Меню

Тайна полета космос гагарина

Тайны дела Гагарина: Малоизвестные подробности первого полёта человека в космос.

12.04.2016 12:34

Текст: Наталия Лескова

Сегодня многие пишут о том, как весело и беззаботно прошел полет Гагарина 55 лет назад. На самом деле всё было не совсем так.

А точнее – совсем не так, как мы привыкли думать.

Завеса ранее строго засекреченных фактов стала приоткрываться лишь недавно.

Вот что несколько лет назад рассказывал мне о Гагарине и его полете «патриарх» отечественной космонавтики, «правая рука» С.П. Королева академик Борис Евсеевич Черток (увы, уже ушедший).

Так москвичи встречали Юрия Гагарина, едущего из аэропорта, 14 апреля 1961.

Борис Евсеевич, вспомним полет Гагарина, которому в эти дни исполняется полвека.

Зачем понадобилось говорить, что он приземлился вместе со спускаемым аппаратом, а не на парашюте?

— Это ему было приказано. Из соображений безопасности мы решили катапультировать первого космонавта.

Этот факт какое-то время скрывали из-за страха, что откажут в регистрации международного рекорда.

Потом оказалось, боялись напрасно.

Борис Черток (1912 — 2011), советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва, академик РАН.

— Что еще приходилось скрывать о том полете?

— Многое. И, прежде всего, то, что полет «космонавта номер один» проходил нештатно. Долгие годы эта информация была строго засекречена.

В полете двигатель прекратил работу на одну секунду раньше расчетного времени, из-за чего начались различные технические неполадки: например, недобор импульса, по причине которого не произошло штатное исполнение главной команды – не запустился цикл «Гранит», формирующий последующие команды, в том числе разделение отсеков.

Гагарин ждал разделения отсеков, но на положенной десятой секунде его не произошло. Это случилось лишь через десять минут.

Наконец, возникло возмущение, которое привело к вращению корабля по всем трем осям с очень большой скоростью, о чем Гагарин доложил Госкомиссии.

В результате исследований удалось установить, что двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания.

Когда корабль достиг верхней границы атмосферы, начался разогрев его поверхности. Однако найти убедительных объяснений для всех неполадок не удалось.

Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета.

Да, всё закончилось благополучно, однако риск был очень велик.

Некоторые специалисты даже считают, что шансы Гагарина были ниже 50 процентов, а генерал Каманин накануне полета записал в своем дневнике: «Отправляю Гагарина на верную смерть, но на вечную славу».

— Откуда взялись слухи, что Гагарин не был первым, что до него летал другой космонавт, но погиб?

Перед тем, как запустить Гагарина, мы произвели два тренировочных пуска с манекеном «Иван Иваныч» на борту.

Во втором полете был установлен бортовой магнитофон, который включался по специальной программе и передавал позывные в радиоэфир.

Частота была такая, что «голос» «Иван Иваныча» могли слышать многие радиолюбители.

Тут же возник большой шум: в космосе кто-то есть! Но где же он? Раз о полете не объявляют официально, значит, космонавт погиб! Так родился этот слух.

Кроме того, до полета Гагарина, 23 марта 1961 года во время тренировки в барокамере в результате пожара, действительно, погиб слушатель первого отряда космонавтов Валентин Бондаренко…

Виноват в этой трагедии был наземный персонал, не имеющий отношения к космической технике.

А вообще самые невероятные слухи окружают всю историю космонавтики.

Американцы не были на Луне – это кино-телетрюк. Гагарин не был первым. Гагарин не погиб – его похитили инопланетяне…

Комментировать все это – означает, создавать для глупых выдумок ненужную рекламу.

А что за секретный код «125» был у Гагарина?

— Психологи считали, что у человека, оказавшегося один на один со Вселенной, может «поехать крыша». Поэтому для первого полета кто-то предложил ввести цифровой кодовый замок.

Только набрав код «125», можно было включить питание на систему ручного управления. Код запечатали в конверт.

Исходили из того, что, если Гагарин достанет конверт, прочтет и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление.

Правда, после полета ведущий конструктор «Востоков» Олег Ивановский признался: код он сообщил Гагарину еще до посадки в корабль.

Алексей Леонов, советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос.

А вот слова дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова, который первым вышел в открытый космос.

Читайте также:  Космос далеко космос рядом этаж

— Сергей Павлович сразу выделил Юру. Видимо, он сразил главного конструктора своей чудесной, открытой улыбкой на голубоглазом лице. Королев, можно сказать, «влюбился» в Юру.

