Меню

Ваше благородие кинофильма белое солнце пустыни

Белое солнце пустыни (1969)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

тексты песен

Песня Верещагина
Музыка: Шварц И.
Слова: Окуджава Б.

Ваше благородие, госпожа разлука,
Мне с тобою холодно вот какая штука.
Письмецо в конверте погоди, не рви.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце постой не зови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Ваше благородие, госпожа чужбина,
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В шёлковые сети постой, не лови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Ваше благородие, госпожа победа,
Значит, моя песенка до конца не спета.
Перестаньте, черти, клясться на крови.
Не везёт мне в смерти повезет в любви!

Источник

История песни «Ваше благородие, госпожа удача» (к/ф «Белое солнце пустыни»)

В далёком детстве я впервые взялся за гитару, так как посмотрел фильм «Белое солнце пустыни» и решил, что непременно следует научиться играть песню «Ваше благородие, госпожа удача». И меня не останавливал тот факт, в исполнении очкастого школьника композиция о превратностях судьбы звучала крайне курьёзно.

К счастью для окружающих, я вскоре осознал, что музыка не мой конёк, и не очень долго терзал домочадцев вокальными экспериментами. Однако аккорды знаменитой композиции я помню до сих пор.

На протяжении многих лет я спрашивал знакомых, играющих на гитаре, что побудило их взяться за инструмент. Оказалось, многих также вдохновила «Песня Верещагина», о которой пойдёт речь в статье.

История песни «Ваше благородие, госпожа удача»

Произведение изначально предназначалось для фильма Владимира Мотыля. Автор текста – знаменитый бард Булат Окуджава. Он сочинил его в 1967 году. Музыку написал Исаак Шварц. Партию гитары сыграл Алексей Якушев.

Как снимали картину, вспоминать не будем. Об этом рассказывают многочисленные публикации на тематических сайтах. Особенно интересно почитать о роли Леонида Брежнева в истории кинофильма.

В истерне «Белое солнце пустыни» песню исполняет актёр Павел Луспекаев, сыгравший бывшего начальника таможенного поста Павла Артемьевича Луспекаева. Отставной царский служака скучает по важной должности и страдает без дела. Грустные слова композиции отражают его тоскливое настроение. Исаак Иосифович вспоминал, что работал над музыкой, представляя, как Луспекаев будет петь «Госпожу удачу».

В сборниках, СМИ и других источниках композицию называют по-разному: «Ваше благородие», «Ваше благородие, госпожа удача», «Ваше благородие, господа разлука», «Госпожа удача», «Песня Верещагина» и даже просто «Белое солнце пустыни».

Она стилизована под песни начала двадцатого века, что подтверждается обращением «ваше благородие», которое вышло из употребления в Советском Союзе. Некоторые фразы различаются в исполнении отдельных авторов. Например, вторая строчка первого куплета известна в таких вариантах:

  • «Всё мы с ней не встретимся»,
  • «Мне с тобою холодно»,
  • «Мы с тобой родня давно».

Конечно, нужно послушать «Ваше благородие» в исполнении автора, Булата Окуджавы.

Кавер-версии

После выхода фильма «Белое солнце пустыни» композиция пользовалась колоссальным успехом. Она была настолько популярна и распространена, что многие считали её народной. Появилось огромное количество переделок, пародий и новых куплетов.

Послушаем, как спел «Ваше благородие» Евгений Дятлов.

Так сыграл «Госпожу удачу» гитарист Игорь Пресняков.

Делитесь любимыми версиями в комментариях.

Интересные факты

  • Булат Окуджава называл «Ваше благородие» своей наиболее удачной песней, написанной для кино.
  • Акиро Куросава был настолько восхищён композицией, что пригласил Исаака Шварца сочинить музыку к картине «Дерсу Узала».

Текст песни «Ваше благородие, госпожа удача» («Белое солнце пустыни»)

Ваше благородие, госпожа разлука,
Мне с тобою холодно, вот какая штука.
Письмецо в конверте погоди, не рви…
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви!

Ваше благородие, госпожа удача,
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце, постой, не зови…
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви!

Ваше благородие, госпожа чужбина,
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В шёлковые сети, постой, не лови…
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви!

Ваше благородие, госпожа победа,
Значит, моя песенка до конца не спета.
Перестаньте, черти, клясться на крови…
Не везёт мне в смерти, повезёт в любви!

