Меню

Тайны первого полета космос

Тайны дела Гагарина: Малоизвестные подробности первого полёта человека в космос.

12.04.2016 12:34

Текст: Наталия Лескова

Сегодня многие пишут о том, как весело и беззаботно прошел полет Гагарина 55 лет назад. На самом деле всё было не совсем так.

А точнее – совсем не так, как мы привыкли думать.

Завеса ранее строго засекреченных фактов стала приоткрываться лишь недавно.

Вот что несколько лет назад рассказывал мне о Гагарине и его полете «патриарх» отечественной космонавтики, «правая рука» С.П. Королева академик Борис Евсеевич Черток (увы, уже ушедший).

Так москвичи встречали Юрия Гагарина, едущего из аэропорта, 14 апреля 1961.

Борис Евсеевич, вспомним полет Гагарина, которому в эти дни исполняется полвека.

Зачем понадобилось говорить, что он приземлился вместе со спускаемым аппаратом, а не на парашюте?

— Это ему было приказано. Из соображений безопасности мы решили катапультировать первого космонавта.

Этот факт какое-то время скрывали из-за страха, что откажут в регистрации международного рекорда.

Потом оказалось, боялись напрасно.

Борис Черток (1912 — 2011), советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва, академик РАН.

— Что еще приходилось скрывать о том полете?

— Многое. И, прежде всего, то, что полет «космонавта номер один» проходил нештатно. Долгие годы эта информация была строго засекречена.

В полете двигатель прекратил работу на одну секунду раньше расчетного времени, из-за чего начались различные технические неполадки: например, недобор импульса, по причине которого не произошло штатное исполнение главной команды – не запустился цикл «Гранит», формирующий последующие команды, в том числе разделение отсеков.

Гагарин ждал разделения отсеков, но на положенной десятой секунде его не произошло. Это случилось лишь через десять минут.

Наконец, возникло возмущение, которое привело к вращению корабля по всем трем осям с очень большой скоростью, о чем Гагарин доложил Госкомиссии.

В результате исследований удалось установить, что двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания.

Когда корабль достиг верхней границы атмосферы, начался разогрев его поверхности. Однако найти убедительных объяснений для всех неполадок не удалось.

Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета.

Да, всё закончилось благополучно, однако риск был очень велик.

Некоторые специалисты даже считают, что шансы Гагарина были ниже 50 процентов, а генерал Каманин накануне полета записал в своем дневнике: «Отправляю Гагарина на верную смерть, но на вечную славу».

— Откуда взялись слухи, что Гагарин не был первым, что до него летал другой космонавт, но погиб?

Перед тем, как запустить Гагарина, мы произвели два тренировочных пуска с манекеном «Иван Иваныч» на борту.

Во втором полете был установлен бортовой магнитофон, который включался по специальной программе и передавал позывные в радиоэфир.

Частота была такая, что «голос» «Иван Иваныча» могли слышать многие радиолюбители.

Тут же возник большой шум: в космосе кто-то есть! Но где же он? Раз о полете не объявляют официально, значит, космонавт погиб! Так родился этот слух.

Кроме того, до полета Гагарина, 23 марта 1961 года во время тренировки в барокамере в результате пожара, действительно, погиб слушатель первого отряда космонавтов Валентин Бондаренко…

Виноват в этой трагедии был наземный персонал, не имеющий отношения к космической технике.

А вообще самые невероятные слухи окружают всю историю космонавтики.

Американцы не были на Луне – это кино-телетрюк. Гагарин не был первым. Гагарин не погиб – его похитили инопланетяне…

Комментировать все это – означает, создавать для глупых выдумок ненужную рекламу.

А что за секретный код «125» был у Гагарина?

— Психологи считали, что у человека, оказавшегося один на один со Вселенной, может «поехать крыша». Поэтому для первого полета кто-то предложил ввести цифровой кодовый замок.

Только набрав код «125», можно было включить питание на систему ручного управления. Код запечатали в конверт.

Исходили из того, что, если Гагарин достанет конверт, прочтет и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление.

Правда, после полета ведущий конструктор «Востоков» Олег Ивановский признался: код он сообщил Гагарину еще до посадки в корабль.

Алексей Леонов, советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос.

А вот слова дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова, который первым вышел в открытый космос.

— Сергей Павлович сразу выделил Юру. Видимо, он сразил главного конструктора своей чудесной, открытой улыбкой на голубоглазом лице. Королев, можно сказать, «влюбился» в Юру.

— А не было обидно, что парень, который ничем не лучше вас, стал первым?

— Мне – нет. Юру я очень любил и никогда ему не завидовал. Он был искренним, светлым, отзывчивым человеком, без подлости и гнусности.

Хотя, конечно, не все так к нему относились. Не секрет, что Герман Титов, например, называл 12 апреля черным днем своей жизни.

