Меню

Томас гоббс город солнца

Томас Гоббс: ключевые идеи, философия, краткая биография

Приветствую Вас, друзья!

Томас Гоббс (1588 — 1679) – английский философ, приверженец материализма, один из основателей современной политической философии, внесший большой вклад в развитие и становления теории общественного договора и государственного суверенитета.

Для его деятельности характерен необычный формат на тот период времени, это обусловлено тем, что автор выдвигал на первый план погружение в материализм и естественное право, трактуя их прямолинейно. Философ обрел известность после выдвижения идей, которые стали активно использоваться в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия, история.

В этой статье мы рассмотрим ключевые идеи Томаса Гоббса по основным направлениям его исследований, а затем познакомимся с его краткой биографией.

Философские взгляды Т.Гоббса

Гоббс является автором завершенной системы механистического материализма. Философ не признавал существование особой мыслящей субстанции, предложенной Декартом, он был твердо убежден в том, что мыслящая вещь имеет под собой исключительно материальную основу. По мнению Гоббса, в качестве идеальных образцов научного мышления выступает геометрия и механика. Природа, в свою очередь, рассматривается как совокупность тел, каждое из которых имеет свои характеристики. Движение воспринимается в контексте механики, как процесс перемещения. Чувственные качества – это формы восприятия вещей. Гоббс выделял два метода познания: логическую дедукцию и эмпирическую индукцию.

Этика Гоббса базируется на чувственной «природе человека». В качестве основы выступает «естественный закон», в рамках которого прослеживается стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Первый естественный закон проявляется в желании человека достичь мира. Второй естественный закон говорит о том, что в случае необходимости человек должен отказаться от права на вещи, если это необходимо для достижения мира и обеспечения безопасности. Также можно выделить третий естественный закон, согласно которому люди берут на себя обязательства по выполнению заключенных соглашений.

Эмпиризм

Гоббс был твердо убежден в том, что в качестве единственного предмета философии и науки выступают тела, потому что реально существуют те вещи, которые материальны. Данная позиция создает трудности на пути познания Бога. В связи с этим ни одна наука, в том числе философия не могут высказываться о нем. Исходя из этого, божество и душа не воспринимаются как объект познания, их можно отнести только к вере и теологическому учению.

Эмпиризм дополняет теорию познания, приверженцем которой является Гоббс. Логика оперирует данными, которые были получены в результате опыта. Философ считает, что мысли необходимо рассматривать как движение, происходящее внутри человеческого тела. В общем виде речь идет о чем-то возвышенном или идеальном, это просто субстанциональные перемещения.

Познание и воля представляют собой результат взаимодействия человека с окружающей средой. Данные чувства выступают в качестве основы для возникновения удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Для каждого человека свойственно стремление к удовольствию и минимизация неудовольствия. При этом они оба представляют собой движение внутри сердца. В связи с этим добро приравнивается к удовольствию, а противоположные ощущения воспринимаются в негативном ключе как зло.

По мнению Гоббса, воля – это выбор между действием, приносящим удовольствие и воздержанием от неудовольствий. Также философ считал, что мораль является относительным явлением. Причину он видел в том, что невозможно вообразить поступок, который все люди однозначно воспринимали бы как хороший.

Политические и правовые воззрения

Гоббс разработал и представил «договорную» теорию происхождения государства. Философ выделил три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию Гоббс отвергал, поскольку, по его мнению, в демократии появлялись различные общественные объединения, что зачастую приводило к гражданской войне. Аристократия казалась ему более предпочтительным вариантом, но только если она была по организации близка к монархии. Самым же предпочтительным вариантом для Гоббса является монархия. Государство, по его мнению, представляет собой результат договора между людьми, который останавливает естественное состояние «войны всех против всех».

