Меню

Учебник по окружающему миру 2 класс солнце

«Солнце». УМК Гармония.
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК Гармония.

Скачать:

Вложение Размер
solntse._okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Солнце и его значение для всего

живого на Земле» (2 класс)

  • Раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле.
  • Систематизировать знания детей о Солнце, как о ближайшей к Земле звезде
  • Организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей к Земле звезде;
  • Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла;

развивать умения рассуждать, анализировать, задавать вопросы;

формировать навыки работы и умения взаимодействия между учащимися в группе.

учебник «Окружающий мир» 2 класс О.Т. Поглазова, карточки с заданиями, пректор, интерактивная доска, презентация.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Посмотрите на меня. А теперь улыбнёмся, друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

Нас природа окружает,

Много тайн она скрывает,

Чтобы тайны все узнать,

Надо думать, размышлять.

Нам урок начать пора,

В добрый путь, мои друзья!

2. Постановка темы и целей урока.

1.Чтение детьми стихотворения (с.98 учебник)

-Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Правильно, давайте прочитаем главный вопрос, на который нам сегодня предстоит ответить.

-Как вы думаете, а какой ученый смог бы ответить вам на этот вопрос? ( астроном)

-Каким приборам он для этого будет пользоваться? (телескоп)

-Попробуем и мы на некоторое время стать астрономами и узнать как можно больше о Солнце. Прежде чем начать изучение чего-либо, учены должен поставить перед собой вопросы, на которые он хотел бы узнать ответы. А что вы хотели бы узнать о Солнце?

-Как Солнце влияет на Землю?

-Какое расстояние от Земли до Солнца?

-Есть ли жизнь на Солнце?

-Какая температура на Солнце?

-Где находится Солнце?

3. Изучение нового материала.

— С древних времен люди смотрели на небо и пытались разгадать его тайны. Наверняка у них возникали такие же вопросы, что и у вас сегодня, и они пытались ответить на эти вопросы.

(Слайд 3)У славянских народов Солнце было главным божеством. Его считали богом весны и плодородия и называли Коляда. На Руси верили, что, как и все живое на Земле, Солнце рождалось, расцветало и старело. Богу солнца были посвящены многие праздники.

В святки, с 25 декабря по 6 января, ряженые ходили по дворам. Переодетые в зверей они громко пели, ударяли в бубны и шумели трещотками. Они пели колядки – песни, прославляющие Коляду – маленького младенца Коло. Для славян он был молоденьким Солнцем, выходящим из плена зимней тьмы и стужи.

В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.

( Слайд 3)Когда наступал самый длинный в году день, в ночь на 24 июня, славяне отмечали праздник Ивана Купалы. Они встречали восходящее солнце, любуясь им. В купальскую ночь водили хороводы, прыгали через костер, плели венки. Спуск с горы колеса означал откат Солнца на зиму. После этого дня полуденная высота Солнца становилась все меньше и меньше.

От древних слов «хоро» и «коло» возникли слова «хоровод», «колесо». «Хоро» и «коло» означают солнечный круг.

( Слайд 3 )
-А что это за праздник?

-Масленица — древний славянский праздник. Масленица- это время, когда пробуждается природа и солнце. Масленица – это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло.

Как вы наверное заметили, в каждом из этих праздников есть один и тот же символ- круг. Круг в Древней Руси был символом солнца. А кто из вас догадался, какой символ солнца готовят на Масленицу?

Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

5. Изучение нового материала(продолжение)

-Много времени прошло с тех пор. Астрономы, математики, физики много трудились, чтобы разгадать все загадки нашего Солнца. Давайте и мы попробуем их разгадать.

— Что является источником света на каждой картинке?

-Почему светло около костра?

-Когда угли костра перестают светиться?

-А почему свеча светит?

-Что нужно сделать, чтобы свеча перестала светить?

-Что светится в электрической лампочке? Ведь в ней же не горит огонь?

— А что же общего между этими предметами и Солнцем?

-Давайте узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого прочитаем текст учебника с.100

-На какие вопросы помогли нам найти ответы авторы учебника?

(Слайд 6 «Солнце-это звезда»)

-Какие вопросы еще остались?

-Постарайтесь, постарайтесь найти ответы на эти вопросы на с.101 учебника.(Самостоятельная работа)

( Проверка- Слайд 7)

Люди научились оценивать размеры небесных тел, используя угол, под которым эти тела наблюдаются на небе. В поперечнике наше Солнце в 109 раз больше земного шара.

Когда люди узнали, на каком расстоянии от Земли находится Солнце, они поняли, что Солнце очень большое. И все-таки насколько велико? С чем его сравнить? Если бы можно было взвесить на весах Солнце и Землю, то оказалось бы, что масса Солнца в 333 000 раз больше массы Земли, т.е. 333 000 Земных шаров надо было бы взять, чтобы уравновесить Солнце.

