Утопист с города солнца
Томас Мор, Томмазо Кампанелла
Утопия. Город Солнца
При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами.
Эти два сочинения, «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, просятся под одну книжную обложку. Хотя сочинение Кампанеллы было написано почти столетие спустя после сочинения Мора («Утопия» написана в 1516 г., а «Город Солнца» в итальянской версии – в 1602 г., в латинской – в 1614 г.), но оба они принадлежат одной культурной эпохе – эпохе Возрождения. Эпоха пронизала эти сочинения единым духом гуманизма и социальности (см.: Штекли А.Э. «Город Солнца»: утопия и наука. М.: Наука. 1978. С. 43–63).
Особенно важно подчеркнуть следующий момент. Своеобразие эпохи Возрождения состоит в том, что она мыслит себя возрождением античной культуры, прежде всего – философии. Если говорить конкретно об авторах «Утопии» и «Города Солнца», то они осознают себя продолжателями философского дела Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – дела создания проекта идеального общества и государства. Нельзя не согласиться, что выступивший позже Кампанелла находится, несмотря на фигуру умолчания по этому поводу, в зависимости от Мора, но и при всем том видит совершенное общество все-таки иначе, чем Мор (см.: Панченко Д.В. Кампанелла и «Утопия» Томаса Мора // История социалистических учений. Сб. ст. М.: Наука. С. 241–251), Существенней, однако, то, что объединяет образы «наилучшего государства» (выражение Мора) в сочинениях Мора и Кампанеллы не просто зависимость взглядов второго от взглядов первого из них, но гораздо большее, а именно то, что перекрывает различия, делает их различиями внутри единства. Речь идет о единстве, проистекающем из принадлежности образов совершенного государства у Мора и Кампанеллы к общему типу с тем идеальным государством, образ которого представил Платон в своем диалоге-трактате «Государство». Этот общий для Мора и Кампанеллы как продолжателей дела Платона тип представлений об идеальном обществе и государстве суть коммунистическая утопия.
При этом Т. Мор и Т. Кампанелла, стремясь быть более последовательными коммунистами, чем Платон, действие принципа общественной собственности, призванной заменить частную собственность, распространяют из высших социальных слоев, в качестве каковых у Платона выступают правители (философы) и стражи (воины), на все общество. Тем самым вместе с всецелым проведением принципа общественной собственности в «наилучшем государстве» они предполагают и всеобщность действия в нем принципа социального равенства.
Надо сказать, что объединяет «Утопию» и «Город Солнца» еще то, что значительность идей каждого из этих произведений оплачена высокой ценой: трагической судьбой их творцов. Т. Мор был казнен за верность своим убеждениям, разошедшимся с интересами королевской власти (Мор, будучи авторитетным политиком, опасным для короля, не отказался от мнения о предпочтительности сохранения в Англии католицизма в противоположность принятию англиканства, так как с католицизмом он связывал возможность более благоприятной для страны и народа социальной политики). Кампанелла за подготовку восстания против испанского владычества в Калабрии, с которым он связывал перспективу не только национального освобождения, но и установления социального строя в духе строя «Города Солнца», почти тридцать лет подряд, а в общей сложности около тридцати трех лет, провел в тюремных застенках испанских властей, страдая от жестоких пыток и ужасных условий заключения. Одновременно с испанцами Кампанеллу преследовала папская инквизиция, расценившая его творчество как ересь и приговорившая его к пожизненному заточению. Только чудом, благодаря случайному стечению обстоятельств, Кампанелла избежал казни и вышел на волю в конце жизни. В «Городе Солнца» он говорит, имея в виду самого себя, о Философе, способном доказывать верность своим взглядам, а значит, и верность их самих, даже путем испытания пыткой. Солярии, т. е. граждане Города Солнца, – пишет Кампанелла, – «неоспоримо доказывают, что человек свободен, и говорят, что если в течение сорокачасовой жесточайшей пытки, какою мучили одного почитаемого ими философа враги, невозможно было добиться от него на допросе ни единого словечка признания в том, чего от него добивались, потому что он решил в душе молчать, то, следовательно, и звезды, которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения» (Кампанелла Т. Город Солнца. М.Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1947. С. 114). Впрочем, и в этом отношении – в отношении высокой, до готовности к пожертвованию жизнью, меры верности коммунистической идее и убежденности в ее истинности, Мор и Кампанелла наследовали Платону, который тоже буквально рисковал жизнью, пытаясь убедить тирана Дионисия, а затем – и Дионисия младшего в необходимости осуществить на Сицилии учение об идеальном государстве.