Философ был убежден в том, что все люди равным между собой, их создателем является Творец. Граждане на добровольной основе оказываются от некоторых прав и свобод в пользу государства, которое ставит своей главной целью обеспечение мира и безопасности. При этом, Гоббс не рассматривал все государства, как возникшие исключительно путем заключения общественного договора. По его мнению, был и ещё один путь — путь завоевания, насильственного захвата власти.

Гоббс ориентируется на принцип правового позитивизма и выдвигает на первый план значимость государства. Философ отдает предпочтение монархии как лучшей форме организации государства. Также он считает, что церковь должна быть ограничена в своих полномочиях, ее деятельность должна регламентироваться и контролироваться государством.

Религия и государство

В своих трудах Гоббс делал акцент на анализе теологических вопросов — это было обусловлено тем, что взаимоотношения церкви и государства выступали в качестве основной проблемы английской революции. Философ сформировал принцип, согласно которому договор между людьми является более приоритетным, по сравнению с соглашением с Богом.

Читайте также:  Фазы солнца по часам

Он считал, что религиозные убеждения представляют собой плод воображения людей. Еще одной причиной возникновение религии является суеверность людей и ограниченность их знаний, поэтому проявляется стремление в поиске объяснений окружающих явления как божественного проявления или предзнаменования. Человек, который хочет обнаружить первопричину всего, пытаясь руководствуется разумом и логикой, приходит к выводу о том, что началом всего сущего может является Бог. Однако сам Гоббс активно продвигал позицию, согласно которой истинная религия – это вера в государство.

Граждане и церковь должны подчиняться монарху, только в таких условиях государство может развиваться. Другими словами церковь и государства являются частью одного целого.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс разработал отдельное направление, главной целью которого стало отделение его от морали и религии. В содержании концепции был представлен новый взгляд на античное наследие в совокупности с достижениями естественных наук и прогресса того времени.

Философ был твердо убежден в том, что естественное право необходимо воспринимать как право человека. В общем виде речь идет о самосохранении. При этом из этого права можно выделить дополнительные права – на жизнь, свободу, собственность и доступ к удовольствиям. Практическая реализация основного права требует определенных средств. Их конкретный перечень зависит от самого человека, который определяет их самостоятельно, поэтому потенциально рассматриваемое право может распространяться на все материальные и духовные блага.

Важно отметить, что если один человек имеет доступ к средствам, то другой будет ограничен, это обусловлено наличием несовместимости. Основываясь на этом, можно прийти к выводу о том, что естественное состояние человека подразумевает его участие в войне против других людей. Единственным вариантом разрешения этой проблемы является создание государства.

Биография

Томас Гоббс родился в семье священника. Дата рождения – 1588 год. Страна – Англия. Все обязанности по воспитанию и содержанию ребенка взял на себя его дядя, который имел хорошие материальные возможности для его обеспечения, поэтому племянник смог получить достойное образование. В 14 летнем возрасте мальчик демонстрировал хорошие познания во всех областях, свободно изъяснялся на латыни и греческом языке. Его приняли в один из колледжей Оксфорда, он успешно завершил обучение и был удостоен степени бакалавра. Далее он устроился на должность гувернера и воспитателя, занимался обучением детей высшей знати. Это позволило ему посетить много мест в Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Большое влияние на становление взглядов Гоббса оказали труды авторов периода античности, с которыми он имел возможность смог ознакомиться в рамках одной из поездок в Европу. Сам философ говорил о том, что этот период его жизни был для него самым счастливым. В результате философу удалось перевести «Истории» Фукидида, основной целью являлось обозначение опасностей демократии, рисках этого политического режима и негативных моментах. Сам философ считал наиболее эффективной формой государственного управления — монархия.

Во время второго путешествия в Европу философ начал уделять много внимания изучению геометрии. Было несколько причин, обусловивших его интерес к этой науке. Одной из них являлось наличие особой методики, которая отличалась универсальностью с точки зрения применения к другим наукам. Геометрия давала возможность обозначить взгляды на любой предмет в формате совокупности неопровержимых доказательств. По мнению Гоббса, лечение всех социальных проблем возможно только при детальной переработке структуры и содержания государства за счет тезисов, которые имеют много общего с положениями геометрии.

