Меню

У него были опаленные летним солнцем

Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Морфология и орфография. Причастие. 7 класс ( урок 16-46 )

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели:

  • Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
  • Развивающая: развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.
  • Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Повторение изученного о причастии.

1). Слайд № 2. Фронтальный опрос:

  • Что такое причастие?
  • Как определить падеж у причастия?
  • Что называется причастным оборотом?
  • Как на письме выделяется причастный оборот?

2). Слайд № 3. Выполнение задания с самопроверкой по слайду. Учитель проецирует слайд с заданием, а когда учащиеся выполнят задание, нажав кнопку мыши, открывает правильный ответ и критерии оценки.

Задание. Укажите признаки прилагательного у данных причастий:

увидевшего, нарисованному, вылетевшими, протянувшуюся, о замёрзшем .

3). Слайд №4. По картинке составьте предложение с причастным оборотом и сделайте его синтаксический разбор. Учащиеся называют свои варианты предложений. Ученик, предложивший наиболее удачный вариант, идёт к доске, записывает предложение и делает синтаксический разбор.

Объяснение нового материала.

1). Слайд №5. Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Как можно охарактеризовать солнце по его действию на море, на берег? А как мы охарактеризуем море, берег? Какой предмет сам производит действие, а какой испытывает на себе действие со стороны другого предмета? Вы уже знаете, что причастие обозначает признак предмета по действию, а теперь подумайте, признак активного или пассивного, действующего или испытывающего на себе действие предмета обозначает действительное причастие? А страдательное?

2). Слайд №6. Работа с таблицей. Формулирование правила, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.

Закрепление нового материала.

Слайд №7. Перед ребятами три анимационных картинки. К каждой картинке надо составить по два словосочетания (с действительным и страдательным причастием) и записать их в тетрадь. Нажав кнопку мыши, учитель открывает ответы:

  • тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);
  • мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);
  • человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком (страд.).

Слайд № 8. Учащиеся должны придумать со словами, предложенными на слайде, предложения и записать их в тетрадь, определить действительные и страдательные причастия.

Слайд №9. Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант — со страдательными.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

По слайду № 10 ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.

1 вариант:

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

2 вариант:

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

Слайд №11. Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:

съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд № 9 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Действительные причастия Страдательные причастия
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.
Читайте также:  Дневные звезды никогда не видны их затмевает солнце знаки препинания

5. Подведение итогов урока.

Слайд № 12. Учащиеся отвечают на вопросы.

1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?

2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?

6. Домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

Источник

Обобщающие задания по курсу орфографии

Многочисленные врачи, среди которых был и небезызвестный приезжий профессор, вряд ли рассчитывали и предполагали, что их престарелый пациент, генерал в отставке, частенько не соблюдал ни диеты, ни установленного режима.

Они выросли в предместье приморского городка и были ровесниками. Городишко утопал в зарослях акаций, вишен и крыжовника. Дорожки в саду были аккуратно расчерчены и выровнены. Старожилы города не помнят ни снежных бурь, ни метелей, ни морозов. Лишь изредка, два-три раза в год, полчища разъяренных туч налетали с моря и городок сотрясался под ударами девятибалльного шторма. Деревья приклонялись к земле.

Уже довольно долго пробирались мы нехожеными тропами и неезжеными дорогами, стараясь до наступления темноты выбраться на асфальтированное шоссе. Погода была безветренна, только изредка чуть заметно шевелились ветви деревьев, колеблемые легким дуновением, доносившим пряный аромат свежескошенного сена. Вся левая сторона небосклона была освещена заходящим солнцем, а правая как будто занавешена поднимающимися в бездонную высь облаками. Слышался несмолкаемый птичий гомон, да откуда-то справа доносился скрип немазаной телеги и стук копыт подкованной лошади. Вскоре телега поравнялась с нами, мы стали рассматривать проезжающих. Это были опаленные летним солнцем труженики, утомленные тяжелой работой Руки их были исцарапаны сучьями, ноги испачканы землей, но румяные лица были взволнованны и еще хранили энтузиазм прошедшего трудового дня. Они возбужденно рассказывали друг другу обо всем виденном и слышанном за день.

Телега скрылась, и снова наступила тишина, нарушаемая только шорохом придорожного конопляника да непрестанным щебетанием неугомонных птиц. Невдалеке бродят по скошенным лугам стреноженные лошади, хотя сено еще не везде убрано.

Но вот и долгожданное шоссе. Где-то рядом должна быть и лесная сторожка, заранее намеченная нами для ночевки. Виднеющаяся среди сосен ярко-зеленая крыша, крашенная масляной краской, избавила нас от долгих поисков.

Изба разделена дощатой перегородкой на две комнаты. Половина одной из них занята свежевыбеленной печью, на которой стоит глиняная квашня с замешенным тестом. В углу стоит небольшой деревянный стол, покрытый стираной полотняной скатертью.

В другой комнате располагается большая никелированная кровать, занавешенная ситцевым пологом. Некрашеные полы всюду чисто вымыты и тщательно проконопачены. В окно виден двор, уставленный поленницами дров.

