КОСМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Доктор технических наук В. ЛЕБЕДЕВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, директор Научного геоинформационного центра РАН.
Вехи истории человечества известны каждому со школьной скамьи — каменный век, железный, век великих географических открытий. Наше время называют веком космическим. Прошли годы героической работы, настало время будничных дел — изучения Земли из космоса. И среди множества научных направлений появляется новое — космическая география. Взгляд из космоса вдохнул жизнь в географию, казалось бы уже вычерпанную до дна область знания.
Появилась возможность увидеть Землю со стороны, охватить взором огромные пространства. Этот взгляд дал целостное представление о ней как о планете, где водная поверхность — единый океан с большими и малыми водоемами на суше, разделенной водой на континенты и острова. Все остальные названия условны: их придумал человек по мере географических открытий и государственного деления. Человек увидел жизнь планеты с цивилизацией едино. И это не просто новый ракурс. Это иная точка отсчета — осознание взаимосвязей всего в целом. Эту географию — космическую — изучать по глобусу и контурным картам уже нельзя. Сегодня накоплен огромный объем материалов космической съемки на временном интервале, измеряемом десятками лет, и в разное время года, с разных высот, при разных условиях освещенности. Материала вполне достаточно, чтобы выстроить современную географию из панорам реального «глобуса» вращающейся Земли, где совершенно по-другому выглядят проливы, океаны, моря, острова, горы и пустыни, знакомые и малоузнаваемые при переносе взгляда с карты на виды планеты с высоты орбитального полета. Наблюдая Землю из космоса, мы идем в познании ее географии и проблем через интерес к ней, вначале в узнаваемом, обращая свой взгляд к местам, которые тебе близки, где ты родился, живешь, бывал или что-то связано с ними. Стараемся увидеть и понять особенности своей страны. И только затем, после двух-трех месяцев полета, разобравшись в космической географии и научившись ее читать, пытаемся разобраться, используя возможности современной техники, в природных процессах, геологическом строении, изменениях ландшафта, загрязнении природы, развитии стихийных бедствий. И такая возможность посмотреть на Землю со стороны сегодня есть не только у космонавтов, ведь человек уже давно и долго обживает космос, однако в школах продолжают изучать Землю и ее географию только по картам, не используя видеоматериал фото- и киносъемок с результатами их тематической обработки: выявлением геологических структур, рельефа, границ разных типов поверхности, характера ландшафта, снежного покрова и т. д. Это просто варварство по отношению к богатейшим архивным материалам из космоса, которыми располагает страна, и наше невежество — не пользоваться ими гораздо шире. Получается парадокс: по телевидению мы видим мир реальный, а изучаем его по карте, поэтому она не так интересна и не запоминается. А как можно обойтись без современной географии, без науки о своем большом доме? Нельзя без географической культуры формировать мировоззрение, видеть перспективу экономики, политики, общественных отношений, если ты собственный дом не представляешь в целом, изучая его частями. Не говоря уже о сложных связях разных слоев ноосферы — биосферы, атмосферы, гидросферы.
Люди могут быть высокообразованными в своей области, но когда, бывает, их спросишь о любом месте на Земле, например, где Магелланов пролив, остров Тасмания, где находится то или иное море или даже ненароком спросишь: «А сколько континентов на земном шаре?» — то многие нередко теряются, и даже в крупных представлениях плохо ориентируются.
В космической географии на видеосюжеты можно увлекательно наложить исторический материал, давая сведения о мореплавателях, землепроходцах, их маршрутах и открытиях, о том, как произошли названия проливов, островов, морей и разных уголков Земли, о происхождении тех или иных природных образований, пустынь, вулканов, ледников, природных явлений: циклонов, песчаных бурь, полярных сияний. Такая география с привязкой к реальной картине мира в красках, динамике событий и явлений, вместе со знаниями наук о Земле запомнится на всю жизнь, и сознание будет развиваться в представлениях о всей планете, а не только в пределах одного государства или места проживания.