Такую обиду он прилюдно высказал с трибуны Колонного зала Дома союзов на собрании, посвященном 30-летию полета в космос Юрия Гагарина. Ну, да Бог с ним…

Читайте также:  Запах космоса по мнению космонавтов

Источник

Сошедшие с небес: человеческие истории и тайны первых в мире космонавтов

12 апреля 1961 года в космос впервые полетел Юрий Гагарин. Советский космонавт первым взлетел, первым вышел в открытый космос, да и первой женщиной-космонавтом была представительница СССР. Они были героями, суперзвёздами, при этом человеческая сторона их жизни всегда находилась в тени. А она хранила немало загадок.

Фото © ТАСС / Валентин Черединцев

Гагарин не видел космоса

Не принято говорить об этом, но первый космонавт мог погибнуть при старте. Космическая гонка Советского Союза с США набирала обороты, и поэтому каждый час задержки мог стоить лидерства. На первых космических кораблях не было ни системы спасения экипажа, ни системы мягкого приземления.

— Системы мягкой посадки не было. Поэтому при приземлении капсулы пилот мог получить серьёзные повреждения и даже погибнуть. Именно поэтому первые шесть советских космонавтов приземлялись на парашюте, — рассказал историк космонавтики Антон Первушин.

Более того, оказывается, что Юрий Гагарин в полёте не видел космос. По крайней мере, своими глазами.

— Весь свой полёт Гагарин ничего не видел. Так как иллюминатор был у него за головой, — рассказывает экскурсовод павильона «Авиация и космонавтика» ВДНХ Алексей Соколков. — И только благодаря зеркальцу, которое крепилось на руку в скафандре СК-1, он мог хоть как-то понять, что творилось за бортом. Он смотрел на отражение иллюминатора в зеркале.

Королёв уважал Гагарина, но не любил Терешкову

Через два года после Гагарина, 16 июня 1963 года, в космос полетела первая женщина. Ею стала Валентина Терешкова. По словам историка космонавтики Антона Первушина, её выбрали прежде всего за дипломатические и ораторские качества.

— Генеральный конструктор Сергей Королёв был против того, чтобы так быстро отправлять женщин. Ведь ещё мужчин толком «на крыло», так сказать, не поставили. Но Николай Каманин (создатель первого отряда космонавтов. — Прим. ред.), который сопровождал Гагарина в зарубежных поездках, понял, что отправить женщину в космос — это ещё один способ утереть нос американцам и показать себя как передовую державу. Поэтому в Терешковой он видел такого Гагарина в юбке. Дипломата и посла доброй воли — именно по этим качествам её и выбрали.

— Если Гагарин провёл в космосе 107 минут, то Терешкова была там почти трое суток, — рассказывает Игорь Зуб, заведующий музеем «Космос» на родине В. В. Терешковой.

Фото © ТАСС / Жихаренко В.

— Но между тем она на долгие годы закрыла для женщин дорогу в космос, — спорит с ним Антон Первушин. — Из рассекреченных архивов стало известно, что Терешкова провалила научные эксперименты на орбите, чем вызвала гнев Королёва. После её полёта главный конструктор сказал, что женщинам в космосе не место. И следующей женщиной на орбите стала лишь Светлана Савицкая 19 лет спустя.

Зато Гагарина Сергей Королёв очень уважал и любил — не только за высокие показатели в работе, но и за обаяние и редкую дипломатичность.

— Есть одна легенда о том, чем он в конце концов «купил» Сергея Павловича Королёва, — рассказывает его внук, профессор Андрей Королёв. — Гагарин был первым из космонавтов, кто, перед тем как залезть в космический корабль, снял обувь. Ему говорили, мол, залезь, присядь в кресло. И он снял обувь и зашёл в носках. Ну то есть такое уважение, респект этому величайшему техническому творению.

Гагарин был суперзвездой, а Королёв страдал от неизвестности

Все первые советские космонавты после полёта становились суперзвёздами. Они отправлялись в турне по миру. Их награждали и дарили подарки. Гагарин взлетел старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. Терешковой после полёта подарили квартиру и уникальную машину — белую «Чайку» (все остальные автомобили в серии были чёрного цвета).

Фото © ТАСС / Валентин Черединцев

— Много у кого была звёздная болезнь после первого полёта. По крайней мере, Каманин пишет о звёздной болезни у Валентины Терешковой, — рассказывает научный журналист Михаил Котов.

Гагарин звёздной болезнью, по воспоминаниям близких, не страдал. Но своим особым статусом, без сомнения, пользовался.

— Он прекрасно понимал, что пойдёт он — и перед ним двери любых кабинетов откроются. Это пришёл первый в мире космонавт! — рассказывает племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова. — Поэтому этим он, конечно же, пользовался. Он очень много помогал городу и району.

