Конспект урока по биологии 6 класс «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Предмет: | Биология |
Категория материала: | Конспекты |
Класс: | 6 класс |
Автор: | Горбачева Галина Анатольевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 39.39 Kb |
КГБС(К)ОУ «Завьяловская специальная (коррекционная)общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
Урок по географии 6 класса
Тема: «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне».
Выполнила: учитель биологии
Тема: Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формировать представление учащихся о Земле, Солнце, Луне.
- Формировать умения работать с наглядным материалом, умения объяснять географические явления, анализировать, делать выводы.
- Дать краткую характеристику Солнцу как звезде; Коррекционные:
- Развивать мышление на основе упражнения «Закончи предложение».
- Развивать зрительное восприятие и узнавание.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Формирование коммуникативных умений и навыков при работе в малой группе. Воспитательные:
- Воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов;
- Воспитывать самостоятельность. Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.
Методы: словесный, частично-поисковый.
Оборудование: презентация в редакторе «PowerPoint», компьютер, проектор.
- Организационный момент. Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.
- Настрой учащихся на работу, организация внимания;
- Проверка готовности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид). — Добрый день! Я рада видеть вас. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок, но прежде мы с вами проговорим заповеди:
Бойся обидеть человека;
Люби и прощай людей;
Говори обо всем честно,
Помни: учеба твой главный труд,
Живи и трудись на совесть.
Сегодня мы будем выполнять различные самостоятельные работы, находить термины в словаре учебника, будем учиться оценивать свою работу.
А вот для того чтобы заработали ваши органы, сделаем зарядку
1 упражнение «Великан» (для формирования осанки). Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего занятия.
- Этап актуализации знаний. Фаза вызова. Листок самоконтроля (после выполнения самостоятельных заданий учащиеся ставят себе оценку, и в конце урока подсчитывают баллы, выставляется оценка).
Игра «Помоги парашютисту приземлиться!»
Распредели на парашюте условные знаки по секторам. В помощь для выполнения задания можно воспользоваться «Атласом», страница 8-9.
По окончании работы ученики сами себя проверяют с помощью презентации.
Если справились с заданием правильно, то на своих листках пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибки пишут ПОВТОРИТЬ физическую карту России.
Для того чтобы вспомнить что мы изучали с вами на предыдущих уроках, и перейти к новой теме нам нужно пройти географический светофор. Верно — зелёный свет. Не верно – красный свет. Я зачитываю утверждения, если вы согласны с данным утверждением, поднимаем зеленый свет. Если не согласны поднимаете красный свет.
Утверждения: (слайд 3)
- План – это чертёж небольшого участка местности. (зелёный)
- Рисунок и план друг от друга не отличаются. (красный)
- Масштаб можно записывать цифрами. (зелёный)
- Условные знаки – это нарисованные знаки, похожие на изображаемый предмет. (зеленый)
- Карта – это увеличенное изображение земной поверхности. (красный)
- Зелёным цветом на карте изображают горы. (красный)
- Синим цветом на карте изображают моря. (зелёный)
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Сегодня ребята, мы с вами начинаем изучать новый раздел, который называется «Земной шар». А какая сегодня у нас будет тема урока, мы узнаем, отгадав загадки. Итак, начнем.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Большой подсолнух в небе
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце).
Украшал ночную синь
А прошла неделька только –
От него осталась долька. (Луна).
- О чем же на уроке пойдет речь?
- Правильно сегодня на уроке вы узнаете о Земле, Солнце, Луне. (запись в тетради числа и темы урока «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне»)
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Цель – сегодня на уроке мы должны познакомиться с Землёй, Солнцем, Луной, а также звездами. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос «Для чего нам нужно знать о Земле, Солнце, Луне». Но чтобы нам лучше усвоить материал, немного отдохнем.
Физминутка. (слайд 8)
Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз вперед смотри – это три
Руки в стороны развернули на четыре,
С силой их к плечам прижали – это пять
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
- Сообщение нового материала. Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
Материал излагается в виде чередований бесед и рассказа.
Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете можем ли мы без знаний о Земле, Солнце, Луне, звёздах совершить путешествие в космос?
Ученики: без знаний о Земле, Солнце, Луне, звёздах совершить путешествие в космос мы не можем.
Учитель: правильно, но для того чтобы все же совершить это путешествие мы и узнаем, что нас может ожидать в космическом путешествии.
Учитель: Как называется планета, на которой мы живём?
Ученик: Планета Земля.