Песня «Ваше благородие» аккорды для гитары

Am E Am
Ваше благородие, госпожа Разлука
C C
Мы с тобой родня давно,
G7 C
Вот какая штука
Dm
Письмецо в конверте
G7 A7
Погоди, не рви
Dm Am
Не везет мне в смерти,
E F Am
Повезет в любви

Источник

Булат Окуджава: о вашем благородии замолвите слово

Ваше благородие, госпожа разлука,
мне с тобою холодно, вот какая штука.
Письмецо в конверте
погоди — не рви…
Не везет мне в смерти,
повезет в любви.

Читайте также:  Солнце тепло свет детям

Ваше благородие госпожа чужбина,
жарко обнимала ты, да мало любила.
В шелковые сети
постой – не лови…
Не везет мне в смерти,
повезет в любви.

Ваше благородие госпожа удача,
для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце
постой – не зови…
Не везет мне в смерти,
повезет в любви.

Ваше благородие госпожа победа,
значит, моя песенка до конца не спета!
Перестаньте, черти,
клясться на крови…
Не везет мне в смерти,
повезет в любви.

Чем это интересно

Песня Верещагина (другое название – «Ваше благородие, госпожа удача») – стилизация под песни времён Гражданской войны. Точнее сказать – стилизация под представление советской интеллигенции 60-х о том, какие могли быть тогда песни. Ведь то, что мы сегодня считаем песнями времен Гражданской войны – это, как правило, композиции, сочиненные советскими авторами уже после того, как эта война закончилась. «Там вдали за рекой зажигались огни» – 1924 год. «Полюшко-поле» – 1933 год. «По долинам и по взгорьям» – 1929 год. И так далее.

Во всех этих песнях понятно, кто плохой, кто хороший и на чьей стороне симпатии автора.

У Окуджавы был опыт обращения к теме Гражданской войны. 1957 год, «Сентиментальный марш»:

Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся,
какое новое сраженье ни покачнуло б шар земной,
я все равно паду на той, на той далекой, на гражданской,
и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.

Автор однозначно на стороне комиссаров.

Однако в середине 1960-х ситуация в стране начала меняться. Интеллигенция почувствовала, что и белогвардейцам ничто человеческое не чуждо. Например, любовь к России. И вообще, Гражданская война – явление неоднозначное. Более того – она может стать материалом для приключенческого фильма, типа американского вестерна. Первым фильмом такого рода стали «Неуловимые мстители» (1966 год). В 1967–1968 годах были запущены в производство «Служили два товарища», «Новые приключения неуловимых», «Белое солнце пустыни».

В «Новых приключениях неуловимых» белогвардейский офицер поет песню «Русское поле» (слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля):

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
– Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.

Таких песен белогвардейцы до 1968 года не пели. И решение режиссёра Эдмонда Кеосаяна о вложении патриотической песни в уста белогвардейского офицера было рискованным шагом.

Песню таможенника Верещагина Окуджава написал в 1967 году специально для «Белого солнца пустыни». Она показывала эмоциональное состояние не победившей стороны, не красноармейцев, а их противников, белогвардейцев. Более того – белогвардейцев, покинувших Россию. Ведь в песне упоминаются и «госпожа разлука», и «госпожа чужбина».

Теоретически песня Верещагина могла опередить «Русское поле» и стать первой «хорошей белогвардейской песней», исполненной в советском кино. Но не получилось. Фильм неоднократно переделывался, его производство останавливалось. Приёмка картины прошла только 18 сентября 1969 года. Причем директор «Мосфильма» Владимир Сурин не подписал акт о приёмке, и «Белое солнце пустыни» положили на полку.

Однако фильм очень понравился Леониду Брежневу – и особенно песня о «госпоже удаче». Кстати, ею восхитился и режиссёр Акира Куросава: он даже предложил Шварцу написать музыку для фильма «Дерсу Узала».

В общем, «госпожа удача» улыбнулась фильму. В прокате 1970 года фильм занял 2-е место – 50 миллионов зрителей. А в 1998 году съёмочный коллектив и актёрский ансамбль были удостоены Государственной премии Российской Федерации. Павел Луспекаев, в чьем исполнении мы впервые и услышали эту песню, до этих времен не дожил: он скончался 17 апреля 1970 года от разрыва аневризмы аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего 43-летия.

Булат Окуджава считал «Ваше благородие. » самой удачной своей песней к кинофильмам.

Справка об авторе

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии.

Окуджава – участник Великой Отечественной войны, Гвардии красноармеец.

На рубеже 1950-х – 1960-х Окуджава стал первым записываться как автор на бытовые катушечные магнитофоны в домах своих знакомых. Лев Аннинский вспоминал, что он одним из первых записал у себя дома его пение, работавшего в ту пору в редакции «Литературной газеты».

Кстати, начинал Окуджава со стилизаций – например, на мотивы улично-уголовного фольклора:

На нас глядят бездельники и шлюхи.
Пусть наши женщины не в жемчуге,
послушайте, пора уже,
кончайте ваши «ах» на сто минут.