6.Работа в рабочих тетрадях с.36-37

-Продолжим работу в парах. Ваши тетради открыты на с. 37 задание №17. Рассмотрите внимательно рисунки. Что можете рассказать о солнце по этим рисункам?

— Ребята, сегодня мы хорошо потрудились.

-Удалось ли вам почувствовать себя астрономами?

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что для вас оказалось не новым?

— А для того, чтобы проверить свои знания, выполните тест, который лежит перед вами на партах. Внимательно читайте вопрос и обводите букву около правильного ответа.

2. Звезда состоит из…

3. Солнце относится к …

к. Живой природе

л. Неживой природе

е. Рукотворным предметам

4. Солнце имеет форму…

5. Солнце приносит…

ч. Вред и пользу

6. Ученые, изучающие звезды, называются…

7. Для изучения Солнца понадобится…

9. Заключительная часть.

Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!

Дети! Будьте как Солнце! Пусть ваши улыбки дарят людям тепло и радость. У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.

Просмотр видео «Живое солнце»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии .

Презентация к уроку в 1 классе.

Данный урок покажет учащимся значение звёзд для человека и значение Солнца для всего живого на Земле, используя метод наблюдения для активизации познавательного процесса.

Проведенный мною урок осуществляет задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в начальных классах. На уроке использовала интерактивную доску и проектор, компьютер, материалы презе.

Проект урока с требованиями ФГОС.

Презентация к уроку «Солнце». Окружающий мир 2 класс УМК «Гармония».

В работе представлен материал для урока окружающего мира во 2 классе по теме»Солнце». Презентация может быть использована в уроках и внеурочной деятельности в начальной школе в любом УМК.

Источник

Учебник Окружающий мир 2 класс Ивченкова Потапов часть 1

единстве структуры учебников, сквозных линий типовых заданий, подходов к организации урочной и внеурочной деятельности. В комплекте с учебником «Окружающий мир» издаются рабочие тетради и методическое пособие. УДК 373:50; ББК 20я71 Мы живём на планехе Земля Как люди познают мир Природа вокруг нас L «Планета знаний» — комплект учебников для начальной школы издательств «Астрель» и «АСТ» ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ Это комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими. Среди авторов — заслуженные учителя России, школьные учителя высшей категории и опытные методисты, академики Российской академии образования, доктора и кандидаты педагогических наук, преподаватели вузов. Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует: комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения, высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой, формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться, полноценное соединение знаний и практических навыков, объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс, обеспечение реальной социализации учащихся. В комплект для 2 класса входят учебники: «Русский язык» «Математика» «Литературное чтение» «Окружающий мир» «Английский язык» «Изобразительное искусство» «Музыка» «Технология» «Физическая культура» Каждый учебник обеспечен рабочими тетрадями для учащихся и методическими пособиями для учителей, а также электронными приложениями и аудиодисками. В 2010 году учебники комплекта «Планета знаний» прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному образовательному стандарту. Учебники одобрены Российской академией наук и Российской академией образования, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень школьных учебников.

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Солнце» (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Звезда по имени Солнце»

План Что такое Солнце? Планеты солнечной системы. Солнце – звезда. Стих про солнце.

Солнце – это огромный пылающий шар. Температура на поверхности Солнца – 20 млн. градусов. Солнце в 109 раз больше Земли. От нашей планеты до Солнца 150 млн. километров.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце не просто светит днём, оно создаёт нам день. Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны.

Солнце спит и небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, Небо тучей заволок, И деревья раскачал. Дождь по крышам застучал, Барабанит дождь по крышам Солнце клонится всё ниже.

Спасибо за внимание

Номер материала: ДБ-1087237

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Власти Москвы объявили об обязательной вакцинации работников сферы образования

Время чтения: 2 минуты

Августовскую выплату распространят на школьников с ОВЗ старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Уральскому студенту снизили дипломную оценку за цветные волосы

Время чтения: 1 минута

В Москве будут штрафовать за использование детских площадок на период ограничений

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки назвали вузы с бюджетными местами на подготовительных курсах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Учебник Окружающий мир 2 класс Поглазова Шилин часть 2