И в то же самое время, пока космонавты пожинали плоды славы, человек, который изобрёл космические ракеты, оставался «широко известным в очень узких кругах». Люди, близкие к отрасли, знали, что есть создатель ракет, называли его Генеральный или СП, то есть Сергей Павлович. Но вся страна и весь мир ничего не знали о Королёве вплоть до его смерти.

Фото © ТАСС / В. Жихаренко

— Конечно, он страдал, — вспоминает внук Сергея Королёва. — Два раза он был представлен к Нобелевской премии. За запуск спутника и полёт первого человека в космос. И дважды советское правительство не дало возможности ему эту Нобелевскую премию получить. Нобелевский комитет хотел знать имя человека, кому они будут премию вручать. Но руководитель СССР Никита Хрущёв не позволил рассекретить Королёва и сказал, что автором является весь советский народ. И, как вспоминает его друг, известный учёный Борис Патон, однажды они встретились во Дворце съездов на годовщине полёта человека в космос. Он поздравил Сергея Павловича, а тот ему грустно так ответил — мол, «что вы нас поздравляете, мы рудокопы, мы глубоко-глубоко под землёй, нас никто не видит и не слышит».

Читайте также:  Эта девушка просто космос

Конечно, родоначальники отечественной космонавтики были живыми людьми, со своими сильными и слабыми сторонами. Споров и даже конфликтов в космосе было немало. Более подробную историю вы сможете узнать, посмотрев документальный фильм Артура Матвеева «Сошедшие с небес» на канале Life.Doc.

Источник

Поехали! Интересные факты о первом полете человека в космос

При этом высоко признаются заслуги советской космонавтики и в мире. В апреле 2011 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН странами была принята резолюция, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днём полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более чем 60 государств мира.

Таким образом, праздник День космонавтики, который ранее отмечался в СССР, а затем и в России, получил международный статус и признание.

ТАСС заготовил три разных варианта сообщения о полете Юрия Гагарина

В СССР трезво оценивали риски, связанные с первым полетом человека в космос. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил настоящий подвиг. И дело не только в том, что до него ни один человек не летал в космос, а в том, что этот полет мог стать для него первым и последним. При этом проблемы могли возникнуть даже на финальной стадии полета во время торможения и входа спускаемого аппарата в атмосферу Земли.

Советский Союз не собирался скрывать информацию о полете первого человека в космос вне зависимости от исхода полета. На всякий случай в ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) заготовили сразу три варианта сообщения.

Первое – торжественное на случай успешного полета. Второе – на случай, если корабль с космонавтом приземлиться не в заданном районе и не на территории СССР. Это сообщение должно было предупредить страны, что на их территории может приземлиться космонавт и ему понадобится помощь. Третье заготовленное ТАСС сообщение было трагическим, на случай гибели Гагарина.

К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно. Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное обращение ТАСС, которое ознаменовало собой новый этап космической эры человечества.

Как родилась знаменитая фраза «Поехали!»

Фраза «Поехали!» стала по-настоящему крылатой, она была произнесена первым космонавтом Юрием Гагариным во время старта 12 апреля 1961 года. Ёмкая фраза очень быстро превратилась в настоящий символ, который олицетворял собой новую, космическую эру в истории всего человечества.

Существует несколько версий того, откуда именно взялась данная фраза, но все эти версии объединяет летчик-испытатель Марк Галлай, который был методистом и инструктором первого отряда советских космонавтов. При взлёте Марк Галлай вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю!» часто говорил именно «Поехали!», эта же фраза начинала упражнения на тренажерах, имитирующих космический корабль. Возможно, именно это побудило Гагарина произнести фразу, ставшую в итоге знаменитой.

В своих мемуарах летчик-испытатель писал, что испытывал к фразе «Экипаж, взлетаю!» самую настоящую неприязнь. Она развилась у него после того, как Галлай однажды услышал эту фразу от летчика, который летал на легкомоторных самолетах. Предназначалась фраза для «экипажа» в составе одного человека.

При этом писатель Олег Дивов, лично знакомый с Марком Галлаем, придерживался несколько другой версии событий. По его словам, фраза была из любимого анекдота летчика-испытателя: «Поехали! – сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост». Когда на тренировках в центре подготовки космонавтов Марк Галлай произносил эту фразу, космонавты понимали, что он имел ввиду. При этом Гагарину нравились и фраза, и юмор инструктора.

В конце 2020 года «Роскосмос» даже решил запатентовать знаменитую фразу Гагарина «Поехали!». Это понадобилось госкорпорации, чтобы защитить фразу патентом и предотвратить недобросовестную конкуренцию. В «Роскосмосе» надеются таким образом защитить известную фразу от тех предпринимателей, кому «чуждо правовое поле и историческая память».

