Меню

Сжатое изложение про космос

Урок русского языка в 9 классе «Космическое путешествие по ОГЭ» (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок русского языка в 9 классе «Космическое путешествие по ОГЭ» (в рамках недели, посвященной Дню Космонавтики). Разработка урока и презентация.

Скачать:

Вложение Размер
kosmicheskoe_puteshestvie_v_oge.ppt 1.99 МБ
kosmicheskoe_puteshestvie_v_oge_moy_urok.docx 20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка Тема урока: Космическое путешествие в ОГЭ

Сказал «поехали» Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась.

1 этап «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты»

2 этап «Ориентирование по маршрутному листу»

Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека. Люди ликовали, радовались, но потом сказали: «Этого мало!» Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос. Мало, мало! Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало! И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию — прототип внеземных поселений. Мало! Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную. Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

3 этап «Внимание! Неопознанный объект»

«Облетев Землю в корабле-спутнике,(1) я увидел,(2) как прекрасна наша планета. Люди,(3) будем хранить и приумножать эту красоту,(4) а не разрушать ее.» Ю.А. Гагарин

4 этап «Подготовка к возращению на Землю»

5 этап «Адаптация космонавтов» Д/З: написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое подвиг?» по типу задания 15.3

6 этап «Итоговая конференция»

Предварительный просмотр:

Тема: Космическое путешествие по ОГЭ.

Цели урока для учащихся:

  1. Обобщить ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения, выполнения тестовых заданий, написания сочинения-рассуждения.
  2. Повторить виды предложений и структуру сложных предложений.

Цели урока для учителя:

1. Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений.

2. Способствовать развитию навыков структурирования материала, сжатия текста.

3. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову.

1. Создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы.

2. Отработать умения:

  • вычленять главную информацию;
  • сокращать текст разными способами;
  • правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
  • находить и уместно, точно использовать языковые средства для обобщённой передачи содержания.

3. Отработать алгоритм написания сжатого изложения, сочинения-рассуждения.

  1. Организционный момент
  2. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем с вами готовиться к сдаче выпускных экзаменов. Но мы с вами знаем, что сегодня необычный день. Сегодня – юбилейная дата, 55 лет со дня первого полета в космос. И я предлагаю отправиться нам в космическое путешествие. Путешествие наше будет не простым, т.к. оно совершится не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный сложный, как космос, ещё не до конца изведанный вами космический мир итогового государственного экзамена.

В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Космическое путешествие в ОГЭ) Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по космическому району под названием «ОГЭ»… (Ответы детей)

Совершенно верно, ( повторить и закрепить ранее полученные знания о технологии подготовки сдачи экзамена, показать знания и умения, которые приобрели).

Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наше тоже будет проходить поэтапно. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1 этап «Подготовка к полёту. Взлёт ракеты»

  • Что мы знаем о структуре итогового государственного экзамена по русскому языку? ( Часть 1: одно задание (1), является сжатым изложением по прочитанному тексту.
  • Часть 2: 13 заданий (2–14) с выбором одного варианта из предложенных и кратким ответом, являющимся числом, последовательностью цифр или словом (словосочетанием).
  • Часть 3: одно задание (15), письменная работа, представляющая собой развернутый аргументированный ответ на один из вопросов.

Сколько времени отводится на выполнение всех заданий 235 мин.

2 этап «Ориентирование по маршрутному листу» (текст у всех распечатан на партах)

Итак, первым заданием в гиа является написание сжатого изложения.

Вспомним, что мы знаем о сжатом изложении.

1) Алгоритм сжатия текста.

2) Что надо сохранить при сжатии текста?

3) Что можно исключить при сжатии текста?

4) Сколько способов сжатия текста вам известно?

1. На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на те пункты, о которых обучающиеся не вспомнили (памятки раздаются уч-ся).

