ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Я вспоминаю
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Дмитрий Сергеевич Лихачев
О превратностях судьбы, о хитрых, чаще всего невидимых глазу законах, о путях, ведущих к славе, написаны тысячи научных трактатов, статей, романов, рассказов, исследований, дневниковых раздумий. Это тревожило людей во все времена: и в древнеегипетские, и еще ранее… Уже Асархаддон жаловался: «Я исчерпал тебя до дна, земная слава…» Значит, верил, что, кроме земной, бывает еще иная, неземная слава. Но тоже — слава.
Итак, что же такое слава? Чаще всего она приносит с собой те или иные виды власти: прямой или же скрытой, но все же власти безусловной. Другое дело, пользуется этим человек или нет. Тут уже многое зависит от его взглядов на мир, на свое собственное место в этом мире.
Кроме того, слава дает бессмертие или же, на худой конец, иллюзию бессмертия. Уже одного этого достаточно, чтобы понять, почему к славе стремились во все времена и будут стремиться в будущем, пока существует наша цивилизация.
Вот об этом обо всем, а еще о феномене Лихачева толковали мы поздним январским вечером 1986 года с эстонским писателем Леннартом Мери на последнем или предпоследнем этаже высотной гостиницы в Таллинне. И огоньки внизу светились совсем мирно, даже немного лирически-сонно, как на старинных рождественских открытках…
Но хорошего кофе в Таллинне уже не было. И мы пили растворимый из какой-то яркой заморской жестянки, размешивая его в чашках не ложками, которых почему-то в тот поздний час не оказалось, а чистилками для трубок…
Леннарт вспоминал свои встречи с Жан-Полем Сартром около Тарту в ночь на Ивана Купала, когда они беседовали о стойкости языческих праздников и верований…
Тогда Сартр был в зените своей славы… Интересное явление происходит сейчас с академиком Лихачевым. Человек в один-два года обрел огромное влияние не просто на многих людей, но и на многие народы…
Дмитрий Сергеевич Лихачев и раньше был достаточно известен, — пытался я возразить. — Еще в 50 -е годы Лихачев занялся защитой памятников старины. Удалось спасти центр Новгорода от застройки высотными зданиями, спасти от сноса новгородский земляной вал. Благодаря протестам Лихачева, его выступлениям, статьям, письмам перестали без разбору вырубать дворцовые парки ленинградских пригородов. Лихачев выступал по телевидению против опрометчивых, часто малограмотных переименований улиц. Немудрено, что такая деятельность, мягко говоря, вызывала недовольство. Но он словно не считался с последствиями и неприятностями, на которые себя обрекал. Существовала тогда тенденция замалчивать его работы. Было и так — какое-то время считался «невыездным».
Знаю, но я не совсем об этом, — прервал меня Леннарт. — Безусловно, есть какой-то феномен Лихачева… Ведь внезапно на признании его позиции и принятии ее сошлись люди различных убеждений, которые по многим другим вопросам вряд ли сумели бы договориться. Есть в этом и нечто удивительное, и даже какая-то загадка.
Может быть, все дело в том, что люди запутались и им стал нужен большой Учитель, другими словами — Пророк? Иначе во всем придется разбираться самим, а это трудно, мучительно и неудобно. Без Покаяния не обойтись, а далеко не каждый на него способен. Прийти к Лихачеву означает, что ты как бы перепоручаешь Покаяние ему, а сам готов воспользоваться итогом…
Допустим, это так, в чем, впрочем, не уверен. Скорее речь идет о подсознательном стремлении найти подтверждение собственным мыслям в позиции авторитетного, всеми уважаемого человека.
Говорили мы долго, но так и не пришли к какому-то выводу. Да и можно ли было все расписать по пунктам и подпунктам. Сошлись на том, что можно говорить о массовом интересе к личности Дмитрия Сергеевича Лихачева как о явлении. И у каждого в воображении (да и в прямом восприятии) будет свой Лихачев, а может быть, и во многом отличный от того образа, который видится другому. И в этом нет ничего удивительного, это естественно.
И все же, что связано сегодня с именем академика и народного депутата СССР, Председателя правления Советского фонда культуры и почетного члена многих европейских академий — Дмитрия Сергеевича Лихачева? Какое новое понимание реалий сегодняшнего дня было обозначено Дмитрием Сергеевичем, почему все так ждут его выступлений?
Может быть, книга, которую вы держите в руках, поможет ответить на эти вопросы. Она интересна тем, что в какой-то мере представляет собой визитную карточку: вот мысли, мнения, взгляды человека в динамике, в движении — то, к чему он шел всю жизнь.
Воспоминания Лихачева наряду с публицистическими выступлениями прекрасно отражают черты его личности: душевную чистоту, мягкость и непреклонность, умение подняться над суетой жизни, гражданственность, любовь к России.
