урок по теме:»Япония- страна восходящего солнца»
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме
География 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_7.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Япония-страна восходящего солнца»
Цели и задачи урока:
- Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях;
- Продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации;
- Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;
- Развивать у учащихся познавательный интерес;
- Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.
Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, “Строение земной коры”, климатические карты, “Плотность населения и народы”, компьютер, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии, изделия Японии, интерактивная карта, компьютер
Учащимся было дано опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о традициях Японии.
Учитель (на фоне тихо звучащей японской мелодии) :
Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. Страна, с которой мы сегодня познакомимся, расположена на четырёх крупных и почти четырёх тысячах мелких островов. Эту страну можно назвать также и страной гор. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. И даже находясь посреди самой большой равнины, их всегда можно увидеть на горизонте. Здесь начинается новый день на планете, солнце поднимается из-за моря, поэтому называют её Страной восходящего солнца. Красный солнечный круг на флаге и круглая хризантема на государственном гербе также символизируют восходящее солнце. О какой стране идёт речь?
Итак, тема нашего урока: “Япония-страна восходящего солнца”.слайд 1
Сегодня мы познакомимся с Японией, изучим её географическое положение, особенности природы, население, хозяйство, узнаем о некоторых традициях и обычаях японцев.
Географическое положение страны. слайд 2-4
Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.
Давайте совершим путешествие вокруг Японии. Учащиеся работают с физической картой Евразии.
Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица — Токио.
– Определите по карте, какой остров самый большой? – Какими морями и океанами омывается Япония? ( На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем). – С какими государствами граничит Япония? (Н а севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей ). – Сравните географическое положение Японии и Китая.
В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…
Работа с контурной картой
Задание. На контурной карте укажите:
- Названия островов;
- Столицу Японии;
- Моря;
- Проливы;
- Течения.
Особенности природы слайд 5-9
Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островками, покрытые лесом горы, которые занимают ? её площади. Низменные равнины расположены вдоль побережий. Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте. Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м. Каждый житель и каждый гость Японских островов стремится совершить восхождение на Фудзияму. Пеший подъём продолжается с трёх часов дня до трёх часов ночи, и поднявшиеся на вершину люди восхищаются удивительно красивым зрелищем – восходом солнца над Страной восходящего солнца.
Работа с картой “Строение земной коры”
Учащиеся определяют, что граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов, следовательно, для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов. На востоке от Японских островов находится глубоководный желоб.
На Японских островах ежегодно бывает около 1,5 тысяч землетрясений, насчитывается более 150 вулканов, около 40 из них – действующие. С давних времён жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Поэтому конструкция традиционного японского дома отличается простотой и лёгкостью. Так, до сих пор жилищем крестьян и рыбаков на острове Рюкю служат когда-то широко распространённые по всей стране прямоугольные хижины, напоминающие игрушечные домики, крытые соломой, листьями саговой пальмы, камышом, черепицей. Три стены дома из деревянных каркасов, заплетённых бамбуком, делаются постоянными. Четвёртая стена открыта и задвигается при необходимости рамой, оклеенной провощенной белой рисовой бумагой. Такие же рамы внутри дома создают возможность отгораживать комнаты, меняя в них по желанию планировку. В таком доме нет ни окон ни дверей – в каждой комнате три стены из четырёх можно раздвинуть или вовсе снять. При подземных толчках деревянный каркас дома ходит ходуном, но оказывается прочнее кирпичных стен. Если же крыша всё-таки обрушится, то дом без труда можно собрать заново. Мебели в доме почти нет, а та, которая есть, должна находиться ниже головы сидящего человека. Высотные здания в городах имеют особую конструкцию и способны выдержать 9-балльные землетрясения. Ежегодно здесь фиксируется до 1,5 тысяч землетрясений, в среднем по четыре толчка в день. Японцы образно говорят, что живут, словно на вздрагивающей спине дракона, которую он выставил из пучины океана. Вулканические извержения и подземные толчки для японцев стали такими же привычными и неизбежными, как летняя жара и зимний холод.
Работа с климатическими картами
Учащиеся работают с климатическими картами. Здесь можно провести игру-минутку “Волшебная шляпа”. Учащийся, желающий быть волшебником, выходит к карте и надевает “волшебную шляпу”. Другой учащийся даёт характеристику климата Японии, куда бы он хотел попасть.
Ученик. Я хочу попасть в такой климат, где средняя температура января от 0 до -10?С, а средняя температура июля +16?С. Осадков должно выпадать 700 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на остров Хоккайдо, там как раз умеренный муссонный климат.
