Урок по естествознанию в 1 классе по обновленной программе «Земля и космос»
Все учащиеся смогут:
Объяснять, что изучает наука астрономия; описывать космическое пространство; называть небесные тела, созвездия
Большинство учащихся смогут:
Объяснить, как развивалась наука астрономия, какие древние астрологические рисунки оставили нам предки; смогут перечислить названия многих созвездий.
Некоторые учащиеся смогут:
Объяснить для чего нужна наука астрономия и как влияют звёзды на человека.
Просмотр содержимого документа
«Урок по естествознанию в 1 классе по обновленной программе «Земля и космос»»
КГУ «ОСШ №4» г. Жезказган
ФИО учителя Шишалова Ирина Анатольевна
Что такое космос?
Цели обучения на уроке
1.4.2.1 характеризовать астрономию как науку о космосе;
1.1.1.1 объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира
Объяснять, что изучает наука астрономия; описывать космическое пространство; называть небесные тела, созвездия
Большинство учащихся смогут:
Объяснить, как развивалась наука астрономия, какие древние астрологические рисунки оставили нам предки; смогут перечислить названия многих созвездий.
Некоторые учащиеся смогут:
Объяснить для чего нужна наука астрономия и как влияют звёзды на человека.
дают определение понятию «космос», «созвездие»;
определяют основные особенности астрономии;
называют предметы космоса.
Рассуждать о роли астрономии в изучении космоса.
Дать определение понятию «космос».
Перечислить космические тела.
Обсуждать, почему днём человек не видит множество звёзд.
Объяснять отличие звёзды от планеты, звезды от созвездия.
Записать названия Созвездий.
Ключевые слова и фразы:
Русск:Астрономия , космос, созвездие
Каз: Астрономия, ғарыш , созвездие
Англ :Astronomy, cosmos, constellation
Полезные выражения для диалогов и письма:
Космос – это пространство, у которого нет границ
Созвездия – это группы звёзд, из которых формируется узор, фигура.
Космические тела – это…
Вопросы для обсуждения:
Что же мы наблюдаем на небе ночью?
Что такое космическое пространство, и что в нём находится?
Всё ли человек может увидеть в ночном небе?
Можете ли вы сказать, почему …
Днём не видно множество звёзд?
Я хочу стать астрономом?
Развитие познавательной активности и творческого потенциала учащихся, умения сотрудничать с одноклассниками, уважать мнение другого, привитие навыка учиться в течении всей жизни.
Познание мира (Путешествие, жизнь кочевников), математика (кол-во планет Солнечной системы)
Навыки использования ИКТ
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ
Учащие знают названия звезды Солнце, название и форму нашей планеты Земля, название спутника Земли. Знают какими цветами можно изобразить космос на листе. Названия некоторых летательных аппаратов.
Запланированные этапы урока
Просмотр видеоролика «Земля в иллюминаторе» (отрывок)
— Вы просмотрели видео, что интересного вы запомнили?
— Что вас удивило при просмотре?
— Как бы вы назали увиденное одним словом? (космос)
Кто может сформулировать тему урока , исходя из увиденного?
— Какую цель мы должны себе поставить на урок?
Цель: Узнать, что такое космос . Какие есть небесные тела.
Подмостки: А вы знаете, как называется наука о космосе?
Значит, сегодня мы поговорим об этой науке.
«Земля в иллюминаторе»
Работа в парах (5 мин)
Ассоциации с темой космос. Ученики пишут понятия, рисуют предметы, которые по их мнению относятся к КОСМОСУ.
Стратегия Ф.О. «Мой круг» (2 мин)
Написав на листе понятие или нарисовав предмет, ученик кладет в коробочку маленький круг своего цвета (голубой или жёлтый). Затем подсчитываются круги, дети делают вывод, кто больше в паре назвал слова, связанных с темой урока.