Мечтаю, когда в школах страны будет идти урок космической географии, и уже создал для него фильм. Основная идея — все в природе находится во взаимосвязи: облака, суша, ландшафт и так далее, и только изучая их закономерности, можно в полной мере познавать Землю. Также и народы, их культуры, традиции необходимо рассматривать в единстве цивилизации, изучать их связи друг с другом. Это путь объединения помыслов, а не размежевания на индивидуалистические позиции, исходящие из того, что можно благополучие создать и мир сохранить в одной или нескольких отдельно взятых странах, подчас за счет других.
Здесь понимаешь, что надо вновь учить географию, но живую, в сложной мозаике ландшафта, узорах рисунков горных пород, поверхности морей, океанов со множеством сочетаний цвета, оттенков красок, вызываемых Солнцем на Земле и в ее атмосфере. Это удивительная география, когда ощущаешь себя частью мира, который наблюдаешь, узнаешь его через иное видение и мироощущение.
Поражает, когда над огромной сферой земного шара видишь тонкий слой голубизны атмосферы, который обеспечивает нам жизнь. Представьте для наглядности метровый глобус, опоясанный голубой нитью в несколько миллиметров, и сразу станет понятна хрупкость жизни на Земле. Тут задумаешься: если мы не будем все вместе беречь этот слой, то разрушить его несложно. Человечеству это по силам, если будем жить каждый сам по себе и кто во что горазд.
Земля — живое существо, это оазис во Вселенной и пока единственный, насколько нам известно. Она дышит, и у нее есть свои легкие, которые можно увидеть только из космоса в виде бескрайних лесов Сибири и Амазонии, увидеть реки, озера, моря.
Кроме этого, сам по себе вид Земли из космоса оказывает сильное эстетическое воздействие. Это настолько затягивает и гипнотизирует, что все невзгоды уходят в сторону, наступает душевное облегчение, и воздействие только усиливается с глубиной понимания наблюдаемой картины.
Когда смотришь из космоса, то видишь, что все в природе не случайно, а живет и развивается по своим законам. Например, вдруг замечаешь, что облачность — это не бесформенные массы облаков, она имеет рисунок, и над каждым районом земного шара — свой, особый. И наконец, ты открываешь для себя, что облачность — это карта и по ее рисунку можно определять даже место на земном шаре, над которым летишь. Начинаешь понимать, что облачные образования являются отражением чего-то.
Спросите сегодня любого человека, как выглядит океан сверху, и он ответит: огромная водная поверхность и все. Оказывается, когда смотришь на поверхность Мирового океана из космоса, то видишь мозаику в сплетении узоров, разных по рисунку и цвету, структуру и даже рельеф. Это тоже карта, которая от положения Солнца в разное время года меняется в зависимости от прозрачности воды, солености, взвесей, от сложных процессов, которые происходят в океане. И это карта не только процессов, происходящих в океане, но и состояния поверхности воды, температуры, течений, которые копируются даже в рисунке ледяных полей. Океан формирует свою облачность соответствующей структуры, протяженности и мощности, со своей композицией орнаментов в сплетении узоров. И везде она разная.
Когда смотришь на земной шар и видишь на двух его полушариях изменение окраски ландшафта, одновременно осеннего с весенним, зимнего с летним, охватывая их взором благодаря уникальной возможности перемещаться вокруг Земли с космической скоростью и объединив их в пространстве и времени длительным полетом, вдруг начинаешь замечать, что это тоже карта и необходимо учиться ее читать, тогда, может быть, не придется спешить с бурением, чтобы заглянуть внутрь Земли.
Для этого надо понять закономерности изменения растительного покрова, его сезонной окраски, с учетом климатических условий, от типа поверхности, геологии. Тогда можно научиться выявлять и оконтуривать новые образования и выходить на структуры, аналогичные разведанным месторождениям полезных ископаемых, нефти и газа, совершенствовать перспективу их поиска.
Космическая география по-другому высвечивает и экологию планеты. С борта корабля хорошо видно, что дымящаяся труба не собственность того или иного завода или государства. Человек выезжает отдохнуть на дачу за 20-40 км от города, оценивая состояние природы расстоянием. Это глубокое заблуждение. Оказывается, все это может быть накрыто шлейфом из труб промышленных гигантов и вокруг тебя невидимый смог.