Ученик. Я хотел бы оказаться там, где средняя температура января +8?С, а средняя температура июля +24?С. Осадков должно выпадать 1200 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на южное побережье островов Кюсю и Сикоку, там субтропический муссонный климат.
Большая протяжённость Японских островов с севера на юг определяет различия в климате северных и южных островов. На острове Хоккайдо холодная зима, часты обильные снегопады, метели. Холодные воздушные массы иногда проникают на юг до острова Кюсю. Снег на Фудзияме лежит до середины августа. Летом с Тихого океана приходят тёплые и влажные ветры. Тёплое течение Куросио также смягчает климат Японии. Осадков выпадает много, в 2-3 раза больше, чем на соседних частях материка. В конце лета над островами часты тайфуны, прохождение которых сопровождается сильными ливнями и ураганными ветрами. Тайфуны вызывают наводнения на реках, порой губят посевы, принося жителям островов немалые убытки. В Японии много рек, но они короткие, с бурным течением, с порогами и водопадами, поэтому на них строят гидроэлектростанции и используют для орошения полей.
Задание. Сравните природные условия Японии и Китая.
Работа с картой “Плотность населения и народы” слайд 10
По карте “Плотность населения и народы” учащиеся определяют, что Япония – одна из наиболее плотно заселённых стран мира. Численность населения – 127,3 млн. человек, средняя плотность – 342 чел на 1км 2 . 99% жителей – японцы, на острове Хоккайдо живёт малочисленный народ – айны.
Задание. Проанализируйте данные карты и сделайте вывод о плотности и размещении населения Японии и Китая.
Культура Японии слайд 11-26
(125 млн. человек) —
- 9 Государственный язык — японский. Также распространено знание английского и китайского. Письменность — около 5000 иероглифов (кандзи).
9,4% японцы, а также корейцы, айны и некоторые другие.
- Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский язык считается одним из самых сложных для изучения. Некоторые слова в русском языке были заимствованы из японского языка, например, цунами, суши, караоке, самурай
и т. д. Большинство японцев исповедуют буддизм (71,4 %) и синтоизм (83,9 %).
Китайские конфуцианство, дзен-буддизм и амидаизм также повлияли на японские верования и традиции. Христиане представляют собой религиозное меньшинство, всего 2 % населения.
Для страны характерен религиозный синкретизм, когда верующие исповедуют сразу несколько религий. Это приводит к смешению различных религиозных практик.
В Японии с конца I тысячелетия н. э. существует развитая литература. До наших дней сохраняются памятники живописи и архитектуры с начала II тысячелетия.
В XX веке японские аниме и манга завоевали признание в мировом масштабе.
В японской культуре чёрный цвет — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах.
Одним из ранних видов театра стал театр но («талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки («песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы.
Японская архитектура имеет столь же длинную историю как любая другая составляющая часть японской культуры. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.
Японская архитектура имеет столь же длинную историю как любая другая составляющая часть японской культуры. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.
В Японии можно встретить два типа одежды — традиционную — вафуку и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно — буквально переводится «одежда, наряд» — общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.
Японская кухня известна своим упором на сезонность питания, качество ингредиентов и подачу блюд. Основой японской кухни является рис. Японцы используют рис для приготовления самых разнообразных блюд, соусов и даже напитков. В последнее время японская кухня довольно популярна за пределами Японии, также вследствие её низкой калорийности она считается полезной для здоровья.
Формирование чайной церемонии (тяною) как одного из величайших явлений японской культуры возникла под влиянием эстетики и философии дзен-буддизма и стремилась противопоставить настроению безысходности поклонение rрасоте.
По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. Это, конечно, так, но в чайной церемонии заключено и нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил.
Работа с комплексной картой Евразии. Просмотр видеофильма о Японии
По комплексной карте и из видеофрагмента учащиеся определяют основные черты хозяйства страны. Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.
Задание. Составьте сравнительную характеристику Китая и Японии, заполнив таблицу:
Источник
Урок по теме «Япония – страна Восходящего солнца»
Разделы: География
Цели и задачи: познакомить учащихся с Японией, ее географическим положением, рельефом, населением, особенностями национальных обычаев и культуры; развивать интерес к изучению зарубежных стран, продолжить формирование географической картины мира.
Оборудование: Мультимедийная приставка, экран, компьютер, презентация PowerPoint.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно “Страна наоборот”. И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
О какой стране идет речь? (О Японии)
По ходу нашего путешествия фиксируйте новые понятия и данные о Японии в “Дневниках путешествия” (рабочих тетрадях).
Когда боги Идзанаги и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби, Идзанаги ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.
Древняя легенда о сотворении Японии приходит на память, если смотреть на эту страну из окошек самолета. Изогнутая гряда гористых островов и впрямь похожа на окаменевшие капли.
