Тропари двунадесятых праздников : молитвы
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы
(Праздник 8/21 сентября)
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́ всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, / и разру́шив кля́тву, да́де благослове́ние, // и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Тропарь Воздвижения Креста Господня
(Праздник 14/27 сентября)
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы
(Праздник 21ноября/4 декабря)
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние, / и челове́ков спасе́ния пропове́дание, / в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется, / и Христа́ всем предвозвеща́ет. / Той и мы велегла́сно возопии́м: // ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Тропарь Рождества Христова
(Праздник 25декабря/ 7 января)
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, / возсия́ ми́рови свет ра́зума: / в нем бо звезда́м служа́щии, / звездо́ю уча́хуся, / Тебе́ кла́нятися Со́лнцу пра́вды, / и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.
Тропарь Крещения Господня
(Праздник 6/19 января)
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, / возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, / и Дух в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. / Явле́йся Христе́ Бо́же, // и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Тропарь Сретения Господня
(Праздник 2/15 февраля)
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бог наш, / просвеща́яй су́щия во тме. / Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, / прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, // да́рующаго нам воскре́сение.
Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы
(Праздник 25 марта/7апреля)
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, / и е́же от ве́ка та́инства явле́ние, / Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет, / и Гаврии́л благода́ть благове́ствует, / те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: / ра́дуйся, Благода́тная, // Госпо́дь с Тобо́ю.
Тропарь Входа Господня в Иерусалим
(Праздник за неделю до Пасхи)
О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Тем́же и мы, я́ко о́троцы поб́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, // благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Тропарь Пасхи
(Пасха бывает между 22-м числом марта и 25 апреля, и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего полнолуния)
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Тропарь Вознесения Господня
(Праздник через 40 дней после Пасхи)
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, / ра́дость сотвори́вый ученико́м / обетова́нием Свята́го Ду́ха, / извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, // яко Ты еси Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Тропарь Пятидесятницы.
(Праздник через 50 дней после Пасхи)
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, / И́же прему́дры ловцы́ явле́й, / низпосла́в им Ду́ха Свята́го, / и те́ми уловле́й вселе́нную, // Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Тропарь Преображения Господня
(Праздник 6/19 августа)
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху: / да возсия́ет и нам гре́шным / свет Твой присносу́щный, / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Тропарь Успения Пресвятой Богородицы
(Праздник 15/28 августа)
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице: / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы
(Праздник 8/21 сентября)
Рождение Твое, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной (всему населенному миру); ибо из Тебя возсияло Солнце правды – Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.
Тропарь Воздвижения Креста Господня
(Праздник 14/27 сентября)
Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое, победы над врагами даруя и силою Креста Твоего сохраняя народ Твой.
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы
(Праздник 21ноября/4декабря)
Ныне день благоволения (к нам) Божия и предвестия о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. К Ней и взываем мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.
Тропарь Рождества Христова
(Праздник 25 декабря/7января)
Твое рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом Богопознания, ибо тогда служившие звездам, как Богу, звездою научены (были) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты. Господь, слава Тебе.
Тропарь Крещения Господня
(Праздник 6 января/19января)
Когда Ты, Господь, крестился во Иордане, открылось поклонение (прославление) Святой Троицы: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину (сего) слова. Христос Бог, явившийся в мир, слава Тебе.
Тропарь Сретения Господня
(Праздник 2/15 февраля)
Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя возсияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение.
Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы
(Праздник 25 марта/7апреля)
Ныне начало нашего спасения и открытие бывшей от века тайны. Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь Входа Господня в Иерусалим
(Праздник за неделю до Пасхи)
Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, воскресил Ты из мертвых, Христос Бог, Лазаря. Поэтому и мы, как дети (еврейские), носящие знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне.
Тропарь Пасхи
(Пасха бывает между 22-м числом марта и 25 апреля, и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего полнолуния)
Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертию смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.
Тропарь Вознесения Господня
(Праздник через 40 дней после Пасхи)
Христос Бог наш! Ты вознесся во славе, исполнив радостью учеников Своих через обещание им Духа Святого, Своим благословением уверил их в том, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.
Тропарь Пятидесятницы.
(Праздник через 50 дней после Пасхи)
Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), низпослав им Святого Духа, и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, Человеколюбивый.
Тропарь Преображения Господня
(Праздник 6/19 августа)
Христос Бог, Ты преобразился на горе, показав ученикам Своим славу Свою, насколько они могли (ее видеть). По молитвам Богородицы да возсияет нам грешным вечный Твой свет. Дарующий свет, слава Тебе.
Тропарь Успения Пресвятой Богородицы
(Праздник 15/28 августа)
Богородица! Ты сохранила девство в рождении, Ты не оставила мира по успении (Своем); Ты перешла к жизни вечной, будучи Матерью Жизни (Господа нашего Иисуса Христа), и Своими молитвами избавляешь души наши от смерти.
Источник
ЧАСТЬ 1. ДВУНАДЕСЯТЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 сентября)
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселённей: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».
Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» 5 Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова 6 , а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова 7 . «Пронареченная от родов древних» 8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога» 9 , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной 10 .
Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков» 11 , ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень» 12 , «Начало нашего спасения» 13 , начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение 14 . «Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти 15 . Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей» 16 и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога 17 , «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище 18 , храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный» 19 , «Питательница жизни нашея» 20 .
«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств» 21 . Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших» 22 .
Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость» 23 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 24 . В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения» 25 , Она – «всех жизнь и очищение» 26 , «радости и спасения Ходатаица» 27 , «Еюже земная с небесными» 28 соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание» 29 , «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом» 30 .
Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя» 31 .
«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших» 32 .
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА
На великой вечерне после входа – чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.
В первой паремии ( Быт. 28, 10–17 ) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и преобразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.
Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой преобразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.
В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.
На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.
На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектений и седальна праздника поется первый антифон 4 гласа.
Этот антифон («От юности моея»), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4 гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы – праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.
В праздник читаются два канона. Первый канон – святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй – святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия – это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей» (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по Уставу положено петь дважды. На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую Херувим» поется первый припев и ирмос второго канона.
Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.
Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.
Затем указанный припев поется к тропарям первого канона 33 .
На Литургии вместо «Достойно» поется задостойник – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9 песни канона с припевом или без припева.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.
На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».
Источник