Меню

Урок по астрономии внутреннее строение солнца

Солнце. Внутреннее строение Солнца
план-конспект урока по астрономии (11 класс) на тему

Урок астрономии. (Технологическая карта)

Скачать:

Вложение Размер
shablon_uroka.docx 32.38 КБ
prilozhenie_1.docx 17.76 КБ
prilozhenie_3.pptx 165.82 КБ
prilozhenie_4.docx 14.03 КБ
prilozhenie_2.docx 198.19 КБ

Предварительный просмотр:

Название методической разработки: Урок по астрономии «Солнце, состав и внутреннее строение»

Автор разработки: Черанёва Алёна Игоревна

Солнце, состав и внутреннее строение

Астрономия (базовый уровень)

Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут

Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию; формировать компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формировать устойчивую учебно-познавательной мотивацию и интерес к учению.

Метапредметны е: осуществлять поиск решения задач, критически оценивать информацию, использовать модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений.

Предметные : воспроизводить физические сведения о Солнце, объяснять внутреннее строение Солнца и его атмосферы, объяснять изменение температуры от поверхности к центру, понимать причины образования пятен на Солнце, применять закон Стефана-Больцмана для нахождения температуры Солнца

Планируемые образовательные результаты

Знать /понимать : Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышка, про туберанцы. Закон Стефана –Больцмана.

-познавательные: поиск обобщенных способов решения задач; критическое оценивание информации; использование различных модельно-схематических средства для представления существенных связей и отношений.

— регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

— коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, планшет у каждого ученика.

  1. Рисунок «Солнце» (строение Солнца и его физические параметры)
  1. Коротенькое видео о Солнце. https://r2—sn-hxb54vo-n8me.googlevideo.com/videoplayback
  2. Приложение 3.

Организационная структура урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с большой пользой для вас.

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.

Сообщают об отсутствующих.

Поставить познавательную задачу.

Видеоролик «Коротенькое видео о Солнце»

Посмотрите маленький видеоролик и скажите, что мы сегодня будем изучать? И что бы вы хотели еще узнать об этом объекте.

Просматривают ролик. Отвечают на вопросы учителя. Ставят цель урока.

  1. Постановка учебной задачи (8 минут)

Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала), формирование мотивации учащихся.

Тест (приложение 1)

Начнем наш урок с того, что мы уже знаем про Солнце. Вспомним и ответим на вопросы теста.

Контролирует работу. Организует работу по взаимопроверке и оцениванию.

Выполняют взаимопроверку, оценивают полученные результаты сравнивая ответы с ключом. Оценивают работу друг друга. (Приложение 4)

  1. Открытие «новых знаний» (20 минут)

«Открытие» новых знаний, а именно знакомство с общими сведениями о солнце; с солнечой постоянной; закон Стефана –Больцмана, состав и строение Солнца, атмосфера Солнца. качественных и количественных задач.

ЭФУ , параграф 21 п.1-3,

Рисунок «Солнце» (строение Солнца и его физические параметры)

Дает задание: «У вас на столах опорный конспект( Приложение 2) с сокращениями и недостающими данными. Ваша задача в парах на полях ОК сделать расшиф-ровку аббревиатуры, дополнить ОК данными. И составить связный рассказ о Солнце . Через 10 минут заслушаем ваши работы.» Контролирует работу учащихся, консультирует. Организует выступление учеников и обсуждение их выступлений.

Организует оценивание учащимися своей работы в парах

Работают с ОК, и ЭФУ читают текст, рассматривают рисунки, Слайд-шоу просматривают видео ЭФУ , дополняют ОК. Учащиеся одной пары выступают через 10 минут. Остальные слушают, дополняют.

Оценивают качество своей работы.

  1. Закрепление новых знаний (13 минут)

Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений, и

самостоятельном применение при решении количественных задач.

Источник

Технологическая карта урока астрономии по теме: «Солнце: его состав и внутреннее строение»

Технологическая карта урока астрономии по теме: «Солнце: его состав и внутреннее строение» поможет учителю провести интересный урок высокий по плотности наполнения материалом.

Общая часть

Солнце: его состав и внутреннее строение

Используемый учебник

Астрономия. Базовый уровень.

Учебник /Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут – 5-е изд., пересмотр., – М: Дрофа, 2018. – 238 стр.

Планируемые образовательные результаты

Рбъяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звёзд; описывать процессы термоядерных реакций протон-протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосферы; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; характеризовать свойства солнечной короны; раскрывать способы обнаружения потока солнечных нейтрино; обосновывать значения открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики.

Использовать физические законы и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно полученных аналитических закономерностей для светимости Солнца, температуры его недр и атмосферы.

Высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения информации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитических выводов; проявлять заинтересованность в самостоятельном проведении наблюдении Солнца.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, телескоп школьный, учебник, таблица «Солнце»

Структура и внутреннее излучение Солнца

Солнце. Видимая поверхность звезды

Организационная структура урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Мотивирование на учебную деятельность

Создать условия, когда обучающийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

В процессе беседы учитель ограничивает те вопросы, которые будут рассматриваться на данном уроке: химический состав и строение Солнца, источник его энергии.

Участвуют в беседе.

Целеполагание, постановка проблемы

Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока.

Работают с учебником.

Поиск путей решения проблемы

Способствовать деятельность обучающихся по самостоятельному поиску путей решения проблемы.

  1. Данный вопрос приводит к результатам применения метода спектрального анализа.
  2. Наблюдение за Солнцем– нельзя смотреть без защиты глаз темным светофильтром (закопченное стекло, засвеченная пленка, а лучше затмение наблюдать через стекло масти электросварки).
    Нельзя наблюдать через телескоп даже со светофильтром, только проецировать изображение на экран.
    Что можно увидеть: пятна, факелы возле пятен на краю диска, протуберанцы, вспышки и так далее.

Структура и внутреннее излучение Солнца

В процессе решения задач используются законы физики и раскрываются ряд характеристик Солнца.

  1. Определите размер Солнца.
  2. Определите массу Солнца.
  3. Определите светимость.
  4. Определите температуру Солнца.
  5. Определите химический состав Солнца.

Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143

Солнце. Видимая поверхность звезды

Обучающиеся делятся на 5 групп (по числу задач)

Выполняют задания, которые сначала казались непосильными для решения:

  1. Задача 1*
  2. Задача 2*
  3. Задача 3*
  4. Задача 4*
  5. Задача 5*

Разобрать решённые задачи у доски

Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143

Помогает, советует, консультирует

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выявить качество усвоения материала.

  1. Перечислить правила, которыми необходимо руководствоваться при проведении наблюдения Солнца.
  2. Оценить, какая энергия выделилась, если бы Солнце целиком состояло из водорода, который превратился бы в результате термоядерной реакции в гелий.

Солнце. Видимая поверхность звезды

Выполняют задания по новой теме, используя самопроверку.

Обеспечить понимание содержания домашнего задания.

§21, упр 17, практическое задание. Используя приложение IX учебника «Указания к наблюдениям. Наблюдения Солнца», проведите собственные наблюдения Солнца (можно воспользоваться школьным телескопом с фильтром).

  1. Результаты первых наблюдений Солнца Галилеем.
  2. Устройство и принцип действия коронографа.

Задачи для подготовки к ЕГЭ по физике:

  1. Плотность фотосферы Солнца не превышает порядка 10-4 кг/м 3 , а число атомов преобладающего в фотосфере газа 1017 в каждом кубическом сантиметре. Сравните параметры фотосферы с плотностью и числом частиц, содержащихся в том же объёме воздуха при комнатной температуре и нормальном давлении.
  2. Сколько каменного угля сжигается для получения энергии, выделяющейся при превращении 1 г. водорода в гелий?

Учебник «Астрономия. 11 класс», стр. 129-143; приложение.

Разъясняет, предлагает задания на выбор

У обучающихся имеется возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями.

Подведение итогов, рефлексия

Дать оценку работы класса. Сделать совместные с учителем выводы:

  1. Солнце по своим физическим характеристикам является, с одной стороны, обычной звездой – лишь одной из звёзд во Вселенной, но, с другой стороны, она является исключительной и необыкновенной, так как её достаточно близкое расположение позволяет использовать множество методов для получения информации об удалённых звёздах.
  2. Солнце и звёзды – самоуправляемые термоядерные реакторы.
  3. Существующая современная модель строения Солнца позволяет объяснить наблюдаемые свойства звезды, а также высказать убеждённость в наличии влияния солнечной активности на Землю.

Благодарит учеников за урок

Обучающиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Задачи*:
1. Размер

ρʘ=16′

pʘ=8,8″

Rʘ= ρʘ/pʘ. R =(16.60″/8,8″).R≈109 R

Rʘ695000км = 109 R

Звезды бывают от 0,1Rʘ 2 .(Mʘ+ m)

Настраивает обучающихся на успешную работу.

Обучающиеся смотрят фильм и выдвигают предположение о теме урока, обсуждают её и формулируют.

Обсудить значимость темы. В результате выделяются следующие аспекты.

