Меню

Удивительный мир космоса библиотека

«Удивительный мир космоса»

«Удивительный мир космоса»

Подготовила: Калашникова М. А.

Библиотекарь: Ребята, все вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы с вами поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно день 12 апреля стал праздничным.

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. В далеком прошлом, когда люди только начали познавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи.

С тех пор прошло несколько тысяч лет. За это время на нашей планете сменилось множество поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершая кругосветные путешествия, подтвердили знания о том, что наша планета Земля с огромной скоростью движется в космическом пространстве, совершая один оборот вокруг Солнца за год.

Со временем знания людей в различных областях становились прочнее, инженерная и конструкторская мысль придумала аппараты намного тяжелее воздуха, которые получили способность перемещаться не только в атмосфере, но и выходить за ее пределы в космическое пространство.

Так зародилась космонавтика . Что же это такое? Сегодня подобный вопрос кажется странным. Ведь любой школьник знает, что слово «космонавтика» связано с полетами в космическое пространство. Первоначально у большинства людей с этим словом были связаны представления о полете на Луну и только лишь в самом начале XX в. были заложены основы космонавтики как науки. И как бы ни были грандиозны свершения космонавтики настоящего и в особенности будущего времени, человечество всегда будет благодарно ее основоположнику — замечательному советскому ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому.

Послушайте стихотворение Николая Грибачёва «Циолковский».

Один или несколько детей читают наизусть стихотворение.

Я представляю этих зим калужских

Мохнатый снег и зимний лед,

Детишек на салазках узких,

Дворняжку Жучку у ворот

И то крыльцо, тот домик тихий

И тот, на ветхих лапах, стол,

Где время плавилось, как в тигле,

И космос на сближенье шел.

Еще аэроплан похожим

В те времена глухие был

На птеродактиля без кожи,

На этажерку с парой крыл,

А калужанин крутолобый,

Задув в семилинейке свет,

Сквозь древний потолок Европы

Уже летел в семью планет,

Уже, забыв судьбы обиды,

Под колдовской напев зимы

Рассчитывал всю ночь орбиты,

Чтоб в небе не блуждали мы.

И, слыша грохот реактивный,

Метеоритный свист ракет,

Я вижу дом неприхотливый.

Семилинейки сонный свет,

Бумаги, абажура тени,

Весь домик тот, весь город тот,

Откуда начал русский гений

Свой ослепительный полет.

Константин Эдуардович Циолковский родился ровно за 100 лет до того, как на орбиту Земли был выведен первый искусственный спутник. Занимаясь преподавательской деятельностью, Циолковский в свободное время читал, думал, вычислял, мечтал о покорении человеком космоса.

Этот ученый выдвинул очень много интересных идей. Так, им были придуманы газовые рули для управления ракетой в космосе. Работами Циолковского заинтересовались ученые всего мира. Его ученики и последователи создали первые в мире космические корабли. Именно Циолковский «научил» многотонные ракеты подниматься в космическое пространство. Он рассчитал, сколько нужно топлива, чтобы развить скорость для преодоления земного притяжения.

Библиотекарь: Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете дальнейший путь развития космонавтики. (Разворачивает лист ватмана, на котором изображен кроссворд и задает вопросы.)

Ребята отвечают на вопросы кроссворда и вписывают ответы на лист ватмана.

1. Летательный аппарат, на котором совершали полет герои в сказках. (Ковер-самолет.)

2. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит. (Самолет.)

3. Летательный аппарат, на котором перемещаются инопланетяне. (Тарелка.)

4. Заворчу, застрекочу, в небеса улечу. (Вертолет.)

5. Первый искусственный объект, выведенный в 1957 г. на орбиту Земли. (Спутник.)

6. Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)

Прочитайте, какое слово получилось по вертикали? (Ракета.) А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Библиотекарь загадывает загадки, ответы на которые дети дают хором, либо поочередно.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый —

Кружевной и синий-синий. (Небо.)

Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает. (Спутник.)

Вся синяя дорожка

Усыпана горошком. (Звезды.)

