Меню

Тень от солнца задыхаюсь

Гелиофобия – солнечный террор

Страх имеет в жизни человека особое значение. Это чувство способно вывести из равновесия, дезорганизовав жизнедеятельность индивида. Поэтому фобии, рождаемые страхом перед чем-либо, достаточно многообразны. Среди них встречается и гелиофобия – боязнь солнца и солнечных лучей (от греч. helios – солнце и phobos – страх).

Такой болезни подвергается небольшое количество людей, около 1% населения Земли. Адекватная терапия позволяет полностью избавиться от зловещего расстройства. В случае, когда начало лечения затягивается, развиваются серьезные последствия, опасные для здоровья и социальной активности человека.

Причины и следствия

Боязнь солнца при гелиофобии имеет необоснованный, иррациональный характер, то есть, не несет реальной угрозы. Такой страх способен рождаться в голове индивида под воздействием нескольких причин:

  • присутствие другой фобии. Чаще это страхи из группы ипохондрических, к примеру, боязнь заработать рак кожи под воздействием ультрафиолета, особенно когда он максимально агрессивен;
  • негативный опыт. «Солнечный» страх вполне может стать исходом неумелого времяпрепровождения на солнце. Неудачный загар, вследствие чего появившиеся сильнейшие ожоги на коже, способен не только погасить желание в дальнейшем принимать солнечные ванны, но и развить стойкую фобию перед небесным светилом. Тепловые удары с последующим повышением температуры, тошнотой, головокружением также рождают негативный опыт. Перегрев, сопровождаемый бредом, галлюцинациями, еще в большей степени формирует стойкие, глубокие убеждения негативного солнечного влияния;
  • нельзя исключать детскую психотравму как причину рождения гелиофобии. Причем роль солнца в данной ситуации может оказаться второстепенной, просто ребенок перевел его из фонового значения в значимую фигуру. Пример: мальчик шел по улице в знойный летний день, когда солнце находилось в своей активной фазе. Внезапно из-за угла показался огромный, свирепый пес, устремившийся по направлению к малышу. Мальчик безумно испугался страшного животного, но в подсознании его «застряло» палящее солнце, прочно вошедшее в картину происшествия. Впоследствии у ребенка сформировалась фобия, но не по отношению к собаке, а к солнечному свету.

В том случае, когда ребенок получает сильнейший тепловой удар с галлюцинаторными явлениями, формирование фобии также возможно. Но в этом случае малыш воспринимает светило как нечто фантастическое, нереальное.

Страх солнца человеку могут внушить в детстве и родители, терроризирующие свое чадо по поводу надевания панамки, систематически внушающие, что если выйти на улицу без нее, то ребенок рискует быть испепеленным дотла.

У девушки гелиофобия развилась после удаления опухоли щитовидной железы. Опасаясь вновь приобрести злокачественное образование, она дошла до крайностей.

При гелиофобии реальная опасность для человека от солнца отсутствует. Проблему создает само поведение больного, ограничивающего его жизнедеятельность, что приводит к нежелательным последствиям.

Ограничивая выход на свет, человек рискует заполучить авитаминоз витамина Д, поскольку последний синтезируется в теле человека под действием инсоляции. Это значит, что вскоре он ощутит сбои в работе организма, ведущие за собой:

  • размягчение зубной эмали, кариес, разрушение зубов;
  • хрупкость костей, их деформация, склонность к переломам;
  • потерю веса;
  • быструю утомляемость;
  • гипергидроз;
  • мышечные судороги.

Часто при гелиофобии у больного нарушается режим сна и бодрствования: ночью он активничает, днем спит. Такой режим замедляет выработку мелатонина, поскольку гормон синтезируется в определенные часы во время сна: между 24.00 и 5 утра.

Мелатонин жизненно необходим человеческому организму, поскольку участвует во многих процессах. Этот гормон регулирует деятельность эндокринной системы, биоритмов, влияет на умственную, физическую активность. Он управляет нашими эмоциями, регулирует кровяное давление, контролирует работу всего организма. Следовательно, при нарушении синтеза мелатонина его функции и контроль утрачиваются.

Что касается социальной жизни гелиофоба, то отстраненность от общества, нахождение в замкнутом пространстве приводит к разрыву дружеских и деловых связей, к полной изоляции. На фоне одиночества процветает депрессия. Человек пребывает в состоянии постоянного напряжения, страха. В этом случае светобоязнь способна доходить до бредовых идей.