Позже состоялось еще одно путешествие, в рамках которого философу удалось присоединиться к Парижскому кружку, в нем состояли известные личности того времени. Гоббс посетил Италию, где изучил труды Галилея, полученная информация оказала большое влияние на формирование его собственных философских взглядов. В качестве основной важной идеи того времени, которая активно продвигалась философом, стала попытка объединения и анализа идей физической механики. Такой подход был призван разработать механизм анализа человеческого поведения и его изменений в долгосрочной перспективе.

Гоббс начал уделять много времени философии после возвращения их путешествий. Им была разработана теория политического и общественного устройства государства. Важно отметить, что его идеи не теряют своей актуальности даже на современном этапе.

Гоббс несколько лет своей жизни уделил созданию основного труда под названием «Левиафан», которая была выпущена в печатном формате в середине 17 века. В ней автор обозначил свои взгляды на человека и государство. Многие исследователи относят этот труд к политической литературе, при этом рассуждения автора характеризуются наличием взаимосвязи с природой человека, в завершающей части повествования делается акцент на религиозной составляющей.

Через несколько лет философ выпустил трактат «О человеке», в содержании которого было сказано о том, что люди представляют собой особенно естественные тела, живущие ради удовлетворения своих потребностей и продолжения рода. После этого на много лет автор лишился возможности выпускать свои сочинения, основной причиной стала критика со стороны Парламента, представители которого увидели в содержании трудов философа признаки атеизма и неуважения к Богу. В результате Гоббс начал больше времени уделять изучению истории.

Читайте также:  Территория солнца территория света

Философ умер в 1679 году, на его надгробии были высечены слова, согласно которым он был человеком справедливым, внесшим большой вклад в развитие многих наук, заслужившим признание ученых со всего мира.

Библиография

  • 1640 – «Элементы права, естественные и политические»;
  • 1650 – «Трактат о человеческой природе»;
  • 1651 – «Философские рудименты, касающиеся правительства и общества»;
  • 1642-1655 – трилогия «Основы философии»;
  • 1651 – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»;
  • 1654 – «Письма о свободе и необходимости»;
  • 1656 – «Вопросы о свободе, необходимости и шансе»;

Заключение

Томас Гоббс оставил потомкам большое наследие в виде своих трудов, которые имеют большую ценность и внес большой вклад в развитие европейской науки Нового времени. В рамках своей деятельности он изучал актуальные проблемы того времени, занимался философией, анализировал общественные и политические проблемы. Его идеи были взяты на вооружение последователями и отражены в трудах философов эпохи Просвещения.

Гоббс был приверженцем материализма, что нашло отражение в его работах, особенно это актуально для обозначения сущности и содержания социальных явлений. Работы философа стали фундаментальной основой для развития и становления правовой государственности, он сформулировал понятия верховенства права и обозначил значимость государственного суверенитета. Также он внес вклад в развитие смежных наук, его идеи не теряют своей актуальности.

Источник

Томас Гоббс

Биография

Томас Гоббс – английский ученый и мыслитель XVII века, считавшийся основателем политической философии и внесший вклад в такие науки, как история, юриспруденция, теология, физика и геометрия. Самой известной работой Гоббса стал трактат «Левиафан», признанный одним из ранних и влиятельных примеров теории общественного договора.

Судьба

Томас Гоббс родился в английском городе Уэстпорте, ныне именуемом Мальмсбери, 5 апреля 1588 года. Мальчика назвали в честь отца, Томаса- старшего, который занимал должность викария в Чарльтоне и Вестпорте. Когда дети Гоббсов были маленькими, родитель подрался с местными духовниками и покинул Лондон, оставив семью на попечение старшего брата, богатого и одинокого купца. Имя и род занятий матери остались неизвестными.