Ф.О. (Учитель проходит и просматривает работы учащихся)
По одной паре с каждого ряда читают и проговаривают слова.
(2 мин) Вопрос: Почему ты считаешь, что данное слово относится к теме КОСМОС ? Докажи
— Мы знаем, что на земле есть много наук, которые изучают разные сферы жизни человека. Как вы считаете, есть ли наука, которая изучает космическое пространство?
— Кто знает, как она называется ?
Ребята, рассмотрите рисунки на стр. 50 – 51, какие понятия мы сегодня изучим? А знаете, как звучат эти слова на других языках?
Знакомство с названиями слов на 3 языках:
Русск:Астрономия , космос, созвездие
Каз: Астрономия, ғарыш , созвездие
Англ :Astronomy, cosmos, constellation
Физминутка (2 мин)
Над Землёю ночью поздней, только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды: рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина, тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине, покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней, если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят.
Работа по учебнику ( 4 мин)
Прочтите хором тему урока. Верно ли мы ее определили в начале урока?
Что мы сегодня узнаем? (Чтение учащимися статьи о космосе, астрономии на стр. 50)
Стратегия «Расскажи соседу» ( 2 мин)
Ученики рассказывают друг другу, кто что запомнил.
1 пара рассказывает всему классу.
Ф.О. Если формулировка точная, то ребята поднимают голубой круг, если не совсем точно, то жёлтый. Остальные дополняют отвечающих.
(далее краткая защита в 3 высказываниях)
Критерии: определяют основные особенности астрономии;
Группа работает над заданием по учебнику стр. 50
« Астрономия в древности»
2 рисунка ( Движение каравана и посев урожая)
— Как астрономия помогала людям в данных ситуациях?
Звёзды помогали определять направление движения, а также время посева и сбора урожая.
Работа для одарённых: Что означают некоторые знаки на древнем календаре?
Учитель подводит к итогу:
Кому помогали знания астрономии в древности?
Вывод: По этим знакам, люди знали, когда наступит тепло, когда холодно.
Учитель: Люди, которые разводили скот, назывались кочевниками, они переселялись с места на место в поисках пищи для скота. Ориентировались они по звёздам
Стратегия «3 высказывания»
Астрономия помогала __________
Астрономия помогала _____________
Знаки на древнем астрологическом календаре помогали ____________________________________
Тема «Космические тела»
Критерии: называют предметы космоса.
Задание: Составить модель космического пространства. подписать или назвать тела
Выполнить модель космоса ( аппликацию) из материалов , предложенных учителем.
Использовать учебник на стр 50
Итог: Перечислить и показать космические тела.
Задания для одаренных:
Чем отличаются звёзды от планет?
Исследование «Сравниваем свойства тел»: фонарик и мячик.
Какой предмет, даёт свет? (фонарик)
Какой предмет свет не даёт? (мячик)
Подмостки: звезда, как фонарик, значит.
Планета, как мячик, значит.
Группа 3: Заучивают правило
Критерии: определяют основные особенности астрономии;
Что изучает астрономия?
Какие еще явления в космосе вам известны?
Что изображено на рисунке?
Что означают стрелочки?
Какова роль Солнца в космосе?
На рисунке изображены
Земля и ______________.
Луна – это _____________.
Покажите движение спутника Луны относительно Земли
Как образовалось слово АСТРОНОМИЯ? Что изучает эта наука?
Ф. О Стратегия «Тихий опрос» (помощь учащимся, которым нужна помощь в беседе шепотом. )
Почему звёзды днём не видны:
Готовят сообщение подготовленные ребята
Солнце — это ближайшая к нам звезда и светит оно не ярче других небесных светил. Однако, именно потому, что Солнце расположено так близко к Земле, его свет затмевает свет звёзд, расположенных на значительном удалении. Точно также в дневное время не так заметен свет фонаря или включенной лампы.
Критерии: дают определение понятию «космос», «созвездие»;
Работает на стр 51.
