Российские фильмы, получившие «Оскар»
Совсем скоро в Лос-Анджелесе пройдет главное событие киномира — 93-я церемония вручения наград американской киноакадемии «OSCARS». Трансляцию «Оскар» смотреть в прямом эфире всем желающим предлагает онлайн-кинотеатр Okko. По этому поводу мы решили оглянуться на последние три десятилетия и посмотреть, какие российские фильмы были номинированы на «Оскар», а какие из них увозили домой престижные статуэтки.
Никита Михалков
Больше всего номинаций на «Оскар» за последние годы у мэтра советского и российского кино, режиссера «Утомленных солнцем» (1994) Никиты Сергеевича Михалкова — целых три. Также в копилке постановщика награды Каннского, Венецианского и других престижных кинофестивалей. А за упомянутый фильм в 1995 году он получил заслуженную статуэтку в категории «Лучший фильм на иностранном языке». На сегодняшний день это последний российский полнометражный фильм получивший «Оскар». История о событиях 1936 года настолько поразила британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра.
двойной клик — редактировать изображение
Михалков всё еще единственный русский режиссёр, который получил «Оскар». Он также был номинирован по разу до и после своего триумфа. Советско-французский фильм «Урга — территория любви» был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 1993 году, но проиграл популярному фильму «Индокитай» режиссера Режису Варнье. А в 2008 году на «Оскар» от России выдвинули картину Михалкова «12» в той же категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Любопытная история случилась с фильмом «Сибирский цирюльник» — изначально он мог претендовать на победу сразу в нескольких категориях, ведь значительная часть фильма была снята на английском языке. Но «Сибирский цирюльник» был дисквалифицирован из гонки за «Оскар» — по регламенту премии, фильм должен был хотя бы непродолжительное время идти в прокате на родине, но выпустить фильм в прокат создатели не успевали. Они пытались симулировать недельный прокат в одном из московских кинотеатров, но вести об этом быстро распространились по зарубежной прессе и фильм пришлось снять с гонки.
Андрей Звягинцев
Следующим фаворитом киноакадемии от России является режиссер Андрей Звягинцев. Его фильмы получали номинации два раза, в 2015 и 2017 году. За свой фильм «Левиафан» незадолго до «Оскара» Звягинцев уже успел получить «Золотой глобус». Но «Оскар», к сожалению, Звягинцеву так и не достался. В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в том году победила картина Павла Павликовского «Ида».
двойной клик — редактировать изображение
Успех снова ждал Звягинцева в 2017 году: он в очередной раз был номинирован на премию с фильмом «Нелюбовь». До этого картина получила специальный приз жюри на Каннском кинофестивале. Но, увы, победа снова обошла Звягинцева стороной.
Также по одной номинации на «Оскар» есть и у других российских фильмов — у «Кавказского пленника» Сергея Бодрова-старшего в 1997 году и у картины «Вор» Павла Чухрая годом позже. «Кавказский пленник» рассказывает историю двух российских военнослужащих, которые попадают в плен к жителю чеченского аула Абдул-Мурату. Одного из них сыграл сын режиссера Сергей Бодров-младший, который первоначально отправлялся на съемки разнорабочим, а в итоге получил главную роль. «Вор» Чухрая стал хитом на родине и стабильно входит в списки 100 лучших российских фильмов. А маленький Миша Филипчук, сыгравший героя Саню, после премьеры картины проснулся знаменитым. Главные роли в картине Чухрая исполнили Владимир Машков и Екатерина Редникова.
Российская мультипликация на «Оскаре».
Отдельного упоминания, безусловно, заслуживает российская анимация. За последние два десятилетия мультфильмы от России были номинированы на «Оскар» целых пять раз. Три номинации и одна победа принадлежат российскому художнику-мультипликатору из Ярославля Александру Петрову, а две других номинации — Константину Бронзиту.
двойной клик — редактировать изображение
В 1998 году мультфильм российского художника Александра Петрова «Русалка» был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм», однако проиграл компьютерному анимационному фильму «Игра Джерри». Зато в 2000 году его же невероятной красоты мультфильм «Старик и море», основанный на одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, завоевал премию в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм». Этот мультфильм сделан в сложной технике «живописи по стеклу», которая была изобретена в Канаде. Именно там в сотворчестве с оператором Сергеем Решетниковым Петров и создавал свою работу. «Старик и море» обошел конкурентов из Канады, Великобритании, Норвегии и Нидерландов. А в 2008 году Александр Петров получил свою третью номинацию на «Оскар» за мультфильм «Моя любовь». Пока что Петров остается единственным российским мультипликатором — обладателем «Оскара»
двойной клик — редактировать изображение
Еще один русский аниматор и любимец «Оскара» — Константин Бронзит. Этот петербуржец — одна из главных звезд отечественной авторской анимации. Он является трехкратным обладателем «Кристалла Аннеси», Гран-при самого престижного конкурса анимации в мире. И если принято считать, что Александр Петров в российской анимации отвечает за русскую душу и русское реалистическое искусство, то Бронзит работает в контексте европейской анимации. В 2009 году его короткометражка о сотруднице общественного туалета под названием «Уборная история — любовная история» приехала бороться за «Оскар». В 2016 году Бронзит был вновь номинирован за мультфильм «Мы не можем жить без космоса».
