Беседы с детьми 3 лет о космосе
Маликат Гаджиева
Беседы с детьми 3 лет о космосе
У маленьких детей интерес к теме космоса, пусть и непроизвольный, просыпается рано – уже в 3-4 года от малыша можно услышать много вопросов о солнце, луне и звездах. Как отвечать, чтобы ребенку, с одной стороны, было понятно и познавательно, а с другой, подтолкнуло к изучению этой темы?
Правило первое: не стоит думать, будто ребенок мал для подобных знаний. Да, понять многие вещи он не в состоянии, осознать масштаб вселенной ему тоже не под силу (это и взрослым-то дается с трудом, но базовые понятия он может освоить. А это отличный базис для расширения его общего кругозора и для дальнейшего изучения астрономии! Потому рассказывать малышу о космосе можно и нужно. Важно лишь правильно адаптировать информацию, отсекая те понятия, до которых он действительно не дорос, и, конечно, преподнести в легкой игровой форме. Кстати,обратите внимание: не надо ничего выдумывать, рассказы о зеленых человечках на Марсе оставьте для фантастических мультфильмов. Да, таким приемом легче удержать внимание и интерес ребенка, но отклоняться от истины не стоит – в космосе и так много любопытного и увлекательного даже для 3-летнего малыша.
Начинайте с описания Земли…
А начать разговор правильнее всего с нашей собственной планеты. Поясните, что планета Земля очень большая и круглая, на ней находятся моря и океаны, горы и пустыни, поля и леса, реки и озера, а также миллионы животных, птиц, рыб, насекомых и людей. При этом планета имеет атмосферу – оболочку из воздуха, которая позволяет нам дышать. Чтобы ребенок хотя бы примерно представил, насколько велика Земля, покажите ему сопоставление размеров в книгах, глобус со всеми странами и фотографии планеты из космоса – они помогут ребенку представить планету и соизмерить ее размеры с приблизительно знакомыми ему размерами родного дома.
Кстати,у детей часто рождается логичный вопрос: если Земля круглая, почему мы с нее не соскальзываем, а те, кто живут «внизу», не падают?И тут проявляется одна из первых условностей: понятие гравитации для ребенка слишком сложное. Поэтому достаточно ответить, что планета настолько большая, что притягивает к себе всех – и именно оттого все вещи падают на Землю, а не в небо, например. А те, кто живут «внизу», не ходят вверх ногами, как могло бы показаться! Они точно так упираются в планету ногами и видят мир не перевернутым, а нормальным, совсем как мы.Подкрепите это наглядным примером: возьмите мячик, приложите к нему с противоположных сторон, допустим, пару солдатиков, а затем поверните мяч то так, то эдак, чтобы ребенок убедился – каждый из них стоит на своих ногах, как и люди в реальности. Просто то, что для одного будет верх, для другого низ, и наоборот. Малышу такой пример, конечно, может показаться смешным, но все же с его помощью у вас получится донести до него общую идею.
Из чего состоит Солнечная система?
Когда понятие Земли закрепилось,продолжите: а где находится наша планета?Ответ прост: летит в космосе. Космос – это все пространство, где расположены планета Земля, солнце, луна, звезды и другие планеты. Космос называют Вселенной – и она не имеет границ. При этом она так же наполнена другими звездами и планетами. И если с планетами уже более-менее понятно (большие, круглые, каменные, то понятие звезды требует пояснений. Расскажите малышу, что это гигантские, обычно гораздо больше планет, шары из горящего газа. Причем горят они миллионы лет! Разумеется, вам понадобятся фотографии, чтобы ребенок понял, как это выглядит. А чтобы малыш представил размеры звезд, возьмите арбуз, тыкву или крупный надувной мяч и горошину.И поясните: Земля рядом с Солнцем настолько маленькая, насколько горошина рядом с большим арбузом! А чтобы добраться до Солнца на машине (если бы существовала дорога, разумеется, на это потребовалось бы более 100 лет – больше человеческой жизни! На детей это производит впечатление…
Не меньший эффект произведет тот факт, что вокруг Солнца вращается не только Земля, делая полный оборот за год, но и другие планеты (у них время оборота больше или меньше, в зависимости от удаленности). Всего их восемь (Плутон в 2006 году официально лишили звания планеты, и они находятся в определенном порядке от нашей звезды. Малышу может быть интересно то,что все планеты разные: нет лесов и морей, многие лишены атмосферы (а значит, нечем дышать, где-то нет даже почвы (вместо нее жидкость или газ, а температура может быть как очень высокой (на Меркурии свыше 100 градусов, так и очень низкой (на Нептуне моментально замерзает все).И да: не забываем о фотографиях,выделяя нюансы каждой планеты: Марс красный, а у Сатурна характерные кольца из летающих вокруг камней (их называют астероидами). И не бойтесь, что ребенок не запомнит с первого раза. К этой теме нужно неоднократно возвращаться, чтобы добиться эффекта. А для начала достаточно пробудить в малыше интерес к космосу…
Луна – отдельный повод для разговора…
