Меню

Узор луна у удмуртов

Удмуртский орнамент — красота и мистика

Орнаменты представляют собой узоры из повторяющихся элементов. Издревле люди украшали ими предметы быта, посуду, одежду, жилье и даже собственное тело. Удмуртский орнамент возник еще во времена становления народности. На его формирование повлияли соседние народы Прикамья, Сибири и Южного Урала. Главным мотивом удмуртских узоров и орнаментов является отражение природных процессов.

Зарождение орнамента народности

Удмурты проживают в районах Прикамья и Северного Предуралья, относятся к финно-угорским народам. Удмуртский орнамент стал одним из первых видов народного искусства. Он служил для отражения понимания устройства мира, выражения творческих потребностей, украшения окружающих предметов.

Некоторые элементы удмуртского орнамента в виде веревочного узора обнаружены на вещах, относящихся еще к Ананьинской эпохе в 3-2 веке до нашей эры. Позднее, в Поломский и Чепецкий периоды, количество цветов и элементов постепенно увеличивалось.

Со временем появились сложные геометрические композиции, стилизованные изображения животных и птиц, цветов, звезд, планет, в которых часто скрыт сакральный смысл.

Нанося их, люди заручались поддержкой сил природы, обеспечивающей плодородие, защиту, удачу, здоровье.

История народа отражается в его творчестве

На развитие удмуртского орнамента влияли история развития торговых отношений, миграции, культуры соседних народов, в нем отражались душа и энергетика людей.

Например, удмурты торговали с хазарами шелком для вышивки, общение оставило элементы иудаики, у старообрядцев были взяты элементы хохломской росписи. В 19 веке удмуртские национальные орнаменты обогатились белорусско-украинскими растительными мотивами. С развитием пашенного земледелия появились стилизованные изображения коней.

Под влиянием русских соседей в удмуртской культуре появилось тиснение на бересте, которая украшалась цветными удмуртскими узорами и орнаментами.

Традиции украшении одежды и тканей

У удмуртов было развито ткачество, их полотна высоко ценились на рынке. В народе относились к производству одежды, как к искусству. Женщины с подросткового возраста учились ткать и вышивать удмуртские народные орнаменты.

Для различных праздников у каждого удмурта должен был иметься специальный наряд с определенными узорами. Только сорочек у одной женщины могло быть более 20.

В народе всегда относились бережно к сохранению традиций. Особенный смысл придавался узорам, используемым для украшения одежды.

Каждый род составлял уникальные композиции, наполненные особым смыслом, связанным с образом жизни и характером занятий. Кроме того, они имели гербы, геральдические знаки, из рисунка которых что-то добавить или убрать мог только старший по роду.

Сейчас уже не в каждый семье помнят, какое послание оставили им предки, но свято чтят и берегут традиции.

Что расскажут символы

Символы удмуртских узоров и орнаментов, вышитые на костюме, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение. Одним из важных предметов женской одежды является нагрудник, называемый кабачи. Перед приездом жениха на нем вышивались звезды, ступенчатые линии, квадраты.

В основном использовалось двухцветное сочетание красного с белым, черным, синим, черного с серебром. Накидку со свадебного наряда, на которой обязательно должна была быть вышита луна, женщина носила до появления первого ребенка, а каждый рожденный сын отмечался на нарядном переднике появлением нового ромба. Они означали также засеянные поля, пожелания порядка. Луна изображалась в виде восьмиконечной звезды с лучами в виде ромбов.

Сакральный смысл вышивок

Удмуртские орнаменты связаны и с религиозными представлениями народа.

Кроме того что расшитые ткани выглядели богато, каждый символ имел свое сакральное значение, связанное с верованиями и религиозными взглядами народа, отражал окружающие реалии. Они должны были призывать удачу, здоровье, плодородие, а также милость богов, которые представляли силы природы, земли и космоса.

Верх одежды отражал связь с небом, место на груди, где находилась душа по представлению народа, нуждалось в особой защите от магических воздействий. Для этого вышивались орнаменты Радуга, Светец, Небесная роса, различные обереги.

Солнце является одним из важнейших символов в ведических и славянских традициях. Его изображение, называемые коловоротом или свастикой, было и одним из любимейших мотивов в удмуртских орнаментах на одежде, орудиях труда, предметах быта.

