Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kladovaya_solntsa.docx | 878.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Особенности жанра.
- образовательные: научить раскрывать характеры героев посредством анализа их поступков; сформировать у учащихся собственное представление о творческом методе писателя М.М.Пришвина; выявить жанровые особенности сказки-были, закрепить знания литературоведческих понятий: антитеза, эпитет, олицетворение, звукопись;
- воспитательные: воспитывать в детях понимание того, что дружба, преданность, щедрость — важнейшие человеческие качества; формировать уважительное отношение к природе;
- развивающие: развивать умения смыслового чтения, навыки работы с содержащейся в художественном тексте информацией, умение анализировать текст, аргументировать свои суждения; развивать выразительную монологическую и диалогическую речь .
Личностные умения : формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; уважительное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе; осознание успешности собственной учебной деятельности; работа над культурой устной и письменной речи.
Межпредметные умения : уметь работать с текстовым материалом, смысловое чтение; уметь формулировать собственные мысли, обобщать и делать выводы.
Предметные умения : умение анализировать художественное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев; определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; формулирование собственного отношения к художественному произведению, его оценка; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение создавать устные монологические высказывания, вести диалог.
Тип урока — урок-размышление
Методы : беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа.
Оборудование : портрет М.М.Пришвина, рисунки учащихся, текст произведения, музыкальное сопровождение урока. На доске — эпиграф к уроку, высказывание Г.Х.Андерсена: «Нет сказки причудливее, чем сама жизнь».
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания .
— Мы снова в гостях у героев произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца», которое он назвал сказкой-былью. Мы уже знаем, что любовь друг к другу, огромное трудолюбие поддерживали Настю и Митрашу, так рано лишившихся родителей, в суровые, голодные военные годы.
Однако проникновенные авторские строки посвящены не только им. Обратимся к вашему домашнему заданию, а именно: изобразить важнейшего, по вашему мнению, героя повести. Посмотрите: на ваших рисунках изображены не только Настя и Митраша, но и собака Травка, ель и сосна, палестинка с клюквой. Почему даже этих персонажей повести вы считаете важными?
Учащиеся объясняют важность, по их мнению, того или иного персонажа.
— Оказывается, что героями этого произведения являются и люди, и животные, и даже деревья. Сама природа! А в каких произведениях героями становятся растения и животные?
-Вспомните определение сказки как жанра.
— Сказка — это жанр УНТ с фантастическим вымыслом. Сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.
-И если внимательно вчитываться в текст, всматриваться, вслушиваться в каждое слово, мы обнаружим много сказочных элементов, чудес . Какие чудеса происходят на страницах «Кладовой солнца»?
— Это разговоры, плач Ели и Сосны.
— Размышления Волка, Серого Помещика .
— Но всё ли в нашей истории невероятно, фантастично?
— Нет, здесь много реального, такого, что вполне могло произойти. Это и война, сделавшая детей сиротами, и история Антипыча и Травки, и поход детей за клюквой, и случай с Митрашей на болоте.
- Сообщение темы, цели урока.
— Действительно, всё описанное могло произойти на самом деле. Как же удивительно здесь сказка и быль переплетаются вместе! Не случайно Г.А.Андерсен говорил: Нет сказки причудливее, чем сама жизнь». (Обращение к эпиграфу урока, записанному на доске) Вот почему это произведение автор назвал сказкой-былью. А каковы особенности такого жанра? Это и станет предметом нашего изучения сегодня. Запишите в тетрадь тему урока.
-Трудно даже уловить, где заканчивается сказка и где начинается быль. Читая, мы словно оказываемся в сказочно-реальном мире. Отправимся же вместе с героями на палестинку за клюквой в поисках сказочного и реального.
Палестинка — что это такое?
— Это место на болоте, где растет много клюквы. Это место загадочное, потому что мало кто бывал здесь. А некоторые в поисках её тонули в болоте .
— Да, в походе за клюквой ребят ждали опасности и приключения. А ведь вспомните: сюжет многих русских сказок представлял собой трудный и опасный поход. За молодильными яблоками, за пером жар-птицы, за красавицей девицей. Сказочных героев тоже ожидало много опасностей в пути. И одна из трех дорог всегда вела к смерти…
Поход на палестинку сказочный или реальный?
— Вполне реальный. Митраша чуть не утонул в болоте, и его спасение тоже реально: на помощь ему приходит не волшебная сила, а обыкновенная собака.
- Предтекстовый этап смыслового чтения
— Да, беда, в которой оказался Митраша, понятна читателю и объяснима. Но не каждый, а только внимательный читатель понимает, что и Настенька, спокойно, без труда дошедшая до палестинки, тоже попала в беду. Что за беда с ней приключилась и кто ей помог? — На эти вопросы мы обязательно ответим, перечитав несколько эпизодов повести.