Поглазова, 2 кл. Ч. 2 65 1 января россияне празднуют Новый год, 7 января — Рождество Христово, 8 марта — Международный женский день. Праздник весны и труда — 1 мая. Традиционно люди отмечают день своего города или села и свои национальные праздники. Как и во всём мире, в нашей стране считаются важными дни охраны природы. Всемирный день воды — 22 марта. Люди всего мира отмечают этот день, понимая особое значение и важность воды для жизни. 22 апреля — День Земли. Все жители планеты выходят в этот день сажать деревья, убирать мусор, чтобы наша Земля была чистой и красивой. 66 ш ■■ ‘ ш у детей нашей страны есть свои праздники: 1 сентября — День знаний, 1 июня — День заш;иты детей. Есть свои праздничные дни и у представителей разных профессий. Отмечают свой праздник шахтёры, железнодорожники, врачи. 5 октября празднуется Международный день учителя. В этот день отмечают заслуги учителей и воспитателей. 12 апреля — День космонавтики. В этот день в 1961 году наш соотечественник Юрий Гагарин впервые поднялся в космос и облетел Землю на космическом корабле. В 2011 году космонавты отметили 50-летие своего профессионального праздника. D Узнай, в какие дни твои родители отмечают профессиональные праздники. И Подумайте, какими делами можно отметить дни охраны природы. Ик Проверь свои знания и умения, выполнив тест № 10. 67 Столица России Какой город является столицей современной России? Знаешь ли ты, какой ещё город был раньше столицей нашего государства? Москва — столица России. Это один из её древних городов, вокруг которого в течение многих столетий объединялись земли в единое государство. В Москве находится глава нашего государства — Президент России. Его резиденция (место пребывания) — Московский Кремль. Здесь он принимает глав других государств, иностранных послов, вручает награды за трудовые и боевые подвиги гражданам России. Московский Кремль 68 Памятник Юрию Долгорукому Московский университет Памятник А. С. Пушкину Первое упоминание о Москве относится к 1147 году. С этой даты и ведёт отсчёт своих лет город. Здесь много различных предприятий, научных центров и университетов, музеев и театров. Знамениты её Кремль, старинные храмы и дворцы. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал». Называли Москву белокаменной, златоглавой, хлебосольной. Храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя 69 Москва не всегда была главным городом России. По указу царя Петра I в 1703 году на реке Неве был основан город Санкт-Петербург. Вскоре город стал столицей России и оставался ею больше двухсот лет. Затем столицей снова стала Москва. Но и сегодня Санкт-Петербург называют северной столицей. Это порт международного значения и настоящий город-музей. Здесь много старинных дворцов и других памятников культуры. Памятник Петру I Исаакиевский собор I ■ г ,’г ? ‘ВИй’»’. ж Петродворец Казанский собор 70 тт^ ш Каким городам посвящены эти строки? 1’И11 , jj М *•! !»| U ifif 11 i,i i-i i *** Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен. Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах. Фёдор Глинка •к’к’к Люблю тебя, Петра творенье. Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье. Береговой её гранит. Твоих оград узор чугунный. Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный. Александр Пушкин 71 Российские города Ростов-на-Дону Казань В России много больших и малых городов. Одним уже больше тысячи лет, другие построены совсем недавно. Есть города, в которых живёт миллион и более жителей. Это Москва и Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Казань на берегу реки Волги, Екатеринбург и Челябинск на Урале. Город Иркутск известен тем, что стоит у места впадения реки Иркут в реку Ангару, которая вытекает из знаменитого озера Байкал. На Дальнем Востоке есть город Хабаровск, который стоит на берегу великой реки Амур. Хабаровск Иркутск 72 Мемориалы памяти в городах Смоленске и Пскове В нашей стране семь городов-героев, которые прославились героической обороной от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это Москва, Ленинград (так раньше называли Санкт-Петербург), Сталинград (сейчас Волгоград), Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск. Во всех городах-героях стоят памятники заш;итникам Родины. Есть в России и более 30 городов воинской славы. Среди них Белгород, Курск, Владикавказ, Туапсе, Великий Новгород, Архангельск, Козельск, Псков, Брянск. Почётное звание им присвоено в память о воинских подвигах в далёкие и недавние времена. Так, город Псков часто первым из русских городов принимал на себя удары врагов. И сегодня он готовит защитников нашего Отечества. Девяносто бойцов шестой роты 76-й Псковской десантной дивизии сдерживали натиск двух тысяч боевиков на Северном Кавказе. Восемьдесят четыре бойца погибли в этом бою, но не отступили. 