У нас многие руководители, директора заводов так мыслят не потому, что они плохие. Ну что особенного, думают они, если мой один завод дымит? Ну что особенного, считает капитан, проводя промывку танкера в океане, — ведь океан огромен. Но след небольшой белой полосы — нефтяной пленки — расплывается на десятки километров по поверхности огромного океана. Когда во время полета смотришь, как таких пятен-полос становится все больше и больше, то понимаешь, что океан не безграничен. Сегодня водная гладь любого мирового порта бликует в лучах Солнца, как копировальная бумага.
Если бы директору завода или капитану танкера с орбиты показать плоды их деятельности, я не сомневаюсь, в следующий раз кольнуло бы — промывать танкер в океане или нет.
Экологические проблемы могут быть большие или маленькие и даже локальные, но они все равно связываются в единую проблему нашего обитания в гармонии с природой. Такие, например, проблемы, как война Кувейта с Ираком. Смотришь на пожары нефтяных скважин маленькой страны и видишь, как пожары отдельных очагов, соединяясь, превращаются в огромное пожарище, шлейф которого, распространяясь, принадлежит уже не Кувейту и не Ираку. Замкнуть его, ограничив собственностью тех, у кого беда, никакими границами нельзя, ничем его не локализуешь. Это беда общая и «расплывается», накрывая другие государства и другие народы. В конечном счете это проблема Земли.
Недостаточное понимание истинных причин процессов в природе приводит нередко к поспешным научным выводам, замешанным на политике. Нам говорят: озоновый слой разрушается. Еще однозначно неизвестно отчего. Одни заявляют — за счет выбрасываемого в атмосферу фреона и накопления его там, другие считают, что это происходит за счет разрывных процессов в земной коре и повышения активности вулканов.
Также не совсем понятна природа климатической и тектонической цикличности, результатом которой является, например, изменение уровня воды в Каспии. До 1977 года уровень понижался, а сейчас, в связи с подъемом воды в нем на 2,5 метра, уже возникла другая опасность — затопление сложившейся инфраструктуры вдоль ранее обезвоженного побережья. Поделив территорию Земли государственными и административными границами, мы тем самым разбили природные комплексы по ответственности за культуру хозяйствования. А проблемы таких природных образований, как Каспий, Арал, Великие озера, Байкал, нельзя рассматривать раздельно. Земля — единый организм.
Через знания космической географии человек должен прозреть и увидеть, что нельзя в своих деяниях изолироваться друг от друга.
Прошло много времени прежде, чем люди разных стран, религий, культур осознали себя как единое человечество. Взгляд из космоса — это уже взгляд, устремленный за пределы планеты одного народа, одной Земли, который должен привести всех нас к стиранию сложившихся веками границ.
Источник
Темы космоса по географии
Темы исследований
Оформление работы
Наш баннер
Исследовательские работы и проекты
Темы исследовательских работ и проектов по астрономии
Приведенные ниже темы проектов по астрономии будут интересны школьникам любых классов образовательной школы. Многие ученики интересуются информацией о нашей галактике, возможностью туристических путешествий в космосе и различными теориями о создании Вселенной.
Данные темы проектных работ по астрономии носят актуальный характер и довольно интересны в исследовании учащимися, развивают любознательность ребенка и работоспособность.
Ниже предлагаем школьникам выбрать интересные и актуальные темы исследовательских работ по физике космоса и начать свое собственное исследование по астрономии. После выбора темы проекта по астрономии в 10 и 11 классе необходимо изучить правила оформления работы.
Важно выбрать интересную для себя тему исследовательского проекта по астрономии в 10 и 11 классе и старательно провести поиск информации, выполнить анализ результатов и непосредственно само исследование. В данной работе непосредственным помощником является руководитель (учитель).
Темы исследовательских работ по астрономии о Космосе
Примерные темы проектов по астрономии о космосе:
Темы проектов по астрономии о космосе
Примерные темы исследовательских работ по астрономии о космосе:
Темы исследовательских работ и проектов по истории Астрономии
Примерные темы исследовательских работ по истории астрономии:
Темы исследовательских работ и проектов по истории Космонавтики
Примерные темы проектов по истории космонавтики:
Темы исследовательских работ и проектов о Солнечной системе
Газовые гиганты Солнечной системы
Жизнь на планетах Солнечной системы
Изучение названий небесных тел Солнечной системы
Рождение Солнечной системы
Модель Солнечной системы
На какой из планет Солнечной системы можно построить взлетно-посадочный модуль с жилым комплексом?
