КОРОЛЕВСТВО ПОЛНОЙ ЛУНЫ: НЕТИПИЧНЫЙ УЭС АНДЕРСОН
Режиссеры: Уэс Андерсон
Страна: США
Год: 2012
«Королевство полной луны», пожалуй, самый лиричный и нежный из немногочисленной, но запоминающейся фильмографии Уэса Андерсона, ведь он посвящен его супруге — художнице Джуман Малуф. С ней режиссера связывают не только многолетние отношения, но и плодотворное творческое сотрудничество: именно Джуман нарисовала обложки к книгам, которые читает Сьюзи в «Королевстве полной луны», придумала образы мсье Густава и Зеро Мустафа в «Отеле „Гранд Будапешт“», озвучила лисицу Агнес в «Бесподобном мистере Фоксе» и курировала вместе с Андерсоном выставку в Музее истории искусств в Вене.
Седьмой фильм Уэса пропитан самоотверженной любовью двух подростков, вдохновляющей и воодушевляющей. Могла ли повлиять Джуман — неизвестно, но «Королевство полной луны» содержит меньше стилистических фишек режиссера, узнаваемого по красочной и яркой палитре, симметричным кадрам и театральной нарочитости. Фильм экспериментирует со сменой локаций, саундтреком, делая его самой нетипичной работой среди других у Андерсона.
Сьюзи Бишоп сталкивается с неконтролируемыми вспышками гнева и непониманием со стороны младших братьев и родителей, а сирота Сэм Шикаски живет в приемной семье и является «самым непопулярным скаутом» в отряде. Двое подростков со сложным отношением с миром оказываются родственными душами и сбегают к утесу на берегу реки. Они уверены, что там они будут счастливы, покуда отряд скаутов, полиция и родители ищут их по лесу, воде и острову.
Возможно, психологические травмы Сэма и Сьюзи привели их к построению собственной маленькой идеальной семьи. Хотя автор фильма ни разу не подвергает их чувства сомнению и проверке на зрелость — как и в остальных фильмах, детские персонажи у Андерсона серьезнее и ответственнее взрослых героев. Семейные проблемы — сквозная тема в творчестве режиссера, однако именно в «Королевстве полной луны» она еще и вызывает ментальные проблемы у подростков и неприятие их родителями. Фильм говорит о важности проговаривания чувств и переживаний, в том числе отрицательных. Это делает картину актуальной сегодня, когда признание депрессии и других психических расстройств, особенно у такой депривированной социальной группы, как тинейджеры, выходит из тени табуированности.
Название фильма похоже на название детской сказки, чем, собственно, и является кинолента. Подыгрывая этому жанру, режиссер как бы снимает с себя ответственность за нереалистичность и нарочитость и возвращает взрослых зрителей в детский мир, где сбежать в лес и жить в палатке — все еще не абсурдно. Торжественный инструментальный саундтрек с музыкой британского композитора Бенджамина Бриттена, такой непривычной после рок-н-ролльных сетов «Семейки Тенненбаум», «Академии Рашмор» или «Поезда на Дарджилинг», напоминает фильмы плаща и шпаги. Сьюзи читает книги о рыцарях и принцессах, а в кадре крупным планом — яркие обложки, на которых изображены все те же рыцари и принцессы. Даже ее дом на отшибе с игрушечным декоративным интерьером напоминает замок. Американский кинокритик Роберт Эберт, анализируя цветовую палитру фильма, отмечает , что она «создает ощущение магического реализма». И, наконец, сами герои воплощают архетипы рыцаря и его дамы.
Глядя на героев из 2021 года, сразу же хочется выделить, что Сэм воплощает мужественность и силу, а Сьюзи — женственность и эстетику. Эта типажность жирно прописана в визуальных образах: скаут с «совершенными навыками выживания» и винтовкой наперевес, и девочка, отправившаяся в поход с котеночком, двумя чемоданами, в парадных туфлях, и, конечно же, в розовом платье и с макияжем. Но так топорно Андерсон не выражается: конечно же, его героиня — его Джуман, несомненно — не может воплощать чистую женственность: она и за себя, и за любимого постоит, вонзив ножницы в спину врагу. Так что в нарочитой «девочковости» Сьюзи кроется ирония на гендерные скрепы.
