Меню

Утомленные солнцем цитадель отрывок

Утомлённые солнцем 2: Предстояние

Где начальник? Иди сюда. Иди сюда.
Пойдём. Пойдём, пойдём. Иди сюда.
Всем собраться на плацу. 58-ю — на лесопилку.
Давай сюда. Дело Котова приготовь.

— Живо!
— По местам, быстро!
Бегом!
С 58-ой — на лесопилку!
58-ю всю на лесопилку! Давай быстрее!
Шиганов, Брунов, ко мне!
(звучит «Утомлённое солнце»)
УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ 2
СТАЛИН: Когда я был маленький.
мне мама давала кусок хлеба,
выпеченный своими руками.
И самое вкусное было намазать на него масло.
и вот так вот сверху полить вареньем.
Да. Объедение.
О, даже насекомое чувствует.
Вот так я долго смотрел, как варенье стекает с масла,
и терпел. Долго смотрел.
Вкуснотища какая, и терпел. Вырабатывал силу воли.
Ну что, Семён, ел когда-нибудь такой бутерброд, а?
Клим. Клим ел.
Э, э, э. Почему я?
Ты, Семён Михайлович, за себя отвечай, тебя спросили.

— Клим, ты ел, да?
— А?
О-о.
Ничего не понимаете во вкусных вещах.
Расстаёмся, я не стану злиться.
Виноваты в этом ты и я.
Ну что, прав я, а?
А у нас для вас.
Что такое, а?
Товарищ Сталин, извините, но.
Мы тут приготовили вам один такой сюрприз, подарок.
Можно? Разрешите?
Ну зачем меня спрашивать?
Я здесь гость, ты — хозяин. Сюрприз, так сюрприз.

— Спасибо.
— Сейчас!
Давайте, давайте.
Давайте, ребятки, быстрее. Так, проходим.
Давай, давай, давай. Аккуратно, аккуратно.
О.

— Ой, красотища какая, а?
— Товарищи.
Подходите. Лаврентий Павлович, идите к нам.
Красотища какая, а?
Ну что. На. Съедим дружно товарища Сталина.
Давай, Семён.
А-а. Ну что, не хотите кушать товарища Сталина?
Давай сюда.
А запах какой. Ах, как пахнет.
Ах, как пахнет.
Котов.
Надя.
Надя! Котов, где Надя?!
ПРЕДСТОЯНИЕ

— Эй, ну что там?
— Да Котову опять чё-то приснилось.
Надя!

— Эй, Котов, заткнись!
— Батя, тихо ты, тихо.
Чего орёшь-то? Чего орёшь, а?
Батяня?
Вы чего, мужики, батяню не можете успокоить?
Чё вам приснилось? Чё вам приснилось, ну?

— Ладно, ладно. Что там?
— Ну ты присаживайся. Всё хорошо.

— Я не хотел, я не хотел!
— Это сон. Это сон.

— Батя.
— Я не хотел.
Попей, попей воды и всё.

— Подъём, урки!
— Подъём, вставай!
Подъём! Подъём!
А ну вставай, сука!
Вставай, чего разлёгся?
Подъём, бля! Подъём, встали!
58-я вся, кроме Котова — бегом на лесопилку!
А остальные — с вещами на плац!
Это же сон! При чём тут Котов? Это же сон!
Повторяю для глухонемых: 58-я — все на лесопилку, кроме Котова!
А остальные — на плац! Я сколько раз повторять буду?
Это же сон!
Брать всё с собой, ничего тут не оставлять!
Давай, на плац пошёл!

— Статья? — 58-я.
— Давай, давай на лесопилку!
Давай, ну шевелись ты, блядь! Статья?

— 58-я.
— Давай, давай, на лесопилку пошёл!

— Слышь, падлу возьми.
— Статья?

— Оставь кошку в покое!
— Забери. Слышишь, орёт.
Так, 58-я — все на лесопилку!
Да подожди минуту одну.
А остальные — с личными вещами

Источник

Отрывок из «Утомленных солнцем-2»

Продолжение: Питт собрал для Тарантино $65 млн

Вести о фильме режиссера Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» до сих пор передавались лишь из уст создателей картины в уста журналистам. С предпоследнего уик-энда августа каждый зритель может оценить доступные в интернете четыре с половиной минуты двухсерийного проекта.

