Донни Дарко: история о шизофренике или о спасении мира?
«Донни Дарко» — это фильм, который невозможно забыть, и споры о смысле которого продолжаются по сей день, хотя он вышел в 2001-ом году. Режиссерская версия картины включает в себя немало сцен, открывающих достаточно однозначный взгляд на замысел создателя фильма. Еще некоторое количество полезной информации можно найти на официальном сайте проекта или в многочисленных интервью Ричарда Келли.
К слову, последний снял «Донни Дарко» по собственному сценарию, когда ему было всего 26 лет. Можно относиться к картине по-разному, но такая серьезная работа в таком молодом возрасте все же однозначно заслуживает уважения.
Главного героя в фильме сыграл Джейк Джилленхол в 21-летнем возрасте
Можно без сомнений сказать, что «Донни Дарко» относится к разряду тех фильмов, которые нужно пересмотреть, как минимум, дважды, чтобы сформировать более-менее полноценное мнение. Широко распространенная идея с шизофренией Донни являет собой, по сути, путь наименьшего сопротивления.
В любой неоднозначной кинокартине можно просто заявить, что главный герой – человек с психическим расстройством, а все, что творится на экране – бред, порожденный его больным разумом. Проблема в том, что режиссеры, в большинстве своем, стремятся вложить в свои проекты какой-то более глубокий смысл и более интересный сюжет. Тем не менее, проигнорировать эту версию при разборе смысла «Донни Дарко» мы не можем.
Донни – параноидальный шизофреник
Эта версия как бы лежит на поверхности, для нее даже не надо искать доказательств. Донни разговаривает с огромным кроликом, творит всякие бесчинства вроде поджога дома или затопления школы, посещает психотерапевта и, в конце концов, периодически улыбается какой-то не совсем нормальной улыбкой. Он, очевидно, любит родных, хотя порой позволяет себе обращаться к ним чересчур грубо (впрочем, как и все подростки). Он боится одиночества и предчувствует скорую смерть.
На протяжении всего фильма Донни выполняет указания страшного двухметрового кролика
В таком случае «Донни Дарко» — это история личной трагедии подростка, которому не суждено повзрослеть, насладиться счастьем с любимой девушкой, увидеть, как растет его сестра, получить образование и так далее. Правда, свалившийся на его голову реактивный двигатель самолета в эту концепцию вписывается не очень красиво – но, с другой стороны, чего только не случается. Во всяком случае, в фильмах.
Донни – Живой Проводник, который должен спасти мир
Это именно та идея, которую вложил в свой фильм сам Ричард Келли, и которая делает логичными абсолютно все события, разворачивающиеся на глазах у зрителей. Чтобы понять и прочувствовать ее от начала до конца, нужно посмотреть режиссерскую версию, в которую включены фрагменты книги «Философия путешествий во времени» одной из главных героинь картины – Роберты Спэроу. Книга, естественно, выдумана, как и сама Роберта, но проработана она достаточно детально. Вы даже можете найти ее на официальном сайте «Донни Дарко». Рассмотрим несколько основных моментов, позволяющих вырисовать стройную концепцию.
Тангенциальная Вселенная и Основная Вселенная
Главная теория «Философии путешествий во времени» заключается в том, что по каким-то неведомым, неожиданным и непредсказуемым причинам правильный ход течения времени может быть нарушен. Из-за этого появляется Тангенциальная Вселенная, которая крайне нестабильна и всегда существует очень недолго (в случае с той Тангенциальной Вселенной, в которой оказался Донни Дарко, речь идет о 28 днях). Но это не самая большая опасность – когда Тангенциальная Вселенная, наконец, схлопывается и прекращает свое существование, она образует в Основной Вселенной черную дыру. Эта дыра, в свою очередь, способна уничтожить абсолютно все, что есть в Основной Вселенной, и вернуть ее к исходной точке создания.
«Философия путешествий во времени» — книга, объясняющая события фильма
Живой Проводник и Манипуляторы
Живой Проводник, которым в этой истории оказывается Донни Дарко, является единственной надеждой мира на спасение. Его главная задача – вернуть Артефакт в Основную Вселенную до того, как Тангенциальная Вселенная перестанет существовать. Если эта задача будет выполнена, то все сущее будет спасено. В качестве Артефакта выступает что-то, созданное из металла и всегда появляющееся рядом с эпицентром Тангенциальной Вселенной. В «Донни Дарко» речь идет, конечно же, о реактивном двигателе, свалившемся с неба в Мидлсексе.
Манипуляторы – это практически все остальные персонажи, с которыми мы знакомимся за время нахождения Донни в Тангенциальной Вселенной. Они ведут себя странно, порой иррационально и нереалистично. Но все это необходимо, поскольку они призваны помочь Живому Проводнику исполнить его миссию. Они как бы подталкивают спасителя к его закономерному исходу, ведут его к неизбежному по нитям судьбы, которые Дарко периодически видит в формате капель, следующих из животов персонажей.
Влюбленность в Грэтхен — один из основных мотивов, толкающих Донни к выполнению предначертанного
Мисс Пэмирой косвенным образом способствует знакомству Донни и Грэтхен, миссис Фармер не может сопровождать девочек в поездку после ареста Каннингема и перекладывает эту задачу на плечи матери Донни, вечеринка происходит после отъезда родителей, Грэтхен погибает из-за попытки парочки неудачливых бандитов ограбить Роберту Спэроу, и так далее.
