Меню

Тихо плавает луна золотая рыбка средство выразительности

Языковые средства в лирическом произведении. К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка»
презентация к уроку (4 класс)

Данная презентация поможет учителю при анализе лирического произведения К. Д. Бальмонта «Золотая рыбка».

Скачать:

Вложение Размер
yazykovye_sredstva_v_liricheskom_proizvedenii.pptx 1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии .

К.Д Бальмонт «Золотая рыбка» В замке был веселый бал, Музыканты пели. Ветерок в саду качал Легкие качели . В замке, в сладостном бреду, Пела, пела скрипка. А в саду была в пруду Золотая рыбка . И кружились под луной, Точно вырезные, Опьяненные весной, Бабочки ночные . Пруд качал в себе звезду, Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду Золотая рыбка. Хоть не видели ее Музыканты бала, Но от рыбки, от неё, Музыка звучала. Чуть настанет тишина, Золотая рыбка Промелькнет, и вновь видна Меж гостей улыбка. Снова скрипка зазвучит, Песня раздается. И в сердцах любовь журчит, И весна смеется. Взор ко взору шепчет: «Жду!» Так светло и зыбко, Оттого что там в пруду — Золотая рыбка.

Языковые средства выразительности в лирическом произведении Олицетворение изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Эпи́тет (от др.-греч. ἐπ ίθετον ) определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Языковые средства выразительности в лирическом произведении Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают , и то, с чем сравнивают . Пример сравнений : И зарево, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР , Играя в облаках, пугает взор.

Языковые средства выразительности в лирическом произведении В стихотворении «Золотая рыбка » К. Д. Бальмонт применяет различные средства художественной выразительности, среди них красочные эпитеты, сравнения и олицетворения. Олицетворения. « в сладостном бреду пела скрипка», « пруд качал в себе звезду», «взор ко взору шепчет», «весна смеется». Эпитеты « веселый бал », «легкие качели», « сладостный бред » «опьяненные весной, бабочки ночные», . Сравнения Точно вырезные «Золотой рыбке», как и многим другим стихотворениям Бальмонта, присуща необыкновенная музыкальность, напевность.

Виды рифм Виды рифм

Строение стихотворения Сколько строф в стихотворении? 8 Как называются такие строфы? четверостишие Какие рифмы использует автор? перекрестные

Главная мысль – о чем хотел сказать автор? Из- за рыбки происходило волшебство, вокруг чувствовался аромат весны , приветливые улыбки людей, которые они раздаривали друг другу. Плавая в пруду, рыбка преображала мир, делая его волшебным, в воздухе витало блаженство, казалось, будто наступило безмятежное время . Самое важное — это огромное желание и вера, в то, что все наши сокровенные желания исполнимы. Не из-за развлечения и забавы, а для того чтоб люди верили в чудеса, потому что это жизненно необходимо, как глоток свежего воздуха, в знак ожидания на лучшее будущее.

О чем мы сегодня говорили на уроке? Бальмонт Константин Дмитриевич («Золотая рыбка», «Росинка») Блок Александр Александрович («На лугу»)

Домашнее задание (на 13 апреля) с.244 наизусть Есенин Сергей Александрович «Я покинул родимый дом»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над лирическими стихотворениями во время урока литературного чтения позволяет решать сложные задачи обучения, развития и воспитания.

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи.

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание .

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн.

Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.04.2021

Бальмонт К. «Золотая рыбка»

Читайте анализ других стихотворений Константина Бальмонта:

Главные герои стихотворения «Золотая рыбка» и их характеристика

  1. Золотая рыбка. Волшебная, незаметная, дарит радость.

План пересказа стихотворения «Золотая рыбка»

  1. Бал и качели.
  2. Скрипка и пруд.
  3. Бабочки ночные.
  4. Звезда и травы.
  5. Незаметность.
  6. Возвращение улыбки.
  7. Весна смеётся.
  8. Взор ко взору.

В жизни всегда есть место чуду.

Чему учит стихотворение «Золотая рыбка»

Стихотворение учит радоваться жизни, веселиться, наслаждаться каждым мигом. Учит романтично относиться к происходящему.

Отзыв на стихотворение «Золотая рыбка»

Это очень красивое стихотворение. Оно полно волшебства и тайны. Поэту удалось вызывать у читателя ощущение необычности происходящего. Вроде бы стихотворение весёлое, герои смеются, поют, испытывают чувства. Но всё это неестественно, всё вызвано золотой рыбкой. Она, как дирижёр, командует людям что делать. И мне кажется, что только рыбка и получает удовольствие от происходящего на самом деле.