Именно идущая от Платона через Мора и Кампанеллу литературная и философская традиция коммунистической утопии ближе, чем какие-либо иного рода представления о совершенном и желательном устройстве общества, подводит к философски и научно обоснованному К. Марксом и Ф. Энгельсом проекту будущего общества. Ближе, потому что марксистский проект, как и проекты названных утопистов, является тоже коммунистическим проектом. В той форме, какую коммунистическому проекту будущего общества придали классики марксизма, это уже не утопия, не «место, которого нет», а практически воплощаемый и воплощающийся, вопреки всем преградам, тип общества.
Сейчас, когда после поражения реального социализма в СССР и восточно-европейских странах процесс становления коммунистической формации переживает кризис, когда нащупываются новые пути и обновленные формы воплощения коммунистического идеала в реальность, интерес к утопиям Мора и Кампанеллы будет обостряться, Если еще совсем недавно они вызывали едва ли не исключительно академический интерес, рассматривались только в качестве примеров истории утопической мысли, то сейчас они будут интересны многим читателям и за пределами академической сферы, поскольку стимулируют попытки поиска ответов на злободневные вопросы о дальнейших судьбах реального социализма/ коммунизма и в нашей стране, и в мире.
Думается, что нет непроходимой границы между утопией и наукой. По-настоящему значительные произведения утопической мысли, к которым, безусловно, относятся «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т. Кампанеллы, сохраняют свою актуальность в плане значения для научной социальной футурологии. Особенно в такой переломный момент истории, как нынешний, они способны и удовлетворять интерес широкого читателя, и, вместе с тем, питать научную мысль о перспективах социального развития. Осмысление содержания утопий, соотнесение их с нынешней реальностью дают импульсы, с одной стороны, для подтверждения истинности определенных положений научно-философской теории становления общества социальной справедливости, а, с другой стороны, истинность иных положений теории ставят под вопрос.
С этой точки зрения мы бы обратили внимание на центральную идею коммунистических утопий Мора и Кампанеллы – идею о необходимости замены частной собственности общественной, а также еще на две остро звучащие в современной действительности темы: тему судьбы религии (шире – веры) и тему гендерных (социально-половых) отношений в будущем обществе.
Источник
Кампанелла: «Город Солнца», или Как свести Небо на Землю
Астрологическая и евгеническая утопия философов-соляриев
Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем о Томаззо Кампанелле и его «Городе Солнца».
Время и место действия
Италия, XVI—XVII века после Рождества Христова. Католический монах, философ и богослов Томмазо Кампанелла пишет утопический трактат «Город Солнца».
Почему нам это интересно сегодня:
Доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) считается наряду с Томасом Мором одним из главных представителей утопического коммунизма. Название его самого известного сочинения — «Город Солнца» — в советское время практически стало крылатым выражением, синонимом будущего счастливого общественного устройства, словно залитого солнечным светом гуманизма и всяческого благополучия.
В личной библиотеке основателя советского государства В. И. Ленина тоже имелся экземпляр «Города Солнца», и, между прочим, именно из этой книги Ленин позаимствовал некоторые принципы советской монументальной пропаганды, о чем позже вспоминал первый советский нарком культуры А. В. Луначарский:
— Анатолий Васильевич, — сказал мне Ленин, — у вас имеется, вероятно, не малое количество художников, которые могут кое-что дать и которые, должно быть, сильно бедствуют.
— Конечно, — сказал я, — и в Москве, и в Ленинграде имеется немало таких художников.
