Глава № 13 Сказка, в которой боги занимаются математикой
Сказка, в которой боги занимаются математикой
Когда-то, давным-давно, жили-были богиня Неба, по имени Нут, и бог Земли, по имени Геб [289]. Они были братом и сестрой, детьми одних родителей, бога Воздуха Шу и богини Влаги Тефнут. Случилось так, что Нут и Геб полюбили друг друга. Возможно, их притягивали друг к другу взаимная несхожесть и желание объединить свои, столь разнообразные и безграничные возможности.
Как бы там ни было, эта любовь разгневала их деда Ра, бога Солнца. Небо-Нут и Земля-Геб являлись двумя отдельными сущностями, и Ра настаивал на том, чтобы так все и оставалось в дальнейшем, иначе между Небом и Землей не нашлось бы места для чего-либо еще. Ра велел Шу, богу Воздуха, держать Нут и Геба порознь, и Шу попытался это сделать, но потерпел неудачу. Земля и Небо встречались и занимались любовью, и вскоре Нут зачала. Ра был в ярости. Как бог Солнца — и потому повелитель Времени, — он заявил, что не позволит родить Нут ни в один из дней какого бы то ни было месяца года.
Мудрый ибисоголовый Тот, Властелин Чисел, Астрономии и Измерений, пожалел Нут и Геба. Разработав план помощи, Тот отправился играть в шашки с самой Луной. Играя осторожно, осмотрительно делая ставки, Тот выиграл 1/72 часть света Луны. Из этой, 1/72 части лунного света, Тот создал пятидневный период, не принадлежащий ни одному месяцу, то есть неподконтрольный Ра. В эти пять новых дней Нут смогла родить пять божественных детей: Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду.
Древнеегипетский год заключал в себе 360 дней и состоял из двенадцати лунных месяцев, по тридцать дней в каждом. Тот изначально являлся богом Луны, другим повелителем времени, о чем напоминал и его узкий, изогнутый клюв ибиса — визуальная аллегория с лунным полумесяцем. Знаменитая мудрость Тота привела его (и его человеческих последователей) к пониманию того, что лунный календарь никоим образом не привязан к годичному движению Солнца и не синхронизирован с ним.
А теперь вспомните, что каждый из пяти лучей пентакля, находясь на окружности в 360°, отстоит от другого на 72°. Нет ничего удивительного в том, что результат деления 360 на 5 равняется 72. В мифе же расчет носит обратный характер: 360 (дней или градусов) делится на 72 и дает 5. А это означает, что 1/72 часть света, которую Тот выиграл у Луны, представляла собой как раз 5 новых дней. Чрезвычайно знаменательно, что Тот победил, играя именно в шашки! В этой древней игре используется доска, подобная шахматной и являющаяся магическим квадратом, идеально подходящим для игры, ставкой в которой являются сами свет и время. (Сейчас мы отождествляем и шахматной доску, с сеткой 8 на 8, и умного Тота с планетой Меркурий.)
Те пять дней, которые выиграл Тот, не только позволили родиться пяти новым божествам, но также помогли прийти к осознанию важности различий между кругом, состоящим из 360 градусов, и солнечным годом, имеющим длительность в 365 дней. 365 и 360 хотя и близки по значению, но, безусловно, не тождественны, и это несоответствие является решающим для любой культуры, которая заботится о своей точной хронометрии.
Вот как Тот помог Нут и Гебу.
Вот так Тот привел к гармонии несоразмерные циклы Солнца и Луны.
Читайте также
Чем занимаются наставники?
