Меню

Сьюзи королевство полной луны

«Королевство полной луны»: Сто дней детства

Первый рассказ о фильме с Каннского фестиваля 2012 года, который Уэсу Андерсону в тот раз доверили открывать.

С минуты на минуту должна начаться опера «Ноев ковчег» Бенджамина Бриттена, разыгранная скаутами из Новой Англии. Отряд детей в костюмах слонов ожидает приглашения на сцену. Зрители рассаживаются в зале. И только сирота Сэм в несуразной барсучьей шапке сбежал с общего праздника, случайно оказавшись в женской раздевалке, где готовились к выходу принаряженные птицами девочки. Он обратился к самой красивой и самой мрачной из них: «Ты что за птица?». «Ворона», — ответила Сюзи. Сэм указывает на характерно перебинтованную руку и слышит в ответ: «Порезалась осколком окна». Год спустя — после спасительного романа по переписке — они задумали побег. Сэм бежит из своего скаутского лагеря «Айвенго», Сюзи — из отчего дома. От странноватой семейки. Вдогонку за ними отправляются предводитель отряда № 55 (Эдвард Нортон), чувствительный полицейский (Брюс Уиллис), непростые родители (Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд), а также злая фея из социальной службы (Тильда Суинтон), предпочитающая лечить непослушных подростков электрошоком. Все настроены решительно, но на острова надвигается гроза, какая не снилась и Бриттену.

Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012

«Королевство полной луны» обезоруживает с первых кадров своей бесстыдной избыточностью. Уэс Андерсон по своей привычке насыщает кадр таким количеством деталей, что по окончании фильма хочется срочно посмотреть его ещё раз — подобная концентрация рукодельных нюансов не под силу человеческому глазу. В ход идет непомерный скаутский арсенал: карты, компасы, бинокли, арбалеты явно вызывают самый живой интерес у режиссера, которому доставляет удовольствие играть во все это руками своих персонажей. Свойственный Андерсону фетишизм, вообще, очень синефильское качество. Но он еще и меломан, который всегда тщательно подходит к подбору музыки — достаточно вспомнить, как он выстроил «Поезд на Дарджилинг». Вокруг одной песни. Здесь у каждого героя своя музыка. У родителей Сюзи без перерыва звучит классика. Уставший коп с разбитым сердцем слушает Хэнка Уильямса, реформатора кантри-музыки, сочинившего несколько десятков первостатейных хитов и доконавшего себя к 29 годам саморазрушительными выходками и коктейлем из алкоголя с болеутоляющими. Любимица Сюзи — Франсуаза Арди (тоже бывшая в детстве аутсайдером), пластинку которой вместе с музыкальным проигрывателем и батарейками Сюзи первым делом прихватывает при побеге из дома.

Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012

Ранимые изгои Андерсона во всех его картинах находят общий язык именно так — через болезненное осознание неприятия окружающего мира, совместные игры и любимую песню. В «Королевстве полной луны» есть очень красивый танец: оторвавшись от преследования, герои пользуются передышкой и разбивают лагерь на пляже, включают музыку и неуклюже двигаются под любимую песню — Le temps de l’amour Франсуазы Арди (забавно, что в недавнем «Аттенберге» Рафины Цангари тоже дурачились под ее пение). Героям не нравится, что такой прекрасный пляж не имеет собственного названия, а обозначен только отсчетом миль от ближайшего ориентира. Это место и становится Королевством полной луны. Здесь можно провести свой маленький #оккупайабай, устроить акт неповиновения недружелюбному миру, расправить палатку, читать в ней друг другу приключенческие романы на ночь и учиться целоваться. Пока не придут взрослые и всё не испортят. Пусть герои словно играют в кошки-мышки, но ставки серьезные. Новый фильм Андерсона укладывается в романтический канон нонконформистского американского кинематографа от «Бонни и Клайда» через «Пустоши» Малика к «Прирожденным убийцам».

Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012

Раньше Андерсон снимал взрослых как детей, но сейчас впервые сделал кино просто про детей. Но по большему счету остался верен себе, потому что герои живут примерно тем, что и раньше. Старыми ранами, обидами на невнимание близких, собственной нескладностью. Сюзи сбегает от родителей — рекордсменов по невыносимости — но только после того, как обнаруживает, что у них в качестве настольной книги — руководство по обращению с очень сложными детьми. Быть сложным для других и осознать это — непросто и больно.

