ТЫ — МОЁ УТРО
ТЫ — МОЁ УТРО
Солнце золотит верхушки деревьев. Раннее утро. Городской транспорт только начал работать: трамваи, автобусы и троллейбусы мчатся по пустынным ещё улицам, не задерживаясь у переходов и светофоров, деловито стуча колёсами и слегка позванивая.
Молодая женщина вышла из полупустого трамвая и свернула в длинный узкий переулок, похожий на колодец. Дорога ей хорошо знакома, но в столь раннее время она идёт впервые. Её быстрые шаги отдаются эхом от каменных стен домов, и эхо пропадает где-то в дали, освещённой лучами восходящего солнца. «Тук-тук-тук» стучат каблучки, «тук-тук-тук» отзывается переулок. Лёгкие ноги несут её вдоль узкой ленты тротуара, неведомая радость наполняет сердце и окрыляет. Вокруг ни души. Ощущение необыкновенной радости и свободы, подкатывая к горлу, вызывает вздох облегчения и улыбку счастья. Кажется, что во всём мире одна она и это солнечное утро. Её красивые золотистые волосы слегка колышет лёгкий ветерок, неброский макияж подчёркивает блеск больших серых глаз, щёки светятся естественным румянцем, тонкий свитерок подчёркивает спортивную фигуру. Домашние заботы остались позади. Её мысли всё больше занимает предстоящий эксперимент в лаборатории института, ради которого она приехала в такую рань.
Поглощённая своими мыслями, она быстро идёт по безлюдному переулку, ничего не замечая. Ей остаётся пройти перекрёсток, а потом ещё сотню метров вдоль строящихся новых корпусов института, как вдруг неожиданно её охватывает беспокойство. Подняв голову, она понимает причину этого: в конце переулка показалась фигура ещё одного раннего путника. Присмотревшись, она поняла, что это мужчина. Он идёт ей навстречу быстрым шагом. До него ещё далеко, и разглядеть детали трудно, но неизвестный мужчина на пустынной улице в ранний час и привлекательная молодая женщина… Кто знает, что может произойти? Она насторожилась и напряглась, но шага не сбавила, да и сворачивать некуда. Расстояние между ними быстро сокращается. Она внутренне напряглась ещё больше, готовая к любым неожиданностям, ноги налились свинцом. Узкий тротуар делает сближение неизбежным.
Незнакомец всё ближе и ближе. Она уже разглядела, что это – высокий молодой мужчина лет тридцати, спортивной наружности и довольно приятной внешности. Но, кто знает его мысли и возможные действия? Вот до него уже осталось двадцать шагов, десять, пять … поравнялись! И в этот момент он резко наклонился к её голове. Она не успела отпрянуть, вся сжалась, и сердце мгновенно ушло в пятки. И тут над её ухом прошелестели слова: «Ты – моё утро!», а незнакомец, как ветер, промчался мимо. Она не сразу вышла из шока и осознала произошедшее, но почувствовала облегчение от того, что он уже прошёл мимо, и только сзади слышны его удаляющиеся шаги. Сердце бешено стучало, постепенно приходя к норме. Оправившись от испуга, она оглянулась, но его неясная фигура растаяла в конце переулка.
И. когда до неё стал доходить смысл оброненной незнакомцем фразы, то на неё вдруг обрушилась волна радости и счастья. Поглощавшие её проблемы куда-то вдруг исчезли, и сияющий сверкающий мир заполнил всё её существо. Она вдруг увидела, что раннее солнце золотит верхушки деревьев, из-под асфальта пробивается свежая трава, а радостное птичье пение врывается в уши приветственным гимном наступающему дню. В ногах её появилась необыкновенная лёгкость. Она широко улыбнулась и полетела, как на крыльях, навстречу солнцу, новому дню, новым заботам.
Прошло много лет. Каждый раз, вспоминая то утро и фразу, подаренную ей незнакомцем, его неожиданное приветствие, она застывает, снова видит пустынный переулок, освещённый утренним солнцем, и силуэт приближающегося мужчины, слышит произнесённые прямо в ухо слова: «Ты – моё утро!», и улыбка долго не сходит с её лица. 2009-2011 гг.
Источник
Карточки по русскому языку.
материал по русскому языку (3 класс)
3 класс. Части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
№1. Прочитайте текст. Выпишите в первый столбик имена существительные, во второй – глаголы, в третий – имена прилагательные .
Падает пушистый снег. В снежный наряд оделись дома и деревья. Радостные дети встречают зиму.
№2. 1. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова и напишите вопросы, на которые они отвечают. Укажите, какими частями речи являются эти слова .
- Горняки добывают золото. 2. Победителю вручили золотой кубок.
3.Солнце золотит верхушки деревьев.