73 Великий Новгород Нижний Новгород * Великий Новгород раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Он один из древнейших городов России, известен с 859 года. Ещё 600 лет назад его стали величать Великим Новгородом за богатства и славные дела, которые совершили его жители во славу родной земли. Есть в России и Нижний Новгород. Основан он в 1221 году, там, где река Ока впадает в Волгу. В этом городе более 400 лет назад было собрано ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков. Государственный праздник День народного единства (4 ноября) связан с этим событием. Каждый город красив по-своему и дорог сердцу тех, кто в нём родился и живёт. Подумайте, почему раньше города строили чаще всего по берегам рек, а кремль обычно ставили на холме. 74 Старинные города называли именами их основателей или рек, на которых они ставились. Названия сёл часто были связаны с именами первых жителей (Власово), их занятиями (Кузнецы), с особенностями местности (Холмогоры). По древней традиции у городов были отличительные гербы. Они имели форму щита, на котором изображали разные знаки. По ним можно было узнать о важных событиях в истории города, о занятиях его жителей. И Рассмотрите гербы городов России. Какие из ^ них рассказывают о занятиях жителей города? Гербы городов: 1. Тула. 2. Москва. 3. Санкт-Петербург. 4. Саратов. 5. Хабаровск. 6. Пенза Если хочешь, подготовь сообщение о гербе своего родного города. 75 Ж’, й- «||р; 7 ■ЧмШ^ ‘ ‘» ■■■’^ И Найди в текстах ответы на вопросы. • Почему центральную часть герба России занимает герб Москвы? • Всегда ли Москва была столицей нашего государства? • Кто основал Санкт-Петербург? На берегу какой реки он стоит? В Знаешь ли ты, сколько лет Москве, Санкт-Петербургу? Сведения можно найти в Интернете. Рассмотрите рисунки. Какой проект задумали ученики? В каком городе они живут? Что они хотят рассказать о нём? И Подготовьте сообщение о родном городе или об областном центре. Узнайте, как произошли их названия. Чем они знамениты? Какие памятники есть в них? Кому они посвящены? Проверь свои знания тестовую работу № 8. и умения, выполнив 76 у Горожане и селяне Чем различаются условия жизни селянина и горожанина? Какие постройки, кроме жилых домов, есть в городе (в селе)? Семья может жить в селе или в городе. В небольшом сельском доме или в многоэтажном городском небоскрёбе. Но каждая семья — часть большого коллектива людей, которые живут и трудятся вместе, создавая всё то, что тебя окружает. Строят дома, прокладывают дороги, производят разные необходимые в быту товары, выраш;ивают на полях овош;и и зерновые культуры. Вместе отдыхают и занимаются спортом. В каждом городе есть промышленные и жилые зоны, места для отдыха, занятий спортом. Специальные службы занимаются озеленением города, следят за чистотой воздуха и воды. 77 Городские строения проектируют архитекторы*. Они рассчитывают, сколько и каких домов надо построить. Как расположить дома, чтобы в них было светло, где провести дороги, где оставить островки природы. Планируют, где будут парки и скверы, бульвары и проспекты. Кроме жилых домов, в городах возводят другие здания и сооружения: библиотеки, театры, почты, магазины, больницы, стадионы. Рассмотри фотографии. Какие зоны города на них изображены? Обсудите, чем город отличается от села. Поче- му в нём строят многоэтажные дома? 1 78 -Я , ’ м 1*^1 ‘^’ Проблемы современного города % Ш’ Какие зоны есть в городах? Какие специальные службы есть хозяйстве? Чем они важны? в городском Городское хозяйство большое и сложное, а значит, и проблем много. Проблема первая чистота улиц и дворов. Жители деревни сами следят за чистотой своих дворов и улиц. Городские дворы убирают дворники, улицы — специальная техника: поливочные, снегоуборочные и другие машины. Выезжает техника ночью, чтобы не мешать движению городского транспорта. Осенью в городах убирают листву, зимой снег, весной прочигцают колодцы, в которые стекают талые воды. 79 Обсудите, что называют отходами. Какие их виды могут быть у ученика, у городского жите- Lil ля? У заводов и фабрик? Как городские службы решают проблему отходов? Что такое свалка? Рано утром во дворе дома раздаётся сигнал специальной машины, которая забирает отходы, накопившиеся у его жильцов. Куда увозят их машины? Возможно, на заводы, где отходы сортируют и перерабатывают, превраш;ая в удобрения, в рулоны новой бумаги, переплавляют в металл для новых изделий. Если таких заводов нет, то отходы увозят за город, на свалку. Там они гниют, отравляя воздух. i 80 и □ Наблюдал ли ты около загородного шоссе стихийные свалки отходов горожан, которые отдыхали на природе? Правильно ли поступают эти люди? Какие советы ты бы им дал? ♦ Никогда не находись возле свалки. Это опасно для здоровья! Воздух около неё отравлен ядовитыми веществами, которые выделяют раз- ^ ные бытовые и промышленные отходы. ‘———————————————— п еЛа Огромный магнит отделяет металлические банки, болты, трубы, отслужившие свой век корпуса автомобилей от других изделий — пластмассовых, резиновых, деревянных, стеклянных. Металлические изделия плавят в печи. Расплавленный металл выливают в специальные формы, где он остывает. 