Элейская школа: формулировка проблемы бытия
Элеаты— представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Ксенофан, Парменид и Зенон.
Имя философа, время жизни | Краткие биографические данные и основные труды | Данный философ считал, что: | Вклад данного философа в том, что он: |
Ксенофан (ок. 565-473гг. до н. э.) | Был родом из г. Колофона в Ионии, но после захвата его родины персами скитался, затем осел в г. Элея, где и стал основателем Элейской школы. Прожил почти сто лет, был очень бедным, но находил в самом себе неистощимые сокровища, поглощенный в созерцание великих идей и окрыленный рвением к знаниям и мудрости. Свое философское учение изложил стихами. Сохранилось несколько стихотворений из его сборника «Силлы» («Сатиры») | 1) первоосновой всего сущего является Земля, которая появилась из моря (воды). Это доказывается тем, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений; 2) не боги творят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию. Это доказывается тем, что у эфиопов боги черные и плосконосые, у фракийцев — голубоглазые и рыжие, у Гомера и Гесиода — безнравственные и аморальные; 3) истинный бог не подобен смертным ни телом, ни мыслью; является всевидящим, всеслышащим и всемыслящим; 4) бог и космос (бытие) едины; 5) мир является неизменным; 6) ощущения, чувства часто обманывают; постичь мир можно только с помощью разума, который иногда нас тоже подводит, но постепенно люди могут приблизиться к познанию истины | 1) его идеи о единении бога с космосом стали предтечей пантеизма; 2) утверждения о неизменности мира легли в основу метафизики; 3) идеи относительно ограниченности познания были предтечей скептицизма; 4) идеи об антропоморфности греческих богов стали предтечей христианского монотеизма |
Продолжение таблицы 11
Парменид (конец VII — VIв. до н. э.) | Центральная фигура Элейской школы. Родился и жил в г. Элея в знатной семье, провел молодость в забавах ироскоши. Но пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, и он стал созерцать ясный лик истины. Учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Принимал активное участие в политических делах города и в последствии был признан согражданами мудрейшим политическим деятелем Элей. Плутарх отмечал, что Парменид привел свое отечество в порядок отличнейшими законами, отчего власти ежегодно заставляли граждан давать клятву на верность его законам. Сохранилась значительная часть его поэмы «О природе» | 1) сторонники Гераклита — «пустоголовые о двух головах», поскольку противоречие — это не одна из движущих сил, а ошибка в логике, ибо в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего; 2)невозможно единовременное существование противоположных начал; 3) реально существует лишь то, чтоумопостигаемо, чтоможет мыслиться, поэтому бытие и мышление тождественны («одно и то же — мысль о предмете и предмет мысли»); 4) есть лишь бытие (существование), небытия нет потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить», как только мы пытаемся о нем мыслить, небытие становится бытием; 5)бытие представляет собой сплошной неподвижный шар (Единое), который не имеет никаких пустот и в котором отсутствует всякое движение и изменение: единое потому, что бытие могло бы разделить только небытие (а его нет), а неподвижное потому, что всякое движение предполагает изменение, появление и исчезновение чего-либо, но появиться нечто может из небытия, а его нет; | 1) Парменид впервые в истории философии четко сформулировал проблему бытия и стал основоположником ключевого философского раздела — отологии; 2) выступил как первый теоретик важнейшего философского метода — метафизики (в противоположность диалектике Гераклита); 3) стал первым, кто перенес логические законы из области математики в область философии применительно к обоснованию бытия |
Окончание таблицы 11
6) изменчивость, движение и множественность – характеристики неистинного, чувственного мира | |||
Зенон (ок. 490- 430 до н. э.) | Древнегреческий фило-соф, любимый ученик и последователь Пармени-да. Сам пользовался славой талантливого учителя и оратора. Молодость провел в тихом уединенном учении. Ценил ум, презирал роскошь. Всю жизнь боролся за истину и справедливость. Трагичес-ки погиб в результате неудавшегося заговора против тирана Неарха. Сохранилось несколько фрагменте в его трудов: «Споры», «Против философов» и «О природе» | 1) большинство идей Парменида являются истинными: учение о Едином и особенно идея о невозможности движения; 2) доказательством невозможности движения могут служить так называемые апории (противоречия); 1) среди них особенно знаменита апория «Ахиллес и черепаха»: для того чтобы догнать черепаху, быстроногий Ахиллес должен преодолеть сначала половину пути до нее, потом половину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху (Зенону не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он понял бы, что бесконечное число слагаемых дает всё же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за определенное время) | 1) сформулировал 45 апорий (из которых до нас дошло только девять), при помощи которых проиллюст-рировал представ-ления элеатов о бытии; 3)несмотря на ошибочность апорий, в своих размышлениях поднялся на высо-кий уровень фило-софского поиска тайны движения |
Таким образом, заслуга элеатов в истории философии велика: они не только сделали серьезный шаг в изучении проблем познания, жестко разделив познание на чувственное и идеалистическое, но и внесли большой вклад в становление понятия бытия. Именно в данной философской школе впервые прозвучала идея о том, что бытие есть полнота всего сущего, а небытие не может существовать. И поскольку элеаты выводили всю множественность явлений из единого первоначала, считая всё сущее материальным выражением идей, их можно считать предвестниками идеализма.
