Конспект урока природоведения в 5 классе по теме: « Путешествие в космос».
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Представлен урок обобщения и систематизации материала с компьютерной презентацией для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Форма проведения: групповая форма работы. Урок построен на основе взаимодействия групп постоянного состава. В процессе урока использованы разноуровневые задания, различные приёмы и методы для активизации и обогащения словарного запаса, для повторения пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kosmos_na_sayt.docx | 38.01 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_kosmos.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок природоведения в 5 классе.
Тема урока: « Путешествие в космос»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: групповая форма работы.
Цель урока: формирование целостного взгляда на мир через представление о Вселенной.
Образовательные задачи (формирование познавательных УУД): обобщить знания о строении и изучении Солнечной системы. С оздать условия для осознания детьми учебной информации по данной теме с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности , учитывая принципы доступности, научности, принципы развивающего и личностно ориентированного обучения; выявление субъективного опыта каждого ученика класса, предшествующего обучения.
Коррекционно – развивающие задачи (формирование регулятивных УУД): развивать любознательность, устную речь учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать несложные выводы , развивать коммуникабельность детей и умение работать в группе.
Воспитательные задачи (формирование коммуникативных и личностных УУД): прививать любовь и стремление бережного отношения к природе своей планеты. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Материал и оборудование: модель Солнечной системы, макет вращения Земли вокруг Солнца, компьютерная презентация, глобус, таблицы с заданиями.
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня хороший день. Пусть работа будет вам в радость и день пройдёт удачно.
2. Мотивационное начало урока.
Человека всегда интересовала тема космоса, тема путешествий в открытое пространство. Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в котором находятся небесные тела: Солнце. Звёзды, планеты, Луна. Это космос. В течение последних уроков мы её изучали, а сегодня постараемся всё вспомнить и повторить .
Урок у нас будет необычный. Тема нашего урока « Путешествие в космос» ( слайд 1). Ребята, вы любите мечтать, фантазировать? Итак, немного пофантазируем и представим себе, что мы находимся в космической школе, где готовят будущих исследователей космоса. Вот сегодня мы и постараемся выяснить, какими же знаниям вы владеете в данной области. Девиз нашего школы – слова русского писателя Бориса Васильева « мне надо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща». Думать вместе, сообща будем в дружных группах. Вы разделены на 4 экипажа. Экипажи называются – « Восход», «Звёздный», «Смелый», «Союз». В каждом экипаже есть капитан, который будет принимать окончательное решение в ходе ваших обсуждений. Вам будут предложено несколько заданий, по мере выполнения которых мы определим, который экипаж лучше владеет космическими знаниями. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать звёзды, в зависимости от сложности задания от 3 до 1. В конце урока мы посчитаем ваши баллы и выясним, какой экипаж самый подготовленный и лучший.
Вам было задано домашнее задание – исследование. Путь нашего исследования представлен на схеме. В нашем классе готовились 4 исследовательские группы, которые представят свои доклады.
Первый экипаж. Тема « Назад в прошлое».
Учитель: Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка задавался вопросом: что там, далеко – далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?
Ученик. Задавать эти вопросы люди начали давным – давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной. Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе. Считалось, что Земля – плоский или выпуклый круг, который держится на подпорках. Древние индусы считали, что Землю держат 4 слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чём стоит черепаха? На Руси в старину думали, что Земля стоит на китах, а как те киты пошевелятся, бывает землетрясение. Первый учёный, кто догадался, что Земля имеет форму шара, был древнегреческий астроном Птолемей. Он утверждал, что Солнце вращается вокруг Земли. Обратное доказывал астроном из Польши Коперник, который жил 400 лет тому назад. Он утверждал, что планета Земля вращается вокруг Солнца ( слайд 1 — 7).
Вопрос к командам: кто же из учёных был прав? Птолемей или Коперник?
Второй экипаж. Тема: « Солнечная система».
Солнце-это ближайшая к Земле Звезда, огромное раскалённое небесное тело, состоящее из газа. Оно излучает свет и тепло. Во все стороны от него расходятся яркие лучи, которые движутся быстрее всех на свете. По размерам Солнце намного больше нашей планеты. Внутри Солнца могло поместиться миллион таких планет, как Земля. Солнце — это мощный источник энергии. Оно посылает Земле свет и тепло, которые нужны для жизни растений, животных, человека. Вокруг Солнца вращается 8 планет. Это семья называется Солнечная система. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. До 2006 года девятой планетой Солнечной системы считалась планета Плутон. Но из-за её маленьких размеров, а её называли карликовой планетой, она была исключена из списка планет Солнечной системы. Помимо планет, вокруг Солнца вращаются тысячи малых небесных тел, их называют астероидами. Учитель и дети читают стихи ( слайд 8).
Знайте, дети, наше Солнце,
Что нам светит сквозь оконце –
Шаровидная звезда,
А не как сковорода.
И горячий Солнца мячик
По вселенной лихо скачет.
И дарует миру свет
Вместе с выводком планет.
А планеты-шалунишки,
Словно мячики-малышки,
Рядом с солнышком всегда, Как праматерь им звезда.
