урок в 5 классе «Соседи Солнца»
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Урок в 5 классе «Соседи Солнца» с технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по географии в 5 классе «Соседи Солнца» (в рамках ФГОС) | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 5 классе
ТЕМА «Соседи Солнца»
Составила: Шабалина Т.А., учитель географии, МБОУ «СОШ № 31»
Тема: Соседи Солнца
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедиа, учебник.
Цель учителя: способствовать формированию умений учащихся выявлять характерные особенности планет солнечной системы, земной группы и применять умения для выполнения практических задач.
Цель учащихся: узнать, что такое «солнечная система» и что входит в её состав, узнать о планетах Солнечной системы ио планетах земной группы, научитьсяотличать Землю от других планет.
мотивация к познавательной деятельности
самостоятельно выделять и формулировать тему и цель,
планировать свою деятельность под руководством учителя,
оценивать свою работу и работу одноклассников,
работать в соответствии с поставленной задачей,
сравнивать полученные результаты с ожидаемым.
добывать новую информацию из учебника,
преобразовывать текст в табличную форму,
ориентироваться в своей системе знаний,
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом,
выражать своё мнение
Предметные: научиться составлять характеристику планет по плану,
называть планеты земной группы и планеты-гиганты,
объяснять главное отличие Земли от других планет.
Технологическая карта урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку
1. Актуализации новых знаний.
Задаёт вопросы на связь нового материала с ранее изученной темой.
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё мнение
Что такое Вселенная?
Какой древнегреческий учёный, первый предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара?
Назовите польского астронома, который наблюдая, за звездами и планетами, сделав математические расчеты, пришёл к выводу, что Земля обращается вокруг Солнца?
Кто из древнегреческих учёных считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг, которой вращаются восемь небесных сфер, а на них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды?
Какой итальянский учёный считал, что у Вселенной нет центра, а Солнце это центр Солнечной системы?
К.:выражать своё мнение
П.:ориентироваться в своей системе знаний
2.Постановка учебной проблемы.
Организует работу учащихся по определению учебной проблемы. Предлагает учащимся ответить на вопросы. Подводит детей к постановке учебной проблемы
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, формулируют учебную проблему.
Скажите люди, какой профессии могут путешествовать во Вселенной?
На какой планете мы живём?
Как вы думаете, есть ли другие планеты? Существует ли жизнь на других планетах?
Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?
К. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом,
высказывать свое мнение
П.: ориентироваться в своей системе знаний,
3. Постановка цели и темы урока.
Организует работу учащихся со схемой в учебнике стр52 «Схема Солнечной системы»
Подводит учащихся к теме урока. Учащиеся отвечают на вопросы, и формулирует тему ицели урока.
Отвечают на вопросы, работают со схемой Солнечной системы в учебнике, анализируют ответы, высказывают свою точку зрения по поводу темы и цели урока.
Можем мы назвать Землю соседкой Солнца?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок на стр. 52 учебника, демонстрирующий схему Солнечной системы.
Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца.
Подумаем, какая тема сегодняшнего урока?
У кого какие предположения?
Как вы считаете, какая будет цель нашего урока?
О чём сегодня нам необходимо узнать?
Р.:самостоятельно выделять и формулировать тему и цель
К.:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
выражать своё мнение
4.Освоение нового материала.
Организует работу учащихся со схемой Солнечной системы в учебнике стр52 по определению понятия «солнечная система»
Работают со схемой Солнечной системы.
Отвечают на вопросы, анализируя схему Солнечной системы, делают выводы.
Сколько планет является соседями Солнца?
Что объединяет эти планеты?
Какое значение для планет имеет солнце?
Что является центром для этих планет?
Что ещё, кроме планет нарисовано на нашей схеме?
Какой вывод мы можем сделать?
Чем планеты отличаются друг от друга?
Можем ли мы разделить планеты на 2 группы?
Назовите планеты гиганты?
Назовите планеты земной группы
Р.:планировать свою деятельность под руководством учителя
П.:добывать новую информацию из учебника,
Организует работу учащихся по работе с учебником для выявления особенностей планет Солнечной системы.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с учебником стр.53-54 и заносят в таблицу данные о планетах Солнечной системы.
На какой вопрос мы не смогли с вами ответить?
Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать?
Источник
Урок география 5 класс «Соседи Солнца»
план-конспект урока по географии (5 класс)
Урок по географии в 5 классе по теме «Соседи Солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта. | 69.5 КБ |
Таблица характеристики планет. | 35 КБ |
Тест. | 29.5 КБ |
Лист самооценки. | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 5 классе по теме «Соседи Солнца»
Выполнила: Пастушок И.Б.
Технологическая карта урока
Тема урока : « Соседи Солнца»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)
способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.
Создать условия для развития познавательной активности, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, развивать интерес к предмету.
способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в группе.
