Самообразование «Формирование у дошкольников представление о космосе»
Елена Грачева
Самообразование «Формирование у дошкольников представление о космосе»
Актуальность. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Космос – это совершенно незнакомая тема для дошкольников младшего возраста, у детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России — День космонавтики. Все это происходит потому, что родители уделяют недостаточное внимание российским праздникам, в том числе и Дню космонавтики. Естественно, все это вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Перспективный план по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Срок проведения Содержание деятельности Задачи Формы работы Изучение передового педагогического опыта Примечание
Сентябрь Планирование работы с детьми на новый учебный год, создания плана работы. Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.
Подбор литературы по теме самообразования. Работа с личной библиотекой, интернетом. Составление
Октябрь Изучение литературы по проблеме Подбор иллюстраций, книг, загадок о нашей планете, дидактических игр по теме «Космос». Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Посещение мастер-класса по изготовлению демонстрационного и раздаточного материала по теме космос.
Ноябрь Составление беседы о космосе, рисование, конструирование на тему космос. Подбор загадок о космосе. Составление модели солнечной системы (Земля, Марс, Венера, Сатурн).Проведение непосредственно-образовательной деятельности Беседа по теме: «Мы все – жители планеты Земля».
Цель беседы: расширять знания детей о космосе.
Рисование «Космический сон»
Цель: научить детей самостоятельно выбирать содержание работы, выполнять свой замысел, передавая в рисунке различные виды космического пейзажа, транспорта или инопланетян.
Конструирование телескопа из бросового материала
Составление модели солнечной системы (Земля, Марс, Венера, Сатурн).
Проведение НОД: по теме «Земля — планета, на которой мы живем»Цель: дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Беседа, чтение литературы Посещение НОД по теме «Космос».
Ознакомление с проектной деятельностью коллег по теме «Космос»
Декабрь Разработка конспектов, проведение непосредственно-образовательной деятельности, слушание песен, чтение сказок и рассказов. Слушание песен о космосе: «Наш звездолет», чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне, А. Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях.
Дидактические игры на расширение представлений о средствах передвижения в разных сферах (на земле, под землёй, в воде, воздухе).
Проведение НОД по теме: «Полёт в космос».Цель: создать условия для закрепления знаний детей по теме «Числа и цифры» в пределах от 1 до 15 с учётом дифференцированного подхода через дидактические игры. Беседа, чтение литературы Ознакомление с проектной деятельностью коллег по теме «Космос»
Январь Беседы с детьми, разработка конспектов, проведение непосредственно-образовательной деятельности, проведение викторины. Проведение бесед с детьми «Почему Луна не падает на Землю» «Зачем нужны сегодня искусственные спутники Земли?», «Что осуществляют спутники связи для передачи информации?», «Центр подготовки космонавтов в Звездном Городке, расскажите, что вы запомнили?», «Кого берут в космонавты?»
Проведение НОД по теме: «Необъятный космос»Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии.
Викторина «Космические заморочки» обобщить представления детей об истории нашей планеты, солнечной системы, героях-космонавтах Советского Союза и Российской Федерации; — активизировать предметный словарь по теме «Космос» Беседа, чтение литературы, подготовка демонстрационного материала. Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег, посещение мастер-класса по изготовлению мнемотаблиц
Февраль Изготовление мнемотаблиц по теме космос, проведение непосредственно-образовательной деятельности, проведение, экспериментирование с детьми, конструирование, проведение дидактических игр. Конструирование. «Наш космический корабль» (из бросового материала).
Экспериментальная деятельность: решение проблемной ситуации «Зачем космонавту скафандр?».
НОД «Земля – наш дом во вселенной».Цель:активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающих. Беседа, чтение литературы, подготовка демонстрационного материала. Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег
Март Оформление уголка в группе по теме «Космос»
Подборка дидактических игр о космосе, проведение НОД. Проведение бесед о космосе. Проведение НОД «Ракета летит к звездам.Цель: развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.
Беседы – рассуждения «Что я могу увидеть в космосе!». «Мы космонавты». Составление и отгадывание загадок о звёздах и планетах.
Составление созвездий с использованием звездной карты Книга Лыковой ««Лепим космос» «Чик – ракета, чик – комета. Использование педагогического опыта Посещение мастер-класса по оформлению в групповой комнате уголка «Космос».
