Эта статья перенесена сюда!
Времена года в ледяной зоне своеобразны, во многом непохожи на времена года умеренных широт. Лета в обычном представлении, когда среднесуточные температуры воздуха достигают 15° и выше, здесь нет. Одно время года отличается от другого не столько термическими условиями, сколько условиями освещения
Зима в арктической пустыне совпадает с непрерывной полярной ночью под широтой 75° она длится 98 суток, под широтой 80º — 127 суток. Однообразие ночи часто нарушается изумительными по красоте полярными сияниями. Временами они озаряют небо непрерывным потоком лучей на протяжении нескольких суток подряд. Минимум температуры воздуха наблюдается в конце зимы (февраль), местами, на западе зоны, он смещается на март. Средняя температура февраля на Земле Франца-Иосифа –20-22°, на северном острове Новой Земли –14-22°, на Северной Земле – 30º, на Новосибирских островах –30-31° и на острове Врангеля – около –25°. На западе зоны зима смягчается часто циклонами атлантического происхождения. Они сопровождаются сильными ветрами, переходящими в штормы. Восточнее Северной Земли чаще наблюдается устойчивая антициклональная погода. Интересно подчеркнуть, что в центральном секторе зоны зимние температуры воздуха понижаются в направлении к югу, в сторону материка. На Таймырском полуострове средняя температура воздуха в феврале равна –34°, что на 4° ниже, чем на Северной Земле. Преобладающие ветры зимой – южные. Несмотря на это, они холодные, так как дуют со стороны переохлажденного материка.
Весна в арктической пустыне – это весна света, а не тепла. Средние суточные температуры воздуха даже к концу мая продолжают оставаться отрицательными. Однако количество света резко возрастает – сплошная ночь постепенно сменяется непрерывным полярным днем. Число суток со сменой дня и ночи уменьшается весной в северном направлении – от 82 под 75° с. ш. до 52 под 80° с. ш. Господствующий белый покров из снега и льдов в сочетании с ярким, к концу весны не заходящим солнцем сильно утомляет зрение человека, вызывая (если нет защитных темных очков) острое воспаление сетчатки глаз – так называемую снежную слепоту. С появлением солнца и ослаблением морозов в зоне становится заметнее присутствие жизни: чаще начинают встречаться следы леммингов и песцов, с юга прилетают водоплавающие птицы. Южные ветры на протяжении весны постепенно теряют свою устойчивость, сменяясь к началу лета ветрами северного направления.
Лето в Арктике характеризуется избытком солнечного света и острым недостатком тепла. Сплошной день под широтой 75° длится 102 дня, под 80° – 133 дня. Температура воздуха нарастает очень медленно. Переход средней суточной температуры через 0° наблюдается на острове Врангеля 11 июня, на северном острове Новой Земли – 21 июня, на Северной Земле – 1 июля. Примерно одной декадой позже сходит на низменных равнинах снежный покров. Период средних суточных температур выше 0° очень непродолжителен – около 60 дней на Северной Земле, 60-50 дней и менее на Земле Франца-Иосифа. При низких температурах воздуха атмосферные осадки даже летом часто выпадают в виде снега (например, на Ляховских островах в июле и августе почти в половине случаев). Небо часто затянуто низкими облаками, по нескольку дней подряд идут моросящие дожди, стоят туманы. Грозы и ливни в арктической пустыне – исключительно редкое явление. Случай арктической грозы, разразившейся 16 июля 1931 г. на Северной Земле, описывает Г. А. Ушаков. По его словам, во время грозы «сплошной поток хлестал по косой линии, как будто скатываясь с крутого горного склона. Молнии вспыхивали почти беспрерывно. Треск, грохот, шум ливня, вой ветра – все слилось воедино. На протяжении 20 километров ливень хлестал беспрерывно. Впечатление было такое, словно мы продирались сквозь двадцатикилометровый водопад».
Другими чертами характеризуется лето на ледниковых куполах. Здесь уже на небольшой высоте над уровнем моря средние месячные температуры воздуха опускаются ниже нуля. Средняя температура июля на ледяном куполе Чурляниса (остров Гукера в архипелаге Земли Франца-Иосифа), поднимающемся на 353 м над уровнем моря, за два года наблюдений (1957-1959) была 0,0°. Приведенная к многолетним средним, она не превышает -0,7°.
