Меню

Урок по географии космос

Земля и космос
план-конспект урока по географии (5 класс)

Технологическая карта урока географии 5 класс Земля и космос

Скачать:

Вложение Размер
karta_uroka_zemlya_i_kosmos.docx 24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Анна Александровна

Учитель географии ГБОУ школы №580

Приморского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Тема урока : Земля и космос

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

УМК: Учебник: В.П. Дронов География. Землеведение. 5-6 класс. — М.: Дрофа, 2015.

Атлас: География 5 класс. — М.: Дрофа, 2016.

Цель урока: создать условия для изучения главных особенностей космоса

— образовательные — дать представление о космосе, рассмотреть вопросы об особенностях галактики Млечный путь, скорости света, навигационных созвездиях;

— воспитательные – формирование интереса к предмету, любознательности с целью расширения кругозора учащихся.

— развивающие — продолжить развитие умения анализировать, сравнивать. Формировать умения работы с картами, схемами, вырабатывать комплексный подход к природным явлениям и процессам Оборудование — раздаточный материал;

Методы обучения: — объяснительно иллюстративный; — частично-поисковый.

Индивидуальная, групповая, фронтальная

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

— устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи

УУД: личностные – Л , регулятивные- Р , познавательные- П , коммуникативные — К

Мотивация учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок,

Встали прямо, подтянулись.

И друг другу улыбнулись.

Добрый день, ребята. На доске (презентация) представлены загадки, я предлагаю вам их отгадать, чтобы узнать о чём мы с вами будем вести речь на нашем уроке.

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. Слайд 1

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется. Слайд 2

(Цель – подготовить учащихся к формулировке темы урока)

Итак, тема нашего урока- Земля и Космос

Отвечают на загадки

Формулируют тему урока

Постановка учебной задачи

Исходя из темы урока поставьте цель. ( изучение особенностей космоса)

Чтобы наш урок прошёл интереснее я предлагаю вам отправиться в путешествие к планете знаний. То новое, что вы узнаете на уроке мы будем фиксировать в тетрадях. Чтобы в дальнейшем вы могли вернуться к изученному и вспомнить полученный материал.

(Цель – организовать учащихся на выделение и запись в тетрадях нового материала.)

Подготавливаются к записи нового, неизвестного материала.

Первичное усвоение новых знаний.

Люди на земле тысячи лет в ясные ночи видят над головой звёздное небо.

Какие приборы или аппараты необходимы для наблюдения и изучения звезд? (Телескопы, астралябии) Слайд 3-4

-Ребята, кто из вас когда-нибудь смотрел ночью на звёздное небо?
Какие ощущения оно у вас вызывало?

И это правильное ощущение, то, что мы видим лишь небольшая часть космоса и он безграничен. Как можно ещё его назвать? – Вселенная

Смотрим и зачитываем определение Вселенной

Вселенная это весь существующий мир.

Что входит в ее состав? Найдите и запишите в тетрадь.

Галактики, звезды, туманности, млечный путь.

(Цель – работа с учебником, поиск нужной информации)

Ребята, а кто знает как называется галактика, к которой принадлежит Земля?

Млечный путь Слайд 6

Зафиксируйте это название в своих тетрадях.

Как вы думаете, кто и где придумал такое название? ( в древней Греции)

Действительно многие название в космосе: созвездий, галактик придумали древние греки

Существует миф о млечном пути, в котором говориться что это будто-бы молоко.

Об этом мифе вы можете посмотреть и подготовить информацию к следующему уроку.

(Цель – направить учеников на исследование нового материала)

Что же собой представляет наша галактика обратимся к тесту учебника ( спиралевидная галактика, сбоку в форме диска )

Ребята а какие галактики ещё видно с Земли?