Мертвый Манипулятор Фрэнк
Фрэнк – парень в хэллоуинском костюме кролика, которого Донни убивает, выстрелив ему в глаз – один из самых известных персонажей фильма. И одно из самых любимых доказательств своей правоты у сторонников того, что все это происходит в воображении главного героя. На самом же деле Фрэнк прекрасно вписывается в концепцию «Философии путешествий во времени» как Мертвый Манипулятор.
Донни сам убивает Фрэнка незадолго до схлопывания Тангенциальной Вселенной
Мертвые Манипуляторы – это персонажи из Тангенциальной Вселенной, которые в ней погибают. Если обычные Манипуляторы, в большинстве своем, не догадываются о происходящем (хотя порой и чувствуют атмосферу катастрофы, нависшую над их миром), то Манипуляторы Мертвые уже кое-что знают о предстоящей гибели Вселенной и могут более эффективно помогать Живому Проводнику выполнить его миссию. Кроме того, в рамках Тангенциальной Вселенной они могут перемещаться сквозь время. Поэтому на протяжении всего фильма Фрэнк подсказывает Донни, что он должен делать, чтобы в результате добиться единственного исхода, при котором Основная Вселенная не погибнет.
Спасение мира и гибель Донни
Живой Проводник получает не только миссию, но и суперспособности (а заодно и галлюцинации). В случае с Донни такой суперспособностью становится телекинез, с помощью которого он и отрывает реактивный двигатель от самолета, на котором летят его мать и сестра, и позволяет тому упасть на его дом. Сложно точно сказать, понимает ли парень, что для него все закончится смертью. Впрочем, подбор саундтрека – песни «Mad World» со словами «The dreams in which I’m dying are the best I’ve ever had» можно назвать очком в пользу этой версии. Равно как и истерический смех Донни: он как будто понимает, что ему предстоит умереть, но освобождение от груза ответственности за судьбу мира наконец-то дарит ему успокоение и беззаботность.
Донни смеется, когда ложится спасть, чтобы не проснуться никогда
Тангенциальная Вселенная оставляет некоторые следы в памяти людей, живущих в Основной Вселенной, и может приходить к ним во снах. Поэтому персонажи, проснувшиеся 2 октября в Мидлсексе, выглядят грустными и печальными, а мать Донни машет рукой Грэтхен, хотя они еще не знакомы.
Нужно понимать, что «Донни Дарко» — это не научный и не религиозный фильм. Это фильм со своей хорошо продуманной концепцией, рассказывающий о приближении неизбежного и жертве одного, ради благополучия многих. Каждый может сделать из этой картины свои выводы, но отрицать ее уникальность и глубокий смысл однозначно не стоит.
Источник
Уважаемые кино эксперты, разъясните в чем смысл фильма Донни Дарко?
Подавляющее большинство действий фильма происходило в параллельной вселенной. С момента, когда часы остановились в полночь, вплоть до тех минут, когда Донни просыпается в постели с истерическим смехом. Место действия касается Мидлсеска, в параллельном измерении, спонтанно созданном, которое просуществовало лишь в течение 28 дней. Главная сюжетная линия фильма связана с поиском пути спасения Основной вселенной.
Чтобы понять, что действительно происходит в фильме «Донни Дарко» нам поможет книга «Философия путешествий во времени», написанная Робертой Спероу. Сложность заключается в том, что это не настоящая книга, написанная вымышленным персонажем. К счастью, большая часть страниц книги находится на официальном сайте фильма, и в настоящее время включена в режиссерскую версию.
«Философия путешествий во времени», объясняет, что время, в большинстве стабильное, может быть повреждено, по неизвестной никому причине. Когда это случается, появляется Тангенциальная (Касательная) Вселенная от Основной Вселенной (в которой мы все живем). «Если Тангенциальная Вселенная появляется,» пишет Роберта Спероу «она будет крайне нестабильной, и просуществует только в течении нескольких недель». В конце концов она схлопнется, образовав черную дыру в Основной вселенной, которая способна уничтожить все сущие». В течение этого краха, временно-пространственный вихрь будет туннелем, который вернет к началу рождению вселенной.
В двух словах это именно то, что происходит в «Донни Дарко». В полночь 2 октября, 1988, Тангенциальная вселенная спонтанно образовалась, в основании которой находился город Мидлсекс. Эта Тангенциальная вселенная ставит под угрозу существования жизни, в том виде какой мы её знаем; весь груз по спасению ложится на плечи одного человека, он не должен позволить Тангенциальной вселенной через 28 дней уничтожить Основною вселенную. Этот человек — супергерой —никто иной как Донни Дарко : 16-ти летний подросток, с эмоциональными проблемами, с историями о поджогах и усталым взглядом.
Источник
Тангенциальная вселенная
Точка Омега — термин, введённый французским философом и теологом, священником-иезуитом Пьером Тейяром де Шарденом для обозначения состояния наиболее организованной сложности и одновременно наивысшего сознания, к которому по его мнению эволюционирует Вселенная. Понятие рассматривается в трактате Тейяра де Шардена «Феномен человека».
Любая энергия, согласно Тейяру де Шардену, является духовной по своей природе. В каждом элементе фундаментальная энергия разделена на два компонента: тангенциальная энергия связывает друг с другом элементы одного порядка (одинаковой сложности и внутренней сосредоточенности); радиальная энергия направляет элемент ко всё более сложному и внутренне сосредоточенному состоянию.