Попробуйте создать из кругов созвездие «Большая медведица» и «Малая медвидица»
Расскажите, что такое созвездие? Чем оно отличается от звезды?
Кто придумывал название созвездиям?
Какие названия созвездий вы знаете или сегодня запомнили?
дают определение понятию «созвездие»
Задание для одарённых
Объясните по рисунку, как правильно найти Полярную звезду.
Сосчитайте количество звёзд в двух созвездиях, выстройте диаграмму.
Если разделить на картинке тела на группы, то сколько получится групп, дайте им название.
Почему вы так считаете?
Ф.О. верно ребята высчитали количество звёзд?
Словесная оценка учителя: Молодцы.
Презентации команд (8 мин)
Ф.О. Стратегия « Подари звезду»
Каждая группа должны отдать звезду команде, выступление, которой им больше было понятнее и они запомнили больше информации.
Самостоятельная работа (5 мин).
Критерии: знают понятия звёзды, планеты, кометы, астероиды, спутники и их названия.
Выполнить задание на стр 33.
Назвал(а) от 3 – 7 слов слов — 1б
Назвал(а) от 7 – 10 слов — 2 б
Назвал (а) более 10 слов – 3б
Ф.О. те учащиеся, которые получили 1- б, тему усвоили.
Те, учащиеся, которые получили 2-3б. Тему усвоили достаточно хорошо.
Те, кто не заработал балл, будут работать с учителем усиленно на последующих уроках по данной теме.
Лист А 4 на каждой парте
Круги диаметром 3 см жёлтого и голубого цвета по 15 штук на каждой парте.
Жёлтые и голубые круги
тёмно- синий лист, круги из стратегии «Мой круг», нитки шерстяные, цв. бумага , клей, ножницы, цв. карандаши.
Два мяча большой и малый
Тёмно-синий лист бумаги, жёлтые круги
Рабочая тетрадь стр 33
(звучит музыка группы Сталкер)
На доске вывешен плакат с изображением Солнечной системы.
Стратегия «Лечу к другим планетам»
Выдаются ребятам модели ракет.
Вопрос: Что является центром нашей Солнечной системы и почему вы так считаете?
— Давайте сосчитаем все планеты нашей С.с.
Если сравнить расстояние от Солнца до планет с вашими знаниями на сегодняшнем уроке, то на какой планете вы будете находится со своей ракетой. Чем больше знаний, тем дальше от Солнца и наоборот.
-Кто хочет продолжить предложение : « Я хочу стать астрономом, потому что. »
Кто запомнил названия слов на казахском и английском языках :
Астрономия , космос, созвездие
С изображением Солнечной системы»
Стикеры «Ракеты»
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Определение уровня имеющихся знаний при выполнении задания по составлению кластера. Поддержка учащихся с недостаточным объемом знаний в ходе групповой работы. В ходе урока будут использованы подмостки (помощь учителя), для ребят, которые будут нуждаться в ней.
В ходе урока предусмотрены вопросы высокого и низкого порядка. Задания предлагаются на знание, понимание, а также анализ. Способные учащиеся должны показать углубленные знания материала , сделать вывод о необходимости изучения науки астрономии, ответить для каких целей это необходимо человеку. Смогут объяснить по карте созвездий, как найти Полярную звезду, через исследовательскую работу. .
Через наблюдение за деятельностью учащихся при самостоятельной, парной и групповой работе
Стратегия Ф.О. «Мой круг»
Взаимооценивание. Если формулировка точная, то ребята поднимают голубой круг, если не совсем точная, то жёлтый.
Ф.О. Стратегия « Подари звезду»
Словесное оценивание учителем,
Самостоятельная работа поможет оценить знания учащихся по теме урока, составлены дескрипторы.
Все виды заданий соответствуют возрастным особенностям учащихся. Смена деятельности, движение во время работы в группе, проведение физминутки. Все виды работ направлены на здоровьесберегающее обучение. На уроке будет проведен точный инструктаж.
