урок технологии по теме «Птица — Солнце»
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
урок технологии по учебнику Н.М.Конышевой «Чудесная мастерская». На уроке учитель проводит беседу о том, что изделие птицы украшало северные избы, пиносило счастье, было оберегом.Птица была предвестником весны. На уроке дети делают птицу из бумаги. Учитель демонстрирует на доске приём размётки. Дети изготавливают детали для птицы: туловище, хвост, крылья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ptitsa-solntse.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
по трудовому обучению для II класса. Тема. Птица-солнце.
(по учебнику И.М. Конышевой «Чудесная мастерская» ).
учитель начальных классов
формирование представлений о народных культурных традициях (ознакомление с одной из традиций северных народов России и ее символическим значением); ■ обучение приему изготовления складок на бумаге (гофрировка); развитие чувства формы;
• закрепление правил и приемов рацио-
нальной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материала); закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами;
• развитие глазомера, координации дви-
Материалы, инструменты, оборудование.
У учителя: учебник, зрительный ряд (щепная птица-солнце, птица-солнце, выполненная из бумаги), два квадрата и прямоугольник для демонстрации приемов работы.
У учащихся: учебники, два листа писчей бумаги белого цвета, ножницы, простой карандаш, палочка для продавливания сгибов 2 , клей, коробочка для обрезков.
1.Сообщение темы, обсуждение задания.
Учитель предлагает детям прочитать тему урока, записанную доске, демонстрирует щепную птицу-солнце. — Приходилось ли вам видеть таких птиц? Где вы их видели? Из чего сделана птица? (Туловище — из дерева, а крылья и хвост сделаны из щепы — тонкой пластинки, отколотой по слою дерева.)
Учащиеся открывают учебники на с. 137 и читают текст о птице-солнце:
В северных деревнях и по сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе.
— Для чего мастера делают таких птиц? (Ответы детей.)
Издавна эти птицы были украшением северных изб. Они неброски, как и природа Севера, мастера не наделяют их пестрым оперением, но сколько полета в их расправленных крыльях, сколько красоты в нерасписанном дереве! Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, у нее есть еще одно назначение, о котором мы узнаем, продолжив чтение текста.
В современном жилише эта птица — память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. А может быть, и оберегает, приносит счастье.
В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, Мастер должен был выточить ее за 52 прикосновения к дереву ножа или топора. 52 — ни больше ни меньше — по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. 52 удара — 52 слова, неизвестных нам ныне.
— Как вы думаете, почему эта птица так называется: птица-солнце? (Ответы детей.)
Эта птица золотистым цветом, округлой формой крыльев и хвоста напоминает нам солнце. Кроме того, с древнейших времен птица считается предвестницей весны. Увидел в небе стаю летящих птиц — жди скорой весны. Есть поверье, что своим громким криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут «тепло летушко». Солнце в народном представлении — «податель света и теплоты, плодородия земли и оживатель природы». А будет плодородной земля, будет и счастье у человека, поэтому еще одно название такой птицы — птица счастья.
2.Подготовка учащихся к самостоятельной работе.
— Сегодня на уроке мы научимся делать таких птиц. Мастера делают птиц из дерева. А чем мы можем заменить этот материал? (Бумагой.)
Учитель демонстрирует образец работы, выполненный из бумаги.
— Внимательно рассмотрите образец в учебнике на с. 138. Сколько деталей нам потребуется, чтобы смастерить птицу? (Три детали: для изготовления туловища, хвоста и крыльев.)
4.Самостоятельная работа учащихся.
Дети работают под руководством учителя, который демонстрирует прием разметки на доске и сопровождает свои действия комментариями.
— Разметим и вырежем квадрат для изготовления крыльев птицы. Для этого, расположив лист вертикально на парте, отмерим от левого верхнего угла вправо 20 см и поставим метку.
От нижнего левого угла отмерим также 20 см и поставим другую метку. Соединим метки с помощью линейки.
От левого верхнего угла отмерим 20 см. Отмерим такое же расстояние от правого верхнего угла.
Соединим полученные метки линией. Квадрат готов.
Разметим большой квадрат линиями через каждый 2 см. Для чего это нужно? (По этим линиям пройдут сгибы.)
Вырежем квадрат и отложим его в левый угол нарты. Из оставшегося прямоугольника сложим хвост. Чтобы складки получились ровные, мы тоже разделим его линиями через каждые 2 см. Как мы расположим прямоугольник? (Горизонтально. Если складки сделать вертикально, то получится слишком длинный хвост.)
Отложите деталь на край парты.