Анализ стихотворения «Золотая рыбка»

Рифмовка перекрёстная: АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Золотая рыбка»
Эпитеты: весёлый бал, лёгкие качели, сладостном бреду, золотая рыбка.
Метафоры: опьянённые весной, качал в себе, любовь журчит.
Сравнения: точно вырезные.
Олицетворения: ветерок качал, пела скрипка, весна смеётся.

Пословицы к стихотворению «Золотая рыбка»

Её никто не видит, но именно рыбка делает музыку. Стоит музыке стихнуть, как рыбка мелькает и вновь звучит музыка, на губах появляются улыбки. И люди тянутся друг к другу.

Источник

Анализ стихотворения «Золотая рыбка» (К. Д. Бальмонт)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.06.2020 · Обновлено 13.06.2020

Константин Дмитриевич Бальмонт – интересный поэт, яркий представитель Серебряного века. Первый свой сборник автор издал в 1890 году, но его не принято включать в общий список книг автора, отсчет начинается со сборника «Под Северным небом», изданного в 1894 году. А в 1900 году выходит сборник «Горящие здания», благодаря которому Бальмонт становится очень популярным в России и сохраняет лидирующие позиции среди поэтов ещё целое десятилетие. Стихотворение «Золотая рыбка», которое Многомудрый Литрекон подверг полному анализу по плану, входит в сборник автора «Только любовь». Этот сборник считается одним из лучших сборников поэта.

История создания

В 1901 году Константина Дмитриевича лишают возможности проживания в некоторых городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Такое наказание последовало за публичным чтением стихотворения «Маленький султан», в котором автор выражает своё несогласие с деятельностью Николая Ⅱ.

После данного происшествия поэзия К. Д. Бальмонта меняется. Она уже не похожа на первые сборники поэта, но в ней ещё нет нот рациональности, как в последних книгах. Этот период ознаменован творческим взлётам автора.

В 1903 году Бальмонт возвращается в Москву. В это же время выходит сборник «Только любовь». Он зарождается на берегах Балтийского моря. Здесь же создаётся стихотворение «Золотая рыбка».

Примечательно также то, что в феврале 1903 года, в Зимнем дворце, состоялся костюмированный бал, гости которого были в одеждах допетровской эпохи. Возможно это событие подарило сюжет, точнее панораму бальмонтовскому стихотворению «Золотая рыбка».

Сборник «Только любовь» стал будто бы глотком свежего воздуха для России, которая переживала нелёгкие времена. Произведения из данной книги несут в себе гармонию, любовь, надежду, всё то, чего не хватало тогда человеку.

Жанр, направление, размер

Данное лирическое произведение относится к такому жанру как элегия. Нет, стихотворение «Золотая рыбка» совсем не печальное, но оно повествует о сокровенном, о волшебном, близком каждому из нас, о мимолётном и чудесном.

Бальмонт – поэт-символист. В его поэзии ярко просматривается тенденция бегства от реальности, стремление в прекрасное царство мечты. Как и все символисты, он выражает невыражаемое в своих произведениях, но, в отличии от них же, он пишет не о «человеческом», а об общем, то есть о мечте, о чуде, о вечности, о мгновении…

«Чрезвычайно чуткий и нервный, любознательный, добродушный, увлекающийся, легкий на подъем, склонный к аффектации и самолюбованию, он нес в душе нечто очень непосредственное, нежное, детское» — так сказал о К. Д. Бальмонте поэт Н. В. Банников.

Многие современники поэта утверждали, что он уже рождён был символистом.

Размер стихотворения «Золотая рыбка» интересный, распевный: чередуются четырёхстопный и трёхстопный хорей. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Золотая рыбка» состоит из 8 строф. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.

  1. 1-я часть – это 1-я строфа, в которой автор знакомит читателя с происходящими событиями, с особенностями ландшафта. Всё вполне естественно, обычно. Нет предчувствия чего-то необычного.
  2. 2-я часть – это 2-я, 3-я и 4-я четверостишия. Данная часть начинает окутывать читателя волшебной дымкой. Уже самые обычные вещи не кажутся обычными. Все действия приобретают флёр таинственности: «кружились… опьянённые весной, бабочки…», «пруд качал в себе звезду», «гнулись травы гибко». Причём примечательно то, что последняя строка во 2-й и 4-й строфе «Золотая рыбка», что добавляет уверенности читателю в том, что действительно происходит что-то чудесное.
  3. 3-я часть – 5-я, 6-я и 7-я строфы, в которых волшебство ощутимо, в которых на глазах случаются чудеса. Никто рыбку не видит, но чувствуют её: «но от рыбки, от нее, музыка звучала», «золотая рыбка промелькнет… меж гостей улыбка», «и в сердцах любовь журчит, и весна смеется».
  4. 4-я часть – заключительная 8-я строфа, которая является выводом из всего случившегося. «…так светло и зыбко, оттого что там в пруду — Золотая рыбка» — эти строки наполнены радостью и надеждой, неописуемым чувством, которое заполняет всю грудь опьяняющим дымком, когда мы верим и даже знаем, что желаемое несомненно исполнится, когда мы этого очень ждём.