В ходе эволюции происходит неуклонное развитие психики (сознания) и параллельное усложнение материальных форм. Итогом этого развития становится появление и развёртывание ноосферы, а затем — рождение из синергии всей совокупности человеческих сознаний некоего высшего сознания — Омеги. Индивидуальность отдельных человеческих сознаний не будет растворена в этом едином сознании человечества — она сохранится и даже обогатится благодаря причастности ему.
Возникая в ходе эволюции, Омега в то же время по природе своей ускользает от действия сил, обрекающих гибели всё возникающее, от ограничений времени и пространства: «Последний член ряда, он вместе с тем вне ряда» [1] . Таким образом, Омега оказывается тем «очагом духа», который изначально влечёт внутреннее (психическое, радиальное) начало материи и тем самым ведёт материю, жизнь к возрастанию сознания.
Тейяр де Шарден называет следующие атрибуты Омеги:
- Автономность.
- Наличность. Омега существует уже сейчас. Высшее сознание, которое представляет собой Омега, создаётся благодаря единению индивидуальных человеческих сознаний. Путь к этому единению — любовь, объединяющая всех людей, всё человечество, однако такая всеобъемлющая любовь будет реальна и действенна лишь при условии существования некоего единого очага — своего рода активной персонификации разумного универсума, «любящего и любимого». Этим очагом и выступает Омега.
- Необратимость. Человек стремится избежать полного исчезновения, стремится к вечности жизни. Сохранение же достижений человеческого духа посредством социокультурных механизмов лишь отодвигает проблему: Земля не вечна, и с ней исчезнет человеческая цивилизация и все её достижения. Поэтому центр «Омега должен быть независим от гибели сил, которые ткут эволюцию» [1] — неподвластен разрушению, которому подвержено всё возникающее.
- Трансцендентность.
Понятие «Точка Омега» также использовал в своей космологической теории Франк Типлер.
Донни – параноидальный шизофреник
Эта версия как бы лежит на поверхности, для нее даже не надо искать доказательств. Донни разговаривает с огромным кроликом, творит всякие бесчинства вроде поджога дома или затопления школы, посещает психотерапевта и, в конце концов, периодически улыбается какой-то не совсем нормальной улыбкой. Он, очевидно, любит родных, хотя порой позволяет себе обращаться к ним чересчур грубо (впрочем, как и все подростки). Он боится одиночества и предчувствует скорую смерть.
В таком случае «Донни Дарко» — это история личной трагедии подростка, которому не суждено повзрослеть, насладиться счастьем с любимой девушкой, увидеть, как растет его сестра, получить образование и так далее. Правда, свалившийся на его голову реактивный двигатель самолета в эту концепцию вписывается не очень красиво – но, с другой стороны, чего только не случается. Во всяком случае, в фильмах.
Донни – Живой Проводник, который должен спасти мир
Это именно та идея, которую вложил в свой фильм сам Ричард Келли, и которая делает логичными абсолютно все события, разворачивающиеся на глазах у зрителей. Чтобы понять и прочувствовать ее от начала до конца, нужно посмотреть режиссерскую версию, в которую включены фрагменты книги «Философия путешествий во времени» одной из главных героинь картины – Роберты Спэроу. Книга, естественно, выдумана, как и сама Роберта, но проработана она достаточно детально. Вы даже можете найти ее на официальном сайте «Донни Дарко». Рассмотрим несколько основных моментов, позволяющих вырисовать стройную концепцию.
Тангенциальная Вселенная и Основная Вселенная
Главная теория «Философии путешествий во времени» заключается в том, что по каким-то неведомым, неожиданным и непредсказуемым причинам правильный ход течения времени может быть нарушен. Из-за этого появляется Тангенциальная Вселенная, которая крайне нестабильна и всегда существует очень недолго (в случае с той Тангенциальной Вселенной, в которой оказался Донни Дарко, речь идет о 28 днях). Но это не самая большая опасность – когда Тангенциальная Вселенная, наконец, схлопывается и прекращает свое существование, она образует в Основной Вселенной черную дыру. Эта дыра, в свою очередь, способна уничтожить абсолютно все, что есть в Основной Вселенной, и вернуть ее к исходной точке создания.
Живой Проводник и Манипуляторы
Живой Проводник, которым в этой истории оказывается Донни Дарко, является единственной надеждой мира на спасение. Его главная задача – вернуть Артефакт в Основную Вселенную до того, как Тангенциальная Вселенная перестанет существовать. Если эта задача будет выполнена, то все сущее будет спасено. В качестве Артефакта выступает что-то, созданное из металла и всегда появляющееся рядом с эпицентром Тангенциальной Вселенной. В «Донни Дарко» речь идет, конечно же, о реактивном двигателе, свалившемся с неба в Мидлсексе.
Манипуляторы – это практически все остальные персонажи, с которыми мы знакомимся за время нахождения Донни в Тангенциальной Вселенной. Они ведут себя странно, порой иррационально и нереалистично. Но все это необходимо, поскольку они призваны помочь Живому Проводнику исполнить его миссию. Они как бы подталкивают спасителя к его закономерному исходу, ведут его к неизбежному по нитям судьбы, которые Дарко периодически видит в формате капель, следующих из животов персонажей.
Мисс Пэмирой косвенным образом способствует знакомству Донни и Грэтхен, миссис Фармер не может сопровождать девочек в поездку после ареста Каннингема и перекладывает эту задачу на плечи матери Донни, вечеринка происходит после отъезда родителей, Грэтхен погибает из-за попытки парочки неудачливых бандитов ограбить Роберту Спэроу, и так далее.
