О чем фильм «Утомленные солнцем»?
Действие фильма начинается ранним летом 1936 года, незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Сергей Петрович Котов — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны, любимец самого товарища Сталина, живёт на даче вместе с женой Марусей, маленькой дочерью Надей и родственниками Маруси — большой и шумной семьёй интеллигентов с дореволюционным прошлым.
Тихая идиллическая жизнь нарушается неожиданным появлением Мити — интеллигента, музыканта, старинного друга семьи, воспитанника отца Маруси, который незадолго до своего внезапного отъезда за границу в 1928 году приходился ей женихом. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй».
В дальнейшем поясняется, что незадолго до Октябрьской революции Митя ушёл на фронт Первой мировой войны, но попал в плен и был вынужден скитаться по Европе, подрабатывая уличным музыкантом, водителем такси, артистом кабаре, а затем влился в Белое движение. Спустя 10 лет, уже после революции, зимой 1927 года Мите удается вернуться на родину, но он не узнаёт свою страну — так сильно она изменилась. Митя возвращается в дом, в котором вырос, в надежде, что сможет, наконец, жениться на Марусе и зажить спокойной семейной жизнью.
Однако сразу после приезда его вызывает к себе некий высокий чиновник (как выясняется позже, это был именно комдив Котов), заставляет написать заявление якобы по собственному желанию с просьбой выпустить его за границу, чтобы «заниматься музыкальной деятельностью», и посылает в Париж — отслеживать бывших участников Белого движения. Внезапно для всей семьи Митя уезжает вскоре после наступления нового, 1928 года, и за 8 следующих лет от него нет никаких вестей. Отчаявшись его дождаться, пройдя через попытку самоубийства, через год Маруся выходит замуж за Котова, у них рождается дочь Надя, и жизнь в доме сохраняет внешние черты прежней, счастливой и веселой.
Теперь Митя неожиданно вернулся, и в разговоре с Котовым выясняется, что несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, он явился сюда с другими намерениями: теперь он сотрудник НКВД и прибыл с заданием арестовать Котова по указанию свыше за причастность к несуществующему заговору.
В каком-то смысле Митя мстит Котову за то, что тот 10 лет назад отправил его за границу и тем самым разлучил с Марусей и морально сломал, заставив переступить через себя и работать на ненавистную Мите советскую власть, посулив возвращение на родину только при условии сотрудничества и предательства идеалов Белого движения. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину, веру. Котов меж тем напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был завербован ОГПУ, и именно он сдал советской власти восемь высших чинов Белой армии, которых с его помощью похищали, привозили в Подмосковье и расстреливали без суда и следствия как врагов народа. По словам Мити, его заставили это сделать, пообещав пустить обратно в страну и вернуться в дом детства, но потом обманули. Котов же убеждён, что Митю «купили» и он всего лишь спасал себя, а теперь мстит ему за разрушенную жизнь.
Упомянув о своей популярности и дружбе со Сталиным, Котов с полной уверенностью заявляет Мите, что его не посмеют тронуть, считает Митю «политической проституткой», и что пойдя на должностное преступление и предупредив Котова об аресте, Митя пытается заручиться поддержкой на будущее, на случай, если дело обернется против его самого, и тем самым хочет угодить «и нашим, и вашим». Объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы, чтобы не нарушать идиллию семьи.
В конце фильма для ареста комдива на дачу в чёрном автомобиле, назвавшись работниками областной филармонии, приезжают сотрудники НКВД в штатском. Чтобы скрыть от семьи истинные причины происходящего, Котов сообщает близким о необходимости срочного отъезда в Москву по делам, семья предлагает «гостям» пройти к столу, затем устраивает проводы с песнями, а Наде даже разрешают проехаться в автомобиле часть пути. Не понимая, что происходит, Надя беззаботно прощается с отцом и идёт домой.