Из-за перегородки вышел не замеченный нами ранее старик болезненного вида. На ногах у него, несмотря на лето, поношенные валяные

сапоги. Это, по-видимому, престарелый отец хозяина. Лицо его угрюмо и сосредоточенно. Вскоре на столе появились масленые блины, соленные в бочке огурцы, вяленая копчушка, стеклянная бутыль с клюквенным квасом, настоянным для запаха на смородинном листе. Мы с аппетитом принялись за еду.

Пахло разнотравьем, и было душно. 2. Он сиял здоровьем и свежестью и с удивительной легкостью вбежал на мостик. 3. Начните работать, и вы почувствуете радость труда. 4. Два-три прыжка — и зверя не стало. 5. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских петухов и шлешь ответ. 6. Вот потянуло ветерком, и свежее вздохнула ночь. 7. Рабочие объявили забастовку, и их незаконно увольняют. 8. Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня в те самые места. 9. С вечера нет воды, и от этого еще тоскливей. 10. Север дышит ветром ночи и попынь колышет.

1 Единственное, что у старика сохранилось, — это пуповина, связывающая его с прошлым. 2.

Один шаг назад — и он рядом с Пизанелло. 3.

Дэвид понял, что произошло с ним за истекшие два дня: ему дали возможность взглянуть на свое утраченное «я», и его заблуждение рассеялось. 4.

Когда он подъезжал к Иль-де-Франсу, небо, точно перекликаясь с его унылым настроением, покрылось тучами. 5.

Лето умерло, пришла осень, й с нею — конец зеленой растительности. 6.

Стало грустно, и подавленное состояние у него не проходило. 7.

Наконец он достиг предместий Парижа и, петляя по улицам, отвлекся от копания в себе. 8.

В Париж они с Бет не собирались заезжать, решив следовать прямо в Ардем, где находился коттедж их знакомого, а до него — еще целый день езды, и поэтому надо было где-то остановиться и передохнуть. 9.

Читайте также:  Годовое вращение земли вокруг солнца смена времен года

Он принял душ и заставил себя перечитать наброски своей вступительной статьи к книге «Искусство Генри Бресли», пока его личные впечатления еще не утратил свежести, чтобы посмотреть что надо изменить, что добавить, на чем сделать упор. 10.

Он стал искать почтовую бумагу и нигде ее не обнаружил (в гостиницах такого типа останавливаются трлько на ночлег, и почтовой бумаги

здесь не водится). 11.

Он достал из чемодана блокнот и, положив перед собой, смотрел на него, не в силах написать что-нибудь. 12.

Так бывает с художником, который трудится над картиной, зная, что она плохая, и поэтому ему хочется уйти от нее. 13.

Рана заживет, корка отвалится, и кожа будет гладкой, как прежде.

1. Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно. 2. Дети — цветы жизни, но не давай им, однако, распускаться. 3. Главное — сделать себе не имя, а отчество. 4. Он знал, что душа — предрассудок, а все-таки она у него болела. 5. Ученье — свет, а неученых тьма. 6. Хитрость есть оружие слабого и ум слепого. 7. Слабеющая память подобна потухающему светильнику. 8. Писательство не искусство наживы. 9. Роса как жалости слеза, что набежала на глаза. 10. Лев — знак королей и президентов. Его одежда — источник разговоров для приятелей: то у него мальчишеский вид, то весьма представительный и богатый. Его суждения понятны, как и весь его стиль.

1. На картинах Левитана знакомые с детства вещи: стога сена, маленькие реки, одинокие золотые березы — изображены с любовью и печалью. 2. Лучше всего передана печаль прощальных дней, и сыплющихся листьев, и трав, увядающих в предзимнюю пору. 3. У великих мастеров литературы и живописи пышность красок и языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. 4. Портреты предков, ордена, и оружие, и документы, и драгоценности — все воспитывало дворянского отпрыска «делателем» истории. 5. Мотоцикл закашлял, зачихал, стрельнул и сперва медленно, потом все быстрее и быстрее покатил по тряской дороге. 6. Лиственные деревья: осина, ольха, береза — еще голы. 7. Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было. 8. Как Пушкина, так и Лермонтова волновала тема назначения поэта и поэзии. 9. Утренние лучи пробуждали ее вечно молодую улыбку, зажигая на щеках яркий румянец и заставляя блестеть глаза.

Выехали на арбатскую площадь, проехали по Пречистенскому бульвару и, свернув направо, остановились на Сивцевом Бражке. 2.

Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. 3.

Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в нескошенной траве и пряжей налипала на весла, и на лица, и на удилища, и на рога коров.

Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку легкими и липкими сетями. 5.

Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин, ни лесничий. 6.

Откинувшись в кресле, он смотрел на нас и, наверное, как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном, прислушиваясь к гудению дождя по тесовой крыше. 7.

Не отказывает же себе каждый из них в других удовольствиях: во вкусном обеде, в покупке нарядов, в посещении выставки. 8.

Откинувшись на спинку дивана и положив ноги на пуф, она читала вслух какой-то французский журнал. 9.