Резво бегают по кругу.
Чтобы не мешать друг другу,
Выбирают свой маршрут:
Там сегодня, завтра – тут.
Самый первый к Солнцу мячик –
Очень шустрый мальчик-с-пальчик,
То Меркурий, младший сын,
Самый быстрый из детин.
Дальше девочка-Венера.
За вуалью-атмосферой
Прячет личико свое.
Полюбуйтесь на нее!
Третьей мчит планета наша.
В целом мире нету краше!
Это милая Земля,
У нее своя семья.
Всюду водит за собою
Дочку, что зовут Луною.
А за ними – красный Марс,
Грозный, как могучий барс.
Он спешит с двумя сынами.
Не планета, а цунами.
Злой, коварнейший старик,
Хоть и ростом невелик.
Следом катится Юпитер –
Самый рослый небожитель.
А за ним Сатурн, Уран.
Каждый – тоже великан.
И у каждого излишек
Очень маленьких детишек.
Скачут пред своим отцом,
Окружая их кольцом.
За планетою Ураном
Мчит Нептун орбитой странной.
Он такой же исполин,
Много деток рядом с ним!
В нашей солнечной системе
Все устроено по теме. Вы запомните, друзья,
Это дружная семья:
Вопрос к командам: Что будет, если Солнце погаснет? ( На Земле не будет жизни, так как всё живое погибнет).
Третий экипаж. Тема: «Планета Земля».
Земля — единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. Она имеет форму шара и движется вокруг Солнца. У нашей планеты есть спутник – небесное тело, которое постоянно вращается вокруг Земли. Это Луна. На Земле есть воздушная оболочка – это воздух. Учёные называют её атмосфера. Есть водная оболочка – моря, океаны, реки, озёра. Учёные называют её гидросфера. Есть твёрдая оболочка – это суша. Её называют литосфера. Есть биосфера – оболочка Земли, населённая живыми организмами: растениями, животными, человеком (слайд 9,10). Земля вращается вокруг своей оси. (Показ на модели вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца).
Вопрос к экипажам: За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (365дней). За какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? (24 часа).
Четвёртый экипаж «Исследование космоса»
Дети: Люди всегда мечтали разгадать загадки космоса, мечтали не только увидеть звёзды в телескоп, но и полететь к ним. Долгие годы учёные думали, как создать летательный аппарат с огромной скоростью. Для этого ему нужен был мощный двигатель. Наконец он был создан. Для полётов в космос используют особые двигатели – реактивные ( слайд 11).
Учитель: Чтобы понять, как он работает, проведём опыт.
На столе у меня лежит воздушный шарик. Я его надую слегка, а потом отпущу. Видите, как стремительно шарик носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.
Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. Вот на таком принципе и построен взлёт и работа двигателя ракеты.
Дети: Сначала в космос запускали корабли без людей. Они летали только вокруг Земли, поэтому их назвали спутниками. Они нужны для приёма телепередач, радиосвязи, прогнозов погоды и многого другого. Потом запускали животных. Первым космонавтом, облетевшим Землю, стал Юрий Алексеевич Гагарин. Первой женщиной-космонавтом была Валентина Терешкова. С тех пор космонавты совершили много полётов ( слайд 12-14). Вопрос к детям: Назовите дату первого полёта в космос.(12 апреля 1961 года).
Итак, с первым заданием вы справились. Каждый экипаж получает по звезде. И некоторые экипажи заработали по дополнительной звезде за ответы на вопросы.
2 задание. «Солнечная система» (модель Солнечной системы в виде аппликации из бумаги).
Итак, вы хорошо подготовили домашнее задание. Экипажи получили дополнительные бонусы. А теперь проверим ваши знания по космической навигации. Чтобы правильно управлять космическим кораблём и определять месторасположение космических тел, прокладывать маршруты, надо хорошо знать звёздную карту Солнечной системы. Я вам предлагаю выполнить модель солнечной системы. На доске схема солнечной системы, но только без небесных тел — планет. Надо отгадать названия планет и правильно их расположить. На обратной стороне модели планет – загадки (дети выходят, отгадывают загадку и прикрепляют). Ну а первую загадку отгадаем все вместе.
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает, от других звезд защищает. (Солнце)
Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они. (Планеты)
Крохотулечка -планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету. (Венера)
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери. (Земля)
Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, —
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку. (Юпитер)
Это, что за колесо, Огибает стан его, Состоит из пыли, льда, Десять метров ширина! (Сатурн) В ращается не так, как все, Огромный газовый гигант, Имеет голубой лишь цвет Что придаёт ей газ метан! (Уран) На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма —
Длится 40 лет зима. (Нептун)
Учитель предлагает составить наш домашний адрес во Вселенной. А Вселенная – это бесконечное пространство, в котором мы живём. (По одному из команды выходят к доске и выстраивают карточки по «адресу», подобрав правильный ответ).
Город – Солнечная система
Физкультминутка будет необычная – «космический релакс». Вы немного отдохнёте, послушав приятную музыку и представив себя исследователем космического пространства ( видеоролик под музыку).