Ночью на небе только один

Висит апельсин. (Луна.)

Миновали две недели,

Апельсины мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Месяц.)

Библиотекарь: В 1955 г. правительством страны было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Так появился космодром Байконур. (Читает стихотворение.)

Читайте также:  Заставка космос от apple

Город мой, родной и близкий,

Ввысь вознесся средь степей.

Гордость всей моей Отчизны,

Гавань звездных кораблей.

Пусть наш край не хлебороден —

Степь бела от соли.

В небе след ракеты сходен

С бороздой на поле.

Наш город строился вместе с космодромом на берегу древней азиатской реки Сырдарьи. Байконур называют городом покорителей Вселенной, а еще он известен под именем Звездоград.

Викторина «Звездная рулетка»

Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце игры жетоны подсчитываются и та команда, у которой их оказывается больше, объявляется победительницей.

1. Назовите планеты Солнечной системы? (Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон, Земля.)

2. Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)

3. Как называется один оборот искусственного тела вокруг Земли? (Виток.)

4. Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль? (Орбита.)

5. Что такое Вселенная? (Все то, что существует на Земле и вне ее. Другое ее название космос.)

6. Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп.)

Конкурс стихотворений о космосе «Там, за облаками»

Игроки поочередно рассказывают стихи на космическую тематику. Выигрывает та команда, члены которой знают больше стихов.

Конкурс «Нарисуй космонавта»

Два игрока от каждой команды рисуют космонавта на листе бумаги за 5 минут. Выигрывает тот игрок, чей рисунок окажется наиболее удачным.

Конкурс «Покорители космоса»

Библиотекарь. После Юрия Гагарина множество других космонавтов побывали на космической орбите. Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (В. Терешкова, А. Николаев, А. Леонов, Г. Титов и др.)

Игроки команд поочередно называют известные им фамилии. Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше фамилий покорителей космоса.

Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Спутники помогают метеорологам предсказывать погоду, ориентироваться в океане судам и самолетам во время полета. Предоставлять ученым информацию о строении земных недр, движении ледников и активности вулканов — тоже задача спутников. Однако несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, эта наука еще очень молода, впереди у нее много побед и открытий. Возможно вам, подрастающему поколению, в недалеком будущем придется осваивать звездные миры.

Блицопрос «Космическое путешествие»

1. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер.)

2. Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов.)

3. Первый космонавт планеты? (Гагарин.)

4. Источник жизни на земле? (Солнце.)

5. Первая женщина-космонавт? (Терешкова.)

6. У какой из планет есть кольца? (У Сатурна.)

7. Одежда космонавта? (Скафандр.)

Библиотекарь: Вот и подошло к концу наше занятие. Его я хотела бы закончить следующим стихотворением. (Читает стихотворение.)

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему в след миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!

Наше занятие окончено, но знакомство с удивительным миром космоса продолжается. До новых встреч, ребята!

Источник

Внеклассное мероприятие «Удивительный мир космоса» для 5-7кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Исилькуль, Омская область. Назаренко Галина Васильевна, учитель истории и обществознания.

Внеклассное мероприятие «Удивительный мир космоса» для 5-7кл.

Цель: способствовать развитию познавательных способностей, речи, мышления через умение анализировать, сравнивать, подбирать аналогии, доказывать; обогащение словарного запаса; тренировка непроизвольной памяти.

-расширение кругозора учащихся;

-воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу и к самому себе: доброта, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам.

Место проведения: актовый зал.

Оформление зала: фотостенд, посвящённый Ю.А.Гагарину; выставка рисунков на тему космоса, плакаты о космосе.

Предварительная подготовка: до проведения мероприятия формируются команды из 5-6 человек, каждая команда готовит название, девиз и костюмы команды.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки – задания для команд, сигнальные карточки (красные, синие)

Звучит песня «Земля в иллюминаторе» из репертуара ВИА «Земляне».

Ведущий 1. Добрый день, друзья! На дворе апрель – месяц необыкновенный, а день сегодня знаменательный. Вы все знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики.