Читайте также:  Если мужчина называется вас солнце мое

Здесь тряпками попахивает так.
Здесь смотрят друг на друга сквозь червонцы.
Я не любитель всяких драк,
но мне сказать ему придется,
что я ему попорчу весь уют,
что наши девушки за денежки,
представь себе, паскудина,
с брюнетами себя не продают.

(«А мы швейцару: «Отворите двери. «», 1957)

Окуджава – автор около двухсот авторских и эстрадных песен, 16-ти книг прозы и порядка 20-ти поэтических сборников.

Булат Окуджава кончался 12 июня 1997 во Франции.

Источник

К 50-летию выхода фильма «Белое солнце пустыни»

К 50-летию выхода фильма «Белое солнце пустыни»

    7 Апреля 2020 Ольга Шмелева 1878

Киноконцерн «Мосфильм» в настоящее время не может пригласить гостей на студию, чтобы они могли посетить здесь выставку, посвященную юбилею фильма «Белое солнце пустыни». Но мы рассказываем об этой картине производства киностудии «Мосфильм» и представляем экспозицию в электронном виде. Кинолента доступна для бесплатного просмотра на наших официальных ресурсах: в и на .

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

50 лет назад, в конце марта 1970 года, на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля, ставший одной из легенд советского кинематографа, по популярности стоящий в одном ряду с картинами «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Девчата».
Фразы из фильма «Белое солнце пустыни»: «Я мзды не беру, мне за державу обидно», «Гюльчатай, покажи личико!», «Восток — дело тонкое», «Не робей, Петруха», «Опять икра! Мне бы чёрного хлеба» ушли в народ и стали крылатыми. Даже те, кто не смотрел картину, знают потрясающую песню «Ваше благородие», которую написали специально для картины Исаак Шварц и Булат Окуджава.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Картина стала культовой, во многом благодаря своей крепкой убедительной драматургии, афористичности диалогов, замечательной музыке, приключенческим эпизодам, потрясающей актерской игре и ярким персонажам, таким как товарищ Сухов (актер Анатолий Кузнецов), Саид (актер Спартак Мишулин), Абдулла (актер Кахи Кавсадзе) и Верещагин (актер Павел Луспекаев).

Архивное фото со съемок фильма «Белое солнце пустыни»

Интересна жанровая принадлежность фильма: иногда его называют приключенческой картиной или приключенческим боевиком, но все же одно из главных жанровых направлений в фильме — «истерн» — так называются «вестерны» из социалистических стран.

Жанр вестерна похож на средневековый рыцарский роман — согласно канонам, в нем присутствует благородный герой, который борется с бандитами и разбойниками. Помимо этого, обязателен для жанра персонаж «прекрасной дамы», соответствующий архетипу «принцессы в башне», которую нужно спасать. Благородный герой, бандиты и прекрасная дама — классическая триада вестерна.

Архивное фото со съемок фильма «Белое солнце пустыни»

Огромную популярность приобрели и стали классикой жанра вестерны с участием актера Джона Уэйна: «Рио Браво», «Дилижанс», «Человек, который застрелил Либерти Вэланса», «Красная река» и многие другие картины.

Позже знаменитым стал вестерна, одним из основоположников которого считается Серджио Леоне («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой»).

Архивное фото со съемок фильма «Белое солнце пустыни»

Идея снять советский вестерн возникла у руководителей Экспериментальной творческой киностудии «Мосфильма» Григория Чухрая и Владимира Познера в 1967 году на волне успеха фильма «Неуловимые мстители» режиссера Эдмонда Кеосаяна (1966).

«Экспериментальная творческая киностудия была уникальным для своего времени коммерческим предприятием. Она обладала неслыханным по меркам Советского Союза правом — заключать договоры с режиссёрами без согласования с Госкино. Вместо фиксированного гонорара те, словно в Голливуде, получали „роялти“ от проката и имели стимул создавать кино не только высокохудожественное, но и кассовое. И вестерном на ЭТК заинтересовались не случайно: в жанр обрёл второе дыхание как в Штатах, так и в Европе», — отмечал Григорий Чухрай.

Работу над первоначальным сценарием фильма поручили Андрею и Фридриху Горенштейну, но их вариант под названием «Басмачи» не удовлетворил руководство студии. Тогда к работе над сценарием привлекли Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. История о том, как басмач бросил свой гарем, легла в основу сценария неслучайно, она была взята из реальной жизни. Об этом эпизоде Валентину Ежову рассказал один из ветеранов Гражданской войны.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Стать режиссером фильма «Белое солнце пустыни» предлагали Витаутасу Жалакявичусу, Юрию Чулюкину и даже Андрею Тарковскому, но они все по разным причинам отказались. В итоге для постановки фильма «Белое солнце пустыни» пригласили Владимира Мотыля, ставшего на тот момент уже известным благодаря картине «Женя, Женечка и «Катюша» (1967).