ПО ТЕМЕ

Михалков пошутил над победителем ММКФ

Михалкова поразили мертвые пионеры-герои

Сюжеты Кино

«Утомленные солнцем», снятые в стиле ретродрамы, вышли в прокат в 1994 году и принесли Никите Михалкову самую престижную награду в мире кинематографа — статуэтку «Оскар», выданную фильму как лучшей картине на иностранном языке. Фильм повествовал о «долгом счастливом дне» лета 1936 года из жизни девочки, в конце которого она теряет все.

Этим ребенком в центре разразившейся трагедии стала Надя Михалкова, сыгравшая дочь персонажа своего отца — легендарного комдива Котова, любимца товарища Сталина. В дачную идиллию семьи вторгается незваный гость — некогда друг супруги Котова Маруси (Ингеборга Дапкунайте), сотрудник НКВД по имени Митя (Олег Меньшиков). «Утомленные солнцем» обрывались расстрелом Котова и не содержали ни единого намека на возможный сиквел. Речь о продолжении зашла лишь десять лет спустя — к этому времени Никита Сергеевич научился ставить с голливудским размахом («Утомленные солнцем-2» — второй в его творческой биографии фильм, заявляемый с пометкой «самый дорогой в истории российского кино«, на этот раз — 55 миллионов долларов) и в стиле западных же блокбастеров. В частности, промо-ролик «Утомленных солнцем-2» сопровождается подводками на английском: «От обладателя премии Американской киноакадемии Никиты Михалкова«, «Выходит сиквел «Утомленных солнцем».

Стоит отметить, что в сиквел из первого фильма переместились все актеры за исключением Ингеборги Дапкунайте, роль которой в продолжении исполняет Виктория Толстоганова. Героям — Котову, Марусе, Наде — перед долгожданным воссоединением семьи предстоит пройти все испытания Великой Отечественной войны.

Читайте также:  Как нарисовать солнце легко для детей

С премьерой сиквела Никита Михалков определился уже давно: первая полнометражная часть «Утомленных солнцем-2» под названием «Предстояние» выйдет 9 мая 2010 года — аккурат на 65-летие Дня победы. Вторая серия «Цитадель» будет представлена на суд зрителя осенью этого же года.

Источник

Операция «Цитадель» и позор Михалкова. Что значит слово цитадель

Цитадель — это крепость внутри города. Цитадель обычно располагалась на возвышении и была окружена мощной стеной. В результате цитадель — самая укрепленная часть города, последний оплот жителей, где держали оборону, когда неприятелю удава лось прорваться за городскую стену. Кроме того, местный феодал с верными войсками мог укрыться в цитадели во время народного восстания.

Слово «цитадель» используют и в переносном смысле — в значении «оплот чего-либо», «опорная база» или «последнее прибежище». Например, «университет — это цитадель науки» или «Америка — цитадель империализма».

Цитадель Белгород-Днестровской крепости. Фото: Wikimedia / Петро Власенко

Слово «цитадель» происходит от итальянского citadella (уменьшительная форма от citta — город). Синонимы к слову «цитадель» — замок, крепость, твердыня, оплот.

Цитадель на холме Геллерт в Будапеште. Фото: Wikimedia / Civertan Grafikai Stúdió

Операция «Цитадель». Ход и значение Курской битвы

Операция «Цитадель» — кодовое название плана гитлеровских войск по окружению советских войск под Курском. Операция продолжалась с 5 по 12 июля 1943 года и закончилась провалом: Красная армия перешла в контрнаступление и сокрушила немцев.

Весной 1943 года после успешного наступления Красной армии образовался так называемый Курский выступ или Курская дуга. Гитлеровская армия в ходе операции «Цитадель» пыталась ликвидировать этот выступ, с помощью ударов с севера и юга окружить, а затем уничтожить советские силы.

Но советское командование было готово к немецкому наступлению: для срыва наступления по плану «Цитадель» военачальники разработали Курскую стратегическую оборонительную операцию (5-23 июля). Заранее была создана глубоко эшелонированная оборона, запланированы контрудары.

Наступление немцев началось 5 июля. В результате ожесточенных боев — например, танкового сражения под Прохоровкой — фашистские войска были остановлены. Началось контрнаступление Красной Армии.

Курская битва. Карта боевых действий. Пунктирными синими стрелками показаны несбывшиеся немецкие планы в ходе операции «Цитадель»

Битва на Курской дуге стала крупнейшим сражением Второй мировой войны — с советской стороны в боях участвовали более миллиона человек. Командовали армией маршалы Георгий Жуков и Александр Василевский, генералы Николай Ватутин и Константин Рокоссовский. Стратегическими резервами командовал генерал Иван Конев.