Образы и символы

«Я всему молюсь» — эпиграф к сборнику «Только любовь», который был взят автором из романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Сборник стихов «Только любовь», куда входит произведение «Золотая рыбка», характеризуется направленностью автора к новым впечатлениям и чувствам.

Путь лирического героя данного цикла – это часть пути всеобщего, мирового. Лирический герой находится в духовном поиске, стремится к познанию, к приобщению к вечному через творчество и любовь.

Лирическим героем стихотворения «Золотая рыбка» является сам автор, от чьего лица ведётся повествование, кто впускает нас в чарующий мир чудес и волшебства.

Золотая рыбка является основным образом произведения. Она исполнительница желаний. Рыбка является символом просветления, символом новых возможностей, начинаний.

Золотой цвет также символичен. Он является цветом мудрости, цветом солнца. Солнце часто встречается в произведениях автора. Оно для поэта ассоциируется с недосягаемой мечтой.

Также в стихотворении присутствует образ луны. Луна – это зеркало, которое отражает солнечный свет.

«И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.»

В контексте данного стихотворения луна является отражением волшебства; именно при лунном свете природа раскрывает свой сокровенный смысл, своё чарующее нутро. При лунном свете природе не страшно раскрыть себя, луна является защитой, покровом.

Всё творчество Бальмонта отличается особой музыкальностью. Музыка для автора – это особая суспензия, которая заливает, заполняет каждое произведение поэта, в ней растворяются все другие ингредиенты, объединяются, создавая совершенно новый, единый, гармоничный продукт на выходе.

Очень символично то, что в данном произведении «звучит музыка» и от скрипок, и от самой рыбки. Скрипка, которую считают самым «тонким», чувственным инструментом, издаёт приятные звуки, сплетающиеся с музыкой от рыбки, то есть музыкой чудес, музыкой души, бесшумной, но волнующей. Нередко, описывая чувственные переживания человека, упоминают о струнах души, что даёт основание уверенно провести параллель между душой и скрипкой. Данное предположение придаёт стихотворению дополнительный сакральный смысл.

Тема, проблемы, настроение

Бальмонтовский сборник «Только любовь» отличается воздушностью. Этот сборник пропитан солнечным светом. Автор рассуждает о возвышенных чувствах, о тонких материях, о мечтах, фантазиях, о вечности. Именно на эти «бестелесные явления» поэт обращает внимание читателя.

В основу стихотворения «Золотая рыбка» положена мечта и вера в её исполнение. Это и есть основная тема произведения.

Проблемой, затронутой автором в данном стихотворении, можно назвать неумение, или же невозможность подмечать волшебство вокруг себя. Это проблема всех проблем! Она вечна! Затронув её, автор указал путь, «подвинул» всё человечество ближе к миру и гармонии, ближе к счастью.

Настроение стихотворения «Золотая рыбка», как бы тавтологично не звучало, чудесное, волшебное. Произведение окрыляет, придаёт сил, питает надежды.

Основная идея

Данным стихотворением поэт хотел донести до нас такую простую, но такую сложную мысль, что чудеса повсюду, только руку протяни, поверь! Это и есть смысл стихотворения «Золотая рыбка».

«Наша жизнь есть чудо в вечном Чуде,
Наша жизнь — и здесь, и вечно там.» (К. Д. Бальмонт)

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Золотая рыбка» перечислены в списке:

  1. Аллитерация: в 1-й, 2-й и 7-й строфах повторяются звонкие звуки, подобные звукам упомянутой скрипки.
  2. Эпитеты: «весёлый бал», «лёгкие качели», «гнулись гибко».
  3. Метафора: «сладостный бред», «золотая рыбка», «опьянённые весной, бабочки ночные», «взор ко взору шепчет»
  4. Олицетворение: «любовь журчит», «весна смеётся», «ветерок качал», «пела скрипка», «пруд качал», «гнулись травы гибко»
  5. Сравнение: «точно вырезные… бабочки ночные».
  6. Метонимия: «меж гостей улыбка».
  7. Анафора:

«И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.»

Источник

Читайте также:  Когда появляются две луны
Adblock
detector