Женщины вышивали их даже в войну под угрозой ареста. Символ Солнца изображался также ромбом.

По шаблону удмуртского орнамента внизу одежды размещались узоры, посвященные силам земли, располагалось небесное древо жизни «куак».

Мировое дерево

Мировое дерево неразрывно связано с образом богини матери, обеспечивающей бессмертие рода. В орнаменте оно зашифровано в знаке треугольника, который обязательно присутствует в украшении поясов и нижней части нагрудника, а в вышитых деревьях угадываются линии молящейся женской фигуры, богини Колчин-мумы. Треугольники соединяются вершинами, образуя фигуру, похожую на бантик, символизирующие соединение неба и земли, жизни и смерти. Бантики и восьмиконечные звезды изображались не только на одежде, но и на всем имуществе удмуртов.

Если во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, то со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров, росписи.

Так как удмурты входят в семью финно-угорских народов, коллекции одежды можно встретить в зарубежных музеях. Удмурты принимают участие в различных фестивалях и выставках народного творчества финно-угорских народов, с любовью сохраняют и развивают богатое наследие, оставленное предками.

Источник

Орнамент удмуртский: тайный знак народа (фото)

Для историков орнамент удмуртский представляет собой неиссякаемый источник изучения этого необыкновенного и самобытного народа. Ведь мастерицы вкладывали в свои узоры душу, они отображали все, что их окружало: традиции, культуру, предметы быта. Орнамент тесно переплетается с особенностями удмуртов как нации, их замкнутой лесной жизнью и творчеством.

Особенности

Удмуртский орнамент возник еще задолго до появления отдельной нации. Но изучать его начали только с конца 18 — начала 19 веков. Экземпляры более раннего периода практически не сохранились. Первым исследователям особенностей удмуртской культуры было непривычно видеть на тканях яркие сочные цвета. Практически все удмуртские узоры и орнаменты выполнены красными или черными нитками, коричневыми или золотыми.

Преобладание пестрых оттенков объясняется очень просто. Удмурты жили замкнутой жизнью в лесной глуши. Недостаток света они воплощали в своих рисунках. Ритм цвета придает движение узорам, наполняет их жизнью и радостью.

Мотивы орнаментов

На вышитых полотенцах чаще всего встречаются простые геометрические фигуры: ромбы, треугольники, квадраты. Более поздний орнамент удмуртский уже имеет цветы. Появление красных маков, роз и других растений объясняется увеличением влияния украинской культуры.

Читайте также:  Гороскоп луна сегодня весы 2021

Наиболее распространен в вышивке силуэт водоплавающей птицы. Этот элемент присутствует у многих народов Урала. С ним связан один древний миф. В нем говорится, что птица может нырнуть на дно океана и принести кусочек земли, из которого много веков назад возникла суша.

Мотив водоплавающей птицы обязательно присутствовал на рукаве свадебной рубахи девушки. Позднее он начал выглядеть как крылья утки.

Символика цветов

Как и многие народы, удмурты представляли себе мир трехчастным. Согласно их верованию, создатель мира Инмар поделил Вселенную на три составляющие: небо, землю и подземный мир. Небо символизировал белый цвет, землю – красный, что олицетворяло кровь, жизнь и солнце. А подземный мир – черный. Позднее это сочетание перешло в символику флага Удмуртской республики.

Удмуртский орнамент прекрасно отображает то, как народ воспринимал мир. Например, женский нагрудник чаще всего вышивался так: посередине был большой красный треугольник, под ним находился черный или темно-синий. Сверху вышивались различные орнаменты светлыми цветами.

Мировое дерево

Образ мирового дерева характеризует удмуртский национальный орнамент. Поскольку жители населяли в основном лесную местность, неудивительно, что с деревьями связано многое. Так, удмурты верили, что после смерти человек может обратиться в дерево. Каждый ствол с кроной имел свою душу, с ним можно было поговорить или помолиться ему. Больше всего удмурты поклонялись сосне, ели, рябине и березе.

Позднее мировое дерево перевоплотилось в образ богини плодородия, которая изображалась с поднятыми вверх руками. По бокам обязательно изображались ветки с листиками. Мать Солнце называлась у удмуртов Шунды-Мумы и не только являлась покровительницей небесного светила, но и отвечала за плодородие земель.