Плюрализм и органицизм Эмпедокла
Схема 31. Плюрализм и органицизм Эмпедокла
На третьей стадии космогенеза, по Эмпедоклу, возникает органический мир. Этот процесс также проходит несколько стадий:
1. Возникают отдельные части животных.
2. Процесс случайного сочетания отдельных частей животных приводит к возникновению как жизнеспособных организмов, так и нежизнеспособных чудовищ.
3. Жизнеспособные организмы выживают, а нежизнеспособные чудовища погибают (идея естественного отбора).
4. Путем размножения появляются животные, а затем и человек, который познает прежде всего то, что наиболее близко и подобно ему, ибо подобное всегда познается подобным.
Несмотря на то, что у Эмпедокла в объяснении мира присутствует органицизм, т.е. космос уподобляется живому организму, и он еще не переходит на уровень понятийно-категориального мышления, он явился новаторским философом, «спасшим» идею о движении и всеобщем изменении мира, в чем усомнились в свое время представители Элейскои школы. Он поэтически обрисовал не только механизм движения, но и его причины и источники.
Источник
Учение элеатов. Проблема бытия
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались начиная с конца VI вплоть до начала второй половины V в. до н.э. тремя крупными философами Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Парменид и Зенон жили в небольшом италийском городе Элея. Мелисс был уроженцем Самоса. Заслуга элеатов заключается в том, что они первыми предложили метод философского рассуждения. Элеаты встали на путь доказательства. Если милетские философы размышляли о началах видимого бытия, то элеаты переформулировали вопрос. Что значит быть? Что мы понимаем под бытием?
Древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 – ок. 470 до н.э.), открыв предмет онтологии и разработав основы учения о бытии, совершил первую философскую революцию в области мировоззрения. С учения о бытии начинается летоисчисление классической философской мысли. Парменид первым среди философов выдвинул гипотезу о том, что рождение, возрождение материальных образований и природных событий по принципу кругооборота не являются самодостаточными. Мир материальных событий зависит от вселенской поддержки его замыслами.
Такое исходное допущение позволило ему сделать вывод о том, что окружающая действительность должна состоять из двух взаимосвязанных частей – из мира чувственно воспринимаемых вещей и субстанции бытия. Под бытием он понимал программную первооснову, оснащенную замыслами, существующую в природе в виде отдельной, самостоятельной, самодостаточной сущности материального мира. Античный мыслитель назвал её «природной мыслью», «мышлением природы», «разумным логосом». Философ вынужден был дать такое название рассматриваемой субстанции, так как другие понятия ему не были недоступно. Понятие «природная, космическая программа» будет использоваться только в ХХ веке.
Древнегреческий онтолог был убеждён в том, что бытие всегда было и есть, небытия нет. Это означает только одно – быть чему бы то ни было, значит существовать, благодаря предопределению со стороны соответствующего замысла космического логоса. Что не предусмотрено в природном, программном замысле, того не было никогда, нет и принципиально не может существовать в объективной реальности.
Парменид поставил на обсуждение философскую проблему о сущности и существовании материальных образований. Все виды сущностей он мысленно отделил от существующих материальных предметов и процессов и поместил в сферу бытия. Такую логическую операцию в философии называют гипостазированием понятий.
Смысл проблемы сущности и существования мыслитель свёл к тому, что сущность мира заключается не в материальных свойствах вещества, а в идеальных проектах мирового замысла. Следствием реализации логических схем является рождение, существование (развитие, разрушение) и появление новых материальных образований. Существование материальных объектов с различными видами качественной определённости в природном мире и все варианты закономерностей Парменид поставил в абсолютную зависимость от логоса вселенной как космической, информационной программы. Вещество природы, согласно его убеждениям, пассивно исполняет команды мирового логоса, благодаря чему существует материальный мир во всём его многообразии.