Мертвый Манипулятор Фрэнк
Фрэнк – парень в хэллоуинском костюме кролика, которого Донни убивает, выстрелив ему в глаз – один из самых известных персонажей фильма. И одно из самых любимых доказательств своей правоты у сторонников того, что все это происходит в воображении главного героя. На самом же деле Фрэнк прекрасно вписывается в концепцию «Философии путешествий во времени» как Мертвый Манипулятор.
Мертвые Манипуляторы – это персонажи из Тангенциальной Вселенной, которые в ней погибают. Если обычные Манипуляторы, в большинстве своем, не догадываются о происходящем (хотя порой и чувствуют атмосферу катастрофы, нависшую над их миром), то Манипуляторы Мертвые уже кое-что знают о предстоящей гибели Вселенной и могут более эффективно помогать Живому Проводнику выполнить его миссию. Кроме того, в рамках Тангенциальной Вселенной они могут перемещаться сквозь время. Поэтому на протяжении всего фильма Фрэнк подсказывает Донни, что он должен делать, чтобы в результате добиться единственного исхода, при котором Основная Вселенная не погибнет.
Спасение мира и гибель Донни
Живой Проводник получает не только миссию, но и суперспособности (а заодно и галлюцинации). В случае с Донни такой суперспособностью становится телекинез, с помощью которого он и отрывает реактивный двигатель от самолета, на котором летят его мать и сестра, и позволяет тому упасть на его дом. Сложно точно сказать, понимает ли парень, что для него все закончится смертью. Впрочем, подбор саундтрека – песни «Mad World» со словами «The dreams in which I’m dying are the best I’ve ever had» можно назвать очком в пользу этой версии. Равно как и истерический смех Донни: он как будто понимает, что ему предстоит умереть, но освобождение от груза ответственности за судьбу мира наконец-то дарит ему успокоение и беззаботность.
Тангенциальная Вселенная оставляет некоторые следы в памяти людей, живущих в Основной Вселенной, и может приходить к ним во снах. Поэтому персонажи, проснувшиеся 2 октября в Мидлсексе, выглядят грустными и печальными, а мать Донни машет рукой Грэтхен, хотя они еще не знакомы.
Нужно понимать, что «Донни Дарко» — это не научный и не религиозный фильм. Это фильм со своей хорошо продуманной концепцией, рассказывающий о приближении неизбежного и жертве одного, ради благополучия многих. Каждый может сделать из этой картины свои выводы, но отрицать ее уникальность и глубокий смысл однозначно не стоит.
Новый подход к проблеме квантовой гравитации, над которой ученые бьются уже многие десятилетия, возвращает к основам и показывает, как «складываются» друг с другом «кирпичики», из которых построены пространство и время.
Как возникли пространство и время? Как они образовали гладкую четырехмерную пустоту, служащую фоном для нашего физического мира? Как выглядят они при ближайшем рассмотрении? Подобные вопросы возникают на переднем крае современной науки и подталкивают к исследованию квантовой гравитации — до сих пор пока еще не созданного объединения общей теории относительности Эйнштейна с квантовой теорией.
Основным кандидатом на эту роль часто называют теорию суперструн, но она пока не дала ответа ни на один из животрепещущих вопросов. Более того, следуя своей внутренней логике, она вскрыла еще более глубокие слои новых экзотических составляющих и взаимоотношений между ними, приводя к ошеломительному разнообразию возможных результатов.
В последние годы наша работа стала перспективной альтернативой изъезженной магистрали теоретической физики. Последовав простейшему рецепту — взять несколько фундаментальных составляющих, собрать их в соответствии с хорошо известными квантовыми принципами (без какой-либо экзотики), хорошенько перемешать и дать отстояться, — вы получите квантовое пространство-время. Процесс достаточно прост, чтобы его можно было смоделировать на портативном компьютере.
Иными словами, если, рассматривая пустое пространство-время (вакуум) как некую нематериальную субстанцию, состоящую из очень большого числа микроскопических бесструктурных элементов, позволить им взаимодействовать между собой в соответствии с простыми правилами теории гравитации и квантовой теории, то эти элементы спонтанно организуются в единое целое, которое во многих отношениях будет выглядеть так же, как наблюдаемая Вселенная. Процесс подобен тому, как молекулы организуются в кристаллическое или аморфное твердое тело.
При таком подходе пространство-время может оказаться похожим скорее на обычное смешанное жаркое, чем на сложный свадебный торт. Более того, в отличие от других подходов к квантовой гравитации, наш очень устойчив. Когда мы меняем детали своей модели, результат практически не изменяется. Такая устойчивость дает основания надеяться, что мы на правильном пути. Если бы результат был чувствителен к тому, куда мы поместили каждый кусочек нашего огромного ансамбля, мы получили бы колоссальное количество равновероятных барочных форм, что исключило бы возможность объяснения того, почему Вселенная оказалась именно такой, какая она есть.
Подобные механизмы самосборки и самоорганизации действуют в физике, биологии и других областях науки. Красивым примером служит поведение больших стай птиц, например скворцов. Отдельные птицы взаимодействуют лишь с небольшим числом соседей; вожака, который объяснял бы им, что нужно делать, нет. Тем не менее стая формируется и движется как единое целое, обладая коллективными, или производными свойствами, не проявляющимися в поведении отдельных особей.