Самостоятельно разметьте и вырежьте из другого листа бумаги квадрат размером 15×15 см для изготовления туловища птицы. (При необходимости учитель сопровождает свои действия инструкцией.)
5.Подведение итогов урока.
— Итак, у нас есть все необходимые для работы детали. На следующем уроке мы превратим эти два квадрата и прямоугольник в красивую птицу-солнце.
Источник
Конспект урока по технологии «Птица счастья» + презентация
план-конспект урока по технологии (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство со значением символа птицы в культуре русского народа, способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; учить приемам складывания изделий оригами.
Планируемые результаты:
знать значение понятия оберег, способы работы с бумагой: сгибание, складывание, приемы складывания изделий техникой оригами.
проводить анализ изделия по заданным критериям преобразовывать информацию из одной формы в другую.
проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка;
эмоциональное отношение к собственным переживаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Птица счастья», УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс | 32.47 КБ |
Презентация к уроку «Птица счастья» | 946.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Симинихина Ю.А.
ФИО студента: Денисова А.К.
ФИО методиста: Бондарь Е.Б.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Тема: «Птица счастья»
Цели деятельности учителя: знакомство со значением символа птицы в культуре русского народа, способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; учить приемам складывания изделий оригами.
знать значение понятия оберег , способы работы с бумагой: сгибание, складывание, приемы складывания изделий техникой оригами.
проводить анализ изделия по заданным критериям преобразовывать информацию из одной формы в другую.
проявление внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступка;
эмоциональное отношение к собственным переживаниям.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, наглядность (презентация), образец изделия.
Методы и приемы
I. Этап самоопределения к деятельности
Здравствуйте, дети! Садитесь.
Ну-ка проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все в порядке?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Настраиваются на работу.
Р: личностное включение в учебную деятельность
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: подводящий диалог
Счастья и труд рядом живут.
Счастья не в воздухе вьётся, а руками достаётся.
Что их объединяет?
Что у них общего?
А что такое счастье?
Назовите синонимы этого слова.
Что такое счастье для вас? Счастья каждый понимает по –своему. Для одних хорошая учёба, красота вокруг, радость. Для меня счастье- ваша хорошая учёба, добрые, тёплые отношения между нами, чтобы вы были здоровы и близкие. Сегодня к нам в гости пришла птица- сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям счастье, радость.
Как её можно назвать?
Они про счастье
Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения
Красота, радость, судьба
Мама, папа, семья
Л: желание приобретать новые знания.
III. Постановка учебной задачи
Предположите, чему будем учиться на уроках технологии, по этому разделу глядя на иллюстрацию?
Что будем делать сегодня?
Какую цель мы сегодня поставим перед собой? Цель: (Выполнить…)
Что мы выполним сегодня на уроке? При помощи чего мы ее выполним?
Дети формулируют тему урока и цель.
Тема урока: «Птица счастья».
К: коллективно анализировать произведение живописи, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ.
Л: объяснять свои чувства и ощущения
I V. Открытие нового знания
Люди всегда любили птиц, заботились о них. В старину у многих народов было представление, что весну приносят птицы: грачи, кукушки, жаворонки, кулики, галки.
Все ожидали прилет жаворонков. Ребята закликали весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!»
В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. ПТИЦА тоже стала одним из таких образов.
Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость!
Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах — это Птица — Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера.
Посмотрите, из каких сказок пришли к нам гости?
А щепная Птица Счастья родом из Архангельска. Щепные птицы служили украшением избы и оберегом (оберегали от злых сил).
А кто знает, что такое оберег?
Оберег — не просто красивый сувенир, это и маленький кусочек волшебства в вашем доме, приносящий счастье, здоровье и удачу. И нет лучшего подарка для близких людей, чем сделанный с добром и любовью оберег. Это — маленькая ниточка, связывающая нас с нашим прошлым, с нашими древними предками.
Делать оберег надо всегда с добром, в хорошем настроении, так как материал способен впитывать малейшее движение мысли мастера.
Поделка, сделанная добрыми руками счастливого человека, обязательно принесет счастье!
Сегодня мы изготовим свою Птицу счастья — оберег.
Из каких частей состоит птица?
Из какого материала выполняется?
- Давайте определим последовательность выполнения работы. (Презентация)
- Проверка готовности рабочего места.
- Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрезать.
- Складываем из квадрата птичку — техника оригами (оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад).
- Сгибаем гармошкой 2 лист цветной бумаги для крыльев и хвоста.
- Делаем отверстие в туловище и вставляем крылья.
- Проклеиваем хвост.
