Земля и космос
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии 5 класс Земля и космос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_zemlya_i_kosmos.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Анна Александровна
Учитель географии ГБОУ школы №580
Приморского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
Тема урока : Земля и космос
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
УМК: Учебник: В.П. Дронов География. Землеведение. 5-6 класс. — М.: Дрофа, 2015.
Атлас: География 5 класс. — М.: Дрофа, 2016.
Цель урока: создать условия для изучения главных особенностей космоса
— образовательные — дать представление о космосе, рассмотреть вопросы об особенностях галактики Млечный путь, скорости света, навигационных созвездиях;
— воспитательные – формирование интереса к предмету, любознательности с целью расширения кругозора учащихся.
— развивающие — продолжить развитие умения анализировать, сравнивать. Формировать умения работы с картами, схемами, вырабатывать комплексный подход к природным явлениям и процессам Оборудование — раздаточный материал;
Методы обучения: — объяснительно иллюстративный; — частично-поисковый.
Индивидуальная, групповая, фронтальная
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
— устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
— проводить анализ учебного материала;
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи
УУД: личностные – Л , регулятивные- Р , познавательные- П , коммуникативные — К
Мотивация учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок,
Встали прямо, подтянулись.
И друг другу улыбнулись.
Добрый день, ребята. На доске (презентация) представлены загадки, я предлагаю вам их отгадать, чтобы узнать о чём мы с вами будем вести речь на нашем уроке.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. Слайд 1
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется. Слайд 2
(Цель – подготовить учащихся к формулировке темы урока)
Итак, тема нашего урока- Земля и Космос
Отвечают на загадки
Формулируют тему урока
Постановка учебной задачи
Исходя из темы урока поставьте цель. ( изучение особенностей космоса)
Чтобы наш урок прошёл интереснее я предлагаю вам отправиться в путешествие к планете знаний. То новое, что вы узнаете на уроке мы будем фиксировать в тетрадях. Чтобы в дальнейшем вы могли вернуться к изученному и вспомнить полученный материал.
(Цель – организовать учащихся на выделение и запись в тетрадях нового материала.)
Подготавливаются к записи нового, неизвестного материала.
Первичное усвоение новых знаний.
Люди на земле тысячи лет в ясные ночи видят над головой звёздное небо.
Какие приборы или аппараты необходимы для наблюдения и изучения звезд? (Телескопы, астралябии) Слайд 3-4
-Ребята, кто из вас когда-нибудь смотрел ночью на звёздное небо?
Какие ощущения оно у вас вызывало?
И это правильное ощущение, то, что мы видим лишь небольшая часть космоса и он безграничен. Как можно ещё его назвать? – Вселенная
Смотрим и зачитываем определение Вселенной
Вселенная это весь существующий мир.
Что входит в ее состав? Найдите и запишите в тетрадь.
Галактики, звезды, туманности, млечный путь.
(Цель – работа с учебником, поиск нужной информации)
Ребята, а кто знает как называется галактика, к которой принадлежит Земля?
Млечный путь Слайд 6
Зафиксируйте это название в своих тетрадях.
Как вы думаете, кто и где придумал такое название? ( в древней Греции)
Действительно многие название в космосе: созвездий, галактик придумали древние греки
Существует миф о млечном пути, в котором говориться что это будто-бы молоко.
Об этом мифе вы можете посмотреть и подготовить информацию к следующему уроку.
(Цель – направить учеников на исследование нового материала)
Что же собой представляет наша галактика обратимся к тесту учебника ( спиралевидная галактика, сбоку в форме диска )
Ребята а какие галактики ещё видно с Земли?
(Большое и Малое Магеллановы облака, Туманность Андромеды)
(Цель – самостоятельный поиск необходимой информации)
В космосе расстояния огромны! На Земле какими единицами измерения расстояний мы пользуемся? ( метр, километр )
А в космосе? (Световые года )
Что же это за единица измерения? ( такое расстояние проходит луч света за год)
Найдите в учебнике, чему равна скорость света ( 300 000 км/сек )
Зафиксируйте эту величину в тетрадях
Чтобы было понятно насколько это много посчитайте — окружность земного шара приблизительно 40 000 км, сколько раз успеет обогнуть землю солнечный луч за секунду? ( 7,5 раз )
(Цель – сформировать представление о скорости света)
А чему равен световой год нам расскажет Чернов Егор. Он получила ранее задание и произвел расчёты
300 000 км/сек умножила на 60 ( скорость света в минуту) ещё раз умножила на 60 ( скорость света в час ), умножила на 24
( скорость света в сутки ), умножила на 365 ( скорость света за год ). Получилось световой год равен приблизительно 9,5 триллионов километров!