Находясь в машине, комдив Котов по-прежнему уверен в собственной правоте: вера в неприкосновенность комдива Красной армии продолжает оставаться в нём непоколебимой. Рассчитывая всё уладить лишь одним телефонным звонком Сталину, Котов, насмехаясь, намекает чекистам, что их карьере скоро придёт конец. Напряжённая ситуация приходит к неожиданной развязке, когда на пути появляется стоящий поперёк полевой дороги грузовик. Его шофёр крайне раздражён тем, что полдня колесит по округе в поисках нужного ему посёлка, никто из местных не может показать ему дорогу, и утверждает, что в его машине кончился бензин. Подойдя к легковому автомобилю ближе, он радостно узнаёт комдива, но как только Котов пытается выйти из машины, чтобы объяснить путь в посёлок, чекисты жестоко его избивают и связывают, попутно застрелив шофёра грузовика, ставшего случайным свидетелем. По отрывочным репликам Котов понимает, что всё уже решено наверху, и плачет от бессилия. Митя, погруженный в свои мысли, безучастно смотрит на связанного комдива, залитого кровью. Автомобиль продолжает свой путь, исчезая за огромным, по случаю праздника подвешенным на аэростате плакатом с изображением Сталина.
В эпилоге фильма сообщается, что комдив Сергей Котов был признан виновным в шпионаже и расстрелян в августе 1936 года. Его жена Мария была арестована спустя несколько дней после мужа и умерла в лагере четыре года спустя. Вместе с ней была арестована и Надя, но пройдя ГУЛаг, дожила до «хрущёвской оттепели», когда вместе с матерью и отцом была полностью реабилитирована в ноябре 1957 года. Унаследовавшая музыкальный талант от матери, Надежда Котова посвятила себя работе педагога в одной из музыкальных школ Казахстана. Митя в последних сценах фильма вскрывает себе вены, лёжа в ванне с видом на Кремль.
Источник
Родина моя — ты сошла с ума (И. Тальков)
Page Summary
«Утомленные солнцем №2» — краткое содержание от Гоблина. Читать!
« previous entry | next entry »
Apr. 24th, 2010 | 01:54 am
«. Тем, кто не видел первой серии, кратко поясняю: главного героя фильма, комдива Котова, в первой серии расстреляли, а главный злодей самоликвидировался. Во второй серии они чудесным образом оживают, и с этого мощного сюжетного хода начинается эпопея «Предстояние».
Итак, в гости к расстрелянному в прошлой серии главному герою приезжает лично Сталин, в компании с Берией, Буденным и Ворошиловым. Сталин с нечистой, мерзкой кожей, отвратительно рябой — первое подтверждение сугубой документальности. Желание глумиться над внешним обликом — оно показательно. Гнусный Сталин рассуждает о том, как мама кормила его хлебом с маслом, политым вареньем. Остальные персонажи лакейски-угодливо хихикают. Особенно талантливо это делает жена персонажа Михалкова — ажно привзвизгивает и подпрыгивает от восторга. Вот это лакейски-угодливое хихиканье выполнено на крепкую пятёрку — Никита Сергеевич как представитель древнего дворянского рода знает, как должны вести себя лакеи.
В кадр заносят торт с шоколадным портретом Сталина. Товарищ Сталин предлагает съесть товарища Сталина и берёт со стола нож. Странно, конечно, что не вынимает финку из сапога, но в ответ на предложение гостя Никита Сергеевич хватает его за затылок и суёт прыщавой нечистой рожей в торт. Надо понимать, таким образом Никита Сергеевич демонстрирует своё отношение к власти, каковую с удовольствием тычет рожей в торт. Судя по данным отношениям, героя Михалкова не зря посадили и очень странно, что не расстреляли. Ибо это тоже вполне в духе понимания психологии лакея, который вчера умело прислуживал, а сегодня над вчерашним хозяином глумится. Увы, макание Сталина рожей в торт оказывается сном и персонаж Михалкова с воем просыпается в лагере. Особую пикантность данной сцене придаёт наличие трёх сталинских премий у отца создателя этого замечательного эпизода.