Частым последствием расстройства становится развитие других фобий:

  • социофобии – боязнь людей;
  • агорафобии – боязнь открытых пространств.
Читайте также:  Масса тяжелых элементов солнца

Люди, страдающие от светобоязни, не способны жить полноценной жизнью. Болезнь лишает возможности выбирать отдых по желанию, заниматься профессиональной деятельностью, учиться, посвящать досуг развлечениям, хобби. Создание семьи, рождение детей также затруднительно. Любая деятельность, требующая исполнения в дневное время, находится под угрозой.

Симптомы гелиофобии

Главный признак болезни – ограничение или полный отказ от пребывания на солнце. При этом человек в светлое время суток практически постоянно находится в помещении, не покидает своего жилища.

Выраженность деструктивного поведения зависит от степени расстройства. При легкой форме гелиофобии больной всё же позволяет себе выходить на улицу в светлое время суток. Но, естественно, с полным арсеналом защитных средств: глаза обезопасят очки, одежда надевается так, чтобы максимально скрыть открытые участки тела. То, что осталось неприкрытым, прикрывается вспомогательными средствами: перчатками, платками, шарфами, головными уборами. В такой экипировке человек ходит на работу, в магазин, куда угодно.

В начальной стадии заболевания индивид выходит на улицу днем под зонтиком, наносит солнцезащитные кремы в больших количествах.

Прогрессируя, процесс вызывает формирование избегающего поведения. Человек все реже выходит на улицу днем. В квартире создает полумрак, защищаясь от солнечных лучей: завешивает окна жалюзи, одеялами. Выбирает работу, требующую ночной активности.

Типичным сопровождением расстройства становятся панические атаки. В целом гелиофоб – обычный человек, с ясным сознанием, здравым мышлением, осознающий нелепость своего положения. Но как только он по неосторожности попадает в зону инсоляции, сознание как будто отключается. Включается ступор, паника и хаос. Больной ощущает себя в западне. Внимание рассеивается, сложно принять конструктивное решение. Развивается тахикардия, появляется ощущение удушья, дрожь во всем теле, выступает холодный липкий пот. Состояние сопровождается невыносимыми головными болями. Тревога и страх настолько выражены, что провоцируют мощный выброс адреналина, запускающий все симптомы панической атаки. Появляется тошнота, рвота, возможна потеря сознания. Остается одно желание: бежать в безопасное место.

Помочь паникеру можно, отведя его в тень, если нет возможности зайти в помещение.

Не перепутайте!

Гелиофобия, как отдельная фобия, формируется в качестве расстройства психики, лишенного какой-либо реальной угрозы со стороны здоровья.

Не стоит путать чистую фобию с боязнью света, вызванной конкретными заболеваниями:

  1. Кератоконус – заболевание глаз. Действие солнечных лучей вызывает особую, повышенную чувствительность.
  2. Мигрень – яркий дневной свет провоцирует головную боль.
  3. Пигментная ксеродерма – малейшее воздействие ультрафиолета образует ожог на незащищенной коже.
  4. Болезнь Гюнтера. Так называется генетическое заболевание, которое, как при предыдущей патологии, вызывает изменения кожи при контакте с ультрафиолетовыми лучами в виде язв. Впоследствии на их месте остаются шрамы.
  5. Порфирия – повышенное содержание порфиринов в организме провоцирует множественные патологические изменения, в том числе фотодерматоз. Проявляется гиперпигментацией, образованием язв, эрозий, трещин кожного покрова.

Во всех перечисленных случаях гелиобоязнь оправдана, принося больному реальные телесные страдания. В медицинских целях данные патологии даже требуют фотоограничения. Их нельзя расценивать как психическую гелиофобию, что стоит учитывать при диагностике болезни.

Светобоязнь также может проявляться в рамках других психических расстройств. Типичный пример – шизофрения. Однако в этом случае фобия носит нереальный характер: больной боится выходить на солнце, обосновывая это тем, что превратится в чернокожего.

Другому больному приснился сон, где его близкие боялись выйти на свет, поскольку при этом уменьшались в размерах. Сон спровоцировал образование у него солнцебоязни, из-за чего больной в течение длительного времени кардинально ограничил выход из дома.