Краткая история квантовой гравитации
Прежние попытки объяснения квантовой структуры пространства-времени как формирующейся в процессе самопроизвольного возникновения не принесли заметного успеха. Они исходили из евклидовой квантовой гравитации. Программа исследований была начата в конце 1970-х гг. и стала популярной благодаря книге «Краткая история времени» (Brief History of Time) физика Стивена Хокинга (Stephen Hawking), ставшей бестселлером. Эта программа исходит из принципа суперпозиции, фундаментального для квантовой механики. Любой объект, классический или квантовый, находится в некотором состоянии, характеризуемом, например, положением и скоростью. Но если состояние классического объекта может быть описано свойственным только ему набором чисел, то состояние квантового гораздо богаче: оно является суммой всех возможных классических состояний.
Например, классический бильярдный шар движется по определенной траектории, и его положение и скорость в любой момент могут быть точно определены. В случае гораздо меньшего электрона все обстоит иначе. Его движение подчиняется квантовым законам, согласно которым электрон может существовать одновременно во множестве мест и обладать множеством скоростей. В отсутствие внешних воздействий из точки А в точку В электрон движется не по прямой, а по всем возможным путям одновременно. Качественная картина всех возможных путей его движения, собранных воедино, переходит в строгий математический «рецепт» для квантовой суперпозиции, сформулированный нобелевским лауреатом Ричардом Фейнманом (Richard Feynman), и дающий взвешенное среднее всех отдельных возможностей.
Пользуясь предложенным рецептом, можно рассчитать вероятность нахождения электрона в любом конкретном диапазоне положений и скоростей в стороне от прямого пути, по которому он должен был бы двигаться по законам классической механики. Отличительное свойство квантовомеханического поведения частицы — отклонения от единой четкой траектории, т.н. квантовые флуктуации. Чем меньше размер рассматриваемой физической системы, тем больше роль квантовых флуктуаций.
В евклидовой квантовой гравитации принцип суперпозиции применяется ко всей Вселенной в целом. В этом случае суперпозиция состоит не из различных траекторий частицы, а из возможных путей эволюции вселенной во времени, в частности форм пространства-времени. Чтобы свести задачу к виду, позволяющему искать решение, физики обычно рассматривают только общие форму и размер пространства-времени, а не каждое из его мыслимых искажений (см.: Jonathan J. Halliwell. Quantum Cosmology and the Creation of the Universe // Scientific American, December 1991).
В 1980–1990-х гг. исследования в области евклидовой квантовой гравитации прошли большой технический путь, связанный с разработкой мощных средств компьютерного моделирования. Используемые модели представляли геометрии искривленного пространства-времени с помощью элементарных «кирпичиков», которые для удобства считали треугольными. Сетки из треугольных ячеек позволяют эффективно аппроксимировать искривленные поверхности, поэтому они часто используются в компьютерной анимации. В случае моделирования пространства-времени эти элементарные «кирпичики» представляют собой обобщения треугольников применительно к четырехмерному пространству и называются 4-симплексами. Точно так же как склеивание треугольников их ребрами позволяет создавать искривленные двухмерные поверхности, склеивание «граней» четырехмерных симплексов (представляющих собой трехмерные тетраэдры) позволяет создать модель четырехмерного пространства-времени.
Сами «кирпичики» не имеют прямого физического смысла. Если бы можно было рассматривать пространство-время под сверхмощным микроскопом, никаких треугольников видно бы не было. Они представляют собой лишь аппроксимации. Единственная информация, имеющая физический смысл, содержится в их коллективном поведении в представлении, что каждый из них уменьшился до нулевого размера. В этом пределе геометрия «кирпичиков» (будь они треугольными, кубическими, пятиугольными или представляют собой любую смесь данных форм) не имеет никакого значения.
Нечувствительность к разнообразным мелкомасштабным деталям часто называют универсальностью. Явление, хорошо известное в статистической физике, изучающей движение молекул в газах и жидкостях: молекулы ведут себя почти одинаково, каким бы ни был их состав. Универсальность ассоциируется со свойствами систем, состоящих из большого числа отдельных элементов, и проявляется в масштабе, гораздо большем масштаба отдельной составляющей. Аналогичное утверждение для стаи птиц состоит в том, что окраска, размер, размах крыльев и возраст отдельных птиц не имеют никакого отношения к поведению стаи как целого. В макроскопическом масштабе проявляются лишь очень немногие микроскопические детали.
Съеживание
C помощью компьютерных моделей исследователи квантовой гравитации начали изучать эффекты суперпозиции форм пространства-времени, не поддающиеся изучению методами классической теории относительности, в частности сильно искривленные на очень малых расстояниях. Этот так называемый не-возмущающий режим больше всего интересует физиков, но почти не поддается анализу без применения компьютеров.
К сожалению, моделирование показало, что евклидова квантовая гравитация не позволяет учесть важные составляющие поведения. Все невозмущающие суперпозиции в четырехмерной вселенной оказались в принципе неустойчивыми. Квантовые флуктуации кривизны в малых масштабах, которые характеризуют различные наложенные вселенные, вносящие свои вклады в среднее, не компенсируют, а взаимно усиливают друг друга, заставляя все пространство съеживаться в маленький шар с бесконечным числом измерений. В таком пространстве расстояние между любыми двумя точками всегда остается очень малым, даже если его объем огромен. В некоторых случаях пространство обращается в другую крайность, становясь предельно тонким и протяженным, подобно полимеру с большим количеством ветвей. Ни одна из этих возможностей не похожа на нашу реальную Вселенную.