Нападение Сьюзи — не единственное проявление детской жестокости в фильме, которыми он напоминает роман «Повелитель мух». Хоть это выглядит не так кроваво, как у Голдинга, в диалогах все равно присутствует намек на систематический буллинг Сьюзи в школе и изгоя Сэма в отряде, вражда которого с лидером скаутов Рэдфордом похожа на противостояние Ральфа и Джека, а случайная, но по вине скаутов, смерть собаки выделяется красноречивее всего. Даже если дети и умнее и адекватнее взрослых, то в проявлениях жестокости они уж точно им не уступают.
А теперь о заявленной в начале непохожести на остальные фильмы. В первую очередь, это выбор темы: если ранее любовные линии сопровождали основное содержание, то теперь роман — полноправный сюжет. Еще непривычнее для Андерсона — поместить в центр любовной истории детей, ведь ранее на этом месте находились юные или взрослые люди. Так как режиссер хочет показать непосредственность и самоотверженность любви, невинные дети — лучшие герои для иллюстрации. Показывая, на что готовы ради друг друга Сэм и Сьюзи, Андерсон обращается ко взрослым людям с вопросом: где же ваши чувства, почему они не остаются такими же кристально чистыми и искренними, как у детей? — и не случайно здесь проходит противопоставление детской пары разваливающемуся браку взрослой матери Сьюзи. К тому же, если «Королевство…» — это сказка, то и детским персонажам в ней сам Владимир Пропп велел быть.
«Королевству полной луны» присущи все характерные черты режиссерского стиля Уэса Андерсона, однако именно в этом фильме они претерпевают изменения. В кадре сохранились симметричность, центрированность кадра и следящая съемка, но гораздо меньше присутствует крупных планов, сняты сверху. Красочным и ярким интерьерам, выверенным в цветах и формах, сложнее соревноваться с аляпистой и рассеянной природной палитрой. Выбор основной локации места действия — леса и речного берега — вообще неожиданное решение для Андерсона, ведь события его фильмов практически всегда разворачиваются в искусственных интерьерах, созданных человеком.
Саундтрек сохраняет типичную франкофонию Андерсона, однако это вторая картина, над которой работает композитор Александр Деспла, привнесший в саундтреки этого и последующего фильмов инструментальность и академичность звучания, которые именно в «Королевстве полной луны» впервые количественно преобладают над песенными композициями. В этой же кинокартине дебютируют члены многочисленных актерских коллабораций Андерсона — Фрэнсис МакДорманд, Эдвард Нортон, Боб Балабан, Тильда Суинтон и Харви Кейтель, впервые отсутствуют артисты Оуэн Уилсон, Анжелика Хьюстон и Валли Володарски, возвращается фигура рассказчика.
Тем не менее, все эти непривычные приемы только освежают фильм и показывают творчество Андерсона под другим углом, как со стороны идей, так и со стороны стилистики, давая начало развитию новых тем, образов и настроений в дальнейших фильмах режиссера, таких как «Отель „Гранд Будапешт“», «Остров собак» и предстоящий «Французский вестник».
Источник
«Королевство полной луны»: Сто дней детства
Первый рассказ о фильме с Каннского фестиваля 2012 года, который Уэсу Андерсону в тот раз доверили открывать.
