…Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта Юпитер озаряет небеса, И в зеркале воды, до горизонта Столпом стеклянным светит полова. И не забыть мне этой ночи звездной,… И. А. Бунин
Тема: Планеты-гиганты.
Цель: Познакомиться с общей характеристикой планет-гигантов, их внутренние строением, атмосферой, спутниками планет и их кольцами.
Задачи: 1. Обучающая: Доказать, что Солнечная система – не случайное скопление различных небесных тел, а именно система, открытые закономерности строения которой свидетельствуют о том, что входящие в ее состав небесные тела образовались в результате естественного эволюционного процесса. Доказать на основе анализа природы планет обеих групп, что только на Земле сложились условия, подходящие для возникновения и развития жизни (соответствующий химический состав атмосферы и температурный режим, наличие воды). Ввести понятия: планеты-гиганты, кольца планет-гигантов. Заинтересовать учащихся наблюдениями Юпитера и его спутников (невооруженным глазом и в телескоп). Убедить учащихся в том, что изучение планет и их спутников в конечном счете позволяет лучше изучить Землю. 2. Воспитывающая: Способствовать формированию экологического мышления учащихся. Содействовать формированию таких мировоззренческих идей, как причинно-следственные связи (на примере условий, от которых зависят температурный режим и характер смены времен года на планетах), познаваемость мира и его закономерностей (на примере познаваемости закономерностей в Солнечной системе и исследования природы планет), обусловленность развития науки потребностями производства (на примере сравнительной планетологии). Эстетически воспитывать учащихся, знакомя их с красотой и стройностью Солнечной системы, разнообразием природы входящих в нее планет и спутников. Земля не просто одна из планет Солнечной системы, а уникальная планета – единственная в Солнечной системе, на которой возможны существование и развитие высших форм жизни, человечество обязано тщательно беречь от разрушения и уничтожения комплекс природных условий на нашей планете, образующий «экологическую нишу» разума в пределах Солнечной системы (сохранение земной природы – важная эстетико-экологическая проблема). 3. Развивающая: Формирование умения в большом материале выделить главное (основные особенности группы планет). Формирование умения анализировать материал, содержащийся в справочных таблицах, и на его основе формулировать логические выводы. Создавать эмоциональные ситуации, затрагивая вопросы, связанные с предположением о существовании жизни на других планетах. Для развития познавательных интересов и способностей учащихся акцентировать их внимание на общечеловеческих проблемах (недопустимость уничтожения человечества и природы Земли в результате термоядерной катастрофы, загрязнения атмосферы, воды и т.д.) и рассказать об эксперименте «Фобос». Для развития наиболее подготовленных учащихся предусмотреть рефераты, выступления с сообщениями и докладами о природе планет и достижениях в освоении космического пространства, самостоятельные наблюдения планет. Знать: 1-й уровень (стандарт) – физические условия на планетах гигантах. 2-й уровень — физические условия на планетах гигантах, возможность существования жизни. Уметь 1-й уровень (стандарт) –находить размер объекта на удалении и его видимость. 2-й уровень — находить размер объекта на удалении и его видимость. Находить с помощью «Red Shift 5.1» планеты и выявлять условия их видимости, находить противостояние планет и т.д. Оборудование: Таблицы: Солнечная система, планеты, Земля в космическом пространстве, Спутники планет. Д/ф «Планеты -гиганты», фотографии, диапозитивы. К/ф «Планетная система» (ч.2). В/ф «Астрономия», часть 2, фр.2 «Внешние планеты» ШАК. CD- «Red Shift 5.1» экскурсии = Планеты Солнечной системы (Полет над Солнечной системой, Сатурн и его кольца, Удивительные времена года на Уране, Луны Нептуна, спутники Юпитера, спутники Сатурна, Большой тур, Кассини, Юпитер без спутников, Удивительное затмение на Юпитере); лекции = «Внешние планеты Солнечной системы»; видеогалерея = Солнечная Система- Юпитер, Большое Красное пятно, кольца Сатурна, полёт около Миринды. Фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии». Межпредметные связи: природоведение (первоначальные сведения о природе планет), физическая география (природа Земли), физика (агрегатные состояния вещества, магнитное поле Земли), химия (состав атмосферы небесных тел), биология (происхождение жизни на Земле), обществоведение (познаваемость мира и его закономерностей, актуальность решения глобальных экологических проблем).