Вряд ли эту книгу надо взять и прочитать в один присест, залпом. Уместнее будет ее изучить, к ней присмотреться. И тогда вы увидите, что через воспоминания, беседы, статьи разных лет четко, хотя и не всегда акцентированно, проходит мысль о доминанте культуры. Не случайно Лихачев ввел в обращение термин «экология культуры».
Политические доктрины и экономические структуры вторичны. Они таковы, каков общий культурный уровень общества. Для того чтобы существовали и действовали демократические общественные институты, необходимо какое-то количество демократов. А демократы — это не просто сторонники той или иной партии, а люди демократических убеждений. Сами же демократические убеждения возникают не по приказу, не по директивному решению директивной инстанции, а воспитываются терпеливо и настойчиво.
Другими словами, прогресс возможен только в связи с ростом общего культурного уровня общества, что может быть процессом только эволюционным, а не взрывным и внезапным. Четкий этический и нравственный фундамент — основа всех видов нормальных личных и общественных взаимоотношений.
Вера в то, что Личность сильнее всех антиличностных идей и что гуманизм в конце концов торжествует в схватке с силами антигуманными, вела по нелегкой жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева. Как стойкий оловянный солдатик, он готов был погибнуть, расплавиться, но не изменить самому себе, а следовательно, не изменить и людям. И эту твердую веру в непобедимость нравственного человека он сохранил и принес ее нам. Вот за это мы ему и благодарны.
Так мог бы закончиться тот давний разговор о феномене Лихачева с Леннартом Мери. Таким вступительным словом хотелось бы предварить эту книгу.
В подготовке книги приняла участие ассоциация творческой интеллигенции «Мир культуры».
Николай Самвелян
В какое необыкновенное время я «посетил» свою страну. Я застал все роковые ее годы…
Источник
Город Солнца
Политическая философия Кампанеллы в его Городе Солнца (La citta del Sole, 1602) содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти («монархия Мессии»).
Что-то среднее между концлагерем и колхозом — одним словом, кошмар!
Город Солнца
Stilo 1568 — Parigi 1639
Главный Гостинник и Мореход из Генуи.
Поведай мне, пожалуйста, о всех своих приключениях во время последнего плавания.
Я уже рассказывал тебе о своем кругосветном путешествии, во время которого попал я в конце концов на Тапробану, где был вынужден сойти на берег. Там, опасаясь туземцев, укрылся я в лесу; когда же я наконец из него выбрался, очутился я на широкой равнине, лежащей как раз на экваторе.
Ну, а там что с тобой приключилось?
Я неожиданно столкнулся с большим отрядом вооруженных мужчин и женщин, многие из которых понимали наш язык. Они сейчас же повели меня в Город Солнца.
Скажи мне, как же устроен этот город и какой в нем образ правления?
На обширной равнине возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города; многочисленные же его окраины выходят далеко за подошву горы, размеры которой таковы, что город имеет в поперечнике свыше двух миль, а окружность его равна семи. Благодаря тому, что лежит он по горбу холма, площадь его больше, чем если бы он находился на равнине. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света. И город так, право, выстроен, что если бы взят был приступом первый круг, то для взятия второго понадобилось бы употребить вдвое больше усилий; а для овладения третьим — еще того больше. Итак, чтобы захватить каждый следующий, надо было бы постоянно употреблять вдвое больше усилий и труда. Таким образом, если бы кто задумал взять этот город приступом, ему пришлось бы брать его семь раз. Но, по-моему, невозможно взять и первый круг: настолько широк окружающий его земляной вал и так укреплен он бастионами, башнями, бомбардами и рвами.
Итак, войдя северными воротами (которые окованы железом и так сделаны, что могут легко подыматься и опускаться и накрепко запираться благодаря удивительно ловкому устройству своих выступов, прилаженных для движения в выемках прочных косяков), увидел я ровное пространство шириною в семьдесят шагов между первым и вторым рядом стен. Оттуда можно видеть обширные палаты, соединенные со стеною второго круга так, что они, можно сказать, составляют как бы одно целое здание. На половине высоты этих палат идут сплошные арки, на которых находятся галереи для прогулок и которые поддерживаются снизу прекрасными толстыми столбами, опоясывающими аркады наподобие колоннад или монастырских переходов. Снизу входы в эти здания имеются лишь с внутренней, вогнутой стороны стены; в нижние этажи входят прямо с улицы, а в верхние — по мраморным лестницам, ведущим в подобные же внутренние галереи, а из них — в прекрасные верхние покои с окнами как на внутреннюю, так и на наружную сторону стены и разделенные легкими перегородками. Толщина выпуклой, то есть внешней, стены — восемь пядей, вогнутой — три, а промежуточных — от одной до полутора пядей.