6—Поглазова, 2 кл. Ч. 2 81 Теперь из него можно делать новые машины, станки, трубы и другие металлические изделия. Так можно вторично использовать металлы, сохраняя при этом природные богатства. ^ Домашние опыты. Опыт 1. Убедись, что с помоидью магнита можно сортировать разные изделия. Проверь, какие предметы притянутся к магниту. Сделай вывод, что можно поднимать с его помощью. Опыт 2. Убедись, что магнит действует через стекло, воду, картон. Помести железную скрепку на линейку, а под неё магнит. Заставь скрепку двигаться. Опусти скрепку в стакан с водой. Прижми магнит к стеклу и подними её со дна стакана. Нарисуй на листе картона лабиринт. Проведи по нему скрепку с помощью магнита. 1 Проблема вторая транспорт, В городе много дорог, по которым движется городской транспорт*: пассажирский, грузовой, машины специального назначения. Назовите виды транспорта, которые вы видите на фотографиях. Чем они различаются? 6* 83 В крупных городах рельсы прокладывают под землёй. По ним движутся с большой скоростью электропоезда. Метрополитен помог разгрузить городской пассажирский транспорт. Л • Никогда не беги по эскалатору. Держись за поручень. • Нельзя стоять близко к краю платформы. Это опасно. • Проходить через турникет надо только при зелёном огоньке. \_________________________________________________ Чтобы горожанин мог добраться до нужного места, в помощь ему составляют карту города. На ней условными знаками указаны отдельные здания, номера маршрутов пассажирского транспорта и места их остановок. Есть и схема у метрополитена, по которой можно узнать, как добраться до нужной станции. • На какие группы можно распределить наземный транспорт? • Чем различаются дороги, по которым ездят автобусы и трамваи? • Какие машины специального назначения, кроме «скорой помощи», ты знаешь? • Какой вид личного транспорта меньше всего загрязняет городской воздух? В Попутешествуйте по городу, схема которого изображена на с. 85. Сколько условных знаков вы нашли на схеме? Сколько видов транспорта сменит мальчик, пока доберётся до парка? 84 85 1 Рассмотрите фотографии и обсудите, чем различаются виды водного транспорта, которые вы видите на них? л Лодка Катер Теплоход i Яхта гй’: ■■ JlZLh mVi щзШнкзв»; Метеор Подводная лодка 86 Чаще всего люди селились на берегу моря, реки или озера. Поэтому во многих городах и сёлах пользуются водным транспортом. Как он создавался? Сначала люди подсмотрели, какие приспособления есть у животных, чтобы плавать по воде, и придумали лодку, весло, парус. С изобретением двигателей появились пароходы, катера, самоходные баржи. Сложнее было придумать большие корабли, которые могли бы отправляться в многомесячные плавания и выдерживать морской шторм. Сегодня плавают по морям большие пассажирские и грузовые суда, подводные лодки и корабли на подводных крыльях — метеоры. В северных морях путь кораблям прокладывают во льдах атомные ледоколы. Исследуют глубины морей специальные суда — батискафы. Ледокол Батискаф Обсудите, на какие группы можно распределить водный транспорт. Знаешь ли ты значение слов «палуба», «каюта», «камбуз», «капитан»? 87 Й -’f Ш Сравните виды воздушного транспорта, которые вы видите на фотографиях. Чем они различа-ются? Воздушный шар Дирижабль 4 mi» Параплан Дельтаплан Вертолёт Самолёт и планёры 88 Небо всегда манило человека. Мечтал он полететь, как птица. Много неудач постигло людей, пока они освоили воздушный океан. Сначала появились воздушные шары. Их наполняли тёплым воздухом или лёгким газом, чтобы они поднимались вверх. Затем изобрели дирижабль, полёт которого управлялся паровыми двигателями. Примерно сто лет назад начали создавать самолёты, вертолёты и безмоторные летательные аппараты — планёры. Сбылись мечты людей. Сегодня они летают на больших самолётах и даже на космических кораблях. Аэропорты строят рядом с городами. Это и шум, и загрязнение воздуха, и опасность аварии. Но люди не хотят отказываться от столь быстрого вида транспорта. Начинают решать эти проблемы. Аэропорты стараются строить как можно дальше от города. Авиаинженеры создают менее шумные и более безопасные конструкции двигателей. Думают и об очистке выхлопных газов, которые вредны для здоровья. Обсудите, на какие группы можно распределить воздушный транспорт. Какие проблемы возникают при его использовании? 89 ‘ . -‘а иУЩ?’ ’’i W: Путешествие по залам музеев Бывал ли ты в каком-нибудь музее? Какие экспонаты тебе понравились? Что можно увидеть в музее под открытым небом? Ты уже путешествовал в природу. Многое узнал о небесных телах и земной поверхности. Понял, что природу надо беречь, сохранять её чистоту и красоту. Сегодня ты отправишься по музеям. Они бывают разные. В историческом музее можно познакомиться с историей веш;ей, которые нас окружают. Например, узнать, какие предметы наши предки использовали в быту, из чего их делали. Чем они освеш;али свои жилиш;а, во что одевались и обувались, как писали и считали, чем питались. В таких музеях собирают, хранят и показывают предметы старины. Исторический музей и его экспонаты г %«, 90 Ископаемые окаменелости древних животных и растений хранятся в палеонтологическом музее. В 1999 году в Амурской области был отрыт первый скелет олоротитана. Длина этих утконосых растительноядных динозавров достигала 10 метров. • Если бы ты был археологом, какие раскопки и где проводил бы? 91 1 W till ш ^ > fff,^1^1 tiiitimi -niui-if.’ и A Ш)т. ii: шц! ш, % I’h %f’’ ^ , ‘ ^ir’> ,\Ш S’ Проверь свои знания и умения, выполнив тест №11 и тестовую работу № 9. 101 Мир искусства г’^-1 Много прекрасного сотворили люди искусства! Серый холодный камень скульптор превратил в изящную «живую» фигуру. Художник красками и карандашами показал красоту природы. Семью нотами композитор смог передать шум волн, пение птиц, полёт шмеля, радость и грусть. Бесценные произведения литературы хранятся в литературных музеях. Шедевры изобразительного искусства собраны в художественных музеях. Третьяковская галерея, г. Москва i|;4 itl s *;-gfT’VI .L-V лГ ‘ Ч -ы. ;i! r Ste» i ai«a. f- ‘- Эрмитаж, г. Санкт-Петербург 102 Ills Щ4 #%| мм * в Эрмитаже находится более трёх миллионов картин, скульптур, изделий из драгоценных металлов, стекла и других произведений искусства. В музее 353 зала. Если в каждом зале ты будешь находиться 10 минут, то тебе понадобится 60 часов, чтобы обойти весь музей. Рассмотри репродукции картин. Что отразили художники в своих полотнах? ‘I. . ‘4 W — S’# т;,. . -i ■®С . ■ ■■ ■ ‘igpj И. Левитан Золотая осень В. Поленов Дорога у деревни А. Саврасов Зима И. Шишкин Дубовая роща 103 I/ ■7Ш— . 4.’ ‘ •Ч’ Красота природная и рукотворная Чем примечательно строение листьев и цвет- i ков растений? ? Обращал ли ты внимание, как расположены и j окрашены крылья бабочек? I Рассматривал ли ты крупные снежинки? Вое- | хищался ли их формой? | 104 Среди окружающих тебя предметов часто встречаются такие, у которых одинаковые левая и правая или верхняя и нижняя половинки. Такие предметы называют симметричными. Слово «симметрия» — греческое слово, оно означает «соразмерность». Линия, которая делит предмет на две равные части, называется линией или осью симметрии. Одинаковые детали таких предметов расположены на равных расстояниях от линии симметрии. Они как бы зеркально отражают друг друга. Такую симметрию называют осевой, или зеркальной. Если одинаковые части предмета повторяют друг друга при повороте, то такой предмет имеет поворотную, центральную симметрию. Точка, вокруг которой поворачивается фигура, является центром симметрии. D Какие симметричные предметы есть в вашем классе? Как в нём расположены светильники, парты? Рассмотрите, как расположены листья, цветки комнатных растений. 105 Одинаково ли расположены скрепки на картинках? На первой из них они лежат беспорядочно, а на второй — в определённом порядке. Все они лежат вдоль одной прямой на равных расстояниях, имеют одинаковый наклон. Такой порядок фигур имеет переносную симметрию. Фигуру, которая многократно повторяется, называют ячейкой переноса. В нашем случае это скрепка. Предметы или их части, расположенные в определённом порядке, образуют узор. Если он располагается вдоль одной полосы, это бордюр. Симметричный узор, расположенный на плоскости, называют орнаментом. am Вырежи из бумаги любую симметричную фигуру. Подумай, с чего надо начинать её рисовать. Как проверить, симметрична ли она? 106 Наблюдал ли ты, как украшены здания, мосты, решётки оград? Обращал ли внимание, какие вещи в твоём доме особенно красивы? Рассмотрите фотографии. Обсудите, чем красиво то, что на них изображено. Какие виды симметрии использовали люди, создавая свои изделия? 107 Не только прочность, долговечность и польза являются качествами, которые характерны для изделий человека. Люди ещё стремятся делать всё красивым. Дома украшают настенной росписью, колоннами, ограды парков и мостов — красивым чугунным литьём. Симметричным узором выкладывают паркетные полы, украшают стены и потолки. Многие народы украшают орнаментами предметы быта и одежду. Узоры лепят, вырезают, вышивают, вяжут. Древние греки говорили, что симметричное изделие будет одновременно прочным и прекрасным. И ты уже понял, что человек учился красоте у природы. Какие виды симметрии есть в строении тел разных животных? 