№3. Выпишите пары существительных, близких по значению.
Образец. Сумерки и мрак.
Сумерки, жара, шум, веселье, буря, смех, мрак, зной, грохот, радость, улыбка, ураган.
№4. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.
Образец. Облако (какое?) чёрное.
Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.
№1. Выпишите парами глаголы с противоположным значением. Напишите вопросы, на которые они отвечают.
1.Лето припасает, а зима поедает. 2.Мир строит, а война разрушает. 3. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 4.Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
№2. Спишите. Подчеркните окончания вопросов и глаголов.
1.Девочка (что делала?) играла. 2. Солнце (что делало?) играло. 3.Дети (что делали?) играли.
№3. Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и . Подчеркните окончания.
Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.
№4.Спишите предложения. Измените данные в скобках сказуемые по смыслу.
1.Солнце (осветить) поляну. 2.Речка (сверкать) на солнце. 3.Ласточки весело (щебетать).
№5. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не , чтобы получилась пословица.
Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.
- Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.
№6. Подберите к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные и глаголы.
Честь, грусть, мороз, жар, свет, вид, боль, соль.
Источник
Сценарий праздника «День знаний в первом классе»
методическая разработка (1 класс) по теме
Сценарий первого урока, который проводится в классе сразу после линейки 1 сентября.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий праздника «День знаний в первом классе» | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс – 7-ой (общеобразовательный).
Тип урока – повторение.
Тема лингвистическая – правописание причастий.
Тема по развитию речи – рассуждение-миниатюра на тему живописи.
Средства обучения – учебник; напечатанные программки с разноуровневыми подсказками дидактический материал — репродукции картин Шишкина, портрет художника
а ) повторить ранее изученные сведения о причастии и причастном обороте;
б) познакомить с особенностями творческой манеры художника И.И.Шишкина.
а) закрепить умение определять тему и идею текста, различать стили и типы речи, определять виды связи предложений в тексте, находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
Методы познавательные – беседа, самостоятельный анализ языкового материала
- интерес к предмету в ходе анализа текста о картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»;
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности;
- бережное отношение к слову;
- нравственные качества школьников (воспитание эстетического вкуса), патриотическое отношение к русскому художнику И.И Шишкину); способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое эмоциональное отношение к ним; эстетическое восприятие картин русского художника;
б) развивать : память, логическое мышление; речь, способности, волю, эмоции;
в) формировать навыки самообразования (умение самостоятельно производить комплексный анализ текста, работать со словарём).
Комплексный анализ текста
Репродукции картин И.И. Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Рожь»; портрет художника И.И. Шишкина.
I. Организационный момент
— Добрый день, уважаемые экскурсанты. Сегодня я проведу Вас по залам одного из крупнейших музеев мира – Государственной Третьяковской галереи. Это настоящая сокровищница, в стенах которой собраны великолепные шедевры живописи и графики. Мы находимся в зале, где Вы можете видеть работы известного художника 19 века И. И. Шишкина: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали». Чтобы лучше познакомиться с картиной «Утро в сосновом лесу», обратимся к тексту, который есть в программках, лежащих на ваших столах . (Класс поделен на три группы в зависимости от уровня знаний. У каждой группы своя программка. Первой группе дан текст с пропущенными буквами, знаками препинания, без подсказок. У второй группы меньше слов с пропущенными буквами и только в одном абзаце не расставлены знаки препинания, есть подсказки о стилях и типах речи. Текст третьей группы ещё более упрощён: больше подсказок о стилях, типах речи, средствах связи предложений в тексте.) Давайте его выразительно прочитаем.
II. Работа с текстом.
- Выразительное чтение текста:
На картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами, наслаждающимися в лесной чаще утренней прохладой.
Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью. Поднимается лёгкий туман, застилающий лесные дали прозрачной дымкой. Дремлют сосны, ещё не сбросившие с себя сон.
Солнце, выглянувшее из-за горизонта, золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко-высоко над деревьями. Пахнущий смолой воздух сыроват, прохладен.
В чаще леса на полянке, у сосны, сломанной бурей, расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий, залезший на верхушку сосны, с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.
В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно.
— Художник, создавая свои картины, уделял большое внимание композиции пейзажа. Зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него. Мы с вами, работая над текстом, тоже попытаемся, как бы войти в него, понять его строение.
Сначала докажем, что данная запись является текстом.
( Текст- несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Грамматическая связь осуществляется с помощью определённого порядка слов, предложений, интонации.)
-Определите тему текста.
( Описание картины «Утро в сосновом лесу»)
— Определите основную мысль текста.
( Восхищение красотой родной природы. Торжество жизни.)
-Озаглавьте текст, объясните смысл названия: на что указывает заголовок — на тему или основную мысль?
Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
( Художественный стиль. Цель текста – воздействовать на душу читателя. Наличие средств художественной выразительности.)
— Обратимся к картине. Посмотрите, как художник удивительно тонко и поэтично запечатлел всю прелесть просыпающейся от ночного сна природы. Он использует множество оттенков основного цвета, разнообразные приёмы наложения краски.
А что придаёт тексту яркость и образность?
( Средства художественной изобразительности – эпитеты : «лёгкий туман», «прозрачная дымка», «неуклюжие смешные медвежата» ; олицетворения : «солнце золотит», «дремлют сосны».)
-Определите, каким типом речи является данный текст?
(Описание. К тексту можно задать вопрос: какой? В нём перечисляются признаки; можно запечатлеть на одном фотоснимке.)
— Какие средства связи между предложениями используются в этом тексте?
( Однокоренные слова : медведи – два медвежонка.)
— Какой способ связи между предложениями?
( В основном параллельная связь.)
— А сейчас я попрошу подойти ко мне двух волонтёров, которые поработают с заданием на доске.
— Подскажите мне, кого называют «волонтёрами»?
Один из учащихся выполняет морфологический разбор причастия «слома…ной», а другой – синтаксический разбор предложения: «Солнце выглянувш… из-за горизонта золотит верхушки сосен»
— Пока ученики выполняют задание, мы вновь вернёмся к картине «Утро в сосновом лесу» и к тексту.
На картине мы видим, как очертания деревьев постепенно тают в голубоватой дымке. Художник создаёт целую систему цветовых отношений, изменчивых оттенков, начиная с интенсивных сочных тонов переднего плана и кончая голубоватыми полупрозрачными тонами дали. Также и автор, создавая текст, выбирает такие слова, которые наиболее точно передают его мысль. Уделим и мы внимание слову.
Посмотрите, какие красивые слова встречаются в тексте «наслаждающимися», «застилающий».Зачитайте, пожалуйста лексическое значение этих слов (это было задано на дом).
А к слову «залезший» подберём синонимы и антонимы.
Обратили ли вы внимание, со словами какой части речи мы с вами работали?
— А что такое причастие?
Докажите, что эти слова причастия.
Какова роль причастия в тексте?
(Использование причастий придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного)).
А сейчас, пока я слушаю волонтёров, вы поработаете самостоятельно. (Возможно, работу волонтёров проверяет учащийся)
Задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы в тексте. Потом поменяйтесь программками и сверьте с докой результаты вашей работы, поставьте оценки.
Следующее задание: Расставьте знаки препинания во втором абзаце, графически объясните их постановку.
Пока волонтёры проверяют работы, мы вновь обратимся к картине.
Если быть очень внимательным, то природу на полотнах Шишкина можно не только увидеть, но и услышать. Можно услышать голоса птиц, зверей в пробуждающемся лесу («Лес весной», «Утро в сосновом лесу»), журчание ручейка («Ручей в лесу»), шёпот лесных трав, спелых колосьев(«В лесу», «Рожь»).
Обратимся к звукам и мы, но не к звукам природы, а к звукам речи.
Найдите ошибки в фонетическом разборе слова «залезший».
Залезший, за-лез-ший [з а л эз ш ы й]
з[з] -согл., звонк., парн., тв., парн.
а[а] -гласн., безударн.
л[л]-согл., сонорн., непарн., мягк., парн.
е[э] –гласн., ударн.
з[з] –согл., звонк., парн, тв., парн.
ш[ш] –согл., глух., парн, тв., непарн.
и[ы] –гласн., безударн.
й[jʼ] – согл., сонорн., непарн., мягк., непарн.
8 б., 7 зв., 2 слога
Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины 19 века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Многочисленные этюды художника изображают иногда целый пейзажный мотив, иногда только отдельную деталь. Но всегда, писал ли он широкие дали или только кустик травы, он определял композицию своего этюда как по-своему завершённое художественное произведение. Деталь очень много значила для художника. Мы знаем, что слово состоит из так называемых «деталей», то есть морфем. Сейчас нам предстоит следующая работа: перед вами слова, из которых необходимо вычленить указанные морфемы и составить из них слово.
Приставка в слове «забежать»
Корень в слове «расстилать»
Суффикс в слове « играть»
Суффикс в слове «бьющий»
Окончание в слове «неуклюжий»
Выполним словообразовательный разбор полученного слова (застилающий)
Наша экскурсия подошла к концу. Мы успели подробно рассмотреть только одну картину Шишкина, но я надеюсь, что творчество этого художника вас заинтересовало. И дома вы познакомитесь с картиной «Рожь» и текстом об этой картине, который есть в ваших программках.
До свидания. Двери нашего музея всегда для вас открыты. Добро пожаловать в Третьяковскую галерею.
Источник