Ведущий2.С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

Читайте также:  Ваз 2114 евро ручки цвет космос

Ведущий1. Раньше, давным – давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевёрнутой чашей, которая покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо черепаха плавает в море – океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звёзд.

Чтец1 . Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.

Чтец2. И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.

Чтец3. И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной —
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.

Чтец4. И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.

Чтец5.С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, —
Водолей, Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.

Чтец1.По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий2. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений умных и добрых людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что наша Земля – шар. Астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг него за год. Люди построили самолёты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но они не остановились на достигнутом: их манил космос. Люди верили, что недалёк тот день, когда в космос полетит человек.

Ведущий1. И вот, наконец, 12 апреля 1961 года, как и сегодня, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением: «Работают все радиостанции Советского Союза! Впервые в мире! Человек в космосе!».

Видео – полёт Гагарина в космос.

Ведущий2. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии 20 века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, что вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звёздном небе, космических явлениях и исследователях космоса. Команды просим занять свои места.

Представление жюри и команд. Жеребьёвка

Первый гейм «Визитная карточка»

Название, девиз. Оценивание от 1-5 баллов.

Второй гейм «Разминка»

Командам предлагается выбрать правильный ответ на вопрос. На вопросы отвечают по очереди. Если одна из команд даёт неверный ответ, то другой команде предоставляется право ответа. Оценивание – 1 балл за каждый верный ответ.

1.Кто первым для исследования небесных тел стал использовать телескоп?

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей

2.Самая маленькая планета солнечной системы? Марс, Земля, Плутон

3.Самая дальняя от Солнца планета нашей системы? Венера, Плутон, Меркурий

4.Какие из названных планет имеют спутники?

Меркурий и Венера, Земля и Марс, Венера и Марс

5.Назовите планет – гигант? Сатурн, Венера, Плутон

6.Большое красное пятно находится? На Юпитере, Венере, Сатурне

7.В каком году состоялся первый полёт человека в космос? 1959, 1960, 1961, 1962

8.Сколько длился космический полёт Ю.Гагарина? 105 минут, 107, 108

9.Как назывался космический корабль, на котором Ю.Гагарин совершил полёт в космос? «Восток», «Зенит», «Восход»

10.В каком году был произведён запуск первого искусственного спутника Земли? 1957, 1958, 1959
11.самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? Самоход, пароход, скороход, луноход

12.Сколько больших планет в солнечной системе? 6, 7, 8, 9

13.как называется метеорит, упавший в сибирскую тайгу в 1908г.? Тунгусский метеорит, красноярский, байкальский

14.С помощью какой звезды находят стороны света? Солнца, полярной,

15.Хвостатая звезда –это? Комета, астероид, метеорит.

Третий гейм «Конкурс космических знатоков»

1.Каждая команда получает карточку со стихотворением, в строках которого спрятались названия планет Солнечной системы. Задание – найти их. Сколько планет найдёт команда – столько очков и получит.

Нету пены, нету пыли-

В нашей квартире.

Вдруг входят под ручку

К нам дети соседей,

Два близнеца – Юра и Петя,

И предлагают играть в космонавтов.

Такая шумиха возникла пред стартом-

Сбежались соседи на крик зазывной:

( Нептун – первая строка, Уран – вторая, Юпитер – шестая, Марс – седьмая, Земля и Сатурн – восьмая, Венера – девятая, Плутон – десятая).

2.Из стихотворения за одну минуту выписать все созвездия, упоминавшиеся в нём. Листочки передать жюри, а нам назовите лишь число созвездий, которые вы записали.

Читайте также:  Тема для космоса сочинение

Взглянув на пояс Зодиака,

Мы в январе увидим Рака,

А в феврале заметим Льва.

Хранителем его была

В холодном марте злая Дева,

Весьма похожая на Еву.

Весы купив себе в апреле,

Они спокойно жить хотели,

Но в мае страшный Скорпион

У них отнял покой и сон.