108 Обсудите ответы на вопросы. ^ J Какие предметы называют симметричными? Как их можно расположить? • Где особенно важна симметрия? В каких случаях ею можно пренебречь? • Какие виды симметрии использованы в этих изделиях? □ Что ты можешь дополнить? В окружающем мире встречаются предметы симметричной формы и окраски. Это листья и цветки растений, узоры на коже ящерицы и крыльях бабочки, разные изделия людей. Главный признак симметричных предметов -соразмерность, одинаковость и повторяемость их частей. В своих изделиях люди используют осевую, центральную и переносную симметрии. f Шш Проверь свои знания и умения тестовые работы № 11 и № 12. выполнив 109 I Словарь Архитектор — проектировщик зданий и пространственной среды для жизни и деятельности людей. Берёста — верхний слой берёзовой коры. Бурдюк — мешок из шкуры животного для перевозки жидкостей. Быт — общий жизненный уклад, повседневная жизнь. Водопад — падение воды в реке с уступа, который пересекает её русло. Герб — официальная эмблема (символ) государства, а также города, рода. Гимн — официальный символ государства, торжественная песня. Глашатай — в старину человек, объявлявший официальные известия. Гонец — в старину человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием. Сейчас -курьер. Гражданин — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства. Законы — правила жизни, установленные государством и обязательные для выполнения всеми его гражданами. Канал — водоток с искусственным руслом. Сооружается для соединения рек. Лава — магма, излившаяся из трещины земной коры на поверхность при извержении вулкана. Ледник — естественное скопление льда, которое медленно движется по земной поверхности. 110 Магма — расплавленная жидкая масса внутри земного шара. Материк — (континент) крупный массив земной коры, большая часть которого выступает над уровнем Мирового океана. Национальность — принадлежность к общности людей, живущих на одной территории, говорящих на одном языке, имеющих общую культуру. Палеонтология — наука об окаменелых ископаемых животных и растениях. Папирус — древний материал для письма, изготовленный из стеблей водного растения папируса. Плотина — сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды. Полезные ископаемые добываемые горные породы, используемые в хозяйстве человека. Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в одном литре. В морской воде — 35 граммов различных солей в одном литре. Родник — естественный выход подземных вод на земную поверхность. Тоннель — сооружение над землёй или в горах в виде коридора, по которому проложены пути. Туесок — берестяной короб с плотно прилегающей крышкой. Турбина — двигатель, вращение в котором происходит за счёт энергии пара или движущейся воды. В соединении с генератором вырабатывает электрический ток. Шторм — очень сильный продолжительный ветер, вызывающий сильное волнение на море. 111 Содержание ПРИРОДА ВОКРУГ ТЕБЯ (продолжение) Мы живём на планете. 3 День и ночь на Земле. 8 Спутник Земли. 11 Путешествие по Луне. 14 Наша «солнечная семья». 16 Поверхность нашей планеты. 18 Земные просторы. 24 Какими бывают горы. 28 Горы и люди. 31 Вода на Земле. 35 Пресные воды суши. 39 Реки и люди. 42 Озёра, пруды, болота. 44 Водоёмы в опасности. 50 ТВОЯ РОДИНА Твоя Родина — Россия. 54 Государственные символы России. 59 Законы России. 62 Праздники в жизни россиян. 64 Столица России. 68 Российские города. 72 Горожане и селяне. 77 Проблемы современного города. 79 Путешествие по залам музеев. 90 Мир искусства. 102 Красота природная и рукотворная. 104 СЛОВАРЬ. 110 112 ife ш ФИО Илае Период 1 ^ л 2 3 4 5 ■ГТУвТ* h 117485, n Москва, а/я 65 Тел./факс: (495) 334-11-69, 333-33-03, 330-51-43 214000, г. Смоленск, а/я 214 Тел ./факс: (4812) 38-55-41 www.a21vek.ru ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН WWW. kniga21 vek. ru WWW. book-for-school. ru Электронная почта: shop@kniga21vek.ru СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ Для общения с коллегами и обмена опытом по образовательной системе «Гармония» создана социальная сеть www.garmoniya-club.ru Учебное издание Поглазова Ольга Тихоновна Шнлнн Виктор Дмитриевич Окружающий мир Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений В двух частях Часть 2 Редактор Е. Л. Бакланова Художники А. Г. Воробьев, С. В. Богачёв, О. Н. Крамаренко, В. В. Ушаков, Е. А. Иванченко Технический редактор О. В. Клюшенкова Внешнее оформление О. В. Попова Компьютерная вёрстка О. В. Клюшенкова, О. В. Попова Корректоры Л. В. Веселова, И. И. Матвиешина ООО «Издательство «Ассоциация XXI век» 214004, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 27а, 143. Подписано в печать 22.10.12. Формат 84×108 16* Гарнитура SchoolbookCSanPin. Печать офсетная. Бумага офсетная. Объём 7,0 п. л. Тираж 50000 экз. Заказ № 33311 (к-§ш) Отпечатано в ОАО «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1. 1Т1Г ВЕРЯ :Г^ to л 1 \ ■ ‘\’Я^ ) V.s-‘ ^ Vas& 5^04.0 -С. в «Ь ** в -% ®^СРе5» % Яосифз^ в ’ БАРЕНЦЕВО , Мурманск ПОЛЬША >/ ^ / /Ч ЛИТВА/ >’_,0;гп^ ДХ ‘■•’■»‘‘•-^Пс’коб, бург М о Е Wr ^ 17 \ ) /’>V- ^ ^^Мрленск Дел. Новгород»АрханТельск’^».^^^’, М8′ \ ^1. АРХА ^ )-,#Твер15’^-“\15Р^°’’Ж -фянс1^*^М5(^КВА-^^ Ярославль V. _ , л /V • . ^i^’,^^-rir^r, .J V \ \е \J’’^ am НарЬЯН-МаР) : „ГЕЛЬС^^.1. ^Ладдр’;- ) ^ ) z’ ->J -РЕСПУБЛИКА Дост^рма ч ,^_ Иваново ла»-г- ^ ^ Y — Рязани’-‘: \ Липецк ‘■ *Ниж.19^ гО • — ‘POtf.’v/ ‘и’й^°®»°’^-Й£)шк*ао-Йлг’ ■■’•’•’-V Гвбпон^ » ■Чебо1(зар>1*ч«у“‘^“Р-У^? . авт. округ Г ^ Тамбов ^У;1р—У mior^ пермскииу чмансийскии, V. _Оаранек ^ Белгород’ , И)кёвсх ^^»С^-‘Упь^овс^Ч^^ КРАЙ 5 \ ^^Краенодар / ^-1 Н 0^ 14-ш -•-( e# СА? Оре’нбург’’^ ^1-4-ч- ^ . > I. то г / z’ ч А. ^ \ •