(Большое и Малое Магеллановы облака, Туманность Андромеды)

(Цель – самостоятельный поиск необходимой информации)

В космосе расстояния огромны! На Земле какими единицами измерения расстояний мы пользуемся? ( метр, километр )

А в космосе? (Световые года )

Что же это за единица измерения? ( такое расстояние проходит луч света за год)

Найдите в учебнике, чему равна скорость света ( 300 000 км/сек )

Зафиксируйте эту величину в тетрадях

Чтобы было понятно насколько это много посчитайте — окружность земного шара приблизительно 40 000 км, сколько раз успеет обогнуть землю солнечный луч за секунду? ( 7,5 раз )

(Цель – сформировать представление о скорости света)

А чему равен световой год нам расскажет Чернов Егор. Он получила ранее задание и произвел расчёты

300 000 км/сек умножила на 60 ( скорость света в минуту) ещё раз умножила на 60 ( скорость света в час ), умножила на 24

( скорость света в сутки ), умножила на 365 ( скорость света за год ). Получилось световой год равен приблизительно 9,5 триллионов километров!

Зафиксируйте эту величину в тетрадях.

(Цель – сформировать представление о световом году.)

Работа в парах с учебником. Запись в тетрадь

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь

Отвечают на вопросы

Работа с учебником Рис 16. Находят ответы в тексте учебника стр 22-23

Отвечают на вопросы

Поиск информации в учебнике стр 23-24

Зачитывают информацию из учебника

Запись в тетрадях

300 000 : 40 000 = 7,5

Ученик рассказывает о произведённых расчётах

Запись в тетрадях

Первичное усвоение новых знаний.

Проблемно-диалоговый вопрос: Звездное небо восхищает. Самые яркие звёзды и созвездия ещё в древности получили собственные имена. Как человек использует знания о звездах?

Как называются самые яркие звёзды, которые используют для ориентирования? ( навигационные )

Чем пользуются люди в путешествиях для ориентирования? ( картами )

Так же существует карта звёздного неба, обратимся к атласам.

Почему на ней так же 2 полушария? ( Звёзды которые видят люди находясь в Южном или Северном полушарии Земли )

Мы с вами в каком полушарии живём? ( Северном )

Посмотрите на звёздную карту Северного полушария и скажите, какие созвездия вы уже видели на звёздном небе? ( Большая и Малая медведицы )

И они действительно являются самыми известными навигационными созвездиями северного полушария.

Какое созвездие в Южном полушарии является навигационным? (Южный крест) Найдите его в атласе.

Посмотрите на рис. 18 учебника и продемонстрируйте каким образом можно ориентироваться по созвездиям Большой и Малой Медведицам Слайд 7

( Находим на звёздном небе созвездие Большая медведица, мысленно отсчитываем от края «ковша» 7 его ширин — находим созвездие Малая медведица. Самая яркая звезда её ковша- Полярная. Если встать лицом к полярной звезде, то спереди будет находиться север, сзади- юг, справа- восток, слева- запад )

Источник

Разработка урока по географии Земля и космос

Разработка урока по теме: Земля и космос

Учитель: Калинина А.В.

УМК: География. Землеведение.5-6 кл./учебник/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.-6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2016.-283с.

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представление о Земле как части Вселенной, её месте в нашей Галактике

Образовательные: познакомить с понятиями: Вселенная, галактика, навигационные звезды; определить место планеты Земля во Вселенной

Развивающие: развивать навыки ориентирования по звездам; продолжить формировать умение работать с учебником, анализировать, выделять главное, формулировать выводы, учить применять приобретенные умения и навыки на практике; формирование географической культуры ученика

Воспитательные: умение взаимодействовать в парах; осознание себя как части целостности природы

Личностные УУД: осознать необходимость знаний о Вселенной.

Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, задачи, проблемную ситуацию, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах

Познавательные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать полученную информацию о Вселенной

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать общие способы работы в совместной (парной) деятельности под руководством учителя, обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя

Знать: определения: «Вселенная», «Галактика», «навигационные звезды», «световой год», названия галактик: Млечный Путь, Магеллановы Облака, туманность Андромеды, внешний вид нашей Галактики, об измерениях гигантских расстояний между звездами в световых годах.

Уметь: ориентироваться по навигационным звездам, использовать знания приемов ориентирования в нестандартных условиях.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Воспитание уважительного отношения к иному мнению; развитие умения слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, умение высказывать суждения; умение работать с текстом, схемами, рисунками и использовать различные способы поиска (информационные тексты, атлас, мультимедийная презентация), обработки информации. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки.