Источник
Конспект по естествознанию на тему «Что такое космос»1 класс
КСП по естествознанию в 1 классе
Школа: 93 имени В. Терешковой
ФИО учителя: Пернебаева А.
Класс: 1 «В» класс.
Что такое космос
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.4.2.1 характеризовать астрономию как науку о космосе;
характеризовать астрономию как науку о космосе;
объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира.
Учащиеся узнают, что такое космос, поймут, что астрономия — это наука, изучающая небесные тела и все процессы, происходящие с ними.
Поймут, что такое созвездия и почему они так названы. Для этого они будут изучать мифы, составлять собственную книгу о созвездиях.
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Познание мира. Образ жизни людей в древности. Кочевники.
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ
Учащиеся используют личный опыт для ответа на вопрос при наблюдении.
Запланированная деятельность на уроке
– Отгадайте, что это:
Выше леса, выше гор
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной:
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
– Вы читаете книгу за столом у яркой лампы. В комнате очень светло. Но стоит выйти на улицу, и свет в вашем окне покажется тусклым. Он станет одним из множества таких же огоньков в других окнах. Отойдете еще дальше, и свет яркой лампы из вашего окна станет вовсе неразличимым – он сольется с другими огнями в одно слабое сияние.
Звезды нам кажутся маленькими искрами только потому, что они очень-очень далеки. На самом деле они громадные и яркие – целые огненные шары. Они светят миллиарды лет.
Солнце – тоже огромная пылающая звезда. Оно похоже на другие звезды и выглядит гораздо ярче остальных просто потому, что на другие звезды мы смотрим издалека – как на окна очень далекого дома. А Солнце светит для нас, как лампа в комнате. Мы ведь живем «рядом» с Солнцем, можно сказать, у него «под боком».
– Чем дальше расстояние от вас, тем предметы кажутся меньше. Давайте проверим. Посмотрите на доску. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмотрите на доску. Сравните размер доски с вашим пальцем. (Палец больше доски, ведь он перед глазами, а доска – далеко.)
– Подойдите к окну и посмотрите на улицу. Все предметы на улице больше вашего пальца. Закройте один глаз и еще раз посмотрите на все предметы. Какие они?
– Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда. Свет от Солнца доходит до нас за 10 минут, а от самой ближайшей звезды луч света идёт 4 года.
– Для чего мы надеваем солнечные очки?
– Можно ли смотреть на Солнце? (Свет Солнца очень сильный, он портит зрение. Смотреть на Солнце – даже в темных очках – нельзя.)
– Кто видел звездное небо? Опишите ваше чувство.
– С давних времен люди наблюдали за небом. Земля казалась им неподвижной, расположенной в центре всего мира. Они считали, что Солнце служило лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представлялось людям твёрдой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.
– Зачем изучают небо? (Чтоб узнать, сколько звезд на небе, какие они, что происходит с ними, какие хранят тайны.)
– Что можно увидеть в небе? (Звезды, планеты, луну.)
– Что вам нравится на небе?
Что такое космос, с. 50—51. Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 31 «Космос», с. 33. Рабочий лист 32 «Созвездие», с. 34.
Учащиеся усвоят, что Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда.
Астрономия в древности. Разделите учащихся на небольшие группы, обратите их внимание на рисунки. Попросите предположить, зачем древним людям нужна была астрономия, что они замечали. После обсуждения выслушайте все варианты и запишите их на доске. В случае затруднений предложите вспомнить, какой образ жизни вели люди в древние времена, что делали, какими инструментами пользовались. Первоклассники смогут понять, что важными видами деятельности для людей того времени были земледелие, охота, рыболовство. Многие народы, в том числе и казахи, вели кочевой образ жизни. Поэтому они должны были уметь ориентироваться по звездам, предсказывать смену времен года, определять, когда можно сажать семена и собирать урожай. Также необходимо было уметь определять время, период разлива рек. Это можно было отследить по первым календарям.