Чем занимаются наставники? Когда у вас имеется проблема и решение вдруг приходит ниоткуда, зачастую это является признаком вмешательства наставника. Моменты вдохновения тоже могут быть проявлением помощи духовного проводника. Те периоды, когда вы испытываете упадок
Глава 51 Сказка и быль
Глава 51 Сказка и быль — Итак, для начала я расскажу тебе сказку. Именно сказку, и это очень важное уточнение, так что обрати на него особое внимание, Ырэа. Это именно сказка, а не исторический экскурс.В Мироздании есть силы всякие. Одни помогают, другие мешают. Впрочем, те,
Глава 16 Сказка о путнике
Глава 16 Сказка о путнике Все мы путники… и – «нам всегда чего-то не хватает…»– Интересно, а кто подходит нашей главной героине АЛИСЕ?На кого она может влиять?Кто может её наполнить радостью?– Для того, чтобы узнать, кто ей подходит, необходимо сначала ОПРЕДЕЛИТЬ, чего в
Глава 17. Точка, из которой нет возврата
Глава 17. Точка, из которой нет возврата Первый вопрос:Ошо,Шри Ауробиндо утверждал, что есть нечто за пределами того, что Будда называет просветлением. Все его усилия были направлены на то, чтобы открыть дверь для этого нового этапа в человеческой эволюции.Происходит ли с
Глава 4. Боги и богини
Глава 4. Боги и богини Механизм магии Магия — часть того, что Т. С. Элиот в «Четырех квартетах» назвал «неподвижной точкой на вращающейся земле», это что-то вне времени, и оно позволяет материлизовываться нашим мыслям.Она работает по принципу «Как вверху, так и внизу». Эта
Глава 14. Кто такие «боги»?
Глава 14. Кто такие «боги»? Образы древних языческих богов были во многом очернены религиозной нетерпимостью и историческим невежеством. Им редко поклонялись; скорее, их чтили и уважали как эманации Великого Духа, берущие начало от одного источника. Хотя их могущество
Глава 28. Главный судья Англии лорд Рассел Киллоуенский. Причина, по которой он подарил мне отпечатки своих рук
Глава 28. Главный судья Англии лорд Рассел Киллоуенский. Причина, по которой он подарил мне отпечатки своих рук В предыдущих главах я уже говорил о ключевых числах, которые управляют жизнями людей. С помощью моей системы я мог предсказывать с заметной точностью, в какой год
Глава 11 Как я создал ту жизнь, которой живу
Глава 11 Как я создал ту жизнь, которой живу Назову эту главу «Как я создал ту жизнь, которой живу». Посвящаю ее мальчику из России, чей отец написал мне письмо. Я мгновенно распознал в мальчике то, что есть и во мне. «А раз так, — подумал я, — пришло время сделать запись. Хоть и
244. Почему у людей, которые долго занимаются цигуном, может увеличиваться живот
244. Почему у людей, которые долго занимаются цигуном, может увеличиваться живот Если во время занятий в течение длительного времени применять концентрацию на даньтяне или брюшное дыхание, то у некоторых людей появляется живот. Это нормальное явление.Брюшное дыхание
Глава 12 Боги на Древе
Глава 12 Боги на Древе 1. Сравнивая различные религии с их бедным родственником — фольклором, согласимся, что первобытный человек, анализируя явления окружающей природы, видел в них деяния существ, близких ему по типу, но превосходящих по силе. Поскольку их нельзя было
Глава 57 Истина, с которой приходится считаться
Глава 57 Истина, с которой приходится считаться Не раздеваясь, я лёг на скамью и закрыл глаза. В сознании проносились эпизоды борьбы, которые только что пережил на льду площадки.«Ну, и игра! Сплошная драка! Правда, без особых увечий. Но кто-то ведь сзади по голове меня ударил?
Глава 3 Настоящее. Сказка «Финист — ясный сокол»
Глава 3 Настоящее. Сказка «Финист — ясный сокол» Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки. Хотел старик нанять работницу в хозяйстве помогать. Но меньшая дочь, Марьюшка, сказала:— Не надо, батюшка, нанимать работницу, сама я буду хозяйство вести.Ладно.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «БОГИ, БОГИ МОИ. »
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. «БОГИ, БОГИ МОИ. » — Неужели одно слово может столько всего значить! — задумчиво сказала Алиса. — Когда я даю слову много работы, — сказал Шалтай-Болтай, — я всегда плачу ему сверхурочные. Л.Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье».- 1. «В БЕЛОМ ВЕНЧИКЕ ИЗ РОЗ…» Устами
Источник
Интересные факты о египетском боге Тоте
Приветствуем вас, уважаемые читатели. Древнеегипетский бог Тот был известен своей мудростью и магией. Египтяне считали его одним из важнейших божеств в египетской мифологии. Его изображали как человека с головой ибиса. Однако на некоторых рисунках, он был изображен как обезьяна с головой собаки. Гермополь Великий, более известный как Эшмунен, был культовым центром египетского бога Тота.