Терапия

Гелиофобия требует профессиональной помощи, особенно на начальном этапе лечения. Терапия заболевания проводится амбулаторно. Госпитализация необходима крайне редко, когда ситуация достигает критической точки.

Лечение расстройства в первую очередь сводится к применению психотерапевтических методов:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия использует метод погружения клиента в травмирующую ситуацию с обучением выхода из нее с помощью рациональных способов. Погружение, то есть выход к солнцу, осуществляется постепенно.
  2. Психоанализ поможет раскрыть базовую причину расстройства, докопаться до сути.
  3. Гипноз считается особо действенным способом лечения фобии. За короткий промежуток времени он позволяет искоренить проблему без особых усилий для клиента. Вводя человека в состояние транса, специалист получает возможность работать с его бессознательным. Гипнотерапевт способен таким образом влиять на закоренелые установки человека, полученные еще в детстве, устанавливать травмирующие события, изменить отношение больного к страху и помочь сформировать адекватную модель поведения. Для клиента данный метод считается щадящим, поскольку не вызывает напряжения, волнения, процесс лечения является скрытым от сознания пациента. Ему предоставляется возможность только наслаждаться результатом.
  4. В компенсированной стадии болезни для больных доступны аутотренинги, релаксирующие мероприятия.
Читайте также:  Стремительно летящих тучах показалось невысокое солнце измени место причастного оборота

Медикаментозное лечение привлекается в отдельных случаях. При депрессии назначают антидепрессанты. Для купирования панических атак больному обязательно прописывают противотревожные средства. Чтобы снять эмоциональное напряжение, применяют седативные препараты.

Большинство гелиофобов принимают витамин Д, чтобы сгладить развивающийся гиповитаминоз или компенсируют его с помощью питания.

Гелиофобия – психической расстройство с благоприятным прогнозом. Остановленная на ранней стадии болезнь уходит бесследно. Опасность представляет запущенная форма, поскольку вызывает нарушения в психической деятельности больного.

Источник

Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы

Этому правилу учат в каждой художественной школе. Старые мастера широко использовали этот прием. Сегодня его активно применяют художники современности. Почему? Просто это хорошо выглядит!

«Когда рисуешь теплый свет, сделай тень холодной и наоборот»

Сочетание теплых и холодных цветов добавляет работе приятный контраст и делает ее визуально насыщенной и интересной. Давайте разберемся, правда ли это такое универсальное правило и могут ли возникнуть условия, когда оно не сработает.

Сценарий I. Теплый свет — холодная тень

Этот световой сценарий знаком всем: мы видим эту схему в природе, ее регулярно изображают в живописи, часто подчеркивают в пейзажной фотографии. Посмотрим на работу Джона Сингера Сарджента, где он использовал теплый свет и холодную голубую тень. Ее хорошо видно в складках на платье.

Эта работа Хоакина Сорольи с рыбаком на пляже следует аналогичному световому сценарию. На ней тоже прекрасно виден контраст холодной тени и теплого света солнца.

Сценарий II. Холодный свет — теплая тень

Этот сценарий встречается реже, но он не так уж невозможен. Посмотрите на работу Дина Корнуэлла. Люди на картине и стена позади них освещены зеленоватым холодным светом, в тени видны вкрапления теплого коричневого.

Холодный зеленый свет придает сцене тревожное настроение

Аналогичную схему «теплые тени — холодный свет» можно заметить в обычной комнате, если ее окна выходят на север, а интерьер выполнен в теплых тонах. Вторичные источники света, отразившись от стен, пола и мебели, дадут теплые тени, а свет из окна, ориентированного на север, будет голубоватым и холодным. Именно в таких условиях шведский художник Андерс Зорн (Anders Zorn) писал свою жену Эмму:

Белый прохладный свет заливает лицо модели, в то время как тени состоят из смеси темных красных и охристых оттенков.

Еще один пример картины с непростым световым решением — это «Обед на борту» Хоакина Сорольи (Lunch on the Boat Joaquin Sorolla). В сцене несколько источников света. На лодке мы видим множество рефлексов; свет проходит сквозь парус, перекинутый через мачту, и подсвечивает лодку. В зоне фокуса формируется территория с теплой тенью, которая хорошо контрастирует с прохладным солнечным светом снаружи.