Обратите внимание, что на одном из рисунков изображено, как люди кочевали. «Почему необходимо было кочевать?» (Чтобы менять пастбища, а также в связи со сменой времен года.)
Наблюдения. В процессе выполнения задания задайте учащимся вопросы:
– Что видно на небе? (Дуну, Солнце, звезды.)
– Одинаково ли выглядят звезды? (Есть яркие звезды, а есть тусклые.)
Можно продемонстрировать карту звездного неба и обратить внимание детей на то, что некоторые звезды располагаются близко друг к другу. Расскажите, что такие группы звезд называются созвездиями. Не все из них современные люди видят так, как в древности. Часть звезд исчезла, стала более тусклой. Поинтересуйтесь, какие из созвездий известны учащимся.
– Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Звезды мы видим почти одинаковыми. Но если посмотреть на них даже в бинокль, то это не так. Звезды разные: и по яркости, и по размерам.
Глядя ночью на звездное небо, люди давно заметили, что звезды расположены созвездиями. Им давали различные названия.
Исследуй. Разделите школьников на группы. Желательно, чтобы в каждой были учащиеся с разными способностями. Для работы будут необходимы цветная бумага, картон, листы белой бумаги формата А4, клей, цветные карандаши, книги с мифами о созвездиях. Для того чтобы помочь детям выполнить работу быстро, подготовьте шаблоны звездочек.
Ученики в группе смогут выбрать рисунки нескольких созвездий. Организуйте их работу таким образом, чтобы не было повторов в группах и каждая из них смогла представить отдельное созвездие.
Зачитайте мифы или отрывки из них о выбранных созвездиях. Это должны быть короткие тексты. В целях дифференциации предложите учащимся, которые хорошо читают, выполнить это самостоятельно.
Попросите первоклассников записать с помощью опорных слов найденную информацию. Организуйте распределение обязанностей в группах: часть учащихся сможет рисовать созвездие, другая часть — описывать созвездие несколькими словами или предложениями, остальные — красочно оформить обложку для книги, используя шаблоны. После выполнения задания каждая группа представит свою работу на всеобщее обсуждение.
В ходе исследования спросите:
– Почему было выбрано именно это созвездие?
– Чем оно интересно?
– Зачем нужны были созвездия? (Чтобы лучше ориентироваться в звездном небе.)
Представленная работа поможет развить умение
определять и понимать проблему. В ее процессе дети смогут узнать больше о созвездиях, понять, что астрономия изучает небесные тела.
– Как представляли небо в далекие времена? (В далекие времена считали, что Земля неподвижна и расположена в центре всего мира. Солнце служит лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представляли твердой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.)
– Какая наука изучает небо? (Астрономия.) – Астрономия – первая и старейшая из всех других наук. «Астрон» – в переводе с греческого звезда, «номос» – закон.
– Как называются ученые, которые изучают небесные тела?
– А сейчас закройте глаза и представьте все то, что я сейчас буду говорить.
… Лунная ночь. Сияет луна. Ее мягкий серебристый свет заливает землю, но не так ярко, как свет солнца. Далекие предметы еле видны в туманной дымке. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Луна постепенно спускается все ниже и наконец исчезает за горизонтом. Небо темнеет, и теперь видно гораздо больше звезд, они кажутся еще ярче. Быстро проходит ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится слабее. Небо светлеет, теперь звезд не видно совсем. У самого горизонта появляется край солнца. Начинается новый день.
Для более наглядного восприятия можно показать диафильм или фотографии с моментами захода солнца, звездное небо, луну, восход солнца.
– Что вам больше понравилось? Что вы представили?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
карта звездного неба;
рисунки наиболее известных созвездий. Интернет-ресурсы:
обучающий мультфильм о том, что изучает астрономия.