С минуты на минуту должна начаться опера «Ноев ковчег» Бенджамина Бриттена, разыгранная скаутами из Новой Англии. Отряд детей в костюмах слонов ожидает приглашения на сцену. Зрители рассаживаются в зале. И только сирота Сэм в несуразной барсучьей шапке сбежал с общего праздника, случайно оказавшись в женской раздевалке, где готовились к выходу принаряженные птицами девочки. Он обратился к самой красивой и самой мрачной из них: «Ты что за птица?». «Ворона», — ответила Сюзи. Сэм указывает на характерно перебинтованную руку и слышит в ответ: «Порезалась осколком окна». Год спустя — после спасительного романа по переписке — они задумали побег. Сэм бежит из своего скаутского лагеря «Айвенго», Сюзи — из отчего дома. От странноватой семейки. Вдогонку за ними отправляются предводитель отряда № 55 (Эдвард Нортон), чувствительный полицейский (Брюс Уиллис), непростые родители (Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд), а также злая фея из социальной службы (Тильда Суинтон), предпочитающая лечить непослушных подростков электрошоком. Все настроены решительно, но на острова надвигается гроза, какая не снилась и Бриттену.
Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012
«Королевство полной луны» обезоруживает с первых кадров своей бесстыдной избыточностью. Уэс Андерсон по своей привычке насыщает кадр таким количеством деталей, что по окончании фильма хочется срочно посмотреть его ещё раз — подобная концентрация рукодельных нюансов не под силу человеческому глазу. В ход идет непомерный скаутский арсенал: карты, компасы, бинокли, арбалеты явно вызывают самый живой интерес у режиссера, которому доставляет удовольствие играть во все это руками своих персонажей. Свойственный Андерсону фетишизм, вообще, очень синефильское качество. Но он еще и меломан, который всегда тщательно подходит к подбору музыки — достаточно вспомнить, как он выстроил «Поезд на Дарджилинг». Вокруг одной песни. Здесь у каждого героя своя музыка. У родителей Сюзи без перерыва звучит классика. Уставший коп с разбитым сердцем слушает Хэнка Уильямса, реформатора кантри-музыки, сочинившего несколько десятков первостатейных хитов и доконавшего себя к 29 годам саморазрушительными выходками и коктейлем из алкоголя с болеутоляющими. Любимица Сюзи — Франсуаза Арди (тоже бывшая в детстве аутсайдером), пластинку которой вместе с музыкальным проигрывателем и батарейками Сюзи первым делом прихватывает при побеге из дома.
Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012
Ранимые изгои Андерсона во всех его картинах находят общий язык именно так — через болезненное осознание неприятия окружающего мира, совместные игры и любимую песню. В «Королевстве полной луны» есть очень красивый танец: оторвавшись от преследования, герои пользуются передышкой и разбивают лагерь на пляже, включают музыку и неуклюже двигаются под любимую песню — Le temps de l’amour Франсуазы Арди (забавно, что в недавнем «Аттенберге» Рафины Цангари тоже дурачились под ее пение). Героям не нравится, что такой прекрасный пляж не имеет собственного названия, а обозначен только отсчетом миль от ближайшего ориентира. Это место и становится Королевством полной луны. Здесь можно провести свой маленький #оккупайабай, устроить акт неповиновения недружелюбному миру, расправить палатку, читать в ней друг другу приключенческие романы на ночь и учиться целоваться. Пока не придут взрослые и всё не испортят. Пусть герои словно играют в кошки-мышки, но ставки серьезные. Новый фильм Андерсона укладывается в романтический канон нонконформистского американского кинематографа от «Бонни и Клайда» через «Пустоши» Малика к «Прирожденным убийцам».
Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012
Раньше Андерсон снимал взрослых как детей, но сейчас впервые сделал кино просто про детей. Но по большему счету остался верен себе, потому что герои живут примерно тем, что и раньше. Старыми ранами, обидами на невнимание близких, собственной нескладностью. Сюзи сбегает от родителей — рекордсменов по невыносимости — но только после того, как обнаруживает, что у них в качестве настольной книги — руководство по обращению с очень сложными детьми. Быть сложным для других и осознать это — непросто и больно.