На ледниковых куполах и щитах усиливается скорость ветра, резко возрастают облачность и повторяемость туманов, увеличивается количество осадков. Направление летних ветров противоположно зимним. Они дуют с севера в сторону лучше прогретого материка.
Меняется в летнее время подстилающая поверхность морей. Кромка сплошных льдов отступает на север окраинных морей. Правда, к югу от нее, местами в непосредственной близости от побережья, летом сохраняются локальные массивы дрейфующих и припайных льдов. Оживают, наполняясь водой, малые реки и водотоки ледяной зоны. Они питаются талыми снеговыми и ледниковыми водами, дождевыми осадками, местами в их питании участвуют и талые воды ископаемых льдов.
Несмотря на холодное лето, оголенная почва все же оттаивает на глубину до 25-60 см. Не успеет сойти снег, как с удивительной быстротой начинают зеленеть и цвести арктические травы. Яркие цветы на фоне только что выпавшего снега – обычная летняя картина в ледяной зоне. Активно протекает в течение короткого лета жизнь животных. К постоянным обитателям ледяной зоны присоединяются в массовом количестве прилетевшие с юга птицы: гуси (Branta, Anser), гаги (Sotnateria), морянки (Clangula hycmalis), полярные крачки (Sterna paradisea), различные кулики (Limicolae), а также «участники» птичьих базаров (глупыши, люрики, чистики, кайры, моевки).
Осень в арктической пустыене. Начало осени (сентябрь) в ледяной зоне напоминает наступление зимы в средней полосе Европейской части СССР. На большей части зоны средние суточные температуры воздуха падают ниже нуля. Вскоре вслед за этим поверхность почвы одевается снежным покровом, реки и водотоки сковываются льдом и затем полностью промерзают. Вместо непрерывного дня в начале осени некоторое время наблюдается смена дня и ночи, позже наступает непрерывная полярная ночь. Осенний период со сменой дня и ночи длится под широтой 75° в течение 83 суток; севернее, под широтой 80°, он сокращается до 53 суток.
1. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР / Ф.Н. Мильков. — М. : Мысль, 1977. — 296 с.
Источник
Почему летом в Арктике солнце не заходит?
Задачи: Выявить особенности проявления летнего сезона в Арктике.
Материалы и оборудование: Макет «Солнце — Земля».
Ход: Дети под руководством взрослого демонстрируют на макете «Солнце — Земля» годовое вращение Земли вокруг Солнца, обращая внимание на то, что часть годового вращения Земля повернута к Солнцу так, что постоянно освещается Северный полюс. Выясняют, где в это время на планете будет долгая ночь (неосвещенным останется Южный полюс).
Где самое жаркое лето?
Задачи: Определить, где самое жаркое лето на планете.
Материалы и оборудование: Макет «Солнце —Земля».
Ход: Дети под руководством взрослого демонстрируют на макете годовое вращение Земли вокруг Солнца, определяют в разные моменты вращения самое жаркое место на планете, ставят условные значки. Доказывают, что самое жаркое место в районе экватора.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
Как в джунглях
Задачи: Выявить причины повышенной влажности в джунглях.
Материалы и оборудование: Макет «Земля — Солнце», карта климатических зон, глобус, противень, губка, пипетка, прозрачная ем кость, прибор для наблюдения за изменением влажности.
Ход: Дети обсуждают температурные особенности джунглей, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца. Пытаются выяснить причину частых дождей, рассматривая глобус и карту климатических зон (обилие морей и океанов). Ставят опыт по насыщению воздуха влагой: капают воду из пипетки на губку (вода остается в губке); кладут губку в воду, несколько раз переворачивая ее в воде; поднимают губку, наблюдают, как стекает вода. Дети с помощью выполненных действий выясняют, почему в джунглях дождь может идти без туч (воздух, как губка, насыщается влагой и уже не может ее удерживать).