Учитель: Сейчас каждый человек знает, что Земля – это огромный шар ( ученики записывают в тетрадь)
Учитель: В древности люди этого не знали и не могли объяснить многие явления природы. Постепенно они узнавали о Земле все больше и больше. Нашу Землю окружает космос – бесконечное пространство. Ребята давайте слово космос найдём в словаре учебник и запишем в рабочую тетрадь.
Ученик: Космос – бесконечное пространство, которое окружает землю.
Учитель: Кто мне прочитает, найдя в словаре, что такое атмосфера?
Учение: Атмосфера – слой воздуха, который окружает Землю.
Учитель: Если вы вечером посмотрите на небо, то, что можно увидеть на нём?
Ученик: На небе вечером можно увидеть звёзды.
Учитель: Звезды – это огромные раскалённые светящиеся шары. (ученики записывают в тетрадь) Звезды бывают разные по размеру (великаны, карлики), по цвету (белые, голубые, красные), и движутся они все очень быстро. ( записываем в тетрадь) Ближайшая к Земле звезда – это Солнце (ученики записывают в тетрадь). Солнце во много раз больше Земли. Земля вращается вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один год. Значит, за сколько дней осуществляется оборот Земли вокруг Солнца?
Ученик: Полный оборот Земли вокруг Солнца проходит за 365 дней.
Учитель: Что дает Земле Солнце?
Ученик: Солнце дает свет и тепло Земле.
Учитель: Вокруг Земли вращается Луна, её называют спутником Земли. На Луне нет воды и воздуха, там нет жизни.
Кроме Земли, вокруг Солнца движутся и другие планеты. Солнце + планеты = Солнечная система ( ученики записывают в тетрадь). Как называется наука, которая изучает Солнце, звезды и планеты? Прочитайте на странице 92 учебника 3 абзац и ответьте на этот вопрос.
Ученик: Наука, которая занимается изучением Солнца, звёзд, планет называется астрономия.
Учитель: Самые точные сведения о Земле, космосе ученые получают с помощью телескопов и спутников.
Таким образом, наша планета – Земля. Имеет форму шара. Вращается вокруг Солнца. Луна – спутник Земли, вращается вокруг Земли. Солнце + планеты = Солнечная система.
Учитель: А теперь ребята для того чтобы хорошо закрепить новый материал давайте проведём с вами комментированное чтение параграфа по цепочке. И после чтения текста выполним задания на карточках:
После выполнения задания ставим балл в листок самооценки.
Учитель: давайте вспомним тот вопрос, который мы задавали в начале урока и ответим на него.
Вопрос: Для чего нам нужно знать о Земле, Солнце, Луне.
Ответ: людям нужно знать о Земле, Солнце ,Луне для того чтобы:
- Заниматься скотоводством и земледелием;
- Знать когда наступят весна и лето, зима, осень;
- Какая будет осень;
- Много ли будет снега;
- Домашнее задание. Страница 91 – 93, составить рассказ «Путешествие в космос», используя слова: атмосфера, Солнце, Луна. Планеты, шар, космос, галактика, звезды.
- Закрепление полученных знаний. Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
Методы: разгадывание кроссворда.
Учитель: я буду зачитывать предложения, а вы должны будете узнать и найти с помощью учебника и тетради ответ.
- Наука, которая изучает Солнце, звезды и планеты.
- Холодное, остывшее небесное тело.
- Бесконечное пространство, которое окружает Землю.
- Чем является Луна по отношению к Земле.
- Самая большая звезда в космосе.
- Какую форму имеет Земля.
- Как называется спутник Земли.
Источник
Урок 6 класс география Тема урока: Значение Солнца для жизни на земле.
ГОУ «Урульгинская (специальная ) школа-интернат
Учитель биологии Малкова Н.А.
Урок 6 класс география
Тема урока: Значение Солнца для жизни на земле.
Цели и задачи: формировать у учащихся представление о Солнце, о роли и значении солнечного света и тепла для природы; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать любовь к природе и желание узнавать новое.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце»,
Мотивация учебной деятельности
Послушайте внимательно и угадайте о чем идет речь в загадке.
Ты весь мир наш освещаешь,
Ты тепло всем посылаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя … (Солнце)
— Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится?
— Какие слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?