И сегодня мы подготовили для вас самые интересные факты об этом египетском боге. Надеемся они понравятся не только школьникам и детям, но и взрослой аудитории.
Как уже было отмечено ранее, он считался одним из важнейших божеств в древнеегипетской мифологии. Он принимал участие в различных сражениях и других событиях в египетских мифах. Интересен еще и тот факт, что Тот был создан самим собой.
Тот считался самым умным божеством среди всех. Он изобрел иероглифическое письмо и был писцом богов и секретарем самого Ра. Ему приписывают создание календаря, математики, астрономии и других наук.
Египтяне верили в то, что он защищает писцов, так как написание иероглифов считалось священным процессом. Писцы очень уважались в Древнем Египте. У каждого писца на рабочем месте было изображение их покровителя.
Считалось, что он создал огромную библиотеку свитков, в которых содержалась вся информация о мире и магии. В его магических книгах были «формулы», которые позволяли управлять всеми силами природы. Его супруга Сешат, богиня письма, литературы, судьбы и счета была «Госпожой дома жизни». Она также ухаживала за библиотекой.
Древнеегипетская «Книга мертвых» — это сборник египетских гимнов и религиозных текстов. Эту книгу помещали в гробницу умершего фараона для того, чтобы помочь его душе пройти все препятствия загробного мира и приобрести благополучие после смерти. Несмотря на свое название, эта книга не о смерти, а о жизни. На египетском книга буквально переводится как «Главы о выходе к свету дня», поэтому правильнее ее было бы назвать «Книга живых». Так вот, по мнению древних египтян, эту книгу как раз написал бог Тот.
После того как греки завоевали Египет, они связали Тота с Гермесом, их богом торговли, прибыли, хитрости, разумности, ловкости и т. д. Центром поклонения Тоту был Хемен, где был возведен главный храм богу мудрости. Греки же превратили этого город в Гермополис, связывая его с Гермесом. В итоге на свет появилось новое божество — Гермес Трисмегист.
Как отмечалось ранее, считается, что именно Тот создал календарь в 365 дней. Об этом говорит следующий древнеегипетский миф. Бог Солнца Ра запретил богине неба Нут рожать детей в любой из дней года. На тот момент год состоял из 360 дней. Чтобы Нут могла родить детей, Тот отправился к богу Хонсу (египетский бог Луны) и начал играть с ним в азартные игры (кости). Играл 5 дней и все время побеждал. В итоге Тот выиграл у Хонсу дополнительных 5 дней, которые не относились к году. Таким образом он дал богине Нут 5 дней для того, чтобы она родила детей. Таким образом Тот помог Нут и обманул бога Солнца Ра.
Нут же является матерью Сета, Исиды, Осириса и Нефтиды. Таким образом именно благодаря Тоту появились эти божества.
Но откуда же появился Тот, если мы писали ранее, что он практически сам себя создал? Есть старая легенда, в которой говорится о том, что Тот был сыном Гора (бога неба). Семя Гора случайно попало в тело бога Сета с помощью листьев Салата. Затем семя проросло и Тот вылез из Сета, из его головы. Легенда сложна в понимании, так как если обращаться к мифу о создании календаря, именно Тот является богом, который выиграл 5 дней для Нут, чтобы она родила детей и родились они именно в эти 5 дней. Среди детей Нут есть Осирис, который является богом Гора. То есть, Гор появился после Тота, хотя в этой легенде говорится об обратном.
Он был великим волшебником и знал обо всем, что скрывалось под небесным сводом. Он использовал свои знания чтобы помочь Исиде воскресить ее мужа Осириса после того, как его убил собственный брат Сет. Вместе с Анубисом Тот создал первый ритуал мумификации, благодаря чему Осирис воскрес. Он также спас сына Исиды Гора, избавив его тело от яда в юном возрасте.
Тот, будучи секретарем бога Солнца Ра и писцом Подземного мира, сыграл немаловажную роль в мифах, которые касались Дерева Жизни. Египтяне верили в то, что Древо Жизни содержало в себе карту судьбы и знания творения мироздания. Дерево Жизни напрямую связывали с богом Солнца Ра, который создал мироздание. Однако на листочках дерева сроки правления фараонов записывал именно Тот. Он записывал периоды правления фараонов, тем самым защищая их от всяких недуг. Вместе с Тотом, хранителем судеб фараонов была и Сешат, которая в разные периоды древнеегипетской мифологии отображалась как его жена, его сестра или его женское воплощение.