— А не было обидно, что парень, который ничем не лучше вас, стал первым?

— Мне – нет. Юру я очень любил и никогда ему не завидовал. Он был искренним, светлым, отзывчивым человеком, без подлости и гнусности.

Хотя, конечно, не все так к нему относились. Не секрет, что Герман Титов, например, называл 12 апреля черным днем своей жизни.

Такую обиду он прилюдно высказал с трибуны Колонного зала Дома союзов на собрании, посвященном 30-летию полета в космос Юрия Гагарина. Ну, да Бог с ним…

Источник

Тайна полета космос гагарина

Про полет человека в космос, совершенный Юрием Гагариным, ходит множество баек, фантастических и нелепых. К числу последних относятся разговоры, что первый космонавт отправился в полет, якобы, в положении … вниз головой. С чем связано появление этих странных слухов?

Взлёт

Широко известны документальные кадры, зафиксировавшие Гагарина в предстартовые моменты на Байконуре. Он поднимается в лифте к кабине «Востока», его сопровождает конструктор Олег Ивановский, который помогает космонавту расположиться в кресле пилота. На кадрах хорошо видно положение космонавта: почти лежа, ноги согнуты в коленях и слегка приподняты. Может быть, причиной слухов стало именно это?

Дело в том, что положение космонавта перед стартом иным и не может быть. И по сей день в космос отправляются именно в таком, практически лежачем положении. Оно вызвано колоссальными перегрузками, которые испытывает человек, находящийся в корабле, преодолевающем земное притяжение. Вес тела увеличивается в семь раз (например, Гагарин весил в период перегрузок до 300 килограммов), невозможно поднять руку, даже шевельнуть пальцем. Сердце начинает работать на пределе возможностей, ведь кровь тоже сильно тяжелеет. Если космонавт в этот промежуток времени будет находиться в вертикальном положении, кровь просто не сможет «добраться» до мозга, что приведет к потере сознания и серьезному ущербу для здоровья.

Чтобы избежать такого развития событий, физиологи и врачи рассчитали позу, обеспечивающую космонавту наименьшую опасность. Угол между спиной и бедром должен составлять 100 градусов, наклон спины – 12 градусов, угол между бедром и голенью – 117 градусов.

Кресло Гагарина имело еще одну особенность. Никто не знал, что может произойти с психикой человека, когда он окажется в космосе, испытает невесомость. Вдруг космонавт потеряет адекватность или даже сойдет с ума? На этот случай была предусмотрена автоматическая фиксация конечностей.

Впрочем, если в полет Гагарин отправился, практически, лежа, то положение «вниз головой» он все же испытал в период подготовки к полету. Одно из обследований, которое он прошел (антиортостатическая проба) выглядело так. Сначала он, под наблюдением лаборантов, 10 минут провел, плотно пристегнутый ремнями к горизонтальному столу. Затем стол повернули вертикально, и лаборанты фиксировали физиологические показатели испытуемого еще 20 минут. А затем будущего космонавта еще столько же времени наблюдали, опустив вниз головой.

В настоящее время в подготовку космонавтов обязательно входит испытание положением «вверх тормашками», медики говорят, что именно так можно понять, какой будет реакция организма на невесомость.

Посадка

Все 90 минут в космосе Гагарин чувствовал себя, несмотря на перегрузки при взлете, нормально, четко отвечал на вопросы из центра управления полетом, вел бортовой журнал (пользуясь при этом простым грифельным карандашом). Полет шел в штатном режиме, автоматика не подводила. Однако, когда пришло время возвращаться на землю, начались сложности. И вот тут-то Гагарину довелось и испытать дикую болтанку, и полетать вверх ногами.

Когда заработала тормозная двигательная установка (ТДУ), от спускаемого аппарата, где находился Гагарин, должен был отделиться приборный отсек. Но произошло непредвиденное: отсек отделился не полностью, а потащился за спускаемым аппаратом на пучке кабелей. Это стало причиной хаотичного движения корабля. Гагарин описывал это так: «…Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не попадал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно самому узнать, что происходит…».

Читайте также:  Космос за рулем бригада

Болтанка прекратилась лишь когда из-за движения в атмосфере шлейф из проводов прогорел и отделился от спускаемого аппарата.

Дальше было катапультирование и благополучное приземление, несмотря на нештатную ситуацию, возникшую при раскрытии парашюта.