Внутри затененного пространства плоскости отражают свет по-разному: те, что смотрят вверх, ловят больше теплого желтого света, чем те, что обращены вбок и вниз.

Почему тень то теплая, то холодная?

Мало кто задумывается, что стоит за правилом «если холодный свет — то теплая тень и наоборот», и как правильно использовать его в работе. На самом деле температура тени не зависит напрямую от температуры света. При естественном дневном освещении у нас, как правило, будет теплый свет, который мы получаем от солнца, и холодная голубая тень. Почему так?

Читайте также:  Wolfenstein прохождения черное солнце

Свет солнца — это основной источник освещения, самый яркий. Его видно везде, кроме тени. В тень тоже попадает свет, но не от солнца, а от других источников освещения — неба и рефлексов. Именно они и определяет цвет тени. Если бы в тени вообще не было света, мы бы там ничего не видели — только черное пятно.

Итак, небо — это еще один самостоятельный источник света. Он менее яркий, чем солнце, поэтому проявляет себя только в тенях, подсвечивает теневые участки и дает им голубоватый оттенок. Тот факт, что именно небо отвечает за цвет теней на Земле, особенно заметен в сумерках, или в «синий час» фотографии — когда солнце уже опустилось за линию горизонта и местность окрасилась в голубоватые оттенки.

Когда художникам нужно показать локацию ночью, часто они рисуют именно синий час. В это время еще достаточно света, чтобы зритель мог различить нужные детали. Bill Zhang, концепт-художник в Microsoft

От чего зависит цвет тени?

Чтобы понять, какого цвета будет тень, в первую очередь нужно разобраться, какое у нас окружение. На этот факт особо обращают внимание художники Дайс Цуцуми и Роберт Кондо, мастера работы с цветом и светом.

Посмотрим на эту работу Дайса — концепт к мультфильму «Хортон».

На картинке изображен солнечный день. Все ли тени здесь холодные?

Мы видим, что большая часть персонажа, слона Хортона, находится в тени. Свет, проходя сквозь растительность, окрашивает ее в зеленоватый оттенок, на спине у Хортона лежит контурный свет от солнца. На хобот попадает немного теплого света, отраженного от земли. Этот же теплый рефлекс перекрашивает тени на части растительности.

Еще один пример работы, где световой сценарий не очень простой — на этот раз из живописи. Вновь обратимся к Сардженту. В этой акварели он рисует солнечный остров Корфу, расположенный в Греции, и много внимания уделяет теням. Дерево за границами кадра отбрасывает на белые стены необычную тень — одновременно теплую и холодную. Почему так получилось?

(Остров) Корфу: Свет и тени Джон Сарджент

Теплые тени на левой стороне здания возникли из-за того, что их окрасил теплый свет рефлекса, отразившегося от земли. Тени на боковой стороне подсветило небо — и превратило их в голубые.

Все работает в сравнении

Всегда стоит помнить, что тон, насыщенность и температура оттенков работают в контексте. Возьмите цвет с насыщенностью 50%, и поместите его рядом с другим, насыщенным на 25% — и первый цвет будет выглядеть намного ярче, чем если бы вы поместили его рядом с еще более насыщенным оттенком (например, на 75%).

Хотя в окружении цвета на коже кажутся ярко-оранжевыми, на самом деле они гораздо менее насыщенные. В других местах кожа кажется зеленоватой или сиреневатой, но это опять не так. Работа Николая Фешина.

Температура цвета тоже относительна. Поместите теплый оттенок рядом с еще более теплым — и первый покажется вам куда холоднее, а практически нейтральный серый в окружении теплого оранжевого поголубеет.

Marco Bucci о цветовой гармонии и теплохолодности

Каждый художник — режиссер своей работы

Если вы автоматически полагаетесь на правило «теплый свет, холодная тень», значит, вы не анализируете окружение в работе, не вписываете объект в пространство. Рисуя концепт-арт, вы не просто копируете реальность, вы ее режиссируете.

Работа получается недостаточно интересной? Придумайте окружение с источниками света, которые помогут создать живописный контраст между холодным и теплым. Возможно где-то нужно будет добавить дополнительный источник света другой температуры, а где-то поместить большой цветной объект, который будет давать необходимые рефлексы.

Так можно сочетать несколько источников света с разной температурой. Автор Jay Kim

Источник

Adblock
detector