- Чтение текста. Отрывок IX главы
«На самой середине палестинки не было клюквы. Тут выдался холмистой куртинкой частый осинник, и в нем стоял рогатый великан лось. Посмотреть на него с одной стороны — покажется, он похож на быка, посмотреть с другой — лошадь и лошадь: и стройное тело, и стройные ноги, сухие, и мурло с тонкими ноздрями. Но как выгнуто это мурло, какие глаза и какие рога! Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего — ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом сером осиннике. Но как же складывается из осинника, если вот ясно видно, как толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву и на нежной осинке остается узкая белая полоска: что чудовище так кормится. Да почти и на всех осинках виднеются такие загрызы. Нет, не видение в болоте эта громадина. Но как понять, что на осиновой корочке и лепестках болотного трилистника может вырасти такое большое тело? Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.
Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзинку, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках.
Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни».
- Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап)
-Участники этого эпизода — Митраша и Лось. Давайте выпишем ключевые слова , которые помогают автору описать их.
Лось: «похож на быка», «лошадь», «мурло», «губы чудовища», «громадина».
Настенька: «мокрая». «грязная», «повадки зверей».
— Лось описывается автором как огромное животное, напоминающее быка. А как питается лось? Чем он поддерживает силу своего «большого тела»? Зачитайте из текста ответ.
— «…толстые губы чудовища пришлепнулись к дереву и на нежной осинке остается узкая белая полоска: что чудовище так кормится».
— Как относится к присутствию девочки лось и почему?
— Настя, мокрая и грязная, ползет, как змея. И лось даже не признает в ней человека, а потому смотрит на неё равнодушно.
— Почему так преображается Настя и почему не помнит в этот момент о брате?
— В этом виновата её жадность к ягоде. Ползком она собирает клюкву и даже не замечает лося. Из-за «кислой ягоды» она и о брате забыла.
— Да, жадность — страшный порок. Это замечает и автор: «…как понять, что на осиновой корочке и лепестках болотного трилистника может вырасти такое большое тело? Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?»
— Какой художественный прием использовал в этом отрывке автор?
— Антитезу. Автор противопоставляет большое тело лося и ничтожно малую его пищу («корочке и лепестках»); «могущество» человека и странную жадность к «кислой ягоде», противопоставляет девочку и дикого зверя.
— Да, автор благодаря антитезе подчеркивает, насколько ничтожным оказывается человек, когда его обуревает жадность .
Обратимся к следующему отрывку IX главы.
- Чтение текста. Отрывок IX главы (продолжение)
«А большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и всё кругом охлаждается. Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло. На него выползли из болот и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие чёрные мухи прилетели ночевать. Длинная клюквенная плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела чёрный тёплый пень и, сделав на самом верху несколько оборотов, спустилась по ту сторону. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве».
- Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап)
Что вы поняли из прочитанного отрывка? Какова его главная мысль? На эти вопросы вам поможет ответить сюжетная таблица. Заполните её, ответив на следующие вопросы.
Источник
Конспект урока по теме « «Кладовая солнца» Особенности композиции и жанра» Цель
Конспект урока по теме «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра».
Цель: — познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина;
— раскрыть особенности композиции и жанра произведения.
Вступительное слово учителя о М.М.Пришвине (Для рассказа о писателе, адресованного шестиклассникам, выберем факты, рассказывающие о становлении этого неповторимого художника слова. Не обязательно стремиться к тому, чтобы ученики запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шёл к раскрытию своего таланта.)
А) М.М.Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.
В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В.Ф.Оствальда.
В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
Б) Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в учебнике-хрестоматии (с.35). Она дополнит и обобщит уже известное учащимся о писателе.
В) Можно познакомить учащихся с отрывками из «Золотой розы» К.Г.Паустовского (глава «Михаил Пришвин»)
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, — для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе.
Книги Пришвина, говоря его же словами, — это «бесконечная радость постоянных открытий».
Язык Пришвина – язык народный.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.
Его обширные познания этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь.
2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».
Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны. А «ещё в 1940 году автор говорил о своём намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В.Д.Пришвиной).
3. Актуализация знаний учащихся.
Какое впечатление произвело на вас это произведение?
Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?
Слово учителя об особенностях композиции произведения.
А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.
Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.
Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я всё перешепну»).
Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев (« Мы жили в этом селе…», « Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).
С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.
Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает 2мысли» Травки и зайца. Для него шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями, сопереживать их бедам и радостям.
В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»
Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.
Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.
1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь ребятам — карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному материалу, учитель помогает обобщить ответы.
Вопросы для работы групп
Цель: выяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».
Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?
Чем начало произведения напоминает сказку?
Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
Что в «Кладовой солнца» является былью?
Обобщение результатов работы в группах:
Активное участие в судьбе детей принимают животные:
ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый помещик – враждебны детям4
собака Травка – представитель «доброй природы» — верно служит человеку
Есть зачин, как в народной сказке
Природные образы: сосна и ель, ёлочки-старушки, Лежачий камень
Волшебный камень – лежачий камень. На нём не написано: 2направо пойдёшь – коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам пропадёшь». Но именно во время отдыха на камне встаёт перед детьми проблема выбора пути.
Добро побеждает зло.
События имеют реальную основу: конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
Подробное описание жизни детей и их самих (главы 1,2)
«Сказка-быль» — это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.
Приготовить характеристику героев (1 вариант – Насти, 2 вариант – Митраши) по плану:
Источник