Также обратите внимание, что у многих планет есть спутники. Это тоже круглые каменные объекты, как планеты, только меньше – и вращаются не вокруг звезды, а вокруг самих планет. Спутников бывает много и мало, их размер также разный, а самый простой пример – Луна.Она в несколько раз меньше Земли и абсолютно безжизненна: там нет ни воздуха, ни воды, ни живых организмов. Среди детских вопросов, связанных с Луной,популярны два: почему Луна меньше Земли, если на небе она, как Солнце (которое, как выяснили, в разы больше нашей планеты, и почему Луна меняет свой вид – то круглая, то в виде серпа? В обоих случаях лучше всего отвечать на понятных примерах. Так, Луна только кажется такой же большой, как и Солнце, потому что она заметно ближе.И пример: посмотрите на машину на противоположной стороне улицы – кажется, что ее можно на ладонь поставить! Но если подойти к ней, то она такая большая, что и двумя руками не обхватить… Точно так и с Луной и Солнцем. Можно заметить, что и звезды, что мерцают в небе, могут быть даже больше, чем Солнце, но только они в десятки и сотни раз дальше от нас, потому и кажутся в небе такими маленькими-маленькими…
Что до объяснения причин, почему Луна меняется, надо отметить, что сама Луна не светит. Если Солнце, как лампочка, светит и в темноте, то Луна не светит, ее видно потому, что на нее падает свет Солнца, – как любой предмет в темной комнате, когда вы светите на него лампочкой. Для ребенка звучит сложновато, но вам как раз и поможет эксперимент! Возьмите фонарик, пару мячей и выключите в комнате свет. Затем расположите два мячика друг за другом и светите на них фонариком так, чтобы тень от одного из них полностью закрыла собой второй, чтобы его фактически не было видно. Этот шарик и будет в вашем эксперименте Луной. И потом достаточно слегка переместить его в сторону, чтобы показался «месяц» или «полный диск», как мы их видим с Земли. Сделать это несложно, но ребенок, увидев «физику процесса» своими глазами, скорее поймет, как это работает! Также стоит показать и то,как меняется день и ночь от вращения Земли вокруг своей оси: повернулась одним боком к солнышку, на этой стороне наступил день, отвернулась от него – началась ночь. А идеалом для рассказа о Луне будет покупка простейшего детского телескопа. Ребенок, который сможет рассмотреть поверхность спутника со всеми кратерами, придет в неподдельный восторг!
Конспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группы Беседа на тему «Кто, кем работает?» с детьми подготовительной группы Каждый из ребят мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию.
Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке. Задачи: рассказать об истории балалайки, из каких частей состоит, к каким видам.
Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.
Фотоотчёт о проведении беседы с детьми 4–5 лет «Блокада Ленинграда» Сегодня 27 января день снятия блокады Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня — это важная дата для города — героя Ленинграда и его жителей,.
Конспект беседы «Коронавирусная инфекция» с детьми подготовительной группы Цель: Формировать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни. Задачи: Уточнить представление о характерных симптомах коронавирусной.
Конспект беседы с детьми «Какие бывают книги?» Задачи: 1. Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям. 2. Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах.
Конспект беседы с детьми по теме «Дорожные знаки» Конспект беседы с детьми по теме «Дорожные знаки» Цель: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи Закрепить знания.
Конспект беседы с детьми «Весенние работы на земле» Цель: расширять знания детей о труде крестьян. Задачи: — обогащать словарный запас новыми словами; — воспитывать уважение к труду крестьян;.
Конспект познавательной беседы «Мы в космосе» для детей старшей группы Цель : расширять и углублять знания детей о космосе. Ход беседы:Звучит музыка»Космический океан». Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня.
Сценарий беседы с детьми «И цветут сады в душе у нас…» Цель: воспитывать любовь к малой родине, уважение к людям, прославившим свой город. Задачи: Образовательная: познакомить детей с почётным.
Источник
«Космос». Конспект занятия для детей от 2 до 3 лет
Екатерина Воробьева
«Космос». Конспект занятия для детей от 2 до 3 лет
Мастер класс » Космос «
ГБДОУ детский сад № 64
Воспитатель высшей категории — Воробьева Екатерина Михайловна
Мастер класс » Космос «
для детей от 2 до 3 лет
Дать знания детям о космонавтах, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом.
Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.
Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.
Развивать пространственное воображение, мелкую и общую моторику.
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первого космонавта, спутников Земли, космических станций.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Картинки с изображением портрета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны, Солнца, планеты, космический корабль
Звучит космическая музыка. (Приложение № 1)
Воспитатель предлагает детям пригласить родителей в группу.