  1. Солнце – ближайшая звезда. Изученние её особенностей позволяет проанализировать особенности других звёзд.
  2. Солнце, являясь «центральным» телом Солнечной системы, определяет процессы, протекающие на планетах, их спутниках и других телах, все остальные системы испытывают их влияние.
  3. Солнце – естественная астрономическая лаборатория, в которой возможно наблюдать процессы, недоступные для получения в условиях Земли.
  4. Солнце, в отличие от планет и других тел Солнечной системы, является самосветящимся небесным телом, излучающим за счёт процессов, происходящих в его недрах. Вся энергия на Земле связана с преобразованием солнечной энергии, включая важнейшие биологические процессы.
  1. Акцентировать внимание обучающихся на методах получения информации о Солнце и его излучении. Среди методов отмечают: – визуальное наблюдение средствами наземных и космических обсерваторий; – спектральный анализ.
  2. Перед обучающимися сформулировать проблемный вопрос: есть ли поверхность у Солнца, ведь наблюдателю звезда представляется в виде небольшого диска диаметром около 0,50 .
  1. Планируют пути достижения намеченной цели. Осуществляют учебные действия по плану.
  2. Используя диаграммы химического состава Солнца, определяют, что в химическом составе светила преобладают лёгкие элементы, которые находятся в особом агрегатном состоянии – в состоянии плазмы. Химический состав Солнца различен на разных глубинах.
= а 3 отсюда Т 2 . Mʘ = а 3 Т.к. sk-2 M 2 . (M+m) а 3 Т 2 . M а 3 m 3 2 = 149,6 3 . 27,32 2 ≈ 2.10 30 кг 333000 M У других звезд обычно 0,06Mʘ 3 . Т 2 0,3844 3 . 365,25 2
Найдем плотность ρcрʘ= Mʘ = mʘ ≈1400 кг/м 3 , т.е. чуть больше плотности Н2О. Сравните с плотностью Земли, Юпитера.
Vʘ 4/3π Rʘ 3

3. Светимость (L)

В ходе измерений на Земле и с КА в течении нескольких лет установлено количество получаемого Землей тепла от Солнца и получено значение солнечной постоянной.

q=1367 Вт/м 2 =1367 Дж/м 2 с 1400 Вт/м 2 Тогда на радиусе орбиты Земли можно установить количество энергии, излучаемой Солнцем (т.е. светимость).

Lʘ=qʘ·Sсферы шара = qʘ·4πRорб⊕ 2 = 1367·4·3,1415·(149,6·10 9 ) 2 = 3,876·10 26 Вт/c.

По сравнению с другими звездами 1,3·10 –5 Lʘ 5 Lʘ

4. Температура (T) -определяют разными способами, основанными на открытых на Земле физических законах.

1. Способ: Из светимости Солнца выясним энергию, излучаемую единицей поверхности Солнца в единицу времени.

ε = Lʘ = Lʘ
Sʘ 4 π Rʘ 2

с другой стороны ε=δТ 4 Закон Степана-Больцмана

δ = 5,67·10 –8 Вт/(м 2 ·К 4 ) -коэффициент пропорциональности

тогда δТ 4 = Lʘ отсюда Т = 4√ Lʘ ≈6000 К – эффективная температура Солнца [вообще-то ≈ 5800 К]
4 π Rʘ2 4 π Rʘ

Закон установлен экспериментально Йозев Стефан ( 1879г, Австрия) и доказал теоретически Людвиг Больцман ( 1884г, Австрия). В данном случае Солнце считается абсолютно черным телом, т.е. идеальный накопитель излучения и излучатель (реально только≈).

2. Способ: Экспериментально определяют λmax соответствующую максиму излучаемой энергии.

Закон излучения открыл в 1896г Вильгельм Вин (1864-1928, Германия).

λ max·Т = b, где b = 0,2897·10 7 Å·К – постоянная Вина

Чем выше Т тем меньше λmax

Для Солнца λmax =4800Å 1Å=10 –10 М

это желтая линия , поэтому и Солнце желтое (т.к max излучения приходится на желтые лучи).

Если брать λ в см, то получим формулу

λmax = 0,29 отсюда Тʘ = 0,29 ≈6000К Температуры звезд обычно 2800К –5 см

Это на поверхности, а глубже температура больше. В таком состоянии вещество находится в газообразном состоянии, причем многие атомы ионизированы, т. е Солнце– раскаленный газовый (плазменный) шар.

5. Химический состав Когда-то считали что никогда не узнают из чего состоят звезды.

Еще И.Ньютон (Англия) в 1665 г открыл дисперсию (разложил свет в спектр).

– В 1814 г Йозеф Фраунгофер (Германия)– один из основателей спектроскопии открыл в спектре Солнца и зарисовал 580 темных линий, определил и описал длины волн 754 линий поглощения к 1817г (т.е спектр Солнца– непрерывный спектр пересечений темными линиями – фраунгоферовыми. В настоящее время в спектре зарегистрировано более 30000 линий, принадлежащих 72 химическим элементам).

– В 1859 г Густав Кирхгоф (Германия) и Роберт Бунзен (1899, Германия) открыли спектральный анализ (Кирхгоф создал модель абсолютно черного тела) «Газы поглощают те длины волн, которые излучают в нагретом состоянии»

По спектру на Солнце никаких неземных химических элементов нет. Самые распространенные на Солнце элементы – 70% водорода, и 28% – гелия.

Все звезды в основном состоят из Н и Не (это основные химические элементы Вселенной).

Источник

Читайте также:  Цетрин помогает ли от солнца
Adblock
detector