Зафиксируйте эту величину в тетрадях.
(Цель – сформировать представление о световом году.)
Работа в парах с учебником. Запись в тетрадь
Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь
Отвечают на вопросы
Работа с учебником Рис 16. Находят ответы в тексте учебника стр 22-23
Отвечают на вопросы
Поиск информации в учебнике стр 23-24
Зачитывают информацию из учебника
Запись в тетрадях
300 000 : 40 000 = 7,5
Ученик рассказывает о произведённых расчётах
Запись в тетрадях
Первичное усвоение новых знаний.
Проблемно-диалоговый вопрос: Звездное небо восхищает. Самые яркие звёзды и созвездия ещё в древности получили собственные имена. Как человек использует знания о звездах?
Как называются самые яркие звёзды, которые используют для ориентирования? ( навигационные )
Чем пользуются люди в путешествиях для ориентирования? ( картами )
Так же существует карта звёздного неба, обратимся к атласам.
Почему на ней так же 2 полушария? ( Звёзды которые видят люди находясь в Южном или Северном полушарии Земли )
Мы с вами в каком полушарии живём? ( Северном )
Посмотрите на звёздную карту Северного полушария и скажите, какие созвездия вы уже видели на звёздном небе? ( Большая и Малая медведицы )
И они действительно являются самыми известными навигационными созвездиями северного полушария.
Какое созвездие в Южном полушарии является навигационным? (Южный крест) Найдите его в атласе.
Посмотрите на рис. 18 учебника и продемонстрируйте каким образом можно ориентироваться по созвездиям Большой и Малой Медведицам Слайд 7
( Находим на звёздном небе созвездие Большая медведица, мысленно отсчитываем от края «ковша» 7 его ширин — находим созвездие Малая медведица. Самая яркая звезда её ковша- Полярная. Если встать лицом к полярной звезде, то спереди будет находиться север, сзади- юг, справа- восток, слева- запад )
Источник
Разработка урока по географии Земля и космос
Разработка урока по теме: Земля и космос
Учитель: Калинина А.В.
УМК: География. Землеведение.5-6 кл./учебник/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.-6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2016.-283с.
Тип урока: комбинированный
Цель: сформировать представление о Земле как части Вселенной, её месте в нашей Галактике
Образовательные: познакомить с понятиями: Вселенная, галактика, навигационные звезды; определить место планеты Земля во Вселенной
Развивающие: развивать навыки ориентирования по звездам; продолжить формировать умение работать с учебником, анализировать, выделять главное, формулировать выводы, учить применять приобретенные умения и навыки на практике; формирование географической культуры ученика
Воспитательные: умение взаимодействовать в парах; осознание себя как части целостности природы
Личностные УУД: осознать необходимость знаний о Вселенной.
Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, задачи, проблемную ситуацию, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах
Познавательные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать полученную информацию о Вселенной
Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать общие способы работы в совместной (парной) деятельности под руководством учителя, обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя
Знать: определения: «Вселенная», «Галактика», «навигационные звезды», «световой год», названия галактик: Млечный Путь, Магеллановы Облака, туманность Андромеды, внешний вид нашей Галактики, об измерениях гигантских расстояний между звездами в световых годах.
Уметь: ориентироваться по навигационным звездам, использовать знания приемов ориентирования в нестандартных условиях.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Воспитание уважительного отношения к иному мнению; развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, умение высказывать суждения; умение работать с текстом, схемами, рисунками и использовать различные способы поиска (информационные тексты, атлас, мультимедийная презентация), обработки информации. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки.