И все-таки стиль Андерсона постепенно меняется. На этот раз в работе над фильмом не принимали участие его постоянные соавторы — Ноа Баумбах и Оуэн Уилсон. Вместе с ними он явно многому научился у Уита Стиллмана, но тот в своих «Девах в беде» отказывается от сюжета в пользу изысканных диалогов и снимает современность под ретро, а Андерсон ровно напротив чуть ли не впервые называет конкретный год действия (1965-й, за четыре года до его рождения) и делает кадр еще ярче, чем прежде. Цвета здесь буквально мультипликационные. Видимо, сказался опыт «Бесподобного мистера Фокса». В чистый мультфильм «Королевство полной луны» превращается периодически, стоит только молнии посильнее ударить в персонажей.

Читайте также:  Как нарисовать луну красками для детей

Лучше всего настроение и атмосферу «Королевство полной луны» передает строчка одной из песен неумолкающего в фильме Хэнка Уильяма: «Я отправился на реку посмотреть на проплывающих мимо рыб, но, когда добрался до реки, мне стало так одиноко, что захотелось умереть». Эти слова могли бы стать девизом любого из порывистых и меланхоличных героев Уэса Андерсона. За это на протяжении всех этих лет его продолжают клеймить инфантилом, не замечая того, с какой шутливостью, непосредственностью и мастерством он снимает самые сложные и серьезные сцены. Поскольку «Королевство полной луны» не только роуд-муви, но прежде всего love story, то здесь есть два признания в любви. Первое — на пляже, а вот второе происходит уже ближе к финалу, когда герои решают жениться, и в пионерлагере для них готовят импровизированную церемонию бракосочетания. Прежде чем принять это решение, они отлучаются на приватную беседу. Она снята дальним планом, и мы не слышим, что обсуждают подростки в решающем для их судьбы разговоре. Зато рядом с ними в самый неподходящий момент на стоящий поблизости батут плюхается один из скаутов, который продолжает прыгать до окончания сцены. Прыг-скок.

Королевство полной луны. Реж. Уэс Андерсон, 2012

Чтобы не любить Уэса Андерсона нужно быть страшным занудой и ни разу не заметить, что все самое серьезное в жизни всегда происходит с неповторимой чарующей несуразностью — а что может быть глупее, чем подросток, решивший опробовать батут во время чужого объяснения в любви?

Источник

КОРОЛЕВСТВО ПОЛНОЙ ЛУНЫ: НЕТИПИЧНЫЙ УЭС АНДЕРСОН

Режиссеры: Уэс Андерсон
Страна: США
Год: 2012

«Королевство полной луны», пожалуй, самый лиричный и нежный из немногочисленной, но запоминающейся фильмографии Уэса Андерсона, ведь он посвящен его супруге — художнице Джуман Малуф. С ней режиссера связывают не только многолетние отношения, но и плодотворное творческое сотрудничество: именно Джуман нарисовала обложки к книгам, которые читает Сьюзи в «Королевстве полной луны», придумала образы мсье Густава и Зеро Мустафа в «Отеле „Гранд Будапешт“», озвучила лисицу Агнес в «Бесподобном мистере Фоксе» и курировала вместе с Андерсоном выставку в Музее истории искусств в Вене.

Седьмой фильм Уэса пропитан самоотверженной любовью двух подростков, вдохновляющей и воодушевляющей. Могла ли повлиять Джуман — неизвестно, но «Королевство полной луны» содержит меньше стилистических фишек режиссера, узнаваемого по красочной и яркой палитре, симметричным кадрам и театральной нарочитости. Фильм экспериментирует со сменой локаций, саундтреком, делая его самой нетипичной работой среди других у Андерсона.

Сьюзи Бишоп сталкивается с неконтролируемыми вспышками гнева и непониманием со стороны младших братьев и родителей, а сирота Сэм Шикаски живет в приемной семье и является «самым непопулярным скаутом» в отряде. Двое подростков со сложным отношением с миром оказываются родственными душами и сбегают к утесу на берегу реки. Они уверены, что там они будут счастливы, покуда отряд скаутов, полиция и родители ищут их по лесу, воде и острову.

Возможно, психологические травмы Сэма и Сьюзи привели их к построению собственной маленькой идеальной семьи. Хотя автор фильма ни разу не подвергает их чувства сомнению и проверке на зрелость — как и в остальных фильмах, детские персонажи у Андерсона серьезнее и ответственнее взрослых героев. Семейные проблемы — сквозная тема в творчестве режиссера, однако именно в «Королевстве полной луны» она еще и вызывает ментальные проблемы у подростков и неприятие их родителями. Фильм говорит о важности проговаривания чувств и переживаний, в том числе отрицательных. Это делает картину актуальной сегодня, когда признание депрессии и других психических расстройств, особенно у такой депривированной социальной группы, как тинейджеры, выходит из тени табуированности.

