Трудные испытания насти кладовая солнца
Трудные испытания Золотой Курочки. Благоразумие Насти столкнулось с упрямством Митраши. Решила доказать брату свою правду. Увлёкшись сбором ягод, забыла и о брате, и о себе. На палестинке «передвигает за собой большую корзину, вся мокрая и грязная». Лось не боится её, не видя в ней человека. Очнулась, когда увидела шипевшую на пне змею. Ей представилось, будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, «узнав в ней человека, прыгнул из осинника». Вспомнила о Митраше. Услышала близкий выстрел и закричала. Митраша ответил ей. Настя «вмиг к нему прибежала».
Слайд 38 из презентации ««Кладовая солнца» Пришвин». Размер архива с презентацией 16097 КБ.
Пришвин
«Жизнь и творчество Пришвина» — Палестинка. Михаил Михайлович Пришвин. Посмотрите на гравюру. Жизнь и творчество М.М.Пришвина. Дневники. Настя и Митраша. Клюква. 23 января (4 февраля) 1873. Главные герои сказки – были. Константин Паустовский. На что же опирается Пришвин. Портрет Пришвина. Дневники Михаила Михайловича. Лесные ягоды северного края.
«Выскочка» — Пословицы. Блок- схемы. Модели. Загадки. Составление образа Вьюшки. Рассказы М.М. Пришвина о животных. На что рассчитывала Выскочка. С кем встретилась Вьюшка на охоте. Вопросы к тексту. Самостоятельная работа. Какой вы представляете сороку. Рассказ «Выскочка». Видел ли кто — нибудь сороку без хвоста. О чем говорит название рассказа. Моделирование обложки.
«Жизнь Пришвина» — Страницы биографии. Мысль о поездке. Карта путешествия Михаила Пришвина. Реликтовая сосновая роща. Пришвин на Севере. Главная книга Пришвина. Путешествие с сыном по Северу. Любовь. Книга очерков. Поиски. Корабельная чаща. Михаил Пришвин. Пришвин на Севере. Пришвин работал агрономом.
«Годы жизни Пришвина» — Михаил Пришвин. Пришвин эвакуировался в деревню Усолье. Учеба в Ельце. Путешествие на Север. Газета. Кащеева цепь. Жизнь в Тюмени. Реальное училище города Тюмени. Учился в Рижском политехническом институте. Мария Ивановна Пришвина. Начало литературной деятельности. Тюмень. Возвращение в Россию. Напился ёж. Елецкая мужская гимназия. Прощание с родиной. Фольклорно-этнографическая экспедиция. Хрущево.
«Рассказ «Кладовая солнца»» — Что за старушки обитали на болоте? Объясни значение слов и выражений: По страницам сказки – были: Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки? Почему детей уважали и любили? Как звали Травку дети? Почему дети разошлись в лесу? Сказка – быль «Кладовая солнца». Где живет? Отчего Настя забыла про брата? Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша? Чем занят? Расскажите об Антипыче: С кем общается? Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 г.
««Кладовая солнца» Пришвин» — Травка и Антипыч. Сороки. Голубика. Брусника. Опасный путь «Мужичка-в-мешочке». Растения среднерусской полосы. Солнце всем равно служит. Лось. Чёрный ворон, стерегущий своё гнездо. Синквейн. Душа каждого – это кладовая добра. Тайны мира природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Первые лучи солнца. Кладовая солнца. Черный ворон. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц.
Источник
Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Испытания Насти и Митраши по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Учитель Лукьянчикова Л.В.
Испытания Насти и Митраши (по сказке-были М.И. Пришвина «Кладовая солнца»)
Проанализировав эпизоды произведения, посвященные Насте и Митраше, о беспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого мате риала.
формировать умение читать, комментировать, интерпретировать художественный текст; воспитывать ответственность за свои поступки, заботливое и терпимое отношение к людям.
Предметные : знать содержание сказки-были; и ме ть п р е д с т а вл е ни е о л и т е р а т у р н ом п ортр е т е , н а х о д и ть в т е к с те п о рт р е т г е роя и о п р е д е ля т ь е го роль в р ас к рыт и и х а р ак т е ра г е роя;
уметь а н а л изи ров а ть э п и з од х у дож е с тв е нн ого п ро из в е д ен и я (по п р е дложен н о м у п л а н у ), распознавать художественные приемы, выражающие авторское отношение к героям; делать выводы по теме урока;
Метапредметные : формирование функционально грамотного, вдумчивого читателя; развитие навыка смыслового чтения;
Личностные : понимание роли дружбы, терпимости и внимательности в отношениях между людьми, ответственности за свои поступки.
Урок «открытия» нового знания
Методы и формы обучения
Активные методы; индивидуальная, парная, фронтальная
Автор- повествователь, портрет литературного героя, сравнение, метафора
Ответить на вопрос: «Как и почему изменились дети после своего приключения?»