Поражение немцев под Курском открыло Красной армии дорогу на Орел и Белгород. Освободив эти города, советские войска продолжили наступление: провели успешную Белгородско-Харьковскую операцию, в сентябре освободили Левобережную Украину и Донбасс, в октябре форсировали Днепр, в ноябре выбили врага из Киева.

Курская битва завершила коренной перелом в войне, приблизила окончательное поражение нацистской Германии. Благодаря этой победе стратегическая инициатива полностью перешла к Красной армии, удалось освободить от фашистов значительные территории.

«Утомленные солнцем 2: цитадель» Никиты Михалкова

«Утомленные солнцем 2: цитадель» — фильм Никиты Михалкова, выпущенный в 2011 году. Это вторая часть сиквела оскароносоных «Утомленных солнцем», прямое продолжение фильма «Утомленные солнцем 2: Предстояние».

Действие происходит в 1943 году, однако не связано с Курской битвой и операцией «Цитадель». По сюжету, персонаж Михалкова, генерал Сергей Котов участвует в штурме некой неприступной цитадели немцев.

Постер к фильму «Утомленные солнцем 2: цитадель»

Картина была холодно принята и кинокритиками, и зрителями. Острословы из интернета прозвали фильм «Утомленные цитаделью». Резко о фильме отозвался видеоблогер Евгений Баженов (Bad Comedian): он ругал фильм за живописание зверств «кровавой гэбни» и замалчивание преступлений нацистов. «Подтверждений нет, фактов нет, логики нет, но нужно верить», — сетовал он.

Особо злому осмеянию подвергся эпизод, где мирных советских граждан с черенками от лопат бросают на штурм цитадели. По сюжету, это приказал сделать лично Иосиф Сталин, чтобы «завалить трупами» немцев, снизить потери среди солдат и показать всему миру нацистов в неприглядном виде.

Шествие с палками на пулеметы возглавляет сам Котов-Михалков, тоже с черенком. На помощь ему, однако, приходит «бог из машины». Советский снайпер убивает немецкого пулеметчика. Луч солнца, пройдя сквозь очки убитого, провоцирует пожар в цитадели — мощным взрывом крепость полностью уничтожена.

Никита Михалков (генерал Котов) с черенком от лопаты идет на штурм немецкой цитадели. Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: цитадель»

«Мерзкая клоунада достигает пика своего паскудства», — резюмировал Bad Comedian в обзоре. Складывается ощущение, что «победа появилась просто так», «нет никакого подвига», возмущался блогер. Фильм он назвал «чаном с отходами».

При бюджете в 45 млн долларов фильм Никиты Михалкова собрал в прокате всего 1,5 млн долларов. Рейтинг «Цитадели» на «Кинопоиске» — 2 из 5.

Читайте также:  Костюмы от солнца для рыбалки

Никита Михалков (генерал Котов) с черенком от лопаты удивляется взрыву немецкой цитадели. Кадр из фильма «Утомленные солнцем 2: цитадель»

Источник

Екатерина Данилова с премьеры «Цитадели» Никиты Михалкова

На экраны страны вышел фильм Никиты Михалкова — последняя часть «Утомленных солнцем» «Цитадель»

Случилось страшное — Никита Михалков повстречался с постмодернизмом.

Конечно, кажется странным, что художник такого масштаба и так тонко понимающий жизнь человеческого сердца вдохновился уже списанной в утиль модой — в постмодернизм наигрались уже все (включая графоманов и студентов творческих вузов), ему на смену пришел постпостмодернизм, да и тот был выброшен за полной бессмысленностью и невозможностью извлечь из него хоть какое-то содержание. И вот Никита Сергеевич разглядел, похоже, в старой бижутерии тусклый блеск, намекающий на семейные драгоценности. Ведь не случайно же именно этот ход был использован в последней, самой значительной, по мысли создателя, части киноэпопеи.

Или дело в другом? Не первый раз мы там, где дело касается Никиты Сергеевича, сталкиваемся с некоторым запозданием. Вот и в Сеть со своим «Бесогоном» он вышел с задержкой и страстью, которая должна была бы искупить опоздание, но вызвала ощущение некоторого конфуза.