Название фильма похоже на название детской сказки, чем, собственно, и является кинолента. Подыгрывая этому жанру, режиссер как бы снимает с себя ответственность за нереалистичность и нарочитость и возвращает взрослых зрителей в детский мир, где сбежать в лес и жить в палатке — все еще не абсурдно. Торжественный инструментальный саундтрек с музыкой британского композитора Бенджамина Бриттена, такой непривычной после рок-н-ролльных сетов «Семейки Тенненбаум», «Академии Рашмор» или «Поезда на Дарджилинг», напоминает фильмы плаща и шпаги. Сьюзи читает книги о рыцарях и принцессах, а в кадре крупным планом — яркие обложки, на которых изображены все те же рыцари и принцессы. Даже ее дом на отшибе с игрушечным декоративным интерьером напоминает замок. Американский кинокритик Роберт Эберт, анализируя цветовую палитру фильма, отмечает , что она «создает ощущение магического реализма». И, наконец, сами герои воплощают архетипы рыцаря и его дамы.

Читайте также:  Луна 1 преодолел это расстояние за

Глядя на героев из 2021 года, сразу же хочется выделить, что Сэм воплощает мужественность и силу, а Сьюзи — женственность и эстетику. Эта типажность жирно прописана в визуальных образах: скаут с «совершенными навыками выживания» и винтовкой наперевес, и девочка, отправившаяся в поход с котеночком, двумя чемоданами, в парадных туфлях, и, конечно же, в розовом платье и с макияжем. Но так топорно Андерсон не выражается: конечно же, его героиня — его Джуман, несомненно — не может воплощать чистую женственность: она и за себя, и за любимого постоит, вонзив ножницы в спину врагу. Так что в нарочитой «девочковости» Сьюзи кроется ирония на гендерные скрепы.

Нападение Сьюзи — не единственное проявление детской жестокости в фильме, которыми он напоминает роман «Повелитель мух». Хоть это выглядит не так кроваво, как у Голдинга, в диалогах все равно присутствует намек на систематический буллинг Сьюзи в школе и изгоя Сэма в отряде, вражда которого с лидером скаутов Рэдфордом похожа на противостояние Ральфа и Джека, а случайная, но по вине скаутов, смерть собаки выделяется красноречивее всего. Даже если дети и умнее и адекватнее взрослых, то в проявлениях жестокости они уж точно им не уступают.

А теперь о заявленной в начале непохожести на остальные фильмы. В первую очередь, это выбор темы: если ранее любовные линии сопровождали основное содержание, то теперь роман — полноправный сюжет. Еще непривычнее для Андерсона — поместить в центр любовной истории детей, ведь ранее на этом месте находились юные или взрослые люди. Так как режиссер хочет показать непосредственность и самоотверженность любви, невинные дети — лучшие герои для иллюстрации. Показывая, на что готовы ради друг друга Сэм и Сьюзи, Андерсон обращается ко взрослым людям с вопросом: где же ваши чувства, почему они не остаются такими же кристально чистыми и искренними, как у детей? — и не случайно здесь проходит противопоставление детской пары разваливающемуся браку взрослой матери Сьюзи. К тому же, если «Королевство…» — это сказка, то и детским персонажам в ней сам Владимир Пропп велел быть.

«Королевству полной луны» присущи все характерные черты режиссерского стиля Уэса Андерсона, однако именно в этом фильме они претерпевают изменения. В кадре сохранились симметричность, центрированность кадра и следящая съемка, но гораздо меньше присутствует крупных планов, сняты сверху. Красочным и ярким интерьерам, выверенным в цветах и формах, сложнее соревноваться с аляпистой и рассеянной природной палитрой. Выбор основной локации места действия — леса и речного берега — вообще неожиданное решение для Андерсона, ведь события его фильмов практически всегда разворачиваются в искусственных интерьерах, созданных человеком.

Саундтрек сохраняет типичную франкофонию Андерсона, однако это вторая картина, над которой работает композитор Александр Деспла, привнесший в саундтреки этого и последующего фильмов инструментальность и академичность звучания, которые именно в «Королевстве полной луны» впервые количественно преобладают над песенными композициями. В этой же кинокартине дебютируют члены многочисленных актерских коллабораций Андерсона — Фрэнсис МакДорманд, Эдвард Нортон, Боб Балабан, Тильда Суинтон и Харви Кейтель, впервые отсутствуют артисты Оуэн Уилсон, Анжелика Хьюстон и Валли Володарски, возвращается фигура рассказчика.