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Организационная структура урока
Мотивация к учебной деятельности
Вступительное слово (Психологическая и мотивационная подготовка к усвоению нового материала)
Мы познакомились с героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, узнали о том, как тяжело приходилось детям в трудные военные годы. Давайте узнаем, какие испытания еще ожидают наших героев и сформулируем тему нашего урока.
Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные : обмениваются мнениями, учатся понимать партнера.
Регулятивные: принимают учебную задачу, осуществляют регуляцию деятельности.
Организует деятельность детей
Вспомните, что мы уже знаем о героях, как их описывает автор. Выделите основные черты характера Митраши. (слайд 5)
Как автор называет мальчика? Что он вкладывает в понятие «Мужичок в мешочке»? На кого равняется Митраша? Чему он научился от отца?
В начале произведения рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах.
Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?
Отвечают на вопросы, обдумывают ответы, строят устные высказывания, высказывают предположения, подтверждают их текстом произведения
Личностные: осознают необходимость мотивации чтения.
Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи; включают оперативную память.
Коммуникативные : высказывают и обосновывают свою точку зрения
Регулятивные: понимают учебную задачу, включаются в произвольную регуляцию деятельности.
Первичное усвоение новых знаний
Организует деятельность детей, вместе с ними формулирует цель учебной деятельности
Анализ фрагментов текста.
С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание.
(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.
Каким представлено Блудово болото?
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.
Как показаны тревога и страх лисы? (уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной).
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).
— Какую роль в развитии событий играет природа?
(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).
— Как ведут себя дети в лесу? (Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)
Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше?
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
Как, по-вашему, автор относится к происходящему? Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши )
Работа с текстовым фрагментом. Анализ эпизода «Встреча с лосем»
Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?
Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?
Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?
Отвечают на вопросы, подтверждают свои ответы знанием текста, выразительно читают текст, инсценируют эпизод спора детей.
Источник
поступки Насти из рассказа Кладовая солнца.
«Кладовая солнца» — сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие — за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы — как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик).
Пришвин — большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор.
Природа — тоже действующее лицо в сказке-были.
Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.
Брат и сестра — вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее. Митраша, чтобы доказать свою правоту, идет узкой тропкой — и чуть не погибает в болоте.
Настя девочка жадноватая: увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. Настя отдает всю собранную ягоду детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.
Название «Кладовая солнца» — это многозначный образ. «Кладовая солнца» — это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа.
Источник
Характеристика и образ Насти из рассказа Пришвина Кладовая солнца сочинение
Настя — девочка, которая осталась сиротой вместе со своим братом.Она была старше брата всего на два года, а Митраше было всего 10 лет. В процессе действий, разворачивающихся на глазах читателя, сложно назвать Настю маленькой девочкой. Она скорее напоминает действительно хозяйку, которая не только заботится о доме, готовит еду, но и воспитывает брата.
С Митрашей они не по годам развиты. Вспомнить только, как собирались они в погод за клювой. Как ловко догадались взять полотенце, чтобы оно не натирало плечи, как позаботилась девочка о еде, которую необходимо было взять с собой. Настя многое успевала. За это ее прозвали соседи Золотой Курочкой.
Сама же она была высокая, с рыжими темными волосами. Всё ее лицо было разукрашено множеством веснушек. Только носик оставался чистеньким и аккуратненьким.
Странно, что имя «Митраша» звучит еще по-детски, а вот девочку автор не называет Настенькой, как в старых добрых сказках. А показывает, что она уже совсем взрослая.
В селе все любили сироток и пытались помочь по мере возможностей. Сами же дети старались со всем справляться и, если успевали, всегда присоединялись к общественным работам.
Проявления ее характера мы видим, когда с Митрашей идут они за клюквой. Мы видим благоразумие Насти, когда она решает пойти через болото по проверенной тропке в отличие от Митраши. И, тем не менее, радость от большого количества клюквы заставляет девочку на время забыть о брате, который выбрал опасную тропинку.
Как видно, в конце повествования Настя ругает себя за жадность к ягоде, поэтому всю свою корзину она отдает детям из Ленинграда. И снова можно увидеть взрослый поступок. Более того, рядом с прекрасной сестрой и мальчик растет настоящим мужчиной, который одолевает волка.
Нам не говорится о том, какими были родители Насти и Митраши, но в воспоминаниях детей ясно видна настоящая любовь, хозяйственность и умения, которыми удачно овладели и дети.
Настя воплощение того, какой должна быть девочка: разумной, чистоплотной, заботливой, с чистым, добрым сердцем. У читателя возникает одна единственная мысль после прочтения произведения — эти дети вырастут достойными гражданами общества. Это видно даже по отношению Михаила Михайловича Пришвина по отношению к детям, которых он подвергает тем испытаниям, непосильных даже некоторым взрослым. И тем не менее, произведение учит читателя мудрости, самостоятельности и тому, как нужно ценить свою семью.