Учащиеся узнают, что такое космос, поймут, что астрономия — это наука, изучающая небесные тела и все процессы, происходящие с ними.
– Какие созвездия вы знаете? Покажите их на звездном небе.
– На что похоже созвездие Большой Медведицы? (Оно по форме напоминает ковш.)
Но если провести воображаемые линии через все звезды, то можно представить себе фигуру медведицы. По созвездию Большой Медведицы можно легко найти Полярную звезду. Если мысленно соединить правые крайние звезды этого «ковша» прямой линией и продолжить ее на пять таких же расстояний вверх, то эта линия закончится у яркой звезды в созвездии Малой Медведицы. Это и есть Полярная звезда. По Полярной звезде ночью можно определить стороны горизонта: если вы станете к Полярной звезде лицом, то впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад.
– Что такое звезды? (Это огромные раскаленные светящиеся шары.)
– Какая самая ближайшая к Земле звезда? (Солнце.)
– Почему днем не видно звезд? (Свет от Солнца очень яркий, он мешает видеть более слабый свет.)
– В каком классе вы будете учиться, когда свет от звезды Альфа Центавра дойдет до Земли? (В 6 классе.)
– Чем дальше от вас находится предмет, тем он … (Меньше.)
– Самые известные созвездия? (Большая и Малая Медведицы.)
– В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая м едведица.)
– На какой предмет похожи созвездия Большой и Малой Медведицы? (На ковш.)
– Рассмотрите карту звездного неба. Назовите созвездия, которые здесь изображены.
Ученики по одному выходят к доске и показывают созвездия.
– Что нельзя увидеть днем? (Звезды.)
– На что нельзя смотреть даже в солнечных очках? (На Солнце.)
– Почему звезды кажутся маленькими? (Потому что они находятся очень далеко от Земли.)
– Как выглядит большой предмет издалека? (Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше.)
– Перечислите созвездия, которые вы знаете.
– Сколько звезд в созвездиях Большой и Малой Медведицы? (По 7 штук.)
Звезды с огромной скоростью движутся в мировом пространстве – космосе. Но так как они удалены от нас на огромнейшие расстояния, то перемещения их почти незаметны, поэтому звезды кажутся нам неподвижными. Мир звезд очень разнообразен, и люди пока еще мало знают о них.
Учащиеся знают, что такое созвездия и почему они так названы. Для этого они будут изучать мифы, составлять собственную книгу о созвездиях.
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Собери созвездие. Учащиеся смогут найти буквы слова «планета» и соединить в указанной последовательности звезды. В результате выполнения задания получится изображение созвездия — ковша Большой Медведицы.
• Учащиеся представляют, что такое космос.
Путешествие в космос. Предложите школьникам представить, что они в космосе. Спросите: «Что вы видите вокруг?». Выполняя задание, они смогут нарисовать свое представление о космосе. Чтобы понять, насколько хорошо дети поняли тему урока, можно спросить: «Есть ли вокруг воздух? Могут ли летать шары?»
По тропинке кувырком
Скачет зайка босиком.
«Заинька, не беги –
Вот тебе сапоги,
Вот тебе поясок,
Не спеши в лесок,
Иди к нам в хоровод
Нашей песенки конец.
КСП по естествознанию в 1 классе
Школа: 93 имени В. Терешковой
ФИО учителя: Пернебаева А.
Класс: 1 «В» класс.
Что такое космос
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.4.2.1 характеризовать астрономию как науку о космосе;
Цели урока:
- характеризовать астрономию как науку о космосе;
- объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира.
- Учащиеся узнают, что такое космос, поймут, что астрономия — это наука, изучающая небесные тела и все процессы, происходящие с ними.
- Поймут, что такое созвездия и почему они так названы. Для этого они будут изучать мифы, составлять собственную книгу о созвездиях.