Портрет Томаса Гоббса

В детстве будущий философ посещал местную церковную школу, а затем частный пансион. В 1603 году Томас стал студентом колледжа Magdalen Hall, который являлся предшественником оксфордского Хэтфорда. Обучаясь по индивидуальной программе, Гоббс получил степень бакалавра и по рекомендации одного из учителей устроился наставником в аристократическую семью Кавендишей.

Томас стал компаньоном молодого барона Уильяма, и в 1610 году юноши отправились в турне по Европе, во время которого Гоббс познакомился с передовыми научными и критическими методами, в корне отличавшимися от английских схоластических учений. Будущий гений запоем читал классических греческих и латинских авторов и переводил их произведения на родной язык. Среди трудов этого времени самой известной являлась адаптация «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида.

Философ Фрэнсис Бэкон

После того как компаньон Гоббса умер от чумы в 1628 году, наставнику пришлось искать новое место. Он некоторое время был близок поэту и драматургу Бену Джонсону, а затем работал секретарем у английского философа и политика Фрэнсиса Бэкона. В это время будущий ученый увлекся геометрией и досконально изучил «Начала» Евклида, почерпнув из книги методы постановки тезисов и представления доказательств.

До 1631 года Томас служил репетитором у баронета Джервейса Клифтона, а затем вернулся в дом Кавендишей, чтобы воспитывать старшего сына своего предыдущего ученика. Следующие несколько лет Гоббс расширял познания в области философии и совершенствовал искусство ведения споров. В 1634 году он вновь отправился в Европу, где присоединился к кружку Марена Мерсенна и регулярно участвовал в философских дебатах с Рене Декартом и Пьером Гассенди.

Биографы утверждают, что в 1636 году Томас посетил Италию и познакомился с великим Галилео Галилеем, который порекомендовал перенести философские теории в реальную жизнь.

Галилео Галилей

Английская революция 1640 — 1653 годов заставила Гоббса надолго покинуть родину и обосноваться в Париже. Там под влиянием членов кружка Мерсенна философ окончательно сформировал систему взглядов на основополагающие вопросы человеческого бытия.

В это время Гоббс работал учителем математики молодого принца Уэльского, приехавшего во Францию с острова Джерси. Вернувшись в Лондон в 1651 году, ученый опубликовал написанные произведения и вскоре завершил построение собственной философской системы, длившееся на протяжении 20 лет.

В 1666 году Палата общин представила законопроект против атеизма и профанации, и книги Гоббса, попадавшие под статью о ереси, привлекли пристальное внимание властей. Опасаясь преследований, он сжег компрометирующие бумаги, но все равно лишился права публиковать труды в Англии. Последним произведением ученого стала автобиография, написанная в стихах, и английский перевод древнегреческой «Одиссеи» Гомера.

Могила Томаса Гоббса

О личной жизни философа известно крайне мало. Вероятно, он жил в одиночестве, не имея ни жены, ни детей. По словам современников, Гоббс предпочитал работать в темноте при свечах, поэтому шторы в доме всегда держали опущенными. Он много гулял и вместо того, чтобы читать книги, беседовал с умными и образованными людьми.

Читайте также:  Гало вокруг солнца что это значит

Гоббс страдал расстройством мочевого пузыря, которое в октябре 1679 года повлекло за собой паралитический инсульт, ставший причиной смерти философа 4 декабря 1679 года.

Философия

Философ Гоббс был материалистом, отрицавшим существование бестелесной духовности и задумавшим собственную систему мышления о человеке и Вселенной. В ранних трактатах ученый рассматривал тело с точки зрения механики, считая, что специфические телесные движения вовлечены в процесс производства специфических явлений, таких, как ощущения, знания, привязанности и страсти, и определяют взаимодействие людей и образование общества.

