Танец Солнца — Sun Dance
ВС танца церемония практикуется некоторыми коренными американцами и коренных канадцев , в первую очередь из культур равнин . Обычно это вовлекает общину, собирающуюся вместе для молитвы об исцелении. Люди приносят личные жертвы от имени сообщества.
После европейской колонизации Америки и с образованием правительств Канады и США обе страны приняли законы, направленные на подавление культур коренных народов и принудительную ассимиляцию к культуре большинства европейцев.
Танец Солнца был одной из запрещенных церемоний, как и потлач у народов Тихоокеанского Северо-Запада. Канада сняла запрет на проведение полной церемонии в 1951 году. В Соединенных Штатах Конгресс принял Закон о свободе вероисповедания американских индейцев (AIRFA) в 1978 году, который был принят для защиты основных гражданских свобод, а также для защиты и сохранения традиционных религиозных традиций. права и культурные обычаи коренных американцев, эскимосов , алеутов и коренных гавайцев .
СОДЕРЖАНИЕ
Обзор
Некоторые особенности являются общими для церемоний, проводимых культурами Танца Солнца. К ним относятся танцы и песни, передаваемые из поколения в поколение, использование традиционного барабана, священный огонь, молитва с церемониальной свирелью , воздержание от еды и воды перед участием в танце и, в некоторых случаях, церемониальное прокалывание кожи. и испытание на физическую выносливость. Некоторые растения собирают и подготавливают для использования во время церемонии.
Как правило, Танец Солнца — это изнурительное испытание для танцоров, физическое и духовное испытание, которое они приносят в жертву своему народу. По данным Исторического общества Оклахомы, молодые люди танцуют вокруг шеста, к которому они привязаны «ремнями из сыромятной кожи, проткнутыми сквозь кожу их груди».
Хотя не все церемонии Танца Солнца включают пирсинг, цель Танца Солнца — принести личную жертву на благо своей семьи и общества. Танцоры постятся много дней на открытом воздухе и в любую погоду.
На большинстве церемоний члены семьи и друзья остаются в окружающем лагере и молятся в поддержку танцоров. Все сообщество требует много времени и энергии для проведения собраний и церемоний солнечных танцев. Сообщества планируют и организуют как минимум год, чтобы подготовиться к церемонии. Обычно за церемонию отвечает один лидер или небольшая группа лидеров, но многие старейшины помогают и советуют. Группа помощников выполняет многие задачи, необходимые для подготовки к церемонии.
В 1993 году в ответ на то, что они считали частым осквернением Танца Солнца и других священных церемоний Лакота , США и Канады Лакота, Дакота и Накота провели «Саммит Лакота V». Это было международное собрание около 500 представителей 40 различных народов и групп Лакота. Они единогласно приняли следующее «Объявление войны против эксплуататоров духовности лакота»:
«Принимая во внимание, что кощунственные« сандансы »для неиндийцев проводятся шарлатанами и лидерами культов, которые пропагандируют отвратительные и непристойные имитации наших священных обрядов санданса Лакота; . Настоящим и впредь мы объявляем войну всем лицам, которые упорно эксплуатируют, злоупотребляют, и искажение священных традиций и духовных практик народов Лакота, Дакота и Накота «. — Местет, Вилмер и др. (1993)
В 2003 году 19-Generation Хранитель Священного Белый Буффало теленок трубы Лакота попросил некоренных людей прекратить посещать Танец Солнца ( Wi-вайанг-ва-c’i-пи в Лакота ); он заявил, что все могут молиться в поддержку, но только коренные жители должны приближаться к алтарям. Это заявление было поддержано хранителями священных свертков и традиционными духовными лидерами из народов Шайенн , Дакота, Лакота и Накота, которые выпустили прокламацию о том, что некоренным народам будет запрещено посещать священные алтари и Семь священных обрядов, в том числе и особенно солнечный танец, начиная с 9 марта 2003 г .:
Wi-wanyang-в-c’i-р я (Sundance церемония): Только участники , допускаемые в центре будут Native людей. Люди, не принадлежащие к коренным народам, должны понимать и уважать наше решение. Если были какие-либо незавершенные обязательства перед солнцем, и некоренные жители обеспокоены этим решением; они должны понять, что мы руководствовались молитвой, чтобы достичь этого решения. Наша цель — в первую очередь, для выживания будущих поколений. Если не-аборигены действительно понимают эту цель, они также поймут это решение и узнают, что их уход от этого Хо-ко-ка (нашего священного алтаря) является их искренним вкладом в выживание наших будущих поколений.