Его убил Стрелец прекрасный,

Отца июня сын несчастный,

В июле ж братец Козерог

Сон Льва и девы уберёг,

А в августе на много дней

Приехал дядя Водолей.

Из Рыб уху он в сентябре

Варил и кушал на дворе,

Зажарил Овна в октябре,

Тельца зарезал в ноябре,

А в декабре, в конце концов,

Родилась пара Близнецов/

Радистами из центра управления полётом отправлена вам радиограмма. Просим их расшифровать и передать жюри. (Пример радиограммы)

( Ответ: Впереди у вас планета, где гроза, ветер и нет света»

Четвёртый гейм «Заморочки из бочки»

Участники каждой команды по очереди вытягивают карточки с вопросами и после минутного обдумывания дают ответ. За верный ответ – 2 балла.

1.Что такое Солнечная система? (Солнце и все движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему).

2.Назовите планеты – гиганты. (Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун).

3.Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг в 1969г. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов).

4.Почему Луна всё время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на неё и не улетая от неё? (взаимное притяжение тел, или тяготение).

5.Сколько воды в лунных морях? (нет).

6.Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звёздным небом? (обсерватория).

7.Назовите имя главного конструктора первых ракет, основоположника практической космонавтики? (Королёв С.П.).

8.Самая близкая к Земле звезда? (Солнце).

9.Это созвездие называли разные народы и гиппопотам, и конь на привязи, и звёздный воз, и верблюд. Нам оно известно под именем…? (Б.Медведица).

10.В 1984 году впервые женщина совершила выход в открытый космос. Это была. (С.Савицкая).

Пятый гейм «Обгонялки»

Каждая команда имеет две сигнальных карточки. Ведущий читает утверждение: если оно верно – команда поднимает красную карточку, если нет – синюю. За верный ответ – 1 балл.

1.Предположение о том, что Земля имеет форму шара, первым высказал древнегреческий учёный Пифагор. Да

2.Ближайшая к Солнцу планета – Венера. Нет

3.Солнечную систему образуют 9 планет. Да

4.Только Земля имеет спутник. Нет

5.Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. Да

6.Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. Нет

7.Астероиды – это удалённые на огромное расстояние звёзды. Нет

8.Метеор – это упавшее на Землю космическое тело. Нет

9.Солнце – это звезда. Да

10.Планета – это относительно холодное небесное тело. Да

11.Ближайшая к земле звезда – это Солнце. Да

12.Созвездие – это участок неба. Да

13.Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. Да

14.Астрономия – это наука о звёздных законах. Да

15.Слово космонавтика означает кораблевождение. Да

16.Ракета – это космический транспорт. Да

17.Байконур первый и крупнейший космодром в мире. Да

18.Первым животным, выведенным на орбиту Земли, была собака Лайка. Да

19.Горячую маленькую звезду называют белый карлик. Да

20.Полярная звезда находится в созвездии Большой Медведицы. Нет(Малой)

Ведущий: Сегодня, мы окунулись в удивительный мир космоса. Узнали много нового и интересного. Пока жюри подводит итоги, давайте поделимся впечатлениями о нашем мероприятии, что вам понравилось, больше всего запомнилось, хотели бы вы, чтобы такие мероприятия проходили чаще.

Чтец1.Когда над Землёю летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звёзды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвётся.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьётся!

Слово жюри. Награждение.

Ведущий: вот и подошло к концу наше знакомство с удивительным миром космоса. До новых встреч!

Внеурочная работа по физике / под редакцией О.Ф. Кабардина, — М., Просвещение, 1983, (Библиотека учителя физики);

Ланина И. Я., Не уроком единым: Развитие интереса к физике, — М., Просвещение, 1991, (Библиотека учителя физики);

Юфанова И. Л., Занимательные вечера по физике в средней школе; Кн. Для учителя, — М., Просвещение, 1990;

Лыков В. Я., Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. Для учителя: Из опыта работы, — М., Просвещение, 1986;

Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;

Левитан Е. П.. Малышам о звёздах, -М., Педагогика, 1986.

Источник

Adblock
detector