— Дело идет, — продолжал Владимир Ильич, — о скульпторах и отчасти, может быть, также о поэтах и писателях. Давно уже передо мною носилась эта идея, которую я вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же. Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. Вот почему я говорю, главным образом, о скульпторах и поэтах. В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию. Пожалуйста, не думайте, что я при этом воображаю себе мрамор, гранит и золотые буквы. Пока мы должны все делать скромно».
(А. В. Луначарский. «Ленин о монументальной пропаганде»).
О чем вообще речь:
Многие люди, которые понаслышке знают о Кампанелле и его солнечном городе, были бы изрядно удивлены, если бы раскрыли эту книгу. Она так называется не только и не столько потому, что в нем описывается идеальное и максимально светлое общество, как его себе представлял автор. Дело в том, что стоящий на высоком холме город управляется Солнцем, причем сразу в двух смыслах.
Себастьян Фюрк. Портрет Кампанеллы. Из издания «IX pars Bibliothecae Chalcographicae, hoc est Continuatio quarta Iconum virorum illustrium, adiectis singulorum iconibus singulis distichis». Гейдельберг, 1654
Во-первых, во главе его стоит Верховный метафизик, которого называют Солнце. Кампанелла в тексте просто обозначает этого верховного правителя и главного мудреца, в совершенстве знающего все науки, астрологическим значком ʘ, обозначающим Солнце.
Во-вторых, этот идеальный город управляется на основе… астрологии. Для Кампанеллы, сына своего времени, астрология как наука о связи небесных и земных явлений имела самое непосредственное практическое, политическое и хозяйственное значение.
Все важные события и мероприятия в солнечном городе — войны и переговоры, хозяйственные работы и научные исследования, даже акты зачатия людей и домашних животных, которые особо строго регулируются государством — все это осуществляется только при обязательном учете положения звезд, которое они в данный момент занимают.
А самым важным небесным светилом для Кампанеллы является Солнце. Его он называет «образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекает свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага». Поэтому Солнце пользуется у соляриев (так Кампанелла называет жителей своего города от латинского Sol — Солнце) наибольшим почетом, а небо они считают его храмом.
В каком-то смысле при помощи астрологии Кампанелла непосредственно сводит Небо на Землю. Мировая гармония, уловленная через звездные законы и воплотившаяся в единственно правильном общественном устройстве, позволит в представлении Кампанеллы уже здесь достигать райского блаженства.
Также Кампанелла очень увлекался магией, поскольку считал, что наука обязательно должна приносить человеку практическую пользу. Магию он понимал как науку о полезных превращениях вещей. Причем в ней по Кампанелле нет ничего суеверного, она связана с физикой (наукой о природе) и пользуется «удивительно действующими естественными причинами». Сам он много занимался «искусственной магией» и в своих письмах из тюрем разным правителям и государям обещал создать корабли, которые без весел могли бы плыть в безветренную погоду, повозки с парусами, передвигающиеся с большими грузами одной силой ветра, и т.д. Впрочем, гораздо большего добились у него граждане «Города Солнца»: «…Они уже изобрели искусство летать — единственное, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды, и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба».
Маг у Кампанеллы — это одновременно философ и политик-законодатель. Через магию натурфилософия соединялась у него с политикой. Между прочим, в проектах и планах наследовавших Кампанелле коммунистов отчетливо просматривается эта магическая мечта о чем-то подобном, о полном и почти волшебном подчинении человеку природы и общества.
Автор
Кампанелла родился в 1568 году в итальянской Калабрии, в маленьком городке Стило, в семье неграмотного сапожника. Денег на учебу у семьи не было, и сохранилась легенда о том, что очень способный мальчик слушал уроки, стоя у открытого окна школы. Когда кто-нибудь из учеников не мог ответить на вопрос учителя, он сам выкрикивал правильный ответ.