При работе нам понадобятся ножницы и клей. Работай аккуратно! Сейчас я покажу вам как можно выполнить это изделие, сейчас вы ничего не трогаете только смотрите как я выполню его.
Закрепление.
Какие материалы нам понадобятся для выполнения работы?
Какие заготовки нам нужны для того, чтобы собрать композицию?
Расскажите про правила ТБ на уроке при работе с ножницами.
Расскажите про правила техники безопасности на уроке при работе с клеем. ?
Источник
разработка урока»Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.»
УРОК № ДАТА
Тема: Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Цели урока:
-формировать представления о народ ных культурных традициях.
(обучение приему изготовления складок на бумаге (гофрировка);
-развивать умение применять правила и приёмы рациональной разметки, чувство формы;
-закрепить правила и приёмы работы с клеем и ножницами;
-воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Тип урока :Комбинированный урок.
Ход урока.
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Будут нам нужны сейчас,
Клей, ножницы и карандаш.
2.Актуализация знаний
Учитель предлага ет детям прочитать те му урока, записанную доске,
«ПТИЦА СОЛНЦА»
демонстрирует щепную птицу-солнце.
— Приходилось ли вам видеть таких птиц? Где вы их видели? Из чего сделана птица? (Туловище — из дерева, а крылья и хвост сделаны из ще пы — тонкой пластинки, отколотой по слою дерева.)
ЩЕПА- измельчённая древеси́на, древесные частицы различной формы и величины, получаемые в результате механической обработки.(картинки)
топливная
декоративная
3.Работа по теме урока
— Для чего мастера делают таких птиц? (Ответы детей.)
Издавна эти птицы были украшением северных изб. Они неброски, как и природа Севера, мастера не наделяют их пестрым оперением, но сколько полета в их расправ ленных крыльях, сколько красоты в нерас писанном дереве! Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, у нее есть еще одно назначение, о котором мы узнаем, прочитав текст.
Жар — птица — это олицетворение огня, света, солнца. Жар — птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. . Так или иначе, Жар — птица или птица -феникс — это символ возрождения.
(видео-изображение Жар-птицы )
-В современном жилише эта птица — память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. А может быть, и оберегает, приносит счастье.
В старину деревянная птица в первую оче редь охраняла дом, берегла от напастей. Как гла сит поверье, Мастер должен был выточить ее за 52 прикосновения к дереву ножа или топора. 52 — ни больше ни меньше — по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, пре вращающее дерево в доброго духа. 52 удара — 52 слова, неизвестных нам ныне.
— Как вы думаете, почему эта птица так называется: птица-солнце? (Ответы детей.)
-Эта птица золотистым цветом, округлой формой крыльев и хвоста напоминает нам солнце. Кроме того, с древнейших времен птица считается предвестницей весны. Уви дел в небе стаю летящих птиц — жди скорой весны. Есть поверье, что своим громким кри ком прогонят птицы с земли мрак и стужу и принесут «тепло лето».
— Солнце в народном представлении — «податель све та и теплоты, плодородия земли и оживитель природы». А будет плодородной земля, бу дет и счастье у человека, поэтому еще одно название такой птицы — птица счастья.
4.Подготовка учащихся к самостоятель ной работе.
-Какаяже цель нашего урока?
-Да, мы закрепим умение работать с ножницами, клеем, рационально выполнять разметку, научимся изготавливать птицу-солнце.
5.Повторение правил работы с ножницами и клеем.
6.Физкультминутка.
7.Практическая работа
—Мастера делают птиц из дерева. А чем мы можем заменить этот материал? (Бумагой.)
Учитель демонстрирует образец работы, выполненный из бумаги.
— Внимательно рассмотрите образец у себя на партах. Сколько деталей нам потребуется, чтобы смастерить птицу?
-(Три детали: для изготовления туловища, хвоста и крыльев.)
Дети работают под руководством учите ля, который демонстрирует прием разметки и сопровождает свои действия комментариями.(по шаблону)
-учитель напоминает о рациональном использовании бумаги,
-обвели шаблон-туловище птицы,
-приступаем в вырезанию туловища,
-делаем разрезы для крыльев и хвоста,шнурочка.
-отложите деталь в сторону,
-приступаем к заготовке крыльев и хвоста.
8.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Урок окончен.Я очень рада,что у всех получились «Птицы солнца»
Все старались и уважали труд одноклассников.
-А достигли ли мы цели урока?
-Если на уроке вы узнали для себя новое, интересное, поднимите :
А если урок для вас не принёс ничего нового- красную птичку.
9.Домашнее задание –(по желанию) прочитать сказку о « Жар-птице»
Источник