Планеты Солнечной системы
Планеты земной группы в картинах великих художников
Преобразование планет Солнечной системы
Проблемы полетов к планетам Солнечной системы
Путешествие по Солнечной системе
Сколько планет в Солнечной системе?
Солнечная система
Солнечная система: спутники планет-гигантов
Спор учёных: сколько планет в нашей Солнечной системе
Строение Солнечной системы
Существуют ли планеты вне Солнечной системы?
Тайны Солнечной системы
Темы исследовательских работ и проектов о Солнце
Примерные темы проектов по астрономии о солнце:
Темы исследовательских работ и проектов о Земле
А все-таки она вертится
Атмосфера Земли: история освоения
Белые ночи
Взаимодействие Солнца и Земли
Влияние космических процессов на ритмы Земли
Возникновение жизни на Земле
Гравитационные силы и их значение в масштабах планеты Земля
Если бы Земля была квадратной
Загадки северных сияний
Зарождение Земли
Затмения с Земли и из космоса
Земля и её соседи
Использование космических съемок для определения площадей земельных участков
Как тебе живется, планета Земля?
Космодромы планеты Земля
Космические аппараты для дистанционного изучения Земли.
Космические исследования Земли.
Магнитное поле Земли
Меняющаяся Земля
Мифы и гипотезы о происхождении и строении Земли
Планета Земля в азбуках и викторинах (поверхность Земли)
Полезные ископаемые Земли и космоса
Притяжение Земли
Происхождение Земли
Происхождение Земли и человека (на основе мифов разных народов)
Радиационные пояса Земли. Опасно ли летать в космос?
Радуга — одно из самых красивых явлений природы
Рождение планеты Земля
Полярное сияние — что это?
Почему появляется радуга
Создание системы защиты Земли от потенциально опасных космических объектов
Тайны третьей планеты
Теории возникновения Земли
Эволюция представлений о природе полярных сияний
Эмпирические доказательства вращения Земли
Темы исследовательских работ и проектов о Луне
Примерные темы проектов по астрономии о луне:
Темы исследовательских работ и проектов о Венере
Венера — утренняя звезда
Загадки красавицы Венеры
Красивая и загадочная планета Венера
Темы исследовательских работ и проектов о Марсе
Всё, что мы знаем о планете Марс
Есть ли жизнь на Марсе?
Загадочная планета Марс
И на Марсе будут яблони цвести.
Исследование Марса автоматическими межпланетными станциями
Колонизация Марса и его терраформирование
Марс
Планета Марс и ее спутники
Современные исследования Марса
Тайна красной планеты Марс.
Темы исследовательских работ и проектов о Юпитере и Сатурне
Возможна ли жизнь на спутнике планеты Юпитер — Европе?
Космическое путешествие к Юпитеру
Наблюдение за Юпитером и его спутником
Планета-гигант Юпитер
Выявление характерных признаков планеты Сатурн по данным астрономических наблюдений
Планета Сатурн.
Темы исследовательских работ и проектов о Нептуне и Плутоне
Открытие Нептуна и Плутона
Строение Нептуна
Строение Плутона
Темы проектов о кометах, астероидах, метеоритах
Примерные темы исследовательских работ и проектов о кометах, астероидах и метеоритах:
Астероидная опасность – миф или реальность
Астероиды – проблема землян
Астероиды — малые планеты
Взаимодействие солнечного ветра и кометной атмосферы
Изучение и освоение астероидов в Солнечной системе
Исследование Мстинского метеорита
Тунгусский метеорит
Кометы – хвостатые странницы космоса
Космические лилипуты, или Мир астероидов
Металлы в космосе
Метеориты
Метеориты и астроблемы
Метеоры и метеориты
Ледяной метеорит в атмосфере Земли
Откуда у кометы хвост?