Источник

Тайна 10 минут полёта. О чём Гагарину приказано было молчать?

Писатель, журналист, лауреат Госпремии СССР Владимир Губарев:

У моего поколения, ­появившегося на свет в жестокие 30-е, есть два общих праздника – Незабываемых, очень ярких. Это 9 мая ­1945-го и 12 ­апреля 1961-го. День Победы и День Юрия ­Гагарина.

75-летие Победы мы праздновали весь 2020 г. А 2021-й может по праву считаться Годом Гагарина. И если первый праздник я просто ждал, то ко второму имел непосредственное отношение – как очевидец и частично как участник этих удивительных событий. Тот полёт случился 60 лет назад, но до сих пор в его истории масса непрочитанных страниц. Мы будем открывать их вместе с читателями «АиФ». И вот – первая.

Защита от безумца

Казалось бы, мы всё знали о подготовке к полёту, о дублёре. О том, что Гагарин весит на 2 кг больше, чем надо, и потому его может заменить Титов. О шифре в специальном пакете, что уже уложен на борту и который потребуется, если вдруг космонавт лишится разума. О том, что Королёв ни за что не будет пускать 13-го, хотя абсолютно не суеверен, и т. д. и т. п. Да, мы знали о предстоящем полёте первого человека в космос многое, так как готовились к нему 4 месяца. Но нам неведомо было главное – те 10 минут полёта из легендарных 108, которые пережил Юрий Гагарин и о которых он не рассказывал, так как ему, офицеру, приказано было молчать. Те 10 минут полёта, когда для Гагарина неожиданно грань между жизнью и смертью стёрлась.

Впрочем, всё по порядку…

Сначала авторитетные учёные предсказывали, что человек, оказавшийся над Землёй, может сойти с ума. В это поверил даже Королёв. Чтобы «сумасшедший» космонавт не стал хаотично включать приборы, пульт управления заблокировали. Надо было из специальной сумки достать пакет, открыть сначала один конверт, затем другой. И только после этого увидеть цифру 25, которую и набрать на пульте, чтобы он включился. Ну какой безумец на такое способен?!

Об этой цифре знало всего несколько человек, в том числе С. П. Королёв и ведущий конст­руктор «Востока» О. Г. Ивановский. Мой друг Олег Ивановский, который провожал Гагарина в корабль, а затем закрывал за ним люк «Востока», признался:

– Когда Юрий занял своё место, я говорю ему: мол, там цифра 25, и показываю на сумку с пакетом. Он улыбается и отвечает: «Я знаю…» Потом я выяснил, что до меня о тайной цифре ему сообщил Сергей Павлович…

«Разделения нет!»

Человечеству удивительно повезло, что первым для полёта в космос был выбран именно Юрий Гагарин! Он выдержал то, что немногие способны были пережить. Один эпизод полёта многие годы был скрыт грифом «Совершенно секретно». Тем не менее он описан подробно в «Отчёте» Юрия Гагарина: «Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрыл шторки. Мне было интересно, что происходит. Я ждал разделения. Разделения нет! Я знал, что по расчёту это должно произойти через 10–12 секунд после выключения ТДУ (тормозная двигательная установка).

При выключении ТДУ все окошки на ПКРС (прибор контроля режима спуска) погасли. По моим ощущениям, времени прошло больше, но разделения нет. На приборе «Спуск-1» не гаснет. «Приготовиться к катапультированию» не загорается. Разделения не происходит.

Затем вновь начинают загораться окошки на ПКРС: сначала окошко третьей команды, затем – второй и первой команды. Подвижной индекс стоит на нуле. Разделения никакого нет…

Я засёк по часам время. Прошло минуты две, а разделения нет. Доложил по КА-каналу, что ТДУ сработала нормально. Прикинул, что всё-таки сяду нормально, так как тысяч 6 км есть до Советского Союза, да Советский Союз – тысяч 8 км. Значит, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. Шума не стал поднимать. По телефону доложил, что разделения не произошло. Ключом передал: «В. Н.» – всё нормально. Через «Взор» заметил северный берег Африки. Средиземное море всё было чётко видно.

Разделение произошло в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал, т. е. приблизительно через 10 минут после конца работы тормозной установки».

