Меню

Тютчев солнце раз еще взглянуло

Неохотно и несмело

Произведение, как в замедленной прокрутке цветного кинофильма, изображает дождливый день во всей его красе. Текст стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…» подробно описывает, как надвигается дождь, при этом автор не упускает из вида ни единого момента. Начинается стихотворение спокойным рассказом о солнце, которое несмело выглядывает из-за тучки, о принахмурившейся земле и легком ветерке. Кажется, они все в ожидании какого-то особенного явления. И, действительно, вот оно – необычайной красоты молния с «белым летучим» пламенем прорезала тучи и пустила на землю дождь. Спокойный тон стиха при появлении молнии меняется сердитыми интонациями, резкими, как раскаты грома. В последнем четверостишии автор снова рисует взору читателя солнце, таким образом «обрамляя» солнечным лучом весь стих.

Стихотворение учат на уроках русской литературы в старших классах, обращая внимание на смену его интонационного строя. На нашем сайте вы можете прочитать стих онлайн или скачать его полностью по ссылке.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сияньи потонула
Вся смятенная земля.

Источник

Федор Тютчев — Неохотно и несмело: Стих

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения «Неохотно и несмело» Тютчева

Творчество Ф.И,Тютчево самобытно, потому что оно развивалось автономно, поодаль от литературной жизни середины 19 века, когда споры в литературных кругах не утихали в отношении пушкинской поэтики. Через своих современников Тютчев будто протянул руку Державину, продолжая в своем творчестве традиции европейского искусства античности и классицизма.

Своеобразие пейзажной лирики Ф.И.Тютчева

Особенностью отображения природы в поэзии Тютчева является то, что каждый поэтический пейзаж представляет собой не отдельно взятую ситуацию, а обобщённый образ. Не субъективное отображение действительности, но синтетический, цельный пейзаж виден и в стихотворении «Неохотно и несмело»: кажется, что такая гроза может проходить в любую эпоху, и изображение её будет таким, каким запечатлел его взгляд художника.

Ещё одной особенностью пейзажной лирики Тютчева является её космизм. Образ грозы, струя молнии, громовые раскаты, сияние «смятенной» земли – это части огромного механизма мироздания, вечного двигателя природы, естественного хода жизни. Так пейзаж превращается из частного случая в вечное космическое явление. Благодаря соединению этих тем Тютчев приобрёл репутацию поэта-философа.

Тема стихотворения

Основная тема этого произведения – предвкушение грозы, которая символизирует духовное обновление внутренней жизни человека параллельно с внешним очищением природы.

Изобразительно-выразительные средства

Поэт использует приём звукописи, позволяющий полностью передать картину природы во время грозы. Аллитерации звука «р» («Ветра теплого порывы,/дальный гром и дождь порой») и «л» («Пламень белый и летучий») формируют ощущение раскатов грома. Повторение звука «с» в первой и четвёртой строфах стихотворения («Неохотно и несмело/ солнце смотрит на поля») позволяет автору изобразить мощный поток света, излучаемого солнцем.

Читайте также:  Силикон защищает от солнца

Динамичность стихотворению придаёт обилие глаголов (смотрит, прогремело, принахмурилось, пробилась). Природа не только оживает в сознании автора, она находится в беспрестанном, непрерывном движении, в ней все части связаны друг с другом и неотделимы друг от друга.

Композиция

По словам литературоведа М.Л.Гаспарова, «Пейзаж Тютчева – вертикальный, стоящая за ним тема – отношение неба и земли». В стихотворении «Неохотно и несмело» природа действительно изображена будто сверху вниз, от неба к земле. Мы словно находимся наравне с солнцем, видим свысока клубы пыли с полей, потонувшую в «сиянье» землю. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что пейзаж Тютчева — космичен и обобщён.

Также, стихотворение построено на основе кольцевой композиции («Солнце смотрит на поля»; «Солнце раз еще взглянуло /исподлобья на поля»), что становится выражением идеи о бесконечности, цикличности мира и процессов, происходящих в нём. Как на смену грозе обязательно придёт солнце, окутавшее всю землю сиянием, так и на смену жизненных невзгод обязательно придёт этап духовного обновления и изменений к лучшему.

Таким образом, тонкий лирик Ф.И.Тютчев изобразил в стихотворении «Неохотно и несмело» гармонический образ природы, перекликающийся с душевным состоянием человека и с философской мыслью о цикличности мира.