Египтяне верили в то, что после смерти их душа попадала в Зал Двух Истин, где происходила церемония взвешивания сердца. На весы клали сердце человека и перо Маат. Если Сердце перевешивало перо, тогда человек не получал второй жизни и был съеден чудовищем Амат. Если весы уравновешивались, человек получал вторую жизнь. Тот, как писец подземного мира, записывал результаты каждой человеческой души.
В искусстве его изображали по разному, в зависимости от периода Древнеегипетского государства. Обычно ему придавали внешний вид человека с головой птицы ибис. Тем не менее, довольно часто его изображали как человека с головой павиана, который держал полумесяц.
Изображали его и не с человеческим телом, а с телом павиана и головой собаки.
На этом наша статья подошла к концу, дорогие читатели сайта Interessno.ru. Надеемся эта информация была для вас полезна и интересна.
Источник
Тот выйграл у луны
Мы знаем, что Симонид потом убрал Н как Н-аспирант и также F, «Digamma», которую заменил на «Рhi», и добавил «Psi» и «Xi» и две гласные — Е-долгую («Еtа»), которой он отдал знак Н-аспиранта, и 0-долгую («Omega»), отчего общее число букв дошло до двадцати четырех.
Все эти алфавиты, похоже, были тщательно выверенными священными алфавитами, а не выборочным копированием торгового финикийского алфавита, состоявшего из двадцати шести букв, как начертано на вазах Формелло-Серветри. Одно из достоинств алфавита Эпихарма заключается в его 16 согласных, так как 16 — число восхождения, и в общем числе букв — 21, ведь 21 — сакральное число солнца со времен фараона Эхнатона, который около 1415 года до нашей эры ввел в Египте монотеистический культ солнца. Эпихарм, как Асклепиад, был потомком Солнца.
Необходимо отметить, что новые согласные Симонида были искусственными, так как прежде «Xi» писалась как «Сhi»-«Sigma», а «Psi» — как «Pi»-«Sigma» и в них не было такой уж надобности, как, например, в том, чтобы различать долгую и краткую А и долгую и краткую I. Я подозреваю, что Симонид сотворил тайный алфавитный заговор, состоявший из знакомых названий букв греческого алфавита, расставленных — гласные и согласные вперемешку — в три ряда по восемь букв, где каждая буква имела значение волшебного слова. Например, «XiI», «РsiI» заменяли xiphon psilon (обнаженный меч). К сожалению, аббревиатуры большинства названий греческих букв слишком короткие, чтобы понять их смысл, и лишь случайно, как, например, в случае с «Lambdа», по-видимому, заменяющей lаmраdа (факел), и «Sigma», заменяющей, наверное, sigmos (шипение в тишине), они приоткрывают свою тайну.
Но можем ли мы понять, зачем Симонид убрал F и Р из алфавита? И почему и Гигин, и автор ирландской надписи в Каллене использовали В и Т как шифр для этих же двух букв? Начнем с календаря этрусков, который римляне приняли в республиканские времена. Он был упорядочен в восьмидневные nundina, по-гречески называемые ogdoads. А сакральное число римской богини мудрости Минервы было пять (писавшееся как V). Нам ничто не мешает отождествить Минерву с Карментой, потому что в Риме ей приписывали изобретение искусств и наук и потому что украшенные цветами лодки, возможно, сделанные из ольхи, плавали во время ее праздника — Quinquatria (что значит «пять залов», очевидно, пять времен года). Этот праздник справлялся пять дней после весеннего новогоднего праздника календарной богини Анны Перенны, и мы позволим себе предположить, что пять дней остались как бы лишними после того, как год был разделен на пять сезонов (времен года) по 72 дня каждый. Святость пяти и семидесяти двух точно так же сохранилась и в «Beth-Luis-Nion»-алфавите.