Межпредметные связи: астрономия, экология

Основные понятия: Вселенная, галактика, навигационные звезды, Млечный путь, световой год

Основные и дополнительные ресурсы: учебник, атлас, мультимедиа, презентация (включающая карту звездного неба), распечатки заданий

Методы и формы обучения: Беседа, частично-поисковый метод; фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Технология развивающего обучения

Организационный момент (приветствие учащихся, проверка учащихся готовности к уроку)

Итоги контрольной работы по теме: Накопление знаний о Земле (обсуждение результатов)

Формулирование темы, цели и задач урока

Создание проблемной ситуации

Учитель: зачитывает две загадки:

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Там все знаки зодиака –

Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью и днём,
Туда смотрит астроном…

Ученики: формулируют тему и цель урока, совместно с учителем формулируют задачи и записывают их на доске.

Учитель: просит учеников открыть тетради, записать число и тему урока.

Ученики: открывают тетради, записывают число и тему урока.

Тема: Земля и космос

Изучение нового материала

Учитель: задает проблемный вопрос: Ребята, а какое звездное небо?

Работа с рисунком 17,страница 24, карта Звездного неба, атлас, страница 2.

Ученики: выдвигают свои предположения

Учитель: Ребята, опираясь на собственные знания и те, которые Вы получили, используя атлас и рисунок, Выскажите свои предположения:

-Что такое звездное небо?

-Что такое Вселенная?

— Что такое Галактика?

— Как называется Галактика, к которой принадлежит планета Земля?

— А можно ли посчитать количество звезд, которые входят в одно созвездие?

— А можно ли посчитать количество звезд, которое входит в нашу Галактику?

— Как измеряется расстояние между звездами?

— Что такое 1 световой год?

— На каком расстоянии от центра Галактики находится Земля?

— Какие 3 ближайшие галактики видно невооруженным глазом с Земли?

— Как использует человек знания о звездах?

— какие известные навигационные созвездия Вам известны?

Учитель: А теперь я попрошу Вас следующие выполнить задания.

Задание 1. Опираясь на материал учебника § 6 и карты Звездного неба (атлас, страница 2), заполните рабочие листы (приложение 1)

На данном этапе, для получения информации, ученик использует способ чтение со стопами и частично-поисковый метод.

Ученики: выполняют задания в рабочих листах

Обсуждение результатов (фронтальный опрос)

Учитель: Ребята, давайте внимательно посмотрим на рисунок 18, страница 24 и определим: Как правильно ориентироваться в местности по Полярной звезде?

Ученики: вспоминают части света, отвечают на вопрос, используя рисунок.

Задание 2 (по рядам): пользуясь картой Звездного неба, посчитайте, сколько звезд входит в созвездия: Большая и Малая Медведицы, Скорпион, Дева, Единорог, Южная рыба, Козерог.

Учитель: давайте сформулируем выводы по теме урока

Учимся подводить итог:

Наша галактика называется…

Мы живем на планете…

Ученики: пытаются сформулировать выводы, если возникают проблемы, учитель помогает им. Отвечают, что знали и что узнали нового на этом уроке

Учитель: А теперь оцените свое настроение и новые знания при помощи цветовых выражений смайликов.

Ученики: показывают смайлики

У Вас есть вопросы о Космосе, на которые сегодня Вы не получили ответы?

Ученики: отвечают, задают вопросы

Учитель: Мы найдем ответы на Ваши вопросы на следующих уроках

Учитель предлагает на выбор 2 творческих задания, где нужно использовать дополнительный материал. Задания необходимо выполнить на листах формата А4.

Задания: (Приложение 2)

Что такое астронавигация?

Какие еще галактики есть во Вселенной?

Ученики: записывают задания в дневники.

Пользуясь материалом учебника § 6 и атласом, страница 2, карта Звездного неба, заполните рабочие листы

Галактика, к которой принадлежит планета Земля-______________________________

Расстояние между звездами измеряется в _____________________________________

Расстояние от центра Галактики до Земли_____________________________________

Полный оборот вокруг центра Галактики Земля совершает за _____________ млн. лет

Названия галактик, которые видны с Земли невооруженным глазом________________

Самая яркая звезда Северного полушария _____________________________________

Созвездия Северного полушария_____________________________________________

Созвездие Южного плиса___________________________________________________

Источник

Читайте также:  Мой кот просто космос
Adblock
detector