Урок литературы в 6 классе М.Пришвин «Кладовая солнца»
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Изучение сказки-были » Кладовая солнца» М. Пришвина. Образы главных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 6 классе | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя
Литературная разминка 1. В каком году была написана сказка-быль? 1945 2.Название болота, возле которого жили дети. (Блудово ) 3. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань) 4.По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка) 5. Кто такой Антипыч? (Лесник) 6.Кто спас от смерти мальчика на болоте? Собака Травка 7. Как в произведении называли волка? Серый помещик
Митраша и Настя Найдите в тексте портрет Насти. Прочитайте портрет Митраши.
Митраша и Настя С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. — Что называется портретом в литературном произведении? Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды .
Митраша и Настя — С помощью каких изобразительных средств созданы портреты героев? — Что такое эпитет? Образное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Митраша и Настя — Как автор относится к детям? Какие слова и выражения помогают нам увидеть авторское отношение к ребятам? «Они были очень милые…» «…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…» «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…» «И какие это были умненькие детишки !» «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
Митраша и Настя Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей. «Точно так же, как и покойная мать…» «Митраша выучился у отца…» «Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…» «- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
Митраша и Настя — Как же дети ведут себя в лесу? « Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…» « Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца». «Неподвижные сидели на камне».
Блудово болото — Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик? — Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе?
1 Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»? Исследование 3 . Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих? 2 . Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач». Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
4 группа. Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один? Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» — гл.8) Исследование 5 группа . Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти?
ИТОГ УРОКА Что называется портретом литературного героя? Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать портрет? (приведите примеры)
Домашняя работа 1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью? 2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма проведения: деловая игра (6 класс).
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.
Урок с использованием технологии КРЧиП.
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство».
Предлагаемая разработка урока составленна по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство».
Основная идея сказки-были Михаила Пришвина в том, что природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие чело.
Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в.
Источник
урок литературы в 6 классе. Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
данный файл содержит максимально подробный план урока литературы по теме: «М.М.Пришвин. Кладовая солнца» в 6 классе по программе В.Я.Коровиной с определением целей урока,оборудованием,с конкретными домашними заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;
проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».
Задачи : обратить внимание на портретные характеристики героев;
показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;
раскрыть особенности жанра сказки-были.
Оборудование : мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).
1.Проверка домашнего задания
а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка ,а потом от имени Даши.
б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.
2.Слово учител я.М.М.Пришвин.
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг ,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.
С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».
Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.
Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».
Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События ,изложенные в сказке ,имеют реальную основу .В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши ,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события ,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны ,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.
3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».
Особенность сказки-были в том ,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес ,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.
Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.
1.Описание Насти и Митраши.
2.Отношение детей друг к другу.
3.Настя и Митраша собираются за клюквой.
4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.
5.Описание Блудова болота.
6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.
7.Антипыч и его собака Травка.
8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.
9.Митраша пришел в Слепую Елань.
10.Митраше грозит гибель в трясине.
4.Беседа с классом.
-Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства он вкладывает в слова «золотая курочка»,»мужичок в мешочке».
-Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?
-Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд , было особенно удивительным в их жизни?
-Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?
-Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание ,как ведет себя природа. Можно ли определить ,на чьей стороне автор?
-Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?
-Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих
-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?( Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)
Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным .Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.
Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе .Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.
Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну ,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу ,который создается природой: злой ветер рванул, деревья ,прокалывая друг друга ,зарычали ,завыли ,застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают ,чуя близкую добычу.
Автор все время напоминает ,что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила ,и человек должен уметь совладать с этой силой, 4подчинить себе могучую стихию.
1.Прочитать «Кладовую солнца» до конца и составить план к содержанию прочитанного.
2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.
3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)
Источник
Урок-мастерская по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Разработка урока-мастерской по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya._m.m.prishvin._kladovaya_solntsa.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская: Тема дружбы и согласия в сказке были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем; развивать речь учащихся, способность работать в группах; воспитывать интерес к творчеству писателя.
Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”.
1.Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками.
Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 2 студии
–Перед вами лежат конверты с заданиями. Открывать их пока не надо.
– Как вы думаете, с чего мы с вами должны начать работу?
2. Проверка домашнего задания.
— Где и когда происходит действие?
— Что в «Кладовой солнца» является сказочным, а что напоминает быль?
— Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?
3. Работа по теме урока.
Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Вот и сегодня мы продолжим работу с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца», и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты.
– Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?
. Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.
Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником.( Учебник, стр.61,68)
— Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.
Учитель. А теперь проведём небольшую читательскую игру.
1. Про кого сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
2. А как учителя называли между собой Митрашу?
3. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
4. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
5. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
6. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае отмечает наша страна каждый год?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?
Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Найдите первое задание и прочитайте его.
(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями)
(Пауза). Чтобы выполнить его, нам нужно ещё повторить художественные приёмы. Давайте ещё раз посмотрим на определения.
Эпитет. Метафора.
Гипербола. Сравнение.
Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).
Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…
Сравнение – как золотая курочка.
Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.
Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…
Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.
Хозяйственная: растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…
Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; поглаживает брата по затылку
Любит родителей: как и покойная мать…
1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.
Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…
Метафора – мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.
Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.
Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.
Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.
Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.
Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос
Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.
2. Студия исследовательская “Настя”. Задание 2.
Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (43–44) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 2.
Задание1. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок на стр. (47–48) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”.
– Подготовьтесь выразительно его прочитать.
Действующие лица: автор, Настя, Митраша.
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
Выступление студий.
Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.
– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.)
Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.
– Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). ( Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
– Почему дружные дети поссорились?
– Какие черты характера детей вы добавили к их литературным портретам?
Учитель. А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши.
Составление общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.
- Внешние сходства
- Внутренние
- Отношение жителей
- Отношение автора
Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.
Настя – уступчивая и благоразумная.
Митраша – строптивый (упрямый).
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)
Учитель . А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
Учитель . Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше, Дома попытаетесь создать общий синквейн о Насте и Митраше. Творческих вам успехов.
Выполнение задания не более трёх минут.
4. Рефлексия. Учитель. – Итак, подведём итоги наших исследований. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашей мастерской (читаем).
– Как вы поняли слова Пришвина?
– Как относится он к своим героям?
– А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.
– Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?
5. Комментирование оценок. Сегодня вы очень мне помогли, хорошо потрудились, поэтому я попрошу вашего учителя, чтобы он вам всем поставила 5.
6. Домашнее задание. Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Где в сказке-были начинается сказка?” (Запись в дневник.)
Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их.
«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в.
Тема урока «Заветы М.Пришвина». Место данного урока в системе уроков — итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы.
Урок-мастерская «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. »Цель: Создание коллективной творческой работы «Гимн Солнцу»Задачи:Показать воплощение образа Солнца в литературе, музыке, живописи.Фор.
Урок-мастерская: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Герои сказки-были. 6-й классОборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентац.
На данном уроке рассматриваются основные нравственные проблемы произведения: проблема чести и достоинства как центральная проблема произведения. Заканчивается урок-мастерская написанием миниэссе.
Итоговый урок по творчеству А.Т.Твардовского в 8 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению.
Источник
➤ Adblockdetector