И все-таки стиль Андерсона постепенно меняется. На этот раз в работе над фильмом не принимали участие его постоянные соавторы — Ноа Баумбах и Оуэн Уилсон. Вместе с ними он явно многому научился у Уита Стиллмана, но тот в своих «Девах в беде» отказывается от сюжета в пользу изысканных диалогов и снимает современность под ретро, а Андерсон ровно напротив чуть ли не впервые называет конкретный год действия (1965-й, за четыре года до его рождения) и делает кадр еще ярче, чем прежде. Цвета здесь буквально мультипликационные. Видимо, сказался опыт «Бесподобного мистера Фокса». В чистый мультфильм «Королевство полной луны» превращается периодически, стоит только молнии посильнее ударить в персонажей.
Лучше всего настроение и атмосферу «Королевство полной луны» передает строчка одной из песен неумолкающего в фильме Хэнка Уильяма: «Я отправился на реку посмотреть на проплывающих мимо рыб, но, когда добрался до реки, мне стало так одиноко, что захотелось умереть». Эти слова могли бы стать девизом любого из порывистых и меланхоличных героев Уэса Андерсона. За это на протяжении всех этих лет его продолжают клеймить инфантилом, не замечая того, с какой шутливостью, непосредственностью и мастерством он снимает самые сложные и серьезные сцены. Поскольку «Королевство полной луны» не только роуд-муви, но прежде всего love story, то здесь есть два признания в любви. Первое — на пляже, а вот второе происходит уже ближе к финалу, когда герои решают жениться, и в пионерлагере для них готовят импровизированную церемонию бракосочетания. Прежде чем принять это решение, они отлучаются на приватную беседу. Она снята дальним планом, и мы не слышим, что обсуждают подростки в решающем для их судьбы разговоре. Зато рядом с ними в самый неподходящий момент на стоящий поблизости батут плюхается один из скаутов, который продолжает прыгать до окончания сцены. Прыг-скок.
Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012
Чтобы не любить Уэса Андерсона нужно быть страшным занудой и ни разу не заметить, что все самое серьезное в жизни всегда происходит с неповторимой чарующей несуразностью — а что может быть глупее, чем подросток, решивший опробовать батут во время чужого объяснения в любви?
Источник
Репортаж из герметичной вселенной Уэса Андерсона
#твойкиноаналитик
Визуальная безупречность, буйство цвета, романтическая ностальгия и мир глазами детей — сегодня путешествуем в «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. Если вы тоже очарованы бесподобной стилистикой режиссёра и хотели бы узнать о ней чуть больше — присоединяйтесь
Каждый, кто имел удовольствие познакомиться хоть с одним кинопроизведением Уэса, наверняка согласится, что это зрелище ни на что не похоже. Его стиль уникальный, искусно отточенный и повторяющийся от фильма к фильму, будь то причудливая «Семейка Тененбаум» (2001) или анимационный «Остров собак» (2018). Андерсон — безусловный художник, который создаёт образы в своём воображении, а после с тщанием перфекциониста переносит их на экран. Он, как и Ганс Христиан —сказочник, только от кинематографа. Режиссёр использует действительность лишь как основу своих картин, сглаживая острые углы реализма, приукрашивая и придавая им ламповые черты. Фирменный вельветовый или бархатный костюм, стрижка под 70-е — глядя на Уэса, понимаешь, что он и сам органично вписался бы в одну из своих киновселенных. Мастер с азартной страстью коллекционера воссоздаёт в своих фильмах различные эпохи. От «Отеля „Гранд Будапешт“» (2014), в котором читаются визуальные черты 30-х годов, веет декадентской аристократичностью, а в «Королевстве полной луны» (2012) узнаётся стилистика 60-х.
В целом Уэс Андерсон — это всегда о семейных ценностях, товариществе, о светлой ностальгии и доброй грусти, о взрослых детях и инфантильных взрослых, о неисправимых романтиках, фриках и неудачниках, а также о том, что никогда не поздно меняться и самосовершенствоваться.
«Королевство полной луны» (2012) — фильм, снискавший целую череду номинаций, среди которых «Золотая пальмовая ветвь» в 2012 году и «Оскар» в 2013 году. Это невероятно искренняя история о первой влюблённости, жажде приключений, взрослении, взаимоуважении между взрослыми и детьми, умении делать выбор и нести за него ответственность. К тому же в этой картине в полной мере отражены самые яркие черты фирменного визуального стиля режиссёра, о которых мы сейчас и поговорим.