В Канаде
Танец Солнца практикуется ежегодно во многих общинах коренных народов Канады.
Правительство Канады через Департамент по делам индейцев (ныне « Корона — отношения с коренными народами и северное развитие Канады» ) преследовало практикующих танец солнца и пыталось запретить этот танец. Индийские агенты, руководствуясь указаниями своего начальства, с 1882 по 1940-е годы регулярно вмешивались, отговаривали и запрещали солнечные танцы во многих общинах канадских равнин. Сама церемония никогда официально не запрещалась. Хотя только некоторые страны Танцы Солнца включают пирсинг, правительство Канады объявило эту особенность Танца Солнца вне закона в 1895 году. Неясно, как часто этот закон фактически применялся; По крайней мере, в одном случае известно, что полиция дала разрешение на проведение церемонии. Люди исконных народов просто тихо и тайно проводили множество церемоний. В 1951 году Канада сняла запрет на проведение церемонии. Практикующие солнечные танцы, такие как равнинные кри , Солто и Блэкфут , продолжали устраивать солнечные танцы на протяжении всего периода преследований. Некоторые практиковали танец тайно, другие с разрешения своих агентов, а третьи без пирсинга. В 1951 году правительственные чиновники изменили Закон об Индии , сняв запрет на принесение в жертву плоти и дарение.
В большинстве культур Танца Солнца запрещено снимать церемонию или молитву. Существует немного изображений аутентичных церемоний. Многие люди из числа коренных народов верят, что, когда входят деньги или фотоаппараты, духи уходят, поэтому никакая фотография не передает подлинную церемонию. Народ кайнай в Альберте разрешил снимать свой танец солнца в конце 1950-х годов. Он был выпущен как документальный фильм « Круг Солнца» (1960), выпущенный Национальным советом по кинематографии Канады . Архивные фотографии Манитобы показывают, что церемонии регулярно проводились, по крайней мере, с начала 1900-х годов.
Кри и Солто проводят по крайней мере один танец дождя (с подобными элементами) каждый год с 1880 года где-то на канадских равнинах.
Источник
Пляска Солнца
Пля́ска Со́лнца, Та́нец Со́лнца (англ. Sun Dance ) — самая важная религиозная церемония североамериканских индейцев, в особенности индейцев Великих равнин. При приведении ритуала независимые группы кочевых народов собирались вместе для подтверждения базовых взглядов на устройство мира и сверхъестественные силы. Происхождение Пляски Солнца до конца не ясно. К концу XIX века церемония распространилась с небольшими вариациями среди большинства индейских племён от равнинных оджибве в Саскачеване (Канада) до кайова в Техасе (США). [1]
Как правило, Пляска Солнца проводилась каждым племенем раз в год в конце весны или в начале лета, когда бизоны собирались в стада после длинных зим Великих равнин — это позволяло прокормить сотни людей, посещавших церемонию. [1] Каждое племя имело свои практики и церемониальные протоколы, но многие вариации имеют одинаковые элементы, включая передаваемые через поколения танцы, песни на родных языках, молитвы, пост. В некоторых версиях Пляски Солнца с целью жертвы Великому духу делались надрезы на коже груди, рук и спины, в которые вставлялись специальные шпильки, к концам которых затем привязывались ремни и прикреплялись к столбу — «дереву жизни», что означало прямую связь с Создателем.
Содержание
Церемония
У индейцев лакота церемония проходила следующим образом. В лесу искали «дерево жизни», которое впоследствии использовалось как центральный столб церемонии. Далее выбирался смелый или заслуженный воин, который срубал его. Дереву не давали коснуться земли, срубали сучья, относили на место проведения церемонии и устанавливали в середине арены. Пляска Солнца начиналась на утро следующего дня, причём участники смотрели на восходящее солнце. Эта часть церемонии продолжалась четыре дня, пока приносящие себя в жертву готовились.