Межпредметные связи: астрономия, экология
Основные понятия: Вселенная, галактика, навигационные звезды, Млечный путь, световой год
Основные и дополнительные ресурсы: учебник, атлас, мультимедиа, презентация (включающая карту звездного неба), распечатки заданий
Методы и формы обучения: Беседа, частично-поисковый метод; фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Технология развивающего обучения
Организационный момент (приветствие учащихся, проверка учащихся готовности к уроку)
Итоги контрольной работы по теме: Накопление знаний о Земле (обсуждение результатов)
Формулирование темы, цели и задач урока
Создание проблемной ситуации
Учитель: зачитывает две загадки:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
Там все знаки зодиака –
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном…
Ученики: формулируют тему и цель урока, совместно с учителем формулируют задачи и записывают их на доске.
Учитель: просит учеников открыть тетради, записать число и тему урока.
Ученики: открывают тетради, записывают число и тему урока.
Тема: Земля и космос
Изучение нового материала
Учитель: задает проблемный вопрос: Ребята, а какое звездное небо?
Работа с рисунком 17,страница 24, карта Звездного неба, атлас, страница 2.
Ученики: выдвигают свои предположения
Учитель: Ребята, опираясь на собственные знания и те, которые Вы получили, используя атлас и рисунок, Выскажите свои предположения:
-Что такое звездное небо?
-Что такое Вселенная?
— Что такое Галактика?
— Как называется Галактика, к которой принадлежит планета Земля?
— А можно ли посчитать количество звезд, которые входят в одно созвездие?
— А можно ли посчитать количество звезд, которое входит в нашу Галактику?
— Как измеряется расстояние между звездами?
— Что такое 1 световой год?
— На каком расстоянии от центра Галактики находится Земля?
— Какие 3 ближайшие галактики видно невооруженным глазом с Земли?
— Как использует человек знания о звездах?
— какие известные навигационные созвездия Вам известны?
Учитель: А теперь я попрошу Вас следующие выполнить задания.
Задание 1. Опираясь на материал учебника § 6 и карты Звездного неба (атлас, страница 2), заполните рабочие листы (приложение 1)
На данном этапе, для получения информации, ученик использует способ чтение со стопами и частично-поисковый метод.
Ученики: выполняют задания в рабочих листах
Обсуждение результатов (фронтальный опрос)
Учитель: Ребята, давайте внимательно посмотрим на рисунок 18, страница 24 и определим: Как правильно ориентироваться в местности по Полярной звезде?
Ученики: вспоминают части света, отвечают на вопрос, используя рисунок.
Задание 2 (по рядам): пользуясь картой Звездного неба, посчитайте, сколько звезд входит в созвездия: Большая и Малая Медведицы, Скорпион, Дева, Единорог, Южная рыба, Козерог.
Учитель: давайте сформулируем выводы по теме урока
Учимся подводить итог:
Наша галактика называется…
Мы живем на планете…
Ученики: пытаются сформулировать выводы, если возникают проблемы, учитель помогает им. Отвечают, что знали и что узнали нового на этом уроке
Учитель: А теперь оцените свое настроение и новые знания при помощи цветовых выражений смайликов.
Ученики: показывают смайлики
У Вас есть вопросы о Космосе, на которые сегодня Вы не получили ответы?
Ученики: отвечают, задают вопросы
Учитель: Мы найдем ответы на Ваши вопросы на следующих уроках
Учитель предлагает на выбор 2 творческих задания, где нужно использовать дополнительный материал. Задания необходимо выполнить на листах формата А4.
Задания: (Приложение 2)
Что такое астронавигация?
Какие еще галактики есть во Вселенной?
Ученики: записывают задания в дневники.
Пользуясь материалом учебника § 6 и атласом, страница 2, карта Звездного неба, заполните рабочие листы
Галактика, к которой принадлежит планета Земля-______________________________
Расстояние между звездами измеряется в _____________________________________
Расстояние от центра Галактики до Земли_____________________________________
Полный оборот вокруг центра Галактики Земля совершает за _____________ млн. лет
Названия галактик, которые видны с Земли невооруженным глазом________________
Самая яркая звезда Северного полушария _____________________________________
Созвездия Северного полушария_____________________________________________
Созвездие Южного плиса___________________________________________________
Источник