Учащиеся смогут: дать определение понятию Солнечная система, называть планеты земной группы и планеты-гиганты , давать характеристику планет земной группы по плану, называть общие признаки планет земной группы.
Продолжить формирование умений организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником.
Задуматься и высказать своё отношение к ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, об уникальности планеты Земля.
Словарь урока: Солнечная система, планета, планеты земной группы.
компьютер, проектор, учебник: География. Начальный курс- Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2014г.; материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина); атласы; раздаточный материал для работы в группах; презентация.
Источник
Сценарий урока географии по теме «Соседи Солнца» 5 классе
Урок географии в 5 классе
Сценарий урока учителя Матасовой Светланы Владимировны, учителя географии высшей квалификационной категрии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Вольска Саратовской области»
Урок № 3 в теме «ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ»
Тема урока: Соседи Солнца
Тип урока: урок — исследования
— Содержательная: продолжить формирование представлений о Солнечной системе и ее составе; познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы;
— Деятельностная (формирование умений новых способов действий):
— способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения; продолжить формирование умения находить информацию в различных источниках;
— развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
— формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
— формирование представлений о Солнечной системе и ее составе; познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы ;
— формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
— развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
Планируемые результаты: Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс; называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы.
Личностные УУД: развитие познавательных мотивов; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Регулятивные УУД: самостоятельное определение цели своего обучения, пос тановка и сохранение учебной задачи, самостоятельное планирование пути достижения целей, выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, осознание конечного результата, проверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок самостоятельно, контроль и коррекция знаний;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять возможные источники необходимых сведений, поиск информации, анализ и оценка ее достоверности, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Логические УУД: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.
В данном уроке использовались следующие технологии:
Технология объяснительно-иллюстративного обучения, то есть информирование учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений. Обучающиеся на данном уроке работают с текстом учебника и с электронными образовательными ресурсами; анализируют, выделяют необходимую географическую информацию;
Информационно-коммуникационные технологии повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся, рационально организовывают познавательную деятельность в учебном процессе, изменяют организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления. Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в макромире;
Технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей;
Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формируя у школьников учебно-познавательные мотивы;
Технология критического мышления, т.е . умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения,невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. Данная технология позволяет повысить качество образовательного процесса;
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Урок был разработан с учётом требований проблемного обучения. В ходе проблемного обучения создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения, формируются умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся в выполнении практических заданий.
интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
Технология дифференцированного обучения -это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки домашнего задания;
Технология коммуникативно- диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию. Урок был разработан с учетом требований проблемного обучения, в ходе которого создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения. Это приводит к получению новых знаний.
Содержание учебного материала: Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы по астрономии, изображающие строение Солнечной системы, планеты Солнечной системы, учебник « География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт. , шаблон таблицы, фотографии планет, модель «Солнечная система» атлас, рабочая тетрадь к учебнику « География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин.-М.: Дрофа, 2012.-140, [4 ]с.: ил., карт. , презентация, электронное приложение.
При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику.
1. Организационный. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Приветствие учащихся, пожелания удачной совместной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.
— Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
— Тогда начнем наш урок
2. Этап актуализации знаний учащихся.
Как называется наука, изучающая небесные тела?
— Какие небесные тела вы знаете?
Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)
— Какие планеты вам известны?
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планетам Солнечной системы.
3 этап урока. Операционно-исполнительский этап.
3.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
б) постановка проблемы исследования;
3.2. Определите темы исследования.
3.3. Формулирование цели исследования.
3.4. Выдвижение гипотезы.
3.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
3.6. Составление плана исследования.
3.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы, работа с учебником, размышление, просмотр фрагментов приложения. Использование материализованной модели. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Понятие «планета». (Дают сами учащиеся)
— Планеты – это большие небесные тела, движущиеся вокруг Солнца и светящие отраженным светом.
Как вы думаете, в чем различие планет?
Девятую планету – Плутон нельзя отнести ни к одной из двух групп. По химическому составу он близок ко второй группе, а по размерам – к первой.
— Давайте проложим маршрут нашего «путешествия».
Планеты земной группы.
— Небольшое расстояние от Солнца. Небольшие размеры. Мало или нет спутников. Твердые поверхности.
Совершим космическое путешествие:
1 ряд — экспедиция «Земляне» (полет на Меркурий),
2 ряд — экспедиция «Россияне» (полет на Венеру),
3 ряд — экспедиция «Вольчане» (полет на Марс).
Составление схемы: Сравнительная характеристика небесных тел
1 Необходимо обратить внимание учащихся на материалы учебника в рубрике «Еще немного о планете Земля и ее соседях». Эти сведения школьники могут использовать при заполнении таблицы и для составления вопросов по тексту параграфа, а учитель — при подготовке к уроку. Можно начать урок именно с этого познавательного и занимательного материала.
Источник