Только не смейтесь. Но так получается, что главный герой последней части трилогии «Утомленные солнцем» «Цитадель» — паучок. Правда-правда. Генерал Котов во главе своей, если можно так сказать, армии — а он ведет на приступ неприступной цитадели 15 тысяч гражданских людей, пытавшихся было пересидеть войну (ан не вышло), вооруженных палками вместо ружей и автоматов, и, конечно же, попадает в прицел снайпера. Но какое-то темное пятнышко мешает снайперу. Он приглядывается — ба, да это паучок на тонкой нитке спустился к прицелу. Всюду жизнь, так сказать. И она, как мы знаем, сильнее смерти. А паучок, оказывается, мощнее цитадели. Снайпер высовывается, чтобы снять паучка, попадает на мушку к русскому снайперу, который с хорошей улыбкой пробивает тому голову. Немецкий снайпер падает ниц, вместе с ним падает сигарета (или трубка?), затем занимаются ноты, в изобилии рассыпанные по укрытию снайпера, огонь перекидывается на хлопчатобумажные перчатки, оттуда распространяется по деревянным перекрытиям.

Что дальше? Неприступная цитадель взлетает на воздух с максимальным грохотом и потрясением для вооруженной палками толпы. В числе прочих по-хорошему поражен и генерал Котов, почему-то вместо генеральской шинели одетый в потрясающее кожаное пальто очень хорошей выделки, на котором просто роскошно смотрятся алые с золотым шитьем погоны.

Вот так — мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку. Ну дело и пошло. Нет, есть еще кто-то сверху. Тот, кто послал в «Предстоянии» бездушную мину, спасающую хороших и наказывающую плохих.

Кроме паучка в фильме принимают участие неизменная мышка-норушка (проживает в одном помещении с немецким снайпером и гибнет от супервзрыва вместе с цитаделью), комар-пискун (тут прямая аллюзия со сказкой о царе Салтане, комар проделывает сложный путь от яйцеклетки до неубиваемого насекомого, заставляющего весь штрафбат задуматься о роли случая на войне — боец наклоняется согнать комара, а тут немецкий снайпер и влепляет в то место, где только что была его голова, пули) и бабочка, как всегда, символизирующая бренность человеческой жизни (то есть жизни Мити, героя Меньшикова,— с хлопком, губящим бледное насекомое, прерывается и его путь).

Перед премьерой «Цитадели» режиссер Никита Михалков особо указал на глубокую связь с фольклором своего последнего творения, предложив видеть в нем — да-да — сказку. Так что паучок в высшей степени оправдан. Также Никита Сергеевич объяснил: «Цитадель» — глубоко метафизическое произведение. И если «Предстояние» было о жизни рядом со смертью, то «Цитадель» — это о смерти рядом с жизнью. Потому что там, где все только начинается,— уже есть конец, а там, где заканчивается,— видно начало конца и конец начала. В общем, сказал мастер, это постмодернистское произведение, с чего мы и начали.

Таким оказался финал самого масштабного кинопроекта современной России.

Он начался почти 20 лет назад с бюджета в 2,8 млн долларов, «Оскара» и большого приза жюри Каннского кинофестиваля. Завершился, как мы знаем, провалом в прокате и на фестивалях первого фильма второй части (потому как конец — это только начало конца, как нам объяснили), то бишь «Предстояния», рекордным бюджетом в 33 млн евро и «Цитаделью» с бессмысленной постмодернистской каруселью, где главный негодяй (герой Меншикова) оказывается невольным благодетелем и спасителем, новая жизнь приходит в мир во время смертного ада (сцена рождения ребенка под бомбежкой), Котова возвращают из штрафбата к былому величию, чтобы кинуть на безумный приступ цитадели с невооруженной толпой, а русская бабка (Инна Чурикова) закрывает своим телом контуженого немца (с ним в финале встречается контуженая Надя — так что в сложной постмодернистской схеме противовесов все соблюдено).

Читайте также:  Пенка пантенол от ожогов солнца

Все возможные штампы — а что есть посмодернизм, как не игра со штампами и выворачиванием их наизнанку,— использованы и делают фильм абсолютно просчитываемым и предсказуемым. А дурная бесконечность упакованных друг в дружку образов-матрешек приводит режиссера и зрителя не к взлету души и новым открытиям, а на старую дачу, так празднично и счастливо снятую 20 лет назад, а нынче забитую старым хламом и ощутимо требующую ремонта.

Правда, пусть не историческая (этого тут нет, предупредил сам мэтр перед показом!), но характера, страдание надорвавшегося сердца, бедная любовь — все то, что так тонко умел делать Никита Михалков,— в этом фильме оказались совершенно не нужными (постмодернизм!) и выброшенными на помойку.