Эти люди (обычно мужчины, очень редко женщины) хотели чего-либо особенного — получить боевые или охотничьи навыки или же просили излечения больного родственника. Вокруг арены размещали черепа бизонов, а к шесту привязывали ленты сыромятной кожи. Танцорам делались надрезы на обеих сторонах груди, в которые вставлялись косточки, прикреплявшиеся ремнями к столбу. Начиналась пляска, целью которой было вырвать вставленные косточки из тела. Танцоры рывками тянули назад, пытаясь порвать свою плоть. Другим вариантом было прикрепление черепов бизонов таким же образом к спине и волочение их участником обряда по камням и кустам до тех пор, пока черепа не оторвутся. Тем, кто не мог освободиться самостоятельно, помогали их учителя, дёргая их назад. [2]
Отношение к церемонии
Хоть и не все народы применяли надрезы на коже при Пляске Солнца, кабинет министров Канады запретил этот элемент церемонии в 1895 году, а правительство США — в 1904. Однако сейчас ритуал вновь законен в обеих странах.
Источник
Танец Солнца
История ритуала индейцев
Культ солнца был широко распространен в религиях земледельческих народов всей Америки, будучи тесно связанным с обрядами плодородия. С переселением же земледельческих племен в степи и переходом их к верховой охоте и коневодству, этот культ претерпел глубокие изменения.Учитывая значение бизонов в жизни степных индейцев, не удивительно, что наиболее яркой чертой их религиозной жизни было возникновение синкретического культа, в котором сливались почитание солнца и бизона. Яркий пример этого дают те-тоны, по представлениям которых бизоны — это «люди солнца», хозяин бизонов — это друг солнца.Наиболее ярким проявлением этого синкретического культа была сложная обрядность важнейшего в обществе степных кочевников летнего празднества, получившего название «пляски солнца». Эта пляска приобрела значение не только главного общеплеменного, но и межплеменного летнего празднества у всех племен американских степей.
К концу XIX века церемония распространилась с небольшими вариациями среди большинства индейских племён от равнинных оджибве в Саскачеване (Канада) до кайова в Техасе (США).
Синкретизм культа солнца и культа бизона ярко проявлялся и во внешнем ритуале празднества. Череп бизона у всех племен занимал в нем важное место. Он устанавливался на алтаре, устраивавшемся в центре храмового сооружения, около «столба солнца». На голове руководителя празднества также укреплялся череп бизона. Кроу в жертву солнцу приносили белую бизониху. Священная пища во время празднества состояла из бизоньих языков. Каждое племя имело свои практики и церемониальные протоколы, но многие вариации имеют одинаковые элементы, включая передаваемые через поколения танцы, песни на родных языках, молитвы, пост, а так же самоистязание.
Церемония
У индейцев «лакота» церемония проходила следующим образом. В лесу искали «дерево жизни», которое впоследствии использовалось как центральный столб церемонии. Далее выбирался смелый или заслуженный воин, который срубал его. Дереву не давали коснуться земли, срубали сучья, относили на место проведения церемонии и устанавливали в середине арены. Пляска Солнца начиналась на утро следующего дня, причём участники смотрели на восходящее солнце.Вокруг арены размещали черепа бизонов, а к шесту привязывали ленты сыромятной кожи. Танцорам делались надрезы на обеих сторонах груди, в которые вставлялись косточки, прикреплявшиеся ремнями к столбу. Начиналась пляска, целью которой было вырвать вставленные косточки из тела. Танцоры рывками тянули назад, пытаясь порвать свою плоть.
Другим вариантом было прикрепление черепов бизонов таким же образом к спине и волочение их участником обряда по камням и кустам до тех пор, пока черепа не оторвутся. Тем, кто не мог освободиться самостоятельно, помогали их учителя, дёргая их назад.
А вот как описывает этот ритуал Джордж Хилл.