Группа планет, к которой относиться Земля. [Земная]
Отчего на планете зависят степень поглощения излучения, идущего от Солнца. [от плотности и химического состава атмосферы]
Чем на планете объясняется смена дня и ночи. [вращением вокруг оси]
Когда планеты способны удержать атмосферу? [Если Uнар>Uмол]
Средний радиус земли. [6371км]
Основные газы, входящие в состав атмосферы Земли. [N2, O2]
Самая маленькая планета земной группы. [Меркурий]
Виды рельефа на Луне, Венере, Меркурии. [горы, кратеры и моря]
Могут ли на Луне наблюдаться затмения. [да-солнечные]
Чем объясняется смена времени года на планете.[наклоном оси]
Планета земной группы, имеющая 2 естественных спутника. [Марс]
Какая из планет ближе всего подходит к Земле. [Венера=45млн.км.]
Граница освещенной и не освещенной части Луны. [терминатор]
Период повторения затмений. [сарос=18лет 10,3суток и 54года 34сут.]
Спутники Марса. [Фобос, Деймос]
II. Новый материал.
а) Общая характеристика планет-гигантов.
Большой размер и масса (max – Юпитер, min – Нептун, Уран).
Малая плотность (≈Н 2 О)[max – Нептун, min — Сатурн].
Быстрое вращение вокруг оси (10-15 часов)(экваториальные зоны вращаются быстрее полярных Ю большое сжатие планет).
Очень удалены от Солнца – поэтому на них низкая температура.
Большое число спутников.
У всех планет имеются кольца (предсказаны С.К. Всехсвятским в 1960г).
Планеты не имеют твердой поверхности.
У планет сильное магнитное поле Ю имеются мощные радиационные пояса.
Плотная Не — Н атмосфера.
б) Заслушиваются сообщения учащихся по отдельным планетам (3-4мин по каждой)
Закрепление материала(8 мин)
Самостоятельная работа №8
«Red Shift 5.1»: Найти одну из планет, дать характеристику и условия её видимости.
«Red Shift 5.1» показать и определить положение планет гигантов на сегодня относительно Солнца (удаленность, созвездие, координаты)
Чем общим характеризуются планеты гиганты?
Причины наличия колец у планет гигантов?
Причины большого числа спутников у планет гигантов?
На поверхности каких планет в Солнечной системе вода может находиться в жидком состоянии?
На каких спутниках и в какой форме наблюдаются следы вулканической деятельности?
Оценки.
Домашнее задание:§15; вопросы и задания стр. 80-91, стр. 102 (п.1-6). ПР №5, Подготовить (по выбору) сообщение (реферат) по одной из планет Солнечной системы, ее освоение КА. Создать презентацию по одной из планет СС или теме «Солнечная система». Вечернее наблюдение №2 «Наблюдение Луны и планет в телескоп»
Урок оформили члены кружка “Интернет технологии” 2003г: Прытков Денис(10кл) и Березуцкая Ана(11кл)
Второй вариант, это данный урок можно организовать как дистанционный (самостоятельного освоения знаний по данной теме), при условии наличия скоростного Интернета.
Источник
§ 15. Луна. Спутники планет
1. Охарактеризуйте физические условия на Луне. Чем они отличаются от привычных на условий на Земле?
Солнечные сутки продолжаются синодический месяц (29,5 земных суток). Нет воды в жидком состоянии и практически нет атмосферы. За лунный день поверхность нагревается до +130°C, а ночью охлаждается до -170°C. Не имеет газовой атмосферы, поэтому поверхность Луны подвержена всем электромагнитным излучениям Солнца.
2. Какие детали на Луне видны невооружённым глазом и в телескоп?
Невооружённым глазом видны светлые и тёмные участки лунной поверхности. В телескоп видны горы и кратеры.
3. Приведите примеры названий некоторых лунных кратеров, морей и горных хребтов.
Примеры лунных морей: Море Спокойствия, Море Кризиса. Примеры горных хребтов: Апеннины, Кавказ, Карпаты. Примеры лунных кратеров: Коперник, Тихо, Аристотель.
4. Почему обратную сторону Луны удалось сфотографировать только при её облёте на космическом аппарате?
Потому что период вращение Луны вокруг оси примерно равен периоду обращения по орбите вокруг Земли.
5. Что собой представляет лунный грунт? Сильно ли отличается от земного?
Лунный грунт — это мелкообломочный материал — реголит, толщиной около 10 м. В состав этого реголита входят стеклянные сферические микрочастицы. Реголит обладает малой плотностью и теплопроводностью (в 20 раз меньше воздуха). По химическому составу лунные породы близки к земным. Породы лунных морей содержат много окислов железа и титана, материковые — много окислов алюминия.
6. Опишите внутреннее строение Луны.Каким образом оно было изучено?
Изучено по записям сотрясений от ударов метеоритов, которые фиксировались сейсмографами. Под реголитом располагается кора, толщина которой на видимой стороне Луны — 60 км, а на обратной — 100 км. Под корой — мантия толщиной 1000 км. В центре Луны — металлическое ядро, радиусом 300 км.