Апрель Подборка дидактических игр о космосе, проведение НОД. Проведение бесед о космосе. Проведение консультации с родителями Беседа о Ю. А. Гагарине, общение на темы «Как готовят космонавтов к полёту», «Жизнь на орбите».
Рисование и аппликация «Звездный коллаж». Рисование «Лунный пейзаж»
Проведение НОД: «Ю. А. Гагарин-первый космонавт»
Цель: дать детям новые знания о космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине.
Взаимодействие с родителями: Конкурс совместной поделки детей и родителей «Инопланетяне» (природный или бросовый материала. Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом» Беседа, чтение литературы Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег, посещение педагогического совета по теме «Эффективное взаимодействие с родителями»
Май Проведение НОД, организация выставки детских работ. Проведение НОД по теме «Космос – это здорово!».Цель: закрепить знания детей о космосе.
Выставка творческих работ детей по теме «Космос. Беседа, изготовление демонстративного материала Посещение непосредственно образовательной деятельности коллег
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.
Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.
Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.
Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.
Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.
Театрализованное представление для старших дошкольников «Прогулка в летнюю и зимнюю сказки». Часть вторая Продолжение представления. Сказочница Интересно, куда же на этот раз попадет Буратино. Вот куда… Возле леса на опушке Трое их живет в избушке,.
Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» для старших дошкольников (фотоотчёт) Вот и кончилось весёлое, тёплое лето. На смену пришла яркая, разноцветная осень и, конечно же, осенние праздники, которые проходят у нас.
Источник
Конспект занятия «Изучение космоса»
Виноградова Кристина
Конспект занятия «Изучение космоса»
День космонавтики.
Цель: формирование у детей представлений о космосе, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
• Продолжать углублять представления о планетах Солнечной системы в доступной для детей форме.
• Расширять знания детей о космическом транспорте.
• Воспитывать у детей гражданско- патриотические чувства.
Активизировать словарный запас детей.
Ребята,давайте Посмотрим на небо. Что мы там видим? А что видим ночью?Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.
В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина. Солнце
Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.
Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.
Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.
Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы.Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна,полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.
Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара
Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.
Самое главное отличие Земли от других — наличие на ней жизни.
Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.
Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.
В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.
Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.
Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел — «карликовые планеты».
Планетой считаются космические тела,которые:
• вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
• имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
• не находятся вблизи других подобных крупных тел;
• не являются звездами.
Чтобы запомнить названия всех планет солнечной планеты,выучим стихотворение:
Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромно
е количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.
Скопление звезд образует созвездия.
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле «Восток-1». Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.
Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо — она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
-Спасибо ребята за занятие,можно встать со своих мест!
Игра по изучение цветов «Цветная Пирамидка» Изучаем Цвета «Цветная Пирамидка»Данное пособие разработано для детей второй младшей группы. Цель: Учить различать цвета и называть их.
Конспект логопедического занятия «Изучение картины И. И. Шишкина «Зима в лесу» Занятие 1 Тема: Изучение картины И. И. Шишкина «Зима в лесу» Цель: Составление рассказа по сюжетной картине И. И. Шишкина «Зима в лесу» Задачи:.
Конспект мероприятия «Загадочный мир космоса» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 7 Тема: «Мир.
Конспект НОД по познавательному развитию «Институт Космоса» в подготовительной группе Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию: «Институт Космоса» Воспитатель Умрихина Татьяна Дмитриевна Тема: «Институт.
Конспект урока по плаванию «Изучение плавания кролем на груди» для 2 класса Конспект урока по плаванию для 2 класса. Тема урока: «Изучение плавания кролем на груди» Цель: 1. Пропаганда здорового образа жизни. 2. Развитие.
Конспект занятия по плаванию «Изучение лежания на воде в положении «Звездочка» Конспект занятия по плаванию для маленького бассейна первого года обучения. Тема: Изучение лежания на воде в положении «звездочка» Цель:.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадки космоса» Задачи: — Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности. -Уточнить представления о.
Конспект занятия в старшей группе «Загадочный мир космоса» Конспект занятия в старшей группе «Загадочный мир космоса» ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, какой сегодня прекрасный день! Подставьте под солнечные.
Конспект открытого занятия по окружающему миру «Экскурсия в музей космоса» Средняя группа «Колокольчики» Воспитатель: Лавренова Ирина Александровна Занятие по окружающему миру «Экскурсия в музей космоса» Цель:.
План-конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Покорение космоса» План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: «Покорение космоса» Программные задачи: Воспитывать чувство гордости.
Источник