Прежде чем еще раз вернуться к допущениям, которые завели физиков в тупик, давайте рассмотрим одну странность полученного результата. «Кирпичики» четырехмерны, но в совокупности образуют либо пространство с бесконечным множеством измерений (съежившаяся вселенная), либо двухмерное пространство (вселенная-полимер). Как только допущение о больших квантовых флуктуациях вакуума выпустило джинна из бутылки, возникла возможность изменять самые фундаментальные понятия, например размерность. Возможно, классическая теория гравитации, в которой число измерений всегда считается определенным, не могла предвидеть такого результата.
Одно из следствий может несколько разочаровать любителей научной фантастики. Писатели-фантасты часто используют концепцию пространственно-временных туннелей, будто бы позволяющих сблизить между собой области, далеко отстоящие друг от друга. Они покоряют перспективной возможностью путешествий во времени и передачи сигналов со скоростью, превышающей скорость света. Несмотря на то что ничего подобного никогда не наблюдалось, физики допускают, что подобные туннели могут оказаться реабилитированными в рамках еще не созданной теории квантовой гравитации. В свете отрицательного результата компьютерного моделирования евклидовой квантовой гравитации возможность существования таких туннелей представляется крайне маловероятной. Пространственно-временные туннели имеют такое множество вариантов, что они должны преобладать в суперпозиции, делая ее неустойчивой, так что квантовая вселенная никогда не сможет вырасти за пределы маленькой, но очень сильно взаимосвязанной общности.
В чем может быть корень бед? В поисках брешей и «свободных концов» евклидова подхода мы пришли к ключевой идее — одному компоненту, абсолютно необходимому для возможности приготовления нашего смешанного жаркого: код вселенной должен включать в себя принцип причинности, т.е. структура вакуума должна обеспечивать возможность однозначного различения причины и следствия. Причинность — неотъемлемая часть классических частной и общей теорий относительности.
В евклидову квантовую гравитацию причинность не включена. Определение «евклидова» означает, что пространство и время считаются равнозначными. Вселенные, входящие в евклидову суперпозицию, имеют четыре пространственных измерения вместо одного временного и трех пространственных. Поскольку евклидовы вселенные не имеют отдельного понятия времени, в них нет структуры, позволяющей располагать события в определенном порядке. У жителей таких вселенных не может быть понятий «причина» и «следствие». Хокинг и другие ученые, использующие евклидов подход, говорили, что «время мнимо» как в математическом, так и в разговорном смысле. Они надеялись, что причинность возникнет как макроскопическое свойство из микроскопических квантовых флуктуаций, не имеющих по отдельности признаков причинностной структуры. Однако компьютерное моделирование перечеркнуло их надежды.
Вместо пренебрежения причинностью при соединении отдельных вселенных в расчете на то, что она возникнет в результате коллективной мудрости суперпозиции, мы решили включить причинностную структуру на гораздо более раннем этапе. Свой метод мы назвали динамической триангуляцией. Мы приписали каждому симплексу стрелку времени, направленную из прошлого в будущее. Затем мы ввели причинностное правило «склейки»: два симплекса должны склеиваться таким образом, чтобы их стрелки были сонаправлены. Понятие времени в склеиваемых симплексах должно быть одинаковым: время с постоянной скоростью должно течь в направлении этих стрелок, никогда не останавливаясь и не обращаясь вспять. В ходе времени пространство должно сохранять свою общую форму, не распадаться на отдельные части и не создавать пространственно-временных туннелей.
Сформулировав эту стратегию в 1998 г., мы показали на крайне упрощенных моделях, что правила склейки симплексов ведут к макроскопической форме, отличной от евклидовой квантовой гравитации. Это обнадеживало, но не означало, что принятые правила склейки достаточны для обеспечения устойчивости всей четырехмерной вселенной. Поэтому мы затаили дыхание, когда в 2004 г. наш компьютер был почти готов дать нам первые расчеты причинностной суперпозиции четырехмерных симплексов. Будет ли это пространство-время вести себя на больших расстояниях как протяженный четырехмерный объект, а не как сморщенный шар или полимер?
Представьте себе наш восторг, когда число измерений расчетной вселенной оказалось равным 4 (точнее, 4,02 ± 0,1). Это был первый случай вывода числа измерений, равного наблюдаемому, из основных принципов. Сегодня ввод понятия причинности в модели квантовой гравитации является единственным известным способом справиться с неустойчивостями суперпозиции пространственно-временных геометрий.
Пространство-время в целом
Упомянутое моделирование было первым в продолжающейся серии вычислительных экспериментов, в ходе которых мы пытаемся вывести физические и геометрические свойства квантового пространства-времени посредством компьютерного моделирования. Нашим следующим шагом было исследование формы пространства-времени на больших расстояниях и проверка ее соответствия реальному миру, т.е. предсказаниям общей теории относительности. В случае невозмущающих моделей квантовой гравитации, не содержащих априорного предположения о форме пространства-времени, такая проверка очень трудна — настолько, что в большинстве подходов к квантовой гравитации, включая теорию струн, кроме частных случаев, достигнутые успехи недостаточны для ее проведения.
Как выяснилось, для того чтобы наша модель могла работать, необходимо с самого начала ввести так называемую космологическую постоянную — невидимую и нематериальную субстанцию, содержащуюся в пространстве даже при отсутствии каких-либо других форм материи и энергии. Такая необходимость стала хорошей новостью, так как космологи нашли экспериментальное подтверждение существования этой постоянной. Более того, полученная форма пространства-времени соответствовала геометрии де Ситтера, т.е. решению уравнений Эйнштейна для вселенной, не содержащей ничего, кроме космологической постоянной. Поистине замечательно, что составление ансамбля из микроскопических «кирпичиков» практически случайным образом — без каких либо предположений о симметрии или предпочтительной геометрической структуре — привело к пространству-времени, имеющему в больших масштабах высоко симметричную форму вселенной де Ситтера.