Алфавит-календарь, построенный на этом принципе, да еще с разделенными гласными и согласными, предполагает 360-дневный год с пятью гласными-сезонами, каждый из которых состоит из 72 дней, плюс лишние пять дней. Каждый сезон делится на три периода из двадцати четырех дней. 360-дневный год может быть также разделен — в честь Тройственной Богини — на три 120-дневных сезона, из которых каждый включает в себя пять одинаковых периодов по двадцать четыре дня, с теми же лишними пятью днями. Именно таким календарем пользовались в Египте. И египтяне говорили, что эти пять дней бог Тот (Гермес или Меркурий) выиграл в шашки у богини луны Исиды, забрав по семьдесят второй части у каждого дня в году. Дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды праздновались именно в эти дни и в таком порядке. Мифическое значение легенды состоит в том, что изменение религии потребовало изменения календаря: прежний год богини луны, состоявший из 364 дней с одним лишним днем, был заменен годом с 360 днями и пятью лишними. В этом новом календаре первые три периода были отданы Осирису, Гору и Сету, а два оставшихся — Исиде и Нефтиде. Хотя, под влиянием ассирийцев, каждый из трех египетских сезонов был разделен на четыре периода по 30 дней, а не на пять по 24 дня, 72-дневный сезон встречается в египетско-вавилонском мифе, в котором богиня Исида прятала своего сына Гора, или Харпократа, от ярости ослоухого бога солнца Сета в течение 72 самых жарких дней года, которыми правил (с неба) Пес-Сириус и два Осла. (Прятать младенца Гора, видимо, помогал Чибис, который был важной птичкой в этрусской науке прорицания, позаимствованной римлянами. Как бы то ни было, Плиний дважды напоминает в своей «Естественной истории», что чибис совсем исчезает с того времени, когда Сириус поднимается в небо и до того, как он уходит с него.)
Однако продолжим наше исследование и займемся Сетом и его культом.
Греческая легенда, рассказывающая, как бог Дионис поместил двух Ослов в знак Рака, заставляет предположить, что Дионисом, который посещал Египет и гостил у Протея, царя Фароса, был Осирис, брат бога Тифона гиксосов, alias Сета. Гиксосы, пастухи несемитского происхождения, пришли из Армении через Каппадокию, Сирию и Палестину в Египет около 1780 года до нашей эры. То, что они так легко сумели утвердиться в Северном Египте со столицей на пелусийском рукаве Нила в Дельте, можно отнести единственно на счет их союза с жителями финикийского Библа. Библ, протекторат Египта с давних времен, был «Землей Негу» (деревьев), откуда египтяне импортировали древесину. На цилиндрической печати Нового царства можно увидеть Адониса, бога Библа, в компании с рогатой богиней луны Исидой, или Хатор, или Астартой. Жители Библа вместе с жителями Крита занимались перевозкой египетских товаров, так как египтяне ненавидели море и их торговые порты с самых давних времен располагались в Пелусии и других местах Нижнего Египта. Судя по гомеровой легенде о царе Протее, самые первые пеласгийские поселенцы в Дельте облюбовали Фарос — остров с маяком (справа от того места потом стояла Александрия) — в качестве священного острова прорицателей. Протей, пророчествующий морской старик, который был царем Фароса и жил в пещере, где с ним советовался Менелай, умел менять облик, как Мертин, Атабирий, Хлев Хлау, Периклимен и все прочие солнечные герои. Очевидно, Фарос был островом Авалон. То, что Апулей соединяет sistrum Осириса, отпугивавший бога Сета, с Фаросом, говорит о том, что он отождествлял Протея и Осириса. Протей у Вергилия владел другим священным островом — Карпатом, что между Критом и Родосом, но это фессалийский Протей. Еще один Протей, которого называли Прет, был аркадцем.
Большой ошибкой будет считать Фарос уединенным священным островом, населенным лишь служителями оракула: когда Менелай явился туда со своими кораблями, то он вошел в самый большой порт на всем Средиземноморье [157]. Гастон Жонде в «Les ports submerges de l’ancienne lle de Pharos» (1916) утверждает наличие здесь даже в доэллиниские времена широких гаваней и портовых построек. Здесь была внутренняя акватория примерно в 150 акров и внешняя акватория вдвое меньше, массивные дамбы, молы, пристани, построенные из огромных камней, из которых некоторые весили до шести тонн. Работы там велись вплоть до конца третьего тысячелетия до нашей эры египетскими рабочими в согласии с планами, разработанными критскими и финикийскими архитекторами. Широкий причал был сделан из неотесанных блоков до шестнадцати футов в длину с глубокими пятиугольными пазами, расположенными в шахматном порядке. Поскольку пятиугольник при таком расположении не очень удобная форма в сравнении с квадратом и шестиугольником, то число пять должно иметь важный религиозный смысл. Не был ли Фарос родиной календарной системы с пятью сезонами?