Тем не менее, все эти непривычные приемы только освежают фильм и показывают творчество Андерсона под другим углом, как со стороны идей, так и со стороны стилистики, давая начало развитию новых тем, образов и настроений в дальнейших фильмах режиссера, таких как «Отель „Гранд Будапешт“», «Остров собак» и предстоящий «Французский вестник».

Читайте также:  Как сделать фазы луны

Источник

«Королевство полной луны».

Я смотрю фильмы не только как зритель, но и как художник. И когда я вижу, что другому художнику удалось потрясающе передать свои мысли и чувства, я ставлю это произведение на полку с шедеврами, с которых надо брать пример. Один из таких шедевров — фильм Уэса Андерсона «Королевство полной луны».

На первый и поверхностный взгляд за красочными декорациями и чудесной операторской работой происходит действие простого фильма о подростках, даже просто сказки. Но после n-ого просмотра, я поняла, что притягивал меня этот фильм на самом деле глубиной, с которой раскрыт важный для всех вопрос жизни, пусть многими и не осознаваемый.

Обо всем по порядку. Во-первых, основные два противостоящих полюса в фильме — это взрослые и дети. Мир и тех и других наполнен проблемами. Главный герой Сэм Шикаски, сирота, живет будто не то в армии, не то в тюрьме, поведение направленное на выживание в столь жесткой среде со стороны кажется неуравновешенным, особенно взрослым. Чудесным детством его жизнь и не назовешь. Но в противовес взрослым, жизнь которых тоже не сахар, Сэм еще не утратил своей чудесной энергии, способности мечтать, и что важнее осуществлять мечту. Он как будто живет в двух мирах — один суровый окружающий мир, второй красочный мир возможностей. Задуманный поход Сэма, в который он взял Сьюзи Бишоп, это поход в свой мир, желание туда уйти и у него это в конце концов получилось. Сьюзи он выбрал тоже не случайно. Ведь Сьюзи тоже живет в двух мирах, ее второй мир, это мир ее книг о волшебных королевствах, главные героини которых девочки. Сьюзи пошла за Сэмом искать такое королевство. И меня просто поразила сцена, где она рассказывает, что она взяла с собой поход — если бы я в двенадцать лет могла так четко осознавать что мне на самом деле нравится!

Сэм Сьюзи Мир Сьюзи

Далее взрослые. Глядя на взрослых в фильме, кажется что пик жизни — это двенадцать лет, а дальше все по-помаленьку скатывается в какую то безвыходную яму. Любовный треугольник, показывающий до чего доходят люди в своей любви, полностью запутавшиеся, страдающие, и не имеющие сил из этой ситуации выбраться. Единственный, кто еще держится на плаву — это мастер скаут Уорд, которого бесподобно сыграл Эдвард Нортон. Скаут Уорд один из тех взрослых, кто нашел способ сохранить себя — работа мастер-скаута. Оставаясь в детском мире, и всерьез играя в их игры он обезопасил себя от безысходности присущей другим. Идеальный в своей роли Эдвард Нортон Незадолго до подвига

После возвращения беглецов взрослые понимают, что им нечего предложить своим детям, кроме того мрака в котором они живут. Одинокий полицейский, которого потрясающе играет Брюс Уиллис, усыновил Сэма, не только что бы спасти его жизнь, но и спасти свою жизнь от полной тьмы.

Действие фильма разворачивается на фоне надвигающегося шторма. Шторм — это кульминация жизни Сэма, либо он уходит в свой прекрасный мир, либо отправляется социальной службой в сиротский приют. Сьюзи была на том же распутье, хоть участь ее была не столь ужасна. Но к счастью они шли до конца, особенно в моменте, когда стояли на краю башни, готовые прыгнуть в бурлящий поток реки. Я даже думаю, что шторм вызвали Сэм и Сьюзи (недаром в Сэма ударяет молния), когда объединились в своем желании изменить свои мир, и затянули в этот водоворот еще и товарищей скаутов Сэма, которые встали на его сторону, полицейского, усыновившего Сэма, адвокатов родителей Сьюзи, которые встали против социальной службы. В общем, жизнь Сэма меняется настолько кардинально, насколько может кардинально поменять окружающее самый сильный шторм.

В одном интервью, Уэс Андерсон признался, что как и Сьюзи любил в детстве те же книги. Думаю, это создало у режиссера особый склад ума, позволяющий за обыденным сюжетом выстроить волшебный мир. При том выстроить ненавязчиво, без мистического пафоса и прочей отталкивающей мишуры. Я очень рада, что открыла для себя такого уникального мастера.

Источник

Adblock
detector