— А что вы знаете о солнце
На уроке мы познакомимся с темой и Солнце. Почему бывает лето, осень, зима, весна. Узнаем, что такое Солнце, зачем нужно растениям, животным, людям, как оно греет в течение дня; продолжим познавать природу с помощью наблюдений
Солнце – огромная звезда в бесконечном космосе. Человеку тяжело даже представить, что такое Солнце на самом деле. В его середине температура достигает 15 миллионов градусов! Уже миллиарды лет Солнце постоянно выделяет энергия, которая доходи до Земли в виде света и тепла. Солнце освещает и обогревает все, что есть на нашей планете. Солнце — источник жизни на Земле. Если бы Солнце погасло, то через несколько недель на Земле не осталось бы никакой жизни. Только Солнце может нагревать все Землю и поддерживать на ней такую температуру, при которой вода и воздух не превращаются в ледяной панцирь. Именно благодаря солнечному теплу вода может испаряться из океанов, а потом выпадать на землю животворными дождями.
Только солнечный свет и тепло дают возможность роста для растений, которые обеспечивают нас пищей. Только свет Солнца способствует образованию кислорода и выделения его в воздух зелеными растениями. Кислород необходим для дыхания всех живой природы. Солнце – источник жизни на Земле.
Обо всем этом вы узнаете на следующих уроках, научитесь сами наблюдать за Солнцем.
А ученые-астрономы в разных странах с давних времен изучают его. Они делают это с помощью специальных приборов – гигантских телескопов, которые находятся высоко в горах, откуда лучше всего вести наблюдения.
Иногда наблюдения и съемки проводятся даже с аэростатов, ракет, космических станций, спутников каково же будущее нашего светила? Ученые доказали, что Солнце будет светить еще несколько миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле.
Теперь вам, наверное, понятно, почему у многих народов, в том числе и украинского, сохраняется традиции почитания Солнца.
— А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение. Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для людей.
Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живется!
И даже песенка в пути,
Само собой поется.
От нас за тучи – облака
Не уходи, не надо!
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады…
— Напрасно пущена молва,
Что солнце нас тревожит.
Лягушка изредка – ква – ква-
Погреться любит тоже…
— Какую пользу Солнце приносит животным?
Любят солнце тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее. И вообще солнечное тепло намного важнее животным чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись не могут.
— А для растений чем важно Солнце?
Солнечный свет и тепло, нужны не только животным, но и растения. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят.
Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.
— А как же Солнце влияет на человека?
Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного, света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении костей, зубов, ногтей. Витамин Д человек получает во время пребывания на солнце. Посмотрите на рисунок и скажите, что здесь неправильно.
Встаньте дети, улыбнитесь
И планете поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
Дружно к Солнцу потянитесь,
Влево, вправо наклонитесь
И юлою покрутитесь
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
Закрепление и осмысление знаний
— А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?
Закройте глаза и представьте эту встречу.
— Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее.
Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажите солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.
— Солнце рано встает, как это явление называется (восход)
— «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)
— Что значит «спать пойдет во сине море? » (закат)
Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»
«Я – цветок. Мне нужно солнышко…»
«Я – лягушка. Мне нужно солнышко…»
«Я – человек. Мне нужно солнышко… »
— Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответ детей)
— Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.
Благодаря солнцу происходит смена времен года. Мы знаем что у нас сейчас осень потом будет зима, после весны, наступит лето. Каждый день сменяется ночь. И это время мы называем сутки. Солнце днем у нас греет землю не одинаково, сильнее оно греет днем в полдень, слабее утром и вечером. Сейчас я вам предлагаю работу, распознать на черно- белых снимках разные времена года и объяснить свои выборы (дети определяют временя года и становятся группами)
На уроке труда мы вырезали лучики – ладошки. Сейчас каждый из вас возьмет лучик и скажет солнцу
— Спасибо за его дары.
— Спасибо за тепло.
— Спасибо за свет
— Спасибо за хорошее настроение
— Спасибо за жизнь
— Спасибо за радость
— Спасибо за энергию
— Спасибо за смену дня и ночи
— Спасибо за смену времен года
— Спасибо за лето
— Спасибо за жизнь т.д.
А солнце вас благодарит и дарит частичку себя. И хочет чтобы вы росли живыми и здоровыми.
Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— О чем хотели бы узнать еще?
2. Игра «Да или нет»
— Солнце – это планета? (нет)
— Солнце очень горячее? (да)
— Солнце — это звезда? (да)
— Солнце гораздо больше земли? (да)
— Солнце относится к объектам живой природы? (нет)
— Земля двигается вокруг Солнца? (да)
— Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)
Дом .зад . прочитать текст в учебнике .
Источник