Ямато (“путь гор”) – древнее имя этой страны. Больше известна как Страна восходящего солнца. Именно под этим именем Япония дала о себе знать западному миру со страниц книги Марко Поло. Японцы называют ее Ниппон или Нихон.
Горные цепи тянутся через острова с севера на юг.
Высочайшая точка страны – гора Фудзияма (3776 м).
Без Фудзи- сан не поймешь Японию, не узнав Японию — не оценишь Фудзи-сан.
“Кто ни разу не взобрался на эту гору, тот дурак; но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак”.
Япония – страна архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и почти на 4 тыс. мелких островах в Тихом океане.
На востоке и юге омывается Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на севере – Охотским морем и проливом Лаперуза, на западе – Японским морем и Корейским проливом.
Япония – это древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев. Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды.
Япония входит в “большую восьмерку”, что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО. Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.
Площадь — 377688 км. Государственное устройство – конституционная монархия. Глава государства – император Акихито.
Население страны человек, язык – японский, религия – синтоизм, буддизм; средняя плотность 336 чел/км, но фактическая плотность выше; урбанизация 76%, этнические группы:
I тип воспроизводства.
Япония – нация здоровых людей с самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82года).
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старых, кимоно, национальные прически, особенности японской кухни, чайная церемония и др.
Кимоно – дословно “вещь, которую надевают”.
Покрой кимоно сложился XIV веков назад. Японка кимоно не шьёт, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур. Этому искусству учатся 10 лет.
Прически древней Японии отличались своей оригинальностью и сложностью (с высокими валиками и пучками). Для сохранения ярусной прически голову на ночь клали на специальные скамеечки с углублением для шеи. Благодаря этому прическа долгое время оставалась на весу, женщина была красива в течение 2 недель.
На праздник волосы украшали золотыми жгутами. Данные от природы черные волосы никогда не красили. Особенно трепетно за волосами ухаживали гейши.
Они убирали волосы в высокие прически, причем воротничок кимоно позволял оставлять открытой лебединую шею.
Волосы украшали при помощи цветов или шпилек, которые лежали крест – накрест и имели маленькие веры на концах. Это было отличительным знаком гейши.
Гейша – дословно “человек искусства”.
Гейша – это искусница развлекать мужчин, причем не только умением петь, танцевать, но и своей образованностью.
Всегда красавица, молодая, не старше 20 лет, изысканно одетая, в парике и гриме гейша воспринимается скорее как ожившая кукла, чем как живой человек.
Гейши самые образованные женщины Японии. Они, как правило, приглашаются, чтобы посостязаться с мужчинами в знании поэзии, исполнить церемонный танец.
Основа японской кухни — растительные продукты, овощи, рис, рыба. Рис едят палочками – хаси. Из овощей широко используется капуста, огурцы, репа, редис, соя. Очень много блюд готовят из даров моря.
Большинство японских блюд подается обязательно с различными острыми приправами.
В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь, издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок.
Когда впервые видишь внутренность японского дома, больше всего поражает полное отсутствие мебели.
Полы покрыты специальными циновками – татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель.
Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения хорошо вентилируются во время влажной жары. По вечерам или в пасмурную погоду единственной заменой солнечного обогрева еще недавно была лишь хибати – керамическая корчага с горстью тлеющего древесного угля, которую иностранцы прозвали “призрак очага”.
А вот квартал современных многоэтажных домов Токио.
Токио представляет собой самый большой в мире городской агломерат, со своим 26 миллионным населением (включая пригороды).
Пожалуй, нет другой такой крупной столицы, где жизнь была бы столь ослепительной, яростной и дорогой, по крайней мере для приезжих. Постороннему человеку этот город кажется урбанистическим кошмаром.
Небоскребы, возвышающиеся в беспорядке.
Громады зданий, состоящих из меблированных комнат, где целая семья занимает площадь, равную автомобильному гаражу.
Автомобильные заторы в хитросплетении улиц.
Ослепительные неоновые джунгли.
Природные ресурсы и их использование.
1. Страна бедна минеральными ресурсами.
2. Благоприятные агроклиматические ресурсы позволяют снимать два урожая в год.
3. Леса занимают 2/3 территории страны.
4. Порожистые и короткие реки – источник гидроэнергии и воды для орошения полей.
Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее не съедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают.
Весна не приносит на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью.
Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветра.
Вот и закончилось наше путешествие по этой удивительной стране. Давайте проверим насколько хорошо вы узнали о Японии.
Ответы (учащиеся меняются своими ответами, проверяют друг друга, фиксируя правильные ответы).
Источник