Я запомнил ее правильный, будто выточенный, овал лица, красивый рот и очень ясные серо-голубые глаза, казавшиеся еще светлее на фоне загорелой кожи и совсем не отрешенные, как во время чаепития. 10.

Прелестная погода, новые впечатления и, конечно, беспокойная и вместе радостная мысль о цели путешествия, к которой он приближался, — все создавало приятную иллюзию холостяцкой свободы.

1. Я так же, как и остальные, не в состоянии предугадать все грозящие нам опасности. 2. Демографический взрыв — явление чрезвычайно тревожное. 3. По подсчетам ученых-демографов, Земля через тысячу лет сплошь покроется людскими телами, прижатыми друг к другу. 4. Коля выкупался и, свежий, румяный, вскарабкался по обрыву. 5. Видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и сам шалаш. 6. Что-то родное виднелось в тумане, курившемся над прудом, и в молчании близкой ночи. 7. Благодушно настроенные, они утверждают, что демографический рост не опасен для землян. 8.

Читайте также:  Макемаке расстояние планеты от солнца

Театр вообще во всем мире относится к некоммерческой сфере, заведомо убыточной. 9. Леса, расположенные по обоим берегам реки,- это охотничьи угодья. 10. Осенняя погода, хмурая, с частыми до>кдями, не радовала нас. 12. Эта сумма, выданная только на варенье и равная нескольким студенческим стипендиям, поразила меня. 13. Для установления преступника была проведена опиравшаяся на последние достижения науки графологическая экспертиза. 14. Занятый решением этой волнующей загадки, я не заметил наступления сумерек.

Все граждане обоего пола записаны в аккуратные толстые книги, так хорошо известные Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову, — книги загсов. 2.

Среди этого океана стульев, сделанных из ореха, дуба, ясеня, красного дерева и карельдкой березы, герои романа должны найти ореховый гамбсовский стул с гнутыми ножками, таящий в своем обитом английским ситцем брюхе сокровища мадам Петуховой. 3.

Посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывают без пяти десять. 4.

В комнате из мебели был только лежавший на четырех кирпичах матрац в красную полоску. 5.

Обед на двоих, съедаемый честно пополам в вегетарианской столовой «Не укради», вырывал из бюджета супругов тринадцать рублей в месяц. 6.

Ослабленный вечным потреблением мяса, организм не в силах сопротивляться инфекции. 7.

Человек, лишенный матраца , большей частью пишет стихи. 8.

В обивке и пружинах матраца таится некая сила, притягательная и до сих пор не исследованная. 9.

Пятнадцать тысяч любителей футбола, возбужденных молодецкой игрой сборной Москвы, принуждены продираться к трамваю сквозь щель, такую узкую, что один легко вооруженный воин мог бы задержать здесь сорок тысяч варваров, подкрепленных двумя осадными башнями. 10.

Мороженщик катил свой зеленый сундук, полный майского грома, боязливо косясь на милиционера; но милиционер, скованный светящимся семафором, был не опасен. 11.

Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

1. Из ягод облепихи производят лекарственный препарат — облепихо- вое масло. 2. У него, сорокалетнего человека, навертывались слезы. 3. Этим летом я поехал в Тарусу — тихий городок на Ока. 4. За последние полгода у нас побывали главный колдун России Чудский, известная цели- тельница баба Нюра и «академик» Игнатенко. 5. Все, что связано с именем Леонида Якубовича, ведущего телепередачи «Поле чудес», вызывает интерес. 6. Белка ловко справляется с ее излюбленным кормом — орехами. 7. Как поэт, Пушкин не мог остаться равнодушным к красоте южной природы. 8. Со старшей дочерью, по имени Верочка, меня связывала долгая дружба. 9. Было начало июня — самое веселое время года. 10. Джулька и Тешка, черные королевские пудели, увидев друг друга, приветственно залаяли.

Кто он, розовощекий индивид, сидящий с салфеткой на груди за столиком и с аппетитом уничтожающий дымящуюся снедь? 2.

Это нормальный потребитель калорий и витаминов, тихий сорокалетний холостяк, служащий в госмагазине галантереи и трикотажа. 3.

Оставался самый томительный участок пути — последний час перед Москвой. 4.

Дом студентов-химиков давно уже был заселен людьми, имеющими к химии довольно отдаленное отношение. 5.

Тут вот рядом стоял скелет, собственность студента Иванопуло. 6.

Вдруг она заметила, что там переходят ее сегодняшние знакомые (а) — Бендер и его спутник (б), бритоголовый представительный старик. 7.

Белый мохнатый щенок с черными ушами — Чарли — лаял на лодку с берега и рыл песок. 8.

Мыши стаскивали в свои норы богатые запасы — забытые сухари и огарки, сахар и окаменелые куски сыра. 9.

Был конец ноября — самое грустное время в деревне. 10.

Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре — портрете художника Брюллова. 11.

Сложный узор — пышные розаны и маленькие хохлатые петухи — вспыхивал от синих пронзительных молний на занавесках. 12.

В этой деревушке жила со своим отцом(а) — лесным сторожем — девушка Настя (б), знаменитая в тех местах кружевница и красавица.

Источник

Adblock
detector