Вариант 2
Настя – это сестра Митраши. Они являются главными героями рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца»
Настя была старше своего брата на два года, ей было двенадцать лет. Знакомые прозвали ее «золотой курочкой». Она красивая и добрая девочка. Волосы у нее были ни темные, ни светлые. Они были будто золотые. По всему лицу Насти было много-много веснушек. Они были большие, как монетки, располагались довольно тесно. Лишь один нос был чистенький.
Настя с братом сироты. Отца забрала Великая Отечественная война, а мама умерла из-за болезни. Теперь они с братом живут одни. Сами распоряжаются хозяйством. У них есть петух Петя, овцы, коза Дереза, корова Зорька, куры и поросенок Хрен. По началу им было очень трудно самим содержать хозяйство. Вскоре соседи их всему обучили. Теперь они трудятся каждый день. Живут они в деревне возле Блудова болота в Переславле-Залесской области.
Настя очень умная девочка. Настя трудолюбивая девочка. Ее вместе с братом можно было увидеть на колхозных полях, лугах. Если позволяла возможность они присоединялись к общественным работам. Настя много работает дома. Она, как и ее мама, рано встает до восхода солнца, готовит еду, убирает дом, занимается живностью. Из-за того, что у нее много работы, она поздно ложится. Она ласковая девочка, заботится о брате. Когда тот начинает спорить, злиться и хорохориться, она его успокаивает, гладит по затылку и тот сразу остывает. Она очень осторожная, ведь она выбрала безопасную тропу во время сбора клюквы. Настя обладает силой воли. Подтверждение этому то, что она смогла отказаться от такого большого количества клюквы. Еще она благоразумная. Настя и Митраша живут очень дружно. Они любили посидеть у костра. Не было в той деревне такой дружной семьи как у них. Бывало Настя работает, работает и вдруг хочется с братом взглядом перекинуться, а он ушел куда-то.
Автор описывая ее употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы. Это значит, что Настя положительный персонаж. Он не осуждает ее за жадность, которая проявилась во время того, как Настя собирала клюкву.
В конце произведения Настя корила себя за жадность, поэтому отдала всю свою клюкву детям из Ленинграда.
Сочинение на тему Настя в рассказе Кладовая солнца
Настя является одним из главных героев художественного произведения «Кладовая солнца».
Она живёт со своим младшим братом Митрашей в деревне, которую, как и все остальные, война не обошла стороной. Будучи, в таком юном возрасте они уже лишились родителей и всё хозяйство легло на хрупкие плечи осиротевших детей. Настя была на два года старше своего брата и соответственно хоть и осталось детям большое хозяйство от родителей, забот у ни прибавилось в равной степени. Настя вставала рано утром и выгоняла своё стадо, затем топила печку, чистила картошку, стряпала обед и так проходил в суете каждый её день. По началу детям в хозяйстве помогали ближние родственники или местные жители деревни, но так как детишки были умные и весьма смышленые, в скором времени они уже ни в чём не нуждались и делали всё самостоятельно. Жили они в дружбе, однако иногда Насте приходилось усмирять отцовский пыл своего строптивого младшего брата, огладив его подзатыльником.
Настю в деревне называли «Золотая курочка» на высоких ножках. Вероятно из – за цвета её волос, которые были и не светлые и не тёмные, а отливали золотом. Лицо у неё было всё в веснушках и лишь её аккуратный носик был чистенький, который всё время глядел куда-то вверх.
Девочка она была осторожная и благоразумная, это можно увидеть в эпизоде, в котором дети выбирают какой тропой идти к желанной ими полистинке. Настя говорит брату о том, что надёжней выбрать тропу, которой ходят большинство жителей деревни, а пойдя другой тропой их ждёт погибель. Но разойдясь по разным тропам, Настя находит очень много клюквы и даже начинает забывать о брате, который пошёл другой тропой и мог попасть в большую беду. Так и случается, Митраша погряз в болоте и с трудом выбрался, благодаря собаке Травке, которая узнала в маленьком бесстрашном мужичке своего любимого хозяина Антипыча. Спустя несколько лет, Настя пытается искупить свою вину за жадность, из-за которой она забыла про брата и отдаёт всю свою клюкву другим детям-сиротам.
В целом можно описать Настю, как милую, умну, трудолюбивую, ласковую и любящую брата девочку. Этот персонаж оставил у меня неоднозначное впечатление, но в большей степени положительное. Жестокая и кровопролитная война не смогла сломить сильный дух, казалось бы ещё неокрепших и не готовых к самостоятельной жизни детей, но их несгибаемость духа показывает читателю, что в жизни нам по силам любые трудности и преодолимы любые невзгоды.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Насти из рассказа Кладовая солнца
Популярные сегодня темы
В реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.
Чехов пишет о сочетании радости и пошлости, надежды и полной безнадежности, печальном итоге. Человеческое существование в каком-то смысле ограничено, в том числе и другими людьми
Горький написал произведение «На дне». Больше всего на свете автору хотелось показать совсем другой слой населения, о котором мало чего известно. И эти люди находятся на самом дне
Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.
В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.
Источник