• однородных членов предложения;

• риторических вопросов и восклицаний;

• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

• однородных членов обобщающим словом;

• сложного предложения – простым;

• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

• прямой речи – косвенной;

• части текста одним предложением;
• части предложения местоимением и т.д..

Давайте обратимся к отрывку из воспоминаний Герой Советского Союза, летчик-космонавт, Герман Титов,

Полет Юрия Гагарина — это великое завоевание, величайшая победа советского человека. Люди ликовали, радовались, (испытывали гордость) обобщ.слово но потом сказали: «Этого мало!» (замена) Было много других сложнейших полетов советских космонавтов: первый групповой, первый выход человека в открытый космос. (исключение) Мало, мало! Автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луне. Мало! И когда человек вступил на поверхность Луны, люди радовались, а потом опять сказали: мало! И вот на орбите вокруг Земли космонавты создали экспериментальную научную станцию — прототип внеземных поселений. Мало! (из сложных делаем простые)

Так устроен человек. Не может он остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную. Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил свой подвиг.

Т.к. мы можем определить микротему.

3 этап «Внимание! Неопознанный объект»

На слайде предложение «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.»

Пронумеруйте запяты в этих предложениях.

1 ряд – укажите цифру, обозначающую при обращении ( Что такое обращение? Слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь)

2 ряд – укажите количество грамматических основ (3)

3 ряд – укажите запятую при обособленном обстоятельстве.

Один ученик раьотает у доски. Составить схему 2 предложения.

Где встречаются подобные задания?

4 этап «Подготовка к возращению на Землю»

— Ребята, Пора возвращаться домой.

— Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить задание.

Какое у нас завершающее задание в экзаменационной работе?

Давайте вспомним этапы написания сочинения.

-Тезис (Что это?) Мысль, которая требует доказательства.

-Доказательство ( Аргументы ) (Почему?) Откуда берем аргументы.

— вывод ( Доказали или нет)

5 этап «Адаптация космонавтов»

Скоро Земля. Нам как космонавтам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.

— Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?» по типу задания 15.3

6 этап «Итоговая конференция»

По завершению полёта космонавты обычно проводят конференцию. Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу.

— Итак, обсудим наш полёт.

— Над чем ещё нам нужно поработать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение .

«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО».

Данный урок проведён во 2 классе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;&middot.

Как повысить интерес к предемету у детей с диагнозом ЗПР? Пути решения этой проблемы можно найти в этом проекте.

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра.