Съемки картины «Белое солнце пустыни» были масштабными. Декорации среднеазиатского городка Педжент, где разворачивалась большая часть действия, сначала построили в Дагестане, на западном берегу Каспийского моря. Остальная часть Педжента снята на восточном берегу Каспия, возле города Байрамали. События в музее снимали в Мерве — древнем городе, основанном Александром Македонским и лежащим в отдалении от моря.

Читайте также:  Как сделать средство для защиты от солнца

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Успех фильма и его целостность складывается из трех «составляющих» — традиция революционного фильма (революционная героика), романтическая линия и комедийные (скорее даже легкие, тонкие, иронические) мотивы.

Революционная героика восходит к подоплеке жанра вестерн. Именно в нем отразились события времен завоевания жителями Старого Света коренных территорий индейцев. Эта трагическая страница в истории сыграла большую роль в формировании государственного мифа молодой страны — США. Такие жанровые условия отлично ложились на советскую почву: СССР также был молодым государством, а его основа и идеологический фундамент формировались во время Октябрьской революции и Гражданской войны. Именно ее события стали фоном действия, так как отлично вписывались в мифологический контекст эталонного вестерна и впоследствии истерна — миф о героях прошлого, родоначальниках государственности.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В характере героя также есть черты традиционного героя революции, которые восходят к самому культовому образу той эпохи — Чапаеву: бесстрашие, невозмутимость, готовность к борьбе, чувство юмора, стойкость и твердость, верность нравственным принципам и идее революционного товарищества. Как и в картине «Чапаев», в «Белом солнце пустыни» есть мотив наставничества: взаимоотношения Василия Ивановича и Петьки в напоминают «тандем» Сухова с Петрухой.

По визуальному решению и выбору места действия картина «Белое солнце пустыни» соотносима с кинолентой «Сорок первый» режиссера Григория Чухрая, вышедшей в 1956 году. Действие обеих картин разворачивается в Средней Азии во времена Гражданской войны — только картина «Сорок первый» — это драма и трагедия, а фильм «Белое солнце пустыни» более оптимистичен и ориентирован на приключенческую составляющую, что, возможно, сделало его более «народным».

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Романтическое начало в фильме представлено письмами Сухова к Катерине Матвеевне:

«…Душа моя рвётся к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка. Полагаю, суток на трое, не более. А именно: мне, как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока. Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком. Так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает.

…А ещё скажу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь вы мне будто чистая лебедь, будто

плывёте себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул.

…Обратно пишу я вам, любезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка и разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке.

Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни в чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело».

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

Также романтическая линия прослеживается в интересе Петрухи к Гюльчатай и в деликатном обхождении Сухова с этой юной молодой девушкой.

Комедийное, точнее даже ироническое начало прослеживается в сценах, когда Сухов сам на минуту представил себя в гареме в родном селе, а также в образе четырех отрешенных старцев, в сцене поедания черной икры Верещагиным, в эпизоде, когда он напоил Петруху. Смешное вклинивается в ткань повествования «деликатно», не затмевая собой основное действие и не отвлекая от содержания фильма.

Драматургические переплеты также все время держат зрителя в напряжении: долгое время неясно, поддержит ли Сухова спасенный им Саид, в числе «мечущихся» и Верещагин. Чувства этих персонажей показаны детально, хоть они и не являются центральными персонажами. Все герои фильма наделены интересными характерами, исключение не составляют даже эпизодически появляющаяся Катерина Матвеевна и колоритная супруга Верещагина Настасья.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

В фильме есть и трагедийное начало — гибнут Петруха и Гюльчатай, взрывается на баркасе Верещагин.

Судьба картины «Белое солнце пустыни» не была простой. Директор «Мосфильма» Владимир Сурин раскритиковал фильм и отказался подписывать акт о его приёмке. Судьбу «Белого солнца пустыни» вновь решил случай. Новую картину захотел посмотреть лично Леонид Брежнев, большой поклонник вестернов, и она привела его в восторг. В итоге фильм вышел в прокат и занял второе место по сборам за 1970 год.

Картина с момента своего выхода на протяжении 18 лет ждала получения Государственной премии СССР, которая была присуждена фильму в 1998 году. Сейчас картину поистине можно считать классикой, стоящей в ряду культовых отечественных кинокартин.

Источник

Adblock
detector