Marcuscalabresus/Wikipedia/CC BY-SA 3.0
В 15 лет он становится монахом-доминиканцем, приняв монашеское имя Томмазо в честь Фомы Аквинского. По обвинению в ереси (Кампанелла стал последователем материалистически настроенного философа Бернардино Телезио) он несколько раз арестовывается инквизицией, однако его в итоге пока выпускают на свободу и отправляют в родную ему Калабрию. Там Кампанелла в 1599 году организует заговор с целью свержения испанского владычества и учреждения совершенно нового государства, основные принципы которого Кампанелла позже излагает в «Городе Солнца». Себя они видит его верховным правителем наподобие Метафизика-Солнце и даже новым мессией. Заговорщики, среди которых было много доминиканских монахов, предусмотрели очень многое, даже новую форму одежды, но заговор обнаруживается, и всех арестовывают. После этого провала Кампанеллу без перерыва 27 лет держат по тюрьмам. В первые два года заключения, когда параллельно идет новый процесс о ереси, его жестоко пытают инквизиторы.. Он симулирует безумие, чтобы избежать неминуемой смертной казни как повторно впавшему в ересь. Инквизиция считала, что безумца нельзя казнить, так как, умерев без покаяния, он погубит свою душу, и Кампанелла решил сыграть на этом. Симулировал он долго и успешно, и не выдал себя даже когда пытка длилась без перерыва 40 часов.
Занятия астрологией и магией Кампанелла пронес через всю свою бурную и полную драматических поворотов и противоречий жизнь, над загадками которой до сих пор ломают копья в многочисленных дискуссиях исследователи его творчества. Действительно, как совместить одно с другим? Написавший коммунистическую утопию «Город Солнца» и возглавивший антииспанское восстание в Калабрии, он был также автором ряда сочинений, в которых горячо отстаивал идею всемирной теократической монархии под властью той самой испанской короны. Богослов-философ, отрицавший Троицу и Божественность Христа, симпатизировавший пантеизму и гилозоизму (учение о всеобщей одушевленности природы или мира), измученный католической инквизицией узник, и в то же время — строгий католический монах, написавший много сочинений против Лютера и кальвинистов, всячески боровшийся с Реформацией. Неоднократно уличенный в безбожии, он одновременно автор книги «Побежденный атеизм». Поклонник точного опытного знания, подчеркивавший, что оно начинается с ощущения, и в то же время астролог и составитель гороскопов, много занимавшийся магией… Кампанелла был истинным сыном противоречивой эпохи Возрождения. Дань увлечения астрологией тогда отдали, например, великие астрономы Николай Коперник и Иоганн Кеплер.
Николя де Лармассен. Портрет Томмазо Кампанеллы в последние годы жизни. Из издания: Isaac Bullart, «Académie des Sciences et des Arts», livre II, 1682
В конце концов, через 27 лет ему удается прельстить своими занятиями римского папу Урбана VIII, которого он обещал при помощи магических ритуалов избавить от смерти, и его освобождают. Его сочинения исключают из католического Индекса запрещенных книг, а Генеральный капитул Доминиканского ордена присвоил Кампанелле степень магистра римско-католического богословия.
Однако впереди все равно были новые конфликты с инквизицией и новые обвинения. Инквизиция вновь его стала преследовать за неортодоксальные мнения и вносить его сочинения в Индекс запрещенных книг, а один из учеников Кампанеллы был обвинен в подготовке антииспанского заговора, и опасность угрожает и его учителю. В итоге Кампанелла бежит во Францию под покровительство знаменитого кардинала Ришелье. Там он выпускает в свет новое издание «Города Солнца» и составляет гороскоп новорожденного Людовика XIV, а в посвященных ему стихах выражает надежду, что будущий король-Солнце реализует Город Солнца на практике.
Кампанелла очень боялся, что умрет в ожидавшееся 1 июня 1639 года солнечное затмение. Он увидел предзнаменование своей кончины в этот день по астрологическим гороскопам, но попытался магическими ритуалами отсрочить свою смерть, как он делал это ранее для папы Урбана VIII. Однако разные таинственные эликсиры, пахучие травы и доносившаяся из его кельи музыка не помогли ему пережить затмение: он умер за 10 дней до него.