Дети проверяют появление дождя без туч: в прозрачную емкость наливают воду, закрывают крышкой, ставят в жаркое место, наблюдают в течение одного-двух дней появление «тумана», растекание капель по крышке (вода испаряется, влага скапливается в воздухе, когда ее становится слишком много, выпадает дождь).
Лес — защитник и лекарь
Задачи: Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.
Материалы и оборудование: Макет «Солнце — Земля», карта природно-климатических зон, комнатные растения, вентилятор, мелкие кусочки бумаги, два маленьких подноса и один большой, емкости для воды, почва, листья, веточки, трава, лейка, поддон с почвой.
Ход: Дети выясняют особенности лесостепной зоны, пользуясь картой природно-климатических зон и глобусом: большие открытые пространства, теплый климат, близость пустынь. Взрослый рассказывает детям о ветрах, которые бывают на открытых пространствах, и с помощью вентилятора имитирует ветер; предлагает усмирить ветер. Дети высказывают предположения (надо заполнить пространство растениями, предметами, создать из них преграду) и проверяют их: ставят на пути ветра преграду из комнатных растений, помещают кусочки бумаги перед лесом и за ним.
Дети демонстрируют процесс размывания почвы во время дождей: поливают поддон с почвой (поддон стоит под наклоном) из лейки с высоты 10—15 см и наблюдают образование «оврагов». Взрослый предлагает детям помочь природе сохранить поверхность, не дать воде вымывать почву. Дети выполняют действия: на поддон насыпают почву, поверх почвы рассыпают листья, траву, ветки; выливают на почву воду с высоты 15 см. Проверяют, размылась ли почва под зеленью, и делают вывод: растительное покрывало удерживает почву.
Почему в тундре всегда сыро?
Задачи: Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.
Материалы и оборудование: Емкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце — Земля».
Ход: Дети выясняют температурные особенности тундры, пользуясь макетом годового вращения Земли вокруг Солнца (при вращении Земли вокруг Солнца некоторое время лучи Солнца совсем не попадают на тундру, температура низкая). Взрослый уточняет у детей, что происходит с водой, когда она попадает на поверхность земли (обычно часть уходит в почву, часть испаряется). Предлагает определить, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей почвенного слоя (например, будет ли вода проходить легко в промерзший слой почвы тундры). Дети выполняют действия: вносят в помещение прозрачную емкость с промерзшей землей, дают ей возможность немного подтаять и наливают воду, она остается на поверхности (многолетняя мерзлота не пропускает воду).
Где быстрее?
Задачи: Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.
Материалы и оборудование: Емкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце — Земля».
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как долго будет испаряться вода с поверхности почвы в тундре. С этой целью организуется длительное наблюдение. Согласно алгоритму деятельности дети выполняют следующие действия: в две емкости наливают одинаковое количество воды; отмечают ее уровень; емкости ставят в разные по температуре места (теплое и холодное); через сутки отмечают изменения (в теплом месте воды стало меньше, в холодном — количество почти не изменилось). Взрослый предлагает решить задачу: над тундрой и над нашим городом прошел дождь, где лужи будут дольше и почему (в тундре, так как в холодном климате испарение воды будет проходить медленнее, чем в средней полосе, где теплее, почва оттаивает и есть куда уходить воде).
Источник
«Почему в арктическом поясе в летнее время солнце не заходит за горизонт, а усиленного таяния снега и льда не происходит?»
Данный пост родился из-за запроса в поисковой системе Яндекса, и из-за которого человек попал ко мне на канал (причем несколько раз):
А действительно, почему, когда солнце не садится за горизонт круглые сутки в течение нескольких месяцев, лед на полюсах не тает (ну почти не тает).
А вы знаете ответ?
Сейчас у нас в Мурманской области дело движется все ближе к Полярной ночи, но все-таки напишу о Полярной дне.
Чтобы разобраться в вопросе, всего-то надо было вспомнить школьный курс физики, а именно тему «Тепловые явления» . К счастью, у меня всегда есть под рукой несколько книг Якова Перельмана, в том числе и «Занимательная физика» , которая всегда подскажет🙂
Оказывается, все дело в наклоне нашей земной оси к плоскости обращения Земли вокруг Солнца, а если быть точнее, то в разных углах падения солнечных лучей.