Источник
Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет
вкл. 28 Ноябрь 2016 .
Решебник по астрономии 11 класс на урок №15 (рабочая тетрадь) — Луна. Спутники планет
1. Какие гипотезы образования Луны вам известны? Кратко изложите их суть.
Луна образовалась вместе с Землёй из одной планетезимали; Земля могла разделиться на две части; при объединении небольших камешков; при «косом» столкновении с крупным небесным телом.
2. На следующие вопросы дайте односложные ответы — «да» или «нет».
Является ли Луна ближайшим к Земле небесным телом? (да)
Имеется ли на Луне атмосфера? (нет)
Ступала ли на Луну нога человека? (да)
Смог ли бы космонавт на Луне воспользоваться компасом для ориентирования, как путешественник на Земле? (нет)
Характерны ли для Луны резкие смены температур? (да)
Похоже ли Лунное вещество на вулканические земные породы — базальты? (да)
Имеются ли в Лунных породах следы органических соединений? (нет)
Верно ли утверждение, что возраст лунных пород составляет около 4.5 млрд лет? (да)
Связаны ли с Луной явления приливов и отливов на Земле? (да)
Имеется ли в лунных морях вода? (нет)
Являются ли кратеры самыми многочисленными образованиями на Луне? (да)
Верно ли, что Луна повёрнута к Земле всегда одной стороной? (да)
Можно ли изучать внутреннее строение Луны по записям сотрясений от ударов метеоритов по её поверхности? (да)
Ось вращения Луны почти перпендикулярна плоскости её орбиты. Будет ли на небе Луны α Малой Медведицы играть роль Полярной звезды? (нет)
3. Дополните рисунок и на его основе объясните механизм явления приливов и отливов на Земле.
Через какие промежутки времени в среднем должны наступать приливы и отливы в каждом определённом месте на Земле?
В среднем дважды в сутки, т. к. на ближней к Луне стороне Земли вода притягивается сильнее, чем сама Земля. Поэтому происходит прилив. На дальней стороне Земли всё наоборот: Земля притягивается к Луне сильнее, чем вода. Происходит ещё один прилив.
4. Используя карту Луны, найдите и подпишите следующие объекты: моря (Кризисов, Изобилия, Облаков, Спокойствия), горные хребты (Альпы, Кавказ), кратеры (Архимед, Аристотель).
Море Облаков
Море Кризисов
Море Изобилия
Море Спокойствия
Горный хребет Альпы
Горный хребет Кавказ
Кратер Архимед
Кратер Аристотель
5. Море Москвы, расположенное на невидимой стороне Луны, имеет поперечник D ≈ 300 км. Можно ли было бы увидеть его с Земли невооружённым глазом, если бы оно находилось на обращённом к Земле полушарии Луны? Ответ обоснуйте, принимая во внимание, что разрешающая способность глаза α = 1′.
Минимальный размер d объекта, видимого невооружённым глазом, определим по формуле. Так как D > d, Море Москвы можно было бы увидеть невооружённым глазом.
6. На краю лунного диска видна гора, выступающая над ним на α = 0.03′. С учётом того, что линейный диаметр Луны D ≈ 3480 км, а угловой диаметр φ = 30′, найдите высоту этой горы в километрах.
Обозначим буквой S расстояние до Луны.
7.* Где на «лунном небе» космонавт увидит Земли, если он будет находиться в центре видимого для нас полушария Луны?
Если космонавт будет находится в центре видимого для нас полушария Луны, то на «лунном небе» он увидит Землю в зените.
8.* Пользуясь справочником, заполните таблицу, в которую необходимо внести сведения о крупных спутниках планет.
Спутник
Планета
Диаметр
Масса
Плотность
Ганимед
Юпитер
5268
14,9
1930
Титан
Сатурн
5150
13,5
1900
Каллисто
Юпитер
4806
10,8
1830
Ио
Юпитер
3640
8,92
3550
Луна
Земля
3475
7,35
3340
Европа
Юпитер
3130
4,85
3040
Тритон
Нептун
2700
2,15
2100
9. Среди спутников Луна, Европа, Титан, Ио, Ганимед и Фобос укажите те, которые соответствуют следующим утверждениям.
Спутник, на котором обнаружены действующие вулканы: Ио. Самый большой спутник в Солнечной системе: Ганимед. Спутник с мощной азотной атмосферой: Титан. Спутник, на котором побывали люди: Луна. Спутник, обращающийся вокруг планеты в три раза быстрее вращения самой планеты вокруг оси: Фобос. Спутник, ледяную оболочку которого пересекает сеть светлых и тёмных узких полос: Европа.