В лагерь прикатывает НКВД, руководитель которого объявляет подъём и сортирует заключённых: уголовников — на плац, политических — в сарай лесопилки. Сообщает Котову, что ему политическую статью заменили на уголовную. Сообщает всем, что началась война и заключённые будут этапированы пешим ходом. После чего отдаёт команду расстрелять политических внутри лесопилки из пулемётов. Поражает продуманность действий кровавых упырей: лагерь расположен не на Колыме, а возле западной границы, конвой не боится нападения толпы заключённых, руководители конвоя ведут себя как конченые идиоты — сплошь яркие проявления историчности и документальности. Умный среди этого сброда, понятно, только сам Михалков. Умного комдива Котова умело оттеняет сельский дебил-уголовник в исполнении актёра Дмитрия Дюжева.
И тут на лагерь налетают немецкие самолёты. Ещё один точный исторический штрих: нацистам было не до блицкрига, они не бомбили аэродромы и колонны транспорта, они уничтожали советских заключённых. Не знаю, что за бомбы они бросали, но только убили всех без остатка. Спаслись только Михалков и руководимый им Дюжев — паркур-style.
Тут надо остановиться на актёрской игре в целом. Качественную актёрскую игру в фильме демонстрируют трое: Меньшиков, Миронов и Маковецкий. Все остальные с разной степенью успешности имитируют Никиту Сергеевича: неразборчиво бормочут, взвизгивают, подвывают, таращат глаза, хихикают. Смотреть на это, мягко говоря, странно.
Кстати, Котов снабжен железной рукой со встроенным в железный палец секретным ножом — чисто терминатор. А оперчасть в лагере, значит, не в курсе, что заключённый с холодным оружием бегает. Вот она, правда жизни.
Далее тёплая компания оказывается, как нетрудно догадаться, в штрафбате, которых в сорок первом не было (см. Историческая правда). Штрафбат сидит в чистом поле в траншее. Не в ячейках, как тогда было принято, а в траншее. Ни слева, ни справа никого нет. Оружия в штрафбате тоже нет – очевидно, так эффективнее всего держится оборона на ответственном участке. Поперёк окопа стоит неизвестно откуда взявшаяся пушка ЗиС-3. Это президента Польши Качиньского можно отвезти на кладбище на лафете пушки Завода имени Сталина, а в 1941 таких ещё не было.
Руководит штрафным сбродом актёр Миронов, отчаянно хамящий личному составу, сморкающийся в ладонь и умело вытирающий сопли об шинели несогласных. Под руководством этого военного личный состав окружает окоп спинками от кроватей – очевидно, против танков. Судя по всему, штрафбат закрывает направление особо страшного удара, ибо ни оружия у них нет, ни других подразделений с флангов.
На усиление штрафбата прибывают кремлёвские курсанты – при полном параде, с оружием. Бывалый военный Миронов в присутствии личного состава немедленно обливает помоями капитана, командира курсантов. Хамство в адрес старшего по званию вызвало одобрительный смех в зале. Кто ж не обрадуется, когда командира публично унизили? Правда, в советских уставах было прописано, что даже сержанта нельзя отчитывать при солдатах. Но тут ведь офицеры, да и зритель откликается живо.
Курсанты запрыгивают в окоп, где народ уже как шпроты в банке – очевидно, чтобы при попадании снаряда или гранаты за раз убивало побольше. Поперёк окопа – пушка, чтобы стреляющие по ней танки тоже убивали побольше. Каждый занимается своим делом: кремлёвские курсанты из числа детей расстрелянных мулл молятся аллаху, другие мечутся по окопам, третьи зачарованно слушают байки Котова. «
«. так смотреть или не смотреть? Если ты либерал, если ненавидишь своих предков и считаешь, что немцев завалили трупами – беги бегом, это твой фильм. Детей только не води – там кругом вырванные кишки и матом ругаются.
Если же уважаешь своих предков, отдавших жизни за Родину – мой тебе совет, не ходи.»
Источник
Краткое содержание фильма «Утомленные солнцем»
Фильм “Утомленные солнцем” был снят в 1994 году и показан на телеэкранах в 1995 году. Режиссер — Никита Михалков показал исторические события, которые имели место в российской истории наряду с личными переживаниями главных героев.