В : Ребята а вы знаете какой у нас скоро праздник?
Дети и родители : День космонавтики.
С начало в космос полетели животные (показываю фотографию).
В : Правильно. А звали их Белка и Стрелка. Они облетели землю вокруг,и вернулись на землю.
И только потом в космос на ракете Восток полетел человек.
Показываю фото Ю. Гагарина
В : А вы хотите полететь в космос?
В : Но в космос могут лететь только сильные и смелые ребята.
Я предлагаю вам сделать
Зарядка «космонавта».
Включаю музыку и дети делают веселую зарядку под музыку.
Упражнение 1. Бег по комнате — для разминки.
Упражнение 2. Ходьба высоко поднимая колени,
Упражнение 3. Ходьба на руках лежа животом на мяче.
При движении вперёд, дети должны на руках сделать два
шага, при помощи взрослых дети делают движения
в обратном направлении. Так 3 – 4 раза.
В : Несите мячики ко мне в корзинку.
Дети приносят в корзину мячи.
Покажите какие Вы сильные!
Д: Вот какие сильные.
В : Вот теперь вы стали сильными, и мы можем лететь в космос.
Но у нас нет космической ракеты.
В : Давайте мы с вами сделаем себе ракеты!
В: А сейчас мы все сядем за столы и сделаем свою ракету.На столе уже приготовлены :
• Кисточка для клея
• Вырезанные лица каждого ребенка смотрящего в иллюминатор.
•Макароны в форме: звёзд, комет, летающих тарелок.
Воспитатель объясняет последовательность работы.
Воспитатель включает музыкальный фон (приложение № 2)
Когда все ракеты сделаны и небо украшено.
В : Ну вот, теперь у нас есть ракеты и мы можем лететь в космическое путешествие.
В : Но в космосе очень холодно, и мы должны с вами одеться.
Что мы должны одеть? Показываю картинку.
Подвижная игра – «Внимательные Космонавты»
1. Одеваем скафандр (проводим руками по телу от пяток до макушки).
2. Проверяем шлем (обхватываем руками голову и вертим ею вправо-влево).
3. Сесть в кресло! Пристегнуть ремни (имитируем действие).
Сели на корточки,начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! – на словах «пуск» — берём ракету в руки и встаём.
Пока бубен играет дети бегают по кругу на носочках с ракетой в руках (не натыкаясь друг на друга). Как только бубен затихает дети останавливаются.
И так повторяется 2 – 3 раза.
Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит игрушку космонавта.
В : Ребята к нам в гости прилетел Космонавт. (Собачка космонавт).
У его (её) ракеты авария! Он вёз для своих друзей мячики, но сетка с мячиками порвалась и все мячики разлетелись в разные стороны.
В : Давайте поможем собрать все мячики в корзинки!
Дети собирают мячики. Игра повторяется 2 — 3 раза
Космонавт : Какие вы ребята молодцы, помогли мне и моим друзьям.
Спасибо Вам. Мне сказали что у вас в группе самые ловкие ребята и родители…
Давайте поиграем в игру «Передай другому»
Ребята садитесь рядом с родителями. Я буду давать Вам мячики, а вы будете передавать их друг другу и так все мячики должны окажутся в корзинке у Космонавта.
Космонавт : Какие вы все молодцы.
В : Ребята все наши планеты кружатся вокруг солнца. Родители у нас
сейчас превратятся в Солнышко, а ребенок станет планетой.
Солнышко берёт ребенка за руку и начинает его крутить вокруг себя (ребенок бегает по кругу).
Повторяется 1 — 2 раза.
В : А Земля кружится вокруг своей оси – Давайте и мы с вами покрутимся вокруг себя.
В : Космонавт ты видишь какие у нас красивые планеты, и как они дружно кружатся вокруг солнышка.
Космонавт : Молодцы.
В : А сейчас наши сильные и смелые космонавты прокатят родителей на своей ракете.
Дети с родителями играют в подвижную игру «Внимательные Космонавты»
В : Какие вы молодцы. Давайте скажем космонавту до свидания и пригласим его к нам ещё в гости.
Мы сегодня с вами поговорили о празднике Дне Космонавтики, сделали себе ракету, полетали с родителями на ракете, побродили по луне.
И вернулись на нашу землю.
Вот как весело мы провели наш вечер, но пора всем домой.
Мы рады были видеть вас всех.
Спасибо за внимание.
Мастер-класс — граттаж «Космос» На конуне Дня космонавтики изготовили с детьми рисунок в технике «Граттаж».Получилось по-моему очень даже на плохо. Нам потребовались: -мелки.
Мастер-класс «Космос» Признаюсь, что я не художник, скорее дилетант, но люблю открывать для себя новые техники рисования. Сегодня я буду рисовать акварелью космос.
Источник