- карта звездного неба;
- рисунки наиболее известных созвездий. Интернет-ресурсы:
- видео об истории астрономии, например, https:// www.youtube.com/watch?v=X-OLzezbwmc;
- обучающий мультфильм о том, что изучает астрономия.
Критерии успеха
Привитие
ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные
связи
Познание мира. Образ жизни людей в древности. Кочевники.
Навыки
использования
ИКТ
На данном уроке учащиесяне используют ИКТ
Предваритель
ные знания
Учащиеся используют личный опыт для ответа на вопрос при наблюдении.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока
– Отгадайте, что это:
Выше леса, выше гор
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной:
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
– Вы читаете книгу за столом у яркой лампы. В комнате очень светло. Но стоит выйти на улицу, и свет в вашем окне покажется тусклым. Он станет одним из множества таких же огоньков в других окнах. Отойдете еще дальше, и свет яркой лампы из вашего окна станет вовсе неразличимым – он сольется с другими огнями в одно слабое сияние.
Звезды нам кажутся маленькими искрами только потому, что они очень-очень далеки. На самом деле они громадные и яркие – целые огненные шары. Они светят миллиарды лет.
Солнце – тоже огромная пылающая звезда. Оно похоже на другие звезды и выглядит гораздо ярче остальных просто потому, что на другие звезды мы смотрим издалека – как на окна очень далекого дома. А Солнце светит для нас, как лампа в комнате. Мы ведь живем «рядом» с Солнцем, можно сказать, у него «под боком».
– Чем дальше расстояние от вас, тем предметы кажутся меньше. Давайте проверим. Посмотрите на доску. Закройте один глаз, поднимите указательный палец на уровне второго глаза и посмотрите на доску. Сравните размер доски с вашим пальцем. (Палец больше доски, ведь он перед глазами, а доска – далеко.)
– Подойдите к окну и посмотрите на улицу. Все предметы на улице больше вашего пальца. Закройте один глаз и еще раз посмотрите на все предметы. Какие они?
– Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда. Свет от Солнца доходит до нас за 10 минут, а от самой ближайшей звезды луч света идёт 4 года.
– Для чего мы надеваем солнечные очки?
– Можно ли смотреть на Солнце? (Свет Солнца очень сильный, он портит зрение. Смотреть на Солнце – даже в темных очках – нельзя.)
– Кто видел звездное небо? Опишите ваше чувство.
– С давних времен люди наблюдали за небом. Земля казалась им неподвижной, расположенной в центре всего мира. Они считали, что Солнце служило лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представлялось людям твёрдой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.
– Зачем изучают небо? (Чтоб узнать, сколько звезд на небе, какие они, что происходит с ними, какие хранят тайны.)
– Что можно увидеть в небе? (Звезды, планеты, луну.)
– Что вам нравится на небе?
Учебник:
Что такое космос, с. 50—51. Рабочая тетрадь:
Рабочий лист 31 «Космос», с. 33. Рабочий лист 32 «Созвездие», с. 34.
Критерии успеха
Учащиеся усвоят, что Солнце для нас – самая близкая, самая главная звезда.
Середина урока
Астрономия в древности. Разделите учащихся на небольшие группы, обратите их внимание на рисунки. Попросите предположить, зачем древним людям нужна была астрономия, что они замечали. После обсуждения выслушайте все варианты и запишите их на доске. В случае затруднений предложите вспомнить, какой образ жизни вели люди в древние времена, что делали, какими инструментами пользовались. Первоклассники смогут понять, что важными видами деятельности для людей того времени были земледелие, охота, рыболовство. Многие народы, в том числе и казахи, вели кочевой образ жизни. Поэтому они должны были уметь ориентироваться по звездам, предсказывать смену времен года, определять, когда можно сажать семена и собирать урожай. Также необходимо было уметь определять время, период разлива рек. Это можно было отследить по первым календарям.