Динамическое возникновение четырехмерной вселенной практически правильной геометрической формы из основных принципов стало центральным достижением нашего моделирования. Вопрос о том, можно ли понять этот выдающийся результат в рамках представлений о взаимодействии неких еще не установленных «атомов» пространства-времени, и есть цель наших продолжающихся исследований. Поскольку мы убедились, что наша модель квантовой гравитации прошла ряд классических проверок, пришло время обратиться к экспериментам иного рода — выявлению отличительной квантовой структуры пространства-времени, которую классическая теория Эйнштейна выявить не смогла. В одном из таких экспериментов мы моделировали процесс диффузии: ввели в суперпозицию вселенных подходящий аналог чернильной капли и наблюдали, как она распространяется и возмущается квантовыми флуктуациями. Нахождение размера чернильного облака по прошествии некоторого времени позволяло нам определить число измерений в пространстве (см врезку).
Результат оказался ошеломляющим: число измерений зависит от масштаба. Иными словами, если диффузия продолжалась короткое время, то число измерений пространства-времени оказывалось иным, чем когда процесс диффузии шел долгое время. Даже те из нас, кто специализировался на квантовой гравитации, с трудом могли вообразить, как могло число измерений пространства-времени непрерывно изменяться в зависимости от разрешения нашего «микроскопа». Очевидно, пространство-время для малых объектов сильно отличается от такового для больших. Для малых объектов вселенная подобна фрактальной структуре — необычному виду пространства, в котором понятия размера просто не существует. Оно самоподобно, т.е. выглядит одинаковым во всех масшта-бах. Это значит, что не существует каких-либо объектов характеристического размера, которые могли бы служить чем-то вроде масштабной линейки.
Насколько мало это «малое»? Вплоть до размера около $10^<–34>$м квантовая вселенная в целом хорошо описывается классической четырехмерной геометрией де Ситтера, хотя с уменьшением расстояния роль квантовых флуктуаций возрастает. Тот факт, что классическое приближение остается пригодным вплоть до столь малых расстояний, удивителен. Из него вытекают очень важные следствия как для самых ранних этапов истории вселенной, так и для ее очень отдаленного будущего. В обоих этих пределах вселенная практически пуста. На самом начальном этапе квантовые флуктуации были столь велики, что материя едва обнаруживалась. Она была крошечным плотом в волнующемся океане. Через миллиарды лет после нас из-за быстрого расширения Вселенной вещество окажется настолько разреженным, что будет играть очень малую роль или даже вовсе не будет играть роли. Наш подход позволяет объяснить форму пространства в обоих предельных случаях.
В еще меньших масштабах квантовые флуктуации пространствавремени возрастают настолько, что классические интуитивные представления о геометрии полностью теряют смысл. Число измерений уменьшается с классических четырех примерно до двух. Однако, насколько мы можем судить, пространство-время остается непрерывным и не содержит каких-либо туннелей. Оно не столь экзотично, как бурлящая пространственновременная пена, какой его видели физик Джон Уиллер (John Wheeler) и многие другие. Геометрия пространства-времени подчиняется необычным и неклассическим законам, но понятие расстояния остается применимым. Сейчас мы пытаемся проникнуть в область еще меньших масштабов. Одна из возможностей состоит в том, что все-ленная становится самоподобной и при всех масштабах, меньших некоторого предела, выглядит одинаково. Если так, то вселенная не состоит из струн или атомов пространства-времени, а является миром бесконечной скуки: структура, найденная чуть ниже порога, по мере углубления в область все меньших размеров будет просто до бесконечности повторять себя.
Как смогут физики обойтись меньшим числом составляющих и технических средств, чем использовали мы для построения квантовой вселенной с реалистическими свойствами, трудно представить. Нам еще предстоит провести много проверок и экспериментов, например для того чтобы понять поведение вещества во Вселенной и его влияние на ее общую форму. Наша главная цель, как в случае любой теории квантовой гравитации, состоит в предсказании поддающихся наблюдению следствий, выведенных из микроскопической квантовой структуры. Это будет решающим критерием правильности нашей модели как теории квантовой гравитации.
Перевод: И.Е. Сацевич
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОБ АВТОРАХ
Ян Амбьорн (Jan Ambjоrn), Рената Лолл (Renate Loll) и Ежи Юркевич (Jerzy Jurkewicz) разработали свой подход к проблеме квантовой гравитации в 1998 г. Амбьорн — член Королевской Датской академии, профессор института Нильса Бора в Копенгагене и Утрехтского университета в Нидерландах. Он известен как мастер тайской кухни — обстоятельство, которое издатели стремятся отметить в первую очередь. Рената Лолл занимает пост профессора Утрехтского университета, где она возглавляет одну из крупнейших в Европе групп, занимающихся исследованиями в области квантовой гравитации. Ранее работала в Институте физики гравитации Макса Планка в Гольме (Германия). В редкие часы досуга играет камерную музыку. Ежи Юркевич возглавляет отдел теории сложных систем в Физическом институте Ягеллонского университета в Кракове. В числе его прежних мест работы — Институт Нильса Бора в Копенгагене, где он был покорен красотой парусного спорта.