В онлайн-кинотеатре Okko вы можете посмотреть мультфильмы, номинированные или получившие «Оскар» за лучший анимационный фильм.
Источник
6 российских фильмов, получивших «Оскар»
В этот раз российские фильмы не попали в шорт-лист номинантов Американской киноакадемии, но так было не всегда. В копилке отечественного кинематографа есть не только номинации на «Оскар», но и шесть золотых статуэток в категориях «Лучший документальный фильм», «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший короткометражный анимационный фильм».
«Разгром немецких войск под Москвой»
Режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов, 1942 год
Документальная лента об обороне Москвы и контрнаступлении Красной Армии готовилась по заказу Сталина. Осенью 1941 года, когда советские войска планировали нанести противнику «удар огромной силы», лидер СССР распорядился «заснять все это на пленку и сделать хороший фильм». Работу над ним поручили 15 фронтовым операторам и двум режиссерам — Леониду Варламову и Илье Копалину. По воспоминаниям последнего, все понимали, что фильм нужно снять в короткие сроки — чтобы разрушить миф о непобедимости немцев и поднять боевой дух соотечественников. Монтировать материал приходилось днем и ночью, иногда даже во время воздушных атак.
Съемочная группа трудилась в 30-градусные морозы, из-за чего видеокамеры постоянно замерзали и забивались снегом. Сложность состояла еще и в том, чтобы охватить всю линию фронта при ограниченном количестве операторов.
Уже через три месяца картина была полностью готова. В 1942 году она получила Сталинскую премию первой степени, а спустя год — «Оскар» за лучший документальный фильм. Эта статуэтка стала первой для советского кино. Правда, для премьеры в Соединенных Штатах ленту переозвучили, переименовали и перемонтировали. Например, из нее были вырезаны кадры довоенной Москвы, из-за чего хронометраж сократился на 11 минут.
«Война и мир»
Режиссер Сергей Бондарчук, 1965 год
Экранизацию романа Льва Толстого в 1966 году посмотрели более 58 млн зрителей. Этот фильм стал не только лидером отечественного проката, но и самой высокобюджетной лентой в истории советского кино. На его подготовку потребовалось почти семь лет и около $100 млн по ценам того времени. Специально для картины изготовили тысячи исторических костюмов, точные копии оружия, наград, ваз и сервизов. А для съемки батальных сцен использовали 200 огнестрельных орудий, 100 тыс. винтовок, 20 тонн взрывчатки, 15 тыс. дымовых гранат и 1,5 тыс. снарядов.
Немало вложений требовали и декорации, например, дворцовый зал для первого бала Наташи Ростовой и сгоревший центр столицы, включавший одиннадцать зданий XVIII века и копию Сухаревой башни. Все это окупилось: советский кинохит получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. В результате работа Бондарчука-старшего стала первым художественным фильмом СССР, удостоенным самой престижной кинонаграды. Кроме того, только в отечественном прокате кассовые сборы «Войны и мира» составили почти 58 млн руб. Как и в случае с предыдущим лауреатом премии, в американском прокате фильм в четырех частях сократили — с шести часов до пяти.
«Дерсу Узала»
Режиссер Акира Куросава, 1975 год
Приключенческая драма «Дерсу Узала» стала спасением для Акиры Куросавы. Когда советское посольство предложило японскому режиссеру снять фильм для отечественного кинематографа, Куросава был в подавленном состоянии и даже пытался покончить с собой. Причина — в провале его предыдущего фильма «Под стук трамвайных колес». У режиссера появились трудности с финансированием, был разорван контракт с голливудской студией 20th Century Fox. Чтобы заработать на жизнь, Куросаве приходилось снимать рекламу японского виски. Все изменилось, когда он взялся за экранизацию романа Владимира Арсеньева.