Философ Томас Гоббс

В начале 1640-х годов Томас распространил рукописный вариант «Начал закона, естественного и политического», который при публикации разделили на 2 части и назвали «Человеческая природа» и «О теле политическом». В этой работе ученый впервые коснулся темы власти и сформулировал принципы, по которым должен был действовать единоличный суверен. В 1642 году Гоббс написал произведение под названием «О гражданине», которое было изначально напечатано на латыни, а английское издание появилось 11 лет спустя.

Эта работа позже стала частью трилогии «Основы философии», состоявшей из трактатов «О теле», «О человеке» и «О гражданине», где ученый описывал естественное состояние человека, требующее установления стабильного правления, оперируя понятиями политики и теологии. В ней впервые появилось высказывание о «войне всех против всех», впоследствии развитое Гоббсом в «Левиафане» и вошедшее в сборник цитат.

Бюст и портрет Томаса Гоббса

Трактат «Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», больше известный как «Левиафан», стал классическим западным произведением о государственном управлении и ярким примером теории общественного договора.

В этой работе философ описывал образ человека, сопоставил его с материей, находившейся в непрерывном движении, без обращения к бестелесной нематериальной душе и абстрактному понятию идеи. Рассуждая о добре и зле, Гоббс утверждал, что они являлись людскими желаниями или тенденциями двигаться к объекту или от него.

Трактаты Томаса Гоббса «О гражданине» и «Левиафан»

Отрицая общественное понятие величайшего блага, ученый допускал существование величайшего зла, которое выражалось в страхе насильственной смерти и служило опорой государственной власти. Нахождение человека вне политической коалиции неминуемо приводило к анархическому состоянию, влекущему войну всех против всех.

Гоббс считал, что такое положение вещей заставляло людей отказываться от естественных прав и заключать соглашения, которые контролировались обществом, имевшим привилегию применять силу, воплощенную в понятии «государство». В зависимости от того, кто представлял интересы человека в рамках общественного договора, Гоббс выделил 3 типа государства: монархию, демократию и аристократию, которые различал количественно и качественно.

Лекция «Философия Томаса Гоббса»

Отдавая предпочтение монархии, ученый писал, что богатство, власть и честь единоличного правителя вытекают из благосостояния, силы и репутации подданных, а в демократическом или аристократическом государстве такая ситуация невозможна.

В «Левиафане» Гоббс недвусмысленно заявлял, что правитель или суверен должен контролировать гражданские, военные, судебные и церковные вопросы и полностью исключил возможность разделения государственных полномочий. Эта ситуация порождала социальные протесты, приводившие к вооруженным восстаниям.

Трактат впервые опубликовали в 1651 году, поместив на титульном листе гравюру с портретом гиганта в кольчуге из крошечных человеческих тел, возвышавшегося над холмами и равнинами. И Гоббса начали хвалить и критиковать больше, чем кого-либо из видных мыслителей той эпохи. Молодые философы подхватили идеи автора работ о государстве, развили их в собственных произведениях. Одним из самых знаменитых последователей Гоббса стал английский ученый-материалист Джон Локк.

Философ Джон Локк

После «Левиафана» Гоббс опубликовал «Письма о свободе и необходимости» и «Вопросы о свободе, необходимости и шансе», где развил оригинальные учения о естественном праве, страхе, свободе и естественном законе.

Ученый ввел понятия обдуманных и опрометчивых действий, называя их последовательностью желаний, а свобода трактовалась как отсутствие внутренних и природных препятствий к принятию решений. Философ полагал, что все происходящее подвергалось вмешательству внешнего агента и не могло случаться само по себе.

Работы Гоббса стали классикой политической философии и неоднократно переводились на иностранные языки. После смерти ученого в Англии издали Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England и Behemoth, or The Long Parliament, написанные в 1666 и 1668 годах.

Цитаты

«Естественным правом является свобода делать всё то, что, по разумению человека, является наиболее подходящим для сохранения собственной жизни».

«Естественным законом является, что каждый человек должен добиваться мира; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущества на войне».

«Истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи».

Источник

Adblock
detector