Наклон солнечных лучей к поверхности Земли ближе к экватору больше, чем у полюсов, а летом угол становится только больше, чем зимой. А чем этот угол больше, тем больше освещение и нагревание поверхности (если исходить из формулы, что действие лучей пропорционально синусу этого угла).
Например, синус угла в 60 градусов больше синуса в 20 градусов, и так далее…
Получается, что за время Полярного дня солнце вроде бы и освещает Северный Ледовитый океан, или Антарктиду (там, если кто не знал, тоже бывают полярные дни и ночи) , но никогда не нагреет до такой степени, чтобы растаял весь лёд (по крайней мере пока не сместится земная ось).
Источник
Викторины и конкурсы
Как хорошо вы знаете природные явления Арктики?
1. Полярный день – период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше одних суток. На Северном полюсе он длится с весеннего до осеннего равноденствия.
Правда. На полюсах полярный день сменяется полярной ночью.
2. Оптическое явление «нескольких солнц» в Арктике позволяет увидеть сразу 2-3 солнца.
Правда. Благодаря преломлению света иногда на горизонте появляется сразу несколько солнц, при этом понять, какое из них настоящее, бывает очень непросто.
3. Из-за такого явления, как полярная ночь, врачи советуют уезжать на Крайний Север тем, кто страдает от бессонницы или хронического недосыпа, для приведения организма в порядок.
Ложь. Полярная ночь негативно влияет на организм человека. Врачи утверждают, что в таких условиях снижается иммунитет и страдает психика. Люди становятся раздражительными, путают время суток, сбиваются с режима и плохо спят. Но даже тем, кому кажется, что на него полярная ночь не оказывает такого сильно воздействия, медики не советуют жить на Севере более 15 лет.
4. «Мертвая вода» – необычное явление, наблюдаемое в водах Арктики, при котором их покидают все живые организмы из-за очень низких температур и подводных льдов.
Ложь. Эффект «мертвой воды» заключается в том, что судно, оказавшееся в такой зоне, неожиданно начинает терять скорость или даже останавливается. Это происходит из-за того, что в водах с разной плотностью возникают волны, из-за чего вся или почти вся энергия вращения судовых винтов уходит на образование и поддержание внутренних волн, вместо того чтобы толкать судно вперед. В результате корабль теряет скорость.
5. Капли ледяного дождя представляют собой льдинки, внутри которых находится незамерзшая вода.
Правда. Когда капли ледяного дождя ударяются о твердые предметы, они разбиваются и оставляют ледяные скорлупки.
6. На фото «ледовое небо». Это явление возникает, когда земля и небо схожи по цвету, из-за чего практически нельзя увидеть линию горизонта.
Ложь. Эффект «ледового неба» создается в результате отражения облаками света, идущего ото льдов. Отблеск «ледового неба» свидетельствует об их близком расположении, поэтому по нему можно ориентироваться в океане, чтобы выбрать путь, свободный ото льдов и айсбергов.
7. До сих пор ученые не пришли к единому мнению о происхождении сферолитов. Версий их образования множество – от природного до инопланетного происхождения.
Правда. Сферолиты – загадочное явление Арктики. Они представляют собой идеально круглые каменные шары от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре, которые в большом количестве разбросаны на острове Чампа.
8. В Арктике можно наблюдать наибольшую разницу между летними и зимними температурами, которая составляет около 100 градусов по Цельсию.
Правда. Температура воздуха зимой может доходить до -70 градусов, а летом превышать +30 градусов по Цельсию.
9. В Северном Ледовитом океане на географическом полюсе полярники из России, Норвегии и Финляндии живут по разному времени.
Правда. Географический полюс Северного Ледовитого океана – это точка, где сходятся все часовые пояса, поэтому время здесь не определено. И обычно участники полярных экспедиций ориентируются на время, принятое в их стране.
10. В Арктике можно найти 4 полюса: магнитный полюс, полюс недоступности, полюс холода и Северный географический полюс.
Правда. Причем все эти точки в Северном полушарии, как и их «антиподы» в Южном, широко разбросаны.
Источник