Полет Гагарина проходил в режиме автопилота

Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. Ученые и исследователи просто не знали, как человеческий организм отреагирует и перенесет экстремальные перегрузки. Возникал вопрос о том, сможет ли выдержать психика космонавта условия полета, сможет ли он остаться в здравом уме и сохранить работоспособность в условиях невесомости.

Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код.

Читайте также:  Обои с космосом мультяшные

Часть врачей опасалась того, что в полете космонавт, оказавшийся в стрессовой ситуации, с которой не сталкивался ни один человек на Земле, потеряет контроль над собой и захочет взять управление на себя, перейдя на ручной режим без какой-либо необходимости в этом. Чтобы перестраховаться, секретный код был помещен в специальный запакованный конверт рядом с креслом летчика-космонавта. Психологи справедливо считали, что вскрыть конверт для извлечения кода сможет только человек, находящийся в здравом рассудке.

В СССР скрывали, что Гагарин приземлился на парашюте

Особенности космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин полетел в космос, не предполагали совершения мягкой посадки. Такая система была необходима для безопасного приземления аппарата, но на советском корабле её на тот момент не было. В СССР такой технологии на тот момент времени ещё не успели создать, а без неё космонавт мог просто умереть при резком ударе о землю.

Для решения данной проблемы была придумана схема с катапультированием из спускаемого корабля за 10 минут до посадки и приземлением космонавта на парашюте. Юрий Гагарин так и поступил. На высоте 7 километров, руководствуясь планом полета, Гагарин катапультировался и продолжил спуск на парашюте отдельно от аппарата.

При этом первый летчик-космонавт мог приземлиться в холодную Волгу, но здесь помогла хорошая предполетная подготовка первого космонавта. Управляя стропами, Юрий Гагарин сумел увести парашют от поверхности реки, приземлившись в поле примерно в 1,5-2 километрах от речного берега.

Длительное время в СССР скрывали сам факт приземления космонавта на парашюте отдельно от космического корабля. Дело было в том, что для фиксации рекорда согласно действовавшим правилам Международной авиационной федерации в момент приземления космонавты должны были находиться внутри спускаемой капсулы. Для того чтобы результаты первого полета не были дискредитированы, в СССР долгие годы скрывали детали приземления первого космонавта от западных коллег.

Проблемы с кораблем «Восток» начались уже на старте

Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии. В своё время агентство ТАСС рассказало о 10 таких нештатных ситуациях на борту корабля «Восток-1». Все они лишь подчеркивали насколько героическим и трудным был этот полет как для самого Гагарина, так и для конструкторов, в первую очередь Сергея Королева, переживающего за жизнь космонавта.

Первая из нештатных ситуаций возникла перед самым стартом 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже находился в своем кресле внутри кабины корабля «Восток», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся, но один из трех контактов «люк закрыт» не сработал и не замкнулся.

Этот контакт был очень важен для полета. За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново.

При этом откладывать пуск из-за такой незапланированной мелочи не хотели. В СССР среди осведомленных людей уже ходили слухи о том, что американцы планируют первый запуск человека в космос в ближайшие недели. Поэтому контакт поправили максимально оперативно. Бригада инженеров, работая со скоростью лучших механиков «Формулы-1», открутила более 30 гаек, подняла герметизирующий люк и поправила контакт, после чего люк снова закрыли.

Космонавт, естественно, понял, когда люк вновь открылся, что что-то пошло не так. Уже позднее Гагарин говорил, что Сергей Королев объяснил ему, что один контакт почему-то не прижимается, но всё будет нормально. По легенде, всё то время, пока специалисты исправляли ситуацию с люком, Юрий Гагарин насвистывал мотив песни «Родина слышит, Родина знает» и внешне был абсолютно спокоен.

После полета Юрия Гагарина было учреждено звание «Летчик-космонавт СССР»

Всего через два дня после знаменитого полета 14 апреля 1961 года указом Президиума Верховного Совета СССР было учреждено новое звание «Летчик-космонавт СССР». Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток».

В мае того же года в стране закончили составлять и утвердили положении о звании «Летчика-космонавта СССР» и подготовили специальный нагрудный знак. Звание «Летчик-космонавт СССР» могли получить только граждане, совершившие полеты в космос. Оно присваивалось непосредственно после совершения первого полета. Первым звание «Летчика-космонавта СССР» и нагрудный знак за №1 получил Юрий Гагарин.

Всего за период с 1961 по 1991 год этого почетного звания были удостоены 72 гражданина Советского Союза. Последним в истории СССР летчиком-космонавтом в октябре 1991 года стал Токтар Аубакиров.

С 20 марта 1992 года в стране было учреждено новое звание «Летчик-космонавт Российской Федерации» и соответствующий нагрудный знак. Нумеровать космонавтом также стали заново. Нагрудный знак за №1 в России получил Александр Калери, вернувшийся на Землю 10 августа 1992 года.

Источник

Adblock
detector