Отсюда можно пройти к следующему проходу между стенами, шага на три уже первого, с которого видна первая стена следующего круга с подобными же галереями вверху и внизу; а с внутренней стороны идет другая стена, опоясывающая палаты, с такими же выступами и переходами, опирающимися снизу на колонны; вверху же, там, где находятся двери в верхние покои, она расписана великолепною живописью. Таким образом, по подобным же кругам и через двойные стены, внутри которых находятся палаты с выступающими наружу галереями на колоннах, доходишь до самого последнего круга, идя все время по ровному месту; однако же при проходе сквозь двойные ворота (во внешних и внутренних стенах) приходится подниматься по ступеням, но устроенным так, что подъем почти не заметен: идешь по ним наискось, и высота лестниц поэтому едва ощутима. На вершине горы находится открытая и просторная площадь, посередине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным искусством.
Продолжай же, продолжай, говори, заклинаю тебя жизнью!
Храм прекрасен своей совершенно круглою формой. Он не обнесен стенами, а покоится на толстых и соразмерных колоннах. Огромный, с изумительным искусством воздвигнутый купол храма завершается посередине, или в зените, малым куполом с отверстием над самым алтарем. Этот единственный алтарь находится в центре храма и обнесен колоннами. Храм имеет в окружности свыше трехсот пятидесяти шагов. На капители колонн снаружи опираются арки, выступающие приблизительно на восемь шагов и поддерживаемые другим рядом колонн, покоящихся на широком и прочном парапете вышиною в три шага; между ним и первым рядом колонн идут нижние галереи, вымощенные красивыми камнями; а на вогнутой стороне парапета, разделенного частыми и широкими проходами, устроены неподвижные скамьи; да и между внутренними колоннами, поддерживающими самый храм, нет недостатка в прекрасных переносных креслах.
На алтаре виден только один большой глобус с изображением всего неба и другой — с изображением земли. Затем на своде главного купола нанесены все звезды неба от первой до шестой величины, и под каждой из них указаны в трех стихах ее название и силы, которыми влияет она на земные явления. Имеются там и полюсы, и большие и малые круги, нанесенные в храме перпендикулярно к горизонту, однако не полностью, так как внизу нет стены; но их можно дополнить по тем кругам, которые нанесены на глобусах алтаря. Пол храма блистает ценными камнями. Семь золотых лампад, именующихся по семи планетам, висят, горя неугасимым огнем. Малый купол над храмом окружают несколько небольших красивых келий, а за открытым проходом над галереями, или арками, между внутренними и внешними колоннами расположено много других просторных келий, где живут до сорока девяти священников и подвижников. Над меньшим куполом возвышается только своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести. Они знают и какой год предвещают какие ветры, и какие перемены на суше и на море, но лишь в отношении своего климата. Там же, под флюгером, хранится написанный золотыми буквами свиток.
Прошу тебя, доблестный муж, разъясни мне подробно всю их систему управления. Это меня особенно интересует.
Источник
«Все со всеми переспали — не получилось того, о чем говорил учитель»: жители «Города Солнца» о быте общины и обысках
В поселении «Город Солнца» в Курагинском районе, где живут тысячи последователей учения бывшего милиционера Сергея Торопа (сейчас Виссарион), идут обыски и допросы. Ближайший соратник «учителя» Вадим Редькин на днях рассказал в соцсетях, что в течение полутора лет жителей спрашивают о половых извращениях в общине, пропаже людей, насильственном отъеме денег и другом. Телеграм-канал «Борус» со ссылкой на источник писал, что опрошенные якобы рассказали следователям об инцестах, педофилии и убийствах в общине. «Проспект Мира» пообщался с жительницами поселения и узнал, что они и другие местные думают о подобных слухах.
Рита [имя изменено] живет в «Городе Солнца» три года. К последователям Виссариона она себя не относит, праздники не посещает. Говорит, что согласилась на предложение друга пожить в его домике в сибирской тайге и так и осталась. О виссарионовцах девушка узнала, только когда приехала на место.
«Я поначалу была насторожена — прочитала в интернете все эти статьи про инцест и так далее, посмотрела по сторонам, а здесь таким и близко не пахнет, и пожала плечами, — вспоминает Рита. — Я продолжила общаться с людьми. Я сама в прошлом журналист и люблю докопаться до сути, я ещё и скептик. У них не было шансов скрыть от меня гниль».
Единственное, что Рита подтверждает — однажды «для работы над эгоизмом жен» Виссарион позволил последователям брать вторых жен. Только если первая будет не против. Как оказалось, не против были все или практически все.