Кинолента рассказывает о жизни людей в гармонии с собой и природой. В основе сюжета лежит путешествие этнографа и географа Владимира Арсеньева по уссурийской тайге в 1907–1908 годы, во время которого ученый подружился с охотником Дерсу Узалой. Снять фильм по этой книге японец хотел еще в 50-е годы на острове Хоккайдо. Тогда возникли сложности с адаптацией сюжета, а спустя два десятилетия ему выпал шанс поработать на месте событий. Правда, не сразу: японцев боялись пускать в настоящую тайгу и уговаривали провести съемки под Москвой. Через два года напряженной работы «Дерсу Узала» получил много наград, в том числе, две статуэтки «Оскар». Одну киноакадемики передали японцам, вторую — русским.
«Москва слезам не верит»
Режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
Одной из самых популярных советских мелодрам могло не быть, если бы не оригинальный сценарный прием, заинтересовавший Владимира Меньшова. Речь об эпизоде, где Катерина Тихомирова заводит будильник и засыпает, а затем просыпается через 20 лет — успешной и обеспеченной женщиной. Интересно, что сценарий к фильму был создан всего за 19 дней. Писатель Валентин Черных торопился, чтобы успеть поучаствовать в конкурсе сценариев о Москве. Жюри присудило ему третье место. В дальнейшем над текстом работал сам Меньшов. После выхода на экраны фильм «Москва слезам не верит» побил все рекорды: в 1980-м его увидели 90 млн человек.
Более того, история «русской золушки» так понравилась зарубежным критикам, что в 1981 году советский кинематограф пополнился еще одной статуэткой «Оскар». Сам режиссер поверил в это не сразу. О том, что работу выдвинули на американскую премию, Владимир Меньшов узнал 1 апреля. Он был уверен: это чья-то шутка. А когда все же поверил и стал собираться в Лос-Анджелес, его не выпустили из страны. Статуэтку вместо Меньшова получал атташе по культуре советского посольства. Подержать ее в руках режиссер смог только в 1989 году — на церемонии награждения премии «Ника». Предполагалось, что затем он вернет ее обратно. Но расставаться с наградой маэстро не захотел.
«Утомленные солнцем»
Режиссер Никита Михалков, 1994 год
Показанная на экране жизнь комдива Сергея Котова и его семьи была так правдоподобна, что к Никите Михалкову даже обратился историк, требовавший документы о биографии реального прототипа героя. После этого в титрах пришлось указать, что все персонажи и события вымышлены. По словам режиссера, создание фильма требовало героизма от всей съемочной группы. Чего стоили только сцены на залитой солнцем веранде. По сюжету, это был жаркий июльский день. Чтобы его создать, к деревьям подвязывали тысячи зеленых листьев, а люди на пляже полоскали рот холодной водой — оттуда шел пар. На самом деле на улице тогда было шесть градусов ниже нуля.
Киноэпопея «Утомленные солнцем» считается ключевой работой в карьере Никиты Михалкова. А еще пока это единственный отечественный фильм, получивший «Оскар» после распада СССР. Позолоченная статуэтка, за которой Михалков ездил вместе с маленькой дочкой Надей, исполнительницей одной из главных ролей в фильме, сейчас украшает его кабинет. Своей наградой режиссер очень гордится, но верить в оскаровский комитет он перестал. По мнению Никиты Михалкова, премия Американской киноакадемии — «это политическая история, которая в последние годы очень малое отношение имеет к искусству».
«Старик и море»
Режиссер Александр Петров, 1999 год
Александр Петров — единственный российский мультипликатор, удостоенный премии «Оскар». В 1999 году зрители увидели 20-минутный анимационный фильм «Старик и море», благодаря которому художник из Ярославля приобрел мировую известность. Мультфильм основан на одноименном рассказе Эрнеста Хемингуэя. На работу Александр Петров потратил 2,5 года. Столько времени потребовалось, чтобы сделать 29 тыс. рисунков. Все они выполнены в технике «ожившей живописи» — очень медленно сохнущими масляными красками на подсвеченном матовом стекле. Причем при работе художник пользовался не только кистью, но и кончиками пальцев.
В 2000 году «Старик и море» удостоился заветной позолоченной статуэтки, а кроме того стал первым в истории анимационным фильмом, показанным в кинотеатрах формата IMAX. Создавать картину художнику помогал сын Дмитрий и оператор Сергей Решетников. В то время Александр Петров жил в Монреале. Он работал на современном канадском оборудовании, из-за чего каждую деталь приходилось прорисовывать с особой тщательностью.
По словам мастера, мультипликация дает гораздо больше простора для фантазии и поиска смысла жизни, чем кино. Именно поэтому после первого курса во ВГИКе он перевелся с отделения кино на мультипликацию, о чем ни разу не пожалел.
Источник