиленную радость; вместо юной кипучей крови наступает кроткая ясная старость! благословляю восход солнца ежедневный, и сердце мое по-прежнему поет ему, но уже более люблю закат его, длинные косые лучи его — а с ними тихие, кроткие умиленные воспоминания, милые образы изо всей долгой и благословенной жизни».
Перед нами здесь насыщенный глубочайшими переживаниями образ, который, подобно математической функции, разлагается в бесконечный ряд своих перевоплощений, начиная от щемящей тоски умирания и скорбного сознания о невозвратном прошлом вместе с тайно веселящей грустью, переходя через торжество и ликующую победу полуденного солнца и кончая тем же закатом, который, однако, вселяет уже примирение с жизнью, умиротворение и надежду на победоносную правду».
А.Ф. Лосев. «Проблема символа и реалистическое искусство»

Читайте также:  Лучший цвет для защиты от солнца

Источник

Вечернее солнце закатные лучи которого терялись

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Последний луч.. со..нца показыва..т землю в ином виде. Она тускне..т, когда со..нце покида..т небосклон. Всё ст..новит..ся выпуклым. Краски приобр..тают густоту. Они прибл..жают (2) всё дальнее и уводят его в бе(з/с)конеч..ность.

Прибл..жение веч..ра поража..т густотой красок и лё..кост..ю воздуха.

Море после бур.. зат..ха..т поёт и задумчиво переб..рает мелкую гальку. Вода ст..новит..ся тёплой и прозрач..ной.

В..черн..е со..нце свет..т ни(з/с)ко (1) и угрюмо. (4) Соед..нение бел..й (3) пены и солнеч..ного пламени — это самое уд..вительн..е зрелище на з..мле. Такие ч..десные к..ртины (не)вид..т люди, которые (не)умеют ценить кр..соту мира. Зато м..нуты погружения в мир природы вд..хновляют художников п..сателей.

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения

н — [н’] — согласный, звонкий, мягкий

и — [и́] — гласный, ударный

з — [с] — согласный, глухой, твёрдый

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

о — [а] — гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

при ближ а ют / при ближ а ют

1) Белой (пены) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: пены (какой?) белой.

2) Начальная форма — белый; в единственном числе, в женском роде, в родительном падеже.

3) В предложении является определением.

Синтаксический разбор предложения

Вечернее солнце светит низко и угрюмо. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее) светит (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (солнце) вечернее — определение; (светит) низко (и) угрюмо — однородные обстоятельства.

Читайте также:  Нагрев от солнца как называется

Последний луч солнца показывает землю в ином виде. Она тускнеет, когда солнце покидает небосклон. Всё становится выпуклым. Краски приобретают густоту. Они приближают (2) всё дальнее и уводят его бесконечность.

Приближение вечера поражает густотой красок и лёгкостью воздуха.

Море после бури затихает, поёт и задумчиво перебирает мелкую гальку. Вода становится тёплой и прозрачной. Вечернее солнце светит низко (1) и угрюмо. (4) Соединение белой (3)

пены и солнечного пламени — это самое удивительное зрелище на земле.

Такие чудесные картины не видят люди, которые не умеют ценить красоту мира. Зато минуты погружения в мир природы вдохновляют художников, писателей.

Источник

Разработка урока русского языка по теме Основные группы сложноподчинённых предложений

Автор публикации: Величко Т.В.

Дата публикации: 2016-09-13

Разработка урока русского языка

в 11 классе по теме

«Основные группы

сложноподчинённых предложений»

Предмет . Русский язык

Класс . 11

Тема . Основные группы сложноподчинённых предложений

Цели . Повторение и обобщение сведений об основных группах СПП, способах связи в них; закрепление умений расстановки знаков препинания в СПП, навыков правописания; подготовка к ЕГЭ.

Развитие устной и письменной речи, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать чувства сопереживания и милосердия.

Оборудование . Компьютер, интерактивная доска.

Ход урока .

Оргмомент . (Число, тема, цели урока). (слайд 1)

Подготовка к восприятию .

— что такое сложное предложение? (слайд 2)

— какие виды сложных предложений вам известны? (слайд 3)

— сегодня мы будем работать со сложными предложениями (цели урока), поэтому давайте вспомним, какие группы придаточных предложений вам известны? (стр. 93 – сборник подготовки к ЕГЭ) (слайд 4).