Обратите внимание, что на одном из рисунков изображено, как люди кочевали. «Почему необходимо было кочевать?» (Чтобы менять пастбища, а также в связи со сменой времен года.)
Наблюдения. В процессе выполнения задания задайте учащимся вопросы:
– Что видно на небе? (Дуну, Солнце, звезды.)
– Одинаково ли выглядят звезды? (Есть яркие звезды, а есть тусклые.)
Можно продемонстрировать карту звездного неба и обратить внимание детей на то, что некоторые звезды располагаются близко друг к другу. Расскажите, что такие группы звезд называются созвездиями. Не все из них современные люди видят так, как в древности. Часть звезд исчезла, стала более тусклой. Поинтересуйтесь, какие из созвездий известны учащимся.
– Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Звезды мы видим почти одинаковыми. Но если посмотреть на них даже в бинокль, то это не так. Звезды разные: и по яркости, и по размерам.
Глядя ночью на звездное небо, люди давно заметили, что звезды расположены созвездиями. Им давали различные названия.
Исследуй. Разделите школьников на группы. Желательно, чтобы в каждой были учащиеся с разными способностями. Для работы будут необходимы цветная бумага, картон, листы белой бумаги формата А4, клей, цветные карандаши, книги с мифами о созвездиях. Для того чтобы помочь детям выполнить работу быстро, подготовьте шаблоны звездочек.
Ученики в группе смогут выбрать рисунки нескольких созвездий. Организуйте их работу таким образом, чтобы не было повторов в группах и каждая из них смогла представить отдельное созвездие.
Зачитайте мифы или отрывки из них о выбранных созвездиях. Это должны быть короткие тексты. В целях дифференциации предложите учащимся, которые хорошо читают, выполнить это самостоятельно.
Попросите первоклассников записать с помощью опорных слов найденную информацию. Организуйте распределение обязанностей в группах: часть учащихся сможет рисовать созвездие, другая часть — описывать созвездие несколькими словами или предложениями, остальные — красочно оформить обложку для книги, используя шаблоны. После выполнения задания каждая группа представит свою работу на всеобщее обсуждение.
В ходе исследования спросите:
– Почему было выбрано именно это созвездие?
– Чем оно интересно?
– Зачем нужны были созвездия? (Чтобы лучше ориентироваться в звездном небе.)
Представленная работа поможет развить умение
определять и понимать проблему. В ее процессе дети смогут узнать больше о созвездиях, понять, что астрономия изучает небесные тела.
Знаешь ли ты?
– Как представляли небо в далекие времена? (В далекие времена считали, что Земля неподвижна и расположена в центре всего мира. Солнце служит лишь для того, чтобы согревать и освещать Землю, а Луна и звезды – для украшения неба. Небо представляли твердой крышей, а звезды – гвоздями, прикрепляющими эту крышу.)
– Какая наука изучает небо? (Астрономия.)– Астрономия – первая и старейшая из всех других наук. «Астрон» – в переводе с греческого звезда, «номос» – закон.
– Как называются ученые, которые изучают небесные тела?
– А сейчас закройте глаза и представьте все то, что я сейчас буду говорить.
…Лунная ночь. Сияет луна. Ее мягкий серебристый свет заливает землю, но не так ярко, как свет солнца. Далекие предметы еле видны в туманной дымке. Тысячи мерцающих звезд разбросаны по всему небу. Луна постепенно спускается все ниже и наконец исчезает за горизонтом. Небо темнеет, и теперь видно гораздо больше звезд, они кажутся еще ярче. Быстро проходит ночь. На востоке алеет заря. Сияние звезд становится слабее. Небо светлеет, теперь звезд не видно совсем. У самого горизонта появляется край солнца. Начинается новый день.
Для более наглядного восприятия можно показать диафильм или фотографии с моментами захода солнца, звездное небо, луну, восход солнца.
– Что вам больше понравилось? Что вы представили?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Источник
➤ Adblockdetector