—1i Г /С ^•^•^Ьрно-Алтайск Хът 1 Республика Адыгея (Адыгея) 2 Республика Дагестан 3 Республика Ингушетия 4 Кабардино-Балкарская Республика 5 Республика Калмыкия 6 Карачаево-Черкесская Республика 7 Республика Марий Эл 8 Республика Мордовия 9 Республика Северная Осетия-Алания 10 Республика Татарстан (Татарстан) 11 Удмуртская Республика 12 Чеченская Республика 13 Чувашская Республика-Чувашия 14 Республика Хакасия 15 Краснодарский край 16 Ставропольский край 17 Ленинградская область 18 Новгородская область 19 Нижегородская область 20 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 21 Агинский Бурятский автономный округ 22 Еврейская автономная область киТАЙХ. М Цифрами обозначены: I ЭСТОНИЯ II АРМЕНИЯ III АЗЕРБАЙДЖАг Е л о в и Т Ы Й ^ Анадыр -р^‘ ТАИМЫРСКИ (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ) ‘ АВТ. ОКРУГ 1ка -/ / ‘ Он РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) Магадан ; ‘) 1 I ^ I Командорские о-ва (Россия) «=> со ICK ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТ. ОКРУГ Я Тура и L5- о я \ ^ Якутск* » I /\ О \ „ «» V. ч Г’ V. -) W ^ л г ‘ ^ ‘ ‘) >■ ч.. ■»^^читииекАЯ) зыл ;ЛЙ^ И ^ -Ui^-ro f Л jv Иршсм»,-,^, ^ г.Асинскоеч Петр’опавловск- Kaj^TCKHH ‘

4 »% Южно- 3? — 2 и ^ ^ ‘ -0 2r * • ,- Cb s ОВЛ/; ‘^.^лаговеЩенсх.. ^ ^Сахалинск ^ \ e—., -r i, Ч \ r-^ О ^ -БичЬбвдан^. О H \ г о л и / я к и ( X J ^

Источник

Читайте также:  Как по египетски солнце хлеб
Adblock
detector