Источник

Стихотворение и анализ «Неохотно и несмело…»

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Краткое содержание

А. Гине. Перед грозой. 1860

Автор восторгается тем, что видит вокруг. Одним из явлений, вызвавшим в нём бурю восторженных эмоций, является гроза. Тютчев описывает её, сравнивая с молодостью и свободой. Он сообщает о том, что грозовые раскаты могут принести человеку очищение. Поэтому чувствительный и эмоционально богатый человек видит в грозе нечто большее, чем природное явление. Наблюдая за её приближением, автор говорит нам, что природа замерла в ожидании.

Мы буквально ощущаем всё то, что описывает поэт: порывы тёплого ветерка, выглядывающее из-за туч солнце… Мы слышим раскаты грозы, которая вот-вот прольёт миллиарды капель воды на страждущую землю.

История создания

Поэт в июне месяце 1848 г. отправился в гости к друзьям. Путь его пролегал из Петербурга в село Овстуг. По дороге Тютчев попал в грозу. Это природное явление настолько впечатлило поэта, что он тут же выразил свои эмоции в стихотворении. Опубликовано произведение было под названием «Гроза дорогою» на страницах журнала «Киевлянин» в 1850 г.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики – любимом жанровом направлении Тютчева. В нём слышны едва уловимые философские ноты: открывающийся пейзаж наталкивает путешествующего поэта к размышлениям о могуществе природной стихии, о беззащитности человека перед ней.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Стихотворение построено согласно кольцевой композиции. Оно состоит из пяти строф:

Читайте также:  Как защитить лицо от солнца маски

Первые две строфы изображают картину ожидания грозы, когда весь мир буквально притих. Тютчев наделяет природу человеческими чертами, одушевляя её: солнце «смотрит неохотно», земля «принахмурилась» и пр.

Третья и четвёртая строфы описывают саму грозу. Здесь автор использует множество глаголов, передавая стремительность смены событий.

Пятая строфа является заключительной. В ней автор демонстрирует выглянувшее из-за туч солнышко, в тёплых лучах которого тонет вся земля.

Таким образом, в начале стихотворения Тютчев описывает природу, замершую в ожидании грозы. Постепенно появляются порывы ветра, темнеет небосвод. Кульминация – это вспышка молнии. Вскоре гроза смолкает, и на небе вновь появляется солнечный диск.

Образы и символы

Тютчев, будучи непревзойдённым мастером пейзажно-философской лирики, описывает чувства и ощущения человека через яркие смысловые образы:

образ молнии – поэт представляет её, как царицу небес. Она способна напитать голодную землю водой. Молния символизирует свободу, обновление, перерождение. Своими огненными лучами она способна расколоть небо на две части. Этот образ обращает читателей в мир древности, когда люди преклонялись перед молнией;

образ земли и неба символизирует неразрывную связь между вселенной и человеком. Если мы будем рассматривать произведение с этого ракурса, то именно они станут главными героями сюжета;

образ стихии – кульминационным описанием данного образа является внезапная вспышка молнии. Поэт красочно описывает присутствующие при этом громовые раскаты, а также порыв ветра, поднимающего пыль. В какой-то момент стихия смолкает, заканчивается гроза и вновь появляется солнце;

образ лирического героя – за всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Он способен заметить даже незначительные перемены в окружающем мире. Герой является символом мирного созерцания.

Темы и настроение

Ключевая тема произведения – ожидание грозы. Поэт восторгается подобным явлением природы. Гроза ассоциируется у Тютчева с беспечностью, свободой, необузданной молодостью. В стихотворении передано состояние предвкушения грозы, когда весь мир замирает от восторга. В этот момент у человека обостряются все чувственные рецепторы.

Основная идея

Основная идея в том, чтобы продемонстрировать нам красоту грозы, а также красоту окружающего мира во время грозы. Поэт доносит до читателей идею о том, что во время любого катарсиса происходит очищение. Гроза – короткий миг волшебства, превращающий равнодушного человека в сочувствующего, злого – в доброго. Громовые раскаты учат нас понимать величие окружающей природы.

Средства выразительности

Для создания природного пейзажа, особая роль отводится средствам выразительности:

эпитеты – «ветер тёплый», «гром дальний», «смятённая земля», «синяя молния»;

метафоры – «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и сильней»;

аллитерация – частота нанизывания слов с согласным «р» в одной строке: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней».

Источник

«Неохотно и несмело…» Ф. Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Дата создания: 6 июня 1849 г.

Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…»

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Читайте также:  Пока светит солнце лакорн тайланд

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение. Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами. На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

Источник

Adblock
detector