Сергей Котов — главный герой фильма — живет счастливой жизнью вместе со своей супругой Марусей и доченькой Надей, а также со всей родней Маруси. Они вместе проводят время на своей подмосковной даче.
Их тихая, мирная жизнь заканчивается с приходом давнишнего друга семьи, известного музыканта Мити. Его с детства воспитывал отец Маруси, и из-за этого Митя считался женихом Маруси до своего отъезда в чужие края. Он был встречен с огромной радостью, нашел общий язык с маленькой Надей.
В разговоре Котовы узнают, что Митя был на фронте, потом скитался по Европе. подрабатывал уличным музыкантом, зарабатывал на жизнь чем мог. Вернуться домой он смог аж через 10 лет — и не узнал свою родную землю. Она изменилась до неузнаваемости. Митя вернулся домой с намерениями наконец взять в жены Марусю, построить с ней семью и зажить счастливо.
После возвращения Мити на родину его вызывает к себе тот самый Котов и говорит, чтобы тот написал заявление выехать за границу по собственному желанию, чтобы работать там музыкантом и одновременно следить за участниками Белого движения. Митя покидает страну на долгих 8 лет, а Маруся в это время решает покончить с жизнью. Через год Котов женится на ней, у них рождается дочка Надюша, и семья как будто живет счастливой жизнью. Это не совсем так: Маруся не может забыть Митю.
Но Митя возвращается к семье Котовых как работник НКВД с намерением взять под арест Котова за соучастие в заговоре, которого не существует. Можно утверждать, что таким образом Митя хочет отмстить Котову за то, что тот разлучил его с возлюбленной Марусей, эмоционально его сломал и заставил уехать за границу преследовать организацию, которой по сути не существует.
Котов уверен, что его спасет дружба со Сталиным и его не тронут. Он обзывает Митю, они становятся врагами, но на людях продолжают показывать, что они друзья. Это делается для того, чтобы у посторонних не возникало никаких лишних вопросов.
Совсем скоро НКВД опять приходит в гости к Котову, тот поспешно уезжает в Москву, а Надя, ничего не подозревая, принимает гостей. По дороге в Москву Котову перегораживает дорогу грузовик, у которого случилась поломка. Которов все так же уверен, что он сможет все решить одним только звонком Сталину. Он решает помочь водителю грузовика и выходит из машины. Откуда ни возьмись появляются чекисты, бьют его и убивают случайного свидетеля — водителя грузовой машины.
Котов понимает, что это конец, он видит стоящего над собой Митю. В это время грузовик минует огромный плакат со Сталиным. Послесловие говорит о том, что Котова все-таки признали виновным и расстреляли в 1936 году. Марию арестовали, она отправилась в концлагерь и там же умерла. Надя выжила и получила реабилитацию со своими мертвыми родителями, стала преподавателем музыки. А Митя покончил жизнь самоубийством — он вскрыл себе вены и в этот момент лежал в ванной и смотрел на Кремль.
Смысл фильма в том, что часто политическая ситуация неблагоприятно влияет на личную человеческую жизнь. Некоторые люди, не умеющие анализировать ситуации, чувствуют себе слишком самоуверенными. Они не умеют контролировать своих действий слов, и, находясь в политике, подвергают опасности не только себя, но и свою семью. Уверенность в том, что всегда можно договориться и “замолвить словечко”, зачастую подводит и ситуация получает неожиданное развитие. Умение договориться, дать взятку, обойти стороной возникшие проблемы заставляют человека начинать вести себя не по правилам этой жизни. Но стоит помнить, что за любые поступки нужно отвечать.
Остается надеяться, что в современном мире не повториться вест тот хаос, который был во времена Союза. Это бедность, раздор, войны, голод — то, что исправно скрывают, но что нельзя спрятать от памяти человека. Такими были политические условия тех времен. Остается только делать все, чтобы люди были добрее и не предавали сами себя.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3
Источник