Источник

Полет самого счастливого человека на Земле

21 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, любимец века. Стоя между небом и землей, прежде чем войти в ракету, он поднял обе руки, улыбнулся и крикнул: «До встречи!»
Когда раздалась команда «Пуск», Гагарин лихо, с чисто русским пренебрежением к опасностям, воскликнул свое знаменитое «Поехали!», подбадривая не себя, а тех, кто оставался на Земле. Вот ракета, приподнятая столбом пламени, тронулась с места.
Позднее Гагарин вспоминал: «Взгляд мой остановился на часах. Они показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал гул, ракета вся затряслась, задрожала своим гигантским корпусом и медленно поднялась в воздух».
В это мгʜовеʜие первый космоʜавт ʜе испытывал ʜи волʜеʜия, ʜи восторга. В его голове все было размереʜʜым и четким. Одʜо лишь показалось ему страʜʜым: когда перегрузки росли и росли, оʜ услышал голос Королева, сообщающий, что прошло семьдесят секуʜд после взлета. Гагариʜ бодро ответил, что самочувствие у ʜего отличʜое и полет проходит ʜормальʜо, а сам удивился: «Неужели только семьдесят секуʜд?» Секуʜды ему казались миʜутами. Но оʜ утешил себя, вспомʜив, что ʜа цеʜтрифуге еще и ʜе такое бывало.
Одʜа за другой ʜачали отделяться ракеты. Их топливо выгорело, а сами оʜи сделали свое дело — вынесли корабль на орбиту. И тут же тяжесть схлынула, а потом Гагарина как будто подняло с кресла, и он повис на ремнях, но не повис вниз, а взлетел кверху.
Юрий взял бортовой журнал и начал вести записи. Почерк его не изменился, он был все таким же четким, и это его порадовало. Теперь минуты проносились очень быстро, не задерживаясь в настоящем и ощутимо становясь прошлым.
Мир вокруг расширился, и Гагарин без преувеличения чувствовал себя первооткрывателем. Ведь до него Землю, бледно-сапфировый шар, не видел никто.
Гагарин по-детски обрадовался краскам родной планеты. «Какая красота!» — воскликнул он, забывая о том, что его слова, схваченные микрофоном, уже полетели из внеземных пределов обратно на Землю.
Все очень переменилось! Голубое небо, неоднократно воспетое поэтами, исчезло, остался лишь тоненький ободок вокруг выпуклого бока Земли.
«Я всматривался в окружающий мир, пытался понять его и осмыслить. В иллюминаторе отсвечивали алмазные россыпи звезд. До них было еще очень далеко, возможно десятки лет полета, но все же с орбиты до них было ближе, чем с Земли».
Корабль сошел с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упруго, как морские волны. С Гагарина сошли его напряженность и деловитость, и он стал тем, кем он действительно был в этот момент — Самым Счастливым Человеком На Земле. От радости он запел:
Родина слышит, Родина знает.
Какие черты характера, с Вашей точки зрения, позволили Гагарину стать первым космонавтом?
Я думаю, что Гагарину помогли стать первым космонавтом такие черты характера, как мужество, любовь к Родине и Земле и жизнерадостность. Несомненно, лишь мужественный и сильный духом и телом человек может выдержать все нагрузки’первого полета в космос, как физические, так и моральные. Гагарин был жизнерадостным человеком, он не отчаивался, когда было сложно, говоря самому себе: «Бывало и хуже», подбадривал других. А его восхищение красотой Земли из космоса восторгает и воодушевляет, непременно хочется самому понаблюдать эту картину из иллюминатора.

Вариант изложения 2.

Самый счастливый человек на Земле — изложение

12 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, любимец века.
Прежде чем войти в ракету он посмотрел на окружающих, улыбнулся, поднял обе руки и крикнул: «До скорой встречи!» Когда же прозвучала команда «пуск!», Гагарин, с чисто русским пренебрежением к трудностям, произнес свое знаменитое «Поехали!», подбадривая не себя, а всех тех, кто оставался на Земле. Ракета, приподнятая огненным столбом, поднялась вверх.
Теперь Гагарин уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Все было точно и размеренно в его сознании. Одно лишь его удивило: когда нагрузки все росли и росли, с Земли голос Королева сообщил ему, что прошло семьдесят секунд полета. Секунды казались минутами. Но Гагарин подбодрил себя, вспомнив, что на центрифуге и не такое приходилось переносить.
Одна за другой стали отделяться ступени ракеты: они сделали свое дело — вывели корабль на орбиту, В этот же момент тяжесть схлынула, и Гагарина словно подняло с кресла, и он повис на ремнях, но не вниз, а вверх.
Юрий взял бортовой журнал и начал делать в нем записи. Почерк его остался таким же четким, как и всегда, и это его приятно удиви^ ло. Теперь минуты стали нестись с неимоверной скоростью. Мир вокруг Гагарина расширился, и он чувствовал себя без преувеличения первооткрывателем, ведь до него Землю, бледно-сапфировый шар, окольцованный зарей, не видел никто.
Гагарин, как ребенок, радовался краскам родной планеты. «Какая красота!» — воскликнул он, забывая, что его слова тут же покинули внеземное пространство и направились обратно на Землю.
Юрий Гагарин пытался все увидеть, понять и осмыслить. В иллюминаторе отсвечивали алмазные россыпи холодных звезд, и хотя до них лететь надо было бы десятки лет, здесь оʜи казали ближе, чем ʜа Земле.
Корабль сошел с орбиты и вошел в плотʜые слои атмосферы, которые встретили его упруго, как морские волʜы. «Восток» благополучʜо спускался ʜа Землю. И тут его покиʜули деловитость и напряженность, и он стал тем, кем действительно был в этот момент — Самым Счастливым Человеком На Земле. От избытка счастья он громко запел.
Расскажите об известных вам достижениях нашей страны в космосе
Наша страна — это настоящая космическая держава. Пожалуй, ни одна страна в мире не может сравниться с нашей в плане интереса к космосу. И это неудивительно. В середине двадцатого века все от мала до велика мечтали о космосе.
Еще до знаменательного полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года СССР запустил в космос первый в мире искусственный спутник и вывел его на околоземную орбиту. Именно наш соотечественник, Алексей Леонов, стал первым человеком, вышедшим в открытый космос и почувствовавшим, насколько безгранична Вселенная. В семидесятые годы учеными нашей же страны был создан луноход, который успешно прилунился.
Россия стала достойной преемницей СССР в освоении космоса, и мне хочется надеяться, что мы никогда не потеряем ведущую роль в мире в этой отрасли.