Звериные орнаменты

Удмуртский народный орнамент содержит много изображений зверей. Традиционно вышивались кабаны, бараны, рыси, орлы и соколы. Начиная уже с самых ранних этапов развития культуры, удмурты изображали коня. Если он был вышит на полотенце, то этот предмет обязательно нужно было взять с собой в путешествие, а на головном уборе невесты вышивали лошадь, желая счастливого семейного пути.

Другим популярным образом является медведь. Его чаще всего изображали без одного пальца. Такая традиция берет начало с ритуалов погребения шаманов. Когда умирал уважаемый человек, у него отрезали большой палец, который хранили в семье для благословения богов.

Солярные мотивы и свастика

Удмурты тесно ассимилировали с пермяками. Начиная с этого периода, орнамент удмуртский начинает приобретать солярные мотивы. Сначала различные изображения солнца используются в резьбе по дереву, изготовлении украшений, а позже переходят в вышивку.

Самым важным солярным мотивом является свастика. Этот элемент встречается у разных народов, в том числе и у удмуртов. Свастику вышивали на рушниках, одежде. Она выполняла защитную роль – отгоняла злых духов — и означала возрождение, рождение новой жизни, семьи.

Исследователи выделяют мотивы «питыри» (кружок с дыркой в середине) и «питырес» (кружок с орнаментом). Первый был обязательным элементом узора свадебного платка невесты, а второй всегда присутствовал на головных уборах женщин.

Еще некоторые узоры

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки.

Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия.

Еще прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца. Это был обязательный элемент в оберегах от злых духов, болезней и сглазов.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Источник

Узор луна у удмуртов

Н.И. Шутова ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СЕМАНТИКА ЛУННОГО ЗНАКА ТОЛЕЗЕ