как мы различаем виды придаточных СПП? (по вопросу, значению)

Запись под диктовку предложений (3 человека по очереди у доски), нахождение границ, общая характеристика:

Читайте также:  Как движется плутон вокруг солнца

Я увидел, что на небе появилась радуга. (союз, изъяснительное)

На небе появилась такая огромная радуга, какой я ни разу не видел. (союзное слово, определительное)

Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку. (союз, обстоятельственное)

Обратить внимание на средства связи между предикативными частями, беседа:

— как называются части СПП? (главная и придаточная)

— с помощью чего могут присоединяться части СПП? (слайд 5)

— как различить союзы и союзные слова? (слова что, как, когда могут быть и союзами, и союзными словами) (стр. 92 – сборник ЕГЭ) (слайд 5) (проанализировать, союзы или союзные слова употреблены в уже записанных предложениях)

— Тема «Сложноподчинённые предложения» встречается при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку. В задании А-10 нужно уметь правильно дать характеристику предложению, а задания А-25 и А-26 посвящены постановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении, в задании В6 нужно найти в исходном тексте СПП с определённым видом придаточного.

— выполнение тренировочных заданий из сборника ЕГЭ: расстановка знаков препинания и нахождение правильного ответа (А 25) (с помощью интерактивной доски):

Задание: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1 Вечернее солнце (1) закатные лучи (2) которого (3) терялись в густой зелени соснового бор (4) постепенно меркло . (слайд 6)

2 Проливной дождь (1) за серой пеленой (2) которого (3) были скрыты очертания домов (4) стал неприятным сюрпризом для туристов (слайд 7)

3 Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой исход. (слайд 8)

4 Это простейшее полупроводниковое устройство (1) принцип действия (2) которого (3) заключается в пропускании тока (4) только в одном направлении. (слайд 9)

Работа с текстом: (слайд 10)

(1)Зима. (2)Из канализационного колодца идёт пар. (3)Вокруг отта__вшая земля. (4)Подхожу ближе и вижу , что земля шевелится. (5)Да это броше__ые людьми собаки, и в глазах их – горе и страх.

(6)Я знаю людей , которые выставляют свою собаку на улицу. (7)Выставляют , потому что она не может больше приносить потомства. (8)А значит – дохода. (9)Что же получается: деньги вместо души?

(10)В наши дни д__фицит милосердия очень велик. (11)Не покинет ли нас доброта , которой недостаёт всем нам уже сегодня? (12)Горе у товарища – мы не спешим на помощь. (13)Ребёнок с интересом смотр___т , как муча__тся на трёх лапках кошка. (14)Как не может приземлиться ране__ый голубь. (15)Мы снов__ проходим мимо.

(16)Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу. (17)Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (18)Космос, медицина, геология – сферы , в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (19)Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

— чтение учеником

— работа над содержанием текста, формулировка проблемы, поставленной автором текста ( проблема милосердия)

— определить авторскую позицию (автор с болью говорит о дефиците милосердия в наши дни как в отношении людей друг к другу, так и по отношению к «братьям нашим меньшим»)

— какой пример из художественной литературы можно было бы привести в качестве иллюстрации к данной проблеме (Экзюпери «Маленький принц»; Леонид Андреев «Кусака»; милосердие в отношениях людей – Виталий Закруткин «Матерь человеческая»; Шолохов «Судьба человека»)

— вставить и объяснить пропущенные орфограммы,

— найти в тексте СПП с одним придаточным, расставить знаки препинания, найти границы, средства связи, вид придаточного (с помощью интерактивной доски, в тетрадь выписываются только СПП, где ставят запятые, сколько успеем по времени):

— Подхожу ближе и вижу , что земля шевелится . (союз, придаточное изъяснительное)

Я знаю людей , которые выставляют свою собаку на улицу . (союзное слово, придаточное определительное)

Выставляют , потому что она не может больше приносить потомства . (союз, придаточное обстоятельственное, причины)

Не покинет ли нас доброта , которой недостаёт всем нам уже сегодня ? (союзное слово, придаточное определительное)

Ребёнок с интересом смотрит , как мучается на трёх лапках кошка . (союзное слово,

Космос, медицина, геология – сферы , в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (союзное слово, придаточное определительное)

Работа в парах (работают 5 минут, потом проверка)

Каждая пара получает задание на карточках:

Задания:

I группа: Составить и записать предложения, используя данные схемы. Определить вид придаточного в каждом случае. (карточка № 1).

II группа: Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях. Построить схемы. (карточка № 2)

III группа: Дать характеристику предложениям по данным схемам. (карточка № 3 )

Карточка №1 (слайд 11)

Составить предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.

Источник

Adblock
detector