Устройство Города Солнца
О Городе Солнца в книге Кампанеллы рассказывает некий Мореход. Этот город стоит на высоком холме, поделенный на семь кругов в соответствии с числом известных тогда планет. Дома и дворцы Города построены вдоль этих кругов и отделены друг от друга стенами. Весь Город пересекают четыре дороги, которые сходятся к самому центру. Там находится огромный, идеально круглый храм, купол которого поддерживается громадными колоннами. На алтаре стоят два глобуса: гигантский небесный глобус с изображением звездного неба и еще один с изображением Земли. На своде купола нанесены все самые яркие звезды. Храм представляет собой подробную модель космоса, а отправлявшийся в нем культ — это культ космоса.
План города Солнца
Как почти во всех утопиях, в «Городе Солнца» Кампанеллы ощутимо влияние платоновского идеального государства. Основали его бывшие жители Индии, которые бежали оттуда после поражения от монголов и решили «вести философский образ жизни общиной». Управляет солнечным городом, как мы уже сказали, верховный первосвященник Солнце, обозначаемый значком ʘ, а помогают ему три соправителя рангом пониже — Мощь, Мудрость и Любовь. Эти соправители являются одновременно верховными священниками, философами и главными учеными Города Солнца.
Наука, политика и религия тут сливаются в одно целое. Не правда ли, это чем-то напоминает советский проект и его вождей Ленина и Сталина, верховных теоретиков и знатоков марксизма, который во многом играл в советское время роль квазирелигии?
Храм города Солнца
В Городе Солнца совершенно отсутствует частная собственность. Все у его жителей общее, даже дома, спальни и кровати: «Через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй». Как говорит Кампанелла, жители Города Солнца — самые богатые и одновременно самые бедные люди на свете, Самые богатые они потому, что у них все есть, а самые бедные они потому, что у них вообще нет ничего своего. Однако, как добавляет автор, «поэтому не они служат вещам, а вещи служат им. И поэтому они всячески восхваляют благочестивых христиан и особенно превозносят апостолов».
Именно благодаря отсутствию частной собственности, говорит Кампанелла, в Городе Солнца добродетели окончательно победили пороки, о чем говорят даже названия общественных должностей: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость, Истина, Благотворительность, Благодарность, Сострадание и т.д.
Все жители Города Солнца обязаны трудиться. Впрочем, продолжительность рабочего дня ограничивается 4 часами и может быть сокращена еще больше, с тем чтобы освободить время для «приятных занятий науками» и «развития умственных и телесных способностей».
Самый главный скандал «Города Солнца»
Пожалуй, самая скандальная часть Города Солнца — общность жен и полное государственное регулирование отношений полов и всех рождений. И тут была своя (довольно жуткая, конечно) логика. Дело в том, что общность жен нужна по мысли автора для того, чтобы отменить саму возможность частной собственности: «Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Поэтому «у соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих первую попавшуюся самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке». Общность жен служит тут также «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Солярии, пишет Кампанелла, «издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».
Этот контроль «за человеческой породой» осуществляется в полном согласии с биологическими и астрологическими выкладками автора. Власти сами решают, какой мужчина сойдется для произведения потомства с женщиной и в какое время, будут ли этому благоприятствовать звезды.
Так что Кампанеллу вполне можно считать и одним из заметных предшественников евгеники, правда, на свой, астрологический лад.
Интересные факты
1. В 1918–2013 годах имя Кампанеллы находилось на обелиске в Александровском саду рядом с Кремлем. Первоначально гранитный обелиск был установлен в Александровском саду летом 1914 года по случаю трехсотлетия дома Романовых. Пришедшие к власти коммунисты переделали его в памятник социальным мыслителям и революционерам, своим предшественникам. Наряду с Кампанеллой там были выбиты имена Маркса, Энгельса, Либкнехта, Мора, Сен-Симона, Прудона, Чернышевского, Плеханова и т.д. В 2013 году этот обелиск убрали, а на его месте поставили копию прежнего, дореволюционного памятника.
Источник