Статья посвящена анализу значения удмуртской восьмиконечной звезды толезе ‘лунный узор’. Вышивку толезе использовали для украшения женского свадебного нагрудника кабачи и других предметов, связанных с женщиной, свадьбой и воспитанием детей. Этот знак, как оберегающий от несчастий, представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики. Мотив восьмиконечной звезды встречается в культуре и других этносов Среднего Поволжья и Приуралья, он характерен также для культурной традиции многих народов Евразии. Как один из древних знаков, он служит символом счастья, благополучия, изобилия, плодородия и воспроизводства. Раннее его изображение выявлено на глиняной чаше IV—III тыс. до н. э. из Центральной Азии (Южная Туркмения). Такой орнамент был распространен в период могущества Византии и, возможно, благодаря процессам христианизации проникает в Восточную Европу и Скандинавию. Этот образ-концепт был включен в базовую геометрическую основу декоративно-прикладного искусства удмуртов и стал одним из главных национальных символов.
Ключевые слова: удмурты, восьмилучевая звезда толезе, Луна, свадебный нагрудник, женский предмет, символ плодородия.
Основу традиционного удмуртского искусства составляет геометрический орнамент, многие элементы которого имеют давние традиции и прослежены в археологическом наследии народов Камско- Вятского региона. Среди них встречаются узоры, широко распространенные и относящиеся к явлениям общетипологического свойства. К таким относится знак восьмиконечной звезды толезе ‘лунный узор’, — один из главных удмуртских символов. В наше время он представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики и трактуется как восьмиконечный солярный знак, оберегающий от несчастий [8].
Знак звезды толезе ‘лунный узор’ составляет один из важных и популярных орнаментов в удмуртском искусстве XIX-XX вв. Вышивка толезе являлась главным и центральным элементом свадебного нагрудника кабачи у удмуртов-ватка (рис. 1). Такой нагрудник надевался невесте по приезде ее в дом жениха. Без него нельзя было играть свадьбу [13. С. 40; 4. С. 33-34]. Как правило, этот узор был выполнен шелковыми нитями насыщенного кирпично-красного цвета. В одном случае знаки звезды, вышитые серебряными нитями на глубоком черном фоне, имеют весьма прямую аналогию с Луной на ночном небесном своде (рис. 2) [13. Рис. 12]. Лунный узор чаще всего использовали северные удмурты для украшения тканых, вышитых, резных, кружевных и вязаных частей женской одежды: концов полотенчатых головных уборов весяккышет, женской косынки куиньсэрго, нагрудников, подолов рубах, тканых поясов, краев рукавов. Мотив лунного знака выявлен также в рисунках ковров, покрывал, вышитого ворота праздничной мужской рубахи, в резных узорах на прялках и деревянных подголовниках/изголовьях кроватей (йыразьпу) [13. Рис. 12, 15, 24, 25, 26, 28 и др.; 10. Прилож., рис. 5, 31; 11. С. 32, рис. 18, 20, 22, 45 и др.; 14. С. 35-37, 54, 75, 87, 172]. Как правило, каждая девушка и женщина на втором этаже кеноса (летнее жилище удмуртов) имела отдельное место, в углу которого «стояла широкая кровать или нары с резным или расписным изголовьем (йыразь- пу) в форме скоса, клавшегося на кровать или нары под (по Т.А. Крюковой) подушку [11. С. 34]. Нередко такое изголовье было ук рашено орнаментом восьмиконечной звезды. В южных районах лунный узор встречается реже, им оформлены концы женских головных полотенец чалма, края передников и девичьего колпака, ковров, детское покрывало для люльки (кокы шобрет), тканые заплечные люльки (ныпъет), прялки, вязаные женские чулки и рукавицы. Как мы можем заметить, знак толезе востребован для украшения предметов, имеющих отношение к женщине и женской сфере деятельности — изготовлению женских нарядов, свадебной атрибутики, интимной жизни, рождению и воспитанию детей.
В археологическом наследии средневековых удмуртов выявлено множество орнаментальных мотивов, связанных с небесной сферой. Это округлые штампы, разнообразные розетки, спиралевидные украшения, кресты, заключенные в круг и пр. Чаще всего такие узоры рассматриваются в качестве солярных знаков, однако, вполне возможно, что часть из них могла быть связана с символикой Луны. Что касается анализируемого нами мотива, то самое раннее резное изображение восьмиконечной звезды в нашем регионе относится к IX-XIII вв. Обнаружено оно на костяном пряслице из раскопок А. П. Смирнова на Кушманском городище в бассейне р. Чепцы (рис. 3) [97. Табл. II, 11]. Этот предмет связан с женскими домашними промыслами, входит в категорию предметов женского обихода.
Отметим интересный аспект, связанный с этим узором. Во время экспедиционных поездок по разным районам Кировской области в 2004-2007 гг. в краеведческом музее с. Всехсвятское (Белохолуницкий р-н Кировской обл.) наше внимание привлекли два экспоната: вязаные ажурные шали, украшенные восьмиконечными звездами (рис. 4). Более того, сходный орнамент был частью декора палисадника одного из жителей села (рис. 5). До этого времени мы проехали десятки районов и посетили большинство музеев Кировской области, однако лунный узор встретили лишь на удмуртских женских нагрудниках кабачи удмурток-ватка Слободского и Унин- ского р-нов. Позднее вспомнилось, что окрестности с. Всехсвятского прежде входили в состав бывшей Сырьянской волости Слободского уезда Вятской губернии, в которой проживало удмуртское население. В середине XVI в. они первыми приняли христианство и обрусели. Данный факт позволяет предполагать, что образ/мотив восьмиконечной звезды оказался воспроизведенным местными жителями на уровне архетипов сознания, на уровне генетической памяти.

Читайте также:  Значение карты таро луна да или нет

Удмуртское понятие толезъ (коми — тклысъ) имеет общепермское происхождение [15. С. 283] и имеет три значения: небесное светило; мифологизированный космический объект, требующий к себе особого почтения; календарный месяц [6. С. 128]. В удмуртской мифологии Луна ассоциируется с женским образом, существуют представления о матери Месяца / Луны Толэзь Анай [5. С. 15]. В многочисленных фольклорных произведениях сохранились уподобления Солнца отцу/мужчине, а Луны — матери/женщине [4. С. 34]. В основе архаичного удмуртского традиционного календаря лежит определение астрономического времени по лунным фазам. Не случайно, астрономический объект и номинация времени обозначается одним словом: толэзь. Начало удмуртского месяца совпадает с 15-20 числом православного численника. Следовательно, астрономическое время связано с биологическими фазами прибывания и убывания Луны и потому короче времени, устанавливаемого
по Солнцу. Сохранились отголоски влияния лунного календаря на земледелие крестьян Вятской губернии в XIX — начале XX в. Луне небезосновательно приписывали свойство влиять на все растущее. Так, в середине XIX в. русские и удмурты бывшего Глазовского уезда Вятской губернии вывозили навоз под зерновые культуры «на старом Месяце», а для удобрения трав — в первой половине месяца, при растущей Луне. Еще в 1920-е гг. удмурты были уверены, что при «новом Месяце» навоз на поля вывозить не следует, не будет пользы, потому что при «растущей Луне» происходит наиболее активное сокодвижение снизу вверх, следовательно, пойдут в рост и сорняки [7. С. 144-145].