Образы героев. Главными героями ленты являются 12-летние подростки Сьюзи Бишоп и Сэм Шакаски, сыгранные непрофессиональными актёрами Карой Хэйуорд и Джаредом Гилманом. Таким образом, развитие истории в фильме показано через детское мировосприятие. Сьюзи — асоциальна. У неё совсем нет друзей, и она предпочитает жить в фантазийном мире любимых книг. При этом девочка явно испытывает недостаток коммуникации, в первую очередь с родителями, которые заняты собственной жизнью и совершенно не стремятся добиться взаимопонимания с дочерью, ища формальное решение проблемы в книге «Как справиться с трудным ребёнком». Сэму и того хуже. Он сирота, от которого в самом начале фильма отказываются даже приёмные родители. Мальчик увлечён движением бойскаутов, географией и путешествиями, однако и он тоже испытывает проблемы с социализацией. Сэм решает сбежать из летнего лагеря, прихватив с собой подружку Сьюзи, и назло всем врагам (маленьким и взрослым), пророчащим мальчику интернат и электрошоковую терапию, совершить путешествие к нетронутой цивилизацией лагуне. В процессе развития истории между детьми зарождаются настоящие чувства, за которые они готовы бороться до конца. Чтобы продемонстрировать характеры героев, воплощающие соединение детской мечтательности и взрослой серьёзности, Андерсон использовал визуальную атрибутику. Его стилистическим оружием здесь становится художественная гиперболизация. Претензией на взрослость у Сьюзи выступают нарочито подведённые глаза и хмурый взгляд исподлобья. Девочка неразлучна с биноклем, через который она с беспристрастностью Юстиции наблюдает за несовершенствами окружающих. С помощью этого приёма режиссёр демонстрирует тонкость и проницательность детского взгляда на мир, лишённого напускных иллюзий, за которыми любят прятаться взрослые. Что касается Сэма, то ему взрослости добавляет курительная трубка, несвойственная ребёнку серьёзность во взгляде и необыкновенная смелость в поступках.
Рис. 1. Визуальный образ Сьюзи
Рис. 2. Визуальный образ Сэма
Внимание к деталям. Фильм Андерсона — это идеальная находка для визуала. Всматриваясь в каждый кадр «Королевства», мы словно зрительно осязаем всю тонко подчёркнутую вещественность мира киногероев. Режиссёр максимально детально прорабатывает дизайны костюмов, а ещё создаёт причудливые интерьеры, фанатично наполняя их множеством вещичек из недалёкого прошлого, которые так и хочется потрогать. Предметы родом из ушедших эпох создают особо уютную атмосферу, позволяя и зрителям, и режиссёру, которого не отпускает тема ностальгии, зарыться в визуальную картинку как в бабушкин плед и предаться воспоминаниям о временах, когда небо было голубее, а разбитые коленки заживали быстрее.
Рис. 3. Стиль рождается в деталях
Цветовая гамма. Визитной карточкой Уэса Андерсона, по которой с лёгкостью можно узнать его фильмы, является цветовая палитра. Уэс — поклонник ярких и жизнеутверждающих оттенков. Плёнка, которой верен режиссёр, позволяет создать на экране мягкий свет и романтические полутона, неподвластные цифровой камере. В «Королевстве полной луны» режиссёр использовал так полюбившиеся ему еще с «Семейки Тененбаум» насыщенный красный, приглушенный оранжевый, тёплый желтый, зелёный и коричневый цвета. Эта доминирующая цветовая гамма, во-первых, подчёркивает ретро-стилистику картины, отсылающую к 60-м; во-вторых, отражает свойственную фильмам Андерсона инфантильность и кукольность; в-третьих, создаёт первостепенную для режиссёра визуальную гармонию, т.к. эти цвета прекрасно сочетаются между собой и приятны для глаза. К тому же цвет, как важный элемент стилистики режиссёра, работает и на передачу заложенных смыслов картины. Цветовая палитра «Королевства полной луны» подчёркивает тематику детства, наивности, чистоты и жизнелюбия. Триада жёлтого, красного и оранжевого символически воплощает активность, молодость, тепло, жизненную энергию, импульсивность, свободу динамику и творчество. Функций цвета в картине Уэса множество: это визуальные акценты, централизация композиции, межкадровая динамика, характеристика персонажей, передача лейтмотива, создание атмосферы фильма и прочее. Возможно, в будущем мы рассмотрим роль цвета в стилистике мастера детальнее, т.к. это тянет на целый отдельный обзор, а пока перейдем к следующим визуальным фишкам.