Рассмотрим утверждение Парменида о вечности, неизменности бытия в отличие от изменяемости, недолговечности конкретных материальных объектов. В этом тезисе воплощено понимание того, что мыслящую субстанцию, как программу мировых событий, никто и никогда не создавал. Ей присущи признаки вечного существования и самодостаточности. Она, якобы, никогда не истощается и не видоизменяется. Усложнение мирового замысла невозможно, так как в нем (в космическом мышлении) предусмотрены все возможные замыслы-проекты для воплощения в материю. Ни один идеальный замысел мирового логоса не исчез бесследно в прошлом, несмотря на материализацию многих из них, и никогда не появится качественно новый в настоящее время и в будущем. Изменениям подвержены только материальные образования. Они рождаются, развиваются, видоизменяются и разрушаются. Бытие мира вечно и неподвижно, стабильно и тождественно само себе.
Такая философская гипотеза вызывает возражения. Если в природе существует система программ, то каждая в отдельности с неизбежностью, реализуясь, должна когда-нибудь растратить свой информационный потенциал, затем перепрограммироваться, либо вместо нее должна сформироваться новая. Нелогично исключать возможность разрушения отдельных программ и зарождения новых, в частности на рубеже больших космических катаклизмов. Вероятность существования иных миров в истории вселенной и на бесконечных просторах современного ее существования максимальна. Такое исправление версии Парменида (в рассмотренной части) осуществит гений немецкой классической философии, Г. Гегель.
Утверждение Парменида о том, что бытие едино, отображает мысль о существовании всех замыслов в универсальном единстве, в связанном виде в структуре космической, информационной субстанции. Они (конкретные программные замыслы) отдельно один от другого не существуют, а всегда связаны в единый мыслительный (информационный) процесс.
Онтологическое учение Парменида получило дальнейшее развитие в трудах Платона, Аристотеля, Плотина и других мыслителей.
Ученик Парменида Зенон (ок. 490 – 430 до н.э.) разработал целый ряд доказательств выводов своего учителя. Он сформулировал доказательства в виде апорий (непреодолимое затруднение). Зенон принимает условно тезисы противников Парменида. Он условно соглашается с тем, что: 1) пространство может быть мыслимо как пустота; 2) мыслимо существование множества вещей; 3) может быть мыслимо движение.
Доказательства от противного: 1) если мы допустим существование пространства (пустоты), то всё существующее находится где-нибудь в пространстве. Но чтобы существовать пространство должно находиться где-нибудь, т.е. существовать во втором пространстве. Это второе пространство должно существовать в третьем и так до бесконечности. Но ведь это абсурдно! Следовательно, пространство как отдельное от вещества немыслимо.
2) Рассуждая над тезисом о существовании множества вещей, Зенон задаёт следующие вопросы. Каким необходимо мыслить каждый предмет этого множества? Каким необходимо мыслить общее количество элементов этого множества? О каждом элементе необходимо отвечать, что он одновременно и не имеет никакой величины и бесконечно велик. Сумма элементов множества должна мыслиться и как число конечное и как число бесконечное – это ответ на второй вопрос.
Наиболее известны апории о движении. Это «Дихотомия», Ахиллес и черепаха», «Стрела», доказывающие, что движение или не может начаться или же оно несовместимо с нахождением где бы то ни было, или вообще невозможно потому, что мысль о движении внутренне противоречива.
Примеры: Ахиллес, славившийся быстротой своего бега, никогда не догонит убегающей от него черепахи. Пусть Ахиллес бежит быстрее черепахи, но по истечении любого промежутка времени, как бы мал он ни был, черепаха успеет пройти расстояние, которое не равно нулю. Следовательно, ни в один момент бега, вся дистанция, отделяющая Ахилла от черепахи не превратиться в ноль.
Апория «Стрела». Находится ли стрела в данной точке? Если находится, то она не летит, если не находится, то она летит. Вывод состоит в том, что мысль о движении противоречива, значит самому бытию не может быть присуще движение.
В этих рассуждениях элеаты разрабатывают категории бытия и небытия, категории движения и покоя. Грекам была присуща смелость мысли. Они не страшились странных выводов.
Источник