Несколько лет тому назад, во время службы в пехоте 22 штата США (форт Sully, территория Дакота), где собрались тысяча или больше индейцев Сиу, ожидая комиссаров по делам индейцев, мне посчастливилось быть свидетелем известного национального Танца Солнца Сиу, являющегося особенным и очень важным танцем.В первый день церемонии, приблизительно к десяти часам утра, когда я наблюдал за танцем, на площадку зашли три индейца, двое из которых несли по два кола каждый, а третий, почти раздетый, — ремни из бизона и штыри. Они выбрали место рядом с центральным шестом и поставили колья в четыре угла квадрата площадью от шести до восьми футов. Тот, кто держал ремни и штыри, гордо вошел в центр квадрата, в то время как двое других быстро закрепили ремни вокруг кольев той длины, которая была достаточной, чтобы достать до груди и спины жертвы.Через несколько минут шаман демонстративно подошел к жертве, произнося какие-то заклинания и подготавливая человека к суровому испытанию. Он натянул кожу груди большим и указательным пальцами, проткнул ножом место натяжения и вставил штырь, прикрепив к нему ремни. Такая процедура была сделана с двух сторон на груди, а затем ещё и на спине. Штыри были сделаны из твердого сухого подгоревшего дерева, около трех дюймов длиной и с достаточно острыми крюками по краям.
Когда все было готово, человек начал танцевать и петь, чтобы отвлечь свое сознание от боли в этой варварской сцене. Он осторожно наклонился назад, чтобы перенести вес своего тела на ремни и набраться смелости и решительности для прыжка с целью вырвать крюки. Но крепкая кожа растягивалась на десять и более дюймов, не давая осуществить желаемое. Такие попытки продолжались часами, с отдыхом на несколько минут; выражения его лица в такие моменты отражало полную решимость в действиях, граничащую с состоянием безумия. Я стоял рядом несколько часов, наблюдая за тщетными попытками освободиться от ремней, после чего пошел ужинать с тяжелым чувством соболезнования этому человеку. Когда вернулся к полудню на следующий день, то увидел, что он смог отцепить правую грудь; также была видна огромная потеря сил и частый отдых. Голос был слабым и поэтому он пользовался свистком, сделанным из кости крыла гуся (у меня есть такой же, среди разных индейских безделушек и подарков). Примерно через час у него получилось освободить свою левую грудь, что сопровождалось звуком, как от взрыва детонатора; затем наступил довольно долгий отдых, во время которого он тяжело дышал и был полностью вспотевшим. Но было видно, что удовлетворение, которое испытывал этот человек в тот момент, с трудом сдерживалось его чувствами.
После короткого отдыха, он возобновил свои пытки с более диким намерением, так как будучи свободным от ремней на груди, появилось больше свободы движений. Танцуя, он двигался между кольями, останавливаясь на мгновение, а затем ходил по кругу со свирепостью бешеного быка. Продолжая двигаться, таким образом, я увидел, как ему удалось освободить свое правое плечо, и затем оставил его, вырывающим последний крюк, что должно было явиться окончанием пытки. По расспросам на следующее утро, я узнал, что он освободил себя вечером, после чего упал на землю. Потом его отнесли в ближайшее типи, где он умер от полученных ранений.
Пока я наблюдал ту варварскую сцену, описанную выше, на арену для танцев вошел высокий мускулистый и почти раздетый индеец. По знаку шамана, он лег на землю лицом вниз, который растянул кожу на пояснице и проткнул её тремя штырями с прикрепленными черепами бизона на концах. Как только штыри были закреплены, этот человек поднялся, пытаясь стоять прямо, и через некоторое время начал петь и танцевать по кругу, чтобы освободиться от груза на пояснице. Я видел, как он вырвал один штырь и затем, в течение часа или более, остальные. Когда танец прекратился, было видно через выражение его лица ту боль, которую он испытывал от распухшей кожи на пояснице; черепа болтались у ног, почти касаясь земли. Согласно законам или обычаям, он не мог отцепить эти черепа, только танцуя или бегая, но была возможность кого-то нанять, чтобы их оторвать. Поэтому он позвал своих двух друзей и в присутствии свидетелей они оторвали этот груз.
Источник