Рис. 4. Цвет как средство выразительности
Визуальная симметрия. Андерсон помешан на симметрии. Она буквально повсюду. Являясь нехарактерной чертой реальности, симметрия в фильмах Уэса подчёркивает условность его киномиров. Каждый кадр «Королевства полной луны» выглядит слишком идеальным и постановочным из-за выверенности композиции и положения каждого персонажа и предмета. Что это даёт фильму? Во-первых, симметрия всегда привлекательна и эстетична для глаза, так как все пропорции соблюдены, и ничто не нарушает визуальную гармонию. Каждый кадр фильма Уэса выглядит целостным, а посторяющиеся симметричные мотивы связывают всё киноповествование. Этот приём способен передать масштаб пространства и выгодно подчеркнуть особенности интерьера. Если необходимо выделить важный смысловой элемент, мастер и тут использует симметрию, добавляя с её помощью эмоциональности сцене. Андерсон в этом отношении схож с Кубриком, но если второй часто использовал симметрию для создания напряжения, то у первого получается делать картинку, напротив, более идиллической и безмятежной.
Рис. 5. Симметричная гармония
Крупные статичные верхние планы тоже входят в арсенал обязательных визуальных средств режиссёра. Они подчёркивают декоративность и акцентируют на дополнительных семантических свойствах предметов. Например, в таком ракурсе Андерсон любит рассматривать личные вещи, важные для героев, или письма, которые они пишут друг другу, а также прочие элементы со шрифтами, дизайну которых режиссёр уделяет особое внимание.
Рис. 6. Верхние планы
Еще одна визуальная фишка Уэса — это фрейминг. Он любит создавать внутри кадра дополнительные визуальные рамки. Это позволяет выделить драматургически важные элементы композиции и просто разнообразить кадр.
Рис. 7. Фрейминг
Работа с камерой. Режиссёр выстраивает декорации, в которых отсутствует четвёртая стена, благодаря чему создаётся иллюзия кукольного домика. Переходя от сцены к сцене, камера совершает длинные планы, двигаясь только в вертикальной и горизонтальной плоскостях, рассматривая комнаты с фронтального ракурса. Это делает пространство кадра более плоским, отсылая к театральной традиции, а также подчёркивает герметичность и искусственность мира героев.
Рис. 8. Траекторная съемка
В качестве своеобразной визуальной рифмы, которая объединяет киноисторию, автор использует повторяющиеся мизансцены.
Рис. 9. Повторение мизансцен
Итак, мы разобрали основные приметы визуального стиля сказочника Уэса. Кто-то критикует его за повторяемость мотивов, художественных приёмов и конcерватизм, но будем честны, разве не эта неотъемлемая часть стиля позволила режиссёру завоевать столько поклонников по всему миру? И нам (поклонникам) уже не терпится увидеть, в каких новых невероятных декорациях, странах и эпохах разыграется следующая кукольная киноистория.
Текст опубликован с сохранением авторского стиля.
Изображения: скриншоты указанных фильмов
Журналист, киновед, визуал и эмпат, фанат экранной эстетики и захватывающих историй.
Экспертные темы: цвет в кино, творчество Уэса Андерсона, кинематограф Великобритании, независимый кинематограф США, фестивальные картины, главные фильмы десятилетий, сериалы, мультфильмы, короткий метр
Источник