Впрочем, сказки рассказывают не для того, чтобы потрясти душу, а чтобы преподать урок. А Никита Сергеевич, как мы знаем, в последнее время все больше уходит в духовное наставничество.

Попробуем извлечь этот урок и мы.

Понятно, что в дурной бесконечности образов-перевертышей сама цитадель, давшая название фильму, это меньше всего крепость на горе. При внимательном просмотре фильма становится ясно: главная цитадель, которую штурмует герой Михалкова, это ускользающая молодость. Да какая там молодость — зрелость! Которая, будь она неладна, торопится смениться мудростью и благородными сединами. А главная драгоценность, за которую борется комдив Котов,— власть альфа-самца, на которую посягают более молодые, наглые и ничтожные. Понятно, что сам создатель фильма меньше всего имел это в виду. Но игрушки с постмодернизмом тем и коварны, что выворачивают и показывает иногда совсем не то, что хотел сам автор.

Это ведь в сценарии между событиями первого фильма и последнего прошло 7 лет, и главному герою в 43-м году те же 43 или 44 года. Но для создателя эпопеи и исполнителя главной роли минуло почти 20 лет. И то мощное эротическое чувство, которое создавало напряжение внутри любовного треугольника в «Утомленных солнцем — 1», в последнем фильме самым неожиданным образом выродилось в погоню главного героя за сексуальными победами и ускользающей бодростью. В попытку показать — да я еще очень и очень.

В седле, например, Никита Михалков смотрится отлично. Только в тот момент, когда Котов вскакивает на лошадь, камера почему-то стыдливо отворачивается к зарослям орешника. То же чувство зрительской и операторской неловкости вызывает и сцена любви между главным героем и его женой, прямо отсылающая нас к первому фильму (естественно, художника тянет к воспоминаниям о собственном триумфе, так что по-человечески понятно, почему в «Цитадель» включено несколько отрывков из «Утомленных-1»). Может, поэтому камера фиксируется на слезах Маруси (в «Цитадели» это Виктория Толстоганова, сменившая ретировавшуюся Ингеборгу Дапкунайте), пропустив момент высшего блаженства, но сосредоточившись на том, с каким удовольствием герой лежит. И видно — хорошо лежать Никите Сергеевичу. Вот устал, прилег.

Жена уезжает от Котова (у нас, постмодернистов, обретение, понятно, оборачивается расставанием), и тот гуляет на свадьбе потерявшего ноги фронтовика. Утрата жены, естественно, в свою очередь, должна обернуться обретением — и тут же возникает темпераментная брюнетка, которую Котов с ходу целует так, что видавшая виды бабенка валится с ног. Страстный поцелуй заканчивается вполне равнодушным похлопыванием новой подруги по крупу.

Безжалостное наступление возраста, как крапива на заброшенном дачном участке, лезет из всех щелей. Из проваленной эротической сцены. Из тщательной работы оператора. Из сценария, написанного той же недрогнувшей учительской рукой. А как объяснить старческую болтливость, поразившую Котова в этом фильме? А его непонятно откуда взявшуюся тягу к воспоминаниям — по любому поводу. Уже никто ничего не помнит, но Котов изводит всех воскрешением сцен ушедшей жизни и поисками пропавших фотографий. А крашенные в соломенный цвет волосы, отсылающие нас к балабановским «Жмуркам», так же как неожиданная привычка Котова свистком обращать на себя внимание домашних.

Тяжело удерживать молодость.

Уже хочется не оказаться в крепких объятиях этого наглеца с холеными усами, а просто с ним душевно поговорить. А ведь ему и правда есть что рассказать.

Как говорится, до 30 лет женщину спасает красота, потом работают связи, а после 50 — только наличные и дети.

С детьми все неплохо. Лучшие сцены этого фильма — это, несомненно, сцены с Анной и Надеждой Михалковыми.

С наличными — тоже. Бюджет в 33 млн евро еще долго будет предметом страстной зависти в кинематографической среде.

Есть еще и символика, которую запоздало и невыгодно для себя осваивает режиссер. Ну скажите, что означает голая палка, с которой Котов идет на штурм цитадели? А железный палец, которым наш герой заменил разбитый на допросах?

Этот палец — всем пальцам палец, он и режет, и колет. Богатый потенциал. Еще чуть-чуть — и наш Котов уже Бэтмен.

Я только не поняла, выдвижное там лезвие или нет.

Источник

Adblock
detector