После 2001 года человечество разделилось на две категории — те, кто смотрел «Донни Дарко», и те, кто не смотрел. Если вы относитесь ко второй категории — очень советую найти этот фильм, и пусть он изменит вашу жизнь так, как изменил мою. Если к первой — этот пост специально для вас. Вы знаете что это за книга. Вы все поймете. Для вас был сделан этот перевод, читайте и получайте удовольствие.
ФИЛОСОФИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ ВО ВРЕМЕНИ
Роберта Спэрроу
Предисловие
Я бы хотела поблагодарить Сестер Ордена Святого Иоанна в Александрии, Вирджиния за оказанную помощь.
Милостью Божией, это:
Сестра Элеанор Льюис
Сестра Франческа Годард
Сестра Хелен Дэвис
Сестра Катрин Арнольд
Сестра Мэри Ли Понд
Сестра Вирджиния Уэссекс
Эта книга была написана с целью использования ее как простого и непосредственного руководства во времена большой опасности.
Я молюсь чтобы описанное в ней осталось лишь моим вымыслом.
Если же нет, то я молюсь за тебя, читатель.
Если я буду все еще жива когда события с этих страниц произойдут, я надеюсь ты разыщешь меня прежде чем станет слишком поздно.
Роберта Энн Спэрроу
Октябрь 1944 года
Глава 1. Тангенциальная Вселенная.
Наша Вселенная в большой опасности. Кругом война, чума, голод и катастрофы. Смерть ждет всех нас.
Четвертое Временное Измерение является вполне стабильным и доступным для нас.
Случаи, когда структура Четвертого Измерения оказывается поврежденной, крайне редки.
Если возникнет Тангенциальная Вселенная, она будет крайне нестабильна и просуществует не более нескольких недель.
В конечном счете ее коллапс создаст черную дыру, способную поглотить все существование и нашу Вселенную.
Глава 2. Вода и металл.
Вода и металл — ключевые элементы путешествия во времени.
Вода — основной элемент для создания временных порталов между вселенными при тангенциальном вихре.
Металл — промежуточный элемент для создания Артефактов.
Глава 4. Артефакты и люди.
Когда возникает Тангенциальная Вселенная, люди, находящиеся ближе всего к вихрю, окажутся в эпицентре нового опасного мира.
Артефакты являются первым признаком появления Тангенциальной Вселенной.
Появления Артефакта будет втречено людьми с большим интересом и любопытством. Артефакты сделаны из металла, например как древний наконечник цивилизации Майя или меч из средневековой Европы.
Артефакты, возвращенные в Основную Вселенную, часто становятся религиозными объектами, так как их появление на Земле не поддается логическому объяснению.
Божественной вмешательство считается единственной логической возможностью появления Артефакта.
Глава 6. Получатель.
Получатель избран чтобы сопровождать Артефакт по пути его возвращения в Основную Вселенную.
Никто не знает как и почему избирается Получатель.
Получатель часто благословлен силами Четвертого Измерения. Это включает в себя увеличение силы, телепатических способностей, мысленного контроля и возможность управлять огнем и водой.
Получателя часто мучают ужасные сны, видения и слуховые галлюцинации по дороге в Тангенциональную Вселенную.
Окружающие Получателя Управляемые будут пугать его и пытаться уничтожить.
Глава 7. Управляемые.
Управляемые часто являются близкими друзьями и родственниками Получателя.
Они склонны к неразумному и часто жестокому поведению. Это несчастливое последствие их задачи — помочь Получателю вернуть Артефакт в Основную Вселенную.
Управляемые сделают все что угодно дабы спасти себя от Забвения.
Глава 10. Управляемые мертвецы.
Управляемые мертвецы более могущественны чем Получатель. Если человек умирает в Тангенциональной Вселенной, они могут связаться с Получателем посредством Конструкта Четвертого Измерения.
Конструкт Четвертого Измерения сделан из воды.
Управляемые мертвецы будут управлять Получателем с помощью Конструкта Четвертого Измерения (смотри Приложения А и В).
Управляемые мертвецы будут устраивать ловушки для Получателя дабы убедиться, что Артефакт благополучно возвращен в Основную Вселенную.
Если ловушка сработает, то у Получателя не останется иного выбора кроме как использовать Силы Четвертого Измерения чтобы отправить Артефакт в основную вселенную до ее коллапса и образования Черной Дыры.
Глава 12. Сны.
Когда Управляемые просыпаются после путешествия в Тангенциональную Вселенную, их часто преследуют сны о прошлом.
Многие из них забудут.
Тех, кто будут помнить путешествие, будет охватывать глубокое сожаление во снах — единственном свидетельстве о прошлом; все это — воспоминания о потерянном мире.
Древние мифы рассказывают нам о воине Майя, убитом наконечником стрелы, упавшим со скалы, когда там не было ни армии, ни врагов.
Нам рассказывают о средневековом рыцаре, таинственно пронзенном мечом, который он еще не сделал.
Нам говорят, что это все было не случайно.
Заметки.
Фрэнк Андерсон
Гретхен Росс (не настоящее имя)
Управляемые.
Эдмунд Дарко
Роуз Дарко
Элизабет Дарко
Саманта Дарко
Катрин Фармер
Элизабет Фармер
Джим Каннингем
Кеннет Монитофф
Карен Помрой
Гарри Коул
Черита Чен
Сет Девлин
Рикки Данфорт
Джонни Джеймс
Сьюзан Бэйтс
Шон Смит
Лерой Джонс
Майкл Кэриер
Линда Конни
Роберта Спэрроу
Источник