Космические исследователи должны владеть не только определёнными знаниями, но и уметь быстро мыслить, рассуждать, принимать решения и решать космические задачи. Каждому экипажу предлагается 2 задания. Время ограничено – 3 минуты.
1.Расшифруй космическую информацию, отгадав криптограмму, и ответь на вопрос: кто первые земные живые организмы, оказавшиеся в космосе?
Источник
Урок-игра «Большое космическое путешествие» 5 класс
материал по природоведению (5 класс) по теме
Урок-игра «Большое космическое путешествие» в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме «Вселенная» в курсе Природоведения в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass.docx | 24.66 КБ |
bolshoe_kosmicheskoe_puteshestvie.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Большое космическое путешествие
Обобщение по теме «Вселенная»
Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация (в программе PowerPoint), Конверты с маршрутами полета, с заданиями для команд, цветные карандаши
Цель урока: В форме познавательной игры закрепить и обобщить знания по теме «Вселенная»
- Обучающая: Закрепить знания учащихся о строении Вселенной, о составе Солнечной системы , звездах и других небесных телах.
- Развивающая: Формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий, формировать умение логически мыслить, анализировать и делать выводы.
- Воспитательная: Развивать чувство коллективизма, учить взаимопомощи, умению работать в команде.
Подготовительный этап: сформировать 2 команды, каждой выбрать капитана, придумать название команд.
(Звучит космическая музыка, команды занимают места в «космических кораблях»)
Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня наши команды превращаются в космические экипажи. И мы отправляемся в Большое космическое путешествие по нашей Вселенной (Слайд №1).
Представляется экипаж космического корабля «Отважный»:
1. Командир корабля ___________________________
2. Бортинженер ______________
4. Ученый __________________
5. Исследователь ____________
Представляется экипаж космического корабля «Решительный»:
1. Командир корабля ___________________________
2. Бортинженер ______________
4. Ученый __________________
5. Исследователь ____________
Ведущий: На протяжении всего полета за работой космических экипажей будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и Генеральный Адмирал космических дорог , который даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий.
Адмирал : Во время игры очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.
Из Центра управления полетами поступило указание набрать команду сильных, храбрых, дружных ребят в звездный десант!
Молодцы! И все-таки экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.
Блиц-опрос команд: «Космические загадки» (Приложение 1.)
(Команды по-очереди отгадывают загадки на космическую тему. За правильный ответ даются жетоны).
Адмирал : Космическим экипажам занять свои места на кораблях! (Слайд №2).
— Экипажи, к старту готовы?
Адмирал: Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1. ПУСК (слайд №3).
Ведущий: Космические корабли вышли на заданную траекторию. Самочувствие юных космонавтов хорошее. Экипажи на связи: вы летите со скоростью 11 000 км/ч. Земля провожает своих питомцев и желает им скорейшего возвращения домой.
Я — Земля! Я своих провожаю питомцев!
Сыновей! Дочерей!
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей!
Адмирал: Первое космическая остановка на вашем пути – Луна.
Чтобы продолжить путешествие, Исследователи должны выполнить следующее задание: проложить дорожку до Луны и по ней добраться до базы, где экипажи получат маршруты Большого космического путешествия.
( Ребята выполняют задание №1).
Чтобы нам всем вместе лучше запомнить расположение планет в Солнечной системе, давайте выучим «Астрономическую считалку» (Слайд №5)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Не планета вовсе он…
Адмирал: Космические экипажи путешествуют по просторам Солнечной системы и приближаются к ее окраинам. Приглашаются Ученые-космобиологи. Им необходимо составить отчет о жителях планет солнечной системы.
(Ребята выполняют задание №2 ). (Слайд №7)
Адмирал: Покидая Солнечную систему, мы попадаем в межгалактическое пространство и перед нами открывается великолепие Вселенной. Наш путь лежит к незнакомому созвездию. Определить это созвездие и нанести его на звездную карту приглашаются Командиры экипажей. (Слайд №8)
(Ребята выполняют задание №3).
Адмирал: Внимание, экипажи! В Центр управления полетами поступил сигнал тревоги. Вас ожидает встреча с космическими пиратами. Будьте осторожны! На планете «Х» космическими пиратами были похищены сокровища. Задача команд — найти сокровища. За пиратами тщательно следили и перехватили шифровку. Вы должны расшифровать запись и найти сокровища. Нами перехвачена шифровка, направляем ее вам. (Слайд №10)
К работе приступают Переводчики. Их задача – прочитать, что написано в послании.
(Ребята выполняют задание Шифровка ).
Адмирал: Наше путешествие по исследованию космичесго пространства заканчивается и пора брать курс на родную Землю. Много нового и интересного встретилось вам на пути. Сейчас предстоит провести космический парад и задание получают Бортинженеры . Их задача: представить инопланетные корабли, которые вы увидели во время путешествия.
(Ребята выполняют задание №4 ).
Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Ведущий: Вот мы и на Земле! Всем спасибо за удачное путешествие. Желаю вам новых побед! (Слайд №13)
Подводятся итоги. Награждаются победители.
Источник