Среди народов Среднего Поволжья и Приуралья мотив восьмиконечной звезды распространен неравномерно. Он встречается у проживающих в контактной удмуртско-марийской зоне луговых и восточных марийцев в составе узоров передников, концов свадебных полотенчатых подвесок, по краям женских головных платков, подолов рубах [16. С. 104, 106-109, 121, 180-181; 17. Фоторепр.]. В чувашском изобразительном искусстве знак восьмиконечной звезды встречается реже и, скорее всего, связан с финно-угорским наследием в культуре чувашей. Верховые чуваши лунными знаками украшали женские налобные повязки, вышитые концы свадебного покрывала невесты, края свадебного платка жениха, а низовые чуваши — концы женских полотенчатых уборов сурпан, фабричные изделия XX в. [27. С. 39, 59, 76, 77, 165, рис. 66]. Сложенный в треугольник свадебный платок жениха (т. н. «платок зятя») вышивала невеста при свете Луны перед замужеством [22. С. 235]. В чувашском пантеоне божество, олицетворяющее Луну, называли Уайхтура, почитались также жена и дети бога Луны [1. С. 538]. В искусстве коми этим узором орнаментированы концы вышитых полотенчатых уборов и тканые пояса, подолы женских рубах [19. Рис. 72, 81; 26. С. 88], у башкир — женские налобные повязки haraybic этнографической группы айлинцев, паласы [21. С. 254, рис. 263б; 18. С. 152, 160]. Следует отметить, что такой орнамент не характерен для узоров искусства тюркоязычных этносов региона (татары и башкиры).

Мифологический персонаж, олицетворяющий Луну, у марийцев имеет сходное с удмуртами название Тылызе [20. С. 566]. В марийской мифологии небесное светило Тылзе Ава (мать Луны) ассоциируется с загробным миром, областью смерти. Луна почиталась как ночное светило, как планета, определяющая ритмику времени в жизни людей. Марийцы пользовались лунным времяисчислением при ведении сельского хозяйства, животноводства, в охотничьем промысле, в личной жизни. Считали, что от луны зависят способность к деторождению, здоровье детей, приплод скота, урожаи хлебов и овощных культур [24. С. 236-237].
Семантика ночного небесного светила довольно противоречива и варьируется в культурах разных народов. В большинстве случаев Луна является религиозным символом, означающим власть ночных сил. «Символ постоянных трансформаций и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе» [23. С. 276].
В народных верованиях славян Луна, Месяц устойчиво ассоциировались с загробным миром и областью смерти и противопоставлялись Солнцу, как источнику дневного света, тепла и жизни. Отмечалась также переменчивая природа Луны, которая в македонских поверьях может иметь два пола, быть то мужчиной (новолуние), то женщиной (полнолуние). Особо значима связь Луны с женским началом (соответствие лунных фаз и женского месячного цикла) в народной медицине [2. С. 143-147]. Лунное время — традиционная система счета времени, ориентированная на лунные фазы, регламентирует время в пределах месячного и недельного циклов (ср. совмещение значений ‘месяц, отрезок годового времени’ и ‘светило’ в славянском слове месяц). Лунное время оказывается более органично включенным в общую систему традиционного мировоззрения. Это связано с такими свойствами Луны, как изменчивость и сравнительно короткий наблюдаемый цикл. Благодаря этому Луна стала в народных поверьях символом биологического жизненного цикла от рождения до смерти. Вся повседневная хозяйственная деятельность, а также бытовое поведение, семейные обряды и ритуалы определяются фазами Луны, хотя предписания на этот счет нередко противоречивы: одна и та же фаза может оцениваться то как благоприятная, то как неблагоприятная (опасная) для того или иного предприятия. Новолуние, молодой растущий Месяц, растущая Луна, Луна в прибыли, полнолуние, Луна на убыль, Луна на ущербе, безлуние [3. С. 147-150].
Луна — весьма почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях. В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение Луне даже преобладало над культом Солнца. «Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а Луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, неявленным феноменам жизни и природы. Если в ряде древних традиций Луна представляла женские божества или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла мужское начало» [23. С. 277]. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и греческой Артемиды, римской Дианы. Позднее этот знак использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом означает женский принцип, привносящий свет во тьму ночи. Месяц использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина. Затем символ был перенят турками, после победы мусульман над христианами и использовался султаном как знак его могущества. Полумесяц стал символом ислама, противопоставленным кресту. Серп нарождающейся Луны обозначает и лунный день, и лунный элемент — серебро. Новолунию приписывались магические свойства, например, способность исцелять болезни, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления. Напротив, полнолуние считалось временем активизации темных сил [23. С. 278].