Вариант изложения 3.

Гагарин и космос — изложение

Двенадцатого апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века.
Стоя между небом и землей, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял обе руки кверху.
— До скорой встречи!
А когда раздалась последняя команда «Пуск» и ракета ринулась вверх, Гагарин лихо, бедово, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил свое знаменитое ямщицкое « Поехали!», подбадривая не себя, а тех, кто остается.
Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места.
«Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства», — вспоминал позднее Гагарин.
В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Все было точным и размеренным в его сознании. Только одно могло показаться странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королева ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлета. Он ответил бодро: «Самочувствие отличное. Все хорошо»,— а сам подумал: «Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты». Но тотчас утешился воспоминанием: «На центрифуге приходилось переносить и не такое».
Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело; они сделали свое дело — вынесли корабль на орбиту.
И в то же мгновение тяжесть схлынула, а затем Гагарина словно подняло с кресла: он повис на ремнях. Но провис не вниз, а взлетел кверху.
Юрий взял бортовой журнал и начал записи. Почерк его не изменился, четкость букв также. Это порадовало его. Минуты теперь понеслись неимоверно быстро. Они утекали, ощутимо становясь прошлым, не задерживаясь на настоящем.
Мир вокруг него необычайно расширился; Гагарин чувствовал себя его первооткрывателем. И это не было преувеличением.
Разумеется, земной шар, как и все мироздание, существует отдельно от человека, и такой мир независим и безразличен к людям. Но Землю, бледно-сапфировый шар, окольцованный зарей, — эту Землю до Юрия не видел никто.
Краски родной планеты по-детски обрадовали его.
— Красота-то какая! — воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.
Как все переменилось! Неба не стало. Привычное голубое небо, воспетое поэтами, сузилось до тоненького ободка вокруг выпуклого бока Земли.
« С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить. В иллюминаторе отсвечивали алмазные россыпи ярких холодных звезд. До них было еще ой как далеко, может быть, десятки лет полета, и все же с орбиты к ним было значительно ближе, чем с Земли».
Корабль сошел с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упруго, как морские волны. «Восток» приближался к Земле. Юрий благополучно спускался. И тут его покинули деловитость и напряжение. На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас, — Самым Счастливым Человеком На Свете.
«От избытка счастья я громко запел:
Родина слышит, Родина знает. »
(450 слов) (По Л. Обуховой. Любимец века)
Придумайте для текста заглавие. Перескажите содержание текста максимально подробно. Ответьте на вопрос: «Какие черты характера, по вашему мнению, позволили Гагарину стать первым космонавтом?»
Озаглавьте данный текст, кратко перескажите его содержание.Расскажите об известных вам достижениях нашей страны в космосе.

Источник

Читайте также:  Формы мероприятий про космос
Adblock
detector