Падающие небесные тела
Перехватчик астероидов с разделяющимися ядерными
боеголовками
Свидание с кометой
Сто лет тайны тунгусского метеорита
Страсти по кометам
Тайна тунгусского метеорита
Тунгусский метеорит
Что такое кометы?
Темы исследовательских проектов по предмету Астрономия
Астрономический зонт
Астрономическое определение географической широты с помощью простейших приспособлений.
Астрономия в картинках
Астрономия в поэзии И.Бунина
Астрономия для младших классов
Астрономия на координатной плоскости
Астрономия на плоскости и в пространстве
Качественные задачи по астрономии
Координатная плоскость: знакомая и новая
Сборник задач по астрономии
История астрономии
История возникновения астрономии. Древние обсерватории.
Эпиграфы к урокам астрономии.
Я — звездочёт!.
Астрология: за и против
Астрономический аспект астрологических предсказаний.
В созвездии Рыб
Верить ли в гороскоп?
Влияет ли знак зодиака на учебную деятельность?
Выбор профессии. Знаки зодиака советуют
Гороскоп и мои друзья
Звездное небо. Знаки зодиака
Звёзды и созвездия
Знаки зодиака учеников нашего класса.
Зодиакальные созвездия
Камни знаков зодиака
Можно ли верить в гороскоп?
Можно ли доверять прогнозам?
Мой знак зодиака
Особенности личностных качеств учащихся, обусловленные их датой рождения.
Сказки звёздного неба. Зодиак.
Темы исследовательских работ и проектов о самолетах и авиации
Примерные темы проектов об авиации:
Авиация. Модели самолетов
Америка — пример прогресса
«Апач» против «Ночного охотника»
Самолет и аэродинамика
Аэробус A-380
Аэродинамика
Аэроплан Александра Фёдоровича Можайского.
Боинг 747
Бумажные самолётики — полётные качества
Валерий Павлович Чкалов
Воздушное пространство Украины
Всевысотный многоцелевой фронтовой истребитель.
Гражданская авиация. Авиационные спасатели
Д.И. Менделеев – исследователь воздухоплавания.
Дальнемагистральный самолет Ил-96-300
Золотой век воздухоплавания
Из истории летательных аппаратов
Изготовление радиоуправляемой модели самолета
Из чего состоит след самолёта
Исследование модельных свойств различных моделей бумажных самолетов.
История воздухоплавания. От Икара до…
Как они улетали из плена?
Как человек использует летательные аппараты?
Классификация летательных аппаратов
Кордовая пилотажная модель самолета «Luftmeister»
Летчики не умирают, они улетают навсегда
Лётчиками не рождаются, лётчиками становятся!
Малая авиация разных поколений
Мне бы в небо! Малая авиация
Модели авиационной техники
Полное описание самолётов
Почему летает воздушный змей?
Почему летают самолеты
Проблемы малой авиации (авиации общего назначения)
Проверка жизнеспособности летательного аппарата. Крылья.
Путешествие в воздухе
Путь в небо
Самолет на солнечных батареях.
Самолеты строим сами
Самолёты
Самолёты времён Великой Отечественной войны.
Страницы истории создания летательных аппаратов.
Теоретические расчеты легкомоторного самолета РА1.
Умели ли динозавры летать?
Что такое дирижабль
Развитие авиации в Украине.
Темы исследовательских работ и проектов о Внеземном (НЛО)
Внеземное (НЛО)
Внеземная жизнь
Внеземные цивилизации
Внеземные цивилизации — проблемы поиска
Голубая кровь: миф или реальность?
Жизнь во Вселенной
Загадочный мир инопланетян
Земное и неземное: факты и свидетельства, фантазии и размышления.
НЛО — загадка Вселенной
НЛО — загадка нашей планеты
НЛО. Миф или реальность
НЛО: что, откуда и зачем?
Мифы и гипотезы о происхождении НЛО
Может быть, мы не одни?
Одиноки ли мы во вселенной?
Почему мы принимаем НЛО за корабли инопланетян?
Разум вне Земли: существует ли он?
Солнце и Земля во Вселенной. Есть ли жизнь на другой планете?
Таинственные обитатели космоса.
Если Вы хотите разместить ссылку на страницу Тем исследовательских работ по астрономии, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Источник