Читайте также:  Телефильм обратная сторона луны

На протяжении Средних веков лунная традиция продолжала ассоциироваться с женщиной. В народных песнях и балладах женщинам советовали просить что-либо для себя не у Бога, а у своего собственного божества, лунной богини, которой они давали свои обещания. Женщины христианской Европы во время праздников Луны выпекали лунные лепешки croissants, или «полумесяцы» «Луна из-за явной связи с менструальным циклом, «лунной» кровью, которая, как предполагается, дает жизнь любому человеческому зародышу в чреве, повсюду стала главным символом Богини-матери» [25. С. 408-410]. Современные научные изыскания подтверждают связь цикличности Луны с жизненными циклами женщины.
Знаком Луны считалось серебро. В Средневековье считали, что женщина должна молиться своему божеству, Луне при помощи кусочка серебра. Из этой легенды исходит распространенное суеверие, что женщина должна перевернуть серебряную монету, когда загадывает желание. Даже в Библии упоминалась способность предсказывать будущее с помощью серебра. Иосиф Флавий использовал для этого серебряную чашу, которая символизировала Луну или «источник вод познания» [25. С. 619]. Серебро — благородный блестящий, серебристо-белый металл символизирует определенный уровень богатства. Символ защиты от порочных взглядов, мыслей и поступков. Символ верности, дружбы и любви, из серебра изготовляют кольца, нательные кресты и др. Блеск серебра ассоциировался с лунным сиянием [23. С. 434-435].
Соответствовала подобным воззрениям и исключительно важная роль серебра в удмуртских обрядах и представлениях. Непременным атрибутом женского костюма при молениях на священных местах являлись серебряные серьги и перстень. Серебряные культовые пластины, другие серебряные изделия широко использовались в культовой деятельности. Монеты, в том числе серебряные, выполняли функции желанных подарков в отношениях между отдельными индивидами и лучших жертвенных приношений божествам всех уровней и рангов, душам умерших предков. Им приписывали очищающие и защитные свойства, умение охранять от злых сил и влияний. Эти предметы являлись памятными знаками, способствовали благополучному возвращению домой из дальних (реальных и мифических) странствий, способствовали плодородию. В обрядах гаданий они служили средством, позволяющим предсказывать будущее, а в колдовской практике символизировали знаки особых сакральных знаний и умений.

А в целом, серебряные изделия служили знаком богатства, престижности, высокого социального статуса владельца. Они способствовали плодородию природы, усиливали плодоносящие силы человека, скота, обладали очищающими и оберегающими свойствами, использовались во время гаданий как средство, способствующее прогнозированию будущего. Их металлический звон и блеск защищали людей и скот от сил зла, болезней и других напастей. Фольклорные тексты свидетельствуют, что наличие на пальце серебряного кольца рассматривалось удмуртами как признак счастливой жизни и достатка. Серебряные кольца выступали также знаками особого сакрального знания [28. С. 147-172].
Обратимся к происхождению лунного знака. По результатам изысканий искусствоведа К. М. Климова, орнаментальный мотив — восьмилучевая звезда, являет собой устойчивый образ- концепт в культурной традиции многих народов Евразии — Восточного Средиземноморья, Ближнего
Востока, Средней Азии, Центральной и Восточной Европы.
#символика #археология #символыславян

Источник

Adblock
detector