«Народ стал пробовать эту систему, и по итогу все скатилось в то, что просто все со всеми переспали и пережили. Так у них и не получилось того, о чем говорил их учитель. Он это увидел и сказал: «Вы не готовы ещё к такому, забудьте что я сказал, больше нельзя так делать». И с тех пор тут, кажется, осталось только две таких семьи [с двумя женами]. Они мирно живут как-то до сих пор».
Сам Виссарион со своей первой женой давно расстался и живет со второй. Но его личная жизнь, по всей видимости, ничуть не смущает последователей, они верят, что перед ними Иисус Христос. По словам Риты, она видела Виссариона и «ничего особо не почувствовала». «Просто добрый дядька», — считает она.
личная страница Сергея Торопа в фейсбуке
Сейчас, по наблюдениям Риты, Виссарион «вообще не выходит» к последователям проповедовать (поначалу он выходил каждое воскресенье): «Виссарион сказал, что уже ответил на все вопросы, все ответы записаны в тома книг» (так называемый «Последний завет» или «Слово Виссариона»).
Сейчас, рассказывает Рита, у виссарионовцев нет «дикого фанатизма» — кто-то вовсе разочаровывается и уезжает.
«[Поначалу] им не разрешалась никакая техника. Они строили все вручную, убили здоровье. Они были сыроедами, потом стало можно вводить в пищу все больше [продуктов], сейчас некоторые уже едят рыбу. Еще [вначале] фанатики вламывались к местным в дома и выбрасывали телевизоры (впоследствии Виссарион разрешил своим последователям пользоваться техникой, и такие походы прекратились). Сейчас как-то все более приземленно. Народ уже тут столько всего перехавал, если можно так выразиться, что сейчас как будто отдыхает».
Дети первых последователей, со слов Риты, учению Виссариона не верят и «со смехом вспоминают как росли». По мнению девушки, они отличаются добротой и открытостью.
«Эти ребята выросли тут, впитали все, что их родители говорили, многие никогда не пробовали мясо, и они вполне современные классные ребята, и дела им нет до Виссариона».
В поселении есть и новосёлы — они остаются по религиозным соображениям или из-за атмосферы, как Рита. Таких, по ее словам, становится все больше.
«Здесь нет тоталитарности. Все как-то свободно, мирно. Поэтому я и осталась. А вот про убийства, инцесты — я тут даже от самых бабок-сплетниц не слышала».
По мнению Риты, у следователей не было оснований для допросов, якобы те «просто искали какие-нибудь зацепки». «Народ напуган и не понимает, чего от них хотят». Она уточнила, что незваные гости уже уехали.
В минувшую пятницу в местной школе «Истоки» прошло родительское собрание. Это та самая, где расследуют дело о коррупции и мошенничестве — об этом тоже сообщал Редькин. На собрании родителям сообщили, что начальная школа находится в не аккредитованном здании — якобы это единственное нарушение, которое удалось обнаружить следователям. Об этом нашей собеседнице рассказал знакомый, который присутствовал на встрече. Сейчас уроки в школе продолжаются.
На вопрос о причинах такого внимания к виссарионовцам Рита присылает ролик, созданный жителями общины. В нем рассказывается о строительстве трассы Журавлёво — Ак-Суг (ее планируют начать строить в 2020 году). Местные против таких перемен, они считают, что дорога приведет к масштабной вырубке леса, добыче золота в реке Казыр и браконьерству.
«ПМ» связался с еще одной местной жительницей Еленой [имя изменено] — последовательницей Виссариона. Она живет в общине около 20 лет, здесь у нее выросли дети.
Елена тоже озвучила версию, связанную со строительством трассы и приходом на территорию золотоискателей и лесорубов.
«Мы же стали выступать за экологию. Тут стали вырубки большие вестись, стали за эти сферы бороться. От нас это далеко [находится], но шли какие-то конфликты, приезжал московский бизнес сюда, — рассказывает Елена. — Потом стали эти рудники открывать золотоискатели, дорогу прокладывать очень большую, чтобы доставать руды. У нас общественность поднялась, начались экологические акции, чтобы сюда не пустить предпринимательство, не взрывать землю, не портить реки».
Слухи об инцесте, пропаже людей Елена называет «бредом». Она говорит, что жители «не то что напуганы», но считают ситуацию странной и анализируют происходящее, а именно — недавние обыски дома у директора школы «Истоки» Владимира Ведерникова и изъятие компьютеров в учреждении.
«Мне кажется, это где-то с религиозной [составляющей] связано, что какие-то круги тем, видимо, недовольны, что здесь существует какая-то религиозная организация. Школа не религиозная, но, видимо, сейчас через это пытаются притянуть какие-то факты».
Источник