В начале христианской эры остров до странности наполнен числами 5 и 72: евреи Александрии обычно посещали его во время ежегодного (пятидневного?) праздника, для которого предлогом служило то, что Пятикнижие Моисея было таинственным образом переведено тут на греческий язык семьюдесятью двумя учеными мужами — Септуагинтой, — которые работали семьдесят два дня отдельно друг от друга, а потом сверили переводы, и они совпали полностью. Что-то стоит за этим мифом. Все подобные праздники в древнем мире отмечали давнее заключение союза племен. Причина этого праздника неясна, если только фараон, который взял в жены Сару, богиню-мать племени «Авраама», пришедшего в Египет в конце третьего тысячелетия, не был царем-священнослужителем Фароса. В таком случае праздник устраивался в память о священной женитьбе, вследствие которой предки евреев присоединились к великому союзу морских людей, чьим мощным оплотом был Фарос. По-видимому, иудеи постоянно жили в Нижнем Египте на протяжении двух тысячелетий, и первоначальный смысл праздника был забыт к тому времени, когда Пятикнижие переводилось на греческий язык.
В «Одиссее», популярном сказании, сохранившем, однако, мифическое содержание, трансформации Протея включают превращения в льва, змея, пантеру, вепря, воду, огонь и лиственное дерево. Этот путаный перечень [158]напоминает Гвионов, нарочно затуманенный набор «я был». Вепрь — символ месяца С, лев и змей — сезонные символы, пантера — мифический зверь, полулев-полулеопард, посвященный Дионису. Жаль, что Гомер не определил точно дерево. Его связь с водой и огнем предполагает ольху или кизил, посвященные Протею, богу типа Брана, хотя постепенно Протей деградировал до обычного пастуха тюленей в услужении бога-ясеня Посейдона.
Гомер говорит, что Фарос лежит в одном дне пути от Египетской реки. Непонятно, почему все сочли, что река — Нил, но на самом деле это может означать лишь поток Египетский (Иисус Навин 15:4) на южной границе Палестины, хорошо известный ахейским участникам набегов тринадцатого-двенадцатого веков до нашей эры.
Та же ошибка сделана средневековым редактором «Кеbrа Nagast», эфиопской Библии. Он ошибочно представил бегство людей, укравших Ковчег из Иерусалима, как некое чудо, потому что они одолели расстояние от Газы до Египетской реки в один день, тогда как каравану требуется тринадцать дней. Отсутствие доисторических останков на острове свидетельствует, что кроме самого берега все остальное пространство было засаженным деревьями святилищем Протея, пророчествующего героя, насылающего ветра.
Сравните столь же путаный перечень трансформаций Загрея, данный Ионном: «Зевс в козлиной шкуре. Крон, творящий дождь, вдохновенный юноша, лев, конь, рогатый змей, тигр, бык». Фетида до свадьбы с Пелеем, согласно разным авторам от Пиндара до Цеца, могла превращаться в огонь, воду, ветер, дерево, птицу, тигрицу, львицу, змею, каракатицу. Превращения Там Лина в шотландской балладе — змей или тритон, медведь, лев, раскаленное железо и уголь, охлажденный в проточной воде. Зоологические элементы, характерные для всех четырех версий, то есть змея, лев и какие-либо другие звери (медведь, пантера, тигр), предполагают календарный цикл трех времен года, соотносящихся с львицей, козой и змеей карийской Химеры или с быком, львом и змеем вавилонского Sir-rush; и если это так, то огонь и вода подразумевают солнце и луну, которые делят между собой власть над годом. Возможно, однако, что звери из списка Нонна — бык, лев, тигр, конь, змей — формируют фракийско-ливийский календарь пяти, а не трех времен года.
Источник