Читайте также:  Экологические проблемы космоса проект по физике

В своих бесчисленных рассказах о полёте Юрий Гагарин никогда не рассказывал о том происшествии. Он говорил, что ТДУ включилась точно по графику, что техника работала безукоризненно. Он был военным человеком и приказы исполнял точно… Но всё равно надиктовывал подробности происходящего, зная, что после него в космос пойдут его товарищи.

На первых фотографиях после приземления видно, что пережил человек, ощутивший себя на лезвии жизни и смерти.

Первый человек, совершивший полёт в космическое пространство Юрий Гагарин через час после приземления. Авиабаза «Энгельс» СССР. 1961 г. pic.twitter.com/VahUk91gXl

Обогнать русских?!

Юрий Гагарин в своей книге «Дорога в космос», подаренной мне, написал: «Всякий труд, большой или маленький, если он совершается на благо человечества, благороден. Я счастлив, что в нём есть и моя доля».

Своей простотой, открыто­стью, добротой Гагарин завоёвывал любовь людей вне зависимости от того, где они живут и чем занимаются. И везде – подчёркиваю, везде! – он был «своим».

С космонавтами и астронавтами после завершения полёта «Союз-Аполлон» мне довелось совершить поездку по США. Было множество встреч с дейст­вующими, прошлыми и будущими президентами, с сенаторами, конгрессменами, губернаторами, а ещё – с астронавтами и деятелями искусства. И неизменно заходила речь о Юрии Гагарине.

Алан Шепард совершал свой полёт через 23 дня после старта Юрия Гагарина. Впрочем, поначалу он должен был «прыгнуть через Атлантику» 21 апреля. Подготовка на космодроме, который вскоре получит имя президента Кеннеди, шла интенсивно, потому что хотелось «обогнать русских и тем самым затмить успех первого спутника». В СССР знали о дате американского старта, и потому Королёв спешил: советский человек должен был полететь раньше!

Надо ли говорить, что суб­орбитальный полёт Шепарда стал лишь отдалённой тенью орбитального полёта Гагарина?! «Я надеялся обязательно взять реванш, – признался Алан Шепард, – а потому и вошёл в группу астронавтов, которые осуществили полёты на Луну. К сожалению, Гагарина уже не было в живых, и он не узнал о том, что я стал командиром последнего лунного корабля. Впрочем, можно ли это назвать «реваншем»? Нет, конечно!

Гагарин в истории цивилизации навсегда остаётся «Первым». О нас, возможно, забудут, о нём – никогда!»

На страницах той самой книги «Дорога в космос», где расписался Юрий Гагарин, Алан Шепард оставил запись: «Он всех нас позвал в космос!» Такие же слова написали в книге почётных гостей, что хранится в Звёзд­ном городке, и первый человек, облетевший Луну на «Аполлоне-8», Фрэнк Борман, и первый человек, ступивший на Луну, Нил Армстронг. Оказывается, эта фраза – своеобразный девиз американских астронавтов. Так же, как и наших космонавтов. Всех, кто побывал за пределами Земли (кажется, их число приближается к 600!), Гагарин туда не только «позвал», но и «проложил ­первую тропу»…

«Мы рисковали…»

Было ли это очень опасно?

В той же поездке по Америке мне удалось услышать «признание» Алексея Леонова. Случилось это в Рино – городе развлечений, дублёре Лас-Вегаса. Нас пригласил на свой концерт Фрэнк Синатра. Он проходил в казино «Сахара». Мы сидели за столами, ломившимися от яств, и слушали песни легендарного артиста. А потом он пригласил к себе в номер. Расспрашивал о космосе, интересовался подробностями полётов космонавтов и астронавтов.

– Я был в Вашингтоне, в Музее космоса, – сказал он. – Там написано, что Гагарин рисковал жизнью, т. к. ракета была несовершенна. Так ли это?

– Да, рисковал. И очень сильно, – признался Алексей Леонов. – Не было разных систем, которые сейчас обеспечивают безопасность. Но надо было обязательно обогнать американцев, а потому мы рисковали…

Космический мир сегодня – это не только полёты за пределы Солнечной системы, освоение Луны и Марса, но и 5 тыс. спутников Земли, несущих свои вахты на околоземных орбитах, чтобы предсказывать погоду, осуществлять связь между континентами, наблюдать за лесными пожарами и страховать цивилизацию от уничтожения, помогая избежать всемирной ядерной катастрофы. Такова наша эпоха. И мы должны всегда помнить, что